УДК 159.98
DOI 10.33463/2072-8336.2019.1 (46).040-048
ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ЭМПИРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Д. В. Сочивко, О. И. Сочивко
Для цитирования
Сочивко, Д. В. Психодинамический подход в эмпирико-психологических исследованиях / Д. В. Сочивко, О. И. Сочивко // Прикладная юридическая психология. - 2019. - № 1(46).- С. 40-48. - DOI : 10.33463/2072-8336.2019.1(46). 040-048.
[СО®®® Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Аннотация. В статье описана теоретическая концепция психодинамики поведения и личности. Акцентировано внимание на историческом становлении психодинамики. Отмечены защищенные по данному направлению диссертационные исследования: «Психодинамика личности осужденных за убийство», «Психодинамика личности осужденных, вовлеченных в террористическую деятельность», «Психодинамика аддиктивного поведения осужденных в местах лишения свободы», «Психодинамика психопатизации личности осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы». Показана применимость всех разработанных методов (исследования психологических защит в контексте психоанализа или сопротивлений в контексте гештальт-
© Сочивко Д. В., Сочивко О. И., 2019
терапии), возможности использования специфических интерпретаций, характерных для современного психодинамического подхода (использование метода расчета психодинамических коэффициентов Д. В. Сочивко для ряда цветопредпочтений в тесте М. Люшера, применение кластеризации факторных решений). Описан современный психодинамический подход Д. В. Сочивко, обращено внимание на то, что в российских психологических словарях понятие «психодинамика» встречается крайне редко, в иностранных - несколько чаще, но обычно в связи с психоанализом и иногда и с другими областями глубинной психологии. Проанализировано предложение Д. В. Сочивко рассматривать целостную психодинамику личности как организованную на двух уровнях, а именно на уровне нейродинамики биологических и физиологических осо-
бенностей личности, результатом которой являются первичные, базовые личностные образования - темперамент и характер, и на уровне психодинамики, то есть психодинамики личностных свойств и отношений личности в их духовной и морально-нравственной определенности. Таким образом, психодинамика личности способна наделить определенным энергетическим потенциалом практически каждое психическое проявление либо свойство личности. Как следствие, в психоэнергетическом поле целостной психодинамики поведения и личности будут содержаться и внутренний, и внешний планы психических проявлений.
Ключевые слова: психодинамика, психодинамические коэффициенты.
Рассмотрим теоретическую концепцию психодинамики поведения и личности. Начнем с ее исторического становления, что поможет нам различить классическую психодинамику, которая обросла довольно большим психодиагностическим инструментарием, и современную психодинамику. По данному направлению защищено уже несколько диссертационных исследований: Е. А. Щелкушкиной «Психодинамика личности осужденных за убийство» [13], Г И. Белокуровым «Психодинамика личности осужденных, вовлеченных в террористическую деятельность» [1 ], Т. И. Савельевой «Психодинамика аддиктивного поведения осужденных в местах лишения свободы» [10], А. О. Бурцевым «Психодинамика пси-хопатизации личности осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы» [1] и др.
Нетрудно показать их историческое и научное родство, а значит, и применимость всех ранее разработанных
методов (например, исследования психологических защит в контексте психоанализа или сопротивлений в контексте гештальттерапии), возможности использования специфических интерпретаций, характерных уже для современного психодинамического подхода (например, метода расчета психодинамических коэффициентов, предложенного нами для ряда цвето-предпочтений в тесте М. Люшера, и кластеризации факторных решений).
Термин «динамика» (от греч. dunami - иметь силу и власть) обозначает энергию либо движение: динамичным может быть спортсмен и политический деятель, стремящийся сделать на своем посту как можно больше. В таком узком смысле представители классического подхода в психологии понимали психодинамику, в том числе в глубинной психологии, а также их последователи и научные преемники.
