2.3. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» И «ОБОРОНА»
В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Петров Вячеслав Владимирович, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Российская академия правосудия. Филиал: Приволжский филиал. Подразделение: кафедра государственно-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассматривается соотношение содержания понятий «военная безопасность» и «оборона». На основе объективного анализа содержания данных понятий, используемых в законодательных и иных нормативных правовых актах и юридической литературе, определены основные признаки, характеризующие как их сходство, так и различие. Особое внимание уделяется особенностям правового регулирования в сфере военной безопасности и обороны.
Ключевые слова: безопасность, безопасность государства, военная безопасность, оборона.
THEORETICAL AND LEGAL PROBLEMS OF DIFFERENTIATION OF CONCEPTS "MILITARY SECURITY" AND "DEFENSE" IN THE CONTEXT OF ENSURING THE SECURITY OF THE STATE
Petrov Vyacheslav Vladimirovich, PhD at Law, Associate Professor. Position: Associate Professor. Place of employment: Russian Academy of Justice. Branch: Volga region Branch. Department: State and legal disciplines chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The article discusses the relationship between the concepts of content "military - without danger "and" defense". On the basis of an objective analysis of the content of these terms used in the legislative and other normative legal acts and legal literature, the basic features that characterize their similarities and differences. Particular attention is paid to the peculiarities of the legal regulation in the sphere of military security and defense. Keywords: security, state security, military security, defense.
В контексте обеспечения безопасности Российской Федерации с научной точки зрения весьма важным представляется исследование соотношения содержания понятий «военная безопасность» и «оборона». Четкое определение этих двух понятий необходимо для правильного их использования теоретиками и практиками в своей деятельности. Проблема актуализируется тем обстоятельством, что в теории одни ученые рассматривают понятия «военная безопасность» и «оборона» как взаимодополняющие (взаимозависимые), другие - как полные синонимы. Как правило, военная безопасность и оборона воспринимаются многими исследователями как взаимозависимые явления. В целях определения соотношения содержания этих понятий проведем изучение различных правовых источников, а также научных точек зрения на данную проблему.
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации и отечественной научной литературе сложились различные подходы к исследованию сущности и содержания общей категории «безопасность», что
отражается на соотношении различных ее видов (безопасность государства, военная безопасность) с категорией «оборона». Один из основных подходов основывается на положениях Конституции Российской Федерации1, Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»2, Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне»3, а также ряда других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Так, согласно пункту «м» ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся в том числе оборона и безопасность. Следовательно, в соответствии с данной статьей оборона и безопасность являются двумя различными сферами деятельности Российской Федерации. В смысле этой статьи категорию «безопасность» необходимо рассматривать как безопасность Российской Федерации.
Понятия «общественная безопасность» и «экологическая безопасность» используются в ч. 1 ст. 72 Конституции при определении объектов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В статье 56 Конституции понятие «обеспечение безопасности граждан» используется в контексте определения условий чрезвычайного положения.
В части 2 ст. 74 и ч. 1 ст. 82 Конституции понятие «безопасность» употребляется в контексте обеспечения безопасности государства, или государственной безопасности.
В части 5 ст. 13 Конституции понятие «безопасность» используется в контексте угрозы подрыва безопасности государства, в ч. 3 ст. 55 речь идет об обеспечении безопасности государства, в ч. 1 ст. 114- о мерах по обеспечению государственной безопасности.
Таким образом, в ряде норм Конституции Российской Федерации понятия «безопасность», «безопасность государства» и «государственная безопасность» синонимичны. При этом обобщающего понятия, интегрирующего все значения понятия безопасности, Конституция не содержит.
Постараемся разобраться в содержании понятия «безопасность», исследуя действующие нормативные
4
правовые акты, использующие данное понятие .
В Российской Федерации впервые категория «безопасность» и ее нормативное содержание были закреплены в Законе Российской Федерации от 5 марта 1992 года №2446-1 «О безопасности»5, принятом до вступления в силу Конституции Российской Федерации 1993 года.
Так, согласно Закону Российской Федерации от 5 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности», безопасность определяется как состояние защищенности
1 Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ. (См.: Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.).
2 См.: Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 51. - Ст. 5712.
3 См.: Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 23. - Ст. 2750.
4 См.: Кузнецов А.П. Безопасность при реализации полномочий налоговыми органами // Следователь. 1999. № 8. С.56-60; Кузнецов А.П., Шиканов А.А. Теоретические основы пожарной безопасности в российском уголовном законодательстве: лекция. - Нижний Новгород, 2009. 32 с.
5 См.: Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 15. - Ст. 769.
жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации»6 (в ред. от 10 января 2000 г.), по сути, нормативно было закреплено новое понятие - «национальная безопасность». Дальнейшую нормативную регламентацию данное понятие получило в Указе Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»7.
В редакции Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-Ф3 «О безопасности»8 отсутствует определение категории «безопасность», с чем нельзя согласиться, так как это заглавная (базовая) категория. По сути же понятие «безопасность», согласно ст. 1 данного Закона, необоснованно, на наш взгляд, отожествляется с понятием «национальная безопасность», которое в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации9 (далее - Стратегия, Стратегия национальной безопасности) раскрывается как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально- экономическое развитие Российской Федерации».
Помимо категории «национальная безопасность», в Стратегии (п. 42—49) регламентированы вопросы обеспечения государственной и общественной безопасности. В частности, стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности определены: являются защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В связи с этим актуальным является вопрос о разграничении понятий «безопасность государства» и «государственная безопасность».
По мнению автора, безопасность государства с точки зрения права можно рассматривать как это состояние, при котором обеспечивается сохранение и укрепление целостности государства, а также его нормальное функционирование и прогрессивное развитие под влиянием изменений, происходящих в самом государстве, а также в условиях его взаимодействия со средой. В свою очередь под обеспечением безопасности государства следует понимать целенаправленную деятельность государственных и общественных институтов, а также граждан по поддержанию состояния, при котором обеспечивается сохранение и укрепление целостности государства, а также его нормальное
6 Утратил силу с 12 мая 2009 г. в связи с изданием Указа Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.
7 Утратил силу с 31 декабря 2015 г. в связи с изданием Указа Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683.
8 См.: Ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // Собрание законодательства РФ. - 2011. -№ 1. - Ст. 2.
9 См.: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» //
Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 1 (часть II). - Ст. 212.
функционирование и прогрессивное развитие в условиях взаимодействия со средой.
Понятие государственная безопасность10, необходимо трактовать как состояние защиты основ конституционного строя, политического, экономического, оборонного, научно-технического и информационного потенциала страны от внешних и внутренних угроз, исходящих от иностранных спецслужб и организаций, а также преступных сообществ, групп и отдельных лиц. Иными словами, это состояние защищенности основ конституционного строя и элементов национального достояния, жизненно важных для России, от внешних и внутренних угроз.
С учетом изложенного, при определении соотношения содержания понятий «безопасность государства» и «государственная безопасность» обоснованным будет вывод о том, что понятие «безопасность государства», во-первых, предполагает не только противодействие угрозам, что характерно прежде всего для обеспечения государственной безопасности, но и укрепление экономического, политического, оборонного, научно-технического и других потенциалов государства, а во- вторых, безопасность государства связана с противодействием различного рода угрозам, выходящим за пределы государственной безопасности. Другими словами, понятие «безопасность государства» является более широким, чем понятие «государственная безопасность».
Исходя из содержания базовых понятий «безопасность» и «безопасность государства» рассмотрим понятие «военная безопасность».
Категория «военная безопасность» нормативно определена в ст. 1 Постановления Межпарламентского комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан от 15 октября 1999 года № 9-9 (г. Санкт-Петербург) «О Модельном законе "О безопасности"»11, согласно которой военная безопасность - это состояние защищенности государства от реальных и потенциальных угроз и посягательств военного характера на независимость и территориальную целостность страны.
В отличие от Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой 5 февраля 2010 года (пункты 26-34), в новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой 31 декабря 2015 года, при раскрытии содержания понятия «национальная безопасность» вместо понятия «национальная оборона» используется понятие «оборона страны» (пункт 6). Кроме обороны страны, в качестве отдельных структурных элементов содержание данного понятия включает в себя основные виды безопасности: государственная, общественная, информационная, экологическая, экономическая, транспортная, энергетическая безопасность, безопасность личности. Понятие «военная безопасность»12 наряду с созданием условий для мирного и динамичного социально- экономического развития Российской Федерации в новой Стратегии национальной безопасности
10 Одним из стратегических национальных приоритетов при обеспечении национальных интересов Российской Федерации является государственная безопасность (см. пункт 31 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации).
См.: URL: pravo_levonevsky.org.
12 Военная безопасность обеспечивается путем развития и совершенствования военной организации государства и оборонного потенциала, а также выделения на эти цели достаточного объема финансовых, материальных и иных ресурсов. - Примеч. авт.
Российской Федерации используются в контексте стратегических целей обороны (пункт 33).
