Научная статья на тему 'Психоклинический профиль личности осужденных, не состоящих на медицинском и профилактическом учетах, в местах лишения свободы'

Психоклинический профиль личности осужденных, не состоящих на медицинском и профилактическом учетах, в местах лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
102
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОПАТОПОДОБНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОПАТИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ИНТРАПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / ПСИХОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бурцев А.О.

В статье описываются психодинамические механизмы психопатизации личностии осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, не состоящих на профилактическом и медицинском учетах, а также рассматриваются психоэнергетические взаимодействия интрапсихических свойств, выступающих побудителями того или иного отклоняющегося психопатоподобного поведения. Автор основывает свои выводы на результатах эмпирического исследования, проведенного в двух регионах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психоклинический профиль личности осужденных, не состоящих на медицинском и профилактическом учетах, в местах лишения свободы»

УДК 343.95:343.8

Психоклинический профиль личности осужденных, не состоящих на медицинском и профилактическом учетах,

в местах лишения свободы

А.О. БУРЦЕВ - аспирант факультета научно-педагогических кадров Академии ФСИН России

В статье описываются психодинамические механизмы психопатизации лично-стии осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, не состоящих на профилактическом и медицинском учетах, а также рассматриваются психоэнергетические взаимодействия интрапсихических свойств, выступающих побудителями того или иного отклоняющегося психопатоподобного поведения. Автор основывает свои выводы на результатах эмпирического исследования, проведенного в двух регионах России.

Ключевые слова: психопатоподобное поведение; психопатизация личности; интрапсихические свойства; психоэнергетические факторы; корреляционный анализ.

Psycho clinical personality profile convicts not in the medical and preventive supervision in prison

A.O. BURTSEV - Post graduate Student of the Academy of the Federal Penal Service of Russia

This article describes the psychodynamic mechanisms of psychopathical personality of convicted persons serving a sentence of imprisonment, not on preventive and medical records (with the use of multivariate statistical analysis), as well as the psycho-energetic interactions intrapsychic properties speakers stimulus of a psychopathic deviant behavior The author bases his conclusions on the results of empirical research conducted in two regions of Russia.

Key words: psychopathic behavior; psychopathical personality; intrapsychic properties; psychoenergetic factors; correlation analysis.

Проблема психопатизации личности осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, актуальна в современных условиях. В связи с этим нами было проведено исследование, основными задачами которого являлись выявление методами многомерного статистического анализа психодинамических механизмов психопа-тизации личности в группе испытуемых, не состоящих на профилактическом и медицинском учетах, а также описание психоэнергетических взаимодействий интрапсихи-ческих свойств, выступающих побудителями того или иного отклоняющегося психопато-подобного поведения1. По результатам исследования был составлен психоклинический профиль, описанный в данной статье.

Эмпирическое исследование осуществлялось в целях проведения системной психодиагностической репрезентативной выборки осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в колониях Рязанской и Московской областей. Группу обследованных (выборка в количестве 100 чел.) составили осужденные, не состо-

ящие на профилактическом и медицинском учетах, отбывающие наказание в виде лишения свободы по ст. 105, 111, 112, 116, 117, 125, 209, 210, 211, 213, 158, 159, 161, 162, 163, 228 УК РФ.

Функциональная психодинамика психо-патоподобного поведения и психопатизации личности представляет собой комплексную адаптивную реакцию личности осужденного, запускаемую всей сложной системой взаимосвязей ее интрапсихических психоэнергетических свойств и факторов2.

Перейдем к результатам корреляционного анализа данных, полученных посредством применения метода корреляционных плеяд.

На схеме 1 приведена плеяда корреляционных связей осужденных, не состоящих на учетах. В нее вошло 16 признаков.

Данные, отраженные в схеме 1, свидетельствуют о том, что и является, на наш взгляд, основным психодинамическим механизмом неожиданных психопатоподоб-ных проявлений осужденных, не состоящих на учете.

Схема 1. Корреляционная плеяда статистически значимых взаимосвязей (р < 0,01) по выборке испытуемых осужденных, не состоящих на медицинском и профилактическом учетах

Следует отметить, что значимые связи показателей психопатоподобных и психопатических отклонений в развитии и функционировании личности и поведения распадаются на две ярко выраженные подплеяды со своими хорошо просматривающимися центрами (схема 2). Эти подплеяды связаны единым общим центром, который образует сильная корреляционная связь ^=0,56) таких показателей, как склонность к депрессии и авантюризм/антисоциальность.

R=0,56

Авантюризм/антисоциальность

Схема 2. Центр корреляционной плеяды личностных признаков, характеризующих психопатоподобное и психопатическое поведение осужденных

В целом в корреляционной плеяде, в обеих ее подплеядах, объединенных общим центром, с позиций психодинамического подхода психоэнергетической точкой запуска психопатоподобного поведения осужденных является взаимодействие именно пары личностных свойств, находящихся в центре плеяды3. Остановимся на этом подробнее.

