Научная статья на тему 'ПОКОЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА АССОРТИМЕНТ В ТОРГОВЛЕ'

ПОКОЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА АССОРТИМЕНТ В ТОРГОВЛЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИСЛЕННОСТЬ / СПРОС / АССОРТИМЕНТ / МИЛЛЕНИАЛЫ / ЭКОНОМ-КЛАСС / NUMBER / DEMAND / RANGE / MILLENNIALS / ECONOMY CLASS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каращук Оксана Сергеевна, Майорова Елена Александровна

В статье рассматриваются проблемы изменения спроса на торговый ассортимент в России вследствие происходящей смены поколений потребителей, предпочтения которых имеют существенные особенности. В рамках исследования поставлены следующие задачи: на основе теоретического анализа существующих поколенческих моделей сформулировать характеристики предпочтений отдельных возрастных групп потребителей; проанализировать изменения возрастной структуры населения Российской Федерации и выявить его влияние на торговый ассортимент. Результаты анализа изменения возрастной структуры населения Российской Федерации с учетом потребительских предпочтений разных поколений показали, что в долгосрочной перспективе на российском рынке сохранится высокая доля сегмента товаров эконом-класса. Более того, после 2031 г. ожидается расширение указанного сегмента за счет естественного роста доли населения поколения «миллениалов» (18-34 лет) и «беби-бумеров» (56-78 лет) и снижения доли поколения «революционеров» (35-55 лет) в общей численности населения государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Generations of consumers and their influence on the retail assortment

The article deals with the problem of changing the demand for trade assortment in Russia due to the ongoing change of generations of consumers, whose preferences have significant features. Within the framework of the study the following tasks are set: on the basis of theoretical analysis of existing generational models to formulate characteristics of preferences of individual age groups of consumers; to analyze changes in the age structure of the population of the Russian Federation and to identify its impact on the trade range. The results of the analysis of changes in the age structure of the population of the Russian Federation, taking into account consumer preferences of different generations, showed that in the long term the Russian market will retain a high share of the segment of economy class goods. Moreover, after 2031 it is expected to expand this segment due to the natural growth of the population of the generation of "Millennials" (18-34 years) and "baby boomers" (56-78 years) and reduce the share of the generation of "revolutionaries" (35-55 years) in the total population of the state.

Текст научной работы на тему «ПОКОЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА АССОРТИМЕНТ В ТОРГОВЛЕ»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 11 • ноябрь 2018

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^^ издательство

Креативная экономика

поколения потребителей и их влияние на ассортимент в торговле

Каращук О.С.1, Майорова Е.А. 1

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье рассматриваются проблемы изменения спроса на торговый ассортимент в России вследствие происходящей смены поколений потребителей, предпочтения которых имеют существенные особенности. В рамках исследования поставлены следующие задачи: на основе теоретического анализа существующих поколенческих моделей сформулировать характеристики предпочтений отдельных возрастных групп потребителей; проанализировать изменения возрастной структуры населения Российской Федерации и выявить его влияние на торговый ассортимент. Результаты анализа изменения возрастной структуры населения Российской Федерации с учетом потребительских предпочтений разных поколений показали, что в долгосрочной перспективе на российском рынке сохранится высокая доля сегмента товаров эконом-класса. Более того, после 2031 г. ожидается расширение указанного сегмента за счет естественного роста доли населения поколения «миллениалов» (18-34 лет) и «беби-бумеров» (56-78 лет) и снижения доли поколения «революционеров» (35-55 лет) в общей численности населения государства.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: численность, спрос, ассортимент, миллениалы, эконом-класс.

