Образование. Наука. Научные кадры. 2023. № 4. С. 189—192. Education. Science. Scientific personnel. 2023;(4):189—192.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Научная статья УДК 37.013.42
https://doi.org/10.24412/2073-3305-2023-4-189-192 NIION 2007-0062-4/23-244
EDN: https://elibrary.ru/ZUYIQM MOSURED: 77/27-004-2023-04-444
Теории поколений в России: миф или реальность?
Александра Александровна Жаворонкова
Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург,
Россия, [email protected]
Аннотация. В современном обществе крайне важная роль отведена межличностному общению, желанию лучше понимать желания и потребности других людей. Взаимопонимание ценно не только в семейных отношениях, но и во всех остальных сферах, будь то бизнес, образование и многие другие. В статье анализируются как зарубежные, так и российские теории поколений, выявляются схожие признаки представителей различных поколений и причины их появлений, а также делаются выводы относительно значимости существования теорий поколений в России не только в менеджменте, педагогике, маркетинге, но и других сферах деятельности. Раскрывается необходимость изучения и внедрения основных положений теорий в жизнедеятельность населения.
Ключевые слова: поколение, представитель, теория, исследователь, цикл, история
Для цитирования: Жаворонкова А. А. Теории поколений в России: миф или реальность? // Образование. Наука. Научные кадры. 2023. № 4. С. 189-192. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2023-4-189-192. EDN: https://elibrary.ru/ZUYIQM.
THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION
Original article
Theories of generations in Russia: myth or reality?
Alexandra A. Zhavoronkova
Sankt-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Sankt-Petersburg, Russia, [email protected]
Abstract. In modern society, an extremely important role is assigned to interpersonal communication, the desire to better understand the needs of other people. Mutual understanding is valuable not only in family relationships, but also in all other areas, be it business, education and many others. In the article, the author analyzes both foreign and Russian theories of generations, identifies similar signs of representatives of different generations and the reasons for their appearance, and also draws conclusions about the significance of the existence of generational theories in Russia not only in management, pedagogy, marketing, but also in other fields of activity. In addition, the necessity of studying and implementing the main provisions of the theories in the life of the population is revealed. Keywords: generation, representative, theory, researcher, cycle, history
For citation: Zhavoronkova A.A. Theories of generations in Russia: myth or reality? // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2023;(4):189—192. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/ 2073-3305-2023-4-189-192. EDN: https://elibrary.ru/ZUYIQM.
Вот уже много десятилетий тема теорий поколений вызывает интерес не только у исследователей, но и у простых обывателей. Многие из них утверждают, что люди, которые родились в один период времени (обычно это период 15—25 лет), находятся под влиянием общих социокультурных факторов, значимых мировых событий, конкретных этапов экономического развития и других аспектов, что в свою очередь формирует у этих людей схожий образ
© Жаворонкова А.А., 2023
мышления, тактику поведения, жизненные принципы и установки, общие ценности. Отсюда возникают различные теории, в которых авторы делят людей на поколения, присваивают им общие черты характера, мышления и определяют те факторы, которые, на их взгляд, повлияли на формирование личности. Данные теории поколений часто подвергаются критике как ненаучные, но, несмотря на это, они популярны в массовой культуре и достаточно активно используется в различных сферах человеческой деятельности. И действительно, мы зачастую не можем
2023 / № 4 Education. Science. Scientific personnel
189
объяснить, почему взгляды людей с небольшой разницей в возрасте в значительной степени отличаются от убеждений их предшественников. Люди из разных поколений не всегда могут сойтись в жизненных моментах и у них такие кардинально разные взгляды на мир. Так насколько же реально разделение людей на поколения и есть ли в этом вообще смысл?
