Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНОЙ ДИСКУРС К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ КОРРУПЦИЯ'

ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНОЙ ДИСКУРС К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ КОРРУПЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
196
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
коррупция / система государственного и муниципального управления / противоправное действие / коррупционный риск / подкуп / риск

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трыканова С.А.

В статье автор рассматривает актуальные аспекты развития экспертного дискурса о содержания понятия «коррупция», а так же систематизирует основополагающие критерии -детерминанты данного деструктивного явления в целях формирования системного представления о дефиниции «коррупции» как противоправного деяния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНОЙ ДИСКУРС К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ КОРРУПЦИЯ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-2-167-172 ТРЫКАНОВА Светлана Анатольевна

NIION: 2018-0076-2/22-454 к.и.н.,доцент кафедры конституционного

MOSURED: 77/27-023-2022-2-653 и муниципального права РГУ имени С.А. Есенина,

e-email: s.trykanova@365.rsu.edu.ru

ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНОЙ ДИСКУРС К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ КОРРУПЦИЯ

Аннотация. В статье автор рассматривает актуальные аспекты развития экспертного дискурса о содержания понятия «коррупция», а так же систематизирует основополагающие критерии -детерминанты данного деструктивного явления в целях формирования системного представления о дефиниции «коррупции» как противоправного деяния.

Ключевые слова: коррупция, система государственного и муниципального управления, противоправное действие, коррупционный риск, подкуп, риск

TRYKANOVA Svetlana Anatolyevna,

Ph.D., Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Russian State University named after S.A. Yesenin

THEORETICAL AND APPLIED DISCOURSE TO THE DEFINITION OF THE CONCEPT OF CORRUPTION

Annotation. In the article, the author examines the current aspects of the development of expert discourse on the content of te concept of "corruption", and also systematizes the fundamental criteria - the determinants of this destructive phenomenon in order to form a systematic understanding of the definition of "corruption" as an illegal act.

Key words: corruption, system of state and municipal government, illegal action, corruption risk, bribery, risk

Коррупция - это сложное и многогранное явление, возникающее по разным причинам и принимающее разные формы в разных контекстах. До 90-х годов считалось, что системная коррупция - это проблема культурного, нравственного и исторического характера, но с начала 90-х годов ее стали рассматривать как политическую и институциональную проблему.

Для более детального анализа такого явления, необходимо задать определение и определить смысл, вкладываемый в понятие «Коррупция». Для этого рассмотрим дефиницию «Коррупция», понимание данного термина отечественными и зарубежными авторами.

Многие исследователи подчеркивают комплексный, системный характер коррупции, справедливо связывая его со всеми социальными процессами данного общества, с учетом социально-политических, демографических, национально-психологических и этнических особенностей конкретной страны или государства. Некоторые исследователи говорят о коррупции как о целой относительно самостоятельной правовой науке и учебной дисциплине - корруптологии, вкладывая в это понятие «пути совершенствования уголов-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

ной политики и законодательства о воздействии на организованную преступность и коррупцию» [1]

Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единственного канонического определения. Однако, начиная серьезный разговор о ней, нельзя обойти вопрос о том, что имеют в виду авторы, используя понятие «коррупция». Дело не в академизме, а, как пишут некоторые авторы, «в стремлении к взаимопониманию с читателями» [2].

Как правило, в научной литературе выделяются два подхода к понятию коррупции. Многие исследователи акцентируют коррупцию как социальное явление, порожденное социальными противоречиями общества, государства, его властных структур. И в этом плане под коррупцией понимается не определенное преступное поведение государственного чиновника или должностного лица, а некая черта социальной системы. В этих случаях коррупция именуется как «простое определение», означающее подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей [3]. Подобные определения даются рядом авторов [4]. Акцент в этих определениях

делается на субъектов данного явления, преступное поведение которых определяется некоторыми авторами как правонарушение со стороны должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления [5].

