Научная статья на тему 'Сравнительный анализ личности осужденных, отбывающих наказание за преступления против общественного порядка, и личности осужденных за корыстные преступления'

Сравнительный анализ личности осужденных, отбывающих наказание за преступления против общественного порядка, и личности осужденных за корыстные преступления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
266
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОДИНАМИКА / PSYCHODYNAMICS / ОСУЖДЕННЫЕ / CONVICTS / ИНТРАПСИХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / INTER PSYCHIC STRUCTURE / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / PUBLIC ORDER / ЛИЧНОСТЬ / PERSON / КОРЫСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / AGGRESSION / КОНФЛИКТНОСТЬ / CONFLICT / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / PSYCHOCORRECTION / MERCENARY CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сочивко Дмитрий Владиславович, Клименко Вероника Сергеевна

Представлены результаты исследования осужденных, отбывающих наказание за преступления против общественного порядка и личности, и осужденных за корыстные преступления, подтверждающие предположение о наличии различных психодинамических механизмов формирования личности. На основе применения методов многомерного статистического анализа данных рассматриваются различные психодинамические типологии указанных категорий осужденных. Обнаруживается связь агрессивности и конфликтности с элементами самоотношения. В рамках рассмотрения эмпирического материала подтверждается гипотеза о том, что агрессивность и конфликтность в целостной психодинамике поведения корыстных преступников имеют осмысленный характер, входят в интрапсихическую структуру его убеждений и установок, связаны с внутренней фиксацией на жизненно важных дефицитах: со снижением эмоциональной включенности, тревожности, неуверенности и компенсаторной аддиктивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сочивко Дмитрий Владиславович, Клименко Вероника Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of study of the convicts serving their sentences for crimes against public order and personality and the ones convicted for mercenary crimes confirming the hypothesis about different psychodynamic mechanisms of personality formation are presented in the article. Different psychodynamic typologies of the above mentioned groups of the convicts are considered on the basis of application of methods of multidimensional statistical analysis of data. Correlation between aggression and conflict and elements of self-attitude has been revealed. The hypothesis that aggression and conflict in the integral psychodynamics of behavior of mercenary criminals have conscious character, form a part of intrapsychic structure of their views and attitudes and are connected with inner fixation on vitally significant deficits: decrease in emotional involvement, anxiety, uncertainty and compensatory addictivity has been supported by the empirical results.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ личности осужденных, отбывающих наказание за преступления против общественного порядка, и личности осужденных за корыстные преступления»

УДК 159.9:343.8

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА, И ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ ЗА КОРЫСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Реферат: представлены результаты исследования осужденных, отбывающих наказание за преступления против общественного порядка и личности, и осужденных за корыстные преступления, подтверждающие предположение о наличии различных психодинамических механизмов формирования личности. На основе применения методов многомерного статистического анализа данных рассматриваются различные психодинамические типологии указанных категорий осужденных. Обнаруживается связь агрессивности и конфликтности с элементами самоотношения. В рамках рассмотрения эмпирического материала подтверждается гипотеза о том, что агрессивность и конфликтность в целостной психодинамике поведения корыстных преступников имеют осмысленный характер, входят в интрапсихическую структуру его убеждений и установок, связаны с внутренней фиксацией на жизненно важных дефицитах: со снижением эмоциональной включенности, тревожности, неуверенности и компенсаторной аддиктивности.

Ключевые слова: психодинамика, осужденные, интрапсихическая структура, общественный порядок, личность, корыстные преступления, агрессивность, конфликтность, психокоррекция.

© Сочивко Д. В., Клименко В. С., 2017

Д. В. Сочивко, В. С. Клименко

В настоящее время среди психологов-практиков очевидна потребность в фундаментальных психологических исследованиях личности. Окружающий мир становится все более дифференцированным, появляется больше возможностей проявления себя в социуме, растет число законодательных свобод. При этом увеличение объема прав влечет за собой рост уровня ответственности, иначе будет нарушен баланс правового поля.

Предположение о наличии разнообразных психодинамических механизмов формирования личности осужденных, отбывающих наказание за преступления против личности и общественного порядка, и осужденных за корыстные преступления мы проверяли, подвергнув количественные данные тестирования указанной категории корреляционному анализу.

