Научная статья на тему 'СОЦИОДИЗАЙН ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ: ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД'

СОЦИОДИЗАЙН ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ: ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
217
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эргодизайн
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОКОЛЕНИЙ / МЕЖПОКОЛЕННЫЕ РАЗЛИЧИЯ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ / МЕЖПОКОЛЕННАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / СОЦИОДИЗАЙН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Спасенников Валерий Валентинович

Рассмотрены различные классификации поколений, связанные с историческим и физическим временем. Показано, что культурологическая связь современных российских поколений имеет циклический характер и может быть исследована как на макроуровне с позиции экономической социологии, так и на микроуровне с позиции экономической психологии. Обоснована идея о том, что социодизайн преемственности поколений связан с ментальными установками и смысложизненными ценностями, которые принимаются и разделяются различными поколениями. В пилотажном исследовании определены смысложизненные ценности студентов и их родителей. На основе анализа целого ряда исследований выявлены некоторые тенденции в формировании ценностей поколения Z и рекомендации по обучению поколения Z в современных культурно-исторических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIODESIGN OF THE GENERATION CONTINUITY: THEORETICAL AND EXPERIMENTAL APPROACH

Various classifications of generations associated with historical and physical time are considered. It is shown that the culturological connection of modern Russian generations has a cyclical nature and can be investigated both at the macrolevel from the standpoint of economic sociology, and at the microlevel from the standpoint of economic psychology. The idea is substantiated that the sociodesign of the generation continuity is associated with mental attitudes and life-meaning values that are accepted and shared by different generations. In the pilot study, students and their parents' meaningful values have been determined. Based on the analysis of a number of studies, some trends in forming the values of generation Z and recommendations for teaching generation Z in modern cultural and historical conditions have been identified.

Текст научной работы на тему «СОЦИОДИЗАЙН ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ: ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД»

Управление в социальных и экономических системах

УДК 159.9:316.6

DOI: 10.30987/2658-4026-2021-1-15-26

В.В. Спасенников

Социодизайн преемственности поколений: теоретико-экспериментальный подход

Рассмотрены различные классификации поколений, связанные с историческим и физическим временем. Показано, что культурологическая связь современных российских поколений имеет циклический характер и может быть исследована как на макроуровне с позиции экономической социологии, так и на микроуровне с позиции экономической психологии. Обоснована идея о том, что социодизайн преемственности поколений связан с ментальными установками и смысложизненными ценностями, которые принимаются и разделяются различными поколениями.

В пилотажном исследовании определены смысложизненные ценности студентов и их родителей. На основе анализа целого ряда исследований выявлены некоторые тенденции в формировании ценностей поколения Z и рекомендации по обучению поколения Z в современных культурно-исторических условиях.

Ключевые слова: классификация поколений, межпоколенные различия, смысложизненные ценности, культурологическая связь, межпоколенная преемственность, социодизайн образовательного пространства.

V.V. Spasennikov

Sociodesign of the generation continuity: theoretical and experimental approach

Various classifications of generations associated with historical and physical time are considered. It is shown that the cul-turological connection of modern Russian generations has a cyclical nature and can be investigated both at the macrolevel from the standpoint of economic sociology, and at the microlevel from the standpoint of economic psychology. The idea is substantiated that the sociodesign of the generation continuity is associated with mental attitudes and life-meaning values that are accepted and shared by different generations.

In the pilot study, students and their parents' meaningful values have been determined. Based on the analysis of a number of studies, some trends in forming the values of generation Z and recommendations for teaching generation Z in modern cultural and historical conditions have been identified.

Keywords: classification of generations, intergenerational differences, life-meaning values, culturological connection, in-tergenerational continuity, socio-design of educational space.

«Быть современными - значит подвергаться одинаковым влияниям, а не просто проживать в том же хронологическом периоде».

Карл Мангейм

Введение

Многолетний научно-исследовательский опыт автора показывает, что в процессе своего становления и развития любая теория должна проходить эмпирическую проверку и подтверждаться практикой. Данная философская истина относится и к теории поколений, которая интенсивно развивается на рубеже третье-

го тысячелетия как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях целым рядом философов, социологов, экономистов, историков, психологов и других представителей различных научных специальностей и междисциплинарных направлений.

Наиболее масштабные исследования межпоколенных различий вскрыли целый ряд противоречий, связанные с изучением данного

феномена, которые касаются исторического и физического времени, хронологического и страноведческого подходов, социально-биологических критериев шкалирования онтогенетического развития самого человека (И.В. Арцимович [2], В.П.Зинченко [13], В.И. Пищик [22], В.В. Радаев [24], А.М. Рикель, С.В. Доренская [25], В.В. Спасенников [29], Е.Шамис [36], В.З. Шурбе [38], R. Inglehart [39], N. Home, W. Strauss [43,44], J. White [46] и др.)

1. Подходы к классификации поколений по

критерию исторического и физического времени

Предлагаемые отечественными и зарубежными авторами различные классификации, а самое главное возрастные границы поколения во многом носят умозрительный характер. Так например советскими учеными-социологами отмечалось, что « к одному поколению принадлежат люди, возраст которых помещается в некотором интервале, но последний не остается неизменным ... Трудности определения границ поколения связаны с множественностью и противоречивостью его социально-биологических критериев: сроки физического созревания юношества; средний возраст вступления в брак; время начала трудовой жизни». [16, с. 234].

В качестве эмпирических источников преемственности поколений и межпоколенных различий можно использовать мемуары, литературные документы и личные архивы, кото-

Таблица 1. Поколение «Х» в англо-американской истории

Как подчеркивают американские исследователи точных границ, отделяющих одно поколение от другого не существует, поэтому нельзя спрогнозировать ритм развития поколений как, например, в физике или астрономии. Однако длительность цикла может быть сравнима с временами года, зима может быть

рые дают возможность проследить связь времен как минимум трех поколений и смысло-жизненные ценности преемственности поколений [16].

