ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ И ЕГО ИНФАНТИЛИЗАЦИИ И КРИМИНАЛИЗАЦИИ
Аннотация: в статье предлагаются авторские методы исследования индивидуального правосознания и криминально-правового инфантилизма.
Авторы исходят из того, что индивидуальное правосознание формируется не изолированно, а во взаимосвязи с другими подструктурами личности человека, включая его подсознание. Таким образом, правосознание проходит и все фазы формирования отношения к действительности — от детско-эгоцентрического, инфантильного до взрослого, которое в идеале является адекватным современным условиям жизнедеятельности. При этом достижение этого последнего уровня осложнено и различными моментами общественного прогресса, и особенностями воспитания. И здесь существенную роль играет такое современное явление в структуре сознания, как криминальный инфантилизм, который является отнюдь не недоразвитием человека, а напротив, сложившейся формой взрослого (по существу, потребительского) сознания, обеспечивающей ему адаптацию к условиям жизнедеятельности, если окружение это позволяет.
Криминально-правовой инфантилизм существенно влияет на структуру индивидуального правосознания. В результате совместного исследования двух представленных явлений авторы предлагают коэффициент криминально-инфантильной зара-
Д. В. Сочивко, Т. А. Симакова
женности как дополнительную шкалу к опроснику «Индивидуальная структура правосознания».
Ключевые слова: индивидуальная структура правосознания, криминальный инфантилизм, криминально-правовой инфантилизм, правовая культура, правовой нигилизм, правовой авантюризм, ответственность.
Правосознание является в настоящее время междисциплинарной проблемой, а приоритетными направлениями исследования остаются области права и философии. Его обычно рассматривают как одну из форм философской категории «сознание». Правосознание еще с советских времен в отечественной науке исследуется как одна из форм общественного сознания. В традициях отечественной науки советского периода уделялось слишком большое внимание общественному, массовому сознанию или мировоззрению и принижалось значение индивидуального. Это доказывает острую необходимость исследования роли индивидуального правосознания — сферы детерминирующих отношений личности, еще недостаточно исследованной в психологии.
Правосознание взаимодействует и с другими формами общественного сознания, и в процессе этого взаимодействия различные формы сознания видоизменяют друг друга. Так, утрата обществом твердых моральных усто-
ев, беспрестанные поиски нравственных ориентиров гражданского общества приводят к падению уровня конструктивного правосознания, а затем и деструкции индивидуального правосознания.
Таким образом, в настоящее время актуальным становится вопрос об индивидуальном правосознании, его психологической природе на основе всестороннего синтеза современного знания и исторических трудов отечественных мыслителей. Важно, чтобы эта философско-психологическая категория предстала как некая подструктура личности человека, что позволило бы перейти к ее психологическому измерению и последующей коррекции с целью сохранения национальной безопасности современного общества.
Индивидуальное правосознание формируется не изолированно, а во взаимосвязи с другими подструктурами личности человека, включая его подсознание. Таким образом, правосознание проходит все фазы формирования отношения к действительности — от детско-эгоцентрического, инфантильного до взрослого, которое в идеале является адекватным современным условиям жизнедеятельности.
Однако достижение этого последнего уровня осложнено различными моментами общественного прогресса и
особенностями воспитания. В своей работе [8] мы исследовали такое современное явление в структуре сознания, как криминальный инфантилизм, который является отнюдь не недоразвитием человека, а напротив, сложившейся формой взрослого (по существу, потребительского) сознания, обеспечивающей ему адаптацию к условиям жизнедеятельности, если окружение это позволяет.
Психодинамическое исследование криминально-правового инфантилизма предполагает исследование его побудительной роли в общей структуре личности. С позиций психодинамического подхода необходимо рассмотреть все возможные психоэнергетические взаимодействия вновь определенного конструкта с личностью в криминально правовом аспекте. В таблице 1 представлены криминальные и пра-вопослушные типы личности и инфантилизма.
Эти типы в общем и целом могут быть охарактеризованы следующим образом:
I. Ик: Криминальный инфантил, маменькин сынок, потребитель, иногда тунеядец, не гнушается ложью и мелким (не опасным) воровством, которое нередко приводит к судимости из-за недооценки криминального содержания поступка; отличительные черты: соци-
Таблица 1
Возможные соотношения криминального и правопослушного инфантилизма с правопослушной или криминальной личностью
Показатель Криминальный Правопослушный
Инфантилизм (инфантил) I Ик II Ип
Личностный рост, направленность личности III Лк IV Лп
альная трусость, отсутствие сформированных морально-нравственных норм, плохое образование, поверхностность во всем, эгоцентризм, эгоизм.
