Научная статья на тему 'Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения'

Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
22649
2929
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЯ / КРИЗИС / CRISIS / ПОДЪЕМ / RISE / ЦИКЛИЧНОСТЬ / RECURRENCE / МИЛЛЕНИУМЫ / GENERATIONS / MILLENNIUM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ожиганова Евгения Михайловна

В статье рассматривается и анализируется теория поколений, разработанная американскими исследователями Н. Хоувом и В. Штраусом, в основе которой лежит мнение о циклической смене поколений с повторяющимися ценностями и настроениями. Принимается попытка применить теорию к анализу поколений, проживающих в России на сегодняшний день. Особое внимание уделяется личным характеристикам и поведенческим характеристикам поколения «миллениумов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Straus Howe Generational Theory. Opportunities of Practical Application

The article is on The Strauss-Howe generational theory, created by American authors William Strauss and Neil Howe. It identifies a recurring generational cycle in which the values and mindset recur in the lapse of time. In this paper an attempt has been made to apply the theory in regard to Russian generations. A special attention is given to personal traits and behavioral characteristics of the Millennium generation.

Текст научной работы на тему «Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения»

УДК 316.3

ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ Н. ХОУВА И В. ШТРАУСА. ВОЗМОЖНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ

© Ожиганова Е. М., 2015

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В статье рассматривается и анализируется теория поколений, разработанная американскими исследователями Н. Хоувом и В. Штраусом, в основе которой лежит мнение о циклической смене поколений с повторяющимися ценностями и настроениями. Принимается попытка применить теорию к анализу поколений, проживающих в России на сегодняшний день. Особое внимание уделяется личным характеристикам и поведенческим характеристикам поколения «миллениумов».

Ключевые слова: поколения, кризис, подъем, цикличность, миллениумы.

На сегодняшний день в России и в мире все большую актуальность представляет вопрос поколений. Актуальность данного вопроса очевидна и заключается в том, что так или иначе, поколения являются взаимосвязанными. Предыдущие поколения посредством своей деятельности формируют поколения настоящие, а те в свою очередь, будущие. Таким образом, для того, чтобы понять механизмы передачи навыков, знаний, мировоззрения от одного поколения к другому, для того, чтобы проследить тенденции развития общества и научить представителей различных поколений лучше понимать и взаимодействовать друг с другом, необходимо уделить должное внимание изучению данного феномена.

В 1991 году известный экономист и специалист в области демографии Н. Хоув и историк В. Штраус независимо друг от друга создали так называемую «теорию поколений». Авторы теории проанализировали всю историю США, уделив особое внимание ХХ веку, и обнаружили, что существуют определенные периоды, когда большинство людей обладают сходными ценностями. Такие периоды были названы социальными поколениями [1].

Хоув и Штраус считают, что социальное поколение — это некая совокупность людей, рожденных в один двадцатилетний период и обладающих тремя общими критериями: возрастное положение в истории, что подразумевает под собой переживание одних и тех же исторических событий в примерно одинаковом возрасте, общие, единые верования и модели поведения и ощущение причастности к данному поколению [2].

По мнению Н. Хоува и В. Штрауса, история развивается циклами, длительность которых примерно равна продолжительности человеческой жизни, т. е. 80-90 лет. При этом один цикл состоит из четырех периодов, для каждого из которых характерны какие-то определённые принятые в обществе ценности и устои [3].

В ходе своей работы исследователи подробно описывали типичного, собирательного представителя каждого поколения американской нации со времен Великой депрессии и до наших дней. Результатом этой работы стало выделение нескольких типов поколений, а именно: «строители» или «победите-

ли», «молчаливое поколение», «беби-бумеры», поколение Х, молодое поколение Y или «миллениумы» и формирующееся поколение Z.

Так же нельзя не сказать о том, что в теории Хоува и Штрауса важное место занимает идея двух противоположных периодов: кризиса и подъема. Периоды кризиса стимулируют общество к объединению перед лицом общей опасности, формируют этику самопожертвования и стремления к порядку. Во время подъемов преобладают ценности индивидуализма, а государственные институты, как и весь институциональный порядок в целом, подвергается критике с точки зрения новых социальных и духовных идеалов.