Один из основополжников массовых опросов общественного мнения отмечал, что в современной истории «... посттрадиционной, насыщенной поворотами и потрясениями, массовыми надеждами, разочарованиями. становятся возможными такие феномены, как «ключевые» поколения, задающие «тон» (ориентации, символы) на относительно длительный период, «разрывы» между поколениями (в установках и оценках), конфликты между поколениями «отцов и детей» и т.п.» [24]

В работах В.В. Радаева и целого ряда других отечественных социологов прослеживается важная мысль, что только в условиях кризисного времени и поколенческих разрывов обостряется сама проблема преемственности поколений в различных измерениях.

В зарубежных исследованиях наиболее известной работой по анализу можпоколенных различий является книга Уильяма Штрауса (W. Strauss) и Нила Хау (N. Howe), которая описывает и с психоаналитических позиций объясняет повторяющиеся поведенческие циклы в истории США [43].

В таблице 1 приведен фрагмент классификации из книги авторов, который связан с понятием «13-е поколение» (поколение «Х»), данное название получило, так как является тринадцатым с момента обретения независимости США [44].

более или менее суровой в каком-либо году, оттепель может наступить раньше или позже.

В России существует несколько классификаций поколений, связанных с ключевыми историческими событиями, так например Вики-педия приводит следующую классификацию мини-поколений (таблица 2).

Поколение Архетип Годы рождения Циклы и ключевые события

Бэби-бумеры Пророк 1943-1960 Побьем Pax Americana

Поколение «Х» (13-е поколение) Странник 1961-1981 Пробуждение. Революция сознания

Поколение (поколение Миллениума) Герой 1982-2004 Спад. Культурные войны

Поколение «2» (поколение Родины) Художник 2005-по н.в. Экономические кризисы. Война против терроризма, изменение климата, коронавирус.

Таблица 2. Классификация мини-поколений в России (различное историческое время 1902-1982)

Поколение Года рождения Ключевые события

«Революцией мобилизованные и призванные» 1902-1909 Первая мировая война, революции 1917 г., гражданская война

«Комсомольцы-добровольцы» 1910-1916 Начало строительства социализма (коллективизация, индустриализация)

«Дети Арбата» 1917-1922 Большой террор 30-х гг., советско-финляндская война и Великая Отечественная война

«Навеки восемнадцатилетние» 1923-1925 Отступление и перелом в Великой Отечественной войне

«Поколение победителей» 1926-1927 Победа над Германией и Японией

«Шестидесятники» 1928-1934 Победа над Германией, борьба с космополитизмом, смерть Сталина и «оттепель»

«Поколение 1937 года» 1935-1939 Смерть Сталина, ХХ съезд КПСС, Венгерское восстание 1956 г., Международный фестиваль молодежи в Москве в 1957 г.

«Дети Великой войны» 1940-1945 Международный фестиваль молодежи в Москве в 1957 г., начало космической эры, начало строительства коммунизма

«Сломанное поколение» 1946-1950 Кризисы начала 60-х годов, попытки реформ 60-х годов и конец Пражской весны

«Поколение дитанта» 1951-1957 Разрядка первой половины 70-х гг.

«Гагаринское поколение» 1958-1965 Застой и начало системного кризиса СССР, афганская война, польская солидарность

«Чернобыльское поколение» 1966-1968 «Траурная пятилетка» начала 80-х годов, Перестройка и Чернобыль, путч 1991 г.

«Поколение пепси» 1969-1974 Кризис Перестройки, распад СССР

«Поколение гиперинфляции» 1975-1980 Гиперинфляция 1992-1993, 1998 гг., октябрьские события 1993 г., первая чеченская война

«Поколение дефолта» 1981-1982 Дефолт 1998 г. и вторая чеченская война

Приведение в таблице 2 классификация может быть полезна для любителей популярной истории, однако ее научно-практическая значимость, по-нашему мнению, вызывает сомнения. Как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях справедливо отмечается, что главное в классификациях поколений -не сами поколения, а те изменения, которые связаны с межпоколенными отношениями в историческом процессе [28].

С научной и практической точки зрения интерес представляют исследования отечественной социологической школы, связанные с анализом межпоколенных различий в изучении экономико-психологических закономерностей созидательной деятельности и потребительского поведения, а также в учете социально-психологических особенностей различных поколений в образовательной деятельнос-

ти [24,29,31,38 и др.].

В социологических исследованиях понятие поколение как правило трактуется как единство сверстников, родившихся в определенный исторический период с которым связаны смысложизненные ценности.

Известный в отечественной и зарубежной социологии исследователь Ю.А. Левада рассматривал поколенческие срезы через призму особенностей различных возрастных групп и структурный анализ поколений. Так называемые «слои поколений» по мнению ученого обусловлены двумя основными факторами [24]:

-первый фактор-возрастная структура;

-второй фактор-историческая формация.

Ю.А. Левада, как показано в работе В.И. Пищик, представил шестью когортами поко-ленческий ряд ХХ в., взяв за основу перелом-

ные моменты истории России [22]:

1905-1930-революциооный перелом;

1930-1941 -«сталинская» мобилизационная система;

1941-1953-военный и послевоенный период;

1953-1964-«оттепель»;

1964-1985-«застой»;

1985-1999-«перестройка».

Заслуживает внимания классификация поколений предложенная экономическим социологом В.В. Радаевым, которая базируется на фиксации двух временных интервалов: годы

рождения и годы вступления во взрослую жизнь. Период взросления (17-25 лет) связан с ключевым периодом социализации, именно в этот период молодежь заканчивает школу, приступает к работе или поступает в университет, формирует собственные семьи, получает относительную финансовую самостоятельность. По мнению В.В. Радаева поколенческие лаги не связны с равноинтервальной шкалой и варьируется в диапозоне от 8 лет до 21 года.

В своих исследованиях В.В. Радаев выделяет шесть поколений, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3. Классификация российских поколений В.В. Радаева [24]

Поколение Период рождения Период взросления

Мобилизационное поколение 1938 и раннее 1941-1956

Поколение оттепели 1939-1946 1956-1964

Поколение застоя 1947-1967 1964-1984

Реформенное поколение 1968-1981 1985-1999

Поколение миллениалов 1982-2000 1999-2016

Поколение Ъ 2001 г. и позднее 2018-...

Отечественный психолог В.И. Пищик при изучении социальной психологии ментальности предложил интерпретацию поколений в современной России, представленную таблице 4 [22].

