Научная статья на тему 'Социокультурная направленность как методологический подход к экологизации содержания образования учителя'

Социокультурная направленность как методологический подход к экологизации содержания образования учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ИДЕИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ / НРАВСТВЕННЫЙ ИМПЕРАТИВ / ЕCOLOGIZATION / EDUCATIONAL CONTENT / SOCIOCULTURAL ORIENTATION / METHODOLOGICAL APPROACH / IDEAS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ECOLOGICAL IMPERATIVE / MORAL IMPERATIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халудорова Любовь Енжаповна

Автором статьи представлен результат исследования проблемы социокультурной направленности как методологического подхода к экологизации содержания образования учителя. Актуальность рассматриваемой проблемы экологизации содержания образования учителя обусловлена глобальными вызовами современности и изменениями, происходящими в мире, обществе, образовании, в целом, и экологическом образовании, в частности. Во введении дается объяснение о том, с какой целью было проведено данное исследование. В статье также представлены методология, методы, результаты исследования. Предпринята попытка определить ряд задач, которые необходимо решить на методологическом и методическом уровнях. В статье рассматривается вопрос придания экологизации содержания образования учителя социокультурной направленности. Для раскрытия этого вопроса автором статьи проанализированы понятия: «экологизация», «содержание образования», «социокультурная направленность», «методологический подход», выявлены их основные признаки, особенности. Особое внимание уделяется более глубокому осмыслению социокультурной направленности как методологического подхода, рассматривается история развития этого вопроса. Новизна исследования видится в том, что содержание образования учителя обогащается идеями и ценностями устойчивого развития, образования в интересах устойчивого развития, что выводит сферу экологизации содержания образования за пределы естественнонаучной области. Делается вывод о том, что социокультурная направленность является методологическим подходом и обеспечивает взаимодействие личности, общества, культуры, способствует формированию личностных результатов учителя и выступает своеобразным научным основанием целостного анализа процесса экологизации содержания образования учителя, принятия новых ограничений его поведения, которые диктуют экологический и нравственный императивы XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural orientation as a methodological approach to the ecologization of the teacher’s education

The author of the article presents the result of the study of the problem of sociocultural orientation as a methodological approach to ecologization the content of education of a teacher. The actual of the problem under consideration is the ecologization of the content of the teacher’s education due to the global challenges of our time and the changes occurring in the world, society, education, in general, and environmental education, in particular. The introduction explains the purpose for which this study was conducted. The article also presents the methodology, methods, research results. An attempt was made to identify a number of tasks that need to be solved at the methodological and methodical levels. The article deals with the issue of making the content of a teacher’s education a sociocultural one ecologization. For the disclosure of this issue, the author of the article analyzed the concepts: "ecologization", "educational content", "socio-cultural orientation", "methodological approach", revealed their main features and characteristics. Special attention is paid to a deeper understanding of the socio-cultural orientation as a methodological approach, the history of the development of this issue is considered. The novelty of the research is seen in the fact that the content of education of a teacher is enriched with ideas and values of sustainable development, education for sustainable development, which takes the sphere of ecologization the content of education beyond the natural science. It is concluded that the socio-cultural orientation is a methodological approach and ensures the interaction of the individual, society, culture, contributes to the formation of the personal results of the teacher and acts as a kind of scientific basis for a holistic analysis of the process of ecologization the teacher’s education, adopting new restrictions on his behavior that dictate the ecological and moral imperatives XXI century.

Текст научной работы на тему «Социокультурная направленность как методологический подход к экологизации содержания образования учителя»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com 2019, №2, Том 7 / 2019, No 2, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-2-2019.html URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/40PDMN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Халудорова Л.Е. Социокультурная направленность как методологический подход к экологизации содержания образования учителя // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №2, https://mir-nauki.com/PDF/40PDMN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Khaludorova L.E. (2019). Socio-cultural orientation as a methodological approach to the ecologization of the teacher's education. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(7). Available at: https://mir-nauki. com/PDF/40PDMN219.pdf (in Russian)

УДК 374.72(571.54)

Халудорова Любовь Енжаповна

ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики», Улан-Удэ, Россия

Доцент кафедры «Гуманитарных дисциплин» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: l.e.khaludorova@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4527-7460 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=695740

Социокультурная направленность как методологический подход к экологизации содержания образования учителя

