Научная статья на тему 'Теоретико-социологические аспекты анализа коммуникативной компетентности'

Теоретико-социологические аспекты анализа коммуникативной компетентности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
670
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / COMMUNICATION PROCESS / ФАКТОРЫ / FACTORS / CONVERSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Камакина Екатерина Евгеньевна

Статья раскрывает содержание понятия «коммуникативная компетентность», которое получает все более широкое распространение в современной науке. Предлагается ряд факторов, отражающих специфику понятий «коммуникация» и «общение», учитываются общие и отличительные характеристики данных понятий, подчеркивается важность развития компетентности в коммуникативной сфере. Представлена оценка состояния исследованности коммуникативной компетентности как в отечественной, так и в зарубежной науке, освещен ряд теоретических подходов к рассмотрению коммуникации и коммуникативной компетентности, имеющихся в современной науке. Рассматриваются мотивы, которыми руководствуется личность, стремясь развивать навыки общения. Предлагается классификация факторов, влияющих на успешность развития коммуникативной компетентности, при этом автором приняты во внимание как внешние, так и внутренние факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL-SOCIOLOGICAL ASPECTS OF COMMUNICATIVE COMPETENCE ANALYSIS

The article examines the concept of “communicative competence”, which is gaining prevalence in modern science. A number of factors reflecting the unique features of the terms “communication” and “converse” are suggested, the common and distinctive features of these concepts are taken into account, the importance of the development of communicative competence is emphasized. The estimation of investigation of communicative competence, both in domestic and in foreign science is submitted. Th e author highlights a number of theoretical approaches to studying of communication and communicative competence available to modern science. The motives of person for developing communication skills are effected. A classification of the factors determining the success of the development of communicative competence are described, and the author takes into account both external and internal factors.

Текст научной работы на тему «Теоретико-социологические аспекты анализа коммуникативной компетентности»

УДК 316

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2014. Вып. 2

Е. Е. Камакина

ТЕОРЕТИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9

Статья раскрывает содержание понятия «коммуникативная компетентность», которое получает все более широкое распространение в современной науке. Предлагается ряд факторов, отражающих специфику понятий «коммуникация» и «общение», учитываются общие и отличительные характеристики данных понятий, подчеркивается важность развития компетентности в коммуникативной сфере. Представлена оценка состояния исследованности коммуникативной компетентности как в отечественной, так и в зарубежной науке, освещен ряд теоретических подходов к рассмотрению коммуникации и коммуникативной компетентности, имеющихся в современной науке. Рассматриваются мотивы, которыми руководствуется личность, стремясь развивать навыки общения. Предлагается классификация факторов, влияющих на успешность развития коммуникативной компетентности, при этом автором приняты во внимание как внешние, так и внутренние факторы. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: коммуникация, компетентность, коммуникативная компетентность, общение, коммуникационный процесс, факторы.

THEORETICAL-SOCIOLOGICAL ASPECTS OF COMMUNICATIVE COMPETENCE ANALYSIS

E. E. Kamakina

St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation

The article examines the concept of "communicative competence", which is gaining prevalence in modern science. A number of factors reflecting the unique features of the terms "communication" and "converse" are suggested, the common and distinctive features of these concepts are taken into account, the importance of the development of communicative competence is emphasized. The estimation of investigation of communicative competence, both in domestic and in foreign science is submitted. The author highlights a number of theoretical approaches to studying of communication and communicative competence available to modern science. The motives of person for developing communication skills are effected. A classification of the factors determining the success of the development of communicative competence are described, and the author takes into account both external and internal factors.. Refs 5.

Keywords: communication, competence, communicative competence, converse, communication process, factors.