На основе применения методов многомерного статистического анализа данных были построены психодинамические типологии конфликтности и агрессивности в исследуемых группах испытуемых, а именно отдельно в группе осужденных за насильственные преступления против общественного порядка и личности и в группе осужденных за корыстные преступления. Качественный анализ этихтипологий показал их внутреннюю логику, согласован-

ную с реальным поведением представителей исследуемых групп, из чего, собственно, и делается вывод о существовании построенных типологий и возможности их дальнейшего использования как в фундаментальных научно-теоретических исследованиях, так и в деятельности психологов-практиков.

Эмпирический анализ данных показал, что в группе осужденных за корыстные преступления их зрелый возраст имеет положительные связи с выраженностью личностной и ситуативной тревожности. Эти же показатели отрицательно коррелируют с молодежным возрастом,характерным для осужденных за насильственные преступления против общественного порядка и личности. Этот факт говорит о том, что молодые представители осужденных за корыстные преступления в силу отсутствия криминального опыта еще не прониклись своей «воровской профессией», думают, что все им «сойдет с рук», что тюрьма нестрашна и т. п. Из этого следует важность учета возраста в психокоррекции осужденных за корыстные преступления, которая фактически может носить противоположно ориентированный характер для «молодых» и «старых» ее представителей.

В группе осужденных за корыстные преступления имеет место плеяда положительных корреляций психологических защит, таких как: отрицание, подавление, регрессия, компенсация, реактивные образования. Это говорит о существенной выраженности защитного симптомокомплекса в группе осужденных за корыстные преступления. Отсюда становится понятным и факт наличия положительных корреляций с такими проявлениями личностной агрессивности и конфликтности, как вспыльчивость и нетерпи-

мость к мнению других. При этом в эту плеяду корреляций входит и саморуководство в структуре самоотношения осужденного.

Таково главное содержание интерпсихической психодинамики личности утвердившегося в своей криминальной направленности осужденного за корыстные преступления. Если кратко, то он никогда не признает себя неправым, скорее отреагирует агрессивно и конфликтно, что охраняется мощным защитным комплексом. Однако все это происходит на высоком уровне самоконтроля и осознанности поведения. Вспыльчивость и конфликтность могут доводить осужденного за корыстные преступления (вора) до несвойственных ему преступлений. Можно привести пример из нашей практики, когда один из осужденных воровской направленности нанес смертельно опасный удар пожарным топором собутыльнику за то, что тот оскорбил его по «понятиям». В процессе беседы с этим осужденным его саморуководство было ясно им изложено: «Если б я не сидел, то может быть и смолчал бы, а я уже сидел, так что был обязан ответить». Можно привести множество других примеров такого рода. Осужденный К. при совместном распитии спиртных напитков потребовал извинений от одного авторитетного представителя криминальной субкультуры (вора), когда тот назвал его «козлом». Тот не извинился, и К. его убил, при полном осознанном саморуководстве «по понятиям» (как известно, воры редко идут на насилие, это даже несколько не в их понятиях). Характерно, что во время отбывания наказания К. пользовался некоторой благосклонностью администрации и без каких-либо препятствий освободился условно-досрочно.

Перейдем к анализу корреляционной плеяды насильственного преступления против общественного порядка и личности осужденных преимущественно в возрасте 18-30 лет. Характерно изменение смены полярности корреляционной связи в плеяде с минуса на плюс такого показателя, как умение добиваться и получать помощь от государства, по сравнению с группой осужденных за корыстные преступления. Складывается парадоксальная ситуация. Те, кто совершает насильственные преступления против общественного порядка и личности, психологически способны просить и получать помощь от того же государственного порядка, а те, кто без всякого насилия втихую ворует то, что плохо лежит, психологически на это не способны. Это может быть хорошей зацепкой для гештальттерапии в процессе психокоррекции осужденных за разные виды преступлений, так как здесь явно задействована сфера стыда, если точнее, бесстыдства осужденных за преступления против общественного порядка и личности и некоторого наличия извращенного стыда у осужденных за корыстные преступления, которые считают по своим понятиям, что они и сами взяли достаточно.