Два показателя (склонность к депрессии и авантюризм/антисоциальность) - это существенная психодинамическая взаимосвязь личностных и поведенческих черт, которая первоначально облегчает путь к преступлению, а затем обеспечивает выживание в криминальной субкультуре. Авантюризм по самому своему психологическому смыслу антисоциален и толкает человека на преступление. Депрессия есть естественное следствие совершенных (в состоянии вменяемости) антисоциальных деяний практически для любого преступника независимо от степени криминализации его личности. В местах лишения свободы депрессия может усиливаться, что и ведет к появлению скрытых и отрицаемых нарушений личности. Они группируются вокруг центра этой под-плеяды.

Из схемы 1 видно, что склонность к депрессии имеет сильные положительные связи с праздностью и агрессивностью/ пассивностью и с бдительностью/паранои-дальностью. Последнее качество личности, в свою очередь, организует (по количеству связей) центр подплеяды нарушений личности, показывая наибольшее количество связей с таким показателями, как склонность к

параноидальному поведению и склонность к насилию, выраженность психологической защиты - проекция и, наконец, склонность к депрессии.

Проекция как отсылание от себя любой вины или причины личностной неудачи, очевидно, требует и навыка бдительности, чтобы вовремя и более или менее логично спроецировать неприятную ответственность с себя на другого (я тут не при чем, это он - проекция на личность) или на обстоятельства (у меня не было выбора). Этим обусловлены связи показателя проекции в группе осужденных, не состоящих на учетах, как с бдительностью, так и с агрессивностью (схема 1).

В результате можно утверждать, что выстраивается определенным образом организованный психодинамический блок взаимодействия психопатических черт и поведения у осужденных, не состоящих на учетах, в их психоклиническом профиле нарушений личности, который и обеспечивает отрицание и сокрытие (по механизму проекции) психопатоподобных черт. Их неожиданное (и нечастое) проявление списывается администрацией и окружением на нервный срыв в связи с тяжелыми условиями жизнедеятельности в местах лишения свободы, который вряд ли повторится. Но, как можно видеть из приведенных данных, это не совсем так.

Обратимся теперь к анализу корреляционных связей показателей двух подплеяд, связанных между собой исключительно через центральную пару признаков, у осужденных, не состоящих на учетах.

Центр плеяды - правой части схемы 1, авантюризм/антисоциальность - имеет три цепочки связей, то есть авантюризм/ антисоциальность является центром второй подплеяды.

Так, первая цепочка, началом которой является авантюризм/антисоциальность, соединяется со склонностью к психозам, агрессивностью/садизмом, отрицательными чертами характера, обсес-сивно-компульсивными расстройствами и регрессией (защиты). Эту подплеяду мы назвали «склонность к психозам» (схема 3). Ее составляющие являются психоэнергетическими побудителями поведенческих реакций компульсивного (взрывного) поведения, психопатоподобного личностным расстройствам возбудимого круга психопатии.

Склонность к психозам

Отрицательные черты характера

регрессия

Схема 3. Подплеяда связей «склонность к психозам» в группе осужденных, не состоящих на медицинском и профилактическом учетах

Вторая цепочка связей, начинающаяся с показателя «антисоциальное поведение» и включающая деятельность/активность на грани срыва, линию владения собой, объединяет поведенческо-деятельностные компоненты нарушений поведения и личности и психоклинического автопортрета (схема 4). Мы назвали ее подплеядой «поведенческие нарушения». Характерно, что центром, соединяющим между собой два показателя психоклинического автопортрета, является показатель «нарушения личности» - деятельность/активность на грани срыва (схема 4)4.

деятельность активн. на грани срыва

Схема 4. Подплеяда связей «поведенческие нарушения» в группе осужденных, не состоящих на медицинском и профилактическом учетах

Таким образом, и антисоциальное поведение, и линия владения собой замыкаются у осужденных, не состоящих на учетах, на показателе «деятельность на грани срыва». Это подтверждает наше утверждение о том, что у этих осужденных нарушения личности присутствуют, но сдерживаются (на грани срыва) и личностно отрицаются5.

Следовательно вся подплеяда нарушений личности распадается на две основные цепочки: поведенческую и психотическую.

Кроме того, существует отдельная связь авантюризма/антисоциальности как центра подплеяды с показателем неуверенности в себе. Эта связь является достаточно очевидной и легко интерпретируемой. Авантюристическое антисоциальное поведение (как психологическая основа преступления) непредсказуемо в своих последствиях и в большинстве случаев естественно порождает у преступника неуверенность в себе (схема 5).