Аннотация. Автором статьи представлен результат исследования проблемы социокультурной направленности как методологического подхода к экологизации содержания образования учителя. Актуальность рассматриваемой проблемы - экологизации содержания образования учителя - обусловлена глобальными вызовами современности и изменениями, происходящими в мире, обществе, образовании, в целом, и экологическом образовании, в частности. Во введении дается объяснение о том, с какой целью было проведено данное исследование. В статье также представлены методология, методы, результаты исследования. Предпринята попытка определить ряд задач, которые необходимо решить на методологическом и методическом уровнях. В статье рассматривается вопрос придания экологизации содержания образования учителя социокультурной направленности. Для раскрытия этого вопроса автором статьи проанализированы понятия: «экологизация», «содержание образования», «социокультурная направленность», «методологический подход», выявлены их основные признаки, особенности. Особое внимание уделяется более глубокому осмыслению социокультурной направленности как методологического подхода, рассматривается история развития этого вопроса. Новизна исследования видится в том, что содержание образования учителя обогащается идеями и ценностями устойчивого развития, образования в интересах устойчивого развития, что выводит сферу экологизации содержания образования за пределы естественнонаучной области. Делается вывод о том, что социокультурная направленность является методологическим подходом и обеспечивает взаимодействие личности, общества, культуры, способствует формированию личностных результатов учителя и выступает своеобразным научным основанием целостного анализа процесса экологизации содержания образования учителя, принятия новых ограничений его поведения, которые диктуют экологический и нравственный императивы XXI века.

https://mir-nauki.com

Ключевые слова: экологизация; содержание образования; социокультурная направленность; методологический подход; идеи устойчивого развития; экологический императив; нравственный императив

Экологизация содержания образования учителя, на наш взгляд, является одной из актуальных проблем современности. Это связано с тем, что все сложнее становится окружающий нас мир, все очевиднее слова академика Н.Н. Моисеева о том, что пришла пора «расставания с простотой» [7], все активнее и масштабнее разворачиваются глобальные вызовы, в том числе экологические, продолжает сохраняться высокая степень потребительского отношения человека к окружающей природной среде, ресурсы которой истощаются необратимо быстрыми темпами. Все эти вызовы направлены на необходимость переоценки ценностей и отношений человека с социоприродной средой, перепроектирования способов хозяйствования на планете, принятия новых ограничений поведения, которые диктуют экологический и нравственный императивы XXI века, поиска новых моделей образа жизни и деятельности человека.

Вместе с тем в настоящее время экологическое образование учителя продолжает носить классический, естественнонаучный характер, который, безусловно, необходим, но сосредоточен только на идеях природоохранного образования. Экологическая культура рассматривается в узком смысле, позиционируется рядоположенно с другими видами культуры учителя. Поэтому экологизация сегодня продолжает восприниматься преимущественно как вопрос, связанный с охраной окружающей природной среды, при этом не актуализируется новое миропонимание и целостное представление учителем социоприродных процессов и явлений. Экологизация содержания образования, призванная играть важную роль в условиях динамично изменяющегося общества, жизни и деятельности учителя, недостаточно обосновывается на научном уровне и продолжает осуществляться на практике традиционными способами. Таким образом, в рамках современной социокультурной ситуации и изменяющейся педагогической реальности традиционное умение учителя «экологизировать» содержание своего учебного предмета оказывается уже недостаточным. Поэтому была поставлена исследовательская задача, заключающаяся в том, что содержание образования учителя в процессе его обучения, профессиональной и иной деятельности необходимо экологизировать, наполнить экологическим содержанием. В этой связи появляется новый запрос и на экологизацию всех сфер жизнедеятельности человека, возникают проблемы, которые необходимо решить на методологическом и методическом уровнях.

На основе изложенного выше сформулирована цель: проанализировать и определить особенности социокультурной направленности экологизации содержания образования учителя как методологического подхода к процессу обучения, профессиональной и иной его деятельности, который будет способствовать изменению содержания, способов экологизации образования на основе нового, становящегося направления экологического образования -образования для устойчивого развития.

Методологическим основанием исследования данного вопроса явились труды: Н.Ж. Дагбаевой, Н.М. Мамедова, Н.Н. Моисеева и др. (экологическое образование и культура устойчивого развития); Е.Н. Дзятковской, А.Н. Захлебного, Н.В. Морозовой и др. (экологизация содержания образования на разных ступенях образования и экологическое образование в интересах устойчивого развития); В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина

Введение (актуальность)

Методология и методы исследования

https://mir-nauki.com

(культурологическая модель содержания образования); А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского,

A.М. Цирульникова и др. (социокультурный подход в системе образования); А.А. Вербицкого,

B.С. Леднева, М.Н. Рыжакова (идеи конструирования содержания образования).