Generations of consumers and their influence on the retail assortment

Karashchuk O.S.1, Mayorova E.A. 1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia

введение

В настоящее время в России преобладающее число торговых организаций столкнулись с серьезными трудностями, связанными с сокращением спроса и падением продаж товаров [1, 2] (итуазеуа, №ко1аеуа, 2016; Кытепкоуа, 2013). В указанных условиях организации вынуждены вводить режим тотальной экономии расходов, предоставлять покупателям максимально возможные скидки, переориентироваться на менее дорогостоящие и менее качественные товары. Но даже при таких мерах покрытие расходов на создание высоких стандартов обслуживания покупателей становится невозможным вследствие недостаточности получаемых доходов. О наличии указанной проблемы сейчас заявляют многие представители торговых организаций, в т.ч. участники «Центра розничных сетей» 2018 г. [3].

Одним из вариантов выхода из ситуации сокращения спроса стало увеличение доли в ассортименте и продажах товаров с низкими ценами. По данным Euromonitor International, в последние 4 года (с 2014 по 2017) на потребительском рынке России произошло увеличение доли сегмента эконом-класса на 15%, до 65% от всех покупателей за счет соответствующего уменьшения доли сегмента среднего ценового класса покупателей [3].

Сложившаяся ситуация в потреблении во многом связана с сокращением реальных среднедушевых доходов покупателей, которое наблюдается за последние 3 года (табл. 1).

Как видно из таблицы, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума за последние 3 года возросла на 2%, в то время как эконом-сегмент увеличился намного более значимо. Поэтому сокращение реальных доходов и увеличение доли людей с доходами ниже прожиточного минимума не может объяснить в полной мере тотальную переориентацию покупателей на товары более низкого ценового сегмента.

Определенное влияние на удешевление ассортимента реализуемых товаров оказало усиление конкуренции между торговыми предприятиями, сопровождающееся увеличением доли сетевых организаций торговли во всех сегментах рынка [4] (Panasenko, Stukalova, Mazunina, 2018). Доля рынка продуктовых торговых сетей в своем сегменте уже превысила 60%, что отмечает в своих исследованиях аналитическая компания INFOLine [5]. В таких условиях ужесточается конкурентная борьба организаций,

ABSTRACT:_

The article deals with the problem of changing the demand for trade assortment in Russia due to the ongoing change of generations of consumers, whose preferences have significant features. Within the framework of the study the following tasks are set: on the basis of theoretical analysis of existing generational models to formulate characteristics of preferences of individual age groups of consumers; to analyze changes in the age structure of the population of the Russian Federation and to identify its impact on the trade range. The results of the analysis of changes in the age structure of the population of the Russian Federation, taking into account consumer preferences of different generations, showed that in the long term the Russian market will retain a high share of the segment of economy class goods. Moreover, after 2031 it is expected to expand this segment due to the natural growth of the population of the generation of "Millennials" (18-34 years) and "baby boomers" (56-78 years) and reduce the share of the generation of "revolutionaries" (35-55 years) in the total population of the state.

KEYWORDS: number, demand, range, millennials, economy class.

JEL Classification: L81, J11, R22 Received: 10.11.2018 / Published: 30.11.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Karashchuk O.S. ([email protected])

CITATION:_

Karashchuk O.S., Mayorova E.A. (2018) Pokoleniya potrebiteley i ikh vliyanie na assortiment v torgovle [Generations of consumers and their influence on the retail assortment]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (1 1). - 3335-3346. doi: 10.18334/rp.19.1 1.39583_

и ведущим ее инструментом становятся более низкие цены, что ведет к пересмотру ассортимента в пользу товаров эконом-класса.

Эти и другие рыночные особенности влияют на качественный состав покупателей, их спрос меняется, и в нем интегрировано отражаются все указанные факторы, в т.ч. динамика уровня доходов, новые возможности конкурентного выбора и пр. [6] (Ыуазткоуа, 2012). В итоге на первый план для торговых организаций выходит необходимость более детального исследования потребителей, изучение трансформации их качеств и, как следствие, их спроса, и корректировка предлагаемого ассортимента с учетом произошедших изменений.