Как известно, существование людей невозможно без общения. Общение сопровождает нас повсюду, без него невозможна нормальная социализация и развитие людей, оно является необходимым условием бытия человека. Это одна из сторон образа жизни человека, имеющая не менее существенное значение, чем деятельность [1, c. 421]. Человек с момента рождения общается с другими людьми. Но порой даже люди с высшим образованием и отличающиеся достижениями во всестороннем изучении различных явлений, оказываются беспомощными в области межличностных коммуникаций, ибо общение бывает эффективным лишь тогда, когда взаимодействующие друг с другом люди компетентны в сфере межличностных коммуникаций. Поэтому развитие коммуникативной сферы личности является актуальной современной проблемой. Таким образом, возрастающая значимость коммуникативной компетентности обусловливает научную актуальность ее социологического анализа и находит отражение в повышении интереса к ее исследованию. В связи с вышеизложенным в настоящей статье предпринимается попытка осветить основные подходы

к истолкованию специфики, мотивационных предпосылок и многообразных факторов развития коммуникативной компетентности.

В современной отечественной и иностранной науке в первую очередь обстоятельно рассматривается соотношение терминов «коммуникация» и «общение». При этом в лингвистике эти термины часто отождествляются. В отличие от последней социология трактует их как пересекающиеся выражения, имеющие свою специфику. Если «коммуникация» — это процесс передачи информации, то «общение» представляет собой непосредственное межличностное взаимодействие людей, исполняющее различные функции (обмен информацией, контактная функция и др.). Иначе говоря, они имеют как общие, так и отличительные признаки. Общим для них является то, что в обоих случаях информация передается посредством использования языка. Но «общение» может подразумевать все многообразие межличностного взаимодействия, а «коммуникация» всего лишь является конкретным информационным обменом на различных уровнях с помощью вербальных и невербальных средств и разнообразных каналов восприятия информации [2].

В научных исследованиях термин «коммуникативная компетентность» впервые был использован в социальной психологии. Она истолковывалась как самостоятельная семантическая языковая единица, характеризующая «уровень владения определенной областью знаний» людьми или их «знание и опыт в той или иной области» [3]. С социологической точки зрения «коммуникация» определяется прежде всего как «общение, передача информации от человека (группы) к человеку (группе)»; «специфическая форма взаимодействия в процессе жизнедеятельности с помощью языка и других сигнальных форм связи» [4, с. 7]. Правда, разработка вопросов коммуникативной компетентности в социологии остается еще недостаточной. Вместе с тем опыт изучения этой проблематики другими науками позволяет осуществить комплексный социологический анализ коммуникативной компетентности и исключить односторонность в ее понимании.

Локальные аспекты тематики коммуникативной компетентности рассматривались в различных научных направлениях. Проблемам формирования коммуникативной компетентности и ее влиянию на протекание коммуникации уделяется внимание в работах таких авторов, как А. В. Соколов, Ф. И. Шарков, Е. В. Чанкова, В. П. Конецкая, Ю. Н. Емельянов, М. Л. Макаров, О. Е. Галанова. Данная проблематика в косвенной постановке находит свое отражение в произведениях классиков социологии Ю. Хабермаса, Г. Тарда, Д. Белла, П. Бергера и Т. Лукмана. В исследованиях Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, А. Н. Леонтьева, Б. Р. Ломова, В. Н. Мясищева способность к установлению взаимоотношений рассматривается как специфическая форма активности субъекта. В социальной психологии, зародившейся в Германии (В. Вундт, X. Штейнталь) и Франции (Г. Тард, Г. Лебон) и получившей развитие в США в 1920-1930-е годы, коммуникационная проблематика заняла центральное место.

Габриэль Тард (1843-1904) первым заявил о возможности научного анализа коммуникационных процессов и посвятил себя ее изучению [5, с. 35-39]. Он объяснял происхождение общества (социогенез) развитием социально-коммуникационной деятельности в форме подражания. Основоположники американской социальной психологии Джордж Мид (1886-1931) и Герберт Блумер (1900-1987) основали в Чикаго научную школу символьного интеракционизма. Они считали символами вербальные (словесные) и невербальные действия, обладающие определенным смыс-

лом. Благодаря взаимодействию посредством символов люди передают друг другу знания, духовные ценности, образцы поведения, а также управляют действиями друг друга. Мышление также понималось как оперирование символами, а люди, при данном подходе, заняты постоянным созиданием символов и обменом ими с другими людьми. В результате формируется коммуникационная модель общественной жизни, в которой коммуникация (символьная интеракция) становится главным фактором социального взаимодействия.