В процессе исследования нами использован метод анализа научной литературы и ее обобщения. Во-первых, анализ научной литературы позволил нам сформулировать определение содержания образования учителя, как профессионального, социального и личностного опыта учителей, представленного в виде системы (знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, друг к другу, себе), и который нужно усвоить. Во-вторых, анализ теоретических источников и публикаций, в которых рассматривается проблема экологизации, и на которых основывается автор статьи, показывает, что «экологическое мышление, представления об окружающей среде и месте в ней человека должны присутствовать во всех проявлениях его активности. Весьма эффективным средством реализации этого принципа и является экологизация образования. Она состоит в том, что практически все преподаваемые дисциплины школьного курса должны содержать экологический материал. Не только биология, химия, география, но и математика, литература. Все они могут стать средством получения экологических представлений и экологических знаний» [8, с. 110].

По мнению Н.М. Мамедова, экологизация системы образования ориентирована на проникновение экологических идей, понятий, принципов в другие дисциплины, на включение экологических аспектов во все образовательные предметы, экологизацию процесса обучения, экологизацию среды образовательного учреждения, экологизацию взаимоотношений между учителем и учеником, а также на подготовку экологически грамотных специалистов самого различного профиля [6]. По Е.Н. Дзятковской, экологизация общего образования - это объективно идущий процесс и результат появления (в т. ч. и целенаправленного конструирования) в разных предметных областях, учебных предметах, внеурочной деятельности содержания, формирующего экологические знания, умения, отношения [3]. Н.В. Морозова пишет о том, что экологизация - это преподавание любой учебной дисциплины с учетом особенностей современной эпохи - эпохи тектонических сдвигов и геополитических переделов. Одновременно экологизация позволяет каждому школьнику "вернуться к вечному в прошлом" (Бердяев Н.А.), т. е. почувствовать глубины мудрости и страдания, подвиги и падения, нравственность и бесстыдство человека разных эпох [9]. Отсюда мы разделяем точку зрения, что в содержание образовательной и иных видов профессиональной деятельности учителя необходимо внедрить экологические идеи и принципы. Но возникают вопросы о том, какие идеи, каким образом это должно происходить? Каковы основные подходы к экологизации содержания образования учителя? Один из вариантов ответа: экологизации содержания образования учителя придать социокультурную направленность и обосновать ее как методологический подход.

Итак, социокультурная направленность экологизации содержания образования учителя, ее целостность обеспечивается, в первую очередь, ценностно-нормативным пластом культуры, т. е. базовой для общественного субъекта системой ценностей, норм, традиций, форм поведения, смыслов и стилей жизни; также исторически сформировавшимися способами организации совместной деятельности. В этом контексте социокультурная направленность выступает в качестве методологического подхода. Прежде чем раскрыть его особенности, на наш взгляд, нужно осмыслить понятия «подход», «методологический подход».

Любые теоретические исследовательские проблемы образования и практическая педагогическая деятельность, по мнению А.М. Новикова, требуют в равной степени

Результаты и обсуждение

методологического обоснования [10]. С точки зрения В.И. Загвязинского, термин «подход» используется для обозначения совокупности идей, принципов, методов, лежащих в основе решения проблем. Подход - это методология решения проблемы, раскрывающая основную идею, социально-экономические, философские, психолого-педагогические предпосылки, цели, принципы, этапы достижения целей [4]. С позиции науковедения, подход представляет собой комплекс парадигматических (онтологическая картина, схема и описание объектов), синтагматических (способы и методы доказательства, аргументации, языка описания, объяснения и понимания) и прагматических (цели и ценности, предписания, разрешенные и запрещенные формы употребления синтагмы и парадигмы) структур и механизмов в познании и (или) практике, характеризующий конкурирующие между собой (или исторически сменяющие друг друга) стратегии и программы в науке, политике или организации жизнедеятельности человека [1; 15; 16]. К анализу категории «подход» обычно обращаются в особые периоды развития той или иной деятельности, когда фиксируются принципиальные изменения или возникают неразрешимые наличными средствами проблемы [2].

Современная отечественная педагогика признает, что методологический подход не просто задает модель авторского видения, понимания и интерпретации явлений, фактов и событий в педагогике, а выступает своеобразным научным основанием целостного анализа и представления ее объекта, определяет угол зрения на логику и этапы развития исследования, регламентирует отбор и интерпретацию фактологического материала, закладывает аксиологические параметры оценки изучаемых педагогических явлений и т. д. [11].

Данное понятие может быть дополнено представлением о четырех уровнях методологического знания, предложенных Э.Г. Юдиным: философский (общие принципы познания и категориальный строй науки в целом), общенаучный (теоретические концепции), конкретно-научный (специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии), технологический (методика и техника исследования) [17]. При этом важно подчеркнуть, что любой методологический подход содержит компоненты всех четырех уровней методологического знания.

