КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Л.М. Низова, д-р экон. наук, профессор Ч.М. Мухаметшина, студент
Поволжский государственный технологический университет (Россия, г. Йошкар-Ола)
Аннотация. Исследованы проблемы в сфере культуры в Республике Марий Эл. На основе мониторинга посещений гражданами культурных учреждений за 7 лет определены приоритеты и выявлены проблемы в проведении культурной политики на региональном уровне. Все это позволило внести предложения по повышению качества услуг в сфере культуры на региональном уровне.
Ключевые слова: культура, культурная политика, искусство, просвещение, духовная сфера.
В современной культурологии в наиболее общем виде культура предстает как совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также система исторически сложившихся знаний, идей и социальных норм, отражающих активную деятельность людей и направленных на урегулирование общественных отношений. Культура является качественной характеристикой развития человека и общества [3].
Государственная политика в области развития культуры ориентируется на нормы российского законодательства. Согласно статье 44 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры,на доступ к культурным ценностям [1].
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» провозглашает неотъемлемость прав каждого человека на культурную деятельность, на все виды творческой деятельности, на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей. Он также регламентирует обязательный доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности, право на гуманитарное и художественное образование, выбор его форм и способов [2].
Реализуя полномочия, определенные Конституцией РФ, Республика Марий Эл (далее РМЭ) приняла ряд законодательных
в сфере культуры, основными среди которых являются:
- Закон РМЭ от 31.05.1994 № 85-Ш «О культуре»;
- Закон РМЭ от 26.10.1995 № 290-Ш «О языках в Республике Марий Эл»;
- Закон РМЭ от 04.12.2003 № 50-З «О сохранении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Марий Эл»;
- Постановление Правительства РМЭ от 08.10.2012 № 387 «О государственной программе Республики Марий Эл «Государственная национальная политика Республики Марий Эл на 2013 - 2020 годы».
Важным инструментом государственной культурной политики в Республике Марий Эл является реализация федеральных целевых программ «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», «Культура России (2012-2018)» и государственных программ «Государственная национальная политика Республики Марий Эл на 2013 - 2020 годы», «Архивное дело в Республике Марий Эл (2013 - 2020 годы)».
Данные нормативно-правовые акты имеют особое значение, так как они определяют направления управления сферой культуры в республике.
Структура управления развитием культуры в республике носит многоступенчатый характер. Руководство этой сферой осуществляет Министерство культуры, печати и по делам национальностей Рес-
публики Марий Эл. Сеть учреждений культуры и искусства Республики Марий Эл составляет:
- 295 общественных библиотек (из них 239 находится в сельской местности, 3 библиотеки уровня субъекта Федерации);
- 329 учреждений культурно-досугового типа;
- 42 учебных заведений культуры;
- 32 музея (из них 14 музеев находится в городах, 18 в сельской местности);
- 6 театров и Марийская государственная филармония им. Якова Эшпая;
- 3 парка культуры и отдыха;
- 6 Центров и Домов народного творчества и ремесел;
- 713 клубов и объединений по интересам, в которых занимается 11462 тысяч человек;
- 6 отделений творческих союзов России, в которых объединено 583 деятелей искусств;
- 33 редакции газет (из них 13 республиканских газет и журналов, 20 городских и районных газет) [4].
Кроме того, функционируют республиканские учреждения культуры и искусст-
ва: ГБУК РМЭ Марфильмофонд, учебно-методический центр «Камертон», Государственное казенное учреждение культуры Республики Марий Эл «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры», государственное автономное учреждение культуры Республики Марий Эл «Марий Эл Радио».
В Республике Марий Эл поставлено на государственную охрану 1059 памятников архитектуры, истории и культуры, в том числе 450 - федерального значения.
Деятельность этих учреждений направлена на увеличение числа посещений учреждений культуры, книжных фондов и читателей, числа спектаклей и их зрителей, количества экскурсий, выставок и их посетителей.
Мониторинг показал, неоднозначную динамику посещений культурных учреждений. Так, удельный вес посетителей музеев за последние семь лет вырос на 41,5%, что объясняется внедрением новых программ и форм их реализации (рисунок 1) [5].
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Рис 1. Динамика посещаемости музеев в РМЭ, тыс. чел.
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Р3ис. 2. Динамика посещаемости театров и филармонии в РМЭ, тыс. чел.
В театрах и филармониях посещаемость Количество участников центров нацио-
выросла на 22,6% (рисунок 2) [5]. нальных культур увеличилось почти вдвое
(54,1%) (рисунок 3) [5].
Рис. 3. Динамика посещаемости центров национальной культуры в РМЭ, тыс.чел.
В то же время, численность посетителей за семь лет в библиотеках имеет тенденцию к снижению на 10,4% по причