Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. co m/ 2017, Том 5, номер 5 (сентябрь - октябрь) https://mir-nauki.com/vol5-5.htmI URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/71PDMN517.pdf Статья опубликована 24.11.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Халудорова Л.Е. Образование для устойчивого развития как вектор формирования сквозной экологической компетенции педагога // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 5 https://mir-nauki.com/PDF/71PDMN517.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 574. (Б.71.54)
Халудорова Любовь Енжаповна
ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики», Россия, Улан-Удэ1
Доцент кафедры «Развития технологий филологического образования»
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Образование для устойчивого развития как вектор формирования сквозной экологической
компетенции педагога
Аннотация. В настоящей статье автор рассматривает вопросы, связанные с актуальной проблемой современности - образованием для устойчивого развития. В ней раскрываются предпосылки возникновения понятия «образование для устойчивого развития» и его связь с идеями устойчивого развития, которые, в свою очередь, способствуют развитию образования в XXI веке. Проанализированы документы международных саммитов и собраний, мнения, суждения философов и современных ученых по данной проблематике. Показана сложившаяся реальная ситуация в образовательном пространстве, связанная с изучением особенностей устойчивого развития общества, внедрением образования для устойчивого развития в школьную практику на основе кратких диагностических данных. В результате этого автор предлагает первоочередные задачи по решению выявленных проблем и такие возможности, как переосмысление подходов к организации образовательной деятельности, перепроектирование имеющегося содержания образования, перехода к активным и продуктивным методам, современным интерактивным технологиям образования. Также доказывается, что для этого необходимо пересмотреть подходы к описанию, объяснению, толкованию данного понятия и переориентироваться на формирование сквозной экологической компетенции педагога. Таким образом, образование для устойчивого развития рассматривается как вектор формирования сквозной экологической компетенции педагога.
Ключевые слова: устойчивое развитие; образование для устойчивого развития; образовательная деятельность; содержание образования; продуктивные методы; компетенция педагога; экологическая компетенция; сквозная экологическая компетенция; переосмысление подходов; перепроектирование содержания
В последнее десятилетие в педагогическом пространстве активно обсуждаются вопросы, связанные с образованием для устойчивого развития (ОУР). Это вопросы перевода идей
1 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Советская, 30
устойчивого развития (УР) на язык педагогики, осмысления педагогическим сообществом понятия «образование для устойчивого развития», внедрения этих идей в процесс обучения.
В настоящее время эти вопросы постоянно актуализируются. Еще в конце прошлого столетия наш выдающийся современник - академик Н. Н. Моисеев прозорливо утверждал, что «преодолеть современные, а тем более грядущие экологические трудности, выжить в современных условиях, решить проблемы «sustainable development» сможет только по -настоящему интеллигентное общество» [8]. В свою очередь, идеи, связанные с устойчивым развитием, влияют на развитие современного образования, становясь для него основным направлением, ориентиром, вернее, вектором. Это подтверждено материалами международных саммитов и собраний, где ключевыми стали следующие суждения: «образование - один из важнейших инструментов обеспечения устойчивости общества» (Рио-де-Жанейро, 1992); образование - ключевой фактор перемен (Йоханнесбург, 2002); «перейти от передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к формированию у молодежи готовности жить в мало предсказуемом будущем мире, в быстро меняющихся социоприродных условиях» (ЕЭК ООН, 2005); необходимость расширять возможности «образовательных систем в плане подготовки людей к решению задач устойчивого развития, в том числе посредством улучшения подготовки педагогов» (Рио-де-Жанейро, 2012); «необходимо новое миропонимание, укоренение которого в обществе может быть обеспечено только благодаря образованию» (Глобальная программа действий по ОУР, 2014); обеспечение всех обучающихся «знаниями и навыками, необходимыми для содействия устойчивому развитию, в том числе, с помощью обучения по вопросам устойчивого развития, пропаганды устойчивого образа жизни» (Саммит ООН по УР, 2015). Все это свидетельствует о том, что образование играет непосредственную роль в развитии общества, его устойчивости.
Более того, образование, как утверждает Н. М. Мамедов, «является исходным звеном в эволюционном преобразовании общества, его реформировании. Поэтому целесообразно говорить об образовании для устойчивого развития, которое сопряжено с представлениями об устойчивом обществе, идеальном человеке, его качествах и формах их реализации» [7].
