Научная статья на тему 'Теория деятельности — основание реализации новых ФГОСов дошкольного образования'

Теория деятельности — основание реализации новых ФГОСов дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
707
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД) / СТАНДАРТЫ / ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казенко Евгения Васильевна

Теория деятельности (деятельностный подход) является главным условием реализации, поэтому необходимо обновить представления о феноменах «деятельность», «деятельностный подход» и ее (его) «результат», продукт с позиции «...оценки результатов освоения» «программы» ФГОСа в виде «целевых ориентиров».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казенко Евгения Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория деятельности — основание реализации новых ФГОСов дошкольного образования»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

43

ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ОСНОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ФГОСОВ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. В. Казенко

Челябинский государственный педагогический университет

Теория деятельности (деятельностный подход) является главным условием реализации, поэтому необходимо обновить представления о феноменах «деятельность», «деятельностный подход» и ее (его) «результат», продукт с позиции «...оценкирезультатов освоения» «программы» ФГОСа в виде «целевых ориентиров».

Ключевые слова: деятельность, теория деятельности (деятельностный подход), стандарты, целевые ориентиры.

«Деятельность — это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо» (цит. по [1. C. 45]) - утверждал С. Л. Рубинштейн.

Предпосылкой всякой деятельности является та или иная потребность. Сама по себе потребность, однако, не может определить конкретную направленность деятельности. Потребность получает свою определенность направлена вызвавшая ее потребность, т. е. ее предмет. Предметность деятельности соответственно является одной из основных ее характеристик. По только в предмете деятельности. Так, деятельность композитора направлена на создание музыкального произведения; деятельность шлифовщика или фрезеровщика — на придание обрабатываемой детали необходимых форм, профилей, характеристик; деятельность педагога - на передачу социокультурного опыта, организацию усвоения учащимися сообщаемых сведений и т. д. Деятельность ребенка дошкольного возраста направлена на освоение этого опыта. Другими словами, деятельность определяет то, на что предмету деятельности различают и называют ее виды, например педагогическая, конструкторская и т. д. Предмет — один из основных элементов психологического (предметного) содержания деятельности, в которое кроме него входят средства, способы, продукт и результат.

В образовательном процессе происходит смещение этапов, приводящее к тому, что языковые средства (числа, правила счета и орфографии и т. д., в создании которых ребенок должен принимать активное участие, предлагаются ему, как некоторая данность, что, в свою очередь, не позволяет раскрыть их существенные свойства. Указанный феномен разрушает непрерывность образовательного процесса негативно влияет на его результат. Поэтому актуальной проблемой сегодня является создание системы дошкольной подготовки, существующей в рамках непрерывного образовательного процесса, непрерывной образовательной деятельности.

Ключевым понятием современной системы обучения детей в школе является понятие учебной деятельности. Поэтому перед дошкольными образовательными учреждениями как первой ступенью непрерывной системы образования стоит задача формирования «деятельностных» способностей на уровне, соответствующим возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Как отмечал С. Л. Рубинштейн, «деятельностные» способности проявляются и формируются только в деятельности. В ходе дидактической игры у детей должен сформировываться весь комплекс «деятельностных» способностей, необходимых им для эффективного обучения в современной школе.

44

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 2 (27)

Существенной характеристикой деятельности является ее мотивированность, при рассмотрении которой обращает на себя внимание прежде всего начальный момент деятельности, т.е. ее предпосылка — потребность, нашедшая себя в предмете. «Поскольку потребность находит в предмете свою определенность («опредмечивается» в нем), данный предмет становится мотивом деятельности, тем, что побуждает ее» [8. C. 44]. «Итак, понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает» [8. C. 45]. При этом, если потребность, например, познавательная, «находит» [3] себя в таком предмете, как захватывающее содержание книги, то эта нашедшая себя в предмете потребность, или «опредмеченная потребность» [8. C. 44], становится внутренним мотивом деятельности. Внутренний мотив входит в саму структуру деятельности. Здесь важно соотнести это определение с пониманием мотива деятельности С. Л. Рубинштейном: «Всякое действие исходит из мотива, т. е. побуждающего к действию переживания чего-то значимого, что придает данному действию смысл для индивида» (цит. по [8. C. 47]). В этом определении существен фактор переживания, который может сопровождать «встречу потребности с предметом, но может и отсутствовать как осознаваемое побуждение, как бы найти себя в нем» [8. C. 46].

