Научная статья на тему 'Социальная идентичность современных поколений: предварительные теоретико-методологические замечания'

Социальная идентичность современных поколений: предварительные теоретико-методологические замечания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
195
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЕ / ПОКОЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / GENERATION / GENERATIONAL ANALYSIS / GENERATIONAL THEORY / SOCIAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Муха Виктория Николаевна, Литовка Вера Александровна, Вахрамеева Дарья Владимировна

В статье обосновывается тезис о том, что система социальной идентичности поколения отражает социальные трансформации, и стремительные общественные изменения ведут к разрыву идентификационных процессов между поколениями. Дается общая характеристика основных поколений российского общества: «молчаливое поколение», «бэйби-бумеры», поколение Х, поколение Y поколение Z. сделан вывод, что для стабильного развития общества и преемственности социальной идентичности необходимо стабильное единство базовых ценностей в контексте поколенных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social identity of modern generations: preliminary theoretical and methodological observations

The article substantiates the thesis that the system of social identity of a generation is reflected in social transformations and rapid social changes lead to a break in identification processes between generations. The general characteristic of the main generations of Russian society is given: «silent generation», «baby boomers», generation X, generation Y generation Z. it is concluded that for the stable development of society and the continuity of social identity, a stable unity of basic values in the context of generational relations is necessary.

Текст научной работы на тему «Социальная идентичность современных поколений: предварительные теоретико-методологические замечания»

УДК 316.3

DOI 10.23672/SAE.2019.2019.44110

Муха Виктория Николаевна

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, правоведения и работы с персоналом, Кубанский государственный технологический университет v.mukha@bk.ru

Литовка Вера Александровна

кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социологии, правоведения и работы с персоналом, Кубанский государственный технологический университет veralitovka@yandex.ru

Вахрамеева Дарья Владимировна

старший преподаватель кафедры социологии, правоведения и работы с персоналом, Кубанский государственный технологический университет daria_kakadiy@mail.ru

Victoria N. Mukha

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Sociology, Law and Human Resources Kuban State Technological University v.mukha@bk.ru

Vera A. Litovka

Candidate of Sociological Sciences, Senior Lecturer of the Department of Sociology, Law and Human Resources Kuban State Technological University veralitovka@yandex.ru

Daria V. Vakhrameeva

Senior lecturer of the Department of Sociology, Law and Human Resources Kuban State Technological University daria_kakadiy@mail.ru

Социальная идентичность

современных поколений: предварительные теоретико-методологические замечания

Social identity

of modern generations: preliminary theoretical and methodological observations

Аннотация. В статье обосновывается тезис о том, что система социальной идентичности поколения отражает социальные трансформации, и стремительные общественные изменения ведут к разрыву идентификационных процессов между поколениями. Дается общая характеристика основных поколений российского общества: «молчаливое поколение», «бэйби-бумеры», поколение Х, поколение Y поколение Z. сделан вывод, что для стабильного развития общества и преемственности социальной идентичности необходимо стабильное единство базовых ценностей в контексте поколенных отношений.

Ключевые слова: поколение, поколенческий анализ, теория поколений, социальная идентичность.

Annotation. The article substantiates the thesis that the system of social identity of a generation is reflected in social transformations and rapid social changes lead to a break in identification processes between generations. The general characteristic of the main generations of Russian society is given: «silent generation», «baby boomers», generation X, generation Y generation Z. it is concluded that for the stable development of society and the continuity of social identity, a stable unity of basic values in the context of generational relations is necessary.

Keywords: generation, generational analysis, generational theory, social identity.

Современные общества, в том числе, и российское, существуют в условиях неопределенности, неустойчивости и постоянной изменчивости, что актуализирует проблему идентификационного поиска, как на социетальном уровне, так и на уровне личности, и социальной общности. Трансформация социальной структуры, модификация ценностных ориентаций, пересмотр и переосмысление исторических событий, неясность координат социокультурных изменений определяют многообразие идентификационных

полей и вариативность идентификационных стратегий, перестройку идентификационных матриц1.

В данном контексте представляется важным понимание того, что в системе социальной идентичности того или иного поколений отражаются социально-экономические, политические и куль-

1 Выполнено в рамках гранта РФФИ № 19-011-00834 «Идентификационные матрицы четырех поколений русских в современной России».

турные изменения, а сами процессы самокатегоризации и самоопределения личности определяют не только внешними факторами, но и внутренними (индивидуально-психологическими особенностями самой личности, включенностью в сообщества, социальным окружением и др.). Социальная идентификация выступает одним из основных механизмов социализации личности, при помощи которого индивид соотносит себя с определенной общностью или группой, интерио-ризирует ее образцы поведения, нормы и ценности. Однако в российском обществе противоречивые социальные трансформации, возрастающая скорость общественных процессов, определенные трудности с выстраиванием горизонтальных общественных связей привели к разрыву идентификационных процессов между поколениями. Очередное поколение не может в полной мере воспользоваться социальным опытом предыдущего поколения, поскольку изменились общественные условия, перестали быть актуальными те или иные модели поведения, соответственно, старшее поколение перестает быть референтной группой для последующих.