В этой связи в настоящем исследовании поставлены следующие задачи: на основе теоретического анализа существующих поколенческих моделей сформулировать характеристики предпочтений отдельных возрастных групп потребителей; проанализировать изменения возрастной структуры населения Российской Федерации и выявить его влияние на торговый ассортимент.

Таблица 1

показатели доходов населения России

показатели 2012 2013 2014 2015 2016

Среднедушевые среднемесячные доходы населения, руб. 23221 25928 27766 30467 30744

Темп роста среднедушевых среднемесячных доходов,% к прошлому году

в фактических ценах 111,8 111,7 107,1 109,8 100,9

в сопоставимых ценах 104,9 104,9 96,1 97,3 95,7

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума,% от общей численности 10,7 10,8 11,2 13,3 13,4

Источник: составлено авторами по данным Росстата1.

1 Российский статистический ежегодник. 2017: Стат.сб./Росстат. - М., 2017 - 686 с.; Российский статистический ежегодник. 2015: Стат.сб./Росстат. - М., 2015. - 728 с.

ОБ АВТОРАХ:_

Каращук Оксана Сергеевна, доцент кафедры торговой политики, кандидат экономических наук (kseniak720mai1.ru)

Майорова Елена Александровна, доцент кафедры торговой политики, кандидат экономических наук (mayorova.ea0rea.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Каращук О.С., Майорова Е.А. Поколения потребителей и их влияние на ассортимент в торговле // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 11. - С. 3335-3346. Сог 10.18334/ф.19.1 1.39583

Поколенческие модели поведения потребителей

Современные исследователи отмечают, что количество и качественный состав покупателей являются основополагающим условием формирования ассортимента товаров [7, 8] (Boykova, Nikishin, Khapenkov, 2017; Nikishin, 2010). Поэтому их правильная оценка и прогнозирование становятся важнейшей задачей.

В российских и зарубежных исследованиях появление самостоятельных работ по изучению поведения покупателей относится к концу ХХ века, их авторами являются Берман Х., Хокинс Д., Энджел Дж. и др. [9] (Timofeeva, 2017).

В работах по изучению поведения покупателей имеются исследования, посвященные изучению воздействия на потребительское поведение возраста, пола, экономического и социального положения индивида и его семьи, образа жизни, рода занятий, типа личности и др.

В то же время только недавно за рубежом появились работы, изучающие существенные отличия в спросе в связи с принадлежностью к определенным поколениям. Научную поколенческую классификацию потребителей дают основоположники данной модели, исследователи Штраус У. и Хоув Н., которые обосновывают деление населения на группы, в т.ч. «беби-бумеров», «революционеров» («Х»), «миллениалов» («У»), «хоумлендеров» («Z») [10, 11] (Timofeev, 2017). Данный подход сейчас получает активное развитие в науке и на практике, и изучается исследователями Шамис Е. и Никоновым Е. [12, 13] (Shamis, Nikonov, 2018; Shamis, Nikonov, 2017), Голубинской А.В. и др. [14] (Golubinskaya, 2016). При этом, в соответствии с определением Штрауса У. и Хоува Н., поколение формируется людьми с общими ценностями.

Зарубежные и российские ученые в основном исследуют влияние спроса людей отдельных поколений на рынки различных видов товаров, в т.ч. пива, банковских услуг, туризма и др. Например, исследователи Спасил и Тейчманнова определяют изменения в производстве пива в связи с особенностями спроса людей поколения «революционеров» и «миллениалов» [15] (Spâcil, Teichmannovâ, 2016). Автор Малафеева И.М. изучает изменения в предложении банковских продуктов в связи с увеличением сегмента потребителей поколения «миллениалов» [16] (Malafeeva, 2016). Ученые Луо, Дей, Ялкин, Свараях и Йен характеризуют спрос на туристические услуги поколения «миллениалов» [17] (Jun, Dey, Yalkin, Sivarajah, Yen, 2018).

