Научная статья на тему 'Психодинамическая диагностика криминальноинфантильных задатков психопатоподобного поведения осужденных молодежного возраста'

Психодинамическая диагностика криминальноинфантильных задатков психопатоподобного поведения осужденных молодежного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
249
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОДИНАМИКА / ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ПСИХОДИАГНОСТИКА / ВОПРОСНАЯ ПРЕДУСТАНОВКА / ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ / ЦИКЛ ТЕСТОВОГО ПУНКТА / PSYCHODYNAMICS / PSYCHODYNAMIC DIAGNOSTICS / PSYCHODIAGNOSTICS / QUESTION PRESET / PROJECTIVE TEST / TEST POINT CYCLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сочивко Д. В.

В статье рассматриваются проблемы традиционной психодиагностики, связанные с некоей ответной функцией вопроса, наталкивающей испытуемого на ответ, а также некоторые проблемы психодинамической диагностики и проективных тестов. Статья выполнена в рамках гранта РФФИ № 16-16-62004/17-ОГОН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сочивко Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHODYNAMIC DIAGNOSTICS OF CRIMINAL-INFANTILE REPLACEMENT OF PSYCHOPAT- HOOD BEHAVIOR OF CONDEMNED YOUTH AGE

The article deals with the problems of traditional psychodiagnostics associated with some kind of response function of the question pushing the subject to answer, as well as some problems of psychodynamic diagnostics and projective tests. The article was implemented within the framework of the RFBR grant No. 16-16-62004 / 17-OGON.

Текст научной работы на тему «Психодинамическая диагностика криминальноинфантильных задатков психопатоподобного поведения осужденных молодежного возраста»

УДК 159.972+159.9.072 DOI:Ш.23888/humJ201733n-328 © Сочивко Д.В., 2017

ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КРИМИНАЛЬНО-ИНФАНТИЛЬНЫХ ЗАДАТКОВ ПСИХОПАТОПОДОБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ МОЛОДЕЖНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы традиционной психодиагностики, связанные с некоей ответной функцией вопроса, наталкивающей испытуемого на ответ, а также некоторые проблемы психодинамической диагностики и проективных тестов. Статья выполнена в рамках гранта РФФИ № 16-16-62004/17-ОГОН.

Ключевые слова: психодинамика, психодинамическая диагностика, психодиагностика, вопросная предустановка, проективный тест, цикл тестового пункта.

© Sochivko D.V., 2017

PSYCHODYNAMIC DIAGNOSTICS OF CRIMINAL-INFANTILE REPLACEMENT OF PSYCHOPAT-HOOD BEHAVIOR OF CONDEMNED YOUTH AGE

Abstract. The article deals with the problems of traditional psychodiagnostics associated with some kind of response function of the question pushing the subject to answer, as well as some problems of psychodynamic diagnostics and projective tests.

The article was implemented within the framework of the RFBR grant No. 16-16-62004 / 17-OGON.

Key words: psychodynamics, psy-chodynamic diagnostics, psychodiagnostics, question preset, pro-jective test, test point cycle.

Прежде чем мы приступим к описанию собственно метода и построению психодинамической типологии осужденных молодежного возраста, для которых характерно пограничное с расстройством личности состояние психопатоподобно-

го поведения, нам необходимо рассмотреть некоторые специфические отличия метода психодинамической диагностики от традиционной и показать ее преимущества в исследовании личности именно осужденных с некоторыми отклонениями поведения. Собственно говоря, первое преимущество очевидно. Молодые люди уже совершившие преступление и демонстрирующие некоторые отклонения поведения могут понимать предлагаемые им тестовые процедуры обследования несколько иначе, чем обычные испытуемые, что может вести к поверхностности или даже ошибочности делаемых выводов. Как мы покажем ниже, разработка специальных клинических опросных методик также не всегда позволяет глубоко проникать в образно-чувственный состав личности.

