ПСИХОКЛИНИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ (НЕ СОСТОЯЩИХ НА МЕДИЦИНСКОМ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЧЕТЕ]*
Д. В. Сочивко, А. О. Бурцев
Аннотация: в статье приведены результаты самостоятельного эмпирического исследования (методами многомерного статистического анализа) психодинамических механизмов психопати-зации личности осужденных в группе испытуемых, не состоящих на профилактическом и медицинском учете; по его результатам изучены психоэнергетические взаимодействия интрапсихических свойств личности осужденных, которые позволяют выявить те или иные побудители отклоняющегося психопатоподоб-ного поведения.
Корреляционный анализ показал различия групп испытуемых как по количеству корреляционных связей в плеядах, так и по характеру связей. В группе осужденных, не состоящих на учете, имеет место быть равновесная корреляционная интрапсихическая структура личностных и психоклинических свойств, состоящая из двух подплеяд, соединенных ярко выраженным криминально-ориентированным центром таких тесно связанных признаков, как авантюризм и антисоциальное поведение.
В группе осужденных, состоящих на профилактическом учете, корреляционные связи исчезают, интрапсихическая структура личности распадается, поведение становится непредсказуемым с психоклинических позиций. В группе
осужденных, состоящих на учете в медицинской части, напротив, наличествует переизбыток связей, интрапсихиче-ская психодинамика личности и поведения теряет выразительность, становится однообразной и застревающей.
С позиций функциональной психодинамики осужденные, состоящие на профилактическом учете, вследствие инфантильного отношения к окружающим, неумения выстраивать с ними эмоционально позитивных отношений, получающие хроническое непринятие со стороны окружения, переживают одновременную утрату ими уверенности в себе и надежды на сколько-нибудь позитивные перемены в будущем. Такая безысходность и определяет психодинамику их компульсивного демонстративного поведения.
Напротив, надежда на будущее, самоконтроль, стремление к самоутверждению и активность выражены у осужденных, не состоящих на учете, что обеспечивает формирование адаптивной психодинамики личности и формирования механизмов психологического принятия тяжелых условий жизнедеятельности в период отбывания наказания. Однако блокирование эмоций, неудовлетворенное стремление к обретению признания могут приводить к ощущению данными осужденными угнета-
* Работа проведена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект регионального конкурса «Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее» № 14-16-62001а(р).
ющей зависимости, перераздражения, что может лежать в основе проявления ими потенциальной деструктивной активности.
У осужденных, состоящих на учете в медицинской части по факту наличия личностного расстройства, поведение характеризуется умеренными проявлениями психопатизации, бедностью репертуара и предсказуемостью, что является следствием действия компенсирующего характера психоэнергетических побуждений их поведения—стремления к раздражению и стремления к покою. Интрапсихическая психодинамика данных осужденных является многосвязной и «вязкой», а психическая энергия расходуется на создание и поддержание иллюзорной картины действительности, что и характеризует наличие личностного расстройства.
Ключевые слова: психопатоподоб-ное поведение, психопатизация личности, интрапсихические свойства, психоэнергетические факторы, корреляционный анализ, плеяда/подплеяда корреляционных связей.
Функциональная психодинамика психопатоподобного поведения и психопатизации личности представляет собой комплексную адаптивную реакцию личности осужденного, запускаемую всей сложной системой взаимосвязей ее интрапсихических психоэнергетических свойств и факторов.
Результат корреляционного анализа данных в опоре на метод корреляционных плеяд описывает механизмы психопатизации личности испытуемых. Так, на рисунке 1 можно видеть плеяду корреляционных связей осужденных, не состоящих на учете. В нее вошли 16
признаков. Приступая к их анализу, прежде всего надо отметить, что это значимые связи показателей психопато-подобных и психопатических отклонений в развитии и функционировании личности и поведения, распадающиеся на две ярко выраженные подплеяды с хорошо просматривающимися центрами, связанные общим центром, который образует сильная корреляционная связь ^ = 0,56) таких показателей, как «Склонность к депрессии» и «Авантюризм/антисоциальность».
Приведенные на рисунке 1 результаты раскрывают, на наш взгляд, основной психодинамический механизм неожиданных психопатоподобных проявлений осужденных, не состоящих на учете.
В целом в корреляционной плеяде, в обеих ее подплеядах, завязанных на обозначенный центр, с позиций психодинамического подхода интрапсихиче-ской психоэнергетической точкой запуска психопатоподобного поведения осужденных является взаимодействие именно пары личностных свойств, находящихся в центре плеяды. Остановимся на этом подробнее.
Два показателя «Склонность к депрессии» и «Авантюризм/ антисоциальность» — это существенная психодинамическая взаимосвязь личностных и поведенческих черт, которая первоначально облегчает путь к преступлению, а затем обеспечивает выживание в криминальной субкультуре. Авантюризм по самому своему психологическому смыслу антисоциален и толкает человека на преступление. Депрессия есть естественное следствие совершенных антисоциальных деяний практически для любого преступника (в со-
Рис. 1. Корреляционная плеяда статистически значимых взаимосвязей
(р < 0,01) по выборке испытуемых осужденных, не состоящих на учете
Рис. 2.