Важно ответить на поставленные вопросы: Почему деятельностный подход является главной целью реализации ФГОС? И является ли вообще?

Следует разобраться, что же такое деятельностный подход. Итак, деятельностный подход - определяет отношения (нравственные, трудовые, эстетические, познавательные и т. д.), которые формируются в процессе деятельности. Деятельностный подход сосредотачивает внимание на организации жизни детей, корректируя у них разнообразные отношения к миру; деятельность растущей личности должна развиваться на основе самостроительства. Значение деятельностного подхода аргументированно показал в своих работах А. Н. Леонтьев. Его точка зрения состоит в том, что для овладения достижениями человеческой культуры, каждое новое поколение должно осуществить деятельность аналогичную той, которая стоит за этими достижениями. Вот почему, чтобы подготовить воспитанников к самостоятельной жизни и разносторонней деятельности, необходимо в меру возможностей вовлечь их в эти виды деятельности, т. е. организовать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность.

Любая деятельность имеет свою психологическую структуру: мотив, цель, действия (операции), условия и средства, результат. Если, стремясь к реализации деятельностного подхода, педагог упускает какие-то структурные моменты, организуя деятельность дошкольника, то ребенок либо вообще не является в этом случае субъектом деятельности, либо выполняет ее как иллюзорную, как отдельные действия.

Ребенок дошкольного возраста освоит содержание образования только тогда, когда у него есть внутренняя потребность и активно-положительная мотивация для такого освоения. Признание факта, что в деятельности личность формируется и проявляется, как видно, еще не есть деятельностный подход. Он требует специальной работы по формированию деятельности ребенка, по переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Это в свою очередь, требует обучения его целеполаганию и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

В настоящее время всё определяется «заказом» общества и государства. Если обществу нужны креативные, творческие, самостоятельно мыслящие люди, то наше образование, начиная с дошкольного, должно быть выстроено соответственно. Немного разобравшись в понятии «деятельностный подход», в его важности для понимания процесса «становление личности», зададимся следующим вопросом: Что такое Федеральные образовательные государственные стандарты (далее ФГОС)?

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

45

Стандарт «ФГОС ДО» - это стандарт разнообразия детства. «ФГОС ДО» - это смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности.

Председатель рабочей группы А. Г. Асмолов (директор Федерального института развития образования) подчеркивает: «Мы должны не научить, а дать полноценно прожить в игре различные ситуации. Ребенок должен захотеть поиграть, а взрослый поддержать это желание» [6].

Анализируя ФГОС, видим, что в нем учитывается самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека; социокультурное разнообразие детства; возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей; потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья; возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.

ФГОС дошкольного образования разрабатывался впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившему в силу 1-ого сентября 2013 года Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный государственный образовательный стандарт [9] включает в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе, соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

Один из членов рабочей группы по составлению ФГОС В. Собкин (директор Института социологии образования), отметил, что наряду с административными посылами появления стандарта дошкольного образования, серьезного отношения к дошкольному детству требуют вызовы современной жизни. «Мы пытались продумать, чтобы инвестиции в человека начинались сразу с рождения. Дошкольное детство самоценный этап, и стандарт должен обеспечивать его полноценное проживание для каждого ребенка. Нам было важно наметить в стандарте тренд - ребенку должно быть хорошо и интересно жить» [9]. ФГОС дошкольного образования призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.

Подводя некую черту, отметим, что основной целью воспитания дошкольников в условиях ФГОС является формирование у детей в ходе игры внутри некоторой группы эмоциональной направленности на получение совместного положительного результата.

Таким образом, на этапе дошкольной подготовки для эффективного обучения детей в школе важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Инновационность ФГОСа определяется тем, что он сочетает в себе одновременно индивидуализацию и социализацию на уровне дошкольника. Индивидуализация характеризует уникальный вектор развития ребенка в этом возрасте. Социализация же выражена в регламентации системы условий развития ребенка. Это не только материальные условия в детских садах, но и воспроизведение различных форм деятельности - система общения ребенка с воспитателями и сверстниками.