II. Ип: Правопослушный инфан-тил, маменькин сынок, потребитель, иногда тунеядец, но способен оценить опасность лжи и воровства, поэтому делает это очень скрытно, иногда проявляя смекалку в устройстве собственных интересов за счет других, вероятность судимости невелика, может обладать неплохим образованием, поверхностность в мировоззрении и морали, социальная трусость, иногда проявляет глубину знаний в узкоспециальной области, его отличают эгоцентризм, эгоизм.
III. Лк: Криминальная личность,
высокий уровень криминальной де-структивности личности, высока вероятность судимости, однако возможны варианты и хорошо скрываемого криминала, ловкий уход от уголовной ответственности, осторожный, может иметь хорошее образование, интеллект выше среднего, хитрый эгоист; на «зоне» достаточно авторитетная личность. Учитывая способность к личностному росту, возможно психологическое исправление.
IV. Лп: Правопослушная личность, низкая криминальная деструктивность, способность к самореализации, глубокое осознание морально-нравственных норм, признание интересов других, духовная способность отдавать.
Код психодинам. типа Психодинамический тип Духовное личностное состояние Поведенческий психодинамический вектор (девиз)
ИК ИП Формирующийся криминальный инфантилизм Неосознанность асоциального поведения А что я такого сделал?
ИК ЛК Личностно-криминальный инфантилизм Проба и принятие асоциального поведения Главное, чтобы никто не узнал
ИК ЛП Подавляемый криминальный инфантилизм Осознание и стыдливость асоциального поведения Наплевать, кому какое дело, мелочь, никто не заметит
ИП ЛК Криминально-правовой инфантилизм Норма асоциального поведения Если очень хочется (нужно), то все можно
ИП ЛП Правопослушный инфантилизм Стремление к нивелированию последствий асоциального поведения Как-нибудь поосторожнее (что-то эгоистически нарушить)
ЛК ЛП Постинфантильная личность Преодоление потребности асоциального поведения Кто я: достойный человек или прохиндей?
Прочие Различные неустойчивые психодинамические циклы
Таблица 2
Шесть психодинамических циклов (типов поведения), сопряженных с криминально-правовым инфантилизмом
Чтобы определить психодинамические типы собственно криминально-правового инфантилизма во всех его взаимовлияниях, необходимо построить комбинаторную схему всех возможных психодинамических взаимодействий указанных личностных типов (как текущих состояний приверженности тому или иному типу, или личностных ролей) [9].
В таблице 2 представлены возможные циклы взаимосменяемости указанных четырех ролей личности в ее целостной психодинамике. Так, инфантил криминальный, готовый к серьезным асоциальным поступкам, может во внутреннем плане переживаний выступить в роли инфантила правопослушного, который будет искать более безопасные пути удовлетворения своих инфантильных желаний. По мере развития ситуации вновь на первый план выступит инфантил криминальный, таким образом, образуется цикл, который стано-
вится характерным для личности [6]. Всего существует шесть таких циклов (табл. 2).
Разработанная психодинамическая методика типологического анализа индивидуальной структуры криминально-правового инфантилизма (табл. 3) позволяет определить, к какому из шести психодинамических типов относится испытуемый, а также определить один из четырех (см. выше) преобладающих статических типов, который принимает на себя большинство замыканий в интрапсихической психодинамике личности.
Криминально-правовой инфантилизм, являясь формой взрослого сознания и соответствующего (потребительского, по существу) поведения как способа адаптации к окружающей действительности, формируясь и укрепляясь, начинает воздействовать на самые разные сферы личности. Таким образом, криминальный инфантилизм мож-
Таблица 3
Метод психодинамической диагностики определения типа криминально-правового инфантилизма Д. Сочивко (с ключом*)
Внимательно прочитайте весь опросник, затем инструкцию, и, если задание понятно, приступайте к работе.
Ик I. Бывает, что Вы чувствуете себя так, как будто о Вас все забыли, все Ваши просьбы и требования игнорируются, и Вам кажется, Вы на все готовы, чтобы привлечь к себе внимание и добиться исполнения хотя бы некоторых Ваших желаний, тогда...
1. Вы постараетесь наладить контакт с теми, кто Вас интересует, чем-то угодить, создать о себе максимально хорошее впечатление, чтобы попросить или потребовать то, что Вам нужно Ик - Ип
2. Вас не интересуют интересы и поведение других, Вы поставите своей задачей отстаивание всех своих требований, чего бы Вам это ни стоило Ик - Лк
3. Вы постараетесь проанализировать ситуацию, понять, что Вы, возможно, сделали не так, что Вы можете исправить, и как себя повести, чтобы добиться желаемого Ик - Лп
* Пользование ключом психодинамических методов подробно описано в книге Д. В. Сочивко «Психодинамика».
Ип II. Представьте себе, что Вам предстоит решить какую-то сложную проблему, например поступить на интересующую Вас работу, занять какое-то место в коллективе и т. п., тогда...