Категория «военная безопасность» явилась базовой для разработки Военной доктрины Российской Федерации в феврале 2010 года1 , а затем и в декабре 2014 года14. Согласно подп. «а» п. 6 новой Военной доктрины Российской Федерации, военная безопасность - это «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять». Категория «военная безопасность».
В силу своей актуальности категория «военная безопасность» - предмет исследований ряда ученых-юристов. В частности, В.А. Золотарев отмечает, что военная безопасность предусматривает поддержание оборонного потенциала Российской Федерации на уровне, достаточном для обеспечения безопасности страны в случае возникновения кризисных ситуаций в непосредственной близости от границ России, обеспечения эффективной обороны (эффективной защиты интересов России), а также при необходимости для участия в коллективных международных акциях по сдерживанию потенциальной агрессии в отношении других государств15.
В.И. Ярочкин и Я.В. Бузанова определяют военную безопасность как «способность защитить суверенитет, территориальную целостность и население страны от внешних военных угроз»16.
Таким образом, предмет обеспечения военной безопасности всегда рассматривается в связи с предупреждением, пресечением и нейтрализацией военных угроз, реализацией задач и функций по защите личности, общества и государства от военных угроз.
По нашему мнению, сущность безопасности Российской Федерации в военной сфере предполагает прежде всего гарантированное государством состояние общества, характеризующее защищенность его национальных интересов от внешней экспансии, связанной с оказанием насилия со стороны других государств. При этом выделяются четыре основных аспекта безопасности: военно-политический, военно-информационный, военно-технический, военно-экономический. С учетом изложенного военную безопасность можно определить как состояние защищенности национальных интересов от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять.
Там в чем же заключается принципиальное отличие понятий «военная безопасность» и «оборона»? Одинаковы ли они по сущности и содержанию?
Представляется оправданным обратиться в этой связи к доктринальным источникам, то есть к высказанным точкам зрения ученых в области военного права.
13 Утверждена Указом Президента РФ от 5 февраля 2010 г. № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации». (См.: Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 7. - Ст. 724.).
14 Утверждена Указом Президента РФ от 25 декабря 2014 г. № Пр-2976 «Военная доктрина Российской Федерации». (См.: Рос. газ. - 2014. - 30 декабря (№ 298)).
15 См.: Золотарев В.А. Военная безопасность России: политико-правовые проблемы: дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 1999.
16 Ярочкин В.И., Бузанова Я.В. Теория безопасности. - М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. - С. 55.
Так, А.Г. Щербатов справедливо отмечал, что государственная оборона как по своим задачам, так и по современным средствам борьбы должна быть общенародной, при наивысшем напряжении всех государственных сил и средств, и потому понятие о ней гораздо более широкое, чем лишь деятельность в этом направлении правительства и боевая готовность армии и флота 17
К.И. Рыльский определял сущность обороны следующим образом: «Оборона государственная - это защита от внешних врагов благ и интересов государства: его независимости, территориальной неприкосновенности, различных прав и выгод, обеспечивающих
благосостояние народа и осуществление его полити-
18
ческих и культурно-исторических идеалов» .
Современное нормативное определение обороны дается в ст. 1 Федерального закона «Об обороне», где под обороной понимается «система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории».
Военный энциклопедический словарь характеризует обороноспособность как «степень подготовленности государства к защите от агрессии, характеризующейся совокупностью военного, экономического, научного, социального и морально-политического потенциалов»19.
В системе безопасности страны оборона занимает весьма существенное место. Обеспечение обороны входит в компетенцию всех структур военной организации государства. Несмотря на это, статус обороны определен лишь как важнейший внутренний20 составляющий элемент военной безопасности. Это нашло свое отражение при определении понятия «военная безопасность» в новой Военной доктрине Российской Федерации, согласно которой военная безопасность, по существу, является основным понятием и рассматривается по отношению к обороне как общее к частному. Предназначение обороны при этом сводится к реализации такой основной функции государства, как способность отразить внешнюю военную агрессию всей совокупностью находящихся в его распоряжении сил, средств и ресурсов. Тогда как понятие «военная безопасность», помимо указанной функции, включает в себя и дополнительные важные функции - предотвращение внешней агрессии, а также военную защиту конституционного строя.
В связи с изложенным справедливо утверждение А.В. Возженикова, который под военной безопасностью понимает «такое состояние межгосударственных отношений и обороноспособности государства, при котором вероятность войны сводится до минимума, поскольку ни одна из сторон не имеет побудительных мотивов к развязыванию боевых действий против другой стороны и не ставится в условия, требующие значительного развития программ вооружений в целях
17 См.: Щербатов А. Государственная оборона России. - М., 1912.-С. 314.