Таблица 4. Классификация поколений В.И. Пищика

№ п/п Название поколения Описание Период рождения

1 Бэби-бумеры Традиционные - носители традиционной ментальности 1946-1964 гг. (период 18 лет)

2 Неверящее поколение Х Переходные - носители переходной ментальности 1965-1983 гг. (период 18 лет)

3 Информационное поколение У Инновационные - носители инновационной ментальности 1984-1999 гг. ( период 15 лет)

4 Новое поколение Ъ Постинновационные - носители постинновационной ментальности 2000-2015 гг. (период 15 лет)

Психолингвист Е. Шамис и психолог А. Антипов предложили ключевые для российских граждан мировые и локальны события, повлиявшие на формирование поколений (табл. 5.) [35].

Вопрос о реальной научной значимости представленных классификаций поколений остается открытым и дискуссионным, при этом по-нашему мнению представляет интерес междисциплинарное культурологическое исследование связи поколений и социально-психологическая типология и характерология каждого из них (рис. 1).

Анализ литературных источников позволяет дать характеристику выделенных культуро-

логических периодов, границы между которыми являются размытыми и требуют уточнения, однако отражают некие тенденции, имеющие гипотетически циклический характер (при этом экономические циклы в российском социуме ждут своего исследователя как на макроуровне с позиций экономической социологии, так и на микроуровне с позиций экономической психологии) [3,7,9,12,21,34 и др.].при отсутствии идеологии преемственность поколений определяется разделяемыми смысложизненными ценностями, Рассмотрим ценности российских и советских поколений более подробно.

Таблица 5. Поколение ХХ века по Е. Шамис и А. Антипову

№ п/п Название поколения Период рождения Основные мировые события, повлиявшие на формирование ценностей

1 Поколение в1 («Поколение победителей», «Герои») 1900-1923 гг. Первая и Вторая мировые войны, революционные события 1905 и 1917 гг., электрификация

2 Молчаливое поколение («Книжные дети») 1923-1943 гг. Вторая мировая война, индустриализация, коллективизация, культ личности И.В. Сталина, сталинские репрессии, послевоенный восстановительный процесс , «холодная война», открытия в области техники и технологий

3 Бэби-бумеры («Бумеры») 1943-1963 гг. СССР-супердержава, советская «оттепель», покорения космоса, достижения в медицине, стандартизация образования, «холодная война»

4 Поколение Х («Неизвестное поколение») 1963-1984 гг. «Холодная война», война в Афганистане, перестройка, появление СПИДа, «бум» распространения наркотиков

5 Поколение У («Поколение сети», «Поколение Милле-ниум» 1984-2000 гг. Распад СССР, «лихие 90-е», безработица, теракты и военные конфликты, атипичная пневмония, развитие цифровых технологий: мобильные телефоны и интернет, появление брендов

6 Поколение Ъ («Альфа», «Цифровой человек», «Домоседы», «Поколение национальной безопасности») 2000-2020 гг. Век доступности информации, гаджетов, wi-й, геймификация, экономический кризис

Источник: Шамис Е., Антипов А. Теория поколения. URL : https://www.psvcho.ru/library/2581 (дата обращения 01.02.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Культурологическая связь современных российских поколений

Молчаливое поколение (1923-1943). Ценности молчаливого поколения формировались до 1953 г. Представители данного поколения воспитывались в условиях политических репрессий, изменяющейся социально-экономической ситуации, военного времени. Представителей молчаливого поколения можно охарактеризовать как исполнительных, терпеливых, молчаливых и уважающих закон.

Поколение беби-бумеров (1943-1963). Ценности данного поколения формировались до 1973 г. Такое название беби-бумеры получили вследствие высокой рождаемости. Пред-

ставители данного поколения социализировались в стабильное политическое, экономическое, культурное время в стране, одержавшей победу в войне и покорившей космос, и, соответственно, сами люди считали себя победителями. Их характеризует активность, оптимизм, борьба с трудностями, коллективизм, любознательность, они любят трудиться и работать.

Поколение X (1963-1984). Их ценности формировались до 1993 г. Представители данного поколения воспитывались в условиях быстро изменяющихся национальной, поли-

тической, идеологической ситуации, вследствие этого повысилось количество разводов, родители представителей поколения Х были вынуждены посвящать все свои время заработку денежных средств, так нестабильность в стране отражалась нестабильностью в семье. Поколение Х можно охарактеризовать как индивидуалистов, рассчитывающих только на самих себя, они ценят выбор и время, готовы к постоянному развитию.

Поколение У (1984-2000). Их ценности формировались до 2014 г. Представители данного поколения воспитывались в нестабильной политических ситуации СССР, в неоднозначных экономических, культурных условиях. Родители этого поколения старались баловать своих детей и оберегать от трудностей, что оказало влияние на формирование их самостоятельности и ценностей. На это время пришлось появление первых цифровых технологий, развитие СМИ, зарождение и пропаганда брендов, а затем и нивелирование принятых в то время традиции. Поколение У можно охарактеризовать как людей, склонных работать в группе, экстравертированных, ориентирующихся в интернет-сетях, следующих за модой.

Поколение Ъ (с 2000). Их ценностиформи-руются до сегодняшнего дня. Представители данного поколения проходят социализацию в условиях стабильной политической ситуации, ситуации экономического кризиса и развития цифровых технологий. Ценности данного поколения находятся на этапе формирования, и на сегодняшний день этот феномен фактически не изучен и требует фундаментальных исследований как личностных качеств, так и познавательных процессов и смысложизненных ценностей поколения Ъ.

По поводу поколения Ъ проходят научные споры и существуют различные мнения-одни ученые доказывают пользу цифровых устройств в рамках развития человечества, другие обосновывают негативные тенденции, связанные с киберзависимостью. Особый интерес связан с актуальными проблемами анализа межпоколенных отношений поколений Х,У,Ъ с позиций образовательного социоди-зайна (рис. 2).

Социодизайн образовательного пространства, исходя из демографической ситуации должен коренным образом измениться, на сегодняшний день более двух третей российского населения составляют постсоветские поколения (реформенное поколение, миллениалы и центениалы), именно с этими поколениями

связаны закономерности межпоколенной преемственности. [1,4,5,8,30 и др.],при этом как показано в наших и других исследованиях показана необходимость дальнейшего изучения закономерностей преемственности поколений.