1. Вы постараетесь наладить нужные контакты, угодить всем, кто может быть Вам полезен, не остановитесь и перед тем, чтобы раскрыть все отрицательные черты и поступки того, кто Вам препятствует, чтобы показать, что именно Вы, а не кто-то другой должен занять это место Ип - Ик
2. Вы не будете особенно церемониться в отношении тех, кто Вам препятствует. У Вас всегда найдутся средства нужным образом воздействовать на людей Ип - Лк
3. Вы постараетесь проанализировать Ваши возможности достижения цели и то, насколько это для Вас действительно важно. После чего сформулируете и открыто предъявите окружению свои возможности, требования и желания достижения цели Ип - Лп
Лк III. Вы оказались в угрожающей ситуации, когда Вам необходимо преодолеть серьезное сопротивление окружающих в достижении Ваших целей, тогда.
1. Вы, конечно, очень рассердитесь и озлобитесь на Ваше окружение и направите все свои усилия на выяснение отношений и восстановление собственной значимости в этой ситуации Лк - Ик
2. Вы постараетесь наладить заново дружелюбные отношения со всеми с целью добиться оказания Вам помощи, даже если для этого потребуется некоторая доля обмана и ущемления чьих-то интересов Лк - Ип
3. Вы будете до конца отстаивать свои права, стараясь никого не обидеть, если только Вас не вынудят к решительным и прямолинейным действиям, возможно, и неприемлемым для окружающих Лк - Лп
Лп IV. Представьте себе, что Вы находитесь в том состоянии, что можете изменить свою жизнь, обрести новый, более высокий социальный статус, заняться действительно интересным и перспективным делом, тогда.
1. Вы, наверное, сделаете все, чтобы достичь всего возможного, с чьей-то помощью или протекцией, возможно, даже скрывая что-то или обманывая ради дела Лп - Ик
2. Вы тщательно просчитаете все возможные риски, много раз подумаете, не проще ли оставить все, как есть, посоветуетесь с близкими и друзьями, может, они Вам помогут решить все как-нибудь попроще Лп - Ип
3. Вы тщательно продумаете стратегию своего поведения, возможные препятствия со стороны окружающих и способы их преодоления. Никто и ничто не должно Вам помешать, чего бы это ни стоило Лп - Лк
Инструкция: В каждом из четырех пунктов (отмечены римскими цифрами) выберите только одно (из трех возможных) продолжение описанного состояния (отмечено арабскими цифрами), наиболее характерное для Вашего способа поведения в указанной ситуации. Выбранный вариант отметьте подчеркиванием (кружком, галочкой) кода в крайнем правом столбце. Если Вам понятна инструкция, то начинайте работать.
но исследовать и по его внутрисистем- Наибольшее сращивание криминальным личностным связям, как бы по сле- ного инфантилизма наблюдается со дам его деструктивного воздействия. структурами индивидуального право-
сознания, для исследования которого нами была разработана соответствующая опросная методика (табл. 4), позволяющая получить оценки по четырем шкалам: «правовой нигилизм», «правовая безответственность», «правовая культура» и «правовой авантюризм».
Описание шкал. Шкала «Правовой нигилизм» (табл. 5) направлена на оценку того, насколько человек готов отрицать правовые нормы при принятии решений в различных ситуациях. В данном случае речь идет об нигилистической правовой установке на то, что правовые нормы и законность можно нарушать всегда, когда это не грозит большой опасностью. Такая установка ярко выражена при высоких оценках по шкале и отсутствует при низких. Средние оценки приведены в таблице 9.
Шкала «Правовая безответственность» оценивает готовность человека отвечать за свои (и ближайшего своего окружения) поступки. Высокие оценки по шкале характеризуют человека, которого мало интересует законность его действий, все необходимые решения нужно продавливать силой, не считаясь с законностью, знание законов и правовых норм совершенно не обязательно.
Шкала «Правовая культура» оценивает личностную установку не только на знание правовых норм, но и на стремление их правильно употреблять в своей жизни и работе. Высокие оценки характеризуют человека, имеющего хорошие правовые знания и настроенного на расширение своего правового кругозора, а также на следование в своем поведении правовым нормам. Низкие оценки говорят об отсутствии правовой культуры. Высокий уровень показателей по этой шкале, очевидно, свиде-
тельствует и о зрелости личности, преодолению криминально-правового инфантилизма.
Шкала «Правовой авантюризм». Высокие оценки по шкале свидетельствуют как об общем авантюризме личности, так и о «динамической тенденции» (говоря словами С. Л. Рубинштейна) поиграть с законом. Такие люди отличаются нарочитой небрежностью в работе, граничащей с правонарушением, манипулятивны в общении. Низкие оценки означают отсутствие правового авантюризма.