Аналитические компании также активно развивают поколенческую модель с целью изучения особенностей отдельных возрастных групп для дальнейшего использования в своей практической работе. Так, агентство Exponential разделило поколение «миллениалов» на 12 специфических групп, которые имеют определенные особенности в потребительском поведении [18]. А специалисты социальной сети «ВКонтакте» изучили особенности выбора различных поколений с использованием количественных методов [19].

В имеющихся на данный момент работах отмечается, что различные поколения потребителей имеют отличающиеся характеристики спроса, которые обусловлены

типичным для данного поколения потребительским поведением. Основные группы поколений и их предпочтения представлены в таблице 2, причем возрастной диапазон поколений определен авторами с учетом большого количества публикаций по данной проблеме, в которых эти диапазоны немного отличаются (от 1 года до 3 лет).

Взрослые поколения являются значимыми для исследований спроса, так как имеют не только особенности своих предпочтений, но также необходимые ресурсы для его реализации. В условиях современной экономики, называемой «инновационной», «информационной», «новой», особый интерес для исследования спроса представляет поколение «миллениалов», которые, как отмечают ученые, являются основными пользователями электронных каналов распределения и продвижения [21] (Bragin, Ктазйткоуа, Ыауотоуа, ШМвкт, 2017) и в большей мере демонстрируют инновационную модель поведения [22] (Кататпа, 2017).

Поколение «хоумлендеров» представляет собой детское население, к которому по статистической информации относят граждан до 17 лет включительно, и оно составляет порядка 20% от всего населения России (около 30 млн чел.). В большинстве случаев выбор за этих людей делают другие, правомочные представлять их интересы.

Таблица 2

характеристики предпочтений отдельных поколений потребителей

поколения Годы рождения возраст, лет потребительские предпочтения

«Беби-бу-меры» 19401962 78-56 Товар: привычный, удобный, полезный, в малой упаковке, индивидуально соответствующий; Цена: низкая, средняя; Распределение: стационарные магазины, мелкорозничная торговля; Продвижение: рекомендации знакомых

«Х» («революционеры») 19631983 35-55 Товар: привычный, классический, удобный, индивидуально соответствующий; Цена: низкая, средняя, высокая; Распределение: стационарные магазины; Продвижение: рекомендации знакомых

«У» («мил-лениалы») 19842000 18-34 Товар: обновляемый, в малой упаковке, с быстрым обслуживанием; Цена: низкая, средняя; Распределение: электронные каналы покупок; Продвижение: отзывы в интернете

«7» («хо-умленде-ры») 20012018 0-17 1

Источник: Составлено авторами по данным современных исследований [10, 12, 13, 19, 20] (8Ьаш18, №копоу, 2018; 8Ьаш18, №копоу, 2017; ЯугЬкоуа, 2015).

1 Данные отсутствуют.

Однако, безусловно, ближе всего по своим потребительским предпочтениям поколение «хоумлендеров» находится к поколению «миллениалов».

Как отмечается в проведенных исследованиях, формирование уникальных характеристик отдельных поколений происходит в период до 30 лет, а в более позднем возрасте происходит лишь дальнейшее более полное их развитие [23, с. 272-273] (Ortega-¡-Оа$$еи 1997).

Возрастная структура российского населения и ее влияние на торговый ассортимент

По состоянию на 1 января 2018 г. большую долю населения Российской Федерации (29%) представляет поколение «миллениалов», то есть люди в возрасте от 35 до 55 лет. Поколения «революционеров» и «беби-бумеров» составляют по 23% российского населения, «хоумлендеры» в возрасте от 0 до 17 лет включительно - 20%. Еще 4% приходится на население 79 лет и старше (рис. 1). Каждая из указанных групп характеризуется особыми потребительскими предпочтениями в отношении товаров, цен, распределения и продвижения. Соответственно, анализ изменения возрастной структуры населения позволит спрогнозировать изменение спроса и выявить направления развития торгового ассортимента.

100% 80% 60% 40% 20% 0%

0-17 лет 18-34 лет ^и35-55 лет

56-78 лет 79 лет и старше • Население, млн чел.

Рисунок 1. Изменение численности и структуры населения Российской Федерации Источник: построено авторами на основе данных Росстата1.

1 Бюллетень «Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту» на 1 января 2012-2018 гг. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/doc_1140095700094, Демографический прогноз изменения численности населения по вариантам прогноза до 2035 года http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ рориК ation/dеmнgraphy/#

м т ч мо

000000 222222

^<4<4<4<4<4<4<4<4<4<4сотс<чс<чс<чс<чс<ч оооооооооооооооооо

<4<4<4<4<4<4<4<4<4<4<4<4<4<4<4<4<4<4

148 147

146 я

е

145 г

144 |

143 и

142 Ц

141 8

140 аН

До 2015 г. в России увеличивалась рождаемость, что способствовало росту численности детей (поколения «хоумлендеров») и их доли в общей численности населения. Согласно среднему варианту прогноза Росстата (рис. 2), доля детей в возрасте от 0 до 17 лет к 1 января 2019 г. достигнет 21% и продержится на этом уровне до 2026 г., после чего начнет сокращаться.

Доля «миллениалов» в настоящее время снижается. Если на 1 января 2013 г. их удельный вес в общей численности населения составлял 27%, то к 2025 г. он предположительно сократится до 18%) и возобновит рост только в 2031 г.

Согласно прогнозу, доля потребителей поколения «революционеров» повысится до 32% к 2025 г. и останется на этом уровне до 2032 г., после чегоснова начнетумень-шаться.

Потребители в возрасте от 56 до 78 лет («беби-бумеры») являются единственной группой, доля которой в общей численности населения Российской Федерации демонстрирует устойчивый рост. На 1 января 2013 г. она составляла 1 9%, к 1 января 2018 г. увеличилась до 20%. Ожидается, что к 2027 г. доля населения в возрасте от 56 до 78 лет повысится до 26%. Таким образом, ожидается значительное старение населения России.

Насзление в возрасте 76 лет и старше существенно не изменится. Увеличение его доли до 5% ожидается в 2030 г., до 6% - в 2035 г. (рис. 2).

0-17 лет ^^18-34 лет ^¿^35-55 лет в 56-78 лет в 79 лет и старше

Рисунок 2. Изменензе доли отдеиьныт возрастных групп в общей численности населении Российской Федерации (на начало года,%) Источник: построено авторами на основе данных Росстата1.

1 Бюллетень «Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту» на 1 января 2012-2018 гг. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/doc_1140095700094, Демографический прогноз изменения численности населения по вариантам прогноза до 2035 года http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/demography/#

Изменения возрастной структуры российского населения повлияют на потребительский спрос и, соответственно, на торговый ассортимент. Увеличение численности «хоумлендеров», обусловленное высокой рождаемостью, повышает спрос в сегменте детских товаров. При этом внутри указанного сегмента также происходят изменения, связанные с возрастом детей. Максимальная рождаемость в 2014-2015 гг. повысила спрос на товары для новорожденных. Соответственно, в ближайшие годы следует ожидать увеличения спроса на товары для детей в возрасте от 3 до 7 лет, а с 2021 г. -на товары для школьников. Необходимо учитывать, что дети сами по себе являются потребителями товаров, но в большинстве случаев не являются их покупателями. Поэтому спрос на детские товары в основном зависит от потребительских предпочтений и возможностей более старших поколений.