Момент интрапсихической психодинамики личности осужденного получает свое развитие и в интерпретации следующих данных, а именно: положительной корреляции в группе осужденных за насильственные преступления против общественного порядка и личности такого показателя экзистенциональной шкалы, как само-трансценденция, то есть способности на эмоциональный отклик в отношении людей либо событий (соответственно в другой группе наших испытуемых

знак отрицательный). Проще говоря, насильники в отношении чего бы там ни было способны представить себя на месте жертвы, а вор не способен представить, что его самого обворовали, да это и не по «понятиям», а отомстить насильнику насилием - это вполне достойный поступок. Более того, за некоторые виды насилия, совершенного во время преступления (в особенности против личности), осужденные самосудом мстят вновь прибывшим. В чем выражается важность этого факта для теоретической и практической пенитенциарной психологии? Самотранс-ценденция играет существенную роль в функциональной психодинамике личности обеих групп, но носит извращенный характер. В одном случае она запрещается мощным защитным блоком, в другом - сама обретает защитный характер: «а что было бы со мной, будь я на месте жертвы». Для психолога-практика в процессе оказания психологической помощи и осуществления психокоррекции вырисовывается ясная задача: вернуть самотрансцен-денцию в экзистенциал личности в ее первичных и естественных функциях.

Характерна также положительная корреляция в этой плеяде такой характеристики личности, как напористость, которая свойственна осужденным за насильственные преступления и несвойственна осужденным за корыстные преступления. В этом также отражается принципиальное различие интерсубъективной психодинамики личности наших испытуемых осужденных. Воры в основном замкнуты в себе, насильники против всего и вся напористы. Здесь по-разному прочерчивается граница Я,если пользоваться терминологией гештальттерапии. Говоря словами Ф. Перлза, осужденные за преступле-

ния против общественного порядка и личности в основном являются проекторами, расширяя свое Я до немыслимых пределов, а учитывая криминальную направленность личности до самых разнообразных преступлений против общественного порядка и личности, начиная с битья стекол, иной порчи чужого имущества, прочих хулиганских действий и заканчивая нанесением тяжких телесных повреждений, вплоть до убийства. Эти эмпирические факты подтверждают, в частности, выбор объекта нашего исследования и распределения испытуемых по группам для сравнительного анализа. Однако, как было показано выше, осужденные за корыстные преступления, если совершают насильственные преступления, то делают это сознательно «по понятиям» при высокой степени саморуководства.

Таким образом, и личность осужденного за корыстные преступления представляет собой, согласно терминологии Ф. Перлза, личность ретро-флектора, а именно того, кто делит свое Я ровно пополам.

Склонность испытуемых к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (раздражение, гнев, грубость) и пониженный самоконтроль поведения, а также стремление отстаивать свои интересы, не считаясь с мнением окружающих и не идя ни на какие уступки, связаны с глубоким осознанием себя, внутренней честностью в отношениях с собой. Другими словами, модель обострения взаимоотношений с другими людьми признается испытуемыми как естественное свое проявление и не влечет за собой никакого внутреннего противоречия.

Личностную агрессивность и конфликтность насильственных преступников против общественного порядка

и личности можно охарактеризовать как подавляемую терпением и накапливающуюся до критической массы. У корыстных преступников личностная агрессивность и конфликтность имеют более частые, но менее интенсивные поведенческие проявления, так как от-реагируются ими по мере возникновения не накапливаясь.

Предположение о связанности проявлений личностной агрессивности и конфликтности осужденных за корыстные преступления с влиянием ценностно-смысловых образований личности также было подтверждено результатами проведенного корреляционного анализа.

Корреляционная связь мстительности с самооценкой осужденными испытываемой растерянности может объясняться влиянием специфической ситуации, возникающей в местах лишения свободы, при которой их склонность в ситуациях реальной или предполагаемой несправедливости, оскорбления, обиды испытывать агрессивные, мстительные, разрушительные чувства по отношению к окружающим и стремиться к их наказанию трудно реализуема и поэтому данное состояние может описываться в том числе как растерянность.

Показатели защитной сферы незначительно связаны с содержанием личностной агрессивности и конфликтности насильственных преступников. Отрицательная связь регрессивности с нетерпимостью к мнению других выглядит логичной в плане того, что данные явления имеют диаметральный механизм. Регрессия обусловлена стремлением быть зависимым от других, а нетерпимость к мнению других говорит о выраженности обратных тенденций.

