Научная статья на тему 'Теория и практика имитационного моделирования в методике обучения безопасности жизнедеятельности бакалавров образования'

Теория и практика имитационного моделирования в методике обучения безопасности жизнедеятельности бакалавров образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / SIMULATION MODELING / METHODOLOGICAL BASES OF MODELING / LIFE SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агеева Елена Львовна, Аракчеев Максим Александрович, Ребриков Андрей Евгеньевич

Определены теоретические, практические и методологические основы имитационного моделирования в методике обучения безопасности жизнедеятельности бакалавров. Раскрыты возможности имитационного моделирования, позволяющие вовлекать бакалавров образования в самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность, направленную на реализацию педагогических проектов в области безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агеева Елена Львовна, Аракчеев Максим Александрович, Ребриков Андрей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORY AND PRACTICE OF SIMULATION IN TEACHING OF THE HEALTH AND SAFETY OF BACHELORS OF EDUCATION

The theoretical, practical and methodological foundations of simulation in the methodology of life safety training bachelors. The possibilities of simulation, allowing to involve bachelors of education in independent search and research activities aimed at the implementation of educational projects in the field of life safety.

Текст научной работы на тему «Теория и практика имитационного моделирования в методике обучения безопасности жизнедеятельности бакалавров образования»

Педагогика

УДК 378

кандидат биологических наук, доцент Агеева Елена Львовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Аракчеев Максим Александрович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Ребриков Андрей Евгеньевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Определены теоретические, практические и методологические основы имитационного моделирования в методике обучения безопасности жизнедеятельности бакалавров. Раскрыты возможности имитационного моделирования, позволяющие вовлекать бакалавров образования в самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность, направленную на реализацию педагогических проектов в области безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: педагогические технологии, имитационное моделирование, методологические основы моделирования, безопасность жизнедеятельности.

Annotation. The theoretical, practical and methodological foundations of simulation in the methodology of life safety training bachelors. The possibilities of simulation, allowing to involve bachelors of education in independent search and research activities aimed at the implementation of educational projects in the field of life safety.

Keywords: pedagogical technologies, simulation modeling, methodological bases of modeling, life safety.

Введение. Многие годы моделирование занимает одно из ведущих мест в спектре методов научного поиска и активно используется в педагогической практике педагогических вузов. Метод моделирования позволяет соединить эмпирический и теоретический подходы, суммировать при изучении объекта эксперимент, отвлечённые научные рассуждения, абстракции, и логические построения. Подчас, педагог, в процессе подготовки к уроку по безопасности жизнедеятельности, сталкивается с необходимостью использовать возможности, которые даёт педагогическое моделирование. Для более полного осмысления сущности моделирования в теории и методике обучения безопасности жизнедеятельности нужно определиться с тем, что представляет из себя модель. Модель представляет собой упрощённый, искусственно полученный объект в форме материальных тел, математических или логических абстракций. Модель позволяет продемонстрировать важные для решения той или иной задачи характеристики изучаемого предмета, взаимосвязь его частей [4]. На протяжении столетий человек моделировал окружающий мир. Ещё в первобытные времена люди отображали объекты материального мира в петроглифах, декоративных украшениях и ритуальных фигурах. Во все периоды модели сопровождали не только ритуальные действия, но и процесс передачи знаний.

Изложение основного материала статьи. И в наши дни нельзя представить себе научно-педагогический поиск в профессиональном образовании будущего учителя без использования моделей, которые отображают предметы и явления, недоступные для непосредственного наблюдения.

Обобщая классификации моделей, Е. А. Лодатко выделяет несколько групп:

1) физические, материальная сущность которых подобна оригиналу;

2) вещественно-математические, описывающие с помощью математического аппарата природу исходного объекта или явления материального мира;

3) логико-семиотические, использующие специальные символы и схематические построения [9].

Процесс создания моделей принято называть моделированием.

Необходимо указать на то, что модели создаются как посредством психических процессов (абстрактные модели), так и с использованием объектов материальной природы. Такие модели называют предметными [5].

Моделирование так же разделяют на предметное и знаковое.

Предметное манипулирует с моделями, отображающими внешний вид, определённые характеристики или функциональные особенности исходного объекта.

Знаковое моделирование отражает природу объекта-оригинала с помощью математических абстракций, схем или графических изображений [5].