Проживание детства в дошкольном возрасте возможно, прежде всего, в ИГРЕ. Она необходима для развития полноценного ребенка. Педагогов, как и прежде, волнует проблема преемственности: «Какими же будут требования начальной школы к выпускнику детского сада?». Школа всегда хотела получить «удобного» ребенка: послушного, дисциплинированного, умеющего писать и считать. ФГОС же фиксирует, что отныне «Не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна подготовиться к ребенку!». Именно

46

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 2 (27)

это подтверждает, что дошкольное детство, наконец-то, стало приоритетным среди прочих этапов образования. Социальный статус дошкольного образования, как одного из социально-образовательных институтов, несомненно, повысился.

Современное содержание дошкольного образования ориентирует педагога на осуществление деятельностного подхода, чтобы обеспечить развитие «целостной» личности. Деятельностный подход предполагает внимание педагога не только к «...интериори-зации детьми образовательных и социальных компетенций...» (С. Г. Молчанов), которые включают в себя и формирование способов деятельности, и освоение формально-логических операций, развитию познавательных сил и творческого потенциала ребенка. Источниками формирования содержания образования стали основные нормы самоопределения личности - это человек, общество, природа и человеческая деятельность. Современное содержание ориентирует педагога на формирование творческой личности, личности, готовой к поиску, ощущающей беспредельное желание получать знания. Потребность в признании помогает ребенку утвердиться в своих моральных качествах. Малыш рефлексирует, пытается проецировать свое поведение и поступки на предполагаемые реакции других людей. При этом он хочет, чтобы люди испытывали к нему благодарность, признавали и ценили его хорошие поступки. Доброжелательность и внимание к ученику - условия для развития его позитивных личностных качеств. Основная идея деятельностного подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъективности ребенка. Т. е. в результате использования форм, приемов и методов воспитательно-образовательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных действий, операций и приемов, а человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации. Деятельностный подход в воспитании растущего человека в непосредственно-практическом аспекте своими истоками уходит вглубь истории. Можно продолжать цитировать основоположников деятельностного подхода в педагогике и психологии: С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, тем самым подтверждая значимость реализации деятельностного подхода, как главной задачи ФГОСов.

Таким образом, отвечая на вопрос «является ли деятельностный подход главной задачей реализацией ФГОС?», можно утверждать, что через деятельностный подход в образовательном процессе прежде всего ставится и решается основная задача образования - создание условий для развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной через активизацию внутренних резервов, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. Непременным условием эффективности воспитания в контексте деятельностного подхода является опора на собственные силы ребенка, на внутреннюю логику его развития.

Этот же взгляд на механизм становления и формирования субъективности ребенка позволяет увидеть деятельностный подход к воспитанию, как подход личностно-ориентированный.

Перейдем к заключительной части данной статьи. Хотелось отметить, что детство -бесценный период жизни, и ребенок должен его счастливо прожить. В последнее же время сложились такие условия, что мы не ценим детей, а постоянно их оцениваем, вследствие чего у детей наблюдается перегруженность знаниями (невротизация). Каждый ребенок для нас «почемучка», и надо, по сути дела, не погасить «почемучек», а дать им столько ответов, чтобы они почувствовали себя уверенными людьми.

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей дошкольного возраста. Освоение образовательных программ дошколь-

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

47

ного образования не сопровождается, к сожалению (как считает профессор С. Г. Молчанов), проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования сформулированы в терминах развития ребенка в виде «целевых ориентиров» базовой культуры ребенка с учетом ожиданий семьи и общества.

В рамках разработки проекта ФГОС ДО экспертами в сфере дошкольного образования было проведено исследование, позволившее в ходе фокус-групповых обсуждений выявить ожидания родителей, воспитателей, учителей начальной школы по отношению к дошкольному образованию.

Что ждут родители, воспитатели, учителя школы от дошкольного образования? Кого слушать? Разработчики ФГОС ДО пошли своим путем, сделав своим лозунгом странную фразу « Учить для жизни, а не для школы». Разработчики стандарта красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку».

Они указывают на то, что все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные компетенции (С. Г. Молчанов). Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе. Именно поэтому они обозначены в стандарте как »целевые ориентиры» для всех участников образовательных отношений, как некие ценностно-целевые установки и векторы развития. Т. е. есть некий ориентир развития, но нет заданного эталона (образца, мерила), т. е. требуемого результата развития. Разработчиками постулируются а) самоценность, индивидуальности развития, б) воплощение возможностей развития ребенка (акцент сделан на специфику дошкольного детства: пластичность, гибкость развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития).

