Научная статья на тему 'ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ИССЛЕДОВАНИЯХ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ'

ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ИССЛЕДОВАНИЯХ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ИНВЕСТИЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СИСТЕМЫ / ФАКТОР РОСТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисов Я.А.

Социальные инвестиции являются специфической экономической категорией. Они выступают как основной инструмент формирования социально-ориентированной экономики, где главной целью экономических и политических процессов становится повышение уровня и качества жизни граждан, создание условий для постоянного развития интеллектуальных способностей человека и его самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ИССЛЕДОВАНИЯХ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ»

УДК 330

Борисов Я.А.

курсант ВУНЦ ВВС ВВА, Научный руководитель: Гончерова Н.П.

канд. экон. наук, преподаватель ВУНЦ ВВС ВВА,

г. Воронеж

ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ИССЛЕДОВАНИЯХ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ

Аннотация

Социальные инвестиции являются специфической экономической категорией. Они выступают как основной инструмент формирования социально-ориентированной экономики, где главной целью экономических и политических процессов становится повышение уровня и качества жизни граждан, создание условий для постоянного развития интеллектуальных способностей человека и его самореализации.

Ключевые слова

Социальная сфера, инвестиции, эффективность, системы, фактор роста.

Условием развития социальной сферы являются инвестиции. Инвестиция (от латинского mvestire -область) - все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которых образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект [4].

Для определения методологической базы социально-экономических инвестиций, критериев их социальной эффективности, особую роль играют труды А. Смита, Д. Риккардо, К. Маркса, Ф. Энгельса, Брукина Э., Беккера Г., Долгова В.Г., Осипова С.В. и др.

Австрийский экономист Йозеф Шумпетер предложил новый подход к оценке эффективности деятельности предприятия. Он считал, что «прибыль частных лиц... представляет собой чистый убыток для всех, кроме ее получателей.». Й. Шумпетер динамику развития социально-экономических систем связывал с развитием технологических новшеств и увеличением на основе их внедрения конечного продукта более доступного для потребителя: «Воздействие новшеств на существующие отраслевые структуры в долгосрочном аспекте препятствует стратегии ограничения производства, сохранению господствующих позиций и максимизации прибыли. Новое благо может уничтожить существующую ранее отраслевую структуру и удовлетворить имеющуюся потребность по более низкой цене на единицу полезного эффекта без какого-то ни было изменения цен существующих благ» . Данный подход лежит в основе развития общества всеобщего потребления, однако он недооценивает духовную и интеллектуальную составляющую в функционировании экономических систем [3].

Беккер Г., Шульц Т. И другие ученые, разработавшие «теорию человеческого капитала», считают образование одной из форм человеческого капитала (человеческого потому, что становится частью человека, а капитал потому, что представляет источник будущих доходов и заработков). Однако они не выделяли понятие социальные инвестиции как многогранную категорию, включающую в себя не только воспроизводственные условия, но и развитие человека как интеллектуального субъекта экономических отношений, производящего инновационные продукты.

В социальных эффектах Б.Н. Генкин выделяет три компонента: регламентированный, творческий и духовный труд. Это позволяет выделять три группы социально - экономических факторов роста эффективности: организованность (использование рабочего времени), творческий потенциал и нравственность работников. Б.Н. Генкин определяет социальную составляющую в «новой экономике» следующим образом: инновации - продукт творчества и нравственности; инновации способствуют

формированию социально-ориентированной структуры отраслевой структуры экономики; экономика инноваций опирается на принципиально новый тип экономических отношений с социальной доминантой; оценка эффективности инновационной деятельности определяется социальными эффектами; оценки результатов труда предполагают выделение его регламентированной, творческой и духовной составляющих [1]. По нашему мнению, такой подход в наибольшей степени отражает современное видение социально-ориентированной экономики и цели, которым должны следовать общественные институты управления. Однако здесь целесообразно было бы выделить такую сферу общественного производства как производство человека в качестве биосоциального продукта, что и определяет новый тип общественных отношений.

В целом взгляды ученых по вопросу сущности социальных инвестиций можно разделить на две основные группы: к первой можно отнести ученых (Й. Шумпетер, А. Томпсон, П. Самуэльсон, З. П. Румянцева, Ф.М. Русимов и др.), которые под социальными инвестициями понимают материальные, технологические, управленческие или иные ресурсы, а также финансовые средства компаний, направляемые по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон в предположении, что в стратегическом отношении компанией будет получен определенный (хотя и не всегда и не просто измеряемый) социальный и экономический эффект; ко второй группе ученых (А.С. Пелих, Т. Питерс ,С.А. Попов, С.И. Самыгин и др.) целесообразно отнести тех, кто считает, что социальные инвестиции - способ реализации корпоративной социальной ответственности посредством целевых программ, которые отвечают нуждам основных групп заинтересованных лиц - потребителей, персонала, местных сообществ на территориях присутствия [2].

