Научная статья на тему 'Борьба с коррупцией в России на законодательном уровне'

Борьба с коррупцией в России на законодательном уровне Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
894
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
законодательство / коррупция / государство / чиновники / общество / кризис / профилактика.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шакаров А.О., Османов М.М.

В статье рассматривается одна из главных проблем современной России, мешающая ее полноценному экономическому и политическому развитию, – борьба с коррупцией. Автор исследует основные этапы становления в стране антикоррупционного законодательства и анализирует пробелы современного антикоррупционного законодательства. Приводятся предложения по увеличению эффективности борьбы с коррупцией на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Борьба с коррупцией в России на законодательном уровне»

DOI 10.24412/2076-1503-2021-5-172-176 ШАКАРОВ Артур Олегович,

кандидат юридических наук, начальник Геленджикского линейного отделения полиции,

подполковник полиции, e-mail: ahapa_rosavto@rambler.ru

ОСМАНОВ Мухамед Мартинович,

старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД (филиал) Краснодарского университета МВД России,

майор полиции, e-mail: muhamedosmanov8@gmail.com

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ НА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ УРОВНЕ

Аннотация. В статье рассматривается одна из главных проблем современной России, мешающая ее полноценному экономическому и политическому развитию, - борьба с коррупцией. Автор исследует основные этапы становления в стране антикоррупционного законодательства и анализирует пробелы современного антикоррупционного законодательства. Приводятся предложения по увеличению эффективности борьбы с коррупцией на современном этапе.

Ключевые слова: законодательство, коррупция, государство, чиновники, общество, кризис, профилактика.

SHAKAROV Artur Olegovich,

PhD in Law, Head of the Gelendzhik Linear Police Department, Lieutenant Colonel of the Police

OSMANOV Mukhamed Martinovich,

Senior Lecturer of the Department of Organization of Law Enforcement Activities of the North Caucasus Institute of Advanced Training of the Ministry of Internal Affairs (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Police Major

FIGHTING CORRUPTION IN RUSSIA AT THE LEGISLATIVE LEVEL

Annotation. The article deals with one of the main problems of modern Russia that hinders its full - fledged economic and political development-the fight against corruption. The author examines the main stages of the formation of anti-corruption legislation in the country and analyzes the gaps in modern anti-corruption legislation. The proposals for increasing the effectiveness of the fight against corruption at the present stage are presented.

Key words: legislation, corruption, state, officials, society, crisis, prevention.

Введение

Коррупция - самая злободневная проблема современного общества. Коррупционный оборот в России, по данным Всемирного банка, огромен -около 48% ВВП. Каждый из нас знает, что это такое, ведь коррупция существует во всех сферах жизни общества и разрушает общество, мешая развитию бизнеса, проявляясь в самых разнообразных формах и видах.

Вопрос борьбы с коррупцией - один из актуальнейших проблем в России. Она, к сожалению, не способствует поддержанию основ общества и государственной власти.

Коррупция возникла не в современной России. Она берет свое начало с момента появления самого понятия «государство». Так называемое «мздоимство» существовало еще в 1500-е гг. и влияло на функционирование местного самоу-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

правления. Это обстоятельство со временем явилось толчком к созданию различных законов по борьбе с коррупцией, поиска множества способов предотвращения развития коррупции, и способствовало созданию в России антикоррупционного законодательства.

Основная часть

Коррупцию никак нельзя назвать нормой поведения, это отклонение субъекта государственной власти, целью которого является экономическое господство, присвоение материальных благ, принадлежащих государству и обществу [1]. Существуют такие виды коррупции, как низовая (повседневная) и элитарная (крупная).

Низовая коррупция осуществляется гражданами, т.е. работоспособным населением страны. Элитарная коррупция осуществляется чиновниками, политической властью, целью которых является не убеждения или доводы в открытых демократических процедурах, а подкуп за власть правящих элит.