Нами обращено внимание на то, что в российских психологических словарях понятие «психодинамика» встречается крайне редко, в иностранных - несколько чаще, но обычно в связи с психоанализом (иногда и с другими областями глубинной психологии) [11, с. 7].
Из определения, содержащегося в словаре Б. Мура и Б. Фаина, можно заключить, что психодинамика, как следует из ее смысла, представляет собой универсальную теорию психического, ведь она может объяснить почти все его феномены, прежде всего познание (мышление), чувства (эмоции) и волю, которая лежит в основе регуляции поведения. Однако после этого понятие сужается, ибо данные феномены появляются под действием противоположно направленных мотивационных сил. В результате психодинамика сводится к специфической концепции мотива-
ции, то есть адресована сфере изучения регулятивного (волевого) компонента поведения [11, с. 7].
Таким образом, именно волевая сфера, сфера регуляции и управления поведением является тем общим звеном, которое непосредственно соединяет классическую и современную психодинамику. Мы предлагаем пойти дальше, учитывая в том числе сложность волевого процесса, который включает в себя и когнитивную (образ цели, акцептор будущего, опредмечивание мотива и т. п.), и эмоциональную (желания, стремления) составляющие [11].
Следовательно, психодинамика уже распространяется на всю сферу психических явлений, то есть любой психический процесс, любое психическое свойство личности обладает не только уровневым показателем (например, высоким интеллектом), но и энергетическим, точнее, психоэнергетическим, побудительным. Можно и при не очень высоком интеллекте многого достичь, а можно и при очень высоком совсем им не пользоваться ввиду его малой психоэнергетики в ин-трапсихическом психодинамическом пространстве личности [11, с. 7-8]. Об этом хорошо сказал С. Л. Рубинштейн: «Одно дело - испытывать стремление, а другое - осознавать его» [11, с. 62].
Если стремление есть психодинамический побудитель, то осознание этого стремления согласно методологическому принципу единства сознания и деятельности есть уже его превращение в деятельность или в психоэнергетическое проявление того же стремления. Здесь мы также видим тесную теоретическую связь современного психодинамического подхода с процессами осознания и управления
поведением, и это важно для последующего проведения нами эмпирических исследований психопатизации личности осужденных.
Проанализируем более подробно историческое становление классической психодинамики, а также ее неоварианты, чтобы сделать более понятным качественный скачок к научной парадигме современной ее формы. Остановимся на периоде формирования классической психодинамики, который представлен такими авторами, как З. Фрейд, К. Г Юнг, А. Адлер [12, с. 7].
Психику человека как некое поле боя между непримиримыми силами инстинктов, рассудка и сознания представил нам З. Фрейд. Эту непрекращающуюся борьбу разных сторон личности подтверждает именно термин «психодинамический». Теория психодинамики считает, что главную роль в регуляции поведения людей играет многообразное взаимодействие инстинктов, влечений и мотивов, ведущих конкурентную борьбу за обладание этой ролью. Если применить динамику к личности, то станет ясно, что ее поведение, скорее, имеет детерминированный характер, чем произвольный или случайный [12, с. 97-105].
Например, З. Фрейд указывал: идентификация выступает первоначальной формой эмоциональной связи с родственниками, ближайшей средой, социумом. При этом он сводил побудительные силы, образующие психодинамическое поле личности, к двум основным инстинктам (сексуальности и агрессивности), коренящимся в Оно, неосознаваемой части личности, и прорывающимся в сознание Я, противореча контролю Сверх-Я, вследствие этого порождая невротические и психопатические проявления личности.
По мнению ученого, преступность психопата является лишь одной из форм сублимации негативной энергии Оно [12, с. 8].