Психодинамическая диагностика основана на динамическом рассмотрении психических процессов, состояний и свойств. В этом смысле отличие психодинамической диагностики от психодиагностики в традиционном ее понимании заключается в том, что всякое измеряемое качество не только берется в его динамике, но и сам процесс измерения представляется в динамике. Психодинамически можно подойти и к обычным психологическим измерениям психических и личностных свойств (тестирование). Так, например, если мы имеем дело с опросником, измеряющим то или иное свойство личности, то динамический его анализ заключался бы в том, чтобы в дополнение к полученной от испытуемого информации (например, ответ «да» или «нет») обеспечить тем или иным способом также и получение информации последующим направлениям:

• Что было до вопроса?

• Что было сразу после вопроса, до ответа?

• Что было сразу после ответа?

• Восстановилось ли какое-либо из предыдущих состояний, или запущен совершенно новый цикл (ответа на вопрос)?

Ясно, что работа с существующими тестами, приспособленными для статической оценки психологических качеств, при таком психодинамическом подходе

становится слишком громоздкой. Кроме того, совершенно неясно, как получать вышеуказанную информацию таким образом, чтобы это не нарушило саму процедуру тестирования. Следовательно, психодинамический принцип должен быть заложен в саму процедуру разработки диагностических методов. А для этого он должен быть более точно сформулирован. Что является объектом измерения психодинамической диагностики? Если обычная психодиагностика измеряет латентные (скрытые, невидимые) причины человеческого поведения, то психодинамическая диагностика направлена на оценку состояния исключительно образной ткани психического, полагая ее изменения как основную причину (не скрытую, видимую, по крайней мере, самим испытуемым) того или иного человеческого поведения. Действительно, парадигма статического тестирования тех или иных свойств личности или поведения предполагает наличие некоторого латентного психического свойства, являющегося причиной этого поведения. Так, человека называют возбудимым или тревожным, доминантным или эмпатичным на основе того, что он определенным образом ответил на определенные вопросы или вел себя определенным образом в определенных ситуациях. Причиной такого его поведения в ситуации тестирования считается скрытое, латентное качество, название которого имеет скорее историко-лингвистический, чем психологический смысл. (В качестве примера можно привести известные названия темпераментов человека: сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик, предложенные в IV в. до Рождества Христова Гиппократом по названиям жидкостей в теле человека, которых ни он сам, ни кто-нибудь другой никогда не видел). Предполагается, что это скрытое качество активизируется в определенных ситуациях, вызывая то или иное, определенное (например, вопросом теста) поведение.

Психодинамическая диагностика основана целиком на принципе образной регуляции человеческого поведения. Мы полагаем, что причиной всякого человеческого поведения является то или иное изменение в образном строе субстанционального деятеля - личности, характере его интуитивного проникновения в объ-

ект, динамически отражающем состояние внешней и внутренней среды человеческого бытия.

Среда понимается здесь в широком смысле, (т.е. включает в себя различные уровни организации), а именно, историческую, социально-психологическую, физическую, индивидуально-психологическую, телесную. Указанную причину человеческого поведения можно было бы назвать непосредственной причиной, в отличие от разнообразных опосредованных причин, измерением которых занимается традиционная психодиагностика. Однако психодинамическая диагностика не направлена на оценку измерения образного строя человека только как непосредственной причины его поведения. Предметом психодинамической диагностики является интрапсихическая динамика изменений образного строя человека сама по себе. Поведение человека рассматривается как продукт тех или иных изменений работы волевого двигателя, который, вообще говоря, может быть различным у разных личностей в разных ситуациях при одних и тех же образных изменениях. Так, представление себя самого «усталым» у одних ведет к демонстрации напряженного усилия в поведении, а у других к расслаблению. Теперь представим себе, что существует некоторое невидимое свойство — усталость, — которое мы хотим тестировать методами традиционной психодиагностики. Для этого нам понадобится изобрести некоторое количество вопросов типа «Вы чувствуете себя усталым ...? — Да! ... Нет! После того, как испытуемый выбрал ответ, мы присудим ему один балл в пользу усталости при ответе «да» и ноль — при ответе «нет». Далее вся процедура повторится со следующим вопросом. Обратимся, однако, к психодинамическому аспекту поведения испытуемого при ответе на поставленный вопрос. Если в традиционной психодиагностике испытуемому задается вопрос, то предполагается, что человек его понимает. То есть в данном случае это означает, что он когда-либо испытывал усталость и может ответить, испытывает он ее сейчас или нет. Из этого следует, что в данный момент человек, независимо от вопроса, фактически либо чувствует усталость, либо нет. Но с точки зрения