18 Рыльский К.И. Оборона государственная // Военная энциклопедия: в 18 т. - Петроград, 1914.-Т. XVII.-С. 74.
19 Военный энциклопедический словарь: в 2 т. / редкол.: А.П. Горкин [и др.]. - М.: Большая Российская энциклопедия; РИПОЛ КЛАССИК, 2001. - Т. 2.
20 Основное назначение обороны сводится к совокупности мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. (См.: Статья 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне».)
предотвращения невыгодного для себя положения»21. В этом определении подчеркивается, что обороноспособность выступает лишь элементом военной безопасности. Поэтому понятие «военная безопасность» является более широким, чем понятие «оборона».
Исходя из этого следует заключить, что понятия «оборона» и «военная безопасность» не являются тождественными. Эти термины нельзя употреблять без учета их понятийного содержания, особенно это недопустимо в законотворчестве.
Изучение законодательных и нормативных правовых актов позволяет выделить основные задачи государства и в области обороны, и в области безопасности.
Так, основными задачами государства в области обороны являются22:
- защита суверенитета Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории;
- стратегическое сдерживание, в том числе предотвращение военных конфликтов;
- поддержание состава, состояния боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях обстановки;
- осуществление комплекса дополнительных мероприятий, направленных на снижение уровня угрозы агрессии и повышение уровня боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил и других войск, в целях проведения их мобилизационного и стратегического развертывания;
- поддержание потенциала ядерного сдерживания в установленной степени готовности;
- участие в обеспечении режима военного положения;
- осуществление мероприятий по территориальной обороне, а также выполнение в установленном порядке мероприятий гражданской обороны.
Основные задачи государства в области безопасности 23:
- выявление, предупреждение, пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
- выявление, предупреждение и пресечение актов терроризма;
- борьба с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;
- обеспечение безопасности объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных
21 Возжеников А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. - М., 2000. -
С. 65.
22 См.: Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ; Указ Президента РФ от 25 декабря 2014 г. № Пр-2976 «Военная доктрина Российской Федерации»; и др.
23 См.: Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ; Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности»; Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; и др.
центров, других стратегических объектов, а также безопасности в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок; защита сведений, составляющих государственную тайну;
- осуществление разведывательной деятельности органами внешней разведки;
- обеспечение безопасности органов власти и должностных лиц; и т. д.
В заключение отметим, что исследование юридической литературы и нормативных правовых источников позволил нам установить, что понятия «военная безопасность» и «оборона» тесно взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Сущность данной взаимосвязи заключается в том, что военная безопасность и оборона по своей сути направлены на отражение внешней военной агрессии. При этом рассматриваемые понятия являются юридическими категориями, определяющими области государственной деятельности согласно Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации, имеют собственные предметы и цели деятельности, а также меры по реализации, составляющие их содержание. Это обстоятельство следует учитывать в правотворческой деятельности в области обеспечения безопасности государства, а также непосредственно при планировании и реализации субъектами безопасности мероприятий по защите жизненно важных интересов страны от внутренних и внешних угроз.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
2. Постановление Межпарламентского комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан от 15 октября 1999 г. №9-9 (г. Санкт-Петербург) «О Модельном законе «О безопасности 44». - URL: pravo_levonevsky.org.
3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1997.-№51.-Ст. 5712.
4. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» // Ведомости СНД и ВС РФ.-1992.-№ 15.-Ст. 769.
5. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 15. - Ст. 1269.
6. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»// Собрание законодательства РФ. -
1996. - № 23. - Ст. 2750.
7. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 1. - Ст. 2.
8. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. -
1997. - № 247. - 26 декабря.
9. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 20. - Ст. 2444.
10. Указ Президента РФ от 5 февраля 2010 г. № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2010. - №7. - Ст. 724.
11. Указ Президента РФ от 25 декабря 2014 г. № Пр-2976 «Военная доктрина Российской Федерации» // Рос. газ. - 2014. - 30 декабря (№ 298).
12. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2016.
- № 1 (часть II). - Ст. 212.
13. Военный энциклопедический словарь: в 2 т. / редкол.: А.П. Горкин [и др.]. - М. : Большая Российская энциклопедия : РИПОЛ КЛАССИК, 2001. - Т. 2.
14. Возжеников А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. - М. : ВТИ, 2000.
15. Золотарев В.А. Военная безопасность России: политико-правовые проблемы : дис. ... д-ра юрид. наук.
- М., 1999.
16. Кузнецов А.П. Безопасность при реализации полномочий налоговыми органами // Следователь. 1999. № 8.
