СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Александров А.Н. Email: [email protected]
Александров Артём Николаевич - студент, направление подготовки: государственное и муниципальное управление, кафедра менеджмента и административного управления, Российский государственный социальный университет, г. Москва
Аннотация: в данной статье будут рассмотрены наиболее важные теоретико-правовые основы регионального управления в сфере культуры. Сначала автор разбирает общее понятие культуры, её сущность, толкования, различные мнения учёных, деятелей сферы культуры. Затем рассматривает значение региональной культурной политики и функции, которые она выполняет. Изучает основы нормативно-правовой базы регулирования культурной политики. Этапы изменения и становления законодательства в данной сфере на протяжении последних двадцати лет.
Ключевые слова: культура, региональная политика, теория, законодательство.
THEORETICAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF REGIONAL MANAGEMENT IN THE SPHERE OF CULTURE Aleksandrov A.N.
Aleksandrov Artem Nikolaevich - Student, TRAINING DIRECTION: STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT, DEPARTMENT OF MANAGEMENT AND ADMINISTRATIVE CONTROL, RUSSIAN STATE SOCIAL UNIVERSITY, MOSCOW
Abstract: this article will discuss the most important theoretical and legal bases of regional management in the sphere of culture. First, the author analyzes the general concept of culture, its essence, interpretations, various opinions of scientists, cultural figures. Then he looks at the importance of regional cultural policy and the functions that it performs. He studies the basis of the regulatory framework for the regulation of cultural policies. Stages of changing and developing legislation in this field over the past twenty years. Keywords: culture, regional policy, theory, legislation.
УДК 353.9
Культура в обществе - это исторически сложившийся и развивающийся процесс человеческой деятельности, проявление сущностных сил человека, его физических и духовных потенций.
Можно сказать, что культура это [1]:
- мера освоенности человеком окружающего предметного и духовного мира;
- совокупность средств, способов, регулятивов человеческой деятельности;
- ценностные, качественные характеристики личности и общества;
- способ исторического бытия-деятельности.
Многие известные государственные деятели, политики, учёные, деятели искусств высказывались на тему культуры. Вот некоторые из них:
«Культура представляет собой универсальный язык общения и взаимопонимания и имеет колоссальный ресурс для объединения людей во имя высоких целей. При этом именно культура передает будущим поколениям самые базовые ценности и ориентиры, позволяет создать прошлое, настоящее и будущее, сохранить самобытность, уникальность каждого народа и помогает людям ориентироваться в бурно меняющемся культурном мире. И, наконец, культура, просвещение — это ответ на вызовы варварства, нетерпимости, агрессивного радикализма, которые угрожают нашей цивилизации» (В. Путин).
«Культура - это инвестиция в человека» (А. Калягин). «Культура, это то, что остается, когда все остальное забыто» (Э. Эррио). Некоторые исследователи различают деятельность создателей культурных ценностей в культуре (подход к деятельности). Другие выдвинули аксиологический (стоимостный) подход,
согласно которому культура - это, прежде всего, система идеалов, ценностей и норм. Третьи говорят о культуре как о регулятивной и регулирующей системе, поскольку ее ценности и нормы регулируют поведение людей. Четвертый акцент делается на символической и символической стороне культуры. Пятое определение культуры как коллективной памяти человечества передается небиологическими средствами, набором знаний, навыков, традиций, ценностей, созданных и передаваемых из поколения в поколение.
Если мы дадим общее определение культуры, принимая во внимание наиболее обоснованные точки зрения на ее сущность, содержание и роль в развитии человека и общества, оно принимает следующий вид. Культура - это специфическая деятельность человека, направленная на создание, сохранение, передачу и потребление духовных и материальных ценностей, приводящую к динамично развивающейся системе идеалов, норм, моделей поведения, воплощенных в социальном развитии человека, в его духовном мире.
В условиях общественных трансформаций возрастает значение культурной политики не только, как механизма сохранения культурного наследия страны, но и в качестве средства актуализации ценностно-смыслового комплекса отечественной культуры и поиска оптимальных путей ее динамики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В направления деятельности Министерства культуры входят:
1. Объекты культурного наследия и музейное дело.
2. Библиотечное дело.
3. Система художественного образования.
4. Профессиональное искусство.
5. Парки Подмосковья.
6. Народное художественное творчество и культурно-досуговая деятельность.
7. Молодёжная политика.
Регион представляет собой самоорганизующуюся систему, которая способна приспосабливаться к изменяющимся условиям наружной среды методом переустройства структуры системы управления и высококачественных перемен алгоритмов управления. Это подтверждается наличием в регионе законотворчества, вероятностью автономного формирования регионального управления, конфигурации схемы территориального управления.
Роль учреждений культуры в формировании общественного мнения, правильных ценностей у молодёжи, возрождения нравственных идеалов, духовности и гуманизма возрастает на уровне региона.
В условиях современной российской действительности, ситуации обострившихся проблем молодежи все более актуальной становится проблема объективной оценки отечественного опыта работы с молодежью, а также изучения, анализа, выявления возможностей адаптации зарубежного опыта реализации молодежной работы, политики в сфере культуры к российским условиям.