психодинамической психодиагностики этой независимости от вопроса не существует. И тогда полная схема ситуации должна выглядеть следующим образом:

Схема 1

Фактически чувствует усталость Фактически не чувствует усталость

Да 1. Позитивное совпадение 2.?

Нет 3.? 4. Негативное совпадение

Итак, мы имеем четыре (а не две) различных ситуации ответа на один и тот же вопрос. В первом случае позитивного совпадения фактического состояния и ответа правдоподобно было бы предположить, что человек действительно чувствует усталость. Также и в четвертом случае негативного совпадения логично предположить, что человек усталости не чувствует. В отличие от этого во втором и третьем случае ситуация более сложная. Так, во втором случае, когда человек отвечает «нет», фактически чувствуя усталость, речь уже идет о вытеснении чувства, что может иметь различные причины от низкой способности к самооценке до активизации сил на борьбу с усталостью. В третьем же случае, когда человек отвечает «да», фактически не чувствуя усталости, то речь может идти как о различных формах защитного поведения, включая прямую ложь, так и о внушаемости испытуемого, который уже не может не почувствовать то, о чем его просто спросили. Следует заметить, что статическая психодиагностика «знает» о существовании случаев II и III, но рассматривает их как ошибки измерения (артефакты), для контроля которых вводятся так называемые «шкалы лжи». Но дело здесь, конечно, не в лживости испытуемых и даже не в низкой способности к самооценке, а в существовании гораздо более широкого класса психологических изменений, управляющих поведением человека. Чтобы проиллюстрировать это вернемся к тем вопросам, на которые дает дополнительные ответы динамическая психодиагностика, и обозначим состояния, о которых идет речь, соответственно:

• что было до вопроса? — XI

• что было сразу после вопроса, до ответа Х2;

• что было сразу после ответа? — Х3

• новое или восстановленное состояние — Х4

Рассмотрим различные ситуации изменения или неизменности состояния испытуемого в различные моменты ответа на вопрос. Ясно, что случаев различных изменений состояния гораздо больше. Именно эти изменения и представляют интерес для психодинамической диагностики. На уровне микродинамики, т.е. ответа на отдельный вопрос теста, ситуация представляется нам еще более сложной. Главное, что следует здесь отметить - это незаметное, на первый взгляд, формирование предустановки в каждом вопросе. Испытуемый как бы насильственно помещается в некоторую по существу моральную позицию, которую он обязан принять для того, чтобы дать ответ на тестовый пункт. Приведем несколько примеров вопросов из теста ММР1. Вопрос № 17: мой отец — хороший человек. Вопрос №: другие мне кажутся счастливее меня. Вопрос № 117: Большинство людей честны только потому, что боятся наказания. Вопрос № 195: не все, кого я знаю, мне нравятся. Таких вопросов в тесте достаточно много и все они объединены одной общей установкой, которая возникает сразу после прочтения вопроса, а именно необходимостью в той или иной мере осудить окружающих. То, что этот момент остается неучтенным при обработке результатов опроса, приводит к существенной путанице в ответах, которая может быть вскрыта при психодинамическом исследовании поведения человека в ситуации ответа. Итак, сразу после прочтения подобного вопроса первым внутренним побуждением человека является принятие или непринятие установки на осуждение (в данном случае других людей). При этом отказ от осуждения — не знаю я, почему люди честны, не мое дело судить отца, не имею морального права судить, кто мне нравится, а кто не нравится, не желаю даже думать об этом и т.п. — приводит к ответу «нет». Но это не единственный психодинамический путь, приводящий к отрицательному отве-