По мнению М.Б. Глотова, поколение представляет собой объективно существующую социально-демографическую и культурно-историческую и общность людей, которых объединяет не только возраст, но и «общие условия функционирования и формирования в конкретно-исторический период времени» [1, с. 42]. Также, автор отмечает, что для поколения характерны общие духовные ценности, социально-психологические характеристики, сходный образ жизни и социальный опыт. В рамках социологического подхода исследования поколения внимание перемещается с демографических признаков на социальный контекст, то есть, на условия социального взросления, общую социальную деятельность, и тогда поколение может включать несколько возрастных групп, объединенных этим социальным контекстом. Как отмечает И.В. Тро-цук, «первичные характеристики поколения -социальный контекст становления, социализа-ционные механизмы, системные (состав когорт) и биографические (ценностные ориентации и поведенческие модели) особенности; вторичные -количественный состав, гендерная, профессиональная, национальная и прочая структура» [2].

На данный момент наиболее разработанной является теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса; согласно ей, существование каждого из поколений отличают определенные события, которые и формируют ценности и социальную идентичность этих поколений [3]. Данная теория была адаптирована с учетом российской действительности исследовательским коллективом под руководством Е.М. Шамис, и в ней выделены следующие поколения:

- «молчаливое поколение» (годы рождения 1924-1943), «бэйби-бумеры» (годы рождения 1944-1963);

- поколение Х (годы рождения 1964-1983);

- поколение У (годы рождения 1984-2000);

поколение Т, родившихся после 2000 года, ценности которых находятся на стадии формирования [4].

Рассмотрим кратко особенности каждого из выделенных поколений.

Первое поколение - это так называемое «молчаливое поколение» - люди, которые родились в 1923-1943 годах, и формирование их ценностных ориентаций происходило в условиях голодного периода 1920-1930 годов, коллективизации, Второй мировой войны, культа личности и периода сталинских репрессий, тяжелых послевоенных времен. Условия, в которых происходило становление поколения, обусловили основные характеристики людей этого поколения: терпеливость, исполнительность, осторожность в действиях и высказываниях, скрытность, осознание постоянной внешней опасности, уважение законов и статусов, способность к тотальному подчинению. Поколение «молчаливых» обладает рядом специфических ценностей, среди которых законопослушность, беспрекословное подчинение законам и распоряжениям руководящих лиц. При этом полное подчинение не расценивается им как признак слабости, а является нормой. Также, для людей, рожденных в этот период, характерна ориентация на коллективизм, как в работе, так и в вопросах личной жизни и досуга. Необходимость выполнения государственных планов формирует в сознании «молчаливого поколения» значимость упорной и длительной работы. Самопожертвование ради страны, Родины - также характерны для данного поколения. В целом, «молчаливое поколение» можно охарактеризовать ценностями безопасности и стабильности. Представители этого поколения смогли установить новый социальный порядок, восстановить общественную жизнь после множества различных кризисов.

Всплеск рождаемости после победы во Второй мировой войне обусловил название следующего за «молчаливым» поколения - поколения «беби-бумеров». При сохранившихся ориентациях на коллективизм, ценностях командного духа и упорную работу, это поколение характеризуется значительно большим оптимизмом, заинтересованностью в личностном росте, ярко выраженной индивидуальностью.

Основным архетипом поколения «беби-бумеров» выступает образ «пророка», для которого характерны ориентация на общественные ценности, совершенствование и развитие религиозных и моральных устоев, мечта о создании «светлого будущего», идеализм и жертвенность. Во время формирования поколения «беби-бумеров» СССР укрепляет свои позиции на международной арене и становится сверхдержавой, внутриполитическая ситуация характеризуется наступлением «хрущевской оттепели». Поколение, воспитанное в сложившихся условиях, характеризуется яркостью в молодости, оптимизмом, готовностью прикладывать все необходимы усилия для достижения поставленных целей. В целом, поколение «беби-бумеров» ориентируется на такие ценности, как стабильное эко-

номическое и политическое развитие, командный дух, упорный труд ради светлого будущего, соблюдение спортивного и здорового образа жизни, интерес к путешествиям, культ молодости, интерес в личностном росте и личных вознаграждениях.

Следующее поколение - поколение X, к которому относят людей, родившихся в период с 1963 по 1983 гг. Ценностные ориентации представителей данного поколения формировались под воздействием таких событий как холодная война, война в Афганистане, застой и падение социалистического режима, открытие границ и свобода передвижения, глобализация, экономическая перестройка. Представители данного поколения стали менее зависимыми от официальной власти, но при этом у них сформировалась апатия и безразличие к событиям, происходящим в политической сфере. По сравнению с родителями, у этого поколения менее развито чувство патриотизма и желание приносить пользу государству и более ценным для ни них является получение прибыли и личной выгоды. Им характерны такие качества, как индивидуализм, неформальность взглядов, прагматизм, надежда на себя, техническая грамотность, высокая готовность к изменениям. Семья для этого поколения является важной ценностью в силу того, что они недополучили от своих родителей любви. Работа для них является, прежде всего, средством достижения материального благополучия, поэтому они более склонны к профессиональному выгоранию.

