СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Теория Штрауса - Хау и другие поколенческие концепции как основа для анализа феномена плагиата в студенческой среде
Васильева Валерия Алексеевна,
старший преподаватель кафедры сравнительных политических исследований, аспирант факультета социальных технологий, Северо-Западный институт управления РАНХиГС E-mail: [email protected]
Современный мир знаний требует от высших учебных заведений не только формирования у студентов определенных навыков и знаний, но и борьбы с академическим мошенничеством. К сожалению, это явление все еще остается актуальным в университетах по всему миру и может иметь негативное влияние на качество образования и репутацию учебных заведений. Особенно остро проблема академического мошенничества встала с развитием искусственного интеллекта и запуском ChatGPT, таким образом, осмысление феномена академической нечестности студентов является важной задачей для современной науки. Одной из наиболее перспективных теоретических концепций для анализа данной проблемы является теория поколений Штрауса - Хау. Эта теория предполагает разделение людей на определенные группы в зависимости от их возраста, жизненного опыта и мировоззрения. Применение теории поколений к изучению академической нечестности позволяет проанализировать процессы, происходящие между студентами, преподавателями и другими участниками образовательного процесса, а также сформулировать рекомендации для снижения уровня мошенничества. Данная статья посвящена анализу феномена академической нечестности студентов с использованием теории Штрауса - Хау. Использование теории поколения в высших учебных заведениях позволяет более эффективно выявлять и предотвращать плагиат, понимать мотивы его совершения и помогает развивать подходы, которые помогают привить студентам чувство ответственности за свои работы и учебные достижения.
Ключевые слова: академическое мошенничество, плагиат, теория поколений, ChatGPT.
Введение
Поколенческий подход в любых отраслях социально-гуманитарного знания вполне имеет право на существование, так как есть весьма серьёзные основания для его применения. Так, в демографии поколением считается категория населения, представители которой одновременно или в пределах определённого периода переживали одни и те же демографические события. Возможно выделение поколений и по другим критериям, например, то получение образования, начало работы, выход на пенсию и проч. В социологии и культурологии к перечисленным выше критериям добавляется ещё социализация в сходных экономических и социокультурных условиях, а само поколение «растягивается» на период от момента собственного рождения до рождения своих детей. Теория поколений, созданная В. Штраусом и Н. Хау в 90-х годах XX века [29, достаточно молода и находится на стыке множества наук - психологии, социологии, экономики, истории, культурологии. Поэтому эта теория сегодня используется учеными как инструмент для решения практических задач во многих областях. Вслед за Штраусом и Хау исследователи, изучающие и использующие теорию поколений, применяют условные обозначения современных поколений X, Y и Z.
На основе теории поколений были проведены множество исследований различных аспектов мотивации, обучения и продвижения персонала [5; 12; 17; 18; 20]. Исследователи используют теорию поколений для изучения маркетинга, медицины, туризма, электронной коммерции, потребительских предпочтений [26; 1; 9; 23]. Отдельное внимание исследователи уделяют применению теории поколений в образовании, где сталкиваются представители трех, а иногда и четырех поколений [18; 21; 25]. Представителей поколения Z обучают учителя поколения Y по методикам, разработанным поколением X. При этом сама модель обучения зачастую создавалась представителями поколения, называемого бэби-бумерами. Исследования последних лет показывают наличие новых проблем в образовании, связанных с коммуникациями, взаимопониманием, взаимодействием преподавателей старших поколений (Беби-бумеров, поколения X) со студентами поколений Y и Z. Это разные способы получения информации, разные скорости и масштабы запоминания и, что особенно интересно для нашего исследования - разные ценности. Поэтому совершенно логично исследовать типологические характеристики этих поколений, чтобы сбалансировать интересы для достижения результатов обучения [14; 15; 20; 32; 31]. Такой подход важен для большей степени вовлечения подрастающего поколения в процесс приобретения знаний. Некоторые авторы изучают особенности современного поколения
сз о
сг
=Е
0
1
-1 У
"О
=Е СГ
для выбора наиболее эффективных методов и технологий обучения [12]. В частности, Интернет становится незаменимым помощником учителя. Особенно это касается вынужденных условий, в которых оказались университеты в условиях эпидемиологических ограничений.