ту. В случае принятия позиции осуждения также может быть получен ответ «нет», например, в вопросах типа № 117, а именно люди честны не потому, что боятся наказания, а потому что это им это выгодно. Наконец ответ «да» означает прямое осуждение. Люди честны только потому, что боятся, мой отец плохой человек, мне никто не нравится, все счастливее меня и т.п. (в зависимости от формулировки вопроса распределение ответов «да», «нет» может быть противоположным, но это не меняет сути дела: мой отец — хороший человек..., мой отец — плохой человек...). Приведенная схема психодинамического анализа также является достаточно обобщенной. Каждый отдельный вопрос требует конкретного логико-психологического анализа микродинамики ответа, т.к. скрытая моральная предустановка специфична для каждого вопроса даже в рамках общего нравственного императива (осуждения, эгоизма, ипохондрии, и др. встречающихся в тесте ММР1). В качестве примера проанализируем вопрос №306: Я получаю от окружающих столько сочувствия, сколько заслуживаю. Здесь нравственный императив в поле смирение — осуждение порождает предустановку с акцентом на позиции смирения. Принятие позиции смирения может повлечь ответ «да», означающий, что испытуемый получает столько сочувствия сколько заслуживает и даже больше (в зависимости от глубины смирения). Но та же позиция смирения (весьма глубокого) может вести и к ответу «нет», означающему, что испытуемый считает получаемое им сочувствие значительно превышающим его незначительные заслуги. Точно также и принятие противоположной позиции осуждения, основанного на гипертрофированном самолюбии, может вести как к ответу «нет», означающем прямое осуждение окружающих, и к ответу «да», означающему, что испытуемый получает ровно столько сколько заслуживает, хотя сочувствие по определению должно быть большим, а следовательно, окружающие все-таки черствые люди. Здесь еще яснее становится, что недоучет морально-нравственной предустановки вопроса ведет к полной неопределенности значения ответа, а именно, с абсолютно противоположных позиций может быть дан одинаковый ответ и наоборот. Имен-

но поэтому психодинамическая диагностика придает такое значение состояниям до и после некоего тестового поведения (вопроса), в качестве же результата тестирования методами психодинамической диагностики выступает уже не отдельное, зафиксированное в ответе, состояние, а цикл как минимум двух состояний.

Ясно, что само предложение вопроса изменяет состояние человека, обусловленное пониманием (непониманием) вопроса. Это означает, что XI не равен Х2. В противном случае, если XI = Х2, то это означает, что испытуемый не включился в процесс диагностики и либо не будет отвечать, либо его ответы ничего не отражают. Далее, если состояние испытуемого не изменилось после ответа Х2 = Х3, то это может говорить о слабой включенности испытуемого в процессе тестирования, обусловленной либо внутренними причинами (отсутствие интереса), либо внешними, например, простотой вопроса. Легко видеть, что основные формальные требования традиционной психодиагностики соответствуют в нашем случае равенству XI = Х3 = Х4 т.е. изменение состояния испытуемого, вызванное пониманием вопроса, проходит вместе с ответом. Таким образом, сам вопрос никак не изменяет состояния испытуемого, что обеспечивает валидность (обоснованность) психодиагностического метода, а также и его надежность, если указанное равенство выполняется для всех вопросов. С психодинамической же точки зрения статическое тестирование представляет собой частный случай психодинамической диагностики, соответствующий описанной данным равенством идентичности состояния испытуемого в процессе тестирования. Ясно, что случаев различных изменений состояния гораздо больше. Именно эти изменения и представляют интерес для психодинамической диагностики. Итак, заканчивая ответ на поставленный вопрос, сформулируем кратко: объектом измерения психодинамической диагностики является образно-чувственный строй человека во всем богатстве его топологии, и его изменение в ситуации тестирования.

Приведем пример построения метода типологического исследования выборки осужденных молодежного возраста, проявляющих признаки психпатоподобно-

го поведения, укорененного в сформировавшемся криминально-правовом инфантилизме.

