2. Основы культурной работы: учебник / Отв. ред. Павленок П.Д. М.: ИНФРА-М, 2015. 235 с.
3. Зотов В.Б. Система муниципального управления: учебное пособие для высших учебных заведений / В.Б. Зотов. 3-е изд. М.: Голос, 2017. 560 с.
4. Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: М1р://ткг£ т./ (дата обращения: 19.02.2018). См.: Кожев А. Понятие Власти. М., 2017. С. 99-136.
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Александров А.Н. Email: [email protected]
Александров Артём Николаевич - студент, направление подготовки: государственное и муниципальное управление, кафедра менеджмента и административного управления, Российский государственный социальный университет, г. Москва
Аннотация: в данной статье проанализирована деятельность Министерства культуры Московской области, задачи, стоящие перед ним, и основные направления культурной политики: объекты культурного наследия и музейное дело, библиотечное дело, система художественного образования, профессиональное искусство, парки Подмосковья, народное художественное творчество и культурно-досуговая деятельность, молодёжная политика. Выделены сильные и слабые стороны культурной сферы региона. Рассмотрены направления деятельности министерства и выявлены основные проблемы по каждому из них. Ключевые слова: культурная политика, Московская область, направления деятельности, анализ, проблемы.
ANALYSIS OF ACTIVITIES OF THE MINISTRY OF CULTURE OF MOSCOW REGION Aleksandrov A.N.
Aleksandrov Artem Nikolaevich - Student, TRAINING DIRECTION: STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT, DEPARTMENT OF MANAGEMENT AND ADMINISTRATIVE CONTROL, RUSSIAN STATE SOCIAL UNIVERSITY, MOSCOW
Abstract: this article analyzes the activities of the Ministry of Culture of the Moscow Region, the tasks of the cultural policy and its main directions: cultural heritage and museums, library business, the system of art education, professional art, parks of the Moscow region, folk art and cultural and recreational activities, youth policy. The strengths and weaknesses of the cultural sphere of the region are highlighted. The directions of activity are considered and the main problems for each of them are identified.
Keywords: cultural policy, Moscow region, areas of activity, analysis, problems.
УДК 353.9
Министерство культуры Московской области (далее - МО) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере культуры, туризма, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координацию деятельности в указанной сфере центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью.
Основными задачами Министерства являются [1]:
- гарантирование и реализация прав граждан на участие в культурной жизни региона, на доступность культурных ценностей и учреждений сферы культуры;
- освоение, создание, сохранение, распространение культурных ценностей;
- создание условий для спонсорства, меценатства и благотворительности в области культуры;
- предоставление условий для качественного функционирования подведомственных учреждений;
- развитие туристической отрасли в Московской области.
В Московской области сфера культуры представлена всеми типами организаций культуры, которые пользуются большим спросом у населения Московской области. Всего в Подмосковье действует 2659 учреждений культуры, в которых работает более 30 тыс. чел.
Сеть учреждений культуры Московской области:
- 1191 библиотека;
- 1037 домов культуры;
- 29 театров;
- 79 музеев;
- 236 образовательных учреждений;
- 25 парков культуры и отдыха (муниципальных учреждений и предприятий) и 16 концертных организаций;
- 42 кинотеатра;
- 4 прочих.
Проанализировав культурное пространство области, можно выделить её сильные и слабые стороны.
Сильные стороны:
1. Сильны традиции театрального искусства;
2. Неповторимое и уникальное историческое наследие в сфере культуры;
3. Большинство учреждений культуры находятся в рабочем состоянии;
4. Руководство субъекта заинтересовано в модернизации и внедрении инноваций в сферу культуры.
Слабые стороны:
1. Большое количество технического оборудования, находящиеся на балансе учреждений культуры, является устаревшим по современным стандартам;
2. Низкий уровень финансирования сферы культуры из областного бюджета;
3. Недостаточная квалифицированность кадрового состава;
4. Недостаточно развита туристическая отрасль;
5. Нехватка кадров.
Можно прийти к выводу, что сфера культуры нуждается в материальной поддержке и стратегии развития, т.к. недостаточность финансовых возможностей является сдерживающим фактором дальнейшего динамического развития социокультурной среды Подмосковья.
Пункты основных направлений культурной политики [2]:
1. Организационный:
1. 1 Организация разнообразных творческих проектов, для увеличения притока населения в учреждения культурной сферы.
1.2 Реклама и популяризация, через средства массовой информации, сведений о значимых достопримечательностях для увеличения туристического потока.
1.3 Поддержка различных гражданских инициатив и предложений, направленных на развитие культурной сферы.
2. Материально-технический:
2.1. Развивать инновационные технологии в сфере культуры.
2.2. Улучшать научно-техническую базу в учреждениях культуры.
3. Информационный
3.1. Создание информационных ресурсов, позволяющих взаимодействовать между культурными центрами области
4. Кадровый
4.1. Производить анализ кадровой политики в сфере культуры.
4.2. Увеличение количества работников в сфере культуры, прошедших курсы повышения квалификации.