Рис.2. Связь поколений Х,У^ с позиций образовательного социодизайна

2. Теоретико-эмпирическое изучение преемственности жизненных ценностей различных поколений

Отсутствие идеологии в государстве на постсоветском пространстве привело к глубокому кризису концепций педагогического воспитания, нет готовых рекомендаций и ориентиров, что приводит к необходимости постоянного изучения трансформирующихся ценностей и смысложизненных ориентаций различных поколений российского социума [1, 3, 5, 7, 11, 21, 33 и др.].

В наших исследованиях осуществлено пилотажное исследование смыслообразующих жизненных ценностей студентов (2000-2002 г.р.) и их родителей (1985-1995 г.р.), представителей поколений У и Ъ.

В первом семестре 2020-2021 учебного года нами было проведено анкетирование студентов и их родителей (в опросе приняло участие 60 человек) на вопрос «ниже перечислены жизненные ценности, к которым может стремиться взрослый человек. Выберите пять наиболее важных для Вас». Были получены следующие ответы в двух группах (таблица 6).

Результаты опроса студентов и родителей показывают, что в системе ценностей здоровье занимает первое место, следом за здоровьем высокие места занимают семейные ценности, а так же ценности, связанные с друзьями и окружающим обществом.

Таблица 6. Жизненные ценности студентов и родителей (% от общего числа опрошенных по обеим группам)

Жизненные ценности Студенты (2000-2001 г.р.) Родители (1985-1995 г.р.)

1 Хорошее здоровье 86,7 91,6

2 Чувство безопасности от насилия 30,0 35,0

3 Материальное благополучие, экономическая независимость 80,0 83,3

4 Хорошие жилищные условия 63,3 32,9

5 Любимая работа, успешная деловая карьера 83,3 90,0

6 Хорошая семья, дети 70,0 96,7

7 Интересный, содержательный досуг 35,0 26,7

8 Верные и надежные друзья 56,7 43,3

9 Доброе имя, совестливость, порядочность 36,1 66,7

10 Сознание того, что приносишь пользу людям 45,0 25,0

Проведенное пилотажное исследование подтверждает сформулированный К. Марксом и Ф. Энгельсом закон общественного развития. Суть этого закона заключается в том, что производство и воспроизводство общественной жизни на Земле представляет собой целостный процесс, состоящий из двух органически связанных между собой частей [16]:

а) производства и воспроизводства материальной, предметной жизни;

б) производство и воспроизводство социальной, духовной жизни, самого человека.

Эти процессы происходят одновременно, взаимодействуя и непосредственно влияя друг на друга [6, 10, 12, 20, 26, 30, 33 и др.].

Следует отметить, что при всей быстротечности повседневной жизни наиболее консервативными в жизни каждого народа являются традиции, передающиеся в семье от поколения к поколению. Одной из важных ценностей для передачи по наследству от отцов к детям является генетическая программа здоровья. Особенно ярко эта ценность в настоящее время проявляется в связи с пандемией, когда наблюдаются неоправданные риски здоровьем как со стороны граждан, так и отдельных регионов и государства в целом.

Накопленное наследие русскоязычного народа, связанное с охраной здоровья, передается от поколения к поколению и закреплено в пословицах и поговорках.

В проведенном пилотажном исследовании студенты вспомнили и воспроизвели в своих эссе следующие наиболее часто встречающиеся в студенческой среде пословицы и поговорки:

-В здоровом теле-здоровый дух.

- Болен-лечишь, а здоров-бережешь.

- Где здоровье, там и красота,

- Курить-здоровью вредить.

- Лук с чесноком родные братья.

- Не всяк умирает, кто хворает.

- Ум и здоровье дороже всего.

- Здоровье не купишь-его разум дарит .

- Сладко естся, так плохо спится.

- У кого что болит, тот о том и говорит.

Помимо пословиц, поговорок, мифов, легенд, «преданий старины глубокой» на формирование ценностей студенческой молодежи кроме родителей влияет старшее поколение беби-бумеров (1943-1963), рис. 1, которое в сегодняшней высшей школе составляет значительную часть профессорско-преподавательского состава. Как показано в наших и других исследованиях старшее поколение пользуется у молодежи уважением и авторитетом [5, 14, 23, 27, 38 и др.].

Старшему поколению посчастливилось быть свидетелями таких значимых событий в жизни нашей страны как покорение космоса, единые стандарты обучения в школе, бесплатное высшее образование, гарантированность медицинского обслуживания и др.

На формирование ценностей реформенного поколения (поколения Х) (1963-1984) наибольшее влияние оказали такие события как «холодная война», перестройка, СПИД, наркотики, война в Афганистане и др. С данным поколением в значительной степени связан распад СССР.

Поколение миллениалов (Поколение У) (1984-2000), которое вступило и в скором времени вступит во взрослую жизнь в основном ориентируется на материальные ценности и вознаграждение. Событиями, сформировавшими ценности данного поколения явились распад СССР, теракты и военные конфликты, атипичная пневмония, развитие цифровых

технологий. Мобильные телефоны и интернет стали их привычной действительностью.

Значительное количество исследований последнего времени посвящено изучению поколения Ъ, поколение центиалов (2000 г. до н.в.) по мнению многих исследователей отличается свободой и независимостью, эгоистичностью, отсутствием авторитетов и идеалов [5, 15, 19, 27, и др.]. на мировоззрение поколения Z оказали влияние мировой финансовый кризис и развитие мобильных технологий, пандемия (СОУГО-19).

Исследователи отмечают такие типичные особенности поколения Z как стремление к гармоничным отношениям между людьми, зависимость от технологий, умение заниматься несколькими делами одновременно, мобильность [18, 20, 32, 40, 41, 42, 45 и др.].

Анализ и обобщение отечественных и зарубежных исследований дало возможность выделить целый ряд положительных и негативных тенденций в формировании ценностей поколения Z, а также сформулировать рекомендации по обучению и управлению данным поколением (таблица 7).