К. Юнг, а затем и А. Адлер категорически не согласились с таким узким подходом к пониманию психодинамики личности и ее интрапсихического устройства. Они значительно расширили список возможных побудителей. Так, Юнг расценивал либидо не как сексуальное влечение, а как единую психическую энергию, рожденную личным и коллективным бессознательным. Энергия, ее течение регулируются воздействием архетипов, первообразов коллективного бессознательного и личным опытом индивида. А. Адлер подразумевал под этим ряд внутренних факторов, которые влияют на развитие структур психики, включая наследственные и внешние воздействия. В своей индивидуальной психологии ученый уделял особое внимание понятию комплекса неполноценности и противостоящему ему понятию чувства общности (или комплекса превосходства), которые можно назвать первой психодинамической парой с позиции современного психодинамического подхода, главные постулаты которого сформулированы в докторской диссертации, а затем в обобщающем теоретическом издании «Психодинамика» [11].
Необходимо остановиться еще на одной ветви развития психодинамики, более близкой к современности, а именно на психодинамической психологии Курта Левина. Фактически ее автор в полном объеме опирается на те же установки, что находятся в основе современных теоретических представлений. Он предлагает анализировать поведение человека как точку силы в некотором энергетическом поле, где
есть также иные точки психоэнергетических сил. Это и другие личности, включенные в общение, и предметы, находящиеся в том физическом пространстве, где это общение организовано [3].
К. Левин в теории валентности не ограничивает круг объектов, имеющих психоэнергетический заряд, как это делают представители глубинной психологии относительно интрапсихи-ческих свойств личности. Однако ученый занимался исключительно внешней мотивацией поведения, можно сказать, интерпсихической психодинамикой, а не интрапсихической, как представители глубинной психологии. Как раз это и позволило ему сделать такой существенный шаг вперед, предложив теорию валентности, так как выделять среди окружающих нас предметов и субъектов общения какие-то области предметов, обладающих и не обладающих побудительными свойствами (валентностью), было бы просто бессмысленно. Это очевидно в интерпсихической психодинамике, но совсем неочевидно в интрапсихи-ческой (внутриличностной) психодинамике, хотя бы потому, что окружающие объекты мы видим непосредственно, интрапсихические симптомокомплек-сы свойств личности можно лишь измерить и оценить, основываясь на некоторых «откликах» [3].
Математическая теория измерений, основанных на откликах, появилась в 50-е годы XX века. Тогда же возник многомерный статистический анализ (корреляционный, факторный, кластерный и др.), который был изобретен в период появления первых психодинамических концепций прежде всего в психологии, а затем социологии и педагогике, обрел там аксиоматиче-
скую базу. Понадобились десятилетия исследований, чтобы приблизиться к заключению: парадигмальный принцип в интерпсихической и интрапсихи-ческой психодинамике одинаков. Оба данных плана объединены нами в единый согласно концепции Н. О. Лосского о внешнем и внутреннем плане «психо-ида», становящегося, на наш взгляд, единым психоэнергетическим элементом психодинамики личности и поведения. Следовательно, и во внутреннем мире каждое психическое проявление обладает психоэнергетическим зарядом. Результирующее же поведение будет развиваться под действием всех включенных внутренних энергий в их взаимодействии, не выражая действие ни одной из них по отдельности, как это было у З. Фрейда, когда все поведение определяет лишь сексуальность или агрессивность.
В середине прошлого века С. Л. Рубинштейн формулирует принцип детерминизма в психологии, в научной литературе его смысл часто коротко формулируют как внешнее условие через посредство внутренних. Этот принцип предполагает методолого-те-оретическую основу также для понимания единства интерпсихической и интрапсихической психодинамики. Кроме того, он не налагает никаких ограничений на внутренние условия, подразумевая под этим весь внутренний мир человека в его совокупности.
Большинство отечественных психологов всегда уделяли серьезное внимание динамической стороне психики с интрапсихических позиций. В трудах С. Л. Рубинштейна, В. Н. Мясищева, Б. Г Ананьева, А. Н. Леонтьева, Б. М. Те-плова и многих других авторов содержатся важные замечания, касающиеся психодинамического подхода [10].