Переход детей, родившихся в период роста рождаемости, в группу «миллениалов» приведет к возобновлению увеличения доли последних в 2031 г. В этой связи следует ожидать распространения ассортимента товаров эконом-класса, основными покупателями которых являются молодые люди поколения «миллениалов». Развитию нижнего и среднего ценовых сегментов также способствует стабильное увеличение доли населения «беби-бумеров» в возрасте от 56 до 78 лет, тоже ориентированного на низкие и средние цены. Несмотря на сходные ценовые предпочтения «миллениалов» и «беби-бумеров», их спрос на товары, а также распределение и продвижение имеют принципиальные различия, которые были рассмотрены и должны учитываться при формировании ассортимента.

Увеличение доли «революционеров» в возрасте 35-55 лет в общей численности населения Российской Федерации в ближайшие годы можно рассматривать как положительный фактор с точки зрения ассортимента, так как это единственное поколение, в равной степени ориентированное на низкие, средние и высокие цены. При этом наличие в ассортименте товаров премиум-класса требует дополнительных затрат на обеспечение соответствующего уровня качества, которые в современных условиях часто оказываются выше прироста товарооборота и снижают эффективность торговой деятельности [24] (МШвЫп, БЫрйоуа, Б/Шоузкауа, Ыауотоуа, 2017). С 2031 г. доля «революционеров», согласно прогнозу, начнет сокращаться.

Таким образом, в долгосрочной перспективе ожидается снижение доли поколения «революционеров» и увеличение доли поколений «миллениалов» и «беби-бумеров», что сохранит на рынке долю товаров эконом-класса.

Население в возрасте 79 лет и старше не оказывает существенного влияния на изменения торгового ассортимента, так как, как правило, потребляет, но не покупает. Кроме того, доля данной возрастной группы в общей численности населения государства является относительно низкой и стабильной.

заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ поколенческих теорий поведения потребителей позволил выделить четыре поколения: «хоумлендеры» 0-17 лет, «миллениалы» 18-34 года, «революционеры»

35-55 лет и «беби-бумеры» 56-78 лет, каждое из которых характеризуется особыми предпочтениями в отношении товаров, а также их цен, распределения и потребления. Смена поколений, изменение структуры населения государства влияют на потребительский спрос и, соответственно, приводят к необходимости уточнять торговый ассортимент в торговых организациях.

Результаты анализа изменения возрастной структуры населения Российской Федерации с учетом потребительских предпочтений разных поколений показали, что в долгосрочной перспективе сохранится доля сегмента товаров эконом-класса в размере около 65%. Более того, после 2031 г. на российском рынке ожидается расширение указанного сегмента за счет естественного роста доли поколения «миллениалов» и «беби-бумеров» и снижения доли поколения «революционеров» в общей численности населения государства.

ИСТОЧНИКИ:

1. Урясьева Т.И., Николаева Т.И. Маркетинговые стратегии российских предприя-

тий при спаде покупательской активности // Практический маркетинг. - 2016. - № 11(237). - с. 34-39.

2. Куренкова В.П. О социальной роли розничных предприятий на потребительском

рынке // Развитие предпринимательства в торговле и услугах: проблемы и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции «V Найденовские чтения». М., 2013. - с. 33-36.

3. Презентации докладов спикеров «Центра розничных сетей». Imperiaforum. [Электронный ресурс]. URL: http://imperiaforum.ru/events/2018/CRS_ MirDetstva_2018_Imperia/Prezentations_CRS_MirDetstva_Imperia-2018.zip.

4. Панасенко С.В., Стукалова И.Б., Мазунина Т.А. Направления развития современной

розничной торговли // Российское предпринимательство. - 2018. - № 3. - с. 599608. - doi: 10.18334/rp.19.3.38818.

5. INFOLine: К 2020 году доля рынка T0P-10 сетей FMCG достигнет 40%. Retail.ru.

[Электронный ресурс]. URL: https://www.retail.ru/news/143421.

6. Мясникова Е.Н. Формирование спроса на предприятиях ресторанного бизнеса //

Научный вестник МГИИТ. - 2012. - № 4(18). - с. 26-31.