Таблица 7. Тенденции формирования ценностей и рекомендации по управлению и обучению поколения Z

Положительные и негативные тенденции в формировании ценностей поколения Ъ Рекомендации по обучению и управлению поколением Ъ

У современной когорты данного поколения наблюдается высокий уровень общего интеллекта Ъ-индивидуалисты и не умеют хорошо работать в команде

В среде этого поколения есть значительное количество одаренных детей Ъ необходимы инструкции и разъяснения в работе с установлением простых правил в решении краткосрочных заданиях

Среди детей поколения Ъ много художественного одаренных детей и детей обладающих двигательным талантом Для Ъ необходим конструктивный разбор успехов и неудач

Представители данного поколения отличаются низким уровнем коммуникативной компетентности Для Ъ необходимы понятные правила поведения и построения карьеры

Представители данного поколения имеют низкий уровень стрессоустойчивости Ъ плохо запоминают информацию и надеются на технологии

Неблагоприятной тенденцией является стремление к одиночеству, чувство ненужности взрослому миру и неверие в собственные силы Для Ъ необходимо представлять возможность для творческой самореализации

Представленные в таблице 7 тенденции и рекомендации не претендуют на полноту, социализация подрастающего поколения с позиции передачи ценности предшествующих поколений, должна базироваться на фундаментальных исследованиях социодизайна образовательного пространства, учитывающего культурно-исторические ценности.

Заключение

Социодизайн образовательного пространства в первую очередь связан с целенаправленным процессом постоянного воспроизводства культурно-исторических ценностей, которые определяются общностью социальных условий. Анализ и обобщение публикаций отечественных авторов позволяет выявить закономерности межпоколенной преемственности [5, 14, 22, 29, 37 и др.].

Механизм преемственности ценностных ориентаций от поколения к поколению начи-

нается:

- от передачи старшими поколениями культурных ориентиров через пример- с помощью образов поведения и деятельности, к передаче посредством вербальных способов трансляции культуры;

- далее-к усвоению младшими поколениями норм и предписаний старших поколений;

- далее через трансформацию усвоенных ценностей старших поколений, посредством интерпретации этих ценностей к выработке новых идеалов и принципов;

- и, наконец, к трансляции новых выработанных ценностных ориентаций, базирующихся на ценностях предшествующих поколений, адаптированных молодым поколением к новым социально-экономическим условиям.

Хочется надеяться, что преемственность поколений Х,У и Ъ в российском обществе базируется на единой мировоззренческой системе моральных норм и ценностей, во имя которой и должен осуществляться социоди-

зайн образовательной среды и преподавательской деятельности. В заключение, приведем стихотворные строки ректора Московского государственного гуманитарного университета профессора И.М. Ильинского, адресованное современной студенческой молодежи [14]. « Мы все смогли!.. Не поступились Честью, Не струсили. Отцов не забыли. И просто потому, что были Вместе, Работали, надеялись, любили. Мы-Пахари. И Сеятели тоже. Мы-Кузнецы, Строители, Поэты. Мы-Правдолюбы. Мы в конфликте с Ложью,

В союзе с Жизнью и в бою со Смертью. Мы сможем все, коль Клятвы не нарушим. Мы все невзгоды вновь преодолеем, Пока трудиться будут наши Души, И станем мы не злее, а умнее. Вперед, друзья! Наш путь тернист и долог. Веди, Звезда, дорогой светлой Нови! Да охранит нас Божьей воли полог В сени Надежды, Веры и Любви...» Данное стихотворение по-нашему мнению является мировоззренческим завещанием

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамкина, М.О. Геймификация как инновационный метод управления поколением Ъ в современном менеджменте [Текст] / М.О. Абрамкина // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2015. - Т. 1. - №9. - С. 203-209.

2. Арцимович, И.В. Современное поколение: вызовы обществу или времени [Текст] / И.В. Арцимович // Интерактивная наука. - 2017. - №12. - С. 119-121.

3. Асташова, Ю.В. Теория поколений в маркетинге [Текст] / Ю.В. Асташова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2014. - №1. - С. 108-114.

4. Барабанов, Р.Е. «Поколение лайков» - миф или реальность? [Электронный ресурс] / Р.Е. Барабанов // Психология образования: научный альманах. - 2016. - С. 134137. Дата обращения 12.01.2021.

5. Барлас, Т.В. Поколение «Ъ»: проблемы диалога в системе «преподаватель - студент» [Текст] / Т.В. Барлас // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки.- 2018. - №6 (814). - С. 178-184.

6. Богачева, Н.В. Мифы о «поколении Ъ» [Текст] / Н.В. Богачева, Е.В. Спивак // Современная аналитика образования. - 2019. - № 1 (22). - С. 1-64.

7. Бушуева, Е.П. Поколение миллениалов: как и зачем их мотивировать / Е.П. Бушуева // Горизонты экономики. -2019. - №3(49). - С. 42-47.

8. Волкова, Н.В. Особенности карьерной мотивации в контексте теории поколений: результаты эмпирического исследования [Текст] / Н.В. Волкова, В.А. Чикер // Вестник Санкт-Петербурского университета. Менеджмент. - 2016. -№4. - С.79-105.

старших поколений (Х и У) поколению Ъ. Закончить статью о социодизайне преемственности поколений хотелось бы цитатой выдающегося ученого-эргономиста В.П Зинченко: «Человек без цели, без мечты, без надежды, а значит и без события пуст. Лишенное событийности физическое время - это время распада, разложения. Оно не удерживается человеческой памятью. которая событийна, а не хронографична» [13, с.41].

Одним из важных и перспективных направлений дальнейших исследований является выявление закономерностей формирования смысложизненных ценностей грядущих поколений российского социума, связанных с историческим самосознанием народа как объектом национальной безопасности. Таким образом социодизайн преемственности поколений должен осуществляться на основе учета межпоколенных различий в процессе решения возрастных задач становления и развития растущего человека в перспективе его бытия во времени истории, в пространстве культуры и в вечности.

REFERENCES

1. Abramkina, M.O. Gamification as an Innovative Method of Managing Generation Z in Modern Management [Text] / M.O. Abramkina // Economics and Management: Problems, Solutions. - 2015. - vol. 1. - no. 9. - pp. 203-209.