Анализируя представленные описания шкал методики «Структура индивидуального правосознания», можно убедиться в том, что этот метод как единый измерительный инструмент показывает степень зараженности индивидуального правосознания криминально-правовым инфантилизмом (КИ-зараженность). Высокая правовая культура при низких оценках по трем другим шкалам свидетельствует о низкой зараженности, обратная ситуация — о высокой. Исходя из этого, мы предлагаем дополнительную шкалу оценки криминально-инфантильной зараженности индивидуального правосознания, показатели по которой рассчитываются как частное от деления суммы показателей по шкалам «Правовой нигилизм», «Правовая безответственность» и «Правовой авантюризм» на показатель по шкале «Правовая культура».
В таблице 9 приведены средние оценки показателей по шкалам методики «Структура индивидуального правосознания» по общей матрице различных категорий граждан (студентов вузов, преподавателей, работников со-
Таблица 4
Опросник «Структура индивидуального правосознания» Сочивко — Симаковой
Инструкция: Просим Вас ответить на следующие 49 вопросов. Ответу «да» соответствует «+» перед вопросом, ответу нет «-».
1. + - Допустима ли небрежность при исполнении обязанностей по должности?
2.+ - Допускали ли ваши родственники высказывания о том, что можно брать все, что лежит без присмотра?
3.+ - Вы с уважением относитесь к любой форме собственности?
4.+ - Вы считаете правильным всегда придерживаться буквы закона при решении текущих вопросов?
5.+ - Как вы считаете, все законы являются правильными и обязательными для исполнения?
6.+ - Как вы считаете, допустимо ли использовать силовой метод для решения спорных семейных вопросов?
7.+ - Всегда ли вы контролируете выполнение подчиненными заданий?
8. + - Возникает ли у вас желание при распределении материальных ресурсов оформить большую их часть на себя?
9. + - Вы часто употребляете спиртные напитки?
10.+ - Ради получения повышения по службе могли бы вы закрыть глаза при подготовке документов на небольшие отклонения от правовых норм?
11. + - Вам случалось нарушать общественный порядок?
12. + - Как вы считаете, обеспечивает ли выполнение всех правовых норм независимость и свободу действий?
13. + - Способны ли вы, даже если это испортит отношения с вашим руководством, отказаться от выполнения распоряжений, противоречащих правовым нормам?
14. + - Необходимо ли, по вашему мнению, убеждать начальство следовать букве закона?
15. + - Склонны ли вы к авантюризму?
16. + - Вам нравится посещать в казино?
17. + - Вы считаете, что необходимо все конфликты решать силой?
18. + - Подчиненный, который ослушался руководителя, достоин крайних форм наказания?
19. + - Вы ознакомились со всеми нормативными документами, связанными с обеспечением ваших функциональных обязанностей?
20. + - Как вы считаете, учреждение, где вы работаете, предназначено прежде всего для обеспечения ваших потребностей?
21. + - Как вы считаете, допустимо ли привлекать подчиненных к выполнению заданий вне их функциональных обязанностей для решения личных проблем руководителя?
22. + - Допустимо ли давать поручения подчиненным сверх их функциональных обязанностей?
23. + - Допустимо ли давать подчиненным поручения, противоречащие Трудовому кодексу, которые, однако, принесут существенную прибыль и руководителю и подчиненным?
24. + - Допускаете ли вы возможность манипулирования своими коллегами с целью повышения своего благополучия?
25. + - Единственно возможным способом достать в кратчайшие сроки денежные средства для срочных семейных нужд может быть только правонарушение?
26. + - Небольшие правонарушения в профессиональной деятельности любого сотрудника допустимы (например, сокрытие доходов), если они не наносят вред здоровью людей?
27. + - Порой лучше осуществить незаконное увольнение работника, чем ожидать от него неприятностей по отношению к себе?
28. + - Сотруднику не обязательно обдумывать приказы и распоряжения начальства, не зависимо от их содержания и правовой ответственности?
29. + - Каждый человек должен отвечать сам за свои решения?
30. + - Для сотрудника среднего звена - начальство всегда право?
31. + - Бывало, что близкие и друзья вынуждали вас совершать мелкие, уголовно ненаказуемые правонарушения, для сохранения хороших отношений?
32. + - Человек, который достиг вашего уровня жизни, социального положения, может себе позволить некоторые правонарушения (употребление спиртного в рабочее время, парковка автомобиля в неположенном месте, нарушение ПДД и т. д.)?
33. + - Как вы думаете, испытывает ли чувство угрызения совести руководитель, когда заставляет подчиненных выполнять работу, не входящую в их функциональные обязанности?
34. + - В сложной жизненной ситуации необходимо действовать так, как вам удобно, допуская и некоторые правонарушения?
35. + - Иногда вы бываете так раздражены, что готовы накричать или даже ударить своего коллегу (подчиненного)?