Теория Штрауса - Хау и поколенческие различия
Понятие «поколение» в науке междисциплинарно и поли-семантично [4]. Поколенческий подход в любых отраслях социально-гуманитарного знания вполне имеет право на существование, так как есть весьма серьёзные основания для его применения. Так, в демографии поколением считается категория населения, представители которой одновременно или в пределах определённого периода переживали одни и те же демографические события. Под демографическими событиями в данном случае понимаются такие, как рождение, вступление в брак, рождение первого ребёнка (или период рождения всех детей, а также окончание репродуктивного периода) и т.п. Возможно выделение поколений и по другим критериям, например, получение образования, начало работы, выход на пенсию и проч. В социологии и культурологии к перечисленным выше критериям добавляется ещё социализации в сходных экономических и социокультурных условиях, а само поколение «растягивается» на период от момента собственного рождения до рождения своих детей. В традиционном обществе, понятное дело, этот период был существенно короче, чем в современном, но зато тогда не было столько стремительных технологических, социальных и мировоззренческих изменений, которые происходят в наши дни. Поэтому в доиндустриальную эпоху выделение поколений по таким критериям не имело научного или практического смысла, тогда как в современном и, тем более, постсовременном обществе представители каждого следующего поколения формируются как личности уже в существенно иных условиях по сравнению с поколениями предыдущими, даже соседними.
Родоначальником теории поколений считается К. Мангейм [13], который рассматривал поколения именно большие социальные группы (если концепция тяготела к социологии, культурологии или истории) либо как категории населения (если в большей степени основой выступали экономика, статистика, демография и проч.), которые в одни и те же периоды своей жизни переживали одни и те же или как минимум схожие события и в сходных условиях. Социологическую концепцию постматериализма, включающую новый подход к исследованию ценностей и их изменений от поколения к поколению, разработал Р. Инглхарт [28]. Основная его идея заключалась в том, что в конце прошлого столетия произошёл переход от материалистических ценностей к так называемым постматериалистическим, причём это он считает одним из наиболее значимых социальных изменений на протяжении всего XX века.
Теория Штрауса - Хау, разработанная американскими учеными Уильямом Штраусом и Нилом Хау в начале 1990-х, определяет поколения как группы людей, рожденных в определенные периоды времени, которые разделяют общие взгляды и ценности. Теория разделяет поколения на «Поколение Великой Депрессии», «Поколение Воинов», «Поколение Бэби-Бумеров», «Поколение X», «Поколение Y» (также известное как миллениа-« лы) и «Поколение Z».
" Среди отечественных крупнейших учёных, проводив-^ ших социологические исследования в области поколен-~ ческой проблематики, следует отметить прежде всего аЁ Ю.А. Леваду и В.В. Радаева. Первый увидел проблему
в оценке роли поколения «шестидесятников», которые, по мнению автора, подготовили основу для тех трансформаций российского общества, которые происходили в нём с конца прошлого столетия, но сами так и не смогли найти своё место в новой системе социальных отношений. Кроме того, Ю.А. Левада постоянно задавался вопросом о том, какие же ценности, нормы, установки и поведенческие практики несут с собой те поколения, которые приходят, начиная с указанного периода [10]. В.В. Радаев в рамках изучения им поколенческой проблематики в качестве её концептуального ядра называет «социальный перелом» в современной России, вызванный сменой поколений [19]. На основании оригинальной классификации поколений, построенной учёным по дифференцированным им же историческим условиям в период взросления представителей каждого из них, исследуется межпоколенческая динамика по целому ряду эмпирических индикаторов.
Также стоит упомянуть коммерческий проект (консалтинговую компанию) Е. Шамис и Е. Никонова <^и-Generation»1, в котором команда авторов, основываясь на психосоциолингвистике изучают картину мира, модели и сценарии с точки зрения цикличности поколений.
Несмотря на множество различных авторских подходов к раскрытию теории поколений, границы этих поколений, являясь довольно условными, мало чем отличаются друг от друга. Определяя границы поколений авторы фиксируют два интервальных «события» - годы рождения и годы вступления во взрослую жизнь. Таким образом, в XX веке исследователи (Штраус и Хау, Радаев, Шамис) выделяют шесть поколений:
Родившиеся до 1938 г. - «мобилизационное» поколение
1939-1946 гг. - поколение оттепели, «шестидесятники»
1947-1964 гг. - беби-бумеры, или «поколение застоя»
1965-1980 гг. - «поколение X», «неизвестное поколение», «реформенное поколение»
1981-2000 гг. - поколение Y, «миллениалы, или, по Е. Шамис, «миллениумы»
С 2000 г. - поколение Z, «хоумлендеры» Начиная с 2022-2023 года уже рождаются дети «поколения Альфа», или, применительно к детям в российском обществе, «Дельта» [2]. Однако, для целей нашего исследования нам интересны три поколения, которые в настоящее время вовлечены с разными статусами в образовательный процесс. Это поколения X, Y и Z.