Чаще всего непосредственно под коррупцией, подразумевают ситуацию, при которой должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона, а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Государственная коррупция при этом исходит из условия возможности распоряжения чиновником не принадлежащими ему ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений. При этом, данными ресурсами могут являться не только бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п., но и штрафы, налоги или иные предусмотренные законом платежи, при незаконности такого сбора.

Государственный служащий обязан принимать решения, исходя из целей, установленных правом (конституцией, законами и другими нормативными актами) и в соответствии с принятыми на занимаемой чиновником должности, принципами и нормами поведения. Коррумпированность поведения при этом начинается при нарушении данных условий и считается злоупотреблением служебного положения. При этом, если при данном явлении, государственный служащий не получает выгоды, то о коррупции не говорят - это другие виды должностных преступлений.

К наиболее типичным проявлениям коррупции относятся подкуп государственных служащих, взяточничество, протекционизм работников по принципу личных отношений. Коррупция трактуется в современной отечественной справочной литературе как преступная деятельность в политической, экономической, военной и других сферах, заключающаяся в использовании должностными лицами своих властных возможностей и служебного положения в целях личного обогащения [6].

Определение понятия коррупции достаточно сложное дело. В российском уголовном праве, данному явлению до сих пор не дано четкое определение.

В проекте федерального закона «О борьбе с коррупцией», подготовленном Комитетом по безопасности и внесенном на рассмотрение Государственной Думы, под коррупцией понимаются «не предусмотренное законом принятие имущественных и неимущественных благ и имуществ лицами, уполномоченными для выполнения государственных функций, или лицами, приравненными к ним, с использованием своего статуса и связанных с

ним возможностей (продажность), а также подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ» [7].

В Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, разработанном межрегиональным семинаром Генеральной Ассамблеи ООН 1979 г. (Гавана, 1990 г.) по проблемам коррупции, последняя была определена как злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением.

На первой сессии Группы Совета Европы по проблемам коррупции (Страсбург, 22 - 24 февраля 1995 г.) коррупция была определена как «подкуп (взятка), а равно любое иное поведение в отношении лиц, наделенных полномочиями в государственном или частном секторе, которое нарушает обязанности, вытекающие из этого статуса должностного лица, лица, работающего в частном секторе, независимого агента, либо других отношений такого рода, и имеющего целью получение каких бы то ни было ненадлежащих преимуществ для себя или иных лиц» [8].

Эксперты Совета Европы разработали общее определение коррупции. Коррупция - это взяточничество, подкуп и любое другое поведение лица, наделенного ответственностью в публичном или частном секторе, которое нарушает свои обязанности, вытекающие из его публичного статуса как публичного лица, частного наемного работника, независимого агента или другого статуса подобного рода, и нацелено на получение неправомерных преимуществ любого рода для себя или другого лица.

С.П. Глинкина считает, что коррупция - это намеренное несоблюдение принципа независимости сторон, с целью получения за счет такого поведения каких-либо преимуществ для себя или для других лиц, с которыми установлены личные отношения [9].

В.Ф. Кузнецова понимает под коррупцией подкуп должностных лиц государства [10]. По мнению Д. Бейли, коррупция представляет собой злоупотребление властью в результате ее использования в личных целях, которые не обязательно должны быть материальными. К. Фридрих считает, что коррупция - это отклоняющееся поведение, соединенное с частной мотивацией, означающей, что частные (индивидуальные, групповые) цели преследуются за публичный счет [11].

Б.В. Волженкин определяет коррупцию как «социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномочен-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

ные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах» [12].

Анализ международных и отечественных источников, а также действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на обилие определений понятия «коррупция» и признаков, характерных для этого понятия, в нем выделяются следующие существенные составляющие:

- Один из субъектов коррумпированных взаимоотношений - должностное лицо, временно или постоянно занимающее определенную должность;

- корыстная или иная личная заинтересованность должностного лица, совершающего указанные действия;

- особо опасные социальные последствия совершения этих действий - подрыв доверия государства к указанным лицам и подрыв авторитета государства.