Абстрактные модели формируются с помощью средств мышления за счёт вербального аппарата, в том числе математического или логического. Подобные модели позволяют воссоздать максимальное соответствие реальным условиям, которое может быть достигнуто на данном этапе научного познания [5].

В практическом аспекте, моделирование несёт дескриптивную, нормативную и прогностическую функции.

Дескриптивная, иначе говоря, описательная функция состоит в том, что посредством абстрагирования становится возможным в той или иной мере просто разъяснить природу исследуемых объектов [6].

Благодаря прогностической функции моделирования достигается предвидение поведения объекта с течением времени, то есть развития педагогических тенденций в школьном образовании по безопасности жизнедеятельности.

С помощью нормативной функции моделирования становится возможным сформировать нормативный, иначе говоря, отвечающий определённым требованиям, образ модели современного образования в соответствие с требованиями ФГОС общего образования.

Сегодня профессиональная педагогика и методика обучения безопасности жизнедеятельности не может быть представлена в отрыве от использования моделей всех типов. Моделируются как содержание

образования в области безопасности жизнедеятельности и методики его изучения в общеобразовательных организациях, так и процесс его практического освоения. Важная педагогическая роль имитационного моделирования состоит в том, что оно выступает эффективным методом обучения безопасному поведению школьников в ситуации природных, техногенных, социальных рисков. Педагог должен хорошо владеть методами моделирования и активно использовать различные модели, поскольку при изучении основ безопасности жизнедеятельности обучающиеся включаются в деятельность по моделированию продуктов своего труда, обобщению изученного материала, его структуризации. Построение обучающимися моделей тех или иных явлений в области безопасности жизнедеятельности помогает представить материал в свёрнутом виде и обобщить получаемый результат. Выполненные учебные модели в наглядной и убедительной форме демонстрируют понимание и степень усвоения информации.

По достигаемым в ходе использования моделей целям обучения выделяют: имитационные, научно-технические, игровые, опытные, учебные модели [5].

К учебным моделям в методике обучения безопасности жизнедеятельности относятся разного рода имитационные манекены, учебные тренажёры, демонстрационные пособия и программные средства, позволяющие визуализировать и имитировать то или иное изучаемое явление. Опытные (натурные) модели, являясь масштабными изображениями исследуемого объекта, позволяют полнее исследовать его и спрогнозировать те или иные свойства. Научно-технические модели необходимы, чтобы обучающиеся могли исследовать моделируемые процессы. Игровые модели не только демонстрируют ситуативное поведение объекта исследования, но и позволяют показать его во взаимосвязи с другими объектами, имеющими конкурентную, союзническую или иную природу. Имитационные модели демонстрируют результат определённых манипуляций на реалистичную обстановку.

Моделирование служит важным механизмом управления учебно-воспитательным процессом по безопасности жизнедеятельности, помогая в его оптимальном планировании, мотивации, рациональной организации на уроках и во внеурочной деятельности обучающихся, координации и мониторинга с целью ликвидации возникающих проблем, контроля как со стороны учителя, так и самоконтроля субъектов образования, а также определения перспектив развития. Моделирование служит эффективным методом модульного структурирования предлагаемой для изучения информации и методов ее изучения, пример которой изложен нами на материале оказания первой помощи пострадавшим [3, 7].

Педагогами-теоретиками и педагогами-практиками накоплена богатейшая база по инновационному моделированию различных педагогических явлений. Ее анализ позволил установить методологические основы моделирования. Под методологической основой моделирования в педагогике подразумевается ряд принципов, способствующих формированию педагогического процесса и отражающие определенные требования, предъявляемые к педагогической деятельности, И.В.Непрокиной рассматриваются следующие принципы:

Принцип последовательности и систематичности основывается на применении принципов эмоционально-чувственного и рационально-логического мышления и говорит о том, что процесс обучения должен быть организован так, чтобы вся работа базировалась на эмоциональной платформе и ранее изученном материале, обеспечивая планомерное поступательное движение от простых видов деятельности к более сложным, обеспечивая, тем самым, развитие обучающихся.

Принцип сознательности и активности используется для того, чтобы реализовать овладение материалом на осознанном понятийном уровне.

Применение принципа доступности и посильности, опираясь на психологические особенности подросткового возраста, служит целям успешного выполнения учебных заданий, поддержания мотивации на высоком уровне и формирования активной жизненной позиции по отношению к объекту оказания первой помощи.