Анализ феномена плагиата в студенческой среде
Используя теории Штрауса - Хау и другие поколенческие концепции, можно провести глубокий анализ феномена плагиата в студенческой среде, поскольку, согласно этой теории, каждое поколение обладает уникальными характеристиками. Такое исследование включает:
• Изучение мотивации студентов разных поколений к плагиату. Например, миллениалы и поколение Z могут быть более склонны к плагиату из-за повышенной конкуренции на рынке труда, осознания своей заменимости или нежелания вкладывать много времени в изучение сложных тем.
• Анализ восприятия плагиата разными поколениями. В то время как старшие поколения могут рассматривать плагиат как серьезное нарушение академиче-
1 «^^епегайопз - российская школа Теории поколений». URL: https://rugenerations.su/
ской этики, младшие поколения могут считать его менее значимым или даже неизбежным. Об уходе в прошлое однозначных нравственных ориентиров говорят многие исследователи [7]. Молодые люди значительно терпимее к нарушению норм морали отчасти потому, что считают, как в «жестоком» мире более успешны те, кто игнорирует принципы [6]. • Разработка стратегий и методов преподавания, которые учитывают поколенческие различия и способствуют снижению плагиата. Это может включать использование современных технологий для обнаружения плагиата, обучение критическому мышлению и академическому письму, а также создание условий для развития у студентов мотивации к самостоятельному изучению материала. В контексте анализа плагиата, поколенческие различия могут объяснить, почему некоторые студенты считают плагиат допустимым, а другие - нет. Например, для поколения X и более старших поколений плагиат часто рассматривается как недопустимое нарушение академической этики, тогда как младшие поколения могут видеть его как нечто более нейтральное или даже необходимое средство для успешного обучения.
Так, студенты «поколения «X» уже были свидетелями периода значительного развития технологий, включая компьютеры и интернет. Они могут иметь более независимый подход к обучению и исследованию информации. С одной стороны, они могут быть более подготовлены к использованию источников информации и более осознанно относиться к плагиату. С другой стороны, доступ к большому количеству информации также может стать искушением для плагиата.
Поколение «миллениалов», или <^», выросли в эру интернета и цифровых технологий. Они привыкли к мгновенному доступу к информации и социальным сетям. Однако, в научной литературе акцентируется проблема отсутствия у студентов поколения навыков критического анализа информации, преобразования ее в собственное знание, а также неумение организовать собственный образовательный процесс[8; 30]. Поколение тяготеет к новаторству и экспериментам, оно оперирует большими объёмами информации, относится к работе как к источнику удовольствия и средству самовыражения, характеризуется отсутствием желания заниматься по учебникам и стремлением получать результат немедленно. Они независимы, рациональны и жизнерадостны [27]. Это поколение часто считается более гибким и креативным, однако они также могут иметь склонность к мультизадачности и недостатку внимания к деталям. Это может повлиять на их отношение к плагиату. Некоторые студенты могут рассматривать плагиат как быстрый способ достичь результата без необходимости вложения собственного труда. Однако, благодаря доступу к обширной информации, они также могут быть осведомлены о последствиях плагиата и иметь понимание академической честности.
А студенты поколения выросли в полностью цифровой эпохе. Они взаимодействуют с технологиями практически с самого детства и имеют высокий уровень цифровой грамотности. Это поколение может быть более склонно к использованию интернет-ресурсов и онлайн-инструментов в своих работах. В отличие от предыдущего поколения, «зетам» нужны четкие инструкции, понятные условия и однозначные формы оценивания. Особенно хорошо работают схемы, визуализированная информация, проще говоря, картинки. Собственный опыт автора показал, что студенты легко обрабатывают большие объемы информации, но сделать правильные выводы и оценить результаты они могут только тогда, когда чет-
ко поставлена задача. На удивление, студенты спокойно воспринимают критику в адрес сделанных ими работ, признают, что публичный «разбор» сделанных ими заданий оказывается очень полезным, хотя и зачастую болезненным.
Исследования академического мошенничества среди студентов показывают увеличение масштабов этого явления в более поздних поколениях [11; 24]. Причин этому множество, можно выделить основные:
1. Изменение ценностей и приоритетов. Возможно, в более ранних поколениях академическая честность и этические принципы были более прочно закреплены в социокультурной среде, а с течением времени и изменением ценностей некоторые студенты могут быть склонны искать пути сокращения усилий и достижения успеха.
