Научная статья на тему 'Повышение эффективности региональной политики в сфере культуры Московской области'

Повышение эффективности региональной политики в сфере культуры Московской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
782
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL POLICY / МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / MOSCOW REGION / КУЛЬТУРА / CULTURE / ПРЕДЛОЖЕНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / EFFICIENCY INCREASE / PROPOSALS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Александров Артём Николаевич

В данной статье рассмотрены основные направления деятельности Министерства культуры Московской области: объекты культурного наследия и музейное дело, библиотечное дело, система художественного образования, профессиональное искусство, парки, народное художественное творчество, молодёжная политика. Выделены сильные и слабые стороны культурной сферы региона. На основе анализа разработаны предложения по повышению эффективности региональной политики и произведена оценка перспектив реализации данных предложений при реализации их на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности региональной политики в сфере культуры Московской области»

Список литературы / References

1. Министерство культуры Московской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://mk.mosreg.ru/ (дата обращения: 19.02.2018).

2. Жидков В.С. Государственная культурная политика // Ориентиры культурной политики, 2014. № 6. С. 49-86.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Александров А.Н. Email: [email protected]

Александров Артём Николаевич - студент, направление подготовки: государственное и муниципальное управление, кафедра менеджмента и административного управления, Российский государственный социальный университет, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассмотрены основные направления деятельности Министерства культуры Московской области: объекты культурного наследия и музейное дело, библиотечное дело, система художественного образования, профессиональное искусство, парки, народное художественное творчество, молодёжная политика. Выделены сильные и слабые стороны культурной сферы региона. На основе анализа разработаны предложения по повышению эффективности региональной политики и произведена оценка перспектив реализации данных предложений при реализации их на практике. Ключевые слова: региональная политика, Московская область, культура, предложения, повышение эффективности.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF REGIONAL POLICY IN THE FIELD OF CULTURE OF THE MOSCOW REGION Aleksandrov A.N.

Aleksandrov Artem Nikolaevich - Student, TRAINING DIRECTION: STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT, DEPARTMENT OF MANAGEMENT AND ADMINISTRATIVE CONTROL, RUSSIAN STATE SOCIAL UNIVERSITY, MOSCOW

Abstract: this article examines the main activities of the Ministry of Culture of the Moscow region: objects of cultural heritage and museum business, library business, the system of art education, professional art, parks, folk art, youth policy. The strengths and weaknesses of the cultural sphere of the region are highlighted. Based on the analysis, proposals have been developed to improve the effectiveness of regional policy and evaluated the prospects for the implementation of these proposals when they are implemented in practice.

Keywords: regional policy, Moscow region, culture, proposals, efficiency increase.

УДК 353.9

Проанализировав работу Министерства культуры Московской области, были разработаны предложения по повышению эффективности региональной политики по основным направлениям деятельности в сфере культуры, а именно: объекты культурного наследия и музейное дело, библиотечное дело, система художественного образования, профессиональное искусство, парки Подмосковья, народное художественное творчество и культурно--досуговая деятельность, молодёжная политика.

Рассматривая первое направление, убеждаемся, что столичная область остается самым крупным, после Москвы, музейным регионом России. В Московской области осуществляют свою деятельность 79 музеев (включая картинные галереи, музейно-выставочные центры), в том числе 12 государственных, подведомственных Министерству культуры Московской области и 67 муниципальных и 4 известных музея, которые находятся в подчинении Министерства культуры Российской Федерации [1].

Московская область отличается от других регионов очень высокой степенью концентрации историко-культурных памятников. В расчете на 1 тыс. кв. км территории приходится 138 памятников, в то время как в среднем по России всего 4 объекта. Сегодня в области более 6 тысяч памятников истории и культуры. Кроме музеев в Подмосковье есть еще 320 усадеб, связанных с именами исторических личностей, более 1 тысячи монастырей и церквей, что дает возможность развивать и паломнический туризм.

В последние годы Управлением сохранения и популяризации культурного наследия Министерства культуры Московской области проделана большая работа, направленная на осуществление на территории Московской области государственной политики в деле сохранения и использования музейных ценностей Московской области, поддержки народных художественных промыслов, участие в определении целей и приоритетов развития музейного дела, осуществлении мероприятий по популяризации культурного наследия и координации деятельности подведомственных государственных музеев в Московской области, а также координации и осуществлению методического руководства ремонтно-реставрационными, консервационными и восстановительными работами на недвижимых памятниках истории и культуры.