В этом отношении уместно напомнить, что еще задолго до американцев о решающей роли коммуникации в развитии общества писал П. А. Сорокин (1889-1968). Он утверждал, что взаимодействие людей по своей природе выступает преимущественно психическим обменом чувствами, идеями, волевыми импульсами. Подобный обмен или смысловая коммуникация с необходимостью предопределяет социо-динамику человеческого общества.

Ретроспективно оценивая достижения XX в. в области изучения социальной коммуникации, можно констатировать, что данная проблематика стала составной частью фундаментальных исследований в области общественных наук, хотя целостная и систематизированная теория социальной коммуникации пока еще не вполне сформировалась. Что же касается теоретического рассмотрения коммуникативной компетентности, то в социологическом плане, на наш взгляд, наиболее полно описывает и раскрывает ее характеристики в системе социальных взаимодействии Д. П. Гавра. По его мнению, в самом общем виде компетентность представляет собой обладание определенными знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское авторитетное мнение. Если рассматривать компетентность в более широком плане, то это способность социального субъекта реализовывать свою компетенцию в той или иной сфере деятельности. Поэтому исследователь предлагает два понимания компетентности — нормативное и терминальное. С нормативной точки зрения компетентность трактуется в тех пределах, которые в данном обществе являются социально признанными. Выход за пределы нормативного интервала как снизу (недокомпетент-ность), так и сверху (гиперкомпетентность) является аномальным и попадает под категорию некомпетентности. Если рассматривать компетентность с этой точки зрения, то она имеет некоторый протяженный характер и допускается рассмотрение большей или меньшей компетентности. Терминальное понимание компетентности трактует норму не как интервал, а как некоторую строго заданную величину.

На наш взгляд, более правомерно пользоваться нормативным пониманием категории компетентности. Опираясь на него, можно сформулировать так называемое метрическое определение компетентности, под которой подразумевается мера реализации социальным субъектом его компетенции или, иными словами, характеристику уровня или качества реализации компетенции в той или иной сфере деятельности. А коммуникативная компетентность личности, в свою очередь, в самом общем плане представляет собой ее способность нормально (то есть в пределах диапазона, заданного соответствующими социальными нормами) функционировать в качестве коммуникативного фактора.

Вместе с тем коммуникативная компетентность является релятивным термином и позволяет увидеть, что в зависимости от нормативного диапазона того или иного общества одна и та же личность может оставаться коммуникативно-компетентной в одном сообществе и быть некомпетентной в другом. Последнее подводит к выводу

о том, что коммуникативная компетентность личности в общем случае складывается из двух составляющих — общей и специальной коммуникативной компетентности. Для большинства людей, жизнь которых не связана с организацией и осуществлением коммуникации, общая коммуникативная компетентность совпадает с коммуникативной компетентностью как таковой. Общая коммуникативная компетентность является частью социальной компетентности личности. Она отражает способность индивида к общению в различных ситуациях и реализуется на уровне обыденных коммуникаций, повседневных практик информационного взаимодействия как в бытовой, так и в профессиональной сфере. Для профессиональных коммуникаторов помимо общей необходима еще и специальная коммуникативная компетентность. Последняя представляет собой своеобразный «высший пилотаж» коммуникативных знаний, умений и навыков, которые необходимы коммуникатору для выполнения профессиональных функций [6, с. 26-28]. Для развития коммуникативной компетентности важны самопознание, саморефлексия или способность сравнивать, сопоставлять собственное вйдение себя с оценками других участников взаимодействия.

Развитие коммуникативной компетентности представляет собой двуединый процесс: с одной стороны, приобретение каких-то новых знаний, умений и навыков; с другой стороны, коррекцию, изменение уже сложившихся их форм. При этом коммуникативную компетентность можно развивать, опираясь на разные мотивы личности:

— ситуативно-проблемные (действуют при решении задач по достижению близких целей, а основная направленность личности ориентируется на разрешение какой-либо конкретной проблемы);

— социальные (достижение цели в социальных взаимоотношениях);

— профессиональные (направлены на достижение успеха в профессиональной деятельности);

— духовные (направленные на нравственное самосовершенствование);

— персональные или личностные (направленные на самореализацию, самоактуализацию).