Итак, что собой представляет социокультурная направленность как методологический подход?

Социокультурная направленность как методологический подход связана с пониманием единства общества, культуры и социальности, связанных с деятельностью человека. Социокультурная направленность содержания образования как методологический подход - это научно-педагогическое направление, суть которого состоит в том, что жизненное разнообразие признаётся важнейшим ресурсом, отправным моментом для анализа ситуации, выявления образовательных проблем и их решения, основой развития образовательной практики [14].

Изучение этимологии и истории развития этого понятия можно начать с трудов П. Сорокина. Личность, общество и культура, по мнению П. Сорокина, выступают как «неразрывная триада». Соответственно, «структура социокультурного взаимодействия ... имеет три аспекта, неотделимых друг от друга: 1) личность как субъект взаимодействия; 2) общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами; 3) культура как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения. Ни один из членов этой «неразрывной триады» не может существовать без двух других» [13, с. 218]. Обосновывая свои позиции и опираясь на этот предложенный синтез, Н.И. Лапин под культурой понимает совокупность способов и результатов деятельности человека (материальных и духовных: идеи, ценности, нормы, образцы и др.), а под социальностью - совокупность отношений каждого человека или иного социального субъекта с другими субъектами: экономических, социальных, идеологических, политических отношений, формируемых в процессах деятельности [5].

https://mir-nauki.com

Вместе с тем в настоящее время приоритетными являются задачи экологического образования в течение всей жизни человека, формирования его экологической культуры, включения в образовательные стандарты всех уровней требований к освоению базовых знаний в области устойчивого развития как необходимых условий перехода страны к экологически устойчивому развитию, которые сформулированы в «Основах государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 г.». Таким образом, социокультурная направленность содержания образования учителя может быть обогащена идеями, ценностями устойчивого развития. К примеру, Стратегия ЕЭК ООН по образованию для устойчивого развития называет 19 общекультурных тем устойчивого развития, в каждой из которых любая деятельность должна рассматриваться с экологической, экономической и социальной сторон в рамках экологического императива. UNESCO и UNEP предложены содержательные линии образования для устойчивого развития, раскрывающие связи и особенности окружающей среды, общества и экономики, в основе которых лежат аспекты культуры; права, ответственности и гражданственности; потребности и прав будущих поколений; биологического, культурного и социального разнообразия; качества жизни, равноправия и социальной справедливости; «устойчивых» изменений в экосистеме; прогнозируемого и непредсказуемого будущего. Есть возможность разработать содержательные модули для обучения учителей отдельно по каждому из этих линий - аспектов.

В образовании в интересах устойчивого развития ставятся следующие цели обучения: учиться мыслить (постановка аналитических вопросов, критическое и системное мышление, решение проблем, ориентация на будущее); учиться делать (применение знаний в различных жизненных ситуациях, разрешение кризисов и рисков, ответственные действия, самоуважение); учиться быть (уверенность в себе, самовыражение и коммуникабельность, преодоление стресса); учиться жить и работать вместе (ответственность, уважение к другим, сотрудничество, работа в команде) [12]. Эти цели нашли отражение в современном образовании, в реализации ФГОС всех уровней образования, они не только отвечают требованиям сегодняшнего дня, но и являются основанием для формирования «навыков будущего».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все эти идеи и ценности устойчивого развития носят не только природоохранный характер, а имеют социокультурную направленность, где экономический, экологический, социальный аспекты рассматриваются в рамках экологического и нравственных императивов. Образование для устойчивого развития призвано сформировать новый взгляд на среду обитания сквозь призму взаимосвязей между природой, экономикой, культурой, а также обеспечить понимание, что эти взаимосвязи существуют на местном, региональном, национальном и глобальном уровнях.

В рамках исследования определено понятие «содержание образования», выявлены особенности социокультурной направленности содержания образования как методологического подхода. В результате анализа научных источников:

1. обосновано, что социокультурная направленность содержания образования как методологический подход к экологизации содержания образования учителя не противопоставляется другим методологическим подходам, а дополняет их. Это становится возможным, поскольку содержание образования черпается и пополняется не только из наследия науки и культуры, а также из складывающейся современной общественной ситуации, жизни и практики человека;

2. выявлено, что социокультурная направленность содержания образования как методологический подход к экологизации содержания образования учителя будет способствовать его: вхождению не только в мир науки и культуры, но и в социоприродные системы и практики; социализации (инкультурации,

аккультурации); осмыслению особенностей преемственности поколений; трансляции культурных ценностей; сохранения и развития национальных традиций;

3. обобщено, что социокультурная направленность содержания образования как методологический подход к экологизации содержания образования учителя связана с идеями и ценностями устойчивого развития, которые имеют ярко выраженную социокультурную направленность разных (экономических, социальных, культурных и экологических) позиций.