Схема 5. Подплеяда связей «неуверенность в себе»

Но не будем забывать, что в нашем случае речь идет об осужденных, находящихся

в исправительном учреждении. Не случайно неуверенность в себе относится к нарушениям личности, в то время как авантюризм/ антисоциальность - к показателям персонального психоклинического автопортрета. Здесь мы вновь видим связь центрального показателя персонального автопортрета с показателем нарушений личности. Следовательно, эта корреляционная связь уже не является ситуативной, а стала частью персонального психоклинического автопортрета. Такая неуверенность в себе характерна для подростков и инфантилов, которые асоциальными поступками пытаются восполнить дефицит внимания со стороны взрослых. Однако, как пишет Д.В. Сочивко, эта черта инфантильности может сохраняться и во взрослом состоянии, превращаясь в криминальный инфантилизм6.

Итак, общая структура связей (схема 1) показывает некую равновесность интрапси-хической клинико-психологической структуры личности осужденных, не состоящих на учете, с выраженным центром и двумя подплеядами7.

В целом эта структура не перегружена связями. Следует отметить, что мы брали достаточно высокий уровень значимости (0,5>р<0,001) и получили в группе осужденных, не состоящих на учетах, 16 значимых связей. Это, по сути, структура личности, которая в среднем типична для всех осужденных, не состоящих на медицинском и профилактическом учетах8. Она демонстрирует отрицаемые нарушения личности, а также криминогенность, что находит яркое отражение в особенностях центра плеяды, представленного парой признаков: склонность к депрессии и авантюризм/антисоциальность (схема 1). Низкие показатели вошедших в плеяду признаков свидетельствуют о сдерживании криминогенного и психопато-подобного поведения осужденного, не состоящего на медицинском и профилактическом учетах. Если же какие-то ситуативные или личностные изменения повлекут рост центральных показателей, то в результате все показатели в сетке плеяды начнут увеличиваться, а это уже чревато несдерживаемыми психопатоподобными и социально опасными поведенческими проявлениями.

| ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Сочивко Д.В. Гендер организованной преступности // Прикладная юридическая психология. 2007. № 1. С. 52-63.

2 См.: Сочивко Д.В. Психодинамика духовности и религиозности осужденных молодежного возраста // Там же. 2012. № 4. С. 116-126.

3 См.: Воронин Р.М. Основные направления медицинской психологии в исправительных учреждениях // Там же. 2014. № 1. С. 112-117.

4 См.: Воронин Р.М., Датий А.В. Медико-социальная работа с мужчинами-инвалидами, содержащимися в исправительных колониях общего режима // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. № 1 (4). С. 67-74.

5 См.: Кузнецова А.С., Полянин Н.А. Медицинская психология в юридической деятельности // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 111-112.

6 См.: Сочивко Д.В., Полянин Н.А., Голышева Ю.Н. Мужской и женский путь духовности в местах лишения свободы // Там же. 2012. № 1. С. 60-75.

7 См.: Сочивко Д.В., Полянин Н.А. Криминальные идеоло-гемы современных молодежных субкультур // Там же. 2009. № 4. С. 62-70.

8 См.: Бурцев А.О. Социально-демографический анализ осужденных с расстройствами личности, отбывающих наказание в виде лишения свободы (структурная психодинамика) // Вестник Владимирского юридического института. 2013. № 4. С. 13-17.

1 Sm.: Sochivko D.V. Gender organizovannoj prestupnosti // Prikladnaja juridicheskaja psihologija. 2007. № 1. S. 52-63.

2 Sm.: Sochivko D.V. Psihodinamika duhovnosti i religioznosti osuzhdennyh molodezhnogo vozrasta // Tam zhe. 2012. № 4. S. 116-126.

3 Sm.: Voronin R.M. Osnovnye napravlenija medicinskoj psihologii v ispravitel'nyh uchrezhdenijah // Tam zhe. 2014. № 1. S. 112-117.

4 Sm.: Voronin R.M., Datij A.V. Mediko-social'naja rabota s muzhchinami-invalidami, soderzhashhimisja v ispravitel'nyh kolonijah obshhego rezhima // Lichnost' v menjajushhemsja mire: zdorov'e, adaptacija, razvitie. 2014. № 1 (4). S. 67-74.

5 Sm.: Kuznecova A.S., Poljanin N.A. Medicinskaja psihologija v juridicheskoj dejatel'nosti // Prikladnaja juridicheskaja psihologija. 2014. № 1. S. 111-112.

6 Sm.: Sochivko D.V., Poljanin N.A., Golysheva Ju.N. Muzhskoj i zhenskij put' duhovnosti v mestah lishenija svobody // Tam zhe. 2012. № 1. S. 60-75.

7 Sm.: Sochivko D.V., Poljanin N.A. Kriminal'nye ideologemy sovremennyh molodezhnyh subkul'tur // Tam zhe. 2009. № 4. S. 62-70.

8 Sm.: Burcev A.O. Social'no-demograficheskij analiz osuzhdennyh s rasstrojstvami lichnosti, otbyvajushhih nakazanie v vide lishenija svobody (strukturnaja psihodinamika) // Vestnik Vladimirskogo juridicheskogo instituta. 2013. № 4. S. 13-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.