В вышеуказанных определениях имеются и существенные общие упущения или недоговоренности. Наиболее значимыми из них представляются:

- отождествление коррупции как с другими должностными, корыстными преступлениями -вымогательством, взяточничеством, мошенничеством, злоупотреблением должностными полномочиями, превышением должностных полномочий, нецелевым использованием государственных средств и т.п.;

- расширение круга субъектов коррупции, в том числе включающих должностных лиц коммерческих организаций;

- непонимание или отрицание естественнои-сторического характера, связи коррупции, коррупционных действий и их причин с определенными историческими социальными условиями, сущностью конкретно-исторического способа производства, историческим типом и формами производственных отношений;

- смягчение или даже отрицание особого социально значимого вреда этого преступления;

- недостаточная четкость и определенность ряда определений, не позволяющих уяснить сущность коррупции.

Таким образом, коррупция - это корыстное использование должностным лицом властных полномочий и прав в целях личной выгоды.

Коррупция - опасное социально-экономическое явление, затрагивающее права и свободы граждан Российской Федерации. В связи с массовостью и общественной опасностью, соответствующими государственными органами разработаны

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

и утверждены множество нормативно-правовых актов, регламентирующих разнообразные аспекты борьбы с данным явлением.

Основным нормативно-правовым актом антикоррупционной политики является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции». Данный нормативно-правовой акт определяет понятие, основные принципы, направления и основы противодействия коррупции.

Согласно данному закону, отдельным категориям лиц, занимающим государственные должности, должности федеральной службы и иные, запрещено открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Так же, данные лица обязаны предоставлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а так же сведения о расходах.

Данный федеральный акт определяет понятие коррупции как злоупотребление служебным положением в целях получения материальной выгоды, что является не совсем точным определением данного явления.

Поскольку коррупция проистекает из нарушения норм и принципов служебного поведения государственных служащих, необходимо закрепить данные принципы законодательно. С целью определения правил и норм поведения служащих, занимающих государственные и федеральные должности, в Российской Федерации утверждены следующие нормативно-правовые акты:

1) Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

2) Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

3) Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»;

Данные Федеральные акты определяют основные правила, нормы и принципы, которыми должен пользоваться и в соответствии с которыми должен действовать государственный служащий. Нарушение или несоответствие совершенных действий указанным правилам и принципам влечет за собой отстранение от должности, административное или уголовное наказание, в соответствии с тяжестью преступного деяния.

Отдельным пунктом нормативно-правовой базы, связанной с коррупцией, следуют два Федеральных закона: Федеральный закон от 8 марта

2006 г. № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» и Федеральный закон от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию». Данные нормативные акты являются утверждением и принятием к обязательству соответствующих международных правовых актив, и, согласно им, Российская Федерация, в контексте принятых соглашений, обязуется рассматривать Конвенцию в качестве основы для взаимного сотрудничества между правоохранительными органами в отношении преступлений, охватываемых Конвенцией, при условии, что это сотрудничество не будет включать проведение следственных и иных процессуальных действий на территории Российской Федерации.

Данные Конвенции нормируют международную антикоррупционную политику и устанавливают нормы и правила оказания взаимопомощи в данной борьбе между правовыми органами разных стран.

Проведение антикоррупционной политики заключается не только в наказании за уже свершившееся деяние, но и предотвращении и профилактике коррупционных намерений. Данному направлению способствуют Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» и Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Данные Федеральные законы на государственном уровне устанавливают новые обязанности государственных служащих Российской Федерации. Так, теперь лица, занимающие или исполняющие обязанности государственных должностей обязаны, за определенный период и в надлежащий срок предоставлять сведения о получаемых доходах и расходах, с целью их контроля на коррупционные взаимодействия. Запрет на пользование иностранными финансовыми инструментами происходит от нелегального вывода средств за территорию страны с целью обойти действующее антикоррупционное законодательство.