Теневая экономика оказывает мощнейшее воздействие на развитие коррупции, где широко распространены такие понятия, как система откатов и отмывание «грязных» денег. Не способствуют уничтожению коррупции также и экономическая нестабильность, финансовые кризисы, низкий уровень заработной платы муниципальных служащих, общественный кризис, нравственная неустойчивость, а также низкая правовая культура граждан.

В России, где всегда существовал авторитет власти (царя, князя), а не права, сложился прочный менталитет, который оправдывает достижение цели любыми методами и средствами. В современной России причинами коррупции являются бесконечные бюрократические процедуры, недостаточность общественного контроля чиновничьего аппарата, низкая эффективность антикоррупционной политики.

Процветанию коррупции способствовали рыночные преобразования 90-х гг. ХХ в., где осуществлялось бесконтрольное расходование природной ренты. Здесь коррупция являлась фактором экономического успеха и была основным инструментом влияния.

На законодательном уровне борьба с коррупцией начала формироваться относительно недавно. К сожалению, правовые нормы не до конца разработаны и, как следствие, потенциально не эффективны. Современное антикоррупционное законодательство требует совершенствования содержания антикоррупционных мер [2].

Стоит отметить тот любопытный факт, что Уголовный кодекс СНГ в ст. 305 ч. 2 озвучивал

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

такой тезис, что не является преступлением в силу малозначительности и преследуется в дисциплинарном порядке получение публичным служащим имущества, право на имущество или иной имущественной выгоды в качестве подарка при отсутствии предварительной договоренности за уже совершенное действие (бездействие), не нарушающее служебных обязанностей данного лица, если стоимость подарка не превышала однократного минимального размера заработной платы, установленного законодательством.

Осуществлением плана противодействия коррупции в России занимаются такие государственные структуры, как:

- Министерство внутренних дел РФ;

- Следственный комитет РФ;

- Федеральная служба безопасности РФ;

- Министерство юстиции РФ;

- Федеральная антимонопольная служба РФ и иные государственные органы власти.

Создаются специальные нормативные правовые акты - Национальные планы противодействия коррупции, где изложены такие разделы, как развитие общественного правосознания, усиление мер по противодействию коррупции с различными периодами действий.

В то же время, следует констатировать тот факт, что антикоррупционная политика Российской Федерации весьма далека от совершенства и содержит такие недостатки, как:

- главным определяющим антикоррупционной политики является Президент РФ (ч. 1 ст. 105 Закона № 273- ФЗ), т.е. государственные власти не обладают достаточной самостоятельностью в разработке и принятии решений по борьбе с коррупцией;

- в нормативных правовых актах есть большое количество противоречий и пробелов.

Коррупция обладает властью снижения эффективности деятельности государственных институтов, подрыванию авторитета власти, росту рынка коррупционных услуг. А это, в свою очередь, снижает престиж страны и на международном уровне.

Деформация в кадровой политике, где должностные лица назначаются на основе личной преданности, а конкурсы проводятся под «нужного» человека - немаловажный фактор развития коррупции.

В России антикоррупционное законодательство включает в себя ряд нормативных правовых актов:

- Закон о противодействии коррупции;

- Конституция РФ;

- правовые акты Президента РФ;

- правовые акты Правительства РФ;

- правовые акты органов государственной власти субъектов РФ.

Принятый в 2011 г. Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» [3] обязал отчитываться о своих доходах, что помогло создать еще один рычаг воздействия и предотвращение коррупционных деяний.

Только скоординированная работа всех вышеперечисленных органов власти может противодействовать коррупции. Противодействие и борьба с коррупцией - это и является основной задачей антикоррупционного комитета РФ. В его задачи также входят:

- выявление нарушений коррупционной направленности;

- международное сотрудничество в вопросе противодействия коррупции;

- осуществление мер по реализации государственной политики по противодействию коррупции;

- ведение статистической отчетности.

Антикоррупционный комитет, ведя борьбу с

искоренением коррупции, должен разрабатывать планы по осуществлению слаженных действий по предупреждению преступлений коррупционной направленности, вести непрерывную работу по повышению эффективности борьбы с правонарушениями коррупционной направленности, а также разрушать условия, способствовавшие совершению преступлений. Все эти действия возможно осуществлять при помощи использования различных созывов, организации межведомственных групп и при этом быть в курсе статистической или иной информации. Так же создаются информационные площадки, где информация становится доступной для общественности. А это, в свою очередь, может в какой-то мере выявлять и пресекать преступления коррупционной направленности.