Так, С. Л. Рубинштейн вводит термин «динамическая тенденция» для обозначения всех неосознаваемых побудителей поведения. По сути, это и есть интрапсихическая психодинамика, но во времена творчества ученого в Советском Союзе указанный термин находился под запретом. С. Л. Рубинштейн подчеркивает, что «свойство характера - это в конечном счете есть тенденция, побуждение, мотив, закономерно появляющийся у данного человека при однородныхусловиях» [8, с. 176].
Теория отношений В. Н. Мясище-ва предполагает регуляцию высших форм управления поведением и проявлениями личности как результат действия системы отношений личности, иерархизированной по интенсивности своего воздействия. Наиболее сильным влиянием обладают детерминирующие отношения, которые с психодинамической точки зрения представляют собой энергетически заряженные полюса интрапсихиче-ского психодинамического поля. Как и С. Л. Рубинштейн, В. Н. Мясищев выходит на уровень свойств личности, отмечая следующее: «Отношения, приобретая устойчивость, выраженность, большую значимость, становятся характерными для личности» [8, с. 176].
Название книги А. Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность» определяет три нерасторжимых полюса энергетических побудителей формирования и поведения человека. С позиций современного психодинамического подхода можно было бы сказать, что этот автор определил высший психодинамический синтез личности. Он так иллюстрирует динамические интрапсихические отношения деятельностных компонентов в его
общей теории деятельности: «Человек сначала работает, чтобы есть, затем ест, чтобы работать; труд становится из необходимости добывания средств для существования первейшей духовной потребностью человека. Будучи мотивом, источником деятельности, потребности оказываются также ее результатом. Это значит, что деятельность человека, которая была раньше средством достижения какой-нибудь цели, может в дальнейшем стать его потребностью» [4, с. 77]. С теоретических позиций современного психодинамического подхода можно заключить: данное выражение и есть описание психодинамического цикла поведения личности.
Особенно важно то, что в рассматриваемый период истории отечественной психологии идеи интрапсихиче-ской психодинамики, хотя в иных формулировках, распространялись также на только зарождающуюся юридическую психологию. Например, С. В. Поз-нышев, изучая личность преступников, отмечал: «...в нормальных случаях психическая конституция человека представляет собой в отношении преступления как бы динамическую систему, находящуюся в равновесии под давлением окружающей среды» [6, с. 28].
Кроме названных ученых, пристальное внимание изучению личности и ее психических состояний уделяли
A. Ф. Лазурский, К. К. Платонов,
B. М. Русалов, В. Д. Небылицын и др. Так, В. М. Русалов считал, что формальные свойства личности (иначе, темперамент) не существуют сами по себе, а входят в более высокоорганизованные структуры личности, например интеллект и характер, как необходимые компоненты динамических свойств данных структур [9, с. 140].
Этот круг исследований остро ставит вопрос конкретизации биологических (включая наследственные) составляющих психики и личности человека. Важным является аспект наследственности или социальной обусловленности нервно-психических заболеваний. При наличии данных нарушений личности внешним раздражителем является сама среда, которая, как отмечалось выше, неразрывно связана с происходящими изменениями главных ценностей, стремлений и общественных установок человека, его самооценки и состоит даже не в прямой, а в опосредованной и непростой зависимости от имеющихся нарушений в работе центральной нервной системы.
Можно назвать перспективным предложение Д. В. Сочивко рассматривать целостную психодинамику личности как организованную на двух уровнях, а именно на уровне нейродинами-ки биологических и физиологических особенностей личности, результатом которой являются первичные, базовые личностные образования - темперамент и характер, и на уровне психодинамики, то есть психодинамики личностных свойств и отношений личности в их духовной и морально-нравственной определенности [11]. Все же сегодня эта позиция, скорее, лишь рисует перспективу исследований,но не снимает остроты вопроса влияния на формирование личности наследственности и окружающей среды.