С позиций психодинамического подхода необходимо рассмотреть все возможные психоэнергетические взаимодействия вновь определенного конструкта с личностью в криминально правовом аспекте. В таблице 1 представлены криминальные и правопослушные типы личности и инфантилизма.

Таблица 1.

Возможные соотношения криминального и правопослушного инфантилизма с правопослушнгой или криминальной личностью

Криминальный Правопослушный

Инфантилизм I II

(инфантил) Ик Ип

Личностный рост, III IV

направленность личности Лк Лп

Эти типы в общем и целом могут быть охарактеризованы следующим образом:

I. Ик: Криминальный инфантил, маменькин сынок, потребитель, иногда тунеядец, не гнушается ложью и мелким (не опасным) воровством, которое не редко приводит к судимости из-за недооценки криминального содержания поступка; социальная трусость, отсутствие сформированных морально-нравственных норм, плохое образование, поверхностность во всем, эгоцентризм, эгоизм.

II. Ип: Правопослушный инфантил, маменькин сынок, потребитель, иногда тунеядец, но способен оценить опасность лжи и воровства, поэтому делает

это очень скрытно, иногда проявляя смекалку в устройстве собственных интересов за счет других, вероятность судимости невелика, может обладать неплохим образованием, поверхностность в мировоззрении и морали, социальная трусость, иногда проявляет глубину знаний в узко специальной области, эгоцентризм, эгоизм

III. Лк: Криминальная личность, высокий уровень криминальной дест-руктивности личности, высока вероятность судимости, однако, возможны варианты и хорошо скрываемого криминала, ловкий уход от уголовной ответственности, осторожный, может иметь хорошее образование, интеллект выше среднего, хитрый эгоист; на зоне достаточно авторитетная личность. Учитывая способность к личностному росту возможно психологическое исправление

IV. Лп: Правопослушная личность, низкая криминальная деструктив-ность, способность к самореализации, глубокое осознание морально-нравственных норм, признание интересов других, духовная способность отдавать.

Чтобы определить психодинамические типы собственно криминально-правового инфантилизма во всех его взаимовлияниях, необходимо построить комбинаторную схему всех возможных психодинамических взаимодействий указанных личностных типов (как текущих состояний приверженности тому или иному типу, или личностных ролей). Для этого была разработана следующая психодинамическая методика, призванная учесть все взаимопереходы состояний и изсенения образно-чувственного восприятия соответствующих ситуаций:

Схема 2

Опросный лист с ключом по авторскому методу психодинамической диагностики определения типа криминально-правового инфантилизма

Ик I. Бывает, что Вы чувствуете себя так, как будто о Вас все забыли, все Ваши просьбы и требования игнорируются, и Вам кажется Вы на все готовы, чтобы привлечь к себе внимание и добиться исполнения хотя бы некоторых Ваших желаний, тогда...

1. Вы постараетесь наладить контакт с теми, кто Вас интересует, чем-то угодить, создать о себе максимально хорошее впечатление, чтобы попросить или потребовать то, что Вам нужно Ик -Ип

2. Вас не интересуют интересы и поведение других, Вы поставите своей задачей отстаивание всех своих требований, чего бы Вам это не стоило. Ик -Лк

3. Вы постараетесь проанализировать ситуацию, понять, что Вы, возможно, сделали не так, что Вы можете исправить, и как себя повести, чтобы добиться желаемого. Ик -Лп

Ип II. Представьте себе, что Вам предстоит решить какую-то сложную проблему, например поступить на интересующую Вас работу, занять какое-то место в коллективе или по работе и т.п., тогда.

1. Вы постараетесь наладить нужные контакты, угодить всем, кто может быть Вам полезен, не остановитесь и перед тем, чтобы раскрыть все отрицательные черты и поступки того, кто Вам препятствует, чтобы показать, что Ип -Ик

именно Вы, а не кто-то другой, должен занять это место.

