Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПРИРОДООХРАННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходакова А.А.

В статье рассматриваются научные и доктринальные подходы к определению термина «экологическое образование». Предложен авторский вариант понятия экологического образования. Выделяются его основные признаки, их содержательная сторона. Подчеркивается важное место экологического образования как системообразующего фактора и элемента реализации стратегии устойчивого развития, необходимости внедрения основ экологических знаний на всех уровнях образования. Подчеркивается, что экологическое образование является важным элементом в области просвещения и решения экологических задач, стоящих перед обществом и государством. Определяются основные цели экологического образования, среди которых одной из основных, на взгляд автора, является ориентация на подготовку профессиональных кадров, способных эффективно решать существующие экологические проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ходакова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND LEGAL FOUNDATIONS THE ESSENCE AND CONTENT OF ENVIRONMENTAL EDUCATION

The article considers scientific and doctrinal approaches to the definition of the term "environmental education". The author's approach to the content of the concept of environmental education is offered. Its special features and their content side revealing essence of ecological education are distinguished. The important place of environmental education as system forming factor and fundamental element within the framework of sustainable development strategy realization and necessity of introducing the basics of environmental knowledge within the framework of all levels of education is underlined. It is stressed that environmental education is an important element of education and solving environmental tasks of the society and the state. The main goals of ecological education are defined among which one of the main goals is, in the author's opinion, orientation on preparation of professional staff, capable to solve existent ecological problems effectively.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

2023

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия D

УДК 349.6 DOI 10.52928/2070-1632-2023-63-1-144-147

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.А. ХОДАКОВА (Белорусский государственный университет, Минск)

В статье рассматриваются научные и доктринальные подходы к определению термина «экологическое образование». Предложен авторский вариант понятия экологического образования. Выделяются его основные признаки, их содержательная сторона. Подчеркивается важное место экологического образования как системообразующего фактора и элемента реализации стратегии устойчивого развития, необходимости внедрения основ экологических знаний на всех уровнях образования. Подчеркивается, что экологическое образование является важным элементом в области просвещения и решения экологических задач, стоящих перед обществом и государством. Определяются основные цели экологического образования, среди которых одной из основных, на взгляд автора, является ориентация на подготовку профессиональных кадров, способных эффективно решать существующие экологические проблемы.

Ключевые слова: экологическое образование, природоохранительное просвещение, экологическое просвещение, природоохранное просвещение, экологическая культура.

Введение. Современный этап функционирования нашего общества предъявляет все более высокие требования к его дальнейшему развитию и совершенствованию, определяя принципиально новые подходы ко всем сферам жизнедеятельности. Одной из ключевых задач государства на сегодняшний день является достижение более высокого уровня образования и правовой культуры, а также нейтрализация различных правонарушений, в том числе, экологических. Среди мер, направленных на реализацию этой задачи, существенное место отводится оптимизации экологического образования, воспитания и просвещения, ориентирующих отдельную личность и общество в целом на полезные и рациональные взаимоотношения с окружающей природной средой. Актуальность исследования связана с отсутствием правовой регламентации термина «экологическое образование» и необходимостью выработки единого подхода к его пониманию.

Целью исследования является выявление содержательных аспектов термина «экологическое образование» и выделение его основных признаков. Объектом исследования являются правоотношения, связанные с реализацией основных принципов устойчивого развития в контексте экологического образования личности. Предмет исследования - научно-правовые взгляды (доктринальные подходы) к определению термина «экологическое образование».

Основная часть. Экологическое образование представляет собой системообразующую категорию, являясь одним из элементов фундамента частно-правовой и публично-правовой сфер. В последнее время проблематика определения сущности экологического образования и его содержательных аспектов привлекает все больше внимания различного рода исследователей. Фактически одновременно усиливается интерес к процессам нормотворчества и правоприменения в рамках реализации стратегии устойчивого развития. В этой связи вопросы определения понятия и сущности экологического образования, включая унификацию законодательства, представляются весьма актуальными.