Несомненно, борьба с коррупцией - это задача и общества. Но прежде всего, для того, чтобы повлиять на правопорядок, непременным условием достижения успеха в данной сфере является повышение правовой культуры общества. Для этого Антикоррупционному комитету требуется тесное сотрудничество со средствами массовой информации, тем самым, информируя общество о проделываемой работе и формируя доверие к комитету у общественности.

Антикоррупционный комитет РФ систематически проверяет нормативные правовые акты на предмет коррупционных факторов и координирует работу правоохранительных органов в вопросах профилактики, предупреждения и расследования. Здесь важны и связи с общественностью, и правовоспитательная работа с населением.

К сожалению, в российском законодательстве нет качественной дефиниции коррупции, т.к. отсутствует открытый перечень коррупционных нарушений. Противоречивость и сложность коррупции не дает эффективно ее определить. Она озвучивается лишь общими словами, где говорится, что коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. По нашему мнению, такое определение не способствует эффективному определению данного социально опасного явления [4].

Коррупция достигла огромных масштабов, что не может не угрожать экономической безопасности РФ. До сих пор борьба с ней не давала высоких результатов, являясь неизменным спутником институтов государственной власти. Искоренение коррупции требует закрепление прав парламентов различных уровней, прав на допрос любых должностных лиц, а также опубликование результатов расследований.

Детальная регламентация служебной деятельности чиновника в нормативных документах, четкое указание перечня запрещенных норм поведения государственных и муниципальных служащих станет приоритетной мерой против взяточничества. Так же эффективным методом по борьбе с коррупцией является строжайший подбор кадров. Снижение уровня коррупции напрямую связано с ограничением сферы чиновничьего усмотрения в экономике, использование организационно-управленческих механизмов в сфере защиты прав и интересов граждан [5].

Антикоррупционное законодательство в основном принято, но от механизма его реализации зависит эффективность достижения поставленных задач.

Как было изложено ранее, СМИ играют важную роль в борьбе с коррупцией. Она способствует формированию у населения антикоррупционного мировоззрения.

По мнению общественности, снижению преступлений коррупционной направленности могли бы способствовать:

- запрет на работу в государственных органах в будущем;

- полная конфискация имущества;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

- лишение свободы на длительный срок, причем важна неизбежность сурового наказания.

Анализ действующего законодательства дает понять, что существуют недоработки, которые оказывают прямое влияние на противодействие коррупции. Это и мягкие санкции, и недостаточная технологичность, которая выражается в наличии признаков, не поддающихся доказыванию или установлению [6]. Мог бы также способствовать лучшей наступательности такой пункт в УК РФ, как деление на взятку - подкуп и взятку -вознаграждение.

Современная Россия тратит на борьбу с коррупцией немалые средства, но эту систему можно победить только другой системой, включающую в себя экономическую, информационно-аналитическую, организационную, правовую составляющие. Чиновник и муниципальный служащий должны понимать, что принимаются меры, повышающие трудность совершения преступления, также повышается риск и снижается выгода от совершения преступления.

По мнению многих исследователей, коррупция есть элемент асоциальной деятельности организованной преступности. Это также негативное явления, оно поразило весь аппарат управления, где все служащие используют государственную власть ради собственного обогащения.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что деятельность государственных органов осуществляется по разным направлениям:

- борьба с коррупцией с применением единой государственной политики;

- работа правоохранительных и иных органов;

- создание комиссий (парламентских, общественных) по борьбе с коррупцией;

- привлечение граждан, муниципальных служащих к деятельности по противодействию коррупции;

- привлечение СМИ.