Самой популярной из теорий поколений является теория, разработанная демографом Ней-лом Хоувом и историком Уильямом Штраусом из США. В своей книге «Поколения», вышедшей в свет в 1991 г., ученые проанализировали историю США начиная с 1584 г. Согласно их теории, каждые 20—25 лет рождается новое поколение людей, которые в большинстве своем имеют схожие черты характера, привычки и особенности, выделяющие их на фоне предшественников и будущих поколений. Теория Штрауса— Хоува стала популярной в маркетинге и бизнес-менеджменте. Альберт Гор, который был вице-президентом США, даже назвал их книгу о поколениях самой впечатляющей книгой об истории США, которую он когда-либо читал. Но при этом многие историки и социологи раскритиковали теорию, ведь, по их мнению, обобщенные характеристики поколений не учитывали индивидуальность отдельного человека. А наиболее ценная идея о том, что условия жизни влияют на формирование поколений, не была проработана в теории указанных авторов и, по сути, является лишь гипотезой, которая ничем не обоснована [1, с. 156]. Да и их теория не была адаптирована к другим странам.
Что же можно сказать про теории поколений в России? Многие исследователи пытались адаптировать западную теорию Штрауса—Хоува. Одним из первых исследователей теории поколений в нашей стране был Юрий Александрович Левада, доктор философских наук, профессор, достаточно известный социолог и политолог. По его мнению, разделение на поколения можно осуществлять с привязкой к ключевым историческим моментам. Для социологического анализа сменяющих друг друга поколений важными представляются прежде всего временные рамки формирования (социализации) определенных возрастных групп, которые приходятся на особо значимые, переломные периоды. В российском XX в. таких периодов и соответственно «значимых» поколений можно насчитать шесть [2, с. 125]. Период с 1905 по 1999 г. Ю.А. Левада разделил на шесть поколений людей, каждое из которых составляло от 11 до 25 лет. В его представлении можно выделить следующие поколе-
ния: революционный перелом (рожденные в 1905—1930 гг.), сталинская мобилизационная система (рожденные в 1930—1941 гг.), военный и послевоенный период (рожденные в 1941 — 1953 гг.), оттепель (рожденные в 1953—1964 гг.), застой (рожденные в 1964—1985 гг.), перестройка (рожденные в 1985—1999 гг.). К сожалению, Ю.А. Левада ушел из жизни, не успев полностью развить свои исследования по данному направлению.
Еще один ученый Вадим Валерьевич Радаев раскритиковал проект Ю.А. Левады и предложил классифицировать поколения в зависимости от конкретной исторической обстановки, в которой происходило становление представителей одного поколения. Для этого социология должна развернуться в сторону культурно исторического подхода к анализу поколений, который не тождественен политическому (и тем более политизированному) подходу [3, с. 12]. Российские поколения, по Радаеву, представлены в виде разделения на советские и постсоветские поколения. Советские он разделил на два поколения: поколение оттепели (рожденные в 1939— 1946 гг.) и поколение застоя (рожденные в 1947— 1967 гг.). А постсоветские — на реформенное поколение (рожденные в 1968—1981 гг.), поколение миллениалов (рожденные в 1982—2000 гг.) и поколение Ъ (рожденные начиная с 2001 г.). В своем исследовании В.В. Радаев особое внимание уделил миллениалам, которые очень сильно отличаются от представителей других поколений, потому что в период взросления представителей данного поколения в стране было политическое и общественное «спокойствие».