17. Кузнецов А.П., Шиканов А.А. Теоретические основы пожарной безопасности в российском уголовном законодательстве: лекция. - Нижний Новгород, 2009.
18. Лещев Е.Н., Цветков Е.Н., Яхонтов Г.П. Основы теории обеспечения государственной безопасности : учебно-метод. пособие. В 2 ч. Ч. II. Безопасность Российской Федерации и ее обеспечение. - М.: МПИ ФСБ России, 2011.
19. Рыльский К.И. Оборона государственная // Военная энциклопедия: в 18 т. - Петроград, 1914. - Т. XVII. -С. 74.
20. Щербатов А. Государственная оборона России. -М., 1912.
21. Ярочкин В.И., Бузанова Я.В. Теория безопасности. - М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.
Рецензия
на статью кандидата юридических наук, доцента Петрова Вячеслава Владимировича на тему: «Теоретико-правовые проблемы разграничения понятий «военная безопасность» и «оборона» в контексте обеспечения безопасности государства»
Актуальность подготовленной к опубликованию статьи Петровым В.В. на тему: «Теоретико-правовые проблемы разграничения понятий «военная безопасность» и «оборона» в контексте обеспечения безопасности государства». Ее значимость определяется тем, что в ней автор предпринял попытку внести определенную ясность в используемый терминологический инструментарий при дефинировании «военная безопасность» и «оборона», в контексте обеспечения безопасности государства. Отметим, что проблема дефинирования в юридической науке уделяется особое внимание. Она становилась предметом многочисленных научных исследований, обсуждалась на различных научных форумах. Объясняется это тем, что с помощью дефинирования познается то или иное явление общественной жизни, его существенные признаки, характеристика особенности. Поэтому важная задача любого исследования заключается в том, чтобы не только изучит предмет исследования, но и дать определение понятий, употребляемых в этой связи. Дефинирование позволяет мысленно выделить предмет по определенным признакам, точно установить сущностную характеристику и в дальнейшем использовать его в процессе мыслительной (в том числе законотворческой) деятельности.
В данной статье автор рассмотрел проблему разграничения понятий «оборона» и «военная безопасность» в контексте обеспечения безопасности государства, то
есть исследовал терминологический инструментарий. Подобное разграничение имеет большое значение для правильного их применения в теории и на практике.
Заслугой автора является проведенный сравнительное изучение правовых источников и различных научных точек зрения по теме исследования, с учетом того обстоятельства, что в настоящее время в законодательстве Российской Федерации и отечественной научной литературе сложились различные подходы к трактовке сущности и содержания общей категории «военная безопасность» и категории «оборона».
В качестве положительного момента следует отметить проведенное исследование понятия «безопасность», разграничение понятий «безопасность государства» и «государственная безопасность». Аргументирован вывод о том, что понятие «безопасность государства» является более широким, чем понятие «государственная безопасность». Определены признаки понятий «военная безопасность» и «оборона».
Научный интерес представляет авторское определение статуса «обороны» как важнейшего внутреннего составляющего элемента «военной безопасности». Положительным следует признать проведенное детальное изучение основных задач в области обороны страны и обеспечения безопасности государства.
Несмотря на наличие принципиальных отличий между понятиями «военная безопасность» и «оборона», с точки зрения их сущности и содержания, автором сделан обоснованный вывод, что указанные категории тесно взаимосвязаны. Обе категории направлены на отражение внешней военной агрессии. Данные юридические категории, определяющие области государственной деятельности, имеют собственные предметы и цели деятельности, а также меры по реализации, составляющие их содержание.
В целом статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, сделанных на основании результатов авторского научно-правового изучения регулирования общественных отношений в сфере обеспечения безопасности государства. Отмечая позитивную сторону положений, изложенных в статье, отметим, что, по моему мнению, содержание статьи несколько шире ее названия, так как военная безопасность является лишь частью безопасности государства. Вместе с тем, полагаем, что данное замечание не отразилось на содержании изложенных положений, а свидетельствует, скорее всего, о проблемности рассматриваемых вопросов.
На основании вышеизложенного, следует сделать вывод о том, что научная статья, подготовленная кандидатом юридических наук, доцентом В.В.Петровым, на тему: «Теоретико-правовые проблемы разграничения понятий «военная безопасность» и «оборона» в контексте обеспечения безопасности государства» соответствует требованиям, предъявляемым к трудам такого рода как по содержанию так и по оформлению, что позволяет рекомендовать данную работу для возможного опубликования в журнале, рекомендованном Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации.
Доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист России, Заслуженный деятель науки РФ А.П. Кузнецов