Важным нормативно-правовым актом в развитии антикоррупционной борьбы в Российской Федерации является Указ Президента Российской

Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции», в рамках был образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Данный совет является контролирующе-рекомендательным органом, основными задачами которого являются:

- подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

- контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции;

«Национальный план противодействия коррупции» - Федеральный нормативно-правовой акт, разрабатываемый и утверждаемый на период в четыре года, содержащий основные направления, предложения и меры антикоррупционной политики на заявленный период.

На данный момент времени Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 478 утвержден «Национальный план противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы».

Основными направлениями Российской антикоррупционной политики на данный период будут являться:

1) Совершенствование системы запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции в отдельных сферах деятельности;

2) Повышение эффективности мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

3) Совершенствование порядка проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов и ограничений, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

4) Совершенствование правового регулирования ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов;

5) Применение мер административного, уголовного и уголовно- процессуального воздействия и уголовного преследования;

6) Обеспечение защиты информации ограниченного доступа, полученной при осуществлении деятельности в области противодействия коррупции;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

7) Совершенствование правового регулирования в части, касающейся ограничений, налагаемых на граждан после их увольнения с государственной (муниципальной) службы;

8) Реализация мер по противодействию коррупции в организациях, осуществляющих деятельность в частном секторе экономики;

9) Совершенствование правовых и организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации;

10) Совершенствование мер по противодействию коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, а также при распоряжении государственным и муниципальным имуществом;

11) Реализация мер по повышению эффективности антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;

12) Повышение эффективности образовательных и иных мероприятий, направленных на антикоррупционное просвещение и популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов;

13) Применение дополнительных мер по расширению участия граждан и институтов гражданского общества в реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

14) Повышение эффективности международного сотрудничества Российской Федерации в области противодействия коррупции. Укрепление международного авторитета России;

15) Реализация мер по систематизации и актуализации нормативно-правовой базы в области противодействия коррупции;

16) Применение цифровых технологий в целях противодействия коррупции и разработка мер по противодействию новым формам проявления коррупции, связанным с использованием цифровых технологий;

Как видно из заявленных направлений, антикоррупционная политика Российской Федерации достаточно разнообразна и включает в себя не только развитие системы уголовных и административных наказаний, но так же развитие систем профилактики и предотвращения возникновения коррумпированных взаимоотношений. Так же активно развивается гражданский институт общества в реализации антикоррупционной политики.

Список литературы:

[1] Иванов А.М. Корруптология - правовая наука и учебная дисциплина: путь совершенствования уголовной политики и законодательства о воздействии на организованную преступность и коррупцию. Владивосток, 2002. С. 2.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

[2] Россия и коррупция: кто кого: Аналитический доклад / Региональный общественный фонд «Информатика для демократии». М.: Фонд ИНДЕМ, 1998.

[3] Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. М.: ЮрИнфоР, 2000. С. 9.

[4] Долгова А.И. Коррупция и борьба с ней. М.: Российская криминологическая ассоциация. 2000. С. 5; Основы борьбы с коррупцией (системы общегосударственной этики поведения) / Науч. ред. С.В. Максимов и др. М.: Спарк, 2000. С. 23.

[5] Мелешко Н.П. Организованная преступность, коррупция и власть в Российской Федерации. Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2000. С. 5; Клепиц-кий И.А., Резанов В.И. Получение взятки в уголовном праве России. М., 2001. С. 4.

[6] Словарь иностранных слов. М., 1954. С.

369.

[7] Проект федерального закона «О борьбе с коррупцией». ГД ФС РФ. Ст. 2. Ноябрь 1997 г.

[8] Щвец Е.В. Некоторые аспекты международно-правового сотрудничества государств -членов Совета Европы в области борьбы с коррупцией // Журнал российского права. 2000. N 7.

