Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдеева Елена Викторовна, Штрекер Нина Юрьевна

Тематика статьи носит теоретико-методологический характер. Применительно к нашей стране, экологизация образования является проблемой современного российского образования в целом. Актуальность и значимость данного вопроса продиктована приоритетными направлениями государственной политики. В статье дан краткий ретроспективный анализ этапов развития экологического образования в России. Периодизация приведена с позиций классического подхода. Приведена «эволюция» взглядов на экологическое образование в стране. Показана значимость непрерывного экологического образования и просвещения. Также раскрывается смысл понятия экологизации системы образования на основе идей образования для устойчивого развития. Экологизация содержания образования, по мнению авторов, является не только ведущей составляющей всего процесса экологизации. Она может быть рассмотрена и как главное средство достижения целей экологического образования. Приводится обзорная аналитическая информация по проблеме типологии экологизации содержания образования в образовательных учреждениях. Показана необходимость поэтапного формирования компонентов экологической культуры личности. При этом с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и высшего образования особо значимым является формирование экологической компетентности обучающихся. Наиболее значимой характеристикой последней в свете концепции устойчивого развития выступает аксиологическая компонента. В качестве одного из возможных способов решения проблемы экологизации содержания образования авторы предлагают ее рассмотрение с позиций экологической педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Авдеева Елена Викторовна, Штрекер Нина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGIZATION OF THE CONTENT OF EDUCATION AS A COMPONENT OF THE PROBLEM OF CONTINUOUS ENVIRONMENTAL EDUCATION

The subject of the article is designated as a theoretical and a methodological in nature. In relation to our country, the greening of education is a problem of modern Russian education in general. The relevance and significance of this issue is dictated by the priority directions of state policy. The article provides a brief retrospective analysis of the stages of development of environmental education in Russia. Periodization is given from the standpoint of the classical approach. The «evolution» of views on environmental education in the country is given. The importance of continuous environmental education and enlightenment is shown. The meaning of the concept of ecologization of the education system bazed on the ideas of education for sustainable development is also revealed. The greening of the content of education, according to the authors, is not only the leading component of the whole process of greening. It can also be considered as the main means of achieving the goals of environmental education. An overview of analytical information on the problem of the typology of ecologization of the content of education in educational institutions is provided. The necessity of step-by-step formation of components of the ecological culture of the individual is shown. At the same time, taking into account the requirements of the Federal State Educational Standards of basic general and higher education, the formation of environmental competence of students is particularly important. The most significant characteristic of the latter in the light of the concept of sustainable development is the axiological component. As one of the possible ways to solve the problem of greening the content of education, the authors propose to consider it from the standpoint of environmental pedagogy.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 378.1

аспирант кафедры педагогики, учитель Авдеева Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга), Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №9 имени К.Э. Циолковского» г. Калуги (г. Калуга); доктор педагогических наук, профессор Штрекер Нина Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Тематика статьи носит теоретико-методологический характер. Применительно к нашей стране, экологизация образования является проблемой современного российского образования в целом. Актуальность и значимость данного вопроса продиктована приоритетными направлениями государственной политики. В статье дан краткий ретроспективный анализ этапов развития экологического образования в России. Периодизация приведена с позиций классического подхода. Приведена «эволюция» взглядов на экологическое образование в стране. Показана значимость непрерывного экологического образования и просвещения. Также раскрывается смысл понятия экологизации системы образования на основе идей образования для устойчивого развития. Экологизация содержания образования, по мнению авторов, является не только ведущей составляющей всего процесса экологизации. Она может быть рассмотрена и как главное средство достижения целей экологического образования. Приводится обзорная аналитическая информация по проблеме типологии экологизации содержания образования в образовательных учреждениях. Показана необходимость поэтапного формирования компонентов экологической культуры личности. При этом с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и высшего образования особо значимым является формирование экологической компетентности обучающихся. Наиболее значимой характеристикой последней в свете концепции устойчивого развития выступает аксиологическая компонента. В качестве одного из возможных способов решения проблемы экологизации содержания образования авторы предлагают ее рассмотрение с позиций экологической педагогики.

Ключевые слова: экологизация, экологизация системы образования, экологическое образование в интересах устойчивого развития, экологическая компетентность, экологическая культура.