Среди множества определений понятия «образование для устойчивого развития» мы акцентируем свое внимание на следующие варианты. Согласно основным положениям «Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития (2014)», образование для устойчивого развития - это «образование, которое позволяет каждому человеку приобретать знания, навыки, ценности и подходы, расширяющие его права и возможности для внесения вклада в устойчивое развитие, принятия компетентных решений и осуществления ответственных действий во имя обеспечения целостности окружающей среды, экономической целесообразности и справедливого общества для нынешнего и будущих поколений». Е. Н. Дзятковская отмечает, что образование для устойчивого развития «направлено на формирование устойчивого вектора в мышлении, мировоззрении, культуре, основанного на аксиоматичности экологических императивов в любых видах и любых сферах деятельности человека, понимании связи сохранения биосферного равновесия с социальной стабильностью и характером экономического развития общества; принятии безусловной ценности сохранения природного и культурного разнообразия на планете как нашего общего природного и культурного наследия; экологической безопасности; формировании морально-этических факторов и принципов действий для устойчивого развития (на всех уровнях - от бытового до государственного) для контроля людьми своего «экологического следа» [3].
Образование для устойчивого развития, по мнению С. А. Степанова, связано с экологизацией общего, профессионального, дополнительного профессионального образования. Под экологизацией в данном контексте предполагается решение задач по преодолению разного рода кризисов глобального мира на основе сформированной «жизненной
Мир Науки
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com
позиции, ценностей и экологической культуры как составной и неотъемлемой части общей культуры мира, вбирающей в себя общепризнанные человеческие ценности и формы человеческого» [10]. В этом контексте образование для устойчивого развития может способствовать формированию мировоззрения личности; построению общей картины мира; воспитанию глубокой нравственности посредством общечеловеческих ценностей. При этом возникает вопрос о том, какова реальная ситуация с пониманием и принятием педагогическим сообществом этого феномена?
Опрос педагогов нескольких регионов России, проведенный Д. С. Ермаковым, показал, что 77,4 % опрошенных знают о необходимости реализации образования для устойчивого развития во всех образовательных учреждениях, на всех ступенях образования. При этом лишь малая часть (10,8 %) оценили свою методическую подготовку как достаточную для реализации образования для устойчивого развития, а 30,4 % затруднились ответить (что, скорее всего, указывает на их слабое знакомство с идеями образования для устойчивого развития) [4].
Был проведен также опрос среди педагогических работников Республики Бурятия. Среди 300 респондентов с документами об образовании для устойчивого развития международного уровня знакомы всего 3 % педагогов. Только 2 % педагогов дали определение образования для устойчивого развития. 13 % педагогов ответили, что образование для устойчивого развития может изменить мир, что для этого нужно: формулировать цели конкретно для получения реальных результатов для устойчивого собственного развития, развития школы, местного сообщества; изучить теорию УР; обогатить содержание идеями УР; совершенствовать методики, технологии образования для устойчивого развития; поощрять потребность учащихся в самообразовании, самореализации, создавая при этом необходимые условия и т. д. На вопрос о том, как можно реально воплотить образование для устойчивого развития в их школе, 17 % педагогов отвечают, что необходимы: экономия ресурсов, экологически чистая окружающая среда, здоровое питание как следствие производства экологически чистых продуктов, соблюдение закона «Не навреди!», понимание значения фразы «мыслить глобально - действовать локально» и т. д.
Данная ситуация, безусловно, требует особого внимания и совершенно иного взгляда на эту проблему и появляется, на наш взгляд, необходимость в ее решении через такие предполагаемые изменения, как:
• переосмысление подходов к организации образовательной деятельности;
• перепроектирование содержания образования;
• переход к продуктивным способам, методам, технологиям для организации образовательной деятельности;
• пересмотр подходов к формированию компетенций педагога;
• переориентация на конструирование сквозной экологической компетенции педагога.
Теперь рассмотрим возможности решения этих задач.
Переосмысление подходов к организации образовательной деятельности, учитывая вышеизложенное, должно опираться: на основные принципы и определенные ценности, лежащие в основе устойчивого развития; учет особенностей и закономерностей взаимодействия природы, общества и экономики; повышение гражданской активности в решении конкретных региональных проблем; развитие экологически ориентированного управления для сохранения и повышения уровня качества жизни; обеспечение интеграции содержания учебных предметов, образовательных программ; использование потенциала
формального (обязательного), неформального (дополнительного) и информального (просвещение) образования; открытость, принимая во внимание контекст глобальных перемен и местных приоритетов; содействие трансформации и преобразованиям в системе образования и в обществе.