Связанность бескомпромиссности с проекцией в случае с корыстными, как и в случае с насильственными преступниками, вероятнее всего является общим механизмом криминальной де-структивности, при котором низкая мотивация к избеганию напряженности, в том числе от неудовлетворенности материальных потребностей либо потребностей безопасности и принятия в отношениях с другими людьми, объясняется необходимостью защиты от конфликтных и опасных людей и восстановления справедливости через упреждающие действия.

Связь подозрительности с интеллектуализацией в структуре психодинамики корыстных преступников также показывает доминирование неэмоционального механизма реализации ими конфликтности. Так недоверие, осторожность, сомнения в искренности и честности намерений людей принимаются при помощи логических установок и манипуляций, обесценивающих этих людей либо ситуацию взаимодействия.

Обнаруживается также связь агрессивности и конфликтности с элементами самоотношения, но, так же как и в случае с психологическими защитами, в меньшем объеме и меньшей интенсивности, чем у насильственных преступников. Замкнутость (открытость) связана с вспыльчивостью и неуступчивостью, а подозрительность - с самопринятием. Воспринятие других людей как неискренних является основой самопринятия ими внутренних побуждений по восстановлению справедливости путем криминального завладения чужими материальными ценностями.

Наиболее специфичной особенностью интеркорреляционной структу-

ры личностной агрессивности и конфликтности корыстных преступников является связь ее показателей с проявлениями экзистенциальной испол-ненности.

Таким образом, с учетом данных уровневого анализа по методике «Шкала экзистенции» А. Лэнгле и К. Орглера можно охарактеризовать личностную агрессивность и конфликтность осужденных за корыстные преступления как психодинамически обусловленную следующими их личностными особенностями: отсутствием дистанции по отношению к себе, обусловленным личностной незрелостью, выраженным криминальным инфантилизмом, внутренним напряжением (из-за конфликтов) или внутренней фиксацией на чем-то (при хронических дефицитах, неудовлетворенных потребностях); эмоциональной уплощен-ностью аффективности и амплитуды чувств и скудностью в отношениях с миром и людьми, трудностями восприятия чувств и ценностей других людей; нерешительностью и неуверенностью в собственных решениях, обусловленными страхом перед возможными последствиями или ошибками, неопределенностью желаний, в результате чего возникает чувство растерянности, пассивная, фаталистическая жизненная установка; аддиктивностью, компенсирующей отсутствие чувства свободы; низким уровнем включенности, фиксацией в позиции ожидания и пассивного восприятия жизни, неготовностью нести ответственность за ее результаты.

Таким образом, полученные в результате корреляционного анализа связи позволяют подтвердить гипотезу о том, что агрессивность и конфликтность в целостной психодинамике поведения корыстных преступ-

ников имеют осмысленный характер, входят в интрапсихическую структуру его убеждений и установок, связаны с внутренней фиксацией на жизненно важных дефицитах, со снижением эмоциональной включенности, тревожности, неуверенности и компенсаторной аддиктивности.

Характер корыстного преступления определяется бедными эмоциональными проявлениями, расширенной эмоционально-смысловой психодинамикой, более значительным вкладом в формирование готовности к преступлению ценностно-смысловой составляющей. Личность корыстного преступника развивается в процессе более осознаваемой активности по формированию, принятию соответствующих его криминальной направленности ценностей и смыслов.

Для осужденных за насильственные преступления против общественного порядка и личности характерны соответственно ощущения подвластности внешним обстоятельствам, трудности саморегуляции. В ситуациях реальной или предполагаемой неспра-

ведливости, оскорбления, обиды и других условиях они склонны испытывать агрессивные, мстительные, разрушительные чувства по отношению к окружающим, желать им различных несчастий и стремиться к их наказанию, которое может быть направлено как против общественного порядка (крушение и ограбление магазинов, машин, абстрактно-агрессивные действия против болельщиков другого футбольного клуба и т. д.), так и непосредственно против личности (нанесение телесных повреждений, похищения, пытки и т. д.).

В целях подготовки и повышения эффективности психокоррекции когнитивных конструкций осужденных необходимо применять методы, ориентированные на стабилизацию эмоциональных проявлений осужденных. Для выделенных нами типов осужденных за насильственные и корыстные преступления программа применения и последовательность методов работы с когнитивной и эмоциональной сферой будет различной в зависимости от выявленных особенностей конкретного психодинамического типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.