Annotation. The subject of the article is designated as a theoretical and a methodological in nature. In relation to our country, the greening of education is a problem of modern Russian education in general. The relevance and significance of this issue is dictated by the priority directions of state policy. The article provides a brief retrospective analysis of the stages of development of environmental education in Russia. Periodization is given from the standpoint of the classical approach. The «evolution» of views on environmental education in the country is given. The importance of continuous environmental education and enlightenment is shown. The meaning of the concept of ecologization of the education system bazed on the ideas of education for sustainable development is also revealed. The greening of the content of education, according to the authors, is not only the leading component of the whole process of greening. It can also be considered as the main means of achieving the goals of environmental education. An overview of analytical information on the problem of the typology of ecologization of the content of education in educational institutions is provided. The necessity of step-by-step formation of components of the ecological culture of the individual is shown. At the same time, taking into account the requirements of the Federal State Educational Standards of basic general and higher education, the formation of environmental competence of students is particularly important. The most significant characteristic of the latter in the light of the concept of sustainable development is the axiological component. As one of the possible ways to solve the problem of greening the content of education, the authors propose to consider it from the standpoint of environmental pedagogy.

Key words: ecologization, ecologization of the education system, environmental education in the interests of sustainable development, environmental competence, environmental culture.

Введение. Большинство современных проблем в сфере образования являются отражением социальных, экономических, политических, экологических противоречий. Неотъемлемым механизмом их решения является продуманное преобразование его содержания, методологии, технологий. Государственная образовательная политика сейчас должна учитывать приоритетность устойчивого развития общества и безопасность страны. Достижение стратегической цели государственной политики в области экологического развития обеспечивается решением основных задач, наиболее значимой из которых является формирование экологической культуры обучающихся, развитие экологического образования и воспитания [1, 2]. В связи с этим экологизация содержания образования определена как проблема, решение которой приведет, в том числе, и к решению задач федерального масштаба.

Изложение основного материала статьи. С 1970-х гг. прошлого века, с момента выделения экологического образования в разряд основных средств гармонизации взаимодействия человека и природы организациями ЮНЕСКО и ООН, непрерывное экологическое образование населения во многих развитых странах обозначено как центральная проблема. Эти вопросы находятся под контролем государства и соответствующих социальных институтов.

В России с января 2002 г. законодательно установлено всеобщее обязательное непрерывное экологическое образование подрастающего поколения, учащейся молодежи и экологическое просвещение всего населения РФ [1]. Этому также способствовало вхождение России в европейское образовательное пространство. В целом стоит отметить, что отечественное экологическое образование имеет глубокие корни, опирается на богатые традиции естественнонаучного образования, но при этом не занимает приоритетного положения во всей системе образования.

О периодизации экологического образования и подходах к ее классификации в своих работах пишут Н.А. Бирюкова, Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, Б.Г. Иоганзен, О.Н. Пономарева, Л.В. Попова, Е.М. Скурихина и др. Авторами выделены три подхода к выбору критериев периодизации. Классический - выделяет периоды, которые основаны на различии политического режима, идеологии, и основными критериями периодизации определяет потребности общества к экологическому обучению и воспитанию, а также развитие нормативно-правовой базы образования и науки. В отличие от первого подхода, неклассический и постнеклассический подходы при выделении периодов развития и становления экологического образования опираются не на внешние факторы, а на движущие силы логики развития содержания образования. Последние два подхода не получили широкого распространения у исследователей и встречаются в работах единично [5, 6, 9].

Согласно классическому подходу, экологическое образование в нашей стране прошло три периода развития, характеризующихся сменой парадигм в такой последовательности:

1. Дореволюционный период (конец XVIII в. - начало ХХ в.) - это становление естественнонаучного образования в России в целом. В нем принято выделять два этапа: 1) до середины XIX в. - просветительский, характеризующийся «иллюстративными» методами обучения. Естественнонаучные знания включаются в учебные планы высших, а затем средних и начальных учебных заведений страны. Происходит активное развитие биогеографии и биоэкологии, живые и неживые предметы и явления природы рассматриваются в их единстве, взаимодействии и взаимозависимости (А.Н. Бекетов,