Использование принципа прочности и действенности результатов образования необходимо для обеспечения потребности подростков в познании и коммуникации, формирования связи материала, изученного в разных классах [8].

Очевидно, невыполнение этих принципов приведёт к неэффективности использования метода моделирования в педагогической практике [11].

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе подразумевает формирование у обучающихся общеучебных навыков и умений, единых общеупотребительных алгоритмов действий, направленных на купирование негативных воздействий опасных и вредных факторов чрезвычайной ситуации и ключевых компетенций. Вследствие этого, приоритетными видами учебно-познавательной деятельности являются:

1) выявление способов достижения приемлемого результата в ходе решения типовых учебных задач по безопасному поведению с помощью известного набора алгоритмов (правила поведения в различных чрезвычайных ситуациях;

2) в тех случаях, когда типовые наборы алгоритмических последовательностей не могут быть применены, обучающиеся прибегают к их комбинированию;

3) изыскание творческих подходов к решению учебно-практических задач, в частности за счет анализа конкретных ситуаций;

4) целенаправленный отказ от стереотипных действий и подходов к решению задач, поиск оригинальных подходов.

Касаясь вопросов моделирования в теории обучения безопасности жизнедеятельности необходимо отметить, что эффективность усвоения материала обучающимися в большой степени зависит от использования семантических схем, физических моделей, математических абстракций и других видов моделей. Моделирование позволяет решать задачи оптимизации логических конструкций безопасной деятельности, координации учебного процесса, конструирования и анализа результатов обучения. Наша практика показывает, что использование принципа частичного подобия позволяет применять наглядные модели при исследовании той или иной методической системы в виде заместителя (представителя) рассматриваемой системы. Обладая сравнительной простотой, модели позволяют осуществлять подобную замену с максимальной наглядность. Применение метода имитационного моделирования, используя возрастное стремление подростка к самостоятельному поиску решений практических задач, позволяет педагогу поддерживать интерес к изучению дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в

школе, сформировать у обучающихся творческое и критическое мышление. Они рационально-логически с помощью методов дедукции и индукции могут сформировать и воплотить в реальных осмысленных действиях алгоритм решения той или иной практической задачи.

Имитационное моделирование включает ряд компонентов: игровая деятельность, собственно имитация, поисково-исследовательская работа, анализ конкретных ситуаций. В обучении безопасности жизнедеятельности широко применяется игровое моделирование относят, поскольку характер игровой деятельности заключается в ее имитационности. Имитация означает показ наиболее существенных черт изображаемой опасной реальности, в которой школьники осваивают различные формы безопасного поведения. Эффективным способом является решение ситуационных задач, в которых предлагается проблема, с которой сталкивается каждый школьник в повседневной жизни (насилие, обман, мошенничество). Педагог должен овладеть приёмами моделирования таких форм организации учебной деятельности как для достижения конкретных психолого-педагогических эффектов, так и для формирования образа педагогического процесса в целом [1, 8].

Поскольку в ряду образовательных результатов курса обучения основной школы предполагается развитие постоянной готовности обучающихся к действию при возникновении чрезвычайной ситуации, то очевидна необходимость в реализации практико-ориентированного подхода в обучении [2].

При очевидной необходимости осуществления практико-ориентированного подхода, не вызывает сомнения необходимость организации практических занятий по обучению первой помощи пострадавшим с высокой степенью визуальной достоверности, способствующей развитию вовлечённости обучающихся в моделируемую ситуацию. Такая подготовка позволяет: получить определённый опыт работы в условиях, приближенных к реальным;

проверить на практике возможность реализации тех или иных моделей поведения; собрать данные для самодиагностики своего психологического состояния при действии в условиях контролируемого стресса; спланировать и провести коррекцию собственного психологического статуса.

Изучение первой помощи в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» невозможно представить себе без применения схем, макетов, учебных тренажёров и реалистичной имитации обстановки на месте происшествия. Отечественная и зарубежная промышленность выпускает большой ассортимент учебных пособий, моделей ран, имитаторов опасных факторов чрезвычайной ситуации и манекенов-тренажёров для обучения оказанию первой помощи пострадавших любого возраста, пола и национальности [13]. Акцентирование, при помощи имитационных моделей, внимания подростков на проблемах травматизма и оказания первой помощи, помогает в формировании личности безопасного типа, создаёт дополнительную мотивацию для становления здорового образа жизни и безопасных, рациональных моделей поведения.