Предложения по повышению эффективности региональной политики в данной сфере:

• Расширить экспозиционные площади музеев, что позволит создать условия для новых культурно-просветительских проектов.

• Развивать музеи на базе инновационных технологий и совершенствования методик музейной деятельности.

• Активнее использовать губернаторскую программу «Усадьбы Подмосковья», для увеличения количества отреставрированных усадеб на территории области.

• Уменьшить количество бюрократических барьеров при назначении даты торгов по передаче объектов культурного наследия инвесторам.

Второе направление - библиотечное дело.

На 1 января 2017 года сеть общедоступных библиотек Московской области насчитывает 1191 библиотеку, из них - 2 государственные и 1189 муниципальные из них по отчетам муниципальных образований (паспорт культурной жизни) на начало 2017 года насчитывается 97 библиотек в составе культурно-досуговых учреждений. От общего числа публичных библиотек Московской области сельские библиотеки составляют 55,3%, библиотеки в составе культурно-досуговых учреждений - 7,9% и детские -10,2% [1].

Сохраняется тенденция увеличения числа библиотек в составе культурно-досуговых, культурно-спортивных и других учреждений культуры. В настоящее время (мониторинг от 20.02.2016 года) они действуют в 16 муниципальных районах. В соответствии с тенденцией увеличения количества интегрированных учреждений культуры имеют место неучтенные показатели по библиотечному облуживанию. Таким образом, неточным становится показатель эффективности деятельности центральных исполнительных органов власти в области библиотечного дела.

При сдаче статистики руководителям органов культуры необходимо более требовательно подходить к заполнению форм государственного статистического наблюдения.

Системная проблема - это комплектование библиотек. По оперативным данным за текущий период в библиотеки Московской области поступило 970,7 тыс. экз. документов, это на 51,3% больше, чем в прошлом, однако обеспеченность на душу населения остается все также на низком уровне (136 наименований новых поступлений на 1000 жителей при нормативном значении 250) [2]. Ив этом году, несмотря на федеральные средства, объем выделенных муниципалитетами средств ниже, чем в 2008 году. Руководителям органов местного самоуправления необходимо принимать срочные меры для улучшения ситуации, тем более что с 2018 года федеральной поддержки больше не будет.

По показателю 2015 г. «объем выдачи информации на электронных носителях» Московская область занимает 12-е место по ЦФО, а по показателю объема выдачи аудиовизуальных документов - 18-е место.

Еще одной из актуальных проблем остается работа по переводу библиотечных фондов в электронный (цифровой) формат. В 2016 году было переведено в электронную форму 0,07 % библиотечного фонда, что составило 17,1 тыс. экземпляров. Необходимо усилить работу по наполнению электронного каталога, поскольку это один из показателей «дорожной карты». Значение данного показателя установлено на уровне 20% прироста ежегодно, а в Московской области этот прирост составляет 0,2%.

Доля печатных изданий в библиотеках составляет 99,7%, а электронных - 0,3%.

Предложения по повышению эффективности региональной политики в данной сфере:

• Чтобы решить проблему комплектования библиотечных фондов необходимо активизировать работу по оцифровке книг, особенно редких изданий.

• Ввести повсеместно систему электронного читательского билета в библиотеках Подмосковья, для повышения привлекательности библиотечных услуг у молодёжи.

• Разработать программу повышения доступности библиотек для людей с ограниченными возможностями.

Следующее направление - система художественного образования.

Охват детей Московской области услугами дополнительного образования в сфере культуры и искусства превышает федеральный норматив (12%) и составляет 14%.

В 2017 году финансирование данной сферы увеличилось на 35% и составило свыше 2,5 млрд рублей. Выявлению и поддержке одаренных детей и юношества способствует созданная в Московской области единая система организации фестивалей, конкурсов, выставок и презентаций. Одной из форм финансовой поддержки одаренных детей и молодежи является назначение им федеральных и областных премий и стипендий.

Московская область - лидер по числу образовательных учреждений в сфере культуры и искусства среди субъектов Российской Федерации. Удалось сохранить сеть образовательных учреждений в сфере культуры, создать все необходимые условия для комфортного обучения юных граждан Московской области. Всего в системе учреждений Министерства культуры Московской области 237 учебных заведений. Для сравнения: в Краснодарском крае - 178 детских школ искусств, в г. Москве - 143 детские школы искусств, в г. Санкт-Петербурге - 63 учреждения.

Предложения по повышению эффективности региональной политики в данной сфере:

обеспечить необходимый уровень материально-технической оснащенности учреждений дополнительного образования в сфере культуры и искусства, посредством модернизации учебных помещений, приобретения специализированного оборудования, обновления инструментального парка.