36. + - Каждый человек, являясь лицом организации, должен оставаться честным во всем и всегда?_
37. + - Человек не должен отступать от закона даже ради того, чтобы совершить благородный поступок в глазах своих близких?
38. + - Часто ли вы задумываетесь о том, соответствует ли ваше поведение правовым нормам?
39. + - Главным в жизни человека являются честность и благородство?
40. + - Вы стремитесь, прежде чем выполнять порученные задания, оценить их с правовой точки зрения?
41. + - Как вы считаете, можно ли при серьезной необходимости совершать какие-либо правонарушения?
42. + - Вы осуждаете сотрудников, выполняющих приказы начальства, связанные с правонарушениями?
43. + - Исполнение вами обязанностей по должности всегда основано на нормативных положениях о профессиональной деятельности (учебы)?
44. + - Назначение на высокооплачиваемую работу всегда сопряжено с совершением правонарушений?
45. + - Ради скорого включения в команду руководителя вы готовы выполнять все его распоряжения, независимо от их правовой оценки?
46. + - Каждый сотрудник должен уметь грамотно использовать правовые нормы при решении любых профессиональных задач?
47. + - Руководителю допустимо не придерживаться буквы закона, если это наносит ущерб делу?
48. + - Возможно ли для вас принятие решений, противоречащих духу закона?
49. + - Сотрудник обязан уметь рассматривать любую проблему с экономической, политической, социальной и правовой позиций?
Таблица 5
Шкала «Правовой нигилизм»
3.- Вы с уважением относитесь к любой форме собственности?
4. - Вы считаете правильным всегда придерживаться буквы закона при решении текущих вопросов?
5. - Как вы считаете, все ли законы являются правильными и обязательными для исполнения?
10. + Ради получения повышения по службе могли бы вы закрыть глаза на небольшие отклонения от правовых норм при подготовке документов?
11. + Вам случалось нарушать общественный порядок?
26. + Небольшие правонарушения в профессиональной деятельности любого сотрудника допустимы (например, сокрытие доходов), если они не наносят вреда здоровью людей?
27. + Иногда лучше осуществить незаконное увольнение работника, чем ожидать от него неприятностей по отношению к себе?
32. + Человек, который достиг вашего уровня жизни, социального положения, может себе позволить некоторые правонарушения (употребление спиртного в рабочее время, парковка автомобиля в неположенном месте, нарушение ПДД и т. д.)?
34. + В сложной жизненной ситуации необходимо действовать так, как вам удобно, допуская и некоторые правонарушения?
35. + Иногда вы бываете так раздражены, что готовы накричать или даже ударить своего коллегу (подчиненного)?
41. + Как вы считаете, можно ли при серьезной необходимости совершать какие-либо правонарушения?
43. - Исполнение вами обязанностей по должности всегда основано на нормативных положениях о профессиональной деятельности (учебы)?
45. + Ради скорого включения в команду руководителя вы готовы выполнять все его распоряжения независимо от их правовой оценки?
48. + Возможно ли для вас принятие решений, противоречащих духу закона?
На вопросы со знаком «минус» 1 балл начисляется в случае отрицательного ответа.
циальной сферы, менеджеров, юристов, курсантов и сотрудников, всего 424 человека) и по выборке сотрудников ФСИН России, включая курсантов (55 человек).
На рисунке 1 можно видеть, что все шкалы, кроме шкалы «Правовая культура», показывают более высокие оценки в общей группе испытуемых, где сотрудники представляют всего лишь восьмую часть (значимость различий дана в таблице 9).
Если рассчитать коэффициент инфантильной зараженности по груп-
пам, то он опять же выше в общей группе, и равен 13 баллам, у сотрудников — 10. Все это говорит о большей криминально-правовой инфантилиза-ции среднестатистических граждан, работающих в сфере образования, и учащихся по сравнению с представителями Федеральной службы исполнения наказаний. Эти факты можно объяснить требованиями системы к своим сотрудникам, касающимися не только наличия правовых знаний, но и их применения на службе и в жизни. Оказывает влияние и роль первичной и вторич-
Таблица 6
Шкала «Правовая безответственность»
2. + Допускали ли ваши родственники высказывания о том, что можно брать все, что лежит без присмотра?
6. + Как вы считаете, допустимо ли использовать силовой метод для решения спорных семейных вопросов?
9. + Вы часто употребляете спиртные напитки?
17. + Вы считаете, что необходимо все конфликты решать силой?
18. + Подчиненный, который ослушался руководителя, достоин крайних форм наказания?
28. + Сотруднику необязательно обдумывать приказы и распоряжения начальства независимо от их содержания и правовой ответственности?
29. - Каждый человек должен отвечать сам за свои решения?
30. + Для сотрудника среднего звена начальство всегда право?
31. + Бывало, что близкие и друзья вынуждали вас совершать мелкие, уголовно не наказуемые правонарушения для сохранения хороших отношений?
