120 Музейные технологии
НА СТРАЖЕ ХРУПКОЙ УТВАРИ...
БУЛГАКОВА Алина, директор Международного института антиквариата, к.п.н.
ВЛАСОВА Елена, главный хранитель фондов Международного института антиквариата
Аннотация: технология хранения изделий из фарфора включает требования к их размещению в запасниках, экспонированию и очистке. Хрупкость материала, сложная форма изделий, наличие позолоты и росписи учитываются при выборе средств очистки изделий из фарфора и керамики.
Ключевые слова: фарфор, керамика, бисквит, глазурь, микалентная бумага.
Abstract: Storage technology of porcelain includes requirements for their placement in storage, exposure and cleaning. The fragility of the material, a complex form of products, availability of gilding and painting are taken into account when choosing a cleaning agents, porcelain and ceramics.
Keywords: porcelain, ceramics, cake, icing, mica paper.
Хранение и уход за предметами коллекций - одна из основных задач музея. В зависимости от их направленности, будь то художественные, естественнонаучные, технические или литературные музеи, все они имеют свою специфику сохранения экспонатов. Так, для картинной галереи важно соблюдать правила по хранению, очистке и транспортировке картин, гравюр, графики и проч., а для музеев естественной истории - геолого-минералогических, палеонтологических, ботанических и зоологических материалов. И естественно, в обоих случаях правила эти совершенно различны. Большое собрание изящных искусств ASG, ориентированное, в основном, на искусство старых мастеров, включает в себя коллекции живописи, мебели, художественной бронзы, часов, фарфора, скульптуры, серебра, шпалер и т.д. Часть этих коллекций демонстрируется в музее, и для того, чтобы придать предметам экспозиционный вид, а также обеспечить их лучшую сохранность, необходимо
не просто избавить их от загрязнений, но и создать все необходимые условия для хранения. Температура воздуха при таком комплексном хранении экспонатов должна быть в пределах 18 +/- 10С, а оптимальные условия относительной влажности - 55% +/- 5%. Одними
из саых хрупких и требующих особого внимания материалов являются фарфор и фаянс. Коллекция керамики собрания ASG насчитывает большое количество изделий из фарфора и фаянса XVIII - начала XX веков: сервизы, вазы, мелкая пластика, разнообразные предметы
Ил. 2. Хранение коллекции керамики БСИИ ASG
также устанавливать их на полу или в проходах, где их можно случайно задеть. Ввиду малой устойчивости предметов керамики и изобилия мелких и хрупких деталей декора, их положение в хранилище должно быть стабильным.
А вот фарфоровые или фаянсовые тарелки лучшие хранить в специальных «гребенках» из дерева или же ставить друг на друга, прокладывая между ними папирусную бумагу, сложенную в несколько слоев, байку или фланель во избежание повреждения росписи или глазури. При хранении тарелок стопками, не более шести штук в одной, внизу всегда находятся более крупные и тяжелые (ил. 3, 4).
сенский фарфор, делфтский, руан-ский, жьенский фаянс и др.
Свои особенности хранения имеют предметы, выполненные из не-глазурованного фарфора - бисквита. Этот «капризный» пористый материал имеет свойство вбирать в себя различные загрязнения, влагу и пыль, в связи с чем изделия из неглазурованной керамики лучше хранить под колпаками или под чехлами из плотной ткани. Чехлы эти делаются из микалентной бумаги или плотной ткани, которые нужно регулярно стирать, а бумажные заменять новыми (ил. 5).