2. Безусловно, технологический прогресс и условия доступа к информации. К сожалению, сегодня у студентов гораздо больше возможностей для мошенничества, особенно учитывая запуск ChatGPT.
3. Конкуренция в вузе и затем на рынке труда. Современное общество ставит перед студентами высокие ожидания успеха и достижений. Конкуренция в сфере образования и трудоустройства может создавать давление на студентов, что может приводить к стремлению к незаконным практикам для достижения высоких оценок и статуса.
4. Общественное мнение, гораздо менее склонное сегодня к стигматизации обмана для достижения поставленных целей вообще и в учебе в частности.
В целом, каждое поколение имеет свои особенности, которые могут влиять на восприятие плагиата в студенческой среде. Однако важно отметить, что не все студенты из одного поколения будут иметь одинаковое отношение к плагиату. Множество факторов, таких как культурные и социальные влияния, образовательные стандарты и индивидуальные ценности, мотивация также могут играть роль в формировании отношения студентов к плагиату.
При исследовании причин межпоколенческих изменений ученые приходят к выводу, что основной фактор, влияющий на различные аспекты социализации людей, вступающих в фазу зрелости - это бурное развитие информационных технологий во всех сферах жизни. Особенно ярко это прослеживается в поколениях «X», и Учеными признается основная проблема студентов нового поколения - неготовность, неумение и нежелание читать и разбирать длинные и сложные академические тексты [17]. А за отсутствием таких навыков - неумение и писать академические тексты.
В этой связи, работая сегодня в основном с поколением мы именно на этих студентах акцентируем внимание при исследовании академических девиаций. Сейчас именно для этого поколения разрабатываются изменения в образовательных стандартах, методах преподавания, подачи учебного материала, так как «цифровому» поколению, говоря их языком, «не заходят» традиционные лекции, семинары, рефераты и курсовые работы [3].
Методы снижения уровня мошенничества у поколения <^»
Учитывая особенности поколения, для снижения уровня мошенничества в студенческой среде необходимо формирование у обучающихся навыков критического мышления, поиска нестандартных решений, умения формулировать и выражать собственные мысли, писать академические тексты, проводить исследования. К сожалению, препо-
сз о
сг ш
0
1
-1 У
"О ш
сг
<п
I_
и со
даватели поколения «беби-бумеров» и даже «X» нередко сами неспособны продемонстрировать такие навыки и разница в ценностях, способах передачи и усвоения информации, профессиональных и общих знаний еще больше усугубляет несоответствие, непонимание и, как следствие, разрыв коммуникаций педагога и обучающегося [16].
Конкретные подходы, позволяющие, возможно, снизить уровень плагиата у студентов поколения заключаются в следующем.
1. Важно предоставить студентам четкое понимание того, что является плагиатом и какие правила следует соблюдать при использовании чужой информации. Введение специальных курсов или модулей, посвященных академической честности, может помочь студентам разобраться в этой теме. Показ примеров из реального мира, где плагиат имеет серьезные последствия, может помочь студентам осознать важность академической честности. Приведение реальных историй и случаев, связанных с плагиатом, может служить предостережением и стимулировать ответственное поведение.
2. Поощрение студентов к развитию собственных идей и творческого подхода к учебным заданиям может уменьшить их склонность к плагиату. Задания, которые стимулируют креативность и самостоятельное мышление, могут быть более привлекательными для студентов и помочь им осознать ценность собственной работы. Вместо традиционных эссе или исследовательских работ можно предложить студентам альтернативные формы заданий, которые способствуют творческому мышлению и собственной работе. Это могут быть проекты, презентации, групповые работы и другие форматы, которые стимулируют активное участие и индивидуальное выражение идей.
3. Наконец, важно установить четкую систему поощрений и наказаний в отношении плагиата. Негативные последствия, такие как снижение оценки или дисциплинарные меры, должны быть четко представлены и применяться в случае нарушения академической честности.
В дополнение к сказанному необходимо добавить, что вообще образовательный процесс сегодня требует больше интерактивности, особенно на семинарах и практических занятиях. Об этом говорят и сами студенты, называя прослушивание докладов на семинарах «устаревшей формой». А если к этой устаревшей форме семинара добавить неинтересные, годами не меняющиеся темы докладов, которые студенты делают к семинарам, чтобы получить баллы, или автоматический зачет, такая комбинация будет идеальной для различного рода мошенничества. При этом студенты уверены, что преподавателям так же скучно и баллы они проставляют, не учитывая ни качество собранного материала, ни самостоятельность студента, ни пользы от сделанной работы студентам.