44. + Назначение на высокооплачиваемую работу всегда сопряжено с совершением правонарушений?
46. - Каждый сотрудник должен уметь грамотно использовать правовые нормы при решении любых профессиональных задач?
47. + Для руководителя допустимо не придерживаться буквы закона, если это наносит ущерб делу?_
49. - Сотрудник обязан уметь рассматривать любую проблему с экономической, политической, социальной и правовой позиций?
На вопросы со знаком «минус» 1 балл начисляется в случае отрицательного ответа.
ной профессионализации сотрудников и курсантов, которая, как будет подробнее раскрыто ниже, является основным социально-личностным фактором преодоления криминально-правового инфантилизма.
Факт более высоких оценок по шкалам, сопряженным с криминально-инфантильной зараженностью среди среднестатистических представителей образованной части населения России,говорит о недостаточном внимании гражданских вузов к воспитанию студентов в период первичной профессионализации. Об инфантильном развитии и существенной криминализации сознания существенной части современной российской молодежи мы
уже писали в своей работе [8].
В таблице 10 представлены интеркорреляции шкал опросника. Как можно видеть, статистическая проверка показывает их высокую согласованность.
Внутренняя консистентность опросника проверялась посредством расчета коэффициентов корреляций отдельных пунктов с суммарной оценкой по шкале. В таблице 11 приведены коэффициенты корреляции пунктов опросника со шкалами после исключения вопросов, не согласованных с конечным результатом, когда по этому критерию было отобрано именно 49 вопросов.
В таблице 12 представлены корреляции частоты встречаемости того
Таблица 7
Шкала «Правовая культура»
7. + Всегда ли вы контролируете выполнение подчиненными заданий?
14. + Необходимо ли, по вашему мнению, убеждать начальство следовать букве закона?
19. + Вы ознакомились со всеми нормативными документами, связанными с обеспечением ваших функциональных обязанностей?
20. + Как вы считаете, учреждение, где вы работаете, предназначено прежде всего для обеспечения ваших потребностей?
33. + Как вы думаете, испытывает ли чувство угрызения совести руководитель, когда заставляет подчиненных выполнять работу, не входящую в их функциональные обязанности?
36. + Каждый человек, являясь лицом организации, должен оставаться честным во всем и всегда?_
37. + Человек не должен отступать от закона даже ради того, чтобы совершить благородный поступок в глазах своих близких?
38. + Часто ли вы задумываетесь о том, соответствует ли ваше поведение правовым нормам?
39. + Главным в жизни человека являются честность и благородство?
40. + Вы стремитесь прежде чем выполнять порученные задания оценить их с правовой точки зрения?
42. + Вы осуждаете сотрудников, выполняющих приказы начальства, связанные с правонарушениями?
Один балл начисляется в случае положительного ответа.
Таблица 8
Шкала «Правовой авантюризм»
1. + Допустима ли небрежность при исполнении обязанностей по должности?
8. + Возникает ли у вас желание при распределении материальных ресурсов оформить большую их часть на себя?
12. - Как вы считаете, обеспечивает ли выполнение всех правовых норм независимость и свободу действий?
15. + Склонны ли вы к авантюризму?
16. + Вам нравится посещать в казино?
21. + Как вы считаете, допустимо ли привлекать подчиненных к выполнению заданий вне их функциональных обязанностей для решения личных проблем руководителя?
22. + Допустимо ли давать поручения подчиненным сверх их функциональных обязанностей?
23. + Допустимо ли давать подчиненным поручения, противоречащие трудовому кодексу, которые, однако, принесут существенную прибыль и руководителю и подчиненным?
24. + Допускаете ли вы возможность манипулирования своими коллегами с целью повышения своего благополучия?
25. + Единственно возможным способом достать в кратчайшие сроки денежные средства для срочных семейных нужд может быть только правонарушение?
На вопрос со знаком «минус» 1 балл начисляется в случае отрицательного ответа
Таблица 9
Средние оценки по общей выборке и выборке сотрудников ФСИН России, включая курсантов Академии ФСИН России
Название шкалы Средние показатели по шкалам Стандартные отклонения Статистические различия
Общая (424 человека) Сотрудники Общая (424 человека) Сотрудники рй
Правовой нигилизм 4,405 3,400 2,703 2,609 0,0129
Безответственность 1,660 1,127 1,883 1,368 0,0529
Правовая культура 6,325 6,363 2,428 2,075 нет
Правовой авантюризм 2,375 1,836 1,861 1,493 0,0492
или иного психодинамического типа криминально-правового инфантилизма с показателями по шкалам методики «Индивидуальная структура правосознания». Можно видеть, что высокие оценки по шкале «Правовая культура» статистически значимо реже сопряжены с такими типами инфантилизма, как
«формирующийся КИ» и «криминально-правовой инфантилизм», а также со статическими типами «правопослуш-ный инфантил» и «КИ-зараженность. То, что у этих типов криминально-правового инфантилизма снижается правовая культура, достаточно понятно. Она просто мешает им в своей
Рис. 1. Средние показатели по шкалам методики «Структура индивидуального правосознания» в разных группах испытуемых
Жирным курсивом отмечены статистически значимые коэффициенты корреляции (р < 0,01).