4.3. Постепенное повышение заработной платы.
4.4. Повышение престижа работника в сфере культуры.
5. Экспертный
5.1. Привлечение высококвалифицированных специалистов для оценки эффективности управленческих решений в сфере культуры.
В плане мероприятий по повышению правовой культуры населения, организаций муниципальных образований Московской области сферы культуры была проведена следующая работа.
1) Письменные разъяснения законодательства сферы культуры на обращения граждан, организаций, Министерств и ведомств Российской Федерации, Московской области и муниципальных образований Московской области;
2) Устные разъяснения (в том числе по телефону);
3) Методическая, консультационная (в том числе и по правовым вопросам) работа с подведомственными организациями, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, а также гражданами и юридическими лицами по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства:
- нормы законодательства Российской Федерации и Московской области;
- вопросы, связанные с прохождением государственной гражданской и муниципальной службы;
- вопросы по деятельности бюджетных, автономных организаций, оформления учредительных, правоустанавливающих документов, а также связанные с изменением типа учреждения, регистрацией, реорганизацией, ликвидацией, банкротством юридического лица;
- вопросы, связанные с образовательными, творческими и досуговыми видами деятельности учреждений.
Задачи культурной политики Московской области на среднесрочную перспективу:
- повышение качества услуг в сфере культуры, туризма и архивного дела в Московской области;
- сохранение, использование, популяризация и государственная охрана культурно -исторического наследия Московской области;
- поддержка и развитие творческой деятельности на территории Московской области;
- развитие культурного пространства Московской области и сохранение традиций отечественной культуры;
- модернизация инфраструктуры сферы культуры Московской области;
- поддержка кадрового потенциала сферы культуры;
- развитие внутреннего и въездного туризма;
- хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Московской области и других архивных документов в государственных архивах Московской области.
Особое внимание в ней уделено сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, приоритетов развитой территории.
Задачу обеспечения доступности и качества библиотечных услуг для жителей области, в особенности сельского населения, планируется решить путем расширения информационного пространства и внедрения передвижных форм работы.
Качественные перемены ожидает парковое хозяйство области. Причем предполагается, как благоустройство действующих парков, так и создание новых рекреационных зон отдыха.
Модернизация материально-технической базы сферы культуры в значительной степени будет обеспечена путем предоставления субсидий муниципальным образованиям Московской области на проведение капитального ремонта и технического переоснащения объектов культуры, находящихся в сельских поселениях.
В целях расширения практики социального партнерства будет осуществляться поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, реализующих проекты в сфере культуры. Учреждены стипендии для выдающихся деятелей культуры и молодых талантливых авторов.
Безусловно, важнейшим аспектом сохранения кадрового потенциала станет поэтапное повышение оплаты труда работников культуры Московской области и доведение ее до среднего уровня по экономике.
Московская область входит в число регионов, с наибольшим количеством объектов культурного наследия.
По последним данным, в Московской области расположено более 5850 объектов культурного наследия, но при этом 80% из них не зарегистрированы в реестре культурного наследия и около 70% до сих пор не имеют утверждённых границ и охраны территорий.
Для решения данных проблем была утверждена региональная программа «Культура Подмосковья 2017-2021», одной из основных задач которой является распоряжение объектами культурного наследия с целью повысить их инвестиционную привлекательность, но это всё слова. На деле, для выполнения поставленных задач, необходимо решить ряд насущных
проблем, таких как: слабая материально-техническая база (большое количество музеев МО находятся в аварийном состоянии). Медленная реставрация подмосковных усадьб, из-за отсутствия финансовых средств. Продолжительное согласование торгов по передаче объектов культурного наследия инвесторам.
Московская область является крупнейшим регионом по количеству музеев в России: это 13 государственных и 68 муниципальных музеев.
Эффективность предоставления услуг населению в данной сфере зависит от множества факторов. Это - доступность информации о предстоящих выставках, наличие оборудования для приёма посетителей, наличие помещений для проведения выставки и специальных фондохранилищ для экспонатов, частая сменяемость выставок.
Можно выделить основные проблемы в сфере музейного дела. В большинстве музеев помещения отведённые под фондохранилища не соответствуют требованиям по сохранности экспонатов. Многие уникальные экспонаты требуют реставрации. Музеи недостаточно приспособлены для людей с ограниченными возможностями.
На данный момент на территории Московской области библиотечно-информационую услугу оказывает 1069 библиотек. Анализируя эту сферу, выделяем несколько основных проблем. Комплектование библиотечных фондов находится на низком уровне, в среднем до 40% книг находятся в физически устаревшем состоянии. Система электронного читательского билета введена только в 10% библиотек Подмосковья, что значительно снижает привлекательность библиотечных услуг для молодёжи. Большинство библиотек не приспособлено для людей с ограниченным возможностями: нет пандусов, отсутствует литература для слепых, а также специальная система навигации.
На территории Московской области располагается 237 образовательных учреждений в сфере культуры, в которых обучаются свыше 72000 детей.