И наоборот, проектные коллективы студентов, работающих над одной, ими самими выбранной (сформулированной) теме, семинары в виде дебатов, решение кейсов методом «мозгового штурма», моделирование на занятиях конференций с обсуждением докладов прямо в аудитории - это все привлекает студентов поколения к самому процессу обучения и значительно снижает саму возможность академического мошенничества.
Комбинирование этих подходов поможет студентам осознать важность академической честности, развить навыки исследования и критического мышления, а также почувствовать поддержку и стимулирование для
создания собственных оригинальных работ. Обучение Поколения Z академической честности является важным шагом для формирования ответственной и этичной молодежи, которая будет продолжать уважать авторские права и вносить оригинальный вклад в свои области знаний.
Заключение
Теория Штрауса - Хау и другие поколенческие концепции предоставляют ценные инструменты для анализа феномена плагиата в студенческой среде. Исследования, проведенные на основе этих концепций, позволяют выявить причины и мотивы, по которым студенты могут прибегать к плагиату. Это может быть связано с повышенным давлением на успех, необходимостью соответствия высоким ожиданиям, недостатком времени или просто незнанием правил академической этики. Учитывая поколенческие различия, можно лучше понять причины и мотивы, стоящие за плагиатом, и разработать эффективные стратегии для его предотвращения и снижения. Однако, мы учитываем, что поколенческие особенности могут объяснить лишь часть проблемы плагиата, и необходимо рассматривать и другие факторы, такие как индивидуальные характеристики студентов, социокультурные особенности и образовательные практики. Однако, применение теории Штрауса - Хау и других поколенческих концепций может стать отправной точкой для более глубокого понимания и успешного решения проблемы плагиата в студенческой среде и разработки более эффективных стратегий предотвращения и преодоления этой проблемы в студенческой среде.
Литература
1. Архипов, А.Е. Теория поколений в маркетинговом управлении: ретроспективно-дискурсивный аспект проблематики / А.Е. Архипов, В.Д. Еськов // Современные технологии управления. - 2020. - № 3(93). -С. 15.
2. Бесчасная, А.А. Поколение «Дельта»: в поисках характеристик российского поколения настоящего-будущего / А.А. Бесчасная // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2020. - Т. 23, № 4. -С. 7-39. - DOI 10.31119/|вва.2020.23.4.1.
3. Гаркуша Н. С., Городова Ю.С. Педагогические возможности ChatGPT для развития когнитивной активности студентов // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11, № 1. С. 6-23. Шрэ:// doi.org/10.52944/ P0RT.2023.52.T001
4. Глотов, М.Б. Поколение как категория социологии / М.Б. Глотов // Социологические исследования. -2004. - № 10 (246). - С. 42-48.
5. Гурова, И.М. Теория поколений как инструмент анализа, формирования и развития трудового потенциала / И.М. Гурова, С.Ш. Евдокимова // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2016. -Т. 7, № 3(27). - С. 150-159. - D0I 10.18184/20794665.2016.7.3.150.159.
6. Двадцать лет реформ глазами россиян. Аналитический доклад. (2011) М.: ИС РАН.
7. Зарубина Н.Н. Молодежь в условиях аномии: кто примет ответственность за будущее России? / Н.Н. Зарубина // Общественные науки и современность. - 2016 - № 2 - с. 52-63.
8. Короткина, И.Б. Академическая грамотность и методы глобальной научной коммуникации / И.Б. Короткина // Научный редактор и издатель. - 2017. -
Т. 2, № 1. - С. 8-13. - DOI 10.24069/2542-02672017-1-8-13.
9. Косенко, А.А. Теория поколений в библиотеке. В поисках взаимопонимания / А.А. Косенко // Библиотечное дело. - 2017. - № 17(299). - С. 23-27.
10. Левада Ю.А. Заметки о «проблеме поколений» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2002. № 2. С. 9-11
11. Макарова, М.Н. Академическая этика за рубежом и в России: как предотвратить студенческие нарушения в вузах?: монография / М.Н. Макарова. -Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2021. - 256 с. - ISBN 978-5-4312-0920-8.
12. Макарова, С.П. Методы обучения и теория поколений / С.П. Макарова, Ю.А. Гайдунко // Научная мысль. - 2017. - № 2(24). - С. 26-28.
13. Мангейм К. Проблема поколений // Мангейм К. Очерки социологии знания: Проблема поколений. Состязательность. Экономические амбиции. М.: ИНИОН РАН, 2000. С. 8-63.