Не образовательный результат, а именно формирование у ребенка жизненно важных базовых ценностей культуры мира. Особое внимание должно уделяться развитию мотивационной сферы (это потребность в любознательности, познании мира; увеличение числа вопросов «зачем?», «почему?»; желание и потребность в творчестве; потребность в достижениях; мотивированная гордость за свои достижения и т. п.)

Любой стандарт предполагает какой-то результат, т. е. если вводится стандарт, то предполагается, что этот стандарт что-то изменит в системе воспитания и мы получим тот или иной планируемый результат.

Освоение же Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников (Закон «Об Образовании в РФ» ст. 64), но «целевые ориентиры» выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. В стандарте поднят вопрос который волнует всех - родителей, педагогов, психологов: попытка внедрить в систему ДО систему оценки и квалификации того или иного уровня развития ребенка в %, литрах, метрах и т. п. В стандарте четко определено, что развитие ребенка не является объектом измерения и оценки. Согласно стандарту, верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. Зададимся вопросом: «Если не будет проводиться оценка знаний детей, то по каким показателям будет оцениваться деятельность дошкольной образовательной организации?».

«Перед дошкольной организацией стоят задачи, связанные с развитием детей и созданием условий в каждом детском саду для их решения. Именно эти условия являются

48

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 2 (27)

предметом оценки деятельности образовательной организации и результативности работы педагогов, в том числе и со стороны родительской общественности», - говорит А. Г. Асмолов. Если школьный стандарт предполагает три направления развития ребенка - личностное развитие, предметное развитие и метапредметное развитие, - то в дошкольном стандарте оставили только одно - личностное.

Возникает следующий вопрос: «Какой же результат мы планируем, следуя всем новым требованиям?». Мы предполагаем, социализовывать детей, приобщать к базовым ценностям и культуре мира. Ведь социализация - это потребность к любознательности, развитие способностей сотрудничества не только со сверстниками, но и со взрослыми, формирование жизненных навыков (готовность к разрешению жизненных ситуаций, преемственность со школой, готовность к совместной деятельности. Достижение такой социализованности (С. Г. Молчанов) гарантирует успешность ребенка на следующих этапах образования. А определение результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров позволит поменять отношение к дошкольнику, к оценке результатов его развития, что, конечно, способствует продлению «социального статуса» детства и созданию комфортных по отношению к воспитанникам условий в дошкольной организации. Но с другой стороны руководствуясь только целевыми ориентирами сложно увидеть динамику развития ребенка, продумать и скорректировать индивидуальную работу с ним. И еще, неконкретность «целевых ориентиров» (ФГОС ДО) дает возможность разработчикам образовательных программ, и тем, кто их реализует, более свободно подходить к образовательному процессу (содержанию образования) в дошкольном учреждении, ориентируясь на конечный «продукт» в виде «сформированной личности воспитанника», которая достаточно относительна... Я считаю, что качество реализации основной образовательной программы целесообразнее оценивать через мониторинг интегративных качеств (ФГТ), чем через ориентиры, которые «не подлежат непосредственной оценке» [9. C. 26].

Система мониторинга интегративных качеств, опирающаяся на методику С. Г. Молчанова [10] поможет воспитателям пересмотреть подходы и методы оценивания социа-лизованности детей, обеспечит комплексный подход к итоговой и промежуточной оценке результатов программы, оценке образовательной и воспитательной деятельности воспитателя, обеспечит преемственность дошкольного и начального общего образования, обеспечит привлечение родителей и к отбору содержания социализации и оценивания социализованности детей в соответствии со ст. 89 Закона РФ «Об образовании...».

Список литературы

1. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Код-жаспиров. - М. : ИКЦ «МартТ»; Ростов н / Д.: Издательский центр «МартТ», 2005. - 448 с.

2. Молчанов, С. Г. Тьюторат-практика: stadium написания статьи [Текст] / С. Г. Молчанов // Челябинский гуманитарий. - 2013. - № 4 (25). - С. 59-80.

3. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М. : Рус. яз., 1985. - 797 с.

4. Психологический словарь [Текст] ; под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. - М. : Педагогика, 1983. - 448 с.

5. Психология общения. Энциклопедический словарь [Текст] / под общ. ред. А. А. Бодалева. - М. : Изд-во «Когито-Центр», 2011.