В процессе перепроектирования содержания образования мы обсуждали основные идеи В. А. Садовничего, Н. С. Касимова и др., которые предполагали, что необходимы «гуманитаризация естественно-научного образования, экологизация гуманитарного образования, гуманитаризация и экологизация технического образования». Они, в свою очередь, акцентировали внимание на определение «цели, политики и практики образования для устойчивого развития», предлагаемые зарубежными авторами. Это постепенный «переход от образования как подготовки для экономической жизни к образованию как основы для создания устойчивого общества, экономики и окружающей среды; от образования как продукта (квалификации) к образованию как процессу создания компетентности; от образования как инструкции к образованию как соучастию в обучении». Также эти авторы предложили следующие изменения в учебных планах, содержании и процессе обучения: «от учебного плана как окончательной схемы к учебному плану как опыту, ситуационному обучению; от фиксированного знания к изменяющемуся знанию; от абстрактного знания к реальному знанию; от единой модели обучения к многовариантным моделям обучения; от пассивного образования к активному обучению; от отсутствия концепции устойчивого развития к обучению идеям развития» [9].
Такое содержание основывается на ключевых идеях образования для устойчивого развития, которые были обозначены С. В. Алексеевым. Это идея «ценности жизни и безопасности человека во всех окружающих его средах (природной, социальной, техногенной, культурной, образовательной и др.; идея качества человека во всех проявлениях его жизни; идея качества окружающей среды; идея ценности здоровья человека и здоровья окружающей его среды; идея качества жизни человека в окружающей среде» [1].
Для внедрения образования для устойчивого развития необходим переход к продуктивным способам, методам, технологиям для организации образовательной деятельности, нужны иные модели обучения. К ним можно отнести:
• обучение путем открытий;
• кооперативное обучение;
• проблемно-интегративное обучение;
• междисциплинарное обучение;
• обучение, основанное на критическом мышлении;
• обучение на основе системно-деятельностного подхода и др.
Согласно точке зрения Н. Ж. Дагбаевой, решение задач образования для устойчивого развития, как и его содержание, требует комплексного подхода: «государственных решений, политической воли, научных концепций, инновационной практики. Как и сама многогранная жизнь, это тематическое поле касается жизненно важных вопросов: формирование гражданина, здорового образа жизни и здорового питания, устойчивого будущего и сохранения традиций, понимание глобальных вопросов. В равной степени требуется изменение стратегии и методов обучения: внедрение проектных технологий, решение проблем будущего, решение конкретных проблем местного социума, использование всех форм экологической и социальной активности субъектов образовательного процесса» [2].
Мир Науки
Для реализации всех выше рассмотренных способов решения проблемы нужно осуществить пересмотр подходов к формированию профессиональных компетенций педагога.
На международном уровне экспертами были разработаны примерные компетенции педагога, которые могут работать в контексте образования для устойчивого развития. Эти компетенции соответствуют трем основным характеристикам: «целостный подход, ориентированный на интегративное мышление и практику; предвидение изменений, предполагающее изучение альтернативных вариантов будущего, извлечение уроков из предыдущего опыта и стремление участвовать в современной жизни; реализация преобразований».
Таким образом, в компетентностном подходе содержательные линии образования для устойчивого развития, на наш взгляд, могут формироваться вокруг «ключевых (общекультурных, учебно-познавательных, информационных, социально-гражданских, коммуникативных, личностных компетенций); экологических, а также специфических для образования для устойчивого развития (целостный подход, ориентированный на интегративное мышление и практику; предвидение изменений, предполагающее изучение альтернативных вариантов будущего, извлечение уроков из предыдущего опыта и стремление участвовать в современной жизни; реализация преобразований) компетенций». Ведущей при этом выступает экологическая компетенция, «призванная реализовать биосферную функцию человечества по сохранению и устойчивому воспроизводству жизни на Земле». С точки зрения А. Н. Захлебного, Е. Н. Дзятковской, «экологическая компетенция, например, школьников позволяет на практике реализовать ключевые принципы экологического образования для устойчивого развития: переход от абстрактных экологических проблем - к реальным, от экологических проблем глобальных - к локальным, от экологических проблем среды - к проблемам личной экологической безопасности» [5]. Отсюда возникает вопрос, какую роль играет экологическая компетенция педагога в контексте образования для устойчивого развития?