[9] Глинкина С.П. Коррупция в России: причины, масштабы, качественные изменения. М., 1999. С. 16.

[10] Кузнецова В.Ф. Коррупция в системе уголовных преступлений // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1993. N 1. С. 21.

[11 ] Nye J. Corruption and political development: a cost-benefit analysis // American Political Science. 1967. N 12(61).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[12] Волженкин Б.В. Коррупция. Серия «Современные стандарты в уголовном праве и в уголовном процессе». СПб.: Санкт-Петербургский институт Генеральной прокуратуры РФ, 1998. С. 8.

[13] Treaties and agreements: Inter-American convention against corruption // International legal materials: current documents. Vol. 35. 1966. Nr. 3. P. 724 - 734.

[14] Роль гражданского и смежных с ним отраслей права коррупционной и организованной преступности: Материалы научно-практической конференции 29 - 30 окт. 2001 г., ИГП РАН (материал подготовил Н.В. Таганидзе) // Государство и право. 2002. N 4. С. 90 - 115.

Spisok literatury:

[1] Ivanov A.M. Korruptologiya - pravovaya nauka i uchebnaya disciplina: put' sovershenstvovaniya ugolovnoj politiki i zakonodatel'stva o vozdejstvii na organizovannuyu prestupnost' i korrupciyu. Vladivostok, 2002. S. 2.

[2] Rossiya i korrupciya: kto kogo: Analiticheskij doklad / Regional'nyj obshchestvennyj fond "Informatika dlya demokratii". M.: Fond INDEM, 1998.

[3] Maksimov S.V. Korrupciya. Zakon. Otvetstvennost'. M.: YUrlnfoR, 2000. S. 9.

[4] Dolgova A.I. Korrupciya i bor'ba s nej. M.: Rossijskaya kriminologicheskaya associaciya. 2000. S. 5; Osnovy bor'by s korrupciej (sistemy obshchegosudarstvennoj etiki povedeniya) / Nauch. red. S.V. Maksimov i dr. M.: Spark, 2000. S. 23.

[5] Meleshko N.P. Organizovannaya prestupnost', korrupciya i vlast' v Rossijskoj Federacii. Rostov-na-Donu: lUBiP, 2000. S. 5; Klepickij I.A., Rezanov V.I. Poluchenie vzyatki v ugolovnom prave Rossii. M., 2001. S. 4.

[6] Slovar' inostrannyh slov. M., 1954. S. 369.

[7] Proekt federal'nogo zakona "O bor'be s korrupciej". GD FS RF. St. 2. Noyabr' 1997 g.

[8] SHCHvec E.V. Nekotorye aspekty mezhdunarodno-pravovogo sotrudnichestva gosudarstv - chlenov Soveta Evropy v oblasti bor'by s korrupciej // ZHurnal rossijskogo prava. 2000. N 7.

[9] Glinkina S.P. Korrupciya v Rossii: prichiny, masshtaby, kachestvennye izmeneniya. M., 1999. S. 16.

[10] Kuznecova V.F. Korrupciya v sisteme ugolovnyh prestuplenij // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 11. Pravo. 1993. N 1. S. 21.

[11 ] Nye J. Corruption and political development: a cost-benefit analysis // American Political Science. 1967. N 12(61).

[12] Volzhenkin B.V. Korrupciya. Seriya "Sovremennye standarty v ugolovnom prave i v ugolovnom processe". SPb.: Sankt-Peterburgskij institut General'noj prokuratury RF, 1998. S. 8.

[13] Treaties and agreements: Inter-American convention against corruption // International legal materials: current documents. Vol. 35. 1966. Nr. 3. P. 724 - 734.

[14] Rol' grazhdanskogo i smezhnyh s nim otraslej prava korrupcionnoj i organizovannoj prestupnosti: Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii 29 - 30 okt. 2001 g., IGP RAN (material podgotovil N.V. Taganidze) // Gosudarstvo i pravo. 2002. N 4. S. 90 - 115.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.