14. Мирошкина, М.Р. Интерпретация теории поколений в контексте российского образования / М.Р. Мирошкина // Ярославский педагогический вестник. -
2017. - 6 с.
15. Мунина, О.В. Перспективы применения социальных технологий в профессиональной подготовке специалиста по работе с молодежью через призму теории поколений / О.В. Мунина // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. -2019. - Т. 13, № 5. - С. 83-87.
16. Мунина, О.В. Теория поколений: риски и перспективы применения в образовательном процессе / О.В. Мунина, З.В. Соколова // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образования: сущность, концепции, перспективы: Материалы VII Международной научной конференции, Саратов, 15 апреля 2019 года. - Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2019. - С. 382-388.
17. Радаев В.В. Как побудить студентов к чтению сложных текстов: опыт использования цифровых технологий // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 7. С. 113-122. doi: 10.31992/0869-3617-2022-317-113-122
18. Радаев, В.В. Кризис в современном преподавании: что именно пошло не так? / В.В. Радаев // Социологические исследования. - 2022. - № 6. - С. 114124. - DOI 10.31857/S013216250019853-1.
19. Радаев В.В. Миллениалы: Как меняется российское общество М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019.-224с.
20. Саркисян, Р. СДО Moodle как идеальная среда для обучения студентов поколения Z (на примере электронного курса русского языка, разработанного для студентов АГЭУ) / Р. Саркисян // Вестник Армянского государственного экономического университета. - 2022. - № 1. - С. 177-195. - DOI 10.52174/1829-0280_2022.1-177.
21. Федоров, А. А. «Конвенция поколений» в новом мире образования / А.А. Федоров, Е.Ю. Илалтдинова, С.В. Фролова // Высшее образование в России. -
2018. - Т. 27, № 7. - С. 28-38. - DOI 10.31992/08693617-2018-27-7-28-38.
22. Шамис Е.М. Теория поколений: необыкновенный Икс / Е. Шамис, Е. Никонов. - 2-е изд., стер. - М.: Ун-т «Синергия»: Шк. бизнеса, 2017. - 138 с.
23. Шамис Е.М., Никонов Е., В семье не без Миллениу-ма. Что делать поколению (1985 2002 г.р.), которое меняет мир. Издательский дом университета «Синергия», 2019.
24. Шмелева, Е.Д. Академическое мошенничество студентов: учебная мотивация vs образовательная среда / Е.Д. Шмелева, Т.В. Семенова // Вопросы образования. - 2019. - № 3. - С. 101-129. - DOI 10.17323/1814-9545-2019-3-101-129.
25. Юдина, Н.В. Образование взрослых на протяжении жизни и теория поколений / Н.В. Юдина // Научный результат. Серия: Социология и управление. -2016. - Т. 2, № 1. - С. 83-89. - DOI 10.18413/24089338-2016-2-1-83-89.
26. Bento, M., Martinez, L.M., Martinez, L.M.: Brand engagement and search for brands on social media: comparing generations X and Y in Portugal. J. Retail. Consum. Serv. 43, 234-241 (2018). https://doi.org/10.1016/j.jret-conser.2018.04.003
27. Blyznyuk, T. Generational values of generation Y: Survey of ukrainian senoir school pupils and students / T. Blyznyuk // Economics & Sociology. - 2017. -Vol. 10, No. 3. - P. 153-166. - DOI 10.14254/2071-789X.2017/10-3/11.
28. Inglehart R. The Silent Revolution: Changing Values and Political Styles Among Western Publics. 1997. Princeton: Princeton University Press.
29. Strauss W., Howe N. Generations: The History of American Future, 1584 to 2069. Morrow, 1991.
30. Vasileva, V.A. Use of e-resources by unmotivated students: a success story from a library in Russia / V.A. Vasileva, V.S. Vasilyeva // Information and Learning Science. - 2019. - Vol. 120, No. 11-12. - P. 773-788. -DOI 10.1108/ILS-06-2019-0056.
31. Weiler A. Information-Seeking Behavior in Generation Y Students: Motivation, Critical Thinking, and Learning Theory // The Journal of Academic Librarianship, Volume 31, Issue 1, 2005, P. 46-53, https://doi.org/10.1016/j. acalib.2004.09.009.