Понятие любого правового явления характеризует его сущность, определяет основные признаки. В литературе наблюдается разнообразие теоретико-правовых подходов к термину «экологическое образование», а среди ученых нет единства мнений относительно данного термина и сущности его правовой природы. Прежде всего отмечается, что экологическое образование начало формироваться из исследований по охране природы. При этом сам термин «экологическое образование» прошел длительный путь возникновения, развития и трансформации. На его формирование повлияли такие категориальные понятия, как «природоохранительное просвещение», трансформировавшееся в термин «природоохранительное образование», а в последующем - «экологическое образование». Среди авторов, занимающихся изучением специфики указанного термина и процессов его формирования и развития, можно отметить С.Н. Глазычева, который изначально обозначил соответствующие правоотношения понятием «природоохранительное просвещение», понимая под ним «... множественность социальной деятельности, которая признается в случае необходимой осмысленной организации охраны природы, то есть восприятия природоохранительного просвещения в виде интегративных формирований в интересах государства и каждой личности отдельно» [1, с. 33]. В свою очередь А.В. Мушич-Громыко выделила термин «экологическое просвещение», понимая под ним «.генерирование такой модели личности, которая смогла бы внести существенный вклад в решение экологических проблем»1. Д.М. Гвишиани, исследуя природоохранное образование, отмечал, что его главной целью является обязанность сформировать у каждого человека необходимый базис знаний по поводу пользования условиями и ресурсами природы, осмысленное и рациональное управление окружающей средой и её улучшение2. А.В. Миронов понимает под экологическим образованием развитие у основной

1 URL: http://sociosphera.com/files/conference/2012/k-25-5-12.pdf.

2 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38546562.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ НА УКИ. Юридические науки

№ 1(63)

части интеллектуального общества высокой экологической культуры во всех областях человеческой деятельности, связанной с познанием, освоением, преобразованием природы. В.Б. Калинин отмечает, что экологическое образование представляет собой «...обучение и воспитание для решения социально-экологических вызовов, деятельное стремление жить в гармонии с людьми и природой, чтобы обеспечить высокий уровень качества жизни не только настоящим, но и будущим поколениям»3.

Следует отметить, начиная с 2000-х гг. начала происходить поэтапная модернизация отношения к содержанию экологического образования в соответствии с принципами и целями устойчивого развития [ 2, с. 10-16]. В числе авторов, посвятивших свои работы изучению понятия экологического образования, можно отметить Н.В. Левченко, который определяет его как «... непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориен-таций, поведения и деятельности» [3]. В свою очередь, Т.А. Бабакова определяет экологическое образование как «образование для устойчивого развития через призму экологического самосознания личности». Под ним автор понимает «систему суммарных взглядов, убеждений, стремлений, ценностных ориентаций человека, отражающих понимание им необходимости коэволюционных отношений в системе "человек - общество - природа" и определяющих направленность его деятельности на достижение гармонии в этой системе, устойчивое ее развитие» [4, с. 4]. Такие авторы, как И.Д. Зверев, Л.П. Салеева рассматривают «экологическое образование» как «.воздействие, направленное на личность с целью формирования ее мировоззрения, осознанного отношения к окружающей природной среде, вооружение человека экологическими знаниями, умениями, навыками. Экологическое образование определяется такими понятиями, как «сознание - мышление - знание и деятельность» [2, с. 15]. Д.Ж. Маркович определяет экологическое образование как «..процесс приобретения и углубления знаний об экологических проблемах, причинах их возникновения, необходимости и возможностях их решения»4. Ю.Л. Хотун-цев и Н.И. Нагибин отмечают, что «экологическое образование - это формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, направленных на воспитание моральной ответственности личности за состояние окружающей среды, осознание необходимости постоянной заботы о ней» [5, с. 54]. Как процесс и результат усвоения ценностей, экологических и этических норм и систематизированных знаний, обеспечивающих становление экологического сознания, необходимое условие выполнения человеком функций закономерного изменения в природной среде определяет экологическое образование И.Т. Суравегина [6, с. 20]. В.Г. Рыжавская дает определение экологического образования в качестве «комплексной, непрерывной и всеобщей системы специальных экологических знании", умении" и ценностей, а также процесса развития личности, обучения, воспитания, самообразования и накопления опыта, направленного на формирование ценностных ориентации, поведенческих норм и специальных знании" по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности, на чем основывается ответственность личности за сохранение окружающей среды» [7, с. 185-188]. Экологическое образование по мнению С.А. Балашенко и О.В. Мороза «.представляет собой процесс и результат овладения знаниями, умениями и навыками в сфере состояния окружающей среды, воздействия на окружающую среду, а также последствий ее изменения» [8, с. 262]. Несколько иначе экологическое образование определяют А.С. Бейсенова и Ж.Б. Шилдебаева, полагая, что «.экологическое образование подразумевает процесс разъяснения подрастающему поколению самых оптимальных путей гармоничных сочетаний человеческого общества, окружающей среды и природы, при этом особое внимание уделяется воспитанию нового гуманного поколения, обладающего высокой экологической культурой, которое любит и может защитить природу в процессе оптимального использования ее ресурсов» [9, с. 134-141].