Необходимо обратить особое внимание на то, что с теоретических позиций мы отталкиваемся от принципа детерминизма С. Л. Рубинштейна, заключающегося в том, что любые внешние причины действуют через имеющиеся внутренние условия (ста-
новятся поведением), к которым можно отнести в случае необходимости и личностные нарушения. Постепенно, с течением времени соотношение таких условий и причин изменяется, первичные и вторичные синдромы, о которых говорил Л. С. Выготский, переплетаются и меняются местами. Следует отметить, что это диалектический процесс, то есть некие влияния обусловливают формирование тех или иных личностных особенностей, свойств и качеств, а некие личностные свойства (особенности, качества) создают предрасположенность, открывают предпосылки, вплоть до патологии («психопатии» по МКБ-9, сейчас «расстройства личности» по МКБ-10) или границы (акцентуации) нормы.
Таковы подступы к формированию современного психодинамического подхода в границах общей и социальной психологии второй половины XX в. Позже современная психодинамика станет областью психологического знания в юридической психологии, которой тогда еще не существовало, но один из ее исторических столпов -С. В. Познышев, как уже отмечалось, тяготел в своих теоретических позициях именно к психодинамическому пониманию личности, включая личность преступника [6].
Современный представитель официально признанной юридической психологии М. Ш. Магомед-Эминов в своих теоретических изысканиях тоже прибегает к психодинамической теории З. Фрейда [5]. Поясняя свой подход к современной психодинамике, он указывает, что Фрейд не только сформировал на основе теории влечений новую психологическую дисциплину, но и открыл существование заторможенной мотивации, «которой Я чело-
века не дает плавно, непрерывно двигаться, разворачиваться и осуществляться. Тогда, сталкиваясь с преградой, противоположным движением, противоположными побуждениями, влечения отклоняются, поворачиваются вспять, возвращаются назад к истоку и вновь пытаются «пробиться» к осуществлению. Действие и противодействие, движение и покой, желание и запрет, влечение и защита, развитие и задержка - все это образует пространство мотивационных трансформаций» [12, с. 47].
М. Ш. Магомед-Эминов, предлагая собственную концепцию для исследования трансформации личности в экстремальных жизненных условиях, одновременно считает, что даже обычная, повседневная жизнь содержит предостаточно травмирующих ситуаций, способствующих кардинальным трансформациям личности. В результате происходят изменения почти всех психических структур и процессов личности, вплоть до ядерных глубинных образований и Я человека [5, с. 17].
Он указывает на то, что интрапси-хическая психодинамика имеет как стабильные фазы своего функционирования, так и фазы изменения под воздействием внешних условий [5, с. 30-31]. По существу, интрапсихи-ческая психодинамика является приспособительным, адаптационным механизмом, развивает методический аспект исследования интрапсихиче-ской психодинамики личности в этом «адаптационном» направлении. В нашей концепции оно носит название «функциональная психодинамика». Адаптационные изменения интрапси-хической психодинамики обозначены М. Ш. Магомед-Эминовым специальным понятием «трансформация лично-
сти» [5, с. 100].
Психодинамика - это не изменение личности в процессе ее развития, а способ реагирования личности на внешнюю ситуацию, в процессе которого осуществляется перестройка структурных соотношений компонентов психологического времени, изменение ведущего цикла личности в эмоциональной, волевой или когнитивной сфере и предполагается изменение как структуры психологического настоящего, так и соотношения прошлого и будущего [11, с. 145].
Психодинамика - это постоянное внутреннее движение психических состояний, их непрекращающаяся смена, носящая, как было экспериментально доказано автором, циклический характер. Эти циклические взаимодействия невозможно сопоставить в физическом (однонаправленном, линейном) времени, поэтому ученый разрабатывает теорию внутреннего, субъективного времени, которое имеет вид спирали и обладает особой структурой настоящего, поглощающего и часть прошлого, и часть будущего: «Этот поток сознания (по терминологии В. Джеймса), преобразующий физическое время, в его закономерности и есть та постоянная и повседневная психодинамика, которая обеспечивает наше поведение во всех сферах жизнедеятельности подобно тому, как постоянное движение молекул определяет температуру физического тела» [11, с. 68].