B.И. Вернадский, Д.Н. Кайгородов, А.О. Ковалевский, Г.Ф. Морозов, К.Ф. Рулье, Н.А. Северцов, В.Н. Сукачев, К.А. Тимирязев и др.). Постепенно идеи «эволюционизма», идеи связи живого с окружающей средой находят отражение и в подходах к изучению природы. 2) Со второй половины XIX века определяющим становится «исследовательский» характер изучения природы и использование природных объектов для воспитания нравственного, бережного отношения к природе, умения прочувствовать ее красоту. Эти вопросы нашли отражение в трудах целого ряда педагогов второй половины XIX - начала ХХ вв. (Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, А.Я. Герд, П.Ф. Каптерев, Н.А. Корф, Д.Д. Семенов, Д.И. Тихомиров). О незаменимой роли общения с природой в воспитании человека говорил К.Д. Ушинский. Он называл природу одним из лучших воспитателей человека. Благодаря работам Д.Н. Кайгородова и В.В. Половцева были введены «целокупный» подход и учебные экскурсии как средства формирования целостного восприятия природы. Термин «экологическое образование» понимался в буквальном смысле и был созвучен английскому - «ecology education». Таким образом, к началу XX века были сформулированы теоретические основы экологического подхода в преподавании естественных наук.

2. Советский период (1920-1990-е гг.) - можно охарактеризовать как природоохранное экологическое образование и просвещение («environmental education»). Включал в себя три этапа: до 1940-х гг. - начало экологизации образования; приоритет отдается познавательной и практической экологической деятельности; с 1940-х-1970 гг. - начало международного взаимодействия в области охраны окружающей среды, принятие ряда законов и постановлений в стране в области природоохранного просвещения; с 1980-х гг. - закладываются нормативно-правовые основы для создания системы непрерывного экологического образования. На начальных этапах перед школой ставилась задача по изучению местного края, при этом усиливалось внимание к практическим, исследовательским и лабораторным работам. Несмотря на то, что экологический компонент обучения и воспитания практически всегда реализовывался на базе учебных предметов «Биология» и «Природоведение», он получил развитие во взаимосвязи с трудовым, эстетическим и этическим воспитанием [6, С. 66]. На втором этапе такими педагогами, как Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, И.А. Рыков, Б.Е. Райков выполняются разработки в области методики природоохранного обучения и воспитания, природоохранительного просвещения населения.

После Конференции ООН по окружающей среде в г. Стокгольме (1972 г.) в педагогике нашей страны сформировалась самостоятельная отрасль знания - теория и методика экологического образования, целью которой является разработка задач, содержания, форм, принципов, методов и средств экологического образования. В этот период получили развитие такие формы работы, как юннатское движение, школьные лесничества, учебные экологические тропы, бригады по озеленению и благоустройству территорий, а также кружки по изучению и исследованию различных природных объектов, которые зачастую работали с привлечением преподавателей вузов на базе биостанций. Так стало складываться понимание значимости непрерывного экологического образования в России.

3. Современный период (конец 1990-х гг. и по настоящее время) - выделяется вследствие модернизации отечественного образования с учетом интеграции в мировое пространство, а также с тенденцией перехода общества к модели устойчивого развития окружающей среды и человечества в целом. Концепция устойчивого развития («Sustainable development») была предложена Международной комиссией по окружающей среде и развитию в докладе «Наше общее будущее» (1987 г.) в качестве стратегического решения проблемы невозможности дальнейшего экономического роста без учета экологических и социально-экономических последствий. В 1992 г. на второй Конференции ООН по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро) программа действий по реализации концепции устойчивого развития («Повестка дня на ХХ! век») была одобрена главами большинства стран мира, включая Россию. На прошедшем в 2015 г. Саммите ООН по устойчивому развитию были приняты 17 целей устойчивого развития, решить которые человечеству необходимо к 2030 году. Четвертая из приведенных целей признает важность получения образования в интересах устойчивого развития и воспитания граждан мира [8].