Не менее тщательно следует относиться и к очистке керамики. Чтобы избежать глубокого загрязнения предметов, надо регуляр-
Ил. 3, 4. Хранение тарелок стопками, проложенных салфетками из фланелевой ткани
бытового пользования и личной гигиены. Все эти предметы хранятся в сухих помещениях на деревянных полках в застекленных шкафах или стеллажах, в которых экспонаты хорошо обозримы и в то же время защищены от пыли. Здесь соблюдаются правила их расстановки с учетом давления на полки - более высокие предметы стоят у задней стенки, а небольшие впереди на расстоянии друг от друга (ил. 1, 2). Кроме того, недопустимо хранить фарфоровые и фаянсовые изделия с предметами из каких-либо других материалов, а
Для удобства систематизации коллекции предметы из фарфора и фаянса Большого собрания изящных искусств ASG хранятся отдельными группами в зависимости от периода (с XVIII до начала XX веков) и места их создания: севрская, лиможская мануфактуры, мей-
| Ил. 5. Хранение бисквита под чехлом
Пир ыекуеетБ
№3 (15) 2016
Ил. 6. Промывка изделий из фарфора и фаянса мягкой щеткой в теплой воде с добавлением детского мыла
Ил. 7. Очистка изделия из фарфора взбитой мыльной пеной
Ил. 8. Изделия из фарфора до и после очистки: б) Чашка с блюдцем БСИИ ASG, инв. №11-4003.
Ил. 9. Просушка предмета из фаянса
Ил. 10-12. Удаление загрязнений из труднодоступных мест (углублений) с помощью ватного тампона на лучинке
но проводить их очистку от пыли мягкими флейцами, пуховками или перьевыми сметками. Металлические части кистей при этом должны быть обмотаны тканью для предохранения от случайного удара. Мытье фарфора и фаянса можно производить только мягкой кистью в теплой воде с добавлением спирта, жесткая губка может повредить роспись или позолоту.
Однако таким способом можно мыть абсолютно целые предметы - без трещин и с неповрежденной глазурью. В случае наличия повреждений промывку осуществляют теплой водой только детским мылом или поверхностно-активным веществом ОП-7,
разведенным в дистиллированной, кипяченой или отстоянной воде (ил. 6). Промывка осуществляется взбитой мыльной пеной, которая наносится постепенно сверху вниз щетинными кистями (с обернутыми металлическими частями) с одновременным взмыливанием на поверхности (ил. 7).
На иллюстрации 8 (а, б) для наглядности представлены изделия из фарфора до и после очистки.
Предметы не должны быть сильно увлажненными, и сразу же после очистки их необходимо протирать мягкой салфеткой из натуральной ткани (ил. 9).
Если же возникает необходимость извлечь грязь из углубле-
ний керамического изделия, то в данном случае применяют ватный тампон на деревянной лучинке (ил. 10-12).
Статуэтки следует мыть исключительно в ёмкости, на дно которой предварительно постелить мягкую тряпку или полотенце.
Необходимо контролировать температуру воды, мыть изделия из фарфора нельзя ни горячей, ни слишком холодной водой, оптимальный вариант - тёплая вода, либо комнатной температуры.
Важно подчеркнуть, что все мероприятия с изделиями из фарфора и фаянса, в особенности их транспортировку, необходимо проводить, соблюдая большую
ЭДир искусств №3 (15) 2016
Ил. 14-16. Перемещение изделий из фарфора
осторожность. Предметы переносят чистыми руками, держась за их конструктивно-прочные части во избежание облома фрагментов, не допуская резких движений и ударов. Небольшие изделия рекомендуется переносить, пользуясь чистыми белыми матерчатыми перчатками (ил. 13-16), а для перемещения крупных - пользуются специальными тележками или носилками с мягкими прокладками.
Все вышеописанные правила хранения и очистки изделий из фарфора и фаянса исторически обоснованы, едины для всех музеев и лежат в основе внутримузейной инструкции Большого собрания изящных искусств ASG по организации учета, хранения, реставрации и использования музейных предметов. Безусловно, манипуляции с коллекционными экспонатами должны проводить лишь высококвалифицированные музейные работники и реставраторы, которые несут ответственность за их сохранность перед потомками. В последующих публикациях мы коснемся правил хранения и ухода за масляной живописью, предметами из дерева, драгоценных металлов, образцами ткачества на
Ил. 13. Перемещение изделий из фарфора
примере коллекций собрания ASG. не нанося им урона и сохраняя их Соблюдая эти правила, можно обе- изначальный вид, а значит и автор-спечить артефактам долгую жизнь, ский замысел.
Источник:
Об утверждении Единых правил организации формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в музеях Российской Федерации: Приказ Министерства культуры РФ № 842 от 8.12.2009г. // ГАРАНТ.РУ: http://www. garant.rU/products/ipo/prime/doc/97240/#ixzz4Jes28k5j