Центр корреляционной плеяды, личностных признаков, характеризующих психопатоподобное и психопатическое поведение осужденных
Склонность к психозам
Агрессивность/ / Отрицательные/ Обсессивно-садизм [ черты компул.
характера \ расстройства
Регрессия
Рис. 3. Подплеяда связей «Склонность к психозам» в группе осужденных, не состоящих на учете
стоянии вменяемости) независимо от степени криминализации его личности. В местах лишения свободы депрессия может усиливаться, что и ведет к появлению скрытых и отрицаемых нарушений личности. Они группируются вокруг центра этой подплеяды. На рисунке 1 видно, что склонность к депрессии имеет сильные положительные связи с показателями «Праздность», «Агрессивность/пассивность» и «Бдитель-ность/параноидальность». Последнее качество личности, в свою очередь, организует (по количеству связей) центр подплеяды нарушений личности, показывая наибольшее количество связей с такими показателями, как «Склонность к параноидальному поведению» и «Склонность к насилию», выраженность психологической защиты «Проекция» и, наконец, «Склонность к депрессии».
Проекция как отдаление от себя любой вины или причины личностной неудачи, очевидно, требует и навыка бдительности, чтобы вовремя и более или менее логично спроецировать неприятную ответственность с себя на другого («я тут ни при чем, это он» — проекция на личность) или на обстоятельства («у меня не было выбора»). Отсюда и связи показателя проекции в группе осужденных, не состоящих на учете,
как с бдительностью, так и с агрессивностью (рис. 1).
Можно утверждать, что выстраивается определенным образом организованный психодинамический блок взаимодействия психопатических чертличности и поведения у осужденных, не состоящих на учете, в их психоклиническом профиле нарушений личности, который и обеспечивает отрицание и сокрытие (по механизму проекции) психо-патоподобных черт. Их неожиданное (и нечастое) проявление списывается администрацией и окружением на нервный срыв в связи с тяжелыми условиями жизнедеятельности в местах лишения свободы, который вряд ли повторится. Но, как можно видеть из приведенных данных, это не совсем так.
Обратимся теперь к анализу корреляционных связей показателей двух подплеяд, связанных между собой исключительно через центральную пару признаков, у осужденных, не состоящих на учете.
Относительно центра плеяды, правой части рисунка 1, где центром является «Авантюризм/антисоциальность», имеется три цепочки связей, то есть «Авантюризм/антисоциальность» служит центром второй подплеяды.
Первая цепочка, началом которой является «Авантюризм/антисоциаль-
Антисоциальное
Деятельность/
Линия
Рис. 4. Подплеяда связей «Поведенческие нарушения» в группе осужденных, не состоящих на учете
ность», идет в соединение со «Склонностью к психозам», «Агрессивностью/садизмом», «Отрицательными чертами характера», «Обсессивно-компульсивными расстройствами» и «регрессией» (защиты). Эту подплея-ду мы назвали «Склонность к психозам» (рис. 3). Ее составляющие являются психоэнергетическими побудителями поведенческих реакций компуль-сивного (взрывного) поведения, психо-патоподобного личностным расстройствам возбудимого круга психопатии.
Вторая цепочка связей, начинающаяся с показателя «Антисоциальное поведение» и включающая в себя «Деятельность-активность на грани срыва», «Линию владения собой», собирает поведенческо-деятельностные компоненты нарушений поведения и психоклинического автопортрета личности (рис. 4). Мы назвали эту цепочку подплеядой «Поведенческие нарушения». Характерно, что внутренним центром, соединяющим два показателя психоклинического автопортрета, является показатель нарушения личности — «Деятельность-активность на грани срыва» (рис. 4).
Таким образом, и антисоциальное поведение, и линия владения собой замыкаются у осужденных, не состоящих на учете, на деятельность на грани срыва, что подтверждает наше утверждение о том, что у этих осужденных нарушения личности присутствуют, но сдерживаются (на грани срыва) и личност-но отрицаются.
Итак, вся подплеяда нарушений личности распадается на две основные цепочки: поведенческая и психотическая. Существует еще отдельная связь авантюризма/антисоциальности как центра подплеяды с показателем неуверенности в себе (Нс). Сама по себе эта связь достаточно очевидна и легко интерпретируема. Авантюристически антисоциальное поведение (как психологическая основа преступления) непредсказуемо в своих последствиях, и в большинстве случаев, естественно, порождает у преступника неуверенность в себе.