Образование для устойчивого развития, на наш взгляд, способствует переориентации профессиональных компетенций. При этом необходима такая компетенция, которая является не только специальной, узкопредметной, а «проникающей» во все учебные предметы, универсальной, сквозной для всех учителей-предметников, поскольку идеи устойчивого развития касаются всех. Сквозная экологическая компетенция педагога нами понимается как совокупность взаимосвязанных экологических компонентов всех групп компетенций педагога, объединенных общими онтологическими, гносеологическими и аксиологическими основаниями культуры устойчивого развития, которые обеспечивают способность и готовность педагогов разных специальностей опережающе ставить и решать мировоззренческие, методологические и ценностно-смысловые задачи самоидентификации, самоопределения, самоактуализации, саморазвития в обществе, которое ищет пути устойчивого развития. Такая сквозная (проникающая) экологическая компетенция педагога будет ориентирована на непрерывный процесс обучения, исследования комплексных проблем, связанных именно с образованием для устойчивого развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев, С. В. Экологическая концепция безопасности образовательной среды школы / Биология в школе, 2013, № 4. - С. 44 - 51.
2. Дагбаева, Н. Ж. Образование для устойчивого развития: содержательные линии и новые технологии // Образование в интересах устойчивого развития: опыт регионов. - Улан-Удэ: БГУ, 2008. - С. 58-71.
3. Дзятковская, Е. Н. Образование для устойчивого развития в школе. Культурные концепты. «Зеленые аксиомы». Трансдисциплинарность. - М.: Образование и экология. - 2015. - 360 с.
4. Ермаков, Д. С. Образование в интересах устойчивого развития в России: состояние, оценка прогресса и перспективы // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2011. - № 2. - С. 28-33.
5. Захлебный, А. Н. Экологическая компетенция - новый планируемый результат экологического образования / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2007. - №3. - С. 3-8.
6. Корякина, Н. И. Школа устойчивого развития: проблемы и перспективы // Бюллетень "На пути к устойчивому развитию России" Приоритеты устойчивого развития: образование и просвещение. - 2014. - №67. - С. 38-45.
7. Мамедов, Н. М. Феномен культуры и устойчивое развитие // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2013. - № 3. - С. 54-63.
8. Моисеев, Н. Н. С мыслями о будущем России. - М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997.
9. Садовничий, В. А., Касимов, Н. С. Становление образования для устойчивого развития в России // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2006. - № 4 (29). - С. 3-9.
10. Степанов, С. А. Образование для устойчивого развития: методологические, содержательные, организационные аспекты // Вестник РУДН, серия Психология и педагогика. - 2010. - № 2. - С. 94-98.
11. Халудорова, Л. Е. Качество образования для устойчивого развития как условие формирования экологического компонента профессиональных компетенций педагога // От качества условий к качеству результата как стратегия развития системы образования: материалы междунар. конф. - Тирасполь. - 2016. - С. 231234.
12. Халудорова, Л. Е. К вопросу включения экологического компонента в профессиональные компетенции педагога [текст] / Л. Е. Халудорова // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа». - 2016, Т. 22. № 4. С. 33-35.
13. Халудорова, Л. Е. Экологическое образование для устойчивого развития как условие совершенствования компетенций педагога [текст] / Л. Е. Халудорова // Научно-педагогическое обозрение. - 2016. - № 3. - С. 76-80.
14. Khaludorova, L. E. On populations ecological culture development in the context of Baikal region sustainable development / Т. Dugarova, L. Khaludorova, A. Grigoryeva // Arctic dialogue in the global world. - Joint science and education conference. Ulan-Ude. - 16-17.06.2015. - P. 383-384.
15. Recommendations of the International conference on education for sustainable development. Khanty-Mansiysk Declaration, May 22-24, 2013. Khanty-Mansiysk, Russian Federation. - Khanty-Mansiysk, 2013. - 42 p.
Мир Науки
Khaludorova Liubov Enzhapovna
Buryat republican institute of educational policy, Russia, Ulan-Ude
E-mail: [email protected]
Education for sustainable development as direction for improvement teacher's through environmental competence
Abstract. The author considers current challenges of education for education for sustainable development. The article discloses prerequisites for the emergence of the concept of "education for sustainable development" and its connection with the idea of sustainable development, which, in turn, contributes to the development of education in the XXI century. The documents been analyzed of international summits and meetings, the views of philosophers and modern scholars on this issue. The existing real situation is shown, connected with studying the features of sustainable development of society, the introduction of education for sustainable development in school practice on the basis of brief diagnostic data. As a result, the author proposes priority tasks for solving identified problems and such opportunities as rethinking the approaches to the organization of educational activities, redesigning the existing content of education, transition to active and productive methods, modern interactive education technologies. This article proved that for this it is necessary to revise the approaches to describing, explaining, understanding this concept and reorienting towards the formation of the through environmental competence of the teacher. Thus, education for sustainable development is viewed as direction for improvement teacher's through environmental competence.
Keywords: sustainable development; education for sustainable development; educational activity; the content of education; productive methods; the competence of the teacher; ecological competence; through environmental competence; reconsider approaches; content redesign