Принципиально новое поколение У - это люди, родившиеся в период с 1983 по 2003 гг., их также называют поколением «миллениумов». На формирование ценностей данного поколения оказали влияние такие события как распад СССР, рост преступности в 1990-е, терроризм, развитие цифровых технологий, появление мобильных телефонов, распространение Интернета и социальных сетей, онлайн технологии, идеология и практика мультикультурализма. Распад СССР, возникновение новых государств и общий передел мира дали «миллениумам» ощущение того, что нет ничего вечного, и что даже самые могущественные люди и государства могут в течение очень короткого времени потерять свой вес. Исходя из этого, «миллениумы» не признают какие-либо идеалы, не уважают власть и авторитеты. «Миллениумы» склонны принимать решения по какому-либо поводу очень быстро, так как боятся, что другой возможности может и не представиться. Стоит отметить, что взросление в быстро меняющемся мире развило у «миллениумов» склонность к быстрому потреблению и желанию

Литература:

1. Гпотов М.Б. Поколение как категория социологии // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 42.

2. Троцук И.В. Поколенческий анализ: теоретические и методические компоненты // Обсерватория культуры. 2008. № 6. С. 25-32.

быстро достигать высоких результатов. Для представителей данного поколения не характерен длительный процесс труда в работе. Идеалом «миллениумов» является «американская мечта», возможность быстро и без усилий достичь успеха и денежного благополучия [5, с. 96]. Для «миллениумов» важен личный комфорт, самореализация и карьерный рост. Образование для них теряет смысл, так как оно не отвечает требованиям современной реальности и большую ценность приобретает саморазвитие. Отличительной особенностью данного поколения является оттягивание момента взросления, так как взросление предполагает ответственность.

Следующее поколение, относительно ценностей которого еще нет однозначного понимания, поскольку они еще до конца не сформированы -это поколение Z. К нему относятся люди, родившиеся, начиная с 2003 года, то есть, молодежь до 20 лет, которая заканчивает процесс обучения и вскоре выйдет на рынок труда. Процесс формирования ценностей данного поколения еще не окончен, но уже сейчас можно говорить о том, что большое влияние на них оказывает Интернет как основной источник получения информации, социальные сети, гаджеты, мобильные и цифровые технологии, геймификация, экономический кризис. Представители поколения Z большое внимание уделяют Интернету, основная их активность сосредоточена в сети. Через социальные сети они общаются, заводят друзей, покупают вещи, ищут необходимую информацию. Им легче воспринимать краткую и наглядную информацию, которая не требует долгой концентрации внимания и представлена с помощью иконок, смайлов и картинок, которые зачастую заменяют текст. Еще одна тенденция, характерная для представителей поколения Z -отсутствие долгосрочных трендов. Быстро сменяется информационные потоки, модные тенденции это порождает низкую лояльность к брендам, стилям одежды, кино, музыке.

В целом, можно отметить, что каждое поколение выступает носителем определенной системы ценностей и базовых традиций, одновременно создавая свои собственные, включается в процесс социокультурного производства. Как отмечает Г.А. Подогов, «восприятие и дальнейшая трансляция социокультурного наследия - динамичный и сложный механизм, а любой нарушение может привести к кризису социальной идентичности и межгенерационному конфликту» [6, с. 82]. Именно поэтому для стабильного развития общества, обеспечения преемственности социальной идентичности необходимо стабильное единство базовых ценностей в контексте поколенных отношений.

Literature:

1. Glotov M.B. Generation as a category of sociology // Sociological studies. 2004. № 10. P. 42.

2. Trotsuk I.V. Generational analysis: theoretical and methodological components // Observatory of Culture. 2008. № 6. P. 25-32.

3. Howe Neil, Strauss, William Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. New York : William Morrow & Company, 1991.

4. Шамис Е. Теория поколений: необыкновенный Икс. М. : Университет «Синергия», 2016. 140 с.

5. Ожиганова Е.М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1. С. 94-97 (С. 96)

6. Подогов Г.А. Исследование межпоколенче-ских отношений современными гуманитарными науками // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2010. № 3. С. 82.

7. Стефаненко Т.Г. Культурная память и социальная идентичность ингушей как представителей репрессированного народа / Т.Г. Стефаненко, Т.А. Тумгоева, М.В. Котова // Национальный психологический журнал. 2017. № 4(28). С. 4556.

3. Howe Neil, Strauss, William Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. New York : William Morrow & Company, 1991.

4. Shamis E. Theory of Generations: Extraordinary X. M. : Synergy University, 2016. 140 p.

5. Ozhiganova EM The Generation Theory of N. Howe and V. Strauss. Possibilities of practical application // Business education in the knowledge economy. 2015. № 1. P. 94-97 (P. 96)

6. Podogov G.A. The study of intergenerational relations by modern humanities // Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2010. № 3. P. 82.

7. Stefanenko T.G. The cultural memory and social identity of the Ingush as representatives of the repressed people / T.G. Stefanenko, T.A. Tumgoeva, M.V. Kotova // National Psychological Journal. 2017. № 4(28). P. 45-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.