Авторы теории поколений выделили четыре архетипа и определили их как «идеалистов», «реагирующих», «гражданских» и «приспособляющихся». В своей книге «четвертый поворот» («The Fourth Turning», 1997) они изменили терминологию и назвали поколения «пророками», «кочевниками», «героями» и «художниками» [4]. Поколения, принадлежащие к одному архетипу, имеют не только идентичный возрастной показатель, на время которого приходятся формирующие их события, но и ряд базовых установок по отношению к культуре, семье, риску и так далее. Помимо этого, такие поколения имеют общие ценности и схожую гражданскую позицию.

Причина, по которой циклы архетипов повторяются, это желание молодых поколений исправить или компенсировать те черты старшего поколения, которые ему кажутся неприемлемыми. Таким образом, складывается ситуация, в которой люди, относящиеся к одному архетипу, формируют поколение противоположного архетипа.

Исследователи дают следующие характеристики архетипам. Поколение «художников» рождается в период кризиса, когда общая угроза стирает некоторые социальные и политические противоречия, но создает высокую степень объединения общества, агрессивные государственные институты и этику самопожертвования. К такому архетипу относятся «молчаливое поколение» (1923-1943 г. р.) и поколение Z (2001-2020 г. р.).

Поколение «пророков» рождается после кризисов, в период восстановления общественной жизни и

установления новых порядков в обществе. Такие поколения характеризуются своей яркостью в молодости и ориентированностью на общественные ценности в среднем возрасте. Основное значение таких поколений — совершенствование и обогащение системы моральных и религиозных ценностей. «Пророки» — принципиальные моралисты, которые могут развязать идеалистические войны и призывать к жертвенности. Примером являются «беби-бумеры», родившиеся в период с 1943 по 1963 г.

Поколение «странников» рождается во время подъема, когда возникают новые социальные идеалы и духовные ценности, молодые люди борются со старыми государственными институтами. Взросление «странников» приходится на период чередования подъемов и кризисов, что приводит к тому, что такие поколения стремительно взрослеют, а затем становятся прагматичными реалистам. Примером является сегодняшнее поколение Х, родившееся в 1964-1984 гг.

Поколение «героев» появляется после подъема, в эпоху индивидуального прагматизма и самонадеянности. Такие поколения характеризуются своими военными успехами в молодости и политическими достижениями в зрелом возрасте. Наибольшее влияние такие поколения оказывают на построение благоденствия в обществе, а также на развитие технологий. «Герои» уверенно и очень рационально выстраивают общественные институты. Примерами являются «строители» или «победители», 1900-1923 года рождения и сегодняшнее поколение «миллениума», родившееся с 1983 по 2003 гг.

Стоит упомянуть о том, что в реальной жизни временные границы между поколениями могут немного варьироваться в зависимости от географического, политического и экономического положения региона.

Помимо общей характеристики основных архетипов поколений следует уделить особое внимание поколениям, проживающим в России в XXI веке и особенно поколению «миллениумов», которое на сегодняшний день вступает в фазу активной деятельности [5].

На сегодняшний день среди россиян самым старшим является поколение «победителей» или поколение <^1». Данное поколение родилось в период с 1901 по 1922 год, а, значит, на их мировоззрении напрямую отразились такие события как революция 1905 года, Февральская и Октябрьская революции, Первая мировая война, Гражданская война и Установление советской власти. Таким образом, представители поколения «победителей», выросшие на советских идеалов, отличаются верой в социалистическую идеологию, высоким уровнем ответственности и трудолюбия. Жизнь для таких людей, это, в первую очередь, борьба за светлое будущее. Лучший мотиватор для «победителей» — достижение общего порядка и справедливости. Деньги же для представителей этого поколения нужны только как средство существования, но не как цель, поэтому большой ценности не представляют.