В начале данного периода, в 90-х гг., в отечественных школах на несколько лет вводится предмет «Экология», и, в связи с этим, разрабатываются программы по подготовке учителей экологии в педагогических вузах страны. Цель общего экологического образования определяется на основе «Концепции общего среднего экологического образования (1994 г.)» и сводится к «воспитанию экологически ответственной личности» [6, С. 68]. Стоит отметить, что содержание курса «Экология» (применительно к основному и среднему образованию) тех лет, как правило, имело углубленный научный биоэкологический и геоэкологический характер, гуманитарная и социальная составляющая были представлены недостаточно. При этом методическая база экологического образования оставалась производной от методической системы преподавания естествознания и биологии.

Содержанию, формам и методам экологического образования разных уровней в конце прошлого столетия посвящены исследования многих ученых: Н.Д. Андреевой, Н.М. Верзилина, С.Н. Глазачева, И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, И.Н. Пономаревой, И.Т. Суравегиной, Д.И. Трайтака, Н.М. Черновой, Э.Ю. Шапокене и др. Накопленный опыт в области экологического образования привел к пониманию необходимости его опоры на философию экологического образования, философию устойчивого развития. Возникло понятие «экологическое образование для устойчивого развития», концептуально-педагогические основы которого разработаны в трудах С.В. Алексеева,

C.Н. Глазачева, В.И. Данилова-Данильяна, Н.М. Мамедова, Н.Н. Моисеева, Н.Ф. Реймерса, А.Д. Урсула, А.В. Яблокова, Г.А. Ягодина и др. Отметим, что результатом экологического образования большинство ученых конца ХХ - начала XXI века признают становление экоцентрического сознания и мышления, формирование экологической культуры личности. В связи с этим получает развитие теория и методика экологического воспитания, исследуется аксиологический аспект экологического образования (И.Д. Зверев, Г.П. Иванова, Л.В. Моисеева и др.).

В начале XXI века цель экологического образования для устойчивого развития озвучивается в связи со сменой образовательной парадигмы -перехода от передачи знаний и навыков, необходимых для жизни в современном обществе, к опережающей модели образования и формулируется как «формирование у молодежи готовности действовать и жить в быстроменяющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем и социальных структур» [4, С. 5]. Данная результативно-целевая основа обозначена в РФ в «Концепции общего экологического образования для устойчивого развития» (2010 г.), а также в «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (2012 г.) [2].

В результате произошедших изменений в понимании смыслов экологического образования произошла переоценка подходов к отбору его содержания: была выявлена необходимость его выхода за рамки образования в области частно-научных экологических знаний. В современном обществе экологическое образование призвано осуществлять мировоззренческие, методологические и аксиологические функции. В системе результатов такого образования должна происходить последовательная (закономерная) надстройка экологических характеристик личности [3, С. 126]. Итогом данного периода развития стало признание необходимости экологизации всей системы непрерывного образования.

В «Социально-экологическом словаре» дается следующее определение экологизации: «экологизация - понятие, раскрывающее процесс проникновения экологического подхода, экологических принципов в различные виды и сферы жизнедеятельности людей. Суть этого феномена в науке состоит в выявлении и обследовании связей, существующих между изучаемым той или иной естественнонаучной или социально-экономической наукой объектом и окружающей его средой» [12].

Экологизация системы образования (по Н.М. Мамедову) - это характеристика тенденции проникновения экологических идей, понятий, принципов, подходов в другие дисциплины, а также подготовка экологически грамотных специалистов самого различного профиля [4, С. 11]. Характерной особенностью данного процесса является проникновение современных экологических идей и ценностей во все сферы общества. Именно такое понимание сущности и результатов экологизации образования переводит экологическое образование, по мнению академика Н.Н. Моисеева, на третий -концептуальный уровень развития (согласно пониманию ученого, первый уровень обозначен природоохранным, второй -научным) [11]. Данную точку зрения в своих работах разделяют также и С.Н. Глазачев, Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, Д.Н. Кавтарадзе, И.Т. Суравегина, Г.А. Ягодин и др.

Согласно концепции Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и высшего образования и компетентностной модели процесса обучения, для раскрытия содержания образования могут быть использованы предметная, метапредметная и аспектная структуры. Применительно к экологическому образованию могут быть использованы и используются все три типа структур [7, С. 240]. В отечественном образовании наибольшее распространение получила предметная и метапредметная экологизация содержания образования. Структура аспектной (смысловой) экологизации в образовании еще не сложилась, но данный тип содержания образования представляется наиболее приемлемым в процессе реализации содержания экологического образования для устойчивого развития третьего, концептуального уровня.