6. Сайт Министерства образования науки [Электронный ресурс]. - URL: http://xn-80/3449.

7. Сороковых, Г. В. Инновационные образовательные технологии в обучении и воспитании. Кредитно-модульное обучение [Текст] / Г. В. Сороковых. - М. : АПКиППРО, 2011. - 48 с.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

49

8. Талызина, Н. Ф. Развитие П. Я. Гальпериным деятельностного подхода в психологии: К 100-летию со дня рождения П. Я. Гальперина [Текст] / Н. Ф. Талызина // Вопросы психологии. - 2006. - № 5. - С. 42-49.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приложение к приказу Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. [Текст].

10. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск: Энциклопедия, 2012. - 60 с.

ACTIVITY THEORY AS THE BASIS OF THE STATE STANDARD IMPLEMENTING IN NEW PRESCHOOL EDUCATION

E. V. Kazenko

Chelyabinsk State Pedagogical University

Activity theory (activity-based approach) is essential for the implementation, so it is necessary to update the understanding of the phenomena of «activities», «activity approach» and its «result», the product from the perspective of «...evaluation of development» of «software» as «targets».

Keywords: activities, activity theory (activity-based approach), standards, targets.

References

1. Kodzhaspirova, G. M. and Kodzhaspirov, A. Yu. (2005), Slovar’popedagogike ^Pedagogical dictionary], IKTS «MartT»; Rostov n / D.: Izdatel’skiy tsentr «MartT», Moscow, 448 p. (in Russ.).

2. Molchanov, S. G. (2013), “T’yutorat-praktika: stadium napisaniya stat’i” [=Tyutorat-practice: stadium writing], in: Chelyabinskiy gumanitariy [=Humanities of Chelyabinsk], N 4 (25), pp. 59-80 (in Russ.).

3. Ozhegov, S. I. (1985), Slovar’ russkogo yazyka [=Russian dictionary], Russkij yazyk, Moscow, 797 p. (in Russ.).

4. Psikhologicheskiy slovar’ (1983) [=Psihologichesky dictionary] / pod red. V. V. Davydova, A. V. Zaporozhtsa, B. F. Lomova i dr., Pedagogika, Moscow, 448 p. (in Russ.).

5. Psikhologiya obshcheniya. Entsiklopedicheskiy slovar’ (2011) [=Psychology of communication: encyclopedic dictionary] / pod obshch. red. A. A. Bodaleva, Izd-vo «Kogito-Tsentr», Moscow.

6. SaytMinisterstva obrazovaniyanauki [= Site of Ministry of Education], available at http:// xn-80/3449, accessed 8.05.2014 (in Russ.).

7. Sorokovykh, G. V. (2011), Innovatsionnyye obrazovatel’nyye tekhnologii v obuchenii i vospitanii. Kreditno-modul’noye obucheniye [=Innovative educational technologies in training and education. Credit-modular training], APKiPPRO, Moscow, 48 p. (in Russ.).

8. Talyzina, N. F. (2006), Razvitiye P. Ya. Gal’perinym deyatel’nostnogo podkhoda v psik-hologii: K 100-letiyu so dnya rozhdeniya P. Ya. Gal’perina [=Development Gal’perin activity approach in psychology: On the 100th anniversary of the birth Galperin], in: Voprosy psikholo-gii [=Problems of psychology],. N 5, pp. 42-49 (in Russ.).

9. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standarnt doshkol’nogo obrazovaniya. Prilozheniye kprikazuMinobrnaukiRossii № 1155 ot 17 oktyabrya 2013 g. [Federal State Educational standarnt preschool education. Appendix to the Order of the Russian Ministry number 1155 from 17 October 2013] (in Russ.).

50

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 2 (27)

10. Molchanov, S. G. (2012), Metodika otbora soderzhaniya sotsializatsii (OSS-DOU) i otsenivaniya sotsializovannosti mal’chikov i (ili) devochek (OS-DOU) v doshkol’nom obrazovatel’nom uchrezhdenii [=Method of selection of the content of socialization (OSS-DOW) and estimation socialization of boys and (or) girls (OS-BF) in preschool educational institution], Entsiklopediya, Chelyabinsk, 60 p. (in Russ.).

Казенко Евгения Васильевна - воспитатель МБДОУ № 436 г. Челябинска, студент I-ого курса магистратуры Челябинского государственного педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.