Но не будем забывать, что в нашем случае речь идет об уже осужденных и находящихся в исправительном учреждении лицах. Не случайно этот показатель относится к нарушениям личности, в то время как авантюризм-
Рис. 5. Подплеяда связей «Неуверенность в себе» — «Авантюризм / антисоциальность»
антисоциальность — к показателям персонального психоклинического автопортрета. Здесь мы вновь видим связь центрального показателя персонального автопортрета с показателем нарушений личности. Следовательно, эта корреляционная связь (рис. 5) уже не является ситуативной, а стала частью персонального психоклинического автопортрета. Такая неуверенность в себе характерна для подростков и ин-фантилов, которые своими асоциальными поступками пытаются восполнить дефицит внимания к себе взрослых. Однако, как пишет Д. В. Сочивко, эта черта инфантильности может сохраняться и во взрослом состоянии, превращаясь уже в криминальный инфантилизм (рис. 5).
Итак, общая структура связей (рис. 1) показывает некую равновесность интрапсихической клинико-психологической структуры личности осужденных, не состоящих на учете, с выраженным центром и двумя подпле-ядами. В целом эта структура не перегружена связями. Следует отметить, что мы брали достаточно высокий уровень значимости (0,5 > р < 0,001) и выявили в группе осужденных, не состоящих на учете, 16 значимых связей. В результате получили сложившуюся структу-
ру личности, которая в среднем типична для всех осужденных, не состоящих на учете. Эта структура демонстрирует отрицаемые нарушения личности, а также свою криминогенность, что находит яркое отражение в особенностях центра плеяды, представленного парой признаков — «Склонность к депрессии» и «Авантюризм/антисоциальность» (рис. 1). Низкие показатели вошедших в плеяду признаков свидетельствуют о сдерживании криминогенного и пси-хопатоподобного поведения осужденного, не состоящего на учете. Если же какие-то ситуативные или личностные изменения повлекут за собой рост центральных показателей, то в результате все показатели в сетке плеяды начнут подниматься, а это уже чревато несдерживаемыми психопатоподобными и социально опасными поведенческими проявлениями.
Литература
1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФСИН России. URL: http://фсин.рф.
2. Бурцев А.О. Социально-демографический анализ осужденных с расстройствами личности, отбывающих наказание в виде лишения свободы (структурная психодинамика) // Вестник Владимирского юридического института. 2013. № 4.
3. Сочивко Д.В., Бурцев А.О. Проблема психопа-тизации личности осужденных к лишению свободы // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1.
4. Бурцев А.О. Психологическая помощь осужденным с различной выраженностью психопато-подобного поведения // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2.
5. Бурцев А.О. Психоклинический профиль личности осужденных, состоящих на профилактическом учете и на медицинском учете, в местах лишения свободы // Вестник Владимирского юридического института. 2014. № 3.
6. Сочивко Д.В., Бурцев А.О. Функциональная психодинамика психопатоподобного поведения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях // Вестник Кузбасского института ФСИН России. 2014. № 2.
7. Бурцев А.О. История, теория и методология понимания психопатий и личностных расстройств в отечественной и зарубежной медицинской и психологической литературе // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. № 3 (6).
8. Бурцев А.О. Исторические предпосылки психодинамического подхода к исследованию психо-патизации личности осужденных в трудах класси-
ков психиатрии XIX—первой половины XX века // Деевские чтения. 2014.
9. Сочивко Д.В, Щелкушкина Е.А. Проблема психодинамической типологии личности осужденных за убийство // Прикладная юридическая психология. 2010. № 1. С. 6-21.
10. Блинникова И.В, Савченко Т.Н., Сочивко Д.В. Научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология» // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 201-213.
11. Датий А.В., Бовин Б.Г. Анализ динамики умышленных убийств и численности осужденных за убийства в России // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 23-29.
12. Датий А.В. Характеристика мужчин, осужденных к лишению свободы (по материалам специальной переписи 2009 г.) // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 126-133.
13. Сочивко Д.В. Гендер организованной преступности // Прикладная юридическая психология. 2007. № 1. С. 52-63.
14. Сочивко Д.В. Психодинамика когнитивного устройства личности // Прикладная юридическая психология. 2008. № 3. С. 24-40.
15. Сочивко Д.В. Проблема методологии прикладной (юридической) психологии // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 8-18.
ЭТНОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТИ ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ, СКЛОННЫХ К СУИЦИДУ
А. В. Сухарев, А. П. Чулисова
Аннотация: в статье приведены результаты исследования этнофункцио-нальных особенностей личности и искажений развития заключенных под стражу, склонных к суицидальному поведению. У осужденных за насильственные преступления и заключенных, склонных к суициду, по сравнению с законопослушными респондентами более выражены следующие особенности эт-нофункционального развития личности: 1) воспоминания образов природы и сказок чаще относятся ими к возра-
сту старше 5 лет; 2) субъективные представления о Боге у них реже возникают до 8 лет. Кроме того, они реже предпочитают образы родной природы (этноинте-грирующие), чаще отвергают этноинте-грирующие образы зимы и чаще предпочитают этнодифференцирующие образы животных, растений и продуктов питания. Полученные результаты могут свидетельствовать о рано возникшей в онтогенезе личности осужденных и заключенных склонности к тоскливым и апатическим эмоциональным состоя-