Впервые на конференции, прошедшей в США (Невада), в 1970 г. был предложен вариант термина «экологическое образование». Вопрос об определении данного понятия стал предметом обсуждения как в юридической литературе и доктрине, так и в программных документах ряда международных конференций. В рамках конференции 1970 г. «экологическое образование» сформулировали как «процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, нужных для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и биофизическим окружением». Экологическое образование должно было включать в себя развитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработку поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды. По мнению Finnish National Commission for UNESCO (1974) экологическое образование является способом достижения целей охраны окружающей среды5, это не отдельная наука или дисциплина, которая должна осуществляться согласно принципу интегрированного образования. В «Повестке дня на XXI век» (1992) термин «экологическое образование» был определен как процесс и результат усвоения экологических и этических норм, ценностей и отношений, навыков и образа жизни, которые требуются для обеспечения устойчивого развития6. В частности, Межпарламентская Ассамблея СНГ определяет экологическое образование как «процесс обучения, воспитания, развития личности и населения, самообразования и накопления опыта, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний по охране окружающей среды, природопользованию и обеспечению экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности»

3 URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=41723455.

4 URL: http://ecsocman.hse.ru/data/432/785/1219/2-markovich.pdf.

5 URL: https://www.infoeco.ru/assets/f/kontseptsia.pdf.

6 URL: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/pdf/agenda21.pdf.

2023

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия Б

На наш взгляд, вышеприведенный анализ теоретико-правовых подходов к определению термина «экологическое образование» позволяет говорить о нечеткости и неполноте сформулированных понятий. По нашему мнению, под экологическим образованием следует понимать непрерывный процесс обучения, воспитания и формирования экологической культуры личности, связанный с получением знаний об основных закономерностях развития окружающей (природной) среды, реализуемый, в том числе, посредством экологического просвещения, способствующий сохранению природы в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности человека. Представляется, что предложенное нами определение наиболее четко и полно отражает основные его признаки и характеристики. В частности, «непрерывность экологического образования» предполагает развитие личности в процессе освоения всех уровней образования, включая дополнительное. Данный признак вытекает из концепции устойчивого развития - «образование через всю жизнь». «Формирование экологической культуры личности и получение экологических знаний» вытекает из Закона об охране окружающей среды и указывает на то, что формирование экологической культуры происходит через просвещение посредством распространения экологической информации. Поскольку в настоящее время реализация хозяйственной деятельности человека существенно влияет на окружающую среду, обостряется необходимость в развитии и внедрении экологических знаний, решении глобальных и конкретных экологических проблем, связанных с осуществлением такой деятельности.

Заключение. Вышеизложенное позволяет отметить, что изучение экологического образования предоставит возможность системной интеграции знаний различных областей наук о природе, обществе и человеке [10, с. 39]. На наш взгляд, характеристика теоретико-правовых подходов к понятию экологического образования позволяет утверждать, что оно представляет собой непрерывный процесс, связанный с воздействием на человека в целях формирования его мировоззрения, осознания ценности окружающей среды и получения практических навыков для решения задач, относящихся к сохранению её качества, рационального использования природных ресурсов и взаимосвязи человека с окружающей средой. Основной целью экологического образования должно стать развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды, а также повышение уровня эколого-правовой культуры и развитие экологического воспитания личности. Цель экологического образования предполагает решение ряда соответствующих задач, к числу которых мы относим:

- повышение образовательного уровня каждого человека в рамках экологического образования;

- совершенствование качества экологического образования, отвечающего потребностям развития личности, общества, основным направлениям и целям устойчивого развития;

- обновление содержания и систематизация учебных программ, научно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса в целях реализации принципа экологической направленности образования;

- повышение уровня эколого-правовой культуры и экологического воспитания;

- обеспечение и совершенствование механизмов экологического воспитания общества.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, мы приходим к следующим выводам:

1. Экологическое образование представляет собой своего рода способ предоставления знаний, а экологическое просвещение - возможный вариант их распространения.