Поколение, следующее за поколением «победителей» получило название «молчаливое». Это поколение людей, родившихся в период с 1923 по 1942 год. Данное поколение родилось и было воспитано в сложный период жесткого и репрессивного правления И. В. Сталина, период коллективизации, индустриализации, Второй мировой войны, послевоенного голода и разрухи. Все эти события сформировали человека нового типа, кардинально отличающегося от типичного «победителя», человека терпеливого, молчаливого и исполнительного. «Молчаливые» крайне уважительно относятся к закону, должности и статусу человека. Полное и беспрекословное подчинение начальству является для них нормой, а не проявлением слабости [6].

Тот факт, что именно в период тридцатых-сороковых годов был изобретен пенициллин и прочие антибиотики, которые позволили бороться с ранее неизлечимыми болезнями, изменили представление «молчаливых» о медицине. Врач для «молчаливых» — уважаемая личность, рекомендации которого не подлежат обсуждению или сомнению.

Также очень важным институтом для «молчаливых» является семья, в которой они могут быть открытыми и свободными. В любых других местах и в окружении чужих людей представители данного поколения будут стараться контролировать себя, чтобы не сказать или не сделать чего-то, что могло бы осложнить им жизнь.

Голодное детство также наложило свой отпечаток на мировоззрение «молчаливого» поколения. Для таких людей характерна запасливость, экономность, желание лучше накормить своих детей и внуков.

Следующее поколение было названо поколением «беби-бумеров». Данное поколение получило такое название благодаря произошедшему после Второй мировой войны всплеску рождаемости. Это поколение было рождено в период с 1943 по 1964 гг. и росло в СССР, сверхдержаве, которую боялся и уважал весь мир. Эта страна победила в страшнейшей Второй мировой войне, первой отправила человека в космос, показывала невероятные успехи на спортивных олимпиадах. Благодаря таким историческим условиям, люди из поколения «беби-бумеров» — оптимисты, готовые приложить любые усилия для достижения поставленной цели [7]. Представители данного поколения любят спорт, стараются сохранять свое здоровье и активность как можно дольше, так как потеря активности для них означает потерю значимости. Пионерия, комсомол, рабочие бригады и прочие подобные общественные образования развили в представителях данного поколения склонность к коллективизму, но не отняли индивидуальность и склонности к лидерству.

Дети «беби-бумеров», рожденные в 1965-1982 годах получили название «поколение Х». Эти люди росли в условиях застоя, а затем радикальной перестройки. Именно они стали свидетелями «Холодной войны», войны в Афганистане, ввоза наркотиков и распространения СПИДа. Благодаря постоянной занятости родителей из поколения «беби-бумеров»,

№ 1 • 2015

Би знес-образование в экономике знаний 95

дети поколения Х росли более самостоятельными, чем их предшественники.

Подобное детство привело к тому, что для поколения Х главными качествами стали жизненный опыт, готовность к переменам и расчет на собственные силы. Представитель X — индивидуалист, ценит свободу выбора, при выборе работы руководствуется возможностью проявить свои умственные и творческие способности.

При этом люди поколения X прагматичны. Патриотизм и чувство привязанности к собственному государству у них более слабое, чем у родителей, поэтому желание получать выгоду и прибыль у них выше, чем желание приносить пользу своему обществу и государству [8].

«Поколение Y», более известное как поколение «миллениумов», является принципиально новым общественным явлением. Данное поколение родилось в период с 1983 по 2000 год и сейчас вступает в фазу активной жизни. По этой причине «миллениу-мы» привлекают к себе наиболее пристальное внимание исследователей. Главными факторами, которые повлияли на становление мировоззрения «мил-лениумов» стали окончание «Холодной войны», распад СССР, возникновение ряда новых государств и общий передел мира, который был связан с крушением одной из сверхдержав. Все эти события дали «миллениумам» ощущение того, что нет ничего вечного, и что даже самые могущественные люди и государства могут в течение очень короткого времени потерять свой вес. Исходя из этого «миллениумы» не признают какие-либо идеалы, не уважают власть и авторитеты.

