Научная статья на тему 'УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
328
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION LEGISLATION / CRIMINAL CODE OF THE REPUBLIC OF BELARUS / CORRUPTION CRIMES / INTERNATIONAL LEGAL ACTS / OFFICIAL STATISTICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Камышанский Дмитрий Юрьевич

В статье рассматривается зарубежный опыт борьбы с коррупцией на основе анализа уголовного законодательства Республики Беларусь, международных правовых актов в области противодействия коррупции, официальной статистики, научных подходов и авторского понимания о преступлениях указанной категории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL LAW MEASURES TO COMBAT CORRUPTION IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The article considers foreign experience of combating corruption on the basis of analysis of the criminal legislation of the Republic of Belarus, international legal acts in the field of anticorruption, official statistics, scientific approaches and the author's understanding about the crimes of the specified category

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

КАМЫШАНСКИЙ Дмитрий Юрьевич,

аспирант заочной аспирантуры ИМПЭ им. А.С. Гоибоедова

e-mail: [email protected]

12.00.08 — Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Аннотация. В статье рассматривается зарубежный опыт борьбы с коррупцией на основе анализа уголовного законодательства Республики Беларусь, международных правовых актов в области противодействия коррупции, официальной статистики, научных подходов и авторского понимания о преступлениях указанной категории.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное законодательство, Уголовный кодекс Республики Беларусь, коррупционные преступления, международные правовые акты, официальная статистика.

KAMYSHANSKY Dmitry Yurevich,

post-graduate of the correspondence postgraduate Griboedov IILE

CRIMINAL LAW MEASURES TO COMBAT CORRUPTION IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Annotation. The article considers foreign experience of combating corruption on the basis of analysis of the criminal legislation of the Republic of Belarus, international legal acts in the field of anti-corruption, official statistics, scientific approaches and the author's understanding about the crimes of the specified category.

Key words: corruption, anti-corruption legislation, the Criminal Code of the Republic of Belarus, corruption crimes, international legal acts, official statistics.

Общепризнанным является факт, что коррупция представляет собой негативное социально-правовое явление, способное оказать наибольшее дестабилизирующее воздействие как на отдельные государственные механизмы, так и на государство в целом. Латентность и массовость коррупционных правонарушений оказывают влияние на состояние политической жизни и экономики, а также снижают уровень жизни граждан государства.

Ни одному европейскому государству не удалось решить проблему искоренения коррупции. Коррумпированность огромного числа государственных служащих в большинстве стран в разное время заставила национальные власти реагировать на коррупционные проявления путем принятия различных уголовно-правовых мер [1].

В последнее время в ряде зарубежных государств осуществлены попытки по совершенствованию антикоррупционного национального законодательства. К настоящему времени во многих государствах - членах ОДКБ созданы и реализуются уголовно-правовые механизмы, направленные на борьбу с коррупцией. Тем не

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

менее, их эффективность вызывает определенные сомнения, так как количество совершенных коррупционных преступлений продолжает увеличиваться [2; 3].

В связи с вышеизложенным борьба с коррупцией и преступлениями коррупционной направленности является актуальной проблемой и для Республики Беларусь.

Как верно отмечают белорусские эксперты, коррупция как общественно опасное явление подрывает принцип верховенства права, способствует проникновению организованной преступности в деятельность государственных институтов, порождает недоверие населения к власти [4].

В последние годы противодействие коррупции и коррупционным правонарушениям в Республике Беларусь находится в стадии активного развития. Указанная проблема в силу ее разрушительного и деградирующего воздействия на систему власти, социальные и экономические процессы остается одним из главных направлений государственной политики.

По данным Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, которые приводятся в

материалах Информационно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь (далее - ИАЦ), в 2017 г. было зарегистрировано 1885 (в 2016 г. — 1593) коррупционных преступлений [5].

В Послании белорусскому народу и Национальному собранию 24 апреля 2018 г. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко отметил, что «самым губительным образом на состояние экономики сказывается коррупция. Взяточничество способно подорвать основу любого государства. Именно оно создает почву

для роста теневой экономики и подрывает доверие людей к государству. В нашей стране не должно быть места коррупции. Борьба с ней на всех уровнях была и будет самой решительной и прозрачной» [6].

Ниже приведена таблица индекса восприятия коррупции по показателю распространенности коррупции в государственном секторе, рассчитанного по методике Transparency International1, основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса (табл. 1).

Таблица 1

Рейтинг восприятия коррупции в Республике Беларусь

№ п/п Год Место в рейтинге

1 2005 107

2 2006 151

3 2007 150

4 2008 151

5 2009 139

6 2010 127

7 2011 143

8 2012 123

9 2013 123

10 2014 119

11 2015 107

12 2016 79

13 2017 68

Рассмотрев представленную таблицу, можно сделать вывод, что согласно оценкам международной организации, приводимым в обнародованном пресс-релизе, Республике Беларусь удалось в 2017 г. снизить уровень коррупции и подняться на 11 строчек в рейтинге2. Последние пять лет государство уверенно поднималось в этом рейтинге и сейчас считается одним из лидеров среди государств - членов ОДКБ.