Стоит отметить, что исследования, которыми занимались Левада и Радаев, не получили широкого распространения и признания. В современных реалиях стала популярна теория, которую предложила группа исследователей под руководством Евгении Шамис, основателя и координатора исследовательского центра «ИиОепега-■Ьюпб — российская школа Теории поколений». Эта теория является результатом более удачной адаптации теории Нейла Хоува и Уильяма Штрауса. Шамис предлагает разделение населения на пять поколений — начиная с людей 1923 г. рождения. Итак, поколение людей, рожденных в период с 1923 по 1943 г., названо молчаливым. Это люди, которые увлечены книгами, отличаются преданностью, терпеливостью, четким соблюдением правил и уважением к статусу людей. На эти качества в первую очередь повлияли сталинские репрессии, Великая Отечественная война и их последствия. Следующее поколение
названо «бэби-бумеры» — оптимистично настроенные люди, с верой в прогресс, заточенные на личностный рост, вдохновленные и сплоченные командным духом, одним словом — победители. Такими им помогла стать советская оттепель, покорение просторов космоса, определенные стандарты в обучении, ну и холодная война. К поколению Х в данной адаптированной теории относятся те, кто родился в период с 1964 по 1984 г. Чем же отличаются представители данного поколения? Это прагматики, индивидуалисты с постоянным стремлением овладевать новыми знаниями и умениями на протяжении всей жизни, маневренные и технически подкованные люди. Российский иксы научились быть взрослыми, делать разнообразные жизнеобеспечивающие вещи, принимать на себя ответственность, сочетать разноплановые занятия, быстро переключаться между ними при необходимости, уметь находить все необходимое в окружающем мире, ценить свободу, когда в любое время можешь пойти куда хочешь [4, с.14]. На формирование личности повлияли такие события, как эпоха дефицита, перестройка, война в Афганистане и гласность. Следующее поколение, имеющее самую большую численность, включает в себя людей, рожденных с 1985 по 2002 г., называется поколение У, которое можно назвать поколением Сети, миллениалами. Это поколение отличает погружение в социальные сети, неимоверное желание изменить мир к лучшему, медленное взросление, ответственность. Сильное влияние на данное поколение оказали распад СССР, теракты как в России, так и в мире, а также развитие цифровых технологий. Милле-ниалы выросли в более ярком мире по сравнению со старшими поколениями. Они увидели переход от серого мира XX в. в цветной мир XXI в. Появились новые материалы, новые технологии, которые повлияли на упаковку, одежду, коммуникации. Они сделали окружающее пространство цветным, интересным, привлекательным [5, с. 11]. Завершает список поколений поколение Ъ, представителями которого являются россияне 2003—2023 гг. рождения, характеризующиеся в первую очередь прагматизмом, умелым владением цифровыми технологиями и являющиеся ценителями личной свободы. Дети и подростки поколения Ъ хотят овладеть не одной, а несколькими профессиями. При этом освоить их профессионально. Это может привести к тому, что человек будет обладать набором профессий, комбинации которых раньше не встречались [6]. Несомненно, на вышеперечисленные качества повлияли доступность информации из разных
источников, популярность стартапов, геймифи-кация и даже глобальное потепление.
Все мы действительно разные. Очевидно, что на нас не могли не оказать влияние различные исторические, политические и иные переломные моменты. Представители разных поколений по-разному относятся к изменениям в их жизни. Бэби-бумеры (бумеры) все время чему-то как будто сопротивляются, в то время как поколение X спокойно принимает эти изменения, а поколение У вообще само стремится к ним. Отличие явно прослеживается даже в коммуници-ровании. Поколению У удобнее и комфортнее написать сообщение, нежели как поколению Х позвонить по телефону.
Таким образом, суть каждой из теорий заключается том, что в определенные промежутки времени рождаются люди со схожими характеристиками, мировоззрением, способностями, ценностями, моделями поведения. Так что же нам дает разделение населения на поколения и понимание особенностей представителей каждого поколения?
Знания, полученные от изучения теорий поколений, применяют различные компании при подборе персонала. Понимая тонкости и особенности представителей различных поколений, можно корректировать вакансию и подбирать персонал точечно. Это поможет снизить риски подбора нерелевантного кандидата на должность, а также ускорить процесс найма нового сотрудника. Ведь у людей разных поколений зачастую разные и потребности. Да и для каждого понятие хорошей должности различное. Например, поколение X в большинстве своем работает ради карьерного роста, даже порой в ущерб своим внутренним потребностям. А вот поколение У, наоборот, трудится ради получения удовольствия, четко разделяя личную жизнь и карьеру.