«Миллениумы» склонны принимать решения по какому-либо поводу очень быстро, так как боятся, что другой возможности может и не представиться. Такой метод способствует развитию устойчивости перед изменениями, способности реагировать на неожиданные вызовы, но с другой стороны, слишком высокая скорость принятия решений зачастую не дает возможности оценить ситуацию полностью и негативно отражается на качестве принятых решений. Стоит отметить, что взросление в быстроменяющемся мире развило у «миллениумов» склонность к быстрому потреблению и желанию быстро достигать высоких результатов. Для представителей данного поколения не характерен длительный процесс труда в работе. Идеалом «миллениумов» является «американская мечта», возможность быстро и без усилий достичь успеха и денежного благополучия

[9].

Передел государств вызвал обострение политических и религиозных противоречий, всплеск преступности, вследствие чего выросло желание родителей из поколения X оградить своих детей от каких-либо опасностей. Подобные стремление привели к тому, что «миллениумы» поздно взрослеют и неохотно выходят из-под родительского контроля. Зачастую для «миллениумов» получение образования является не подготовкой к профессиональной деятельности, а ее отсрочкой [10]. Нежелание брать на себя большой

груз ответственности толкает «миллениумов» на поздние браки и рождение собственных детей.

Помимо резкого государственного и экономического передела «миллениумы» застали период максимально бурной индустриализации и компьютеризации, что сделало представителей данного поколения очень зависимыми от технологий. Постоянный доступ к большому количеству доступной и уже обработанной информации дает «миллениуму» возможность лишний раз не думать и не анализировать, что в свою очередь приводит к неспособности воспринимать сложную информацию в больших объемах. Для «миллениумов» характерно желание получать информацию посредством не текстовых документов, а изображений, фильмов, аудиофайлов.

Xарактерной чертой поколения «миллениумов» стало интернет-общение и виртуальная реальность. Зачастую интернет-общение в социальных сетях предполагает написание лишь небольших текстовых сообщений, что приводит к неумению «миллениу-мов» излагать свои мысли, строить сложные предложения, вступать на публике. Также интернет-общение является более доступным, не требует дополнительных усилий, и поэтому часто предпочитается общению реальному. Впоследствии у «милле-ниумов» может развиваться боязнь личного контакта, сложности в общении с реальными людьми. Подобную ситуацию можно назвать парадоксальной, так как с одной стороны, «миллениумы» очень нуждаются в постоянном общении, склонны к коллективизму, чему способствует возможность обмениваться сообщениями где угодно через сеть интернет, а с другой стороны, не умеют общаться, выражать свои мысли, находить контакт с людьми в реальном мире.

Также стоит отметить, что в современном мире большое количество возможностей для самовыражения привело к тому, что каждый «миллениум» начинает чувствовать себя уникальным и неповторимым [11]. По этой причине он тяжело приходит к компромиссам в общении с окружающими, в том числе с работодателями, не желает довольствоваться малым, например, низкооплачиваемой работой, а считает, что он достоин большего.

Еще одной особенностью поколения «миллениу-мов» является их привязанность к компьютерным играм. Как правило, подобные игры имеют линейную структуру, четкую связь действий и следующих за ними поощрений или наказаний, возможность сохранения. «Миллениумы» переносят механизмы игры в реальную жизнь, и поэтому в их поведении могут прослеживаться такие тенденции как неумение действовать без четких указаний и контроля, нежелание делать что-то без очевидной выгоды, нацеленность не на конкретный результат, а на процесс действия, склонность отступать, если что-то не получается.

Подводя итог характеристике поколения «милле-ниумов» следует еще раз сказать о том, что это совершенно новое поколение, которое требует особого подхода и особой системы обучения и мотивации. Работодателям следует принять во внимание основ-

ные особенности данного поколения и применять к нему новые разработки, такие как: обучение в формате игр, гибкий график, возможность быстрого карьерного роста, постоянный контроль и выдача точных указаний, постоянные творческие задания и возможности проявить себя.