2. Важной целью экологического образования является ориентация на подготовку профессиональных кадров, способных эффективно решать существующие экологические проблемы.

3. Экологическое образование является средством реализации экологического просвещения и направлено на получение специальных знаний, необходимых для реализации соответствующей информации и её распространения.

4. Экологическое образование является своего рода методом, способствующим экологическому просвещению.

5. Наличие экологических знаний позволит обществу и каждому человеку в отдельности анализировать, прогнозировать и модернизировать механизмы, направленные на сохранение окружающей среды и тем самым способствовать решению значимых экологических проблем.

6. По нашему мнению, под экологическим образованием следует понимать непрерывный процесс обучения, воспитания и формирования экологической культуры личности, связанный с получением знаний об основных закономерностях развития окружающей (природной) среды, реализуемый, в том числе, посредством экологического просвещения, способствующий сохранению природы в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя: исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. - М.: Современный писатель, 1998. - С. 33.

2. Каропа Г.Н. Экологическое образование школьников: ведущие тенденции и парадигмальные сдвиги. - Минск: НИО, 2000. - 210 с.

3. Левченко Н.В. Экологическое образование: классификация теоретико-методологических подходов // Ойкумена. - 2016. -№ 1. - С. 109-116.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ НА УКИ. Юридические науки

№ 1(63)

4. Бабакова Т.А. Проблема становления научного экологического мировоззрения обучающихся // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф. -Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2017. - Ч. I. - С. 4.

5. Хотунцев Ю.Л., Нагибин Н.И. Экологическое образование на уроках технологии // Экологическое образование. - 2009. -№ 1. - С. 52-56.

6. Суравегина И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01; Моск. пед. гос. ун-т. - М., 1986. - 35 с.

7. Рыжавская В.Г. Понятие и признаки экологического образования по законодательству Республики Беларусь // Приоритетные направления развития экологического, земельного и аграрного права: материалы Респ. круглого стола, приуроч. к юбилею д-ра юрид. наук, проф. Т.И. Макаровой / редкол.: С.А. Балашенко. - Минск: Изд. центр БГУ, 2017. - С. 185-188.

8. Балашенко С.А., Мороз О.В. Экологическое образование // Белорус. юрид. энцикл.: в 4 т. / БГУ, Юрид. фак.; редкол.: С.А. Балашенко. - Минск, 2013. - Т. 4: Т-Я. - С. 262.

9. Бейсенова А.С., Шилдебаева Ж.Б. Концепция экологического образования и воспитания в системе общего образования Республики Казахстан // Высш. шк. Казахстана. - 2002. - № 1. - С. 134-141.

10. Попелицкая С.А., Порошина С.В., Кузичева Т.П. Концепция экологического образования в современном обществе // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2017. - Ч. I. - С. 39.

Поступила 09.03.2023

THEORETICAL AND LEGAL FOUNDATIONS THE ESSENCE AND CONTENT OF ENVIRONMENTAL EDUCATION

A. KHODAKOVA (Belarusian State University, Minsk)

The article considers scientific and doctrinal approaches to the definition of the term "environmental education ". The author's approach to the content of the concept of environmental education is offered. Its special features and their content side revealing essence of ecological education are distinguished. The important place of environmental education as system forming factor andfundamental element within the framework ofsustainable development strategy realization and necessity of introducing the basics of environmental knowledge within the framework of all levels of education is underlined. It is stressed that environmental education is an important element of education and solving environmental tasks of the society and the state. The main goals of ecological education are defined among which one of the main goals is, in the author's opinion, orientation on preparation of professional staff, capable to solve existent ecological problems effectively.

Keywords: environmental education, environmental education, environmental education, environmental education, environmental culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.