Таблица 11
Коэффициенты корреляции отдельного пункта с суммарным баллом по шкале
Таблица 10
Матрица интеркорреляций по общей группе испытуемых (424 человека]
Показатели Правовой нигилизм Безответственность Правовая культура Правовой авантюризм КИ- зараженность
Правовой нигилизм 1,00 0,34 -0,42 0,55 0,67
Безответственность 1,00 -о,гг 0,25 0,37
Правовая культура 1,00 -0,31 -0,56
Правовой авантюризм 1,00 0,57
КИ- зараженность 1,00
Вопросы Правовой нигилизм вопросы Безответственность вопросы Правовая культура вопросы Правовой авантюризм
3 0,27 2 0,46 7 0,38 1 0,46
4 0,50 6 0,52 14 0,45 8 0,50
5 0,46 9 0,40 19 0,45 12 0,42
43 0,31 17 0,47 20 0,25 15 0,56
10 0,53 18 0,38 33 0,38 16 0,38
11 0,57 28 0,41 36 0,51 21 0,50
26 0,55 30 0,38 37 0,54 22 0,50
27 0,38 31 0,53 38 0,43 23 0,57
32 0,50 44 0,43 39 0,51 24 0,52
34 0,61 47 0,47 40 0,56 25 0,42
35 0,42 29 0,47 42 0,43
41 0,58 46 0,50
43 -0,31 49 0,50
45 0,40
48 0,60
Жирным курсивом отмечены статистически значимые коэффициенты корреляции (р < 0,01).
потребительски-инфантильной адаптации во взрослом социальном окружении. Понятна и положительная корреляция со статическим типом «Пра-вопослушная личность».
Более интересными представляются факты отсутствия корреляций пра-
вовой культуры с частотой встречаемости таких психодинамических типов криминально-правового инфантилизма, как «Личностный КИ», «Подавляемый КИ», и таких статических типов, как «Правопослушный инфантилизм», «Постинфантильный тип личности», «Кри-
Таблица 12
Корреляционные связи показателей по методикам «Криминально-правовой инфантилизм» и «Структура индивидуального правосознания»
Типы Правовой нигилизм Безответственность Правовая культура Правовой авантюризм
Формирующийся криминальный инфантилизм (КИ) 027 0,15 -0,20 0,13
Личностный КИ -0,10 0,05 -0,03 -0,04
Подавляемый КИ 0,12 027 -0,13 0,02
Криминально- правовой инфантилизм 0,08 0,13 -0,23 -0,08
Правопослушный инфантилизм -0,03 0,16 0,03 -0,05
Постинфантильный тип личности -0,09 -0,18 0,07 0,00
Криминальный инфантил 0,17 0,18 -0,12 0,23
Правопослушный инфантил 0,05 0,12 -0,25 0,01
Криминальная личность 0,02 -0,12 0,01 0,21
Правопослушная личность -0,18 -0,20 0,33 -0,26
КИ-зараженность 0,68 0,37 -0,56 0,58
Жирным курсивом отмечены статистически значимые коэффициенты корреляции (р й 0,05).
минальный инфантил», «Криминальная личность». Считаем, что этот результат свидетельствует о роли личностного фактора как противостояния или закрепления каких-либо форм инфантильного развития.
Так, у сформировавшегося криминального инфантила («Личностный КИ») может быть как высокая, так и низкая правовая культура, она просто выводится за скобки и нивелируется в своем возможном влиянии на поведение. Этот тип вообще не имеет никаких значимых корреляций со шкалами индивидуального правосознания, он полно-
стью отделен от поведения. У типа «Подавляемый КИ» вмешательство личностного фактора, который, собственно, и направляет подавление инфантильных проявлений, блокируется безответственностью, что подтверждается значимой положительной корреляцией с соответствующей шкалой индивидуального правосознания. Аналогичные объяснения можно дать и относительно статических типов криминально-правового инфантилизма. Например, постинфантильная личность может иметь как высокую, так и низкую правовую культуру в зависимости от того,
насколько далеко она отошла от инфантильных проявлений в своем развитии. Криминальная личность также может иметь с равной вероятностью как высокую, так и низкую правовую культуру, которая перестает иметь для нее значение, так как выбран путь дальнейшего развития. Напротив, правопослушный инфантил («маменькино дитя») имеет низкую правовую культуру, ибо его личность заторможена в своем росте. Складывается парадоксальная ситуация: низкий уровень правовой культуры высвечивает потенциал возможного позитивного влияния на личность через ее развитие, а у сложившейся, например криминальной, личности этот рычаг уже невозможно использовать для позитивного личностного роста.