Если СМИ будут иметь полную свободу в своих расследованиях, если будут создаваться различные структуры, следящие за работой чиновников, если сделать банковскую систему денежных расчетов прозрачной, если накладывать штрафные санкции на людей всех социальных уровней, не делая ни для кого исключений, если донести до населения, что необходимо прекратить давать взятки, то тогда, и только тогда мы можем рассчитывать на снижение уровня коррупции в нашей стране.

Коррупция - это социальное зло, и оно, к сожалению, многолико. Различают несколько видов коррупции:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

- деловая коррупция, возникающая в сфере власти и бизнеса;

- бытовая коррупция, в которую вовлечены рядовые граждане и чиновники;

- коррупция верховной власти, где замешаны верховные судьи, политическое руководство, которые осуществляют политику в своих интересах.

Получение личной выгоды, коим является коррупция, противоречие законодательству и моральным установкам, превышение должностных полномочий - это социальное зло, подлежащее искоренению.

Антикоррупционная политика должна осуществлять формирование и исполнение бюджетов всех уровней, решать кадровые вопросы, принимать законодательные, правовые акты, а также осуществлять права законодательной инициативы.

Снижению коррупции могут также способствовать:

а) ужесточение законов и их исполнение, повышение риска наказания;

б) усиление роли рынков и конкуренции;

в) создание экономических механизмов, с помощью которых должностные лица могут увеличивать свои доходы, не нарушая законов.

Вывод

Таким образом, мы приходим к единому мнению, что коррупция наносит непоправимый вред обществу, в котором будут расти социальное неравенство, усиливаться организованная преступность, перестанет работать судебная система, снизится качество государственного обслуживания и т.д.

И только применяя комплексную систему ограничений коррупции, переводя коррупцию в разряд высокорисковых явлений, возводя ее в разряд невыгодных для каждого участника преступной сделки, мы можем рассчитывать на успех.

Список литературы:

[1] Альпидовская М.Л. Реализация института бюрократии и борьба с коррупцией в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - Т. 6. - № 23 (80). - С. 39 - 45.

[2] Чирков Д.К., Райков Г.И. О проблемах борьбы с коррупцией в современной России: размышления на актуальную тему // Актуальные проблемы экономики и права. - 2010. - № 4. - С. 170 -173.

[3] Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ (ред. от 30 декабря 2020 г.). «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

[4] Осипова А.А. Основные направления борьбы с коррупцией в России // Власть. - 2011. -№ 2. - С. 19 - 21.

[5] Моисеев В. Борьба с коррупцией в России // Экономическая политика. - 2011. - № 2. - С. 95 -107.

[6] Пеньковский Д.Д., Кузнецов В.И. Коррупция и борьба с ней в современной России // Вестник Национального Института Бизнеса. - 2020. -№ 39. - С. 170 - 174.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Spisok literatury:

[1] Al'pidovskaya M.L. Realizaciya instituta byurokratii i bor'ba s korrupciej v Rossii // Nacion-al'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. - 2010. - T. 6. - № 23 (80). - S. 39 - 45.

[2] Chirkov D.K., Rajkov G.I. O problemah bor'by s korrupciej v sovremennoj Rossii: raz-

myshleniya na aktual'nuyu temu // Aktual'nye problemy ekonomiki i prava. - 2010. - № 4. - S. 170 -

173.

[3] Federal'nyj zakon ot 03.12.2012 g. № 230-FZ (red. ot 30 dekabrya 2020 g.). «O kontrole za sootvetstviem raskhodov lic, zamesh-chayushchih gosudarstvennye dolzhnosti, i inyh lic ih dohodam».

[4] Osipova A.A. Osnovnye napravleniya bor'by s korrupciej v Rossii // Vlast'. - 2011. - № 2. - S. 19 -21.

[5] Moiseev V. Bor'ba s korrupciej v Rossii // Ekonomicheskaya politika. - 2011. - № 2. - S. 95 -107.

[6] Pen'kovskij D.D., Kuznecov V.I. Korrupciya i bor'ba s nej v sovremennoj Rossii // Vestnik Nacion-al'nogo Instituta Biznesa. - 2020. - № 39. - S. 170 -

174.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.