В настоящее время к основному антикоррупционному законодательству Республики Беларусь можно отнести:

Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г.;

Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-3 «О борьбе с коррупцией»;

Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-3 «О государственной службе в Республике Беларусь»;

1 Исследования в отношении коррупции проводятся различными независимыми и представительными организациями. Одна из таких организаций - международная неправительственная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру Transparency International. Одним из направлений деятельности данной организации является ежегодное составление индекса восприятия коррупции.

2 Для ср.: соседние с Беларусью Российская Федерация и Украина в рейтинге находятся среди государств, которые располагаются на 130, 135 местах. Республика Польша занимает 36 место, Литва и Латвия -39, 40.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

Закон Республики Беларусь от 4 января 2003 г. № 174-3 «О декларировании физическими лицами доходов и имущества»;

Закон Республики Беларусь от 19 июля 2000 г. № 426-3 «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности»;

Указ Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. № 644 «Об утверждении Положения о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией»;

Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»;

постановление Совета министров Республики Беларусь от 15 мая 2003 г. № 641 «О некоторых вопросах представления физическими лицами деклараций о доходах и имуществе»;

постановление Совета министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 952 «О некоторых вопросах декларирования доходов и имущества государственными служащими и иными категориями лиц»;

решение республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией от 26 мая 2017 г. № 16 «О Государственной программе по борьбе с преступностью и коррупцией на 2017 - 2019 годы».

В Республике Беларусь имеется нормативно закрепленный перечень преступлений коррупционной направленности. Значение этого перечня сложно переоценить - он позволяет отделить преступления коррупционной направленности от других противоправных деяний, что дает возможность наиболее полно определить компетенцию правоохранительных органов и других специальных органов в сфере борьбы с коррупцией, учесть имеющиеся особенности при выявлении и расследовании преступлений коррупционной направленности, а также их учете.

Указанный перечень содержится в приложении к совместному Постановлению Прокуратуры, МВД, КГБ Республики Беларусь от 5 апреля 2007 г. №17/94/11 [7]. В нем указаны следующие 14 статей УК РБ:

- хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210);

- контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 3 ст. 228);

- легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

использованием своих служебных полномочий (ч. 2 и ч. 3 ст. 235);

- финансирование террористической деятельности, совершенное должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 ст. 291);

- злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 424);

- бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 425);

- превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 426);

- служебный подлог (ст. 427);

- незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 429);

- получение взятки (ст. 430);

- дача взятки (ст. 431);

- посредничество во взяточничестве (ст. 432);

- получение незаконного вознаграждения работниками государственного органа либо иной государственной организации (ст. 433);

- злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 455).

За совершение данных преступлений уголовным законодательством Республики Беларусь предусмотрены следующие наказания:

штраф;

ограничение свободы;

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

лишение свободы;

конфискация имущества [8].

Кроме того, за получение взятки в особо крупном размере может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до пятнадцати лет (ч. 3 ст. 3 ст. 430 УК РБ).

Следует отметить, что в Республике Беларусь субъектами правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных преступлений являются [9]:

- государственные должностные лица: Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, а также иные государственные служащие, лица, занимающие должности в государственных организациях, Вооруженных силах Республики Беларусь, других войсках и

воинских формированиях Республики Беларусь и относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам;

- лица, приравненные к государственным должностным лицам (приравненные к ним лица): члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на непрофессиональной основе, граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке кандидатами в Президенты Республики Беларусь, кандидатами в депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, местных Советов депутатов; лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций;

- лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий; представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия; государственные служащие, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам, иные лица государственного органа либо иной государственной организации, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к государственным служащим, осуществляющие деятельность, связанную с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения;

- иностранные должностные лица: должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов;

- лица, осуществляющие подкуп государственных должностных или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц.

Важным фактом является то, что большинство граждан (около 70%) в той или иной степени положительно оценивает проводимые государством меры по борьбе с коррупцией в Беларуси. По данным ИАЦ при Президенте Республики Беларусь, 77.5% респондентов заявили, что считают коррупцию недопустимым явлением, с которым нужно бороться [10].

Кроме того, в результате указанного социологического опроса удалось установить основ-

ные источники формирования мнения о коррупции среди белорусских граждан, к которым были отнесены:

публикации СМИ - 58.5%;

произошедшие случаи с родственниками и близкими - 13.5%;

полученные в общественных местах информация и слухи - 10%;

личный опыт - 8%.

Результаты проведенного анализа нормативных правовых актов, официальных статистик и социологических опросов населения свидетельствуют, что в настоящее время борьба с коррупцией во всех сферах жизнедеятельности государства была и остается приоритетной задачей для Республики Беларусь.