32. Zayko, T., Vinichenko, V. Generational Theory: An Overview of the Research Conducted. In: Manakov, A., Edig-arian, A. (eds) International Scientific Siberian Transport Forum TransSiberia - 2021. TransSiberia 2021. Lecture Notes in Networks and Systems. - 2022. - V.403. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-96383-5_88
THE STRAUSS-HOWE THEORY AND OTHER GENERATIONAL CONCEPTS AS A BASIS FOR ANALYZING THE PHENOMENON OF PLAGIARISM AMONG STUDENTS
Vasilyeva V.A.
North -West Institute of Management, RANEPA
The modern world demands from higher education institutions not only the formation of exceptional skills and knowledge among students, but also the fight against academic fraud. Unfortunately, this phenomenon is still relevant in society around the world and can negatively affect the quality of education and the reputation of educational institutions. The problem of academic fraud became especially acute with the advent of potentially artificial intelligence and the launch of ChatGPT, so understanding the phenomenon of academic dishonesty is extremely important for modern science. One of the most promising theoretical concepts for analyzing this problem is the Theory of Generations Strauss-Hau. This is the theory of dividing people into groups depending on their age, lifestyle and worldview. The application of developmental theory to the study of academic dishonesty makes it possible to identify processes, improve them among students, teachers and distinguish between the identification of the educational process, as well as formulate recommendations for reducing the level of violations. This article is devoted to the analysis of the phenomenon of academic dishonesty of students using the Strauss-Hau theory. The use of generational theory in higher education allows greater freedom in detecting and preventing plagiarism, understanding the motivation behind its
C3
о
сг
IE
0
1
-1 У
-о
IE U~
excellence, and developing approaches that help instill in students
a sense of their work and academic achievement.
Keywords: Academic dishonesty, plagiarism, The Theory of Generations, ChatGPT.
References
1. Arkhipov, A. E. Архипов, А. Е. The theory of generations in marketing management: a retrospective-discursive aspect of the problem / A.E. Arkhipov, V.D. Eskov // Modern management technologies. - 2020. - № 3(93). - С. 15.
2. Beschasnaya, A.A. Generation "Delta": in search of characteristics of the Russian generation of the present-future / A.A. Beschasnaya // Journal of Sociology and Social Anthropology. -2020. - Т. 23, № 4. - С. 7-39. - DOI 10.31119/jssa.2020.23.4.1.
3. Garkusha N. S., Gorodova Yu.S. Pedagogical opportunities of ChatGPT for the development of cognitive activity of students // Vocational education and labor market. 2023. Т. 11, № 1. С. 6-23. https://doi.org/10.52944/ P0RT.2023.52.1.001
4. Glotov, M.B. Generation as a category of sociology / M.B. Glo-tov // Sociological research. - 2004. - № 10 (246). - С. 42-48.
5. Gurova, I.M. Theory of generations as a tool for analysis, formation and development of labor potential / I.M. Gurova, S. Sh. Evdokimova // WORLD (Modernization. Innovations. Development). - 2016. - Т. 7, № 3(27). - С. 150-159. - DOI 10.18184/2079-4665.2016.7.3.150.159.
6. Twenty years of reforms through the eyes of Russians. Analytical report. (2011) М.: ИС РАН.
7. Zarubina N.N. Youth in conditions of anomie: who will take responsibility for the future of Russia? / N.N. Zarubina // Social sciences and modernity. - 2016 - № 2 - с. 52-63.
8. Korotkina, I.B. Academic literacy and methods of global scientific communication / I.B. Korotkina // Scientific editor and publisher. - 2017. - Т. 2, № 1. - С. 8-13. - DOI 10.24069/2542-02672017-1-8-13.
9. Kosenko, A.A. The theory of generations in the library. In search of mutual understanding / A.A. Kosenko // Library business. -2017. - № 17(299). - С. 23-27.
10. Levada Yu.A. Notes on the "problem of generations" // Monitoring of public opinion: economic and social changes. 2002. № 2. С. 9-11
11. Makarova, M.N. Academic ethics abroad and in Russia: how to prevent student violations in universities?: monograph / M.N. Makarova. - Izhevsk: Udmurt State University, 2021. - 256 с. - ISBN 978-5-4312-0920-8.
12. Makarova, S.P. Teaching methods and the theory of generations / S.P. Makarova, Yu.A. Gaidunko // Scientific Thought. -2017. - № 2(24). - С. 26-28.
13. Mannheim K. The problem of generations // Mannheim K. Essays on the sociology of knowledge: The problem of generations. Competitiveness. economic ambitions. Moscow: INION RAN, 2000. С. 8-63.
14. Miroshkina, M.R. Interpretation of the theory of generations in the context of Russian education / M.R. Miroshkin // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2017. - 6 с.