Заключение

Анализ теоретических источников, во-первых, показал, что ведется активный поиск в области экологизации содержания образования в общем, высшем образовании, нежели в непрерывном образовании учителя. Во-вторых, мы ограничены рамками данной статьи, поэтому рассмотрены не все аспекты экологизации содержания образования учителя. В дальнейшем требуется развернутый, концептуальный (многопозиционный, многопрофильный, многопредметный) анализ исследуемого вопроса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, И.Д. О методах научного познания [Текст]: М.: Наука, 1979. 303 с.

2. Вершинина, Н.А. Структура педагогики: методология исследования [Текст]: СПб.: 2008. С. 93.

3. Дзятковская, Е.Н. Образование для устойчивого развития в школе. Культурные концепты. «Зеленые аксиомы». Трансдисциплинарность [Текст]: М.: Образование и экология, 2015. 360 с.

4. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактических исследований [Текст]: М.: 1982.

5. Лапин Н.И. Социокультурный подход и социально-функциональные структуры [Текст] // Социологические исследования. 2000. № 7. С. 3-12.

6. Мамедов Н.М. Уроки экологии с профессором Низами Мамедовым [Текст] // Экологическое образование до школы, в школе, вне школы. 2016. №4 (69). С. 10.

7. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. Путь к очевидности [Текст]: М.: Аграф, 1998. 480 с.

8. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество [Текст]: М.: Устойчивый мир, 2001. 198 с.

9. Морозова Н.В. Экологизация образования как средство формирования экологической культуры [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 3-2. - С. 300-304. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29597 (дата обращения: 07.07.2018).

10. Новиков, А.М. Методология образования [Текст]: М.: 2006. С. 19-20.

11. Половцева, М.А. Развитие теоретико-методологических основ дидактики в педагогике России 20-х гг. XX века: автореф. дис. ... докт. Пед. наук: 13.00.01. Хабаровск. 2000. 45 с.

12. Стратегия Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития [Текст] // Экономический и социальный совет ООН. CEP/AC.13/2005/3/Rev.1/23 March 2005.

13. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество [Текст]: М.: 1992. 37 с.

14. Цирульников А.М. Система образования в этнорегиональном и социокультурном измерениях [Текст]: СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2000.

15. Шептулин, А.П. Диалектический метод познания [Текст]: М.: Политиздат. 1983. 320 с.

16. Штофф, В.А. Проблемы методологии научного познания [Текст]: М.: Высшая школа, 1978. 271 с.

17. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки [Текст]: М.: 1978. С. 69.

Khaludorova Liubov Enzhapovna

Buryat Republican institute of educational policy, Ulan-Ude, Russia

E-mail: l.e.khaludorova@mail.ru

Socio-cultural orientation as a methodological approach to the ecologization of the teacher's education

Abstract. The author of the article presents the result of the study of the problem of socio-cultural orientation as a methodological approach to ecologization the content of education of a teacher. The actual of the problem under consideration is the ecologization of the content of the teacher's education due to the global challenges of our time and the changes occurring in the world, society, education, in general, and environmental education, in particular. The introduction explains the purpose for which this study was conducted. The article also presents the methodology, methods, research results. An attempt was made to identify a number of tasks that need to be solved at the methodological and methodical levels. The article deals with the issue of making the content of a teacher's education a sociocultural one ecologization. For the disclosure of this issue, the author of the article analyzed the concepts: "ecologization", "educational content", "socio-cultural orientation", "methodological approach", revealed their main features and characteristics. Special attention is paid to a deeper understanding of the socio-cultural orientation as a methodological approach, the history of the development of this issue is considered. The novelty of the research is seen in the fact that the content of education of a teacher is enriched with ideas and values of sustainable development, education for sustainable development, which takes the sphere of ecologization the content of education beyond the natural science. It is concluded that the socio-cultural orientation is a methodological approach and ensures the interaction of the individual, society, culture, contributes to the formation of the personal results of the teacher and acts as a kind of scientific basis for a holistic analysis of the process of ecologization the teacher's education, adopting new restrictions on his behavior that dictate the ecological and moral imperatives XXI century.

Keywords: ecologization; educational content; socio-cultural orientation; methodological approach; ideas of sustainable development; ecological imperative; moral imperative

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.