Однако не стоит забывать, что подобные рекомендации применимы только к низшим и средним по значимости должностям, а также должностям с низким уровнем ответственности. Более серьезные должности продолжают занимать представители поколения Х, так как «миллениумы» не готовы к долгому обучению, скрупулёзной и ответственной работе. Однако если сейчас этот конфликт не столь очевиден, то через 5-10 лет он приобретет особую остроту [12]. Поэтому изучение поколения «милле-ниумов» и особенностей их поведения остается крайне актуальным и востребованным направлением для современного менеджмента.

Последним, только начавшим формироваться, является поколение Z. Говорить о характеристиках и поведенческих стереотипов данного поколения довольно сложно, так как это поколение людей, появившихся в период с 2000 по 2020 год. Таким образом, основная часть представителей этого поколения находится в детском возрасте, а их система ценностей находится на этапе формирования. Однако если следовать теории поколений Н. Хоува и В. Штрауса, то можно предположить, что поколение Z повторит характер и особенности поведения «молчаливого поколения», разумеется, с учетом особенностей своего времени [13]. Существует теория, согласно которой поколение Z по аналогии с «молчаливым поколением» замкнется, защищаясь от внешней среды. Однако на этот раз поколение Z найдет убежище не в семье и литературе, а в виртуальной реальности.

Подводя итог, следует сказать, что теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса, безусловно, сохраняет актуальность и на сегодняшний день. Данная теория интересна тем, что на ее основе можно прослеживать тенденции развития общества, строить прогнозы процессов, которые будут происходить в социальной и экономической среде в будущем. Также благодаря теории поколений представляется возможность научить представителей различных поколений лучше понимать и взаимодействовать друг с другом, отследить и понять, какими будут сотрудники и руководи-

тели в ближайшие десятилетия, а, следовательно, и какой будет бизнес-среда в целом. ■

1.URL: http://inosmi.ru/world/20130611/209925956.html.

2.Там же.

3.Савельева И. М. История и время. В поисках утраченного / И. М. Савельева, А. В. Полетаев. — М. : Языки русской культуры, 1997. — 486 с.

4.URL: http://inosmi.ru/world/20130611/209925956.html.

5.URL: http://newtimes.ru/articles/detail/33302.

6.URL: http://inosmi.ru/world/20130611/209925956.html.

7.URL: http://shevm.blogspot.ru/2011/02/y-z.html.

8.URL: http://rugenerations.su/2009/06/25.

9.Исаева М. Поколения кризиса и подъема в теории В. Штрауса и Н. Хоува / М. Исаева // Знание. Понимание. Умение. — 2011. — № 3. — С. 290-295.

10. URL: http://newtimes.ru/articles/detail/33302.

11. URL: http://rugenerations.su/2009/06/25.

12. Исаева М. Поколения кризиса и подъема в теории В. Штрауса и Н. Хоува / М. Исаева // Знание. Понимание. Умение. — 2011. — № 3. — С. 290-295.

13. URL: http://shevm.blogspot.ru/2011/02/y-z.html.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Исаева М. Поколения кризиса и подъема в теории В. Штрауса и Н. Хоува / М. Исаева // Знание. Понимание. Умение. — 2011. — № 3. — С. 290-295.

Савельева И. М. История и время. В поисках утраченного / И. М. Савельева, А. В. Полетаев. — М. : Языки русской культуры, 1997. — 486 с. URL:

http://inosmi.ru/world/20130611/209925956.html. URL: http: //newtimes. ru/articles/detail/3 3302. URL: http://rugenerations.su/2009/06/25. URL: http://shevm.blogspot.ru/2011/02/y-z.html.

Straus Howe Generational Theory. Opportunities of Practical Application

© Ozhiganova E., 2015

The article is on The Strauss-Howe generational theory, created by American authors William Strauss and Neil Howe. It identifies a recurring generational cycle in which the values and mindset recur in the lapse of time. In this paper an attempt has been made to apply the theory in regard to Russian generations. A special attention is given to personal traits and behavioral characteristics of the Millennium generation.

Keywords: generations, crisis, rise, recurrence, Millennium.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.