Большинство определений социальных инвестиций отражают ведущую роль в них корпоративного сектора, несмотря на то, что корпорации будут инвестировать в социальные проекты лишь постольку, поскольку это принесет им прибыль в краткосрочном периоде. Социальные инвестиции отражаются именно на базовых бизнес-процессах: производстве товаров и услуг, их продвижении и продажах, привлечении капитала [6].

По нашему мнению, социальные инвестиции являются не только средством получения денежной прибыли, но выступают как ресурс общественного развития, условия и предпосылки эволюции социальной системы и ее подсистем, включая отдельного человека. В стратегической перспективе социальные инвестиции всегда взаимовыгодны. Сам термин «социальные инвестиции» предполагает, что данные вложения окупаются, что существует некий механизм получения дополнительной выгоды.

Социально - экономическая сущность инвестиций характеризует взаимосвязь ресурсов, деятельность социальных субъектов по их вложению и получение результатов как экономических, так и социальных. Отличительной чертой социальных инвестиций от инвестиций в целом является то, что социальные инвестиции предполагают более сложные и непрямые механизмы возврата вложенных средств, в отличие от инвестиций в производство или обмен, непосредственно сказывающихся на бизнес-процессах. По нашему мнению, социальные инвестиции - материальные и финансовые ресурсы, направленные различными субъектами экономики на реализацию краткосрочных и долгосрочных целей инвестирования в социальную сферу и человека непосредственно, выступающие в качестве ресурса общественного развития и инструмента модели социально-ориентированной экономики и предусматривающие получение дохода (не всегда в денежной форме) в долгосрочной перспективе.

Социальные инвестиции имеют следующие признаки: приносят доход в материальной (денежной) или нематериальной форме, обеспечивающий инновационное развитие; процесс инвестирования связан с преобразованием части накопленного капитала в альтернативные виды активов субъекта экономики; в процессе инвестирования используются разнообразные инвестиционные ресурсы, которые характеризуются спросом, предложением и ценой; целенаправленный характер вложения капитала в отрасли социальной сферы; срок инвестирования всегда индивидуален, и определять его заранее неправомерно; инвестор, вкладывая средства в социальную сферу, преследует свои определенные цели, не

всегда связанные с получением прибыли; реализация через социальные проекты и программы государственного и регионального уровня, а также через социальные и благотворительные программы компаний; присутствует риск невозврата вложенных инвестором средств и отсутствия эффекта от инвестиций [5].

Таким образом, социальные инвестиции являются не только средством получения денежной прибыли, но выступают как ресурс общественного развития, создают условия эволюции социальной системы и ее подсистем, включая отдельного человека, и обеспечивают инновационное развитие экономики. Социальные инвестиции классифицировались чаще всего учеными, исходя из традиционных признаков классификации инвестиций. Мы не только систематизировали классификационные признаки и применили их в отношении социальных инвестиций, выявив их характерные особенности, но и ввели такой специфический признак как степень участия в развитии социальной сферы. Список использованной литературы:

1. Александер Г., Бэйли Дж., Шарп У. Инвестиции. Инфра -М, 2009. - 1028 с.

2. Гончерова, Н.П. Теоретические и практические проблемы инвестиционного управления человеческими ресурсами в условиях рынка [Текст]/ Н.П. Гончерова // Экономический кризис: социально - экономический, гуманитарный и правовой аспекты: сборник научных трудов региональной научно - практической конференции 27-29 апреля 2009 года. - Воронеж: ВФ МГЭИ, 2009,-585 с.

3. Самуэльсон, П. Экономика. [Текст] / П. Самуэльсон, В. Нордхаус М.: Бином-КноРус,1997.-783 с.

4. Шумпетер Й.А. Капитализм, Социализм и Демократия: Пер. с англ. - М.: Экономика, 1995.

5. Вагг N. The Economics of the Welfare State. 2nd ed. Stanford: Stanford University Press, 1993. P. 3-69.

6. Le Grand J., Propper C, Robinson R. The Economics of Social Problems. 3rd ed. L.: Macmillan, 1992. P. 1-35.

© Борисов Я.А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.