Одно из следующих направлений - профессиональное искусство.

Управление профессионального искусства и художественного образования включает в себя:

- осуществление государственной политики в сфере профессионального искусства и художественного образования, кинопроката и кинообслуживания населения на территории Московской области;

- обеспечение необходимых условий для реализации конституционных прав граждан на участие в культурной жизни, доступа к культурным ценностям и пользование учреждениями культуры сферы профессионального искусства, получения образования в образовательных учреждениях сферы культуры, находящихся в ведомственном подчинении Министерства культуры Московской области;

- определение целей и приоритетов развития профессионального искусства и художественного образования, кинопроката и кинообслуживания населения на территории Московской области;

- содействие развитию сети и деятельности организаций профессионального искусства, образовательных учреждениях сферы культуры, кинопроката и кинообслуживания населения на территории Московской области;

- осуществление контроля за деятельностью учреждений в сфере профессионального искусства и художественного образования, кинопроката и кинообслуживания населения, находящихся в ведомственном подчинении Министерства культуры Московской области.

В 2017 году бюджетное финансирование государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования сферы культуры Московской области составило 512 млн 69 тыс. рублей, что по сравнению с 2012 годом увеличилось на 28,4% (2012 г. -398 млн 763 тыс. рублей) [1].

В этом же году были выделены из областного бюджета средства в объеме 15 млн. рублей на создание в учебных заведениях медицинских кабинетов, включая проведение капитального ремонта и оснащение медицинским оборудованием, а также 24 млн. рублей на приобретение музыкальных инструментов.

Предложения по повышению эффективности региональной политики в данной сфере:

• Разработать предложение по созданию мобильных театральных групп в театрах Московской области, для более массового приобщения жителей Подмосковья к театральному искусству.

• Создать региональную программу «Онлайн театр» (по примеру г. Москвы), для прямой трансляции спектаклей со сцен театров Московской области.

Следующее направление - парки Подмосковья.

В Государственной программе предусмотрены субсидии муниципальным образованиям на благоустройство парков в объеме 150 миллионов рублей ежегодно, что позволит привести в порядок до 18 парков в год. Для создания новых парков ежегодно будет выделяться 40 миллионов рублей. В результате получится 100 процентное соответствие региональному парковому стандарту, а обеспеченность населения парками составит 100%.

В 2016 году создано для решения комплекса задач по развитию парковой инфраструктуры на территории Московской области, поставленных в Губернаторской программе «Наше Подмосковье. Приоритеты развития» и реализации государственной программы Московской области «Культура Подмосковья», в структуре Министерства культуры Московской области создано Управление развития парков.

Это Управление занимается разработкой и реализацией системы мер по эффективному использованию парковых территорий и бюджетных средств, выделенных для их развития.

Предложения по повышению эффективности региональной политики в данной сфере:

• Активное привлечение государственно-частного партнёрства, как огромный потенциал для роста количества парков, отвечающих разработанному стандарту на территории Подмосковья

• Сделать приоритетным направлением восстановление парков, находящихся в неудовлетворительном состоянии, для уменьшения экологических проблем.

Народное художественное творчество и культурно-досуговая деятельность.

Работа по развитию традиционного народного творчества в Московской области организована на базе учреждений культурно-досугового типа, число которых составляет 1037 сетевых единиц (из них 715 в сельской местности). В самодеятельных творческих коллективах занято 222 тысячи человек из них 118,5 тыс. детей. По данному показателю Московская область занимает 1 место в ЦФО и 3 место в России. По количеству кружков и любительских объединений, которых 13 тыс. Подмосковье занимает 3 место в ЦФО и 2 место в России [1].

Московская область активно включилась в работу по развитию хорового искусства. Ведь около 900 хоровых коллективов, половина из которых имеет звание «народный». Поэтому из областного музыкального общества в самостоятельную организацию выделилось Московское областное хоровое общество. Помимо творческих задач, хоровое общество работает над общей задачей «раскрутки» Подмосковья как территории, которая обладает не только выдающейся архитектурой и музеями, но и богатым нематериальным культурным наследием.

С целью поддержки народного творчества и культурно-досуговой деятельности разработана Концепция работы домов культуры в Московской области. В рамках реализации концепции предполагается разработка Модельного стандарта деятельности культурно-досугового учреждения, создание единой системы мониторинга состояния и развития сети культурно-досуговых учреждений, разработка и внедрение единой информационной базы данных о деятельности культурно-досуговых учреждений, системы проектной деятельности, создание системы повышения квалификации путем организации межмуниципальных творческих лабораторий.