Теории поколений часто используются при разработке бизнес-стратегий, так как можно понять отдельные побудительные мотивы целевой аудитории. Руководители могут создавать эффективно функционирующие сплоченные команды, выделять в них лидеров. Маркетологам понимание особенностей позволяет предсказывать поведение потребителей товаров. Крупнейшие компании анализируют различные поколения и применяют их в своей деятельности. Например, «Сбербанк» изучил поколение Ъ и даже дал свои рекомендации по работе с молодым поколением.
Понимание особенностей конкретного поколения может существенно увеличить эффективность и педагогического процесса. Преподаватель и обучающийся в большинстве своем — из раз-
2023 / № 4 Education. Science. Scientific personnel
191
ных поколений, при этом между ними должно быть взаимопонимание. И образовательная стратегия для современных подростков должна учитывать способности и интересы каждого. Например, современное поколение Ъ считает крайне важной роль учителя, они хотят видеть в нем не просто педагога, а наставника, который сможет передать им любовь к своему предмету.
Таким образом, можно сделать вывод, что изучение и правильное применение выводов теорий поколений, безусловно, оказывает плодотворное влияние на деятельность людей в различных сферах. Благодаря пониманию особенностей различных поколений можно найти подход к людям определенного возраста, а также понять, например, их скрытую мотивацию; проще найти общий язык с коллегами, родителями и молодежью.
Список источников
1. Кевин ЕЛ, Лысенко О.В. Теория поколений в контексте социологии управления / / Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5, № 4.
2. Левада ЮЛ. Сочинения: избранное: социологические очерки, 2000—2005 / сост. Т.В. Левада. М.: Издатель Карпов Е.В., 2011. 507 с.
3. Радаев В. Миллениалы. Как меняется российское общество. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2020. 224 с.
4. Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений. Необыкновенный Икс. 1964—1984. М.: Синергия Стор, 2020. 192 с.
5. Шамис Е, Никонов Е. В семье не без Мил-лениума. Что делать поколению (1985—2002 г.р.), которое меняет мир. М.: Синергия Стор, 2019. 184 с.
6. Шамис Е., Никонов Е. Ученый-дегустатор, или Кем хотят быть дети поколения Z // URL: Ь'йр8://ги§епега'Иоп8.8и/2022/03/14/ученыш-де-густатор-или-кем-хотят-быть-д/
References
1. Kevin EA., Lysenko O.V. Theory of generations in the context of management sociology / / Scientific result. Sociology and Management. 2019. Vol. 5, No. 4.
2. Levada YuA. Essays: selected: sociological essays, 2000-2005 / comp. T.V. Levada. M.: Publisher Karpov E.V., 2011. 507 p.
3. Radaev V. Millennials. How Russian Society is Changing. Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics, 2020. 224 p.
4. Shamis E., Nikonov E. The theory of generations. An Extraordinary Mix. 1964-1984. Moscow: Synergy Store, 2020. 192 p.
5. Shamis E., Nikonov E. The family is not without a Millennium. What to do to the generation (born in 1985-2002) that changes the world. Moscow: Synergy Store, 2019. 184 p.
6. Shamis E., Nikonov E. Scientist-taster, or Who the children of generation Z want to be // URL: https: //rugenerations .su/2022/03/14/ученый-дегустатор-или-кем-хотят-быть-д/
Информация об авторе
А.А. Жаворонкова — научный сотрудник отделения планирования и координации научной деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России.
Information about the author A.A. Zhavoronkova — Researcher of the Department of Planning and Coordination of Scientific Activities of the Sankt-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Статья поступила в редакцию 16.08.2023; одобрена после рецензирования 30.08.2023; принята к публикации 15.09.2023.
The article was submitted 16.08.2023; approved after reviewing 30.08.2023; accepted for publication 15.09.2023.