Можно указать ряд иностранных авторов, которые в своих концепциях, так или иначе, стояли на позициях психодинамического подхода. Например, П Олпорт считал целесообразным рассматривать личность как динамическую организацию психофизических систем в индивиде, которые определя-
ют его мышление и поведение, влияют на его возможность приспособиться к окружающей среде. При этом психодинамика, по сути, сведена к некоторой последовательности включений и выключений конкретных психофизических систем в определенные моменты физического времени [11, с. 10].
Р. Кеттелл предлагает четко разделять положения статической психологии и психодинамики как области психологического знания, выделив при этом динамические черты в одну подсистему, непосредственно определяющую мотивацию поведения личности. Ученый считал, что все динамические черты стоит сгруппировать так: ат-титюдные, эргические и чувственные [11, с. 10]. Это новая попытка свести психодинамику личности исключительно к мотивационной сфере. По современной концепции психодинамики, развиваемой нами, любое психическое явление по его положению в интрапсихической структуре личности вступает в психоэнергетическое взаимодействие с другими психическими явлениями, образуя психодинамическое поле побудительных сил.
Именно выявление результирующих сил, руководящих поведением, служит основой построения психоди-намическихтипологий личности.
В статической (традиционной) психологии построены психологические типологии личности, существует сложившаяся методология прогностики поведения. Статический подход является более общим в психологии и составляет основу, на которую опирается психодинамический подход. В этом мы полностью согласны с Р. Кеттеллом, за исключением сужения предметной области психодинамики исключительно до мотивационной сферы [11, с. 10].
Вся психодиагностика основана на статическом подходе. Уровневые проявления личностных свойств можно рассматривать в математическом метрическом пространстве факторов или в топологическом пространстве кластеров, что позволяет определить их психоэнергетические «заряды» и с позиций психодинамического подхода изучить их интрапсихическое взаимодействие.
Таким образом, психодинамика личности способна наделить определенным энергетическим потенциалом практически каждое психическое проявление либо свойство личности. Как следствие, в психоэнергетическом поле целостной психодинамики поведения и личности будет содержаться и внутренний, и внешний план психических проявлений.
Библиографический список
1. Белокуров Г И. Психодинамика личности осужденных, вовлеченных в террористическую деятельность : дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2010. 186 с.
2. Бурцев А. О. Психодинамика пси-хопатизации личности осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы : дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2015. 183 с.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.
4. Левин К. Динамическая психология : избр. тр. М., 2001. 572 с.
5. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. М., 1998. 496 с.
6. Познышев С. В. Криминальная психология. Преступные типы. О психологическом исследовании личности как субъекта поведения вообще и об изучении личности преступника в частности. М., 2007. 302 с.
7. Русалов В. М. Опросник структуры темперамента : метод. пособие. М., 1992. 36 с.
8. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. СПб., 2003. 512 с.
9. Психодинамика личностных расстройств осужденных к лишению свободы мужчин и женщин / Д. В. Сочив-ко [и др.] ; под общ. ред. Д. В. Сочивко. Рязань, 2017. 110 с.
10. Савельева Т. И. Психодинамика аддиктивного поведения осужденных в местах лишения свободы : дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2009. 203 с.
11. Сочивко Д. В. Психодинамика. М., 2007. 432 с.
12. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // «Я» и «Оно». Тбилиси, 1991. Т. 1. С. 12.
13. Щелкушкина Е. А. Психодинамика личности осужденных за убийство : дис. . канд. психол. наук. Рязань, 2011. 212 с.