2. Artsimovich, I.V. Current Generation: Challenges to the Society or Time [Text] / I.V. Artsimovich // Interactive Science. - 2017. - no. 12. - pp. 119-121.

3. Astashova, Yu.V. The theory of Generations in Marketing [Text] / Yu.V. Astashova // Bulletin of the South Ural State University. Series: Economics and Management. - 2014. - no. 1. - pp. 108-114.

4. Barabanov, R.E. Generation of Likes - Myth or Reality? [Electronic resource] / R.E. Barabanov // Educational Psychology: Scientific Almanac. - 2016. - pp. 134-137. (accessed 12 January 2021).

5. Barlas T.V. Generation "Z": Problems of Dialogue in the "Teacher - Student" System [Text] / T.V. Barlas // Bulletin of Moscow State Linguistic University. Education and Pedagogical Sciences. - 2018. - no. 6 (814). - pp. 178-184.

6. Bogacheva N.V. Myths about the "Generation Z" [Text] / N.V. Bogacheva, E.V. Spivak // Modern Education Analytics. - 2019. - no. 1 (22). - pp. 1-64.

7. Bushueva, E.P. The Generation of Millennials: How and Why to Motivate Them / E.P. Bushueva // Economic Horizons. - 2019. - no. 3 (49). - pp. 42-47.

8. Volkova, N.V. Features of Career Choices through the Generation Theory: the Results of Empirical Research [Text] / N.V. Volkova, V.A. Chiker // Bulletin of St. Petersburg University. Management. - 2016. - no. 4. - pp. 79-105.

9. Гаврилова, А.В. Социально-психологические особенности ментальности нового поколения [Текст] / А.В. Гаврилова // Вестник Удмуртского университета серия: Философия, психология, педагогика. - 2016. - т. 26, вып 2.

- С. 58-63.

10. Глотов, М.Б. Поколение как категория социологии [Текст] / М.Б. Глотов // Социологические исследования. -2004. - №10. - С. 42-49.

11. Голубинская, А.В. К вопросу о поколенной модели Хоува-Штрауса / А.В. Голубинская // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №1.

- С 98-101.

12. Гурова, И.М. Теория поколений как инструмент анализа, формирования и развития трудового потенциала [Текст] / И.М. Гурова, С.Ш. Евдокимова // МИР (Модернизация. Инновация. Развитие). - 2016. - Т. 7. - №3(27). -С. 150-159.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Зинченко, В.П. Человек в пространстве времени [Текст] / В.П. Зинченко // Развитие личности. - 2002. - №3.

- С 23-50.

14. Ильинский, И.М. Московские студенты: трансформации ценностных ориентаций [Текст] / И.М. Ильинский // Дружба народов. Серия: Социология. - 2020. - том 20. -№1. - С.50-63.

15. Ковин, Е.А. Теория поколений в контексте социологии управления [Текст] / Е.А. Ковин, О.В. Лысенко // Научный результат. Социология и управление. - 2019. - Т. 5. - №4. - С. 151-162.

16. Краткий словарь по социологии [Текст] / Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. - М.: Политиздат, 1988. -479 с.

17. Мангейм, К. Проблема поколений [Электронный ресурс] / К. Мангейм // Новое литературное обозрение. -1998. - №30ю. - URL: https:// magazines. gorky. medva/neo/1998/2 (дата обращения 20.11.2020).

18. Мирошкина, М.Р. Интерпретация теории поколений в контексте российского образования [Текст] / М.Р. Мирошкина // Ярославский педагогический вестник. -2017. - №6. - С. 30-35.

19. Нечаев, Н.Н. Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы [Текст] / Н.Н. Нечаев, Е.Е. Дурнева // Педагогика. - 2016. - №1. - С. 3145.

20. Ожиганова, Е.М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения [Текст] / Е.М. Ожиганова // Бизнес-образование в экономике знаний. - 2015. - №1. - С. 94-97.

21. Парменова, Е.О. Использование теории поколений при подборе персонала [Текст] / Е.О. Парменова // Вестник науки и образования. - 2017. - т.2. - №12. -С. 66-71.

22. Пищик, В.И. Поколения: Социально-психологический анализ ментальности [Текст] / В.И. Пищик // Социальная психология и общество. - 2011. - №2. -С. 80-86.

23. Поваренков, Ю.П. Периодизация профессионального становления личности: анализ отечественных и зарубежных подходов [Текст] / Ю.П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - №3. - С.200-205.

24. Радаев, В.В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: Эмпирический анализ [Текст] / В.В Радаев // Социалистические исследования. - 2018. - №3.

- С.15-33.

25. Рикель, А.М. Социально-психологическая модель ценностей различных поколений современного российского общества [Текст]/ А.М. Рикель, С.В. Доренская //

9. Gavrilova, A.V. Social and Psychological Features of the "New Generation" Mentality [Text] / A.V. Gavrilova // Bulletin of Udmurt University. Series: Philosophy, Psychology, Pedagogy. - 2016. - vol. 26, no. 2. - pp. 58-63.

10. Glotov, M.B. Generation as a Category of Sociology [Text] / M.B. Glotov // Sociological Research. - 2004. - no. 10. - pp. 42-49.

11. Golubinskaya, A.V. The question of generational models Hove-Strauss / A.V. Golubinskaya // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2016. - no. 1. - pp. 98101.

12. Gurova, I.M. Theory of Generations as a Tool for Analysis, Formation and Development of Labor Potential [Text] / I.M. Gurova, S.Sh. Evdokimova // WORLD (Modernization. Innovation. Development). - 2016. - vol. 7. - no. 3 (27). - pp. 150-159.

13. Zinchenko, V.P. Man in the Space of Time [Text] / V.P. Zinchenko // Personal Development. - 2002. - no. 3. -pp. 23-50.

14. Ilyinsky, I.M. Moscow Students: Changes in Value Orientations [Text] / I.M. Ilyinsky // Friendship of Peoples. Series: Sociology. - 2020. - vol. 20. - no. 1. - pp.50-63.

15. Kovin, E.A. The Theory of Generations in the Context of Sociology of Management [Text] / E.A. Kovin, O. V. Ly-senko // Scientific result. Sociology and Management. - 2019.