Здесь основной проблемой является ухудшение материальной базы учреждений дополнительного образования. Из 237 учреждений - 60 требуют проведения ремонтных работ, а износ музыкальных инструментов в музыкальных школах составляет порядка 47% от общего числа.
Профессиональное искусство Московской области представлено всем разнообразием музыкального, вокального, инструментального, театрального, а также изобразительного искусства. В составе государственных и муниципальных учреждений культуры находятся 6 областных и 23 муниципальных театра, 3 областных и 14 муниципальных концертных организаций, 1 учреждение кинематографии и 82 киноустановки. Анализируя эту сферу, выделяем две явные проблемы. Отсутствие в театрах мобильных театральных групп. Не освоены современные информационные технологии.
Количество парков на территории Московской области составляет порядка 90 единиц. Из них муниципальных - 53, что составляет 43% от уровня фактической обеспеченности муниципальными парками культуры и отдыха.
Основные проблемы в данной сфере. Большинство парков не удовлетворяют разработанным стандартам и набору необходимых объектов на их территории.
Низкий уровень экологического состояния некоторых парков.
На территории Подмосковья осуществляют свою деятельность 1032 муниципальных учреждений культурно-досугового типа, которые охватывают 298 тысяч участников. Проблемы данной сферы. Недостаточное уделение внимания традиционной народной культуре и системе любительского творчества. Многие здания культурно-досуговой деятельности требуют проведения капитального ремонта и модернизации технического оснащения (особенно сельские клубы).
В Московской области есть все возможности для реализации молодежью своих жизненных целей, но также есть и свои недостатки, над которыми нужно поработать. Одна из острейших проблем - проблема занятости молодежи. При этом под занятостью понимается не трудоустройство молодежи, а организация досуга, культурная активность, развитие собственной предпринимательской инициативы, интеграция в деятельность региона.
Проанализировав молодёжную политику в сфере культуры Московской области, выделяем несколько проблем. Недостаток мероприятий, направленных на реализацию творческого потенциала молодежи и успешного вхождения ее в самостоятельную жизнь. Низкий уровень заинтересованности молодёжи сферой культуры во всём её многообразии. Отсутствие популяризации культурного наследия среди молодёжи.
Итак, проделанный в данной работе анализ позволяет сделать главный вывод: Региональная политика в сфере культуры Московской области довольно эффективна, но существует ряд проблем, которые требуют своего решения и при отсутствии бюрократических барьеров, внедрении современных технологий, а главное желания - всё возможно.
Список литературы / References
1. Министерство культуры Московской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://mk.mosreg.ru/ (дата обращения: 19.02.2018).
2. Жидков В.С. Государственная культурная политика // Ориентиры культурной политики, 2014. № 6. С. 49-86.
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Александров А.Н. Email: [email protected]
Александров Артём Николаевич - студент, направление подготовки: государственное и муниципальное управление, кафедра менеджмента и административного управления, Российский государственный социальный университет, г. Москва
Аннотация: в данной статье рассмотрены основные направления деятельности Министерства культуры Московской области: объекты культурного наследия и музейное дело, библиотечное дело, система художественного образования, профессиональное искусство, парки, народное художественное творчество, молодёжная политика. Выделены сильные и слабые стороны культурной сферы региона. На основе анализа разработаны предложения по повышению эффективности региональной политики и произведена оценка перспектив реализации данных предложений при реализации их на практике. Ключевые слова: региональная политика, Московская область, культура, предложения, повышение эффективности.
IMPROVING THE EFFICIENCY OF REGIONAL POLICY IN THE FIELD OF CULTURE OF THE MOSCOW REGION Aleksandrov A.N.
Aleksandrov Artem Nikolaevich - Student, TRAINING DIRECTION: STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT, DEPARTMENT OF MANAGEMENT AND ADMINISTRATIVE CONTROL, RUSSIAN STATE SOCIAL UNIVERSITY, MOSCOW
Abstract: this article examines the main activities of the Ministry of Culture of the Moscow region: objects of cultural heritage and museum business, library business, the system of art education, professional art, parks, folk art, youth policy. The strengths and weaknesses of the cultural sphere of the region are highlighted. Based on the analysis, proposals have been developed to improve the effectiveness of regional policy and evaluated the prospects for the implementation of these proposals when they are implemented in practice.
Keywords: regional policy, Moscow region, culture, proposals, efficiency increase.
УДК 353.9
Проанализировав работу Министерства культуры Московской области, были разработаны предложения по повышению эффективности региональной политики по основным направлениям деятельности в сфере культуры, а именно: объекты культурного наследия и музейное дело, библиотечное дело, система художественного образования, профессиональное искусство, парки Подмосковья, народное художественное творчество и культурно-досуговая деятельность, молодёжная политика.
Рассматривая первое направление, убеждаемся, что столичная область остается самым крупным, после Москвы, музейным регионом России. В Московской области осуществляют свою деятельность 79 музеев (включая картинные галереи, музейно-выставочные центры), в том числе 12 государственных, подведомственных Министерству культуры Московской области и 67 муниципальных и 4 известных музея, которые находятся в подчинении Министерства культуры Российской Федерации [1].