2. Вы не будете особенно церемониться в отношении тех, кто Вам препятствует. У Вас всегда найдутся средства нужным образом воздействовать на людей. Ип -Лк

3. Вы постараетесь проанализировать Ваши возможности достижения цели, и насколько это для Вас действительно важно. После чего сформулируете и открыто предъявите окружению свои возможности, требования и желания достижения цели. Ип -Лп

Лк III. Вы оказались в угрожающей ситуации, когда Вам необходимо преодолеть серьезное сопротивление окружающих в достижении Ваших целей, тогда...

1. Вы, конечно, очень рассердитесь и озлобитесь на Ваше окружение и направите все свои усилия на выяснение отношений и восстановлении собственной значимости в этой ситуации. Лк -Ик

2. Вы постараетесь наладить заново дружелюбные отношения со всеми, с целью добиться оказания Вам помощи, даже если для этого потребуется некоторая доля обмана и ущемления чьих-то интересов Лк -Ип

3. Вы будете до конца отстаивать свои права, стараясь никого не обидеть, если только Вас не вынудят к решительным и прямолинейным действиям, возможно и неприемлемым для окружающих. Лк -Лп

Лп IV. Представьте себе, что Вы находитесь в том со-

стоянии, что можете изменить свою жизнь, обрести новый более высокий социальный статус, заняться действительно интересным и перспективным делом, тогда...

1. Вы, наверное, сделаете все, чтобы достичь всего возможного, с чьей-то помощью или протекцией, возможно даже скрывая что-то или обманывая ради дела Лп -Ик

2. Вы тщательно просчитаете все возможные риски, много раз подумаете, не проще ли оставить все, как есть, посоветуетесь с близкими и друзьями, может они Вам помогут решить все как-нибудь попроще. Лп -Ип

3. Вы тщательно продумаете стратегию своего поведения, возможные препятствия со стороны окружающих, и способы их преодоления. Никто и ничто не должно Вам помешать, чего бы это ни стоило. Лп -Лк

Внимательно прочитайте весь опросник, затем инструкцию, и, если задание понятно, приступайте к работе.

Инструкция: В каждом из четырех пунктов (отмечены римскими цифрами) выберите только одно (из трех возможных) продолжение описанного состояния (отмечено арабскими цифрами), наиболее характерное для Вашего способа поведения в указанной ситуации. Выбранный вариант отметьте подчеркиванием (кружком, галочкой) кода в крайнем правом столбце. Если Вам понятна инструкция, то начинайте работать.

В таблице 2 представлены возможные циклы взаимосменяемости указанных четырех ролей личности всецелостной психодинамике.

Так инфантил криминальный, готовый к серьезным асоциальным поступком может во внутреннем плане переживаний сменяться ролью инфантила правопос-лушного, который поищет более безопасные пути удовлетворения своих инфантильных желаний. По мере развития ситуации вновь на первый план выступает инфантил криминальный, таким образом, образуется цикл, который становится характерным для личности. Всего таких циклов существует шесть. Все они представлены в таблице 2.

Таблица 2

Шесть психодинамических циклов (типов поведения), сопряженных с криминально-правовым инфантилизмом

Код Пс\д типа Психодинамический тип Духовное личностное состояние Поведенческий психодинамический вектор (девиз)

ИК ИП Формирующийся криминальный инфантилизм Неосознанность асоциального поведения А что я такого сделал?

ИК ЛК Личностно-криминальный инфантилизм Проба и принятие асоциального поведения Главное, чтобы никто не узнал

ИК ЛП Подавляемый Криминальный инфантилизм Осознание и стыдливость асоциального поведения Наплевать, кому какое дело, мелочь, никто не заметит

ИП ЛК Криминально-правовой Норма асоциального по- Если очень хочется (нужно), то все

инфантилизм ведения можно

ИП ЛП Правопослушный инфантилизм Стремление к нивелированию последствий асоциального поведения Как-нибудь поосторожнее (что-то эгоистически нарушить)

ЛК ЛП Постинфантильная личность Преодоление потребности асоциально-инфантильного поведения Кто я: достойный человек или прохиндей

Разработанная психодинамическая методика для определения типа криминально-правового инфантилизма (см. схему 2) позволяет определить к какому из шести психодинамических типов относится испытуемый, а также определить один из четырех (см. выше) преобладающих статических типов, который принимает на себя большинство замыканий в интропсихической психодинамике личности [1].