Занятия, проводимые с использованием метода имитационного моделирования, позволяют формировать глубокий эмоциональный отклик, направленный на оказание помощи окружающим, тем самым формируя активную гражданскую позицию, национальную идентичность, готовность к защите Отечества и службе в Вооружённых силах.

Создание имитационных моделей и использование их в образовательной деятельности позволяет лучше использовать творческие резервы педагогов, совершенствовать их профессиональную компетентность. Благодаря применению метода имитационного моделирования, становится возможно более полно обеспечить оптимальные условия для развития и совершенствования таких качеств личности, как решительность, внимание к проблемам окружающих, способность принимать ответственность за собственные поступки. Обучающиеся реализуют, обусловленную возрастными особенностями, потребность к самостоятельности, принятии социально и практически значимых решений, анализу собственных переживаний. Благодаря возможностям, предоставляемым имитационным моделированием, становится проще активнее вовлекать обучающихся в самостоятельную учебную деятельность, направленную на реализацию учебно-исследовательских проектов, мотивируя их к осуществлению целесообразной, целенаправленной и результативной творческой работе. Расширяются возможности по вовлечению в образовательную деятельность сверстников и родителей.

Выводы. Таким образом, рассмотренные теория и практика имитационного моделирования в методике обучения безопасности жизнедеятельности бакалавров образования позволили сделать вывод о его современной востребованности в профессиональной подготовке будущих учителей. С его помощью становится возможным более полно обеспечить оптимальные условия для развития современной системы профессиональной педагогического образования на компетентностной основе, совершенствования таких личностно-профессиональных качеств, как гуманность, творчество, готовность к инновациям, внимание к проблемам обучающихся, способность принимать ответственность за качество обучения. Благодаря возможностям, предоставляемым имитационным моделированием, становится проще вовлекать бакалавров образования в самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность, направленную на реализацию педагогических проектов в области безопасности жизнедеятельности, а также выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ. Расширяются возможности по вовлечению в образовательную деятельность сетевого взаимодействия и цифровых моделей коммуникации, активизирующие творческие резервы будущих педагогов, совершенствование их профессиональной компетентности.

Литература:

1. Агеева Е.Л., Агеев А.А. Кейс - технологии как инновационный вектор в условиях модернизации отечественной школы В сборнике: Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность сборник статей по материалам XIV Международной научно-практической конференции. 2017. С. 63-66.

2. Агеева Е.Л., Агеев А.А. Практико-ориентированный подход при освоении обучающимися способов безопасного поведения в природных условиях. Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 57. - Ч. 10. - 380 с.

3. Агеева Е.Л., Сухов Г.В. Использование имитационного моделирования при освоении обучающимися основной школы способов оказания первой помощи пострадавшим. Современные научные исследования и разработки. 2018. №6 (23). С. 40-44.

4. Бешенков, С.А. Моделирование и формализация: метод. пособие / С.А. Бешенков. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. - 336 с.

5. Богатырев, А.И. Теоретические основы педагогического моделирования (сущность и эффективность) // Издательский дом «Образование и наука». URL: http: // www.rusnaukaxom/SND/Pedagögica/2_bogatyrev0/o20a.L doc.htm (дата обращения: 19.03.2018).

6. Камерилова Г.С., Модульная технология в системе высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности в условиях заочной формы обучения / Камерилова Г.С., Агеева Е.Л. // Вестник Мининского университета. 2016.№4(17). С. 27. [Электронный ресурс]. URL:https://elibrary.ru/download/elibrary_28351652_66137063 .pdf (дата обращения 22.11.2018)

7. Картавых М.А., Камерилова Г.С., Прохорова И.В., Агеева Е.Л., Веряскина М.А.Коммуникативная компетентность учителя физической культуры в области безопасности жизнедеятельности. Теория и практика физической культуры. 2016. № 11. С. 17-19.

8. Лодатко, Е. А. Моделирование педагогических систем и процессов: монография / Е. А. Лодатко. — Славянск: СГПУ, 2010. — 148 с.

9. Манекены, учебные классы, тренажёры и инструменты // ОАО "Медиус". URL: http://www.medius.ru/ (дата обращения: 29.03.2018).