- vol. 5. - no. 4. - pp. 151-162.

16. Concise Dictionary of Sociology [Text] / Ed. by D.M. Gvishiani, N.I. Lapin. - M.: Politizdat, 1988. - 479 p.

17. Mannheim, K. The Problem of Generations [Electronic resource] / K. Mannheim // New Literary Review. - 1998. -no. 30. - Available at: https:// magazines. gorky. medva/neo/1998/2 (accessed 20 November 2020).

18. Miroshkina, M.R. Interpretation of the Generation Theory in the Context of Russian Education [Text] / M.R. Miroshkina // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2017. - no. 6.

- pp. 30-35.

19. Nechaev, N.N. "Digital Generation": Psychological and Pedagogical Research of the Problem [Text] / N.N. Nechaev, E.E. Durneva // Pedagogy. - 2016. - no. 1. - pp. 3145.

20. Ozhiganova, E.M. The Generation Theory by N. Hove and W. Strauss. Possibilities of Practical Application [Text] / E.M. Ozhiganova // Business Education in the Knowledge Economics. - 2015. - no. 1. - pp. 94-97.

21. Parmenova, E.O. Using the Theory of Generations in the personnel selection [Text] / E.O. Parmenova // Bulletin of Science and Education. - 2017. - vol. 2. - no. 12. - pp. 66-71.

22. Pishchik, V.I. Generations: Socio-Psychological Analysis of Mentality [Text] / V.I. Pischik // Social Psychology and Society. - 2011. - no. 2. - pp. 80-86.

23. Povarenkov, Yu.P. Periodization of the Professional Development of the Individual: an Analysis of Domestic and Foreign Approaches [Text] / Yu.P. Povarenkov // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2014. - no. 3. - pp.200-205.

24. Radaev, V.V. Millennials Compare to Previous Generations: An Empirical Analysis [Text] / VV Radaev // Socialist studies. - 2018. - no. 3. - pp. 15-33.

25. Rykiel, A.M. Socio-Psychological Model of Values among Different Generations in Modern Russian Society [Text] / A.M. Rykiel, S.V. Dorenskaya // Russian Psychologi

Российский психологический журнал. - 2017. - т.14. - №4.

- С 205-225

26. Савичева, А.В. Особенности восприятия своего профессионального становления поколением Y [Текст] / А.В. Савичева, М.В. Прохорова // Надежды: сборник научных статей студентов. - 2019. - С. 257-265.

27. Сапа, А.В. Поколение Z - поколение эпохи ФГОС [Текст] / А.В. Сапа // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2014. - №2. - С. 24-30.

28. Спасенников, В.В. Первая Всероссийская конференция «Психология и Экономика» ( 3-5 февраля 2000 г.) [Текст] / В.В. Спасенников, Э.Х. Локшина, В.М. Соколин-ский // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2001. - №4. -С.151-158.

29. Спасенников, В.В. Проблемы формирования национальной и экономической идентичности современной молодежи [Текст]/ В.В. Спасенников // Социогуманитар-ный вестник. - 2015. - №1(14). - С.19-24.

30. Спасенников, В.В. Академическое мошенничество и мотивация учебной деятельности студентов современных университетов [Текст]/ В.В. Спасенников, К.Ю. Андросов // Эргодизайн. - 2020.- №2(8).- С.72-80.

31. Сударик, А.Н. Эргономическое обеспечение современной образовательной среде [Текст] / А.Н. Сударик // Социология образования. - 2013. - №12. - С 42-90.

32. Сухарев, О.С. Трансформация высшего образования: преодоление конфликта компетенций и фундаментальности [Текст] / О.С. Сухарев, В.В. Спасенников // Эргодизайн. - 2020. - №3(9). - С. 107-119.

33. Черников, Б.В. Дифференциация трудовых ценностей среди поколений современных работников [Текст]/ Б.В. Черников // Вестник Томского государственного университета. - 2014.- №385. - С. 153-158.

34. Чилипёнок Ю.Ю. Три поколения российских работников: исследование трудового опыта [Текст] / Ю.Ю. Чилипёнок // Вестник Поволжского института управления.

- 2015.- №3(48). - С.79-85.

35. Шамис Е. Теория поколений [Текст] / Е. Шамис, А. Антипов // Маркетинг. Менеджмент. - 2007. - №6. - С.42-46

36. Шамис Е. Теория поколений. Необыкновенный Икс [Текст]/ Е. Шамис // М.: Ун-т Синергия: Школа Бизнеса, 2017. - 138с.

37. Шкуренко, Т.И. Ценностные ориентации представителей младшей, средней и старший поколенных групп на современном этапе [Текст] / Т.И. Шкуренко // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Педагогики. Психологии. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2008. - т.4. - №3. -С.175-180.

38. Шурбе, В.З. Поколение как субъект формирования и объект взаимодействия [Текст] / В.З. Шурбе // Сибирский психологический журнал. - 2012. - №8. - С.155-160.

39. Inglehart, R. The silent revolution in Europe: intergen-erational change in post -industrial societies [Text] / R. Inglehart // American Political Science Review. - 1971. - №65. - p. 991-1017.

40. Kreiner, G.E. Evidence toward an expanded model of organizational identification [Text] / G.E. Kreiner, B.E. Ash-forth // Journal of Organizational Behavior. - 2004. - Vol. 25, №1. - P. 1-27.

41. Lyons, S.T. Generational differences in the workplace: A review of evidence and directions for future research. [Text] / S.T. Lyons, L.K.J. Kuron // Journal of Organizational Beha-

cal Journal. - 2017. - vol. 14. - no. 4. - pp. 205-225.

26. Savicheva, A.V. Features of the Generation Y's perception of their Professional Development [Text] / A.V. Savicheva, M.V. Prokhorov // Hopes: Proceedings of students' Scientific Articles. - 2019. - pp. 257-265.

27. Sapa, A.V. Generation Z - Generation the GEF Era [Text] / A.V. Sapa // Innovative Projects and Programs in Education. - 2014. - no. 2. - pp. 24-30.