Таким образом, региональная культурная политика выполняет следующие культурные функции [1]:
1. Разносторонняя образовательная деятельность.
2. Воспитательная функция.
3. Культурно-творческая функция
4. Организация отдыха детей и молодежи.
5. Реабилитационная функция детей с ограниченными физическими и духовными возможностями.
В 2000 г. законодательство о культуре было выделено в отдельную отрасль, однако дискуссии о том, следует ли строить законодательную систему на основе общего (Земельный, Трудовой, Налоговый, Гражданский и др. кодексы) или отраслевого законодательства продолжаются. В настоящее время возобладал первый подход, а также принцип постоянного внесения дополнений и изменений в уже действующие законы. Поэтому именно общее законодательство (в котором отмечены некоторые особенности, связанные с правовым статусом творческого работника) составляет основу нормативно-правовой базы регулирования сферы культуры. В 1990-е гг. ратификация международных конвенций и других соглашений отчасти восполнила существовавшие в отраслевом законодательстве пробелы. Распределение полномочий сформировало двухуровневую систему законодательства (национальный и региональный уровни), в которой положения федеральных законов могут использоваться как основа или интерпретироваться как рекомендации [2].
Минкультуры России имеет право вносить проекты законов, издавать ведомственные нормативные акты, а также формирует систему отраслевых стандартов. На федеральном уровне
основной корпус отраслевых законов был создан в 1990-е гг., отдельные положения которых стали устаревать на фоне быстрых общественных изменений. Основанием для глубокого пересмотра законодательства стала общая административная реформа, сделавшая внесение изменений в действующее законодательство рутинным процессом.
Так, «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», принятые в 1992 г., стали своего рода «конституцией» для культуры, сформулировавшей культурные права и свободы, права этнических групп и меньшинств, определившей государственные обязательства в сфере культуры и искусства, а также основные принципы культурной политики. Ко второй половине 2000-х более трети из 62 статей закона были изменены, 10 утратили силу; в настоящее время идет подготовка и экспертное обсуждение проекта нового Федерального закона «О культуре в Российской Федерации» [3].
Правовой статус учреждений культуры меняется в сторону их разгосударствления и увеличения разнообразия организационно-правовых форм, что рассматривается как стратегическое направление развития отрасли культуры.
В начале 2000-х законодатели предприняли попытку закрепить правовые основы положения творческих работников в законе «О творческих работниках литературы и искусства и об их творческих союзах», который дважды проходил через парламент и дважды был отклонен Президентом на том основании, что он предполагает особые привилегии и льготы по сравнению с действующим законодательством. Положение творческих союзов и иных общественных организаций, а также их деятельность определяются следующими законодательными актами:
-«Об общественных объединениях» (1995);
-«О некоммерческих организациях» (1996);
-«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (1996).
Необходимо также отметить законы, относящиеся к коммерческой деятельности, например закон «О рекламе» (2006), который ужесточил регулирование в данной сфере и ограничил использование учреждений культуры и объектов наследия в рекламе. Закон запрещает прерывать рекламой детские, образовательные и религиозные передачи и требует согласия правообладателя на размещение рекламы в ходе демонстрации постановки или художественного фильма; в 2007 г. в него были внесены изменения, снизившие рекламное время на телевидении с 12 до 8 мин в час. Одновременно данный закон, например, препятствует размещению в СМИ сведений о благотворительной деятельности той или иной коммерческой структуры, что рассматривается как ее реклама.
Творчество дизайнеров и художников изобразительного искусства регулируется на основе общего законодательства; специальными законодательными актами утверждается реституция произведений изобразительного искусства, а также правила выплаты авторского вознаграждения, продажа и приобретение созданных художественных произведений.
В 1990-е гг. были приняты несколько правительственных постановлений, направленных на государственную поддержку и сохранение народных художественных промыслов, развитие которых в условиях рынка начиная с 1999 г. регулирует закон «О народных художественных промыслах». Закон определяет народный художественный промысел как одну из форм народного творчества и относит к таковым деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемую на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности. Федеральные органы государственной власти обеспечивают экономические, социальные и иные условия для сохранения, возрождения и развития организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается на федеральном уровне.
Театральные работники оказались самыми активными в сфере законодательной защиты профессиональных интересов. Так, в 1999 г. было принято постановление Правительства РФ «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» вместе с положениями о театре и принципах финансирования государственных и театров в РФ.
Комплекс законодательных актов, регулирующих сферу культурного наследия, включает:
-Закон РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории
и культуры» (утратил силу, за исключением статей 20, 31, 34,35, 40, 42);
- О вывозе и ввозе культурных ценностей (1993);
-О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации (1996);
-О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой
войны и находящихся на территории Российской Федерации (1998);
-Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов
Российской Федерации (2002);
-Об архивном деле в Российской Федерации (2004).
Действующее законодательство пока не содержит специальных нормативных актов, касающихся сохранения «нематериального культурного наследия».