7. Бойкова А.В., Никишин А.Ф., Хапенков В.Н. Повышение конкурентоспособно-

сти организаций электронной торговли на основе управления ассортиментом // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 1(78). - с. 419-422.

8. Никишин А.Ф. Пути увеличения продаж торгового предприятия в условиях кризиса

// Проблемы экономики. - 2010. - № 3. - с. 57-59.

9. Тимофеева Т.С. Возраст как интегративный показатель для изучения потребительского

поведения // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 2(63). - с. 282-285.

10. Strauss W., Howe N. Generations: The History of Amerka's Future 1584 to 2069. New York: William Morrow, 1991

11. Strauss W., Howe N. The Fourth Turning: An American Prophecy. - New York: Broadway Books, 1997.

12. Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений. Стратегия Беби-Бумеров. - М.: Издательский дом Университета «Синергия», 2018. - 264 с.

13. Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений. Необыкновенный Икс. - М.: Издательский дом Университета «Синергия», 2017. - 140 с.

14. Голубинская А.В. К вопросу о поколенной модели Хоува-Штрауса // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 1. - с. 98-101.

15. Vojtech Spacil, Aneta Teichmannova Intergenerational Analysis of Consumer Behaviour on the Beer Market // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2016. - p. 487-495.

16. Малафеева И.М. Дистанционное банковское обслуживание, как замена традиционному бизнесу банков // Материалы Афанасьевских чтений. - 2016. - c. 129-134.

17. Jun L., Bidit L. Dey, Cagri Yalkin, Uthayasankar Sivarajah, Dorothy A. Yen. Millennial Chinese consumers' perceived destination brand value // Journal of Business Research. - 2018.

18. Поколение Y: 12 типов миллениалов. Elle. [Электронный ресурс]. URL: https://www. elle.ru/otnosheniya/psikho/pokolenie-y-12-tipov-millenialov.

19. «ВКонтакте» узнала, чего боятся миллениалы и поколение Z (и какие у них предпочтения). Incrussia.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://incrussia.ru/news/ vkontakte-millenialy-i-pokolenie-z.

20. Рыжкова М.В. Барьеры потребления в третьем возрасте // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - c. 817.

21. Брагин Л.А., Красильникова Е.А., Майорова Е.А., Никишин А.Ф. Интернет-технологии в организации торговли в современных жилых комплексах // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 9-4(86). - c. 1188-1190.

22. Каманина Р.В. Человеческий ресурс как фактор инновационного развития и экономического роста предприятия // Вестник Академии. - 2017. - № 1. - c. 30-37.

23. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. / пер. с исп./ Сост., предисл. и общ. ред. A.M. Руткевича. - М.: Издательство «Весь Мир», 1997.

24. Никишин А.Ф., Шипилова С.С., Ефимовская Л.А., Майорова Е.А. Влияние качества обслуживания на эффективность розничной торговли // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 2-1(79). - c. 948-951.

REFERENCES:

Boykova A.V., Nikishin A.F., Khapenkov V.N. (2017). Povyshenie konkurentosposobnosti organizatsiy elektronnoy torgovli na osnove upravleniya assortimentom [Improving the competitiveness of e-commerce companies on the basis of assortment management]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (1(78)). 419-422. (in Russian).

Bragin L.A., Krasilnikova E.A., Mayorova E.A., Nikishin A.F. (2017). Internet-tekhnologii v organizatsii torgovli v sovremennyh zhilyh kompleksakh [Internet technologies in the organization of trade in modern residential complexes]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (9-4(86)). 1188-1190. (in Russian).

Golubinskaya A.V. (2016). K voprosu o pokolennoy modeli Khouva-Shtrausa [The question of generational models hove-strauss]. International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2 (1). 98-101. (in Russian).