Вместе с тем независимо от того, каким мотивом руководствуется человек для совершенствования своей коммуникативной компетентности, существует несколько факторов, оказывающих влияние на развитие коммуникативной компетентности и определяющих ее характер. Можно выделить следующие группы факторов.

Биологические факторы, связанные с наличием функциональных расстройств, серьезных психических и других заболеваний, выступающих самыми существенными причинами затруднений в общении.

Социальные факторы, включающие в себя очень широкий спектр обстоятельств, начиная со статусно-ролевых позиций и профессиональной принадлежности общающихся и заканчивая благоприятной социальной средой в момент коммуникации, соответствующей эмоциональной обстановкой и условиями для коммуникативного развития.

Личностные факторы представляют собой персональные характеристики человека, которые могут повлиять на развитие коммуникативной компетентности. К этим факторам можно отнести черты характера, способствующие развитию навыков общения. Например, общительность, открытость, отзывчивость, доброжелательность или противоположные качества, препятствующие этому развитию.

К факторам коммуникативного опыта относятся также социальные ситуации, процессы, практики и институты, которые позволяют человеку приобретать опыт общения в ходе наблюдения за коммуникацией других людей или участия в ней. Первичными среди таких социальных институтов являются семья, детский сад, школа, специальные учебные заведения, вузы, армия и так далее. При этом чем с большим количеством коммуникаций в рамках различных социальных институтов человек сталкивается, чем активнее в них участвует, тем больше возможностей он имеет для развития коммуникативной компетентности.

Резюмируя вышеизложенное и принимая во внимание многообразие представленных теорий, можно сделать вывод о том, что развитию коммуникативной компетентности способствует не только множественный опыт общения, но и накопление разноплановых коммуникативных ситуаций, в которых человек был активным коммуникантом. С накоплением такого разнообразного опыта, человек дополняет зону комфортного для себя общения. В результате уменьшается количество коммуникативных ситуаций, в которые человек не хотел бы попадать, что является выражением растущего уровня его коммуникативной компетентности.

Подводя краткий итог теоретико-социологического анализа проблем социальной компетентности, можно заметить, что в этой области все большее число специалистов обращается к изучению коммуникативной компетентности, ее специфики, мотивационных предпосылок и многообразных факторов развития. Оставаясь на позициях метрического определения компетентности, под которой подразумевается мера реализации социальным субъектом его компетенции и компетентностные качества в той или иной сфере деятельности, можно сделать вывод о том, что коммуникативная компетентность личности представляет собой не просто обладание определенными знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское авторитетное мнение, но ее способность оптимально (то есть в пределах диапазона, заданного соответствующими социальными нормами) функционировать в качестве коммуникативного фактора.

Литература

1. Леонтьев А. А. Психология общения. 2-е изд. М.: Смысл, 2001. 421 с.

2. Шкиль И. Е. Арт-технологии в психолого-педагогическом подходе формирования и развития коммуникативной компетентности студентов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. URL: http://www.online-science.rU/m/products/social_sciense/gid548/pg0/ (дата обращения: 13.09.2013).

3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. URL: http://www.ozhegov. org/ (дата обращения: 19.09.2013).

4. Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. М.: Социальные отношения: Перспектива, 2002.

7 с.

5. Петров Л. В. Массовая коммуникация и культура. Введение в теорию и историю. СПб.: СПбГАК, 1999. С. 35-39.

6. Гавра Д. П. Коммуникативная компетентность личности: структурная трансакционная модель // Материалы научно-практической конференции «PR-Универсум-2004». Томск: Дельтаплан, 2004. С. 26-28.

Статья поступила в редакцию 25 декабря 2013 г.

Контактная информация

Камакина Екатерина Евгеньевна — аспирант; kretake@mail.ru Kamakina Ekaterina E. — post-graduate student; kretake@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.