Выводы. Из вышесказанного следует, что содержание современного экологического образования должно быть интегрированным, приводить к формированию «трехмерного» мышления обучающихся, которое следует понимать как умение сбалансировать экологические, социальные, экономические интересы и рассмотреть любую ситуацию, предмет через призму естественнонаучного, социально-гуманитарного и технического знания. Экологическое образование должно изучать причины и следствия противоречий, сложившиеся в системе «человек-природа-общество» с учетом идей образования для устойчивого развития и непременно опираться на ценностную компоненту, постоянное обращение к которой в конечном итоге приведет к формированию экологического императива на базе сформированной экологической компетентности, а в дальнейшем экологической культуры и ментальности личности.

На наш взгляд, выявление знаний о взаимоотношениях человека, общества и природы в системе знаний о воспитании человека как нельзя лучше раскрывает экологическая педагогика, которая по сути своей и возникла в результате междисциплинарной интеграции педагогики, социальной экологии и экологической психологии [3, С. 125]. При этом важно отметить, что экологическое образование с позиций экологической педагогики рассматривается как концептуальное связующее звено в системе непрерывного образования.

Учитывая слабую разработанность аспектной структуры экологизации содержания образования и ее значимость в контексте формирования аксиологической составляющей, а также тот факт, что предметная и метапредметная экологизация содержания не позволяет в полной мере эту составляющую реализовать, отметим, что «проблема экологизации содержания образования» все еще остается методологической проблемы педагогики.

Литература:

1. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]: Федер. закон от 10.01.02 №7-ФЗ: принят Гос. Думой 20 дек. 2001 г.: одобрен Советом Федерации 26 дек. 2001 г.: [ред. от 31.07.2020]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/1ebe1ae0326a8d353aaca601ee8fb927f82dc79d/ (дата обращения 22.11.2021).

2. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: утвержден Президентом РФ 30.04.2012 г. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129117/ (дата обращения 22.11.2021).

3. Авдеева, Е.В. Экологическая компетентность в системе высшего педагогического образования: сущность, подходы, структура / Е.В. Авдеева, Н.Ю. Штрекер // Вестник Саратовского областного института развития образования. -2021. - №1. - С. 124-128.

4. Арсланов, Т.А. Модель формирования экологической компетентности обучающихся: учебно-методическое пособие / Т.А. Арсланов, А.А. Евсеева, Е.В. Авдеева. - Калуга: Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. - 51 с.

5. Бирюкова, Н.А. Становление и развитие системы непрерывного экологического образования в России: диссертация ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Бирюкова Наталья Анатольевна. - Москва, 2006. - 311 с.

6. Дзятковская, Е.Н. Образование для устойчивого развития в школе. Культурные концепты. «Зеленые аксиомы». Трансдисциплинарность: монография / Е.Н. Дзятковская - М.: Образование и экология, 2015. - 328 с.

7. Дзятковская, Е.Н. Экологизация предметного содержания как порождение его новых значений и смыслов / Е.Н. Дзятковская, Е.Г. Уварова // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социальные и естественные науки. - 2013. - №2-3. - С. 235-246.

8. Европейская экономическая комиссия ООН (UNECE. Sustainable development goals): сайт. - 1995. - URL: https://unece.org/environment-policy/education-sustainable-development/ (дата обращения: 27.12.2021).

9. Захаров, В.Б. Развитие теории и практики непрерывного биологического образования в России: диссертация .д-ра пед. наук: 13.00.01 / Захаров Владимир Борисович. - Москва, 2004. - 362 с.

10. Мамедов, Н.М. Культура, экология, образование / Н.М. Мамедов. - М.: РЭФИА, 1996. - 52 с.

11. Моисеев, Н.Н. Универсум. Информация. Общество / Н.Н. Моисеев. - М.: Устойчивый мир, 2001. - 200 с.

12. Социально-экологический словарь (русско-французский) = Distionnaire socio-écologique (russe-franсais) / И.Н. Ремизов, Н.И. Осадчий, Ю.М. Перов, Н.И. Ремизова / Отв. ред. И.Н. Ремизов. - М.: Былина, 2002. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.