Для эффективного противодействия коррупции необходим системный подход, все элементы которого (в том числе нормы уголовного права) должны быть четко согласованы между собой, а также изучение и заимствование положительного опыта уголовно-правовых средств борьбы с коррупцией в тех странах, в которых удалось добиться значительного снижения уровня коррупции.

Список литературы:

[1] Камышанский Д.Ю. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией (На примере Республики Польша) // Образование и право. - 2018. - № 9.

[2] Камышанский Д.Ю. Анализ уголовно-правовой характеристики преступлений коррупционной направленности в государствах -членах ОДКБ // Образование и право. - 2016. -№ 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[3] Потоцкий Н.К. Об оптимизации антикоррупционного образования / / Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики». - 2018. - № 1.

[4] Богачев А.В. Природа коррупции и противодействие ей в Республике Беларусь // Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. - 2017.

[5] Апрельские материалы Информационно-аналитического центра при Президенте (ИАЦ) [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http//naviny.by/ new/20180507/1525686367-opros-pochti-70-naseleniya-podderzhivaet-borbu-gosudarstva-s-коггирмеу (дата обращения:16.03.2019).

[6] Президент: борьба с коррупцией в Беларуси была и будет самой решительной и прозрачной [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http//m.belta.by/president-borba-s-korruptsiej-v-belarusi-299954-2018/ (дата обращения: 09.05.2018).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

[7] Приложение к постановлению Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 31 января 2011 г. № 5/8/1/34/6 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http//www.prokuratura.gov.by (дата обращения: 16.03.2019).

[8] Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-3 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http//www.base. spinform.ru. (дата обращения: 16.03.2019).

[9] 3акон о борьбе с коррупцией Республики Беларусь [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://base.spinform.ru/show_ doc.fwx?rgn=13993. (дата обращения: 16.03.2019).

[10] Апрельские материалы Информационно-аналитического центра при президенте (ИАЦ) [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http//naviny.by/ new/20180507/1525686367-opros-pochti-70-naseleniya-podderzhivaet-borbu-gosudarstva-s-korrupciey (дата обращения: 16.03.2019).

Spisok literatury:

[1] Kamyshanskij D.Yu. Zarubezhnyj opyt bor'by s korrupciej (Na primere Respubliki Pol'sha) // Obrazovanie i pravo. - 2018. - № 9.

[2] Kamyshanskij D.Yu. Analiz ugolovno-pra-vovoj harakteristiki prestuplenij korrupcionnoj napravlennosti v gosudarstvah - chlenah ODKB / / Obrazovanie i pravo. - 2016. - № 10.

[3] Potockij N.K. Ob optimizacii antikorrup-cionnogo obrazovaniya // Ugolovnoe sydoppoiz-vodstvo: ppoblemy teopii i ppaktiki». - 2018. -№ 1.

[4] Bogachev A.V. Priroda korrupcii i pro-tivodejstvie ej v Respublike Belarus' // Nacion-al'nyj centr zakonodatel'stva i pravovyh issledo-vanij Respubliki Belarus'. - 2017.

[5] Aprel'skie materialy Informacionno-ana-liticheskogo centra pri Prezidente (IAC) [Elektron-nyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http//naviny. by/new/20180507/1525686367-opros-poch-ti-70-naseleniya-podderzhivaet-borbu-gosudarst-va-s-korrupciey (data obrashcheniya:16.03.2019).

[6] Prezident: bor'ba s korrupciej v Belarusi byla i budet samoj reshitel'noj i prozrachnoj [Elek-tronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http//m. belta.by/president-borba-s-korruptsiej-v-bela-rusi-299954-2018/ (data obrashcheniya: 09.05.2018).

[7] Prilozhenie k postanovleniyu General'noj prokuratury Respubliki Belarus', Komiteta gosu-darstvennogo kontrolya Respubliki Belarus', Operativno-analiticheskogo centra pri Prezidente Respubliki Belarus', Ministerstva vnutrennih del Respubliki Belarus', Komiteta gosudarstvennoj bezopasnosti Respubliki Belarus' ot 31 yanvarya 2011 g. № 5/8/1/34/6 [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: URL: http//www.prokuratura. gov.by (data obrashcheniya: 16.03.2019).

[8] Ugolovnyj kodeks Respubliki Belarus' ot 9 iyulya 1999 g. № 275-Z [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: URL: http//www.base.spinform. ru. (data obrashcheniya: 16.03.2019).

[9] Zakon o bor'be s korrupciej Respubliki Belarus' [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx-?rgn=13993. (data obrashcheniya: 16.03.2019).

[10] Aprel'skie materialy Informacionno-an-aliticheskogo centra pri prezidente (IAC) [Elek-tronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http// naviny.by/new/20180507/1525686367-opros-pochti-70-naseleniya-podderzhivaet-borbu-gosu-darstva-s-korrupciey (data obrashcheniya: 16.03

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.