Для сравнения можно привести результаты сравнения с частотами встречаемости психодинамических типов у осужденных в сравнении со средними значениями случайных граждан молодежного возраста.

Рисунок 1. Частоты встречаемости разных психодинамических типов криминально-правового инфантилизма в группах случайных граждан и осужденных молодежного возраста.

Из рисунка 1 можно видеть, что у осужденных пики встречаемости приходятся на первые три типа именно криминального инфантилизма, а правопослуш-ный инфантилизм и постинфантильная личность встречаются гораздо реже (р<0,01).

Характерно также, что для осужденных именно подавляемый криминально-правовой инфантилизм наиболее выражен. Этому очевидно способствуют условия отбывания наказания. В то время как два последних типа, которые ведут к трансформации поведения в сторону избавления от криминального инфантилизма, а также и связанной с ним психопатоподобности поведения еще только начинают формироваться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сочивко Д.В. Психодинамика. - М.: МПСИ., 2007.- 432 с.

2. Сочивко Д.В. Криминально-правовой инфантилизм. Москва-Рязань. 2015 -136 с.

3. Бурцев А.О. Возникновение и развитие понятия «психопатия»: отечественные и зарубежные исследования личностных расстройств в XIX столетии [Электронный ресурс] / А.О. Бурцев // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2014. № 3 (6). Режим доступа: http://humjoumal.rzgmu.ra/art&id=89

4. Датий А.В. Криминологические и психологические особенности больных социально значимыми заболеваниями осужденных [Электронный ресурс] / А.В. Датий, А.А. Федосеев // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2014. № 2 (5). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=82

5. Сочивко Д.В. Психодинамика криминально-правового инфантилизма как новая форма адаптации личности в современной реальности [Электронный ресурс] /Д.В. Сочивко // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2016. № 1 (12). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=190

REFERENCES:

1. Sochivko D.V. Psihodinamika [Psychodynamics]. - M.: MPSI., 2007.- 432 s. (in Russian)

2. Sochivko D.V. Kriminal'no-pravovoj infantilism [Criminal-legal infantilism]. Moskva-Rjazan'. 2015 - 136 s. (in Russian)

3. Burcev A.O. Vozniknovenie i razvitie ponjatija «psihopatija»: otechest-vennye i zarubezhnye issledovanija lichnostnyh rasstrojstv v XIX stole-tii [Jelektronnyj resurs] [The emergence and development of the concept of "psychopathy": domestic and for-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

eign studies of personality disorders in the XIX century]/ A.O. Burcev // Lichnost' v menjajushhemsja mire: zdorov'e, adaptacija, razvitie: setevoj zhurn.[Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal] 2014. № 3 (6). Rez-him dostu-pa: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=89 (in Russian)

4. Datij A.V. Kriminologicheskie i psihologicheskie osobennosti bol'nyh social'no znachimymi zabolevanijami osuzhdennyh [Jelektronnyj resurs] [Criminological and psychological features of patients with socially significant diseases of convicts ]/ A.V. Datij, A.A. Fedoseev // Lichnost' v menjajushhemsja mire: zdorov'e, adaptacija, razvitie: setevoj zhurn.[ Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal] 2014. № 2 (5). Rezhim dostu-pa: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=82 (in Russian)

5. Sochivko D.V. Psihodinamika kriminal''no-pravovogo infantilizma kak novaja forma adaptacii lichnosti v sovremennoj real''nosti [Jelektronnyj resurs] [Psychodynam-ics of criminal-legal infantilism as a new form of personality adaptation in modern reality ] /D.V. Sochivko // Lichnost' v menjajushhemsja mire: zdorov'e, adaptacija, razvitie: setevoj zhurn. [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal] 2016. № 1 (12). Rezhim dostupa: http: //humj ournal. rz gmu. ru/ art&id= 190 (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.