Таким образом, можно утверждать, что системные интрапсихические взаимосвязи психодинамических типов криминально-правового инфантилизма личности и индивидуального правосознания позволяют определять стратегические направления психологической поддержки индивидуально-психологического развития человека и коррекции различных его деструктивных отклонений, в первую очередь таких как инфантилизация и сопряженная с ней криминализация личности.
Литература
1. Алексанин С.С, Евдокимов В.И, Рыбников В.Ю. Подготовка отечественных научных журналов и статей для международных баз данных // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2013. № 3. С. 87-94.
2. ВоронинР.М, Датий А.В, Трубецкой В.Ф. Некоторые характеристики осужденных, больных наркоманией // Человек: преступление и наказание. 2012. № 3. С. 118-121.
3. Датий А.В, Воронин Р.М. Некоторые особенности характеристик женщин-инвалидов, содер-
жащихся в местах лишения свободы // Человек: преступление и наказание. 2013. № 4. С. 61-63.
4. Зотова А.В, Евдокимов В.И, Рыбников В.Ю. Взаимосвязи структурно-количественных показателей диссертационных исследований по специальности 19.00.04 — «Медицинская психология» с индикаторами научного потенциала и инновационной активности в Российской Федерации // Вестник психотерапии. 2013. № 46 (51). С. 122-140.
5. Симакова Т.А. К вопросу о проблеме правового самосознания // Прикладная юридическая психология. 2012. № 3. С. 32-37.
6. Симакова Т.А. Развитие правосознания в условиях вузовского образования // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Воронеж: Научная книга, 2015. С. 106-108.
7. Симакова Т.А. Развитие духовного потенциала индивидуального правосознания в системе высшего профессионального образования // Духовно-нравственное воспитание молодежи: традиции и инновации: материалы Между-нар. науч.-практ. конф. Воронеж: Изд. дом Воронеж. ун-та, 2015. С. 254-257.
8. Сочивко Д.В. Криминальный инфантилизм. М. ; Рязань, 2014.
9. Сочивко Д.В. Психодинамика. М.: Изд-во МПСИ, 2007.
10. Сочивко Д.В. Актуальные проблемы современной пенитенциарной системы и методологии ее изучения // Уровень жизни населения регионов России. 2011. № 1. С. 34-43.
11. Сочивко Д.В. Гендер организованной преступности // Прикладная юридическая психология. 2007. № 1. С. 52-63.
12. Сочивко Д.В. Проблема дробности межпо-коленческой социальной отчужденности молодежи в современном мире // Мир психологии. 2009. № 3. С. 185-194.
13. Сочивко Д.В. Проблема культурных и субкультурных ориентаций современного молодого человека в условиях упадка образовательной системы // Психолого-педагогический поиск. 2009. № 12. С. 89-96.
14. Сочивко Д.В. Психодинамика гештальта открытой и скрытой агрессии в структуре личностного роста // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 35-41.
15. Сочивко Д.В. Психодинамика духовности и религиозности осужденных молодежного возраста // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 116-126.
16. Сочивко Д.В. Психодинамика когнитивного устройства личности // Прикладная юридическая психология. 2008. № 3. С. 24-40.
17. Сочивко Д.В. Психодинамика чувства юмора // Прикладная юридическая психология. 2009. № 3. С. 14-19.
18. Сочивко Д.В. Субкуль психология молодежных субкультур, или «Хлеба и зрелищ» на современный лад // Прикладная юридическая психология. 2008. № 1. С. 131-141.
19. Сочивко Д.В, Бурцев А.О. Проблема психо-патизации личности осужденных к лишению свободы // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 30-41.
20. Сочивко Д.В, Крымова Ю.В. Психодинамика лояльности — толерантности: психодинамическая диагностика и эмпирическая типология // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 28-36.
21. Сочивко Д.В, Крымова Ю.В. Психодинамика семантических полей как фактор управления личностными смыслами поведения (на примере эмпирических исследований лояльности — толе-
рантности курсантов // Прикладная юридическая психология. 2012. № 3. С. 16-25.
22. Сочивко Д.В., Полянин Н.А. Криминальные идеологемы современных молодежных субкультур // Прикладная юридическая психология. 2009. № 4. С. 62-70.
23. Сочивко Д.В, Савченко Т.Н., Блинникова И.В. Журнал «Прикладная юридическая психология»: ответы на вызовы психологической науки и практики // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 8-20.
24. Сочивко Д.В, Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни в различных по характеру социальной закрытости социумах // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 8-22.
25. Сочивко Д.В, Чубич В.Э. Психодинамика удовлетворенностью жизнью и переживания счастья // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 59-68.