Предложения по повышению эффективности региональной политики в данной сфере:

• Развивать традиционную народную культуру и систему любительского художественного творчества, как самую массовую формы культурной деятельности - базовый элемент государственной политики по сохранению культурного наследия и самобытности России.

• Необходимо увеличивать финансирование для проведения капитального ремонта и модернизации технического оснащения зданий культурно-досуговой деятельности, особенно в сельской местности.

Одно из важных направлений - молодёжная политика в сфере культуры.

Молодёжь Московской области весьма активна, ей нужно предоставить шанс участвовать в развитии страны, реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Основной целью государственного управления культурным развитием молодежи, является использование ее созидательного потенциала в укреплении конкурентоспособности МО, обеспечение оптимальных условий для повышения качества жизни молодого поколения [3].

Для этой цели Министерство культуры МО, создаёт программы, в результате реализации которых предполагается достичь увеличения к 2020 году:

Предложения по повышению эффективности региональной политики в данной сфере:

• Предлагается разработать мероприятия, направленные на реализацию творческого потенциала молодежи и успешного вхождения ее в самостоятельную жизнь, такие как: мероприятия по формированию здорового образа жизни и организация отдыха молодежи, мероприятия по совершенствованию информационного пространства молодежи, мероприятия по развитию патриотического движения молодежи, мероприятия по организации досуга молодежи.

• Повысить уровень заинтересованности молодежи сферой культуры, поможет разработка и реализация нового проекта, (желательно совместно с Правительством Москвы, для повышения эффективности): Суть проекта состоит в том, что каждый школьник от 10 до 17 лет регулярно получает от Министерства культуры МО одноразовый бесплатный билет на посещение театра или музея через конкретный промежуток времени, определённый проектом. Этот проект призван ненавязчиво, по собственному желанию, приобщить молодёжь к культуре, чтобы впоследствии она стала необходимостью.

• Необходимо создать новый, современный телевизионный канал, для популяризации культурного наследия среди молодёжи или на базе существующего телеканала «Подмосковье» создать передачи, повышающие культурный уровень развития молодёжи.

Если будут реализованы, сформулированные предложения по повышению эффективности региональной политики в сфере культуры, то определённо продолжится тенденция улучшения качества и количества оказываемых услуг, предоставляемые населению региона в сфере культуры. Повысится уровень оснащения материально-технической базы учреждений культуры.

Количество объектов культурного наследия, требующих реставрации, значительно уменьшится. Количество бюрократических барьеров, при назначении даты торгов, по передаче объектов культурного наследия инвесторам станет значительно меньше.

У подмосковных театров увеличится количество гастролей, обновится репертуар, что повлечёт за собой увеличение конкурентоспособности.

В связи с получением нового фондового и реставрационного оборудования, существенно уменьшится доля музейных предметов, нуждающихся в реставрации.

Увеличение количества парков культуры и отдыха, и благоустройство имеющихся, позволит качественно поднять уровень жизни населения.

Значимая поддержка архивной отрасли обеспечит комплектование, учёт и хранение документов Архивного фонда Московской области, в соответствии с нормативным режимом хранения и, как следствие, увеличится доступ к архивным документам, из-за качественного улучшения их состояния.

Перевод архивных документов и поисковых средств в электронный вид ускорит доступ к архивам, что уменьшит срок рассмотрения запросов граждан. Снизится степень неудовлетворённости населения услугами в сфере архивного дела.

Реализация предложений по повышению эффективности региональной политики позволит внедрить современные информационные технологии в сферу культуры.

Главный социально-экономический эффект реализации предложений заключается в том, что в жизни жителей Подмосковья социальная роль культуры выходит на передний план, что улучшает качество жизни и закрепляет за регионом статус «духовной столицы», ответственной за культурное наследие России; создаёт благоприятную общественную атмосферу, для претворения в жизнь курса на модернизацию и развитие региона в целом.

Список литературы / References

1. Министерство культуры Московской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://mk.mosreg.ru/ (дата обращения: 19.02.2018).

2. Актуальные проблемы культурной политики современной России. М.: Ленанд, 2016. 258 с.

3. Ручкин Б.Н. Молодежь как стратегический ресурс развития общества / Б.Н. Ручкин,

В.А. Родионов, А.В. Печников // Культурно-гуманитарные знания, 2016. №1. С. 155-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.