Законы «О библиотечном деле» (1994) и «Об обязательном экземпляре документов» (1994) были приняты в период глубокого кризиса учреждений культуры и слабой правоприменительной практики. Их основной задачей было обеспечение доступа к печатной продукции и сохранение публичных библиотек как социально значимых учреждений культуры.
В настоящее время разрабатывается новое законодательство о библиотеках. Его наиболее важные новеллы будут касаться вопросов сохранения Интернет-ресурсов, а также электронных библиотек, которые бурно развиваются в настоящее время.
Закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» был принят в 1996 г. и обеспечил временные льготы участникам кинопроизводства (например, налоговые и таможенные), которые однако полностью никогда не были реализованы.
В 2001 г. были приняты два президентских указа по реструктурированию системы кинопроизводства и кинопоказа путем превращения государственных киностудий и иных предприятий в акционерные. Вопрос распределения вознаграждения между участниками кинопроизводства регулируется постановлениями правительства, которые главную роль здесь отводят продюсерам.
Итак, в соответствии с действующими «Основами законодательства о культуре» (1992), государственная культурная политика или политика государства в сфере культурного развития - это «совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры».
В течение последнего десятилетия политические приоритеты сместились с вопросов обеспечения деятельности сложившейся системы учреждений культуры и охраны памятников в сторону более разнообразных подходов к управлению сферой культуры. Действующая модель культурной политики стала менее централизованной, в ней, помимо государства, появились другие субъекты (например, местное самоуправление), она стала более сложной в экономическом и в административно-правовом отношении [4]. Начиная с 2003 г., в целях обеспечения эффективности государственного управления были начаты:
- перераспределение полномочий в пользу регионального и локального уровней власти в рамках общей административной реформы;
-введение нового бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), расширение
конкурсного распределения бюджетных средств;
- создание новых правовых форм для некоммерческих организаций, которые должны, в том числе, стимулировать институциональную реструктуризацию сферы культуры (изменение правовой формы государственных учреждений культуры, образования и науки);
- развитие частно-государственного партнерства в социокультурной сфере и его правового обеспечения, а также - более широкая приватизация объектов культуры и возвращение имущества религиозным организациям.
Все эти меры общего характера оказали сильное воздействие на сферу культуры в целом, поскольку государство остается здесь главным политическим игроком. Децентрализация властных полномочий в сфере культуры, предоставление более широких полномочий региональным и местным властям, поддержка разгосударствления учреждений культуры и объектов наследия, а также находящееся вне сферы культурной политики развитие актуального искусства, медиакультуры, культурных индустрий и сферы развлечений делают современный культурный ландшафт все более разнообразным.
Список литературы / References
1. Министерство культуры Московской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://mk.mosreg.ru/ (дата обращения: 19.02.2018).
2. Основы культурной работы: учебник / Отв. ред. Павленок П.Д. М.: ИНФРА-М, 2015. 235 с.
3. Зотов В.Б. Система муниципального управления: учебное пособие для высших учебных заведений / В.Б. Зотов. 3-е изд. М.: Голос, 2017. 560 с.
4. Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mkrf. т./ (дата обращения: 19.02.2018). См.: Кожев А. Понятие Власти. М., 2017. С. 99-136.
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Александров А.Н. Email: [email protected]
Александров Артём Николаевич - студент, направление подготовки: государственное и муниципальное управление, кафедра менеджмента и административного управления, Российский государственный социальный университет, г. Москва
Аннотация: в данной статье проанализирована деятельность Министерства культуры Московской области, задачи, стоящие перед ним, и основные направления культурной политики: объекты культурного наследия и музейное дело, библиотечное дело, система художественного образования, профессиональное искусство, парки Подмосковья, народное художественное творчество и культурно-досуговая деятельность, молодёжная политика. Выделены сильные и слабые стороны культурной сферы региона. Рассмотрены направления деятельности министерства и выявлены основные проблемы по каждому из них. Ключевые слова: культурная политика, Московская область, направления деятельности, анализ, проблемы.
ANALYSIS OF ACTIVITIES OF THE MINISTRY OF CULTURE OF MOSCOW REGION Aleksandrov A.N.
Aleksandrov Artem Nikolaevich - Student, TRAINING DIRECTION: STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT, DEPARTMENT OF MANAGEMENT AND ADMINISTRATIVE CONTROL, RUSSIAN STATE SOCIAL UNIVERSITY, MOSCOW
Abstract: this article analyzes the activities of the Ministry of Culture of the Moscow Region, the tasks of the cultural policy and its main directions: cultural heritage and museums, library business, the system of art education, professional art, parks of the Moscow region, folk art and cultural and recreational activities, youth policy. The strengths and weaknesses of the cultural sphere of the region are highlighted. The directions of activity are considered and the main problems for each of them are identified.
Keywords: cultural policy, Moscow region, areas of activity, analysis, problems.
УДК 353.9
Министерство культуры Московской области (далее - МО) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере культуры, туризма, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координацию деятельности в указанной сфере центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью.
Основными задачами Министерства являются [1]:
- гарантирование и реализация прав граждан на участие в культурной жизни региона, на доступность культурных ценностей и учреждений сферы культуры;
- освоение, создание, сохранение, распространение культурных ценностей;