28. Spasennikov, V.V. The First All-Russian Conference "Psychology and Economics" (February 3-5, 2000) [Text] / V.V. Spasennikov, E.Kh. Lokshina, V.M. Sokolinsky // Bulletin of the Russian Foundation for the Humanities. - 2001. - no. 4. - pp.151-158.

29. Spasennikov, V.V. Problems in Formation of National and Economic Identity of Modern Youth [Text] / V.V. Spasennikov // Socio-Humanitarian Bulletin. - 2015. - no. 1 (14). -pp.19-24.

30. Spasennikov, V.V. Academic Fraud and Motivation of Modern Universities Students' Educational Activities [Text] / V.V. Spasennikov, K.Yu. Androsov // Ergodesign. - 2020. - no. 2 (8). - pp.72-80.

31. Sudarik, A.N. Ergonomic Support for the Modern Educational Environment [Text] / A.N. Sudarik // Sociology of Education. - 2013. - no. 12. - pp. 42-90.

32. Sukharev, O.S. Transformation of Higher Education: Overcoming the Conflict of Competences and Fundamentals [Text] / O.S. Sukharev, V.V. Spasennikov // Ergodesign. -2020. - no. 3 (9). - pp. 107-119.

33. Chernikov, B.V. Differentiation of Labor Values among Generations of Modern Workers [Text] / B.V. Chernikov // Bulletin of Tomsk State University. - 2014. - no. 385. - pp. 153-158.

34. Chilipenok Yu.Yu. Three Generations of Russian Workers: Labor Practices Study [Text] / Yu.Yu. Chilipenok // Bulletin of the Volga Institute of Management. - 2015. - no. 3 (48). - pp. 79-85.

35. Shamis E. The Theory of Generations [Text] / E. Shamis, A. Antipov // Marketing. Management. -2007. - no. 6. - pp.42-46.

36. Shamis E. The Theory of Generations. Unusual X [Text] / E. Shamis // M.: University of Synergy: School of Business, 2017. - 138p.

37. Shkurenko, T.I. Value Orientations of Representatives of Junior, Middle and Senior Generation Groups at the Present Stage [Text] / T.I. Shkurenko // Bulletin of Kostroma State University named after N.A. Nekrasov. Series of Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sociokinetics. - 2008. -vol. 4. - no 3. - pp.175-180.

38. Shurbe, V.Z. Generation as a Subject of Formation and an Object of Interaction [Text] / V.Z. Shurbe // Siberian Psychological Journal. - 2012. - no. 8. - pp. 155-160.

39. Inglehart, R. The silent revolution in Europe: intergen-erational change in post -industrial societics [Text] / R. Inglehart // American Political Science Review. - 1971. - №65. - p. 991-1017.

40. Kreiner, G.E. Evidence toward an expanded model of organizational identification [Text] / G.E. Kreiner, B.E. Ash-forth // Journal of Organizational Behavior. - 2004. - Vol. 25, №1. - P. 1-27.

41. Lyons, S.T. Generational differences in the workplace: A review of evidence and directions for future research. [Text] / S.T. Lyons, L.K.J. Kuron // Journal of Organizational Beha-

Ba, R.J. Blomme, R.Schalk // Oxon: Routledge. - 2015. - P. 37-51.

43. Strauss, W. Generations: the history of America's future, 1584 to 2069. [Text] / W.Strauss, N. Howe // New York: Quill William Morrow. - 1991. - 554 p.

44. Strauss W. The Fourth Turning: An American Prophecy - What the Cycles of History Tell Us About Americas Next Rendezvous with Destiny [Text] / W.Strauss, N. Howe. - New York: Broadway. - 1997. - 382 p.

45. VanMeter, R. Generation Y's Ethical Ideology and Its Potential Workplace Implications [Electronic Resource] / R. VanMeter, D. Grissafe, L. Chonko, J. Roberts / / Journal of Business Ethics. - 2013. - Vol. 117. - No. 1. - P. 93-109. - URL: https://hnk.sprmger.com/article/10.1007%2Fs10551-012-1505-1 (Accessed 20.12.2020).

46. White, J. Thinking generation [Text] / J. White // British Journal of Sociology. - 2013. - vol 64(z). - P. 21-47.

Ba, R.J. Blomme, R. Schalk // Oxon: Routledge. - 2015. - P. 37-51.

43. Strauss, W. Generations: the history of America's future, 1584 to 2069. [Text] / W.Strauss, N. Howe // New York: Quill William Morrow. - 1991. - 554 p.

44. Strauss W. The Fourth Turning: An American Prophecy - What the Cycles of History Tell Us About Americas Next Rendezvous with Destiny [Text] / W.Strauss, N. Howe. - New York: Broadway. - 1997. - 382 p.

45. VanMeter, R. Generation Y's Ethical Ideology and Its Potential Workplace Implications [Electronic Resource] / R. VanMeter, D. Grissafe, L. Chonko, J. Roberts / / Journal of Business Ethics. - 2013. - Vol. 117. - No. 1. - P. 93-109. - URL: https://link. springer. com/article/10.1007%2Fs10551-012-1505-1 (Accessed 20.12.2020).

46. White, J. Thinking generation [Text] / J. White // British Journal of Sociology. - 2013. - vol 64(z). - P. 21-47.

Ссылка для цитирования:

Спасенников В.В. Социодизайн преемственности поколений: теоретико-экспериментальный подход /В.В. Спасенни-ков //Эргодизайн. - 2021 - №1 (11). - С. 15-26. - Б01: 10.30987/2658-4026-2021-1-15-26.

Сведения об авторах:

Спасенников Валерий Валентинович

Брянский государственный технический университет Доктор психологических наук, профессор Тел.: +7 (4832) 58-82-80 E-mail: [email protected] ORCID 0000-0002-4378-3426

Abstracts:

V.V. Spasennikov

Bryansk State Technical University Doctor of Psychology, Professor Tel.: +7 (4832) 58-82-80 E-mail: [email protected] ORCID 0000-0002-4378-3426

Статья поступила в редколлегию 04.02.2021 г. Рецензент: к.пс.н., доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

член редакционной коллегии журнала «Эргодизайн»

Голубева Г.Ф. Принята к публикации 15.02.2021 г..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.