INFOLine: К 2020 году доля рынка T0P-10 сетей FMCG достигнет 40%Retail.ru. (in Russian). Retrieved from https://www.retail.ru/news/143421

Jun L., Bidit L. Dey, Cagri Yalkin, Uthayasankar Sivarajah, Dorothy A. Yen. (2018). Millennial Chinese consumers' perceived destination brand value Journal of Business Research.

Kamanina R.V. (2017). Chelovecheskiy resurs kak faktor innovatsionnogo razvitiya i ekonomicheskogo rosta predpriyatiya [Human Resource as a Factor of Innovative Development and Economic Growth of the Enterprise]. \\Academy\'s Herald. (1). 30-37. (in Russian).

Kurenkova V.P. (2013). O sotsialnoy roli roznichnyh predpriyatiy na potrebitelskom rynke [On the social role of retail enterprises in the consumer market] Business development in trade and services: challenges and prospects. 33-36. (in Russian).

Malafeeva I.M. (2016). Distantsionnoe bankovskoe obsluzhivanie, kak zamena traditsionnomu biznesu bankov [Remote banking as a replacement for traditional banking business]. Materialy Afanasevskikh chteniy. 129-134. (in Russian).

Myasnikova E.N. (2012). Formirovanie sprosa na predpriyatiyakh restorannogo biznesa [Formation of demand at restaurant business enterprises]. Nauchnyy vestnik MGIIT. (4(18)). 26-31. (in Russian).

Nikishin A.F. (2010). Puti uvelicheniya prodazh torgovogo predpriyatiya v usloviyakh krizisa [Ways to increase sales of commercial enterprises in the crisis]. The problems of Economy. (3). 57-59. (in Russian).

Nikishin A.F., Shipilova S.S., Efimovskaya L.A., Mayorova E.A. (2017). Vliyanie kachestva obsluzhivaniya na effektivnost roznichnoy torgovli [Impact of Service Quality on Retail Efficiency]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (2-1(79)). 948-951. (in Russian).

Ortega-i-Gasset Kh. (1997). Izbrannye trudy [Selected works] M.: Izdatelstvo «Ves Mir». (in Russian).

Panasenko S.V., Stukalova I.B., Mazunina T.A. (2018). Napravleniya razvitiya sovremennoy roznichnoy torgovli [Directions of modern retail trade]. Russian Journal of Entrepreneurship. 19 (3). 599-608. (in Russian). doi: 10.18334/ rp.19.3.38818.

Ryzhkova M.V. (2015). Barery potrebleniya v tretem vozraste [Barriers for consumption in the third age]. Modern problems of science and education. (1-1). 817. (in Russian).

Shamis E., Nikonov E. (2017). Teoriya pokoleniy. Neobyknovennyy Iks [Generation theory. Unusual X] M.: Izdatelskiy dom Universiteta "Sinergiya". (in Russian).

Shamis E., Nikonov E. (2018). Teoriya pokoleniy. Strategiya Bebi-Bumerov [Generation theory. Baby Boomers Strategy] M.: Izdatelskiy dom Universiteta "Sinergiya". (in Russian).

Strauss W., Howe N. (1997). The Fourth Turning: An American Prophecy New York: Broadway Books.

Timofeeva T.S. (2017). Vozrast kak integrativnyy pokazatel dlya izucheniya potrebitelskogo povedeniya [Age as an integrative indicator for studying consumer behaviour]. World of Science, Culture and Education. (2(63)). 282-285. (in Russian).

Uryaseva T.I., Nikolaeva T.I. (2016). Marketingovye strategii rossiyskikh predpriyatiy pri spade pokupatelskoy aktivnosti [Marketing Strategies of Russian Companies during Recession of Purchasing Activity]. Practical Marketing. (11(237)). 34-39. (in Russian).

Vojtech Spacil, Aneta Teichmannova (2016). Intergenerational Analysis of Consumer Behaviour on the Beer Market Procedia - Social and Behavioral Sciences. 220 487495.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.