10. Непрокина И.В. Метод моделирования как основа педагогического исследования // Теория и практика общественного развития. — 2013. — №7. — С. 61-64.

11. Образование в области безопасности жизнедеятельности: пишем магистерскую диссертацию: учебное пособие / Картавых М.А., Камерилова Г.С., Агеева Е.Л. — НГПУ: Мининский университет, 2015.

12. Учебные наглядные пособия, Медицинские манекены тренажёры, фантомы, муляжи, анатомические модели и атласы // АтЬи. URL: https://www.laerdal.com/ (дата обращения: 29.03.2018).

Педагогика

УДК 372.881.111.1

кандидат педагогических наук, доцент Амирова Гузэль Гаяновна

Учреждение высшего образования, Университет Управления «ТИСБИ» (г. Казань); кандидат филологических наук, доцент Садыкова Гузель Зуфаровна

Учреждение высшего образования, Университет Управления «ТИСБИ» (г. Казань)

ПЕРЕВОД: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НАВЫК ИЛИ СТРАТЕГИЯ ОБУЧЕНИЯ (ИНОСТРАННЫЙ

ЯЗЫК ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ)

Аннотация. Авторы анализируют место перевода в преподавании иностранного языка в качестве профессионального студентам-юристам. Решение данной лингвистической задачи требует внимания к структурным особенностям языка, что значительно облегчает использование тщательно разработанной системы по обучению переводу, что в свою очередь, повышает уровень владения грамматикой и способность правильно определять основную идею текста.

Ключевые слова: иностранный язык, иностранный язык для специальных целей, традиционный перевод, метод функционального перевода, неязыковой вуз.

Annotation. The author analyzes the role of translation in teaching a foreign language to university students. The solving a linguistic task that requires attention to the structural features of the language, is to a great extent, simplified by a system, carefully designed for teaching translation, which, in its turn, increases the level of grammar proficiency and the ability to identify correctly the basic idea of the text.

Keywords: foreign language, traditional translation, method of functional translation.

Введение. Совершенно очевидно, что двуязычие становится постепенно не только важным, но и необходимым навыком для всех, кто хочет идти в ногу с сегодняшней быстро растущей глобальной экономикой. Поскольку все больше и больше людей признают важность изучения дополнительного языка, те, кто говорит только на одном языке, станут менее конкурентоспособными на свободном рынке труда. «В связи с модернизацией производства, научно-технической революцией, «включением» в мировой рынок, развитием коммерческой, экономической, управленческой сфер деятельности, потребностью в профессиональном росте и социальной мобильности в языковом поведении членов современного полиэтничного социума активно формируются установки на изучение иностранных языков» [1].

Язык - это искусство, которому нужно учится долго и регулярно. Хотя машинный перевод часто может переводить смысл предмета, он не обладает тем творческим умение, которое пока свойственно только человеческому мозгу. Переводчики- профессионалы, владеющие системами обоих языков, смогут понять детализированные тонкости языков и тем самым смогут сохранить творческую структуру и содержание. Каждая культура имеет разные ценности и нормы, которые вплетены в язык культуры. При переводе вашего делового контента с одного языка на другой очень важно быть чувствительным к этим различным культурным нормам и ценностям. Без подлинного понимания культуры людей, которые говорят на этом языке, очень легко потерять взаимопонимание [4].

В многоязычных обществах и в глобализованном мире перевод окружает нас везде, это акт общения: в семье, школе, больнице, суде при до деловых встречах и на встречах высшем уровне. Мы пользуемся им при виде иноязычных ценников, меню, субтитрах, новостных интервью и многих других местах. «Считается, что, когда обе стороны в системе образования готовы получать и принимать требуемые знания о разных культурах, задавать правильные вопросы, успех в международной среде неизбежен и легко поддерживается необходимыми программами» [2, 178-184].

Использование перевода, безусловно, является естественным способом обучения иностранному языку. Его можно использовать для практических навыков, диагностике уровня владения языком и при тестировании. Перевод также полезен сам по себе. И не только для профессиональных переводчиков и преподавателей. Кроме того, он позволяет студентам соотносить новые знания с существующими знаниями (как рекомендовано многими теориями обучения), способствует осознанию и пониманию языка, а также подчеркивает различия и сходство между иностранным и родным языком. Кроме того, он облегчает контроль в процессе обучения и, сохраняя первую языковую идентичность, помогает создавать новую двуязычную личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.