15. Munina, O.V. Prospects for the use of social technologies in the professional training of a specialist in working with youth through the prism of the theory of generations / O.V. Munina // Actual problems of the humanities and socio-economic sciences. - 2019. - Т. 13, № 5. - С. 83-87.
16. Munina, O.V. Theory of generations: risks and prospects of application in the educational process / O.V. Munina, Z.V. Sokolo-va // Actual problems of social sciences and humanities and education: essence, concepts, prospects: Proceedings of
the VII International Scientific Conference, Saratov, April 15, 2019. - Saratov: Publishing house "Saratov source", 2019. -C. 382-388.
17. Radaev V.V. How to encourage students to read complex texts: the experience of using digital technologies // Higher Education in Russia. 2022. T. 31. № 7. C. 113-122. doi: 10.31992/08693617-2022-31-7-113-122
18. Radaev, V.V. Crisis in modern teaching: what exactly went wrong? / V.V. Radaev // Sociological research. - 2022. - № 6. -C. 114-124. - DOI 10.31857/S013216250019853-1.
19. Radaev V.V. Millennials: How Russian Society is Changing M.: HSE Publishing House, 2019.-224c.
20. Sargsyan, R. LMS Moodle as an ideal environment for teaching students of generation Z (on the example of an electronic Russian language course developed for ASUE students) / R. Sargsyan // Bulletin of the Armenian State University of Economics. - 2022. - № 1. - C. 177-195. - DOI 10.52174/1829-0280_2022.1-177.
21. Fedorov, A. A. "The Convention of Generations" in the new world of education / A.A. Fedorov, E. Yu. Ilaltdinova, S.V. Frolo-va // Higher education in Russia. - 2018. - T. 27, № 7. - C. 2838. - DOI 10.31992/0869-3617-2018-27-7-28-38.
22. Shamis E.M. Theory of Generations: Extraordinary X / E. Shamis, E. Nikonov. - 2d ed., ster. - M .: Un-t "Synergy": School of business, 2017. - 138 c.
23. Shamis E.M., Nikonov E., In a family not without a Millennium. What to do for the generation (born 1985-2002) that is changing the world. University Publishing House «Synergy»», 2019.
24. Shmeleva, E.D. Academic fraud of students: educational motivation vs educational environment / E.D. Shmeleva, T.V. Semenova // Educational Issues. - 2019. - № 3. - C. 101-129. -DOI 10.17323/1814-9545-2019-3-101-129.
25. Yudina, N.V. Adult education throughout life and the theory of generations / N.V. Yudina // Scientific result. Series: Sociology and Management. - 2016. - T. 2, № 1. - C. 83-89. - DOI 10.18413/2408-9338-2016-2-1-83-89.
26. Bento, M., Martinez, L.M., Martinez, L.M.: Brand engagement and search for brands on social media: comparing generations X and Y in Portugal. J. Retail. Consum. Serv. 43, 234-241 (2018). https://doi.org/10.1016/jjretconser.2018.04.003
27. Blyznyuk, T. Generational values of generation Y: Survey of ukrainian senoir school pupils and students / T. Blyznyuk // Economics & Sociology. - 2017. - Vol. 10, No. 3. - P. 153-166. -DOI 10.14254/2071-789X.2017/10-3/11.
28. Inglehart R. The Silent Revolution: Changing Values and Political Styles Among Western Publics. 1997. Princeton: Princeton University Press.
29. Strauss W., Howe N. Generations: The History of America>s Future, 1584 to 2069. Morrow, 1991.
30. Vasileva, V.A. Use of e-resources by unmotivated students: a success story from a library in Russia / V.A. Vasileva, V.S. Vasilyeva // Information and Learning Science. - 2019. -Vol. 120, No. 11-12. - P. 773-788. - DOI 10.1108/ILS-06-2019-0056.
31. Weiler A. Information-Seeking Behavior in Generation Y Students: Motivation, Critical Thinking, and Learning Theory // The Journal of Academic Librarianship, Volume 31, Issue 1, 2005, P. 46-53, https://doi.org/10.1016/j.acalib.2004.09.009.
32. Zayko, T., Vinichenko, V. Generational Theory: An Overview of the Research Conducted. In: Manakov, A., Edigarian, A. (eds) International Scientific Siberian Transport Forum Trans-Siberia - 2021. TransSiberia 2021. Lecture Notes in Networks and Systems. - 2022. - V.403. Springer, Cham. https://doi. org/10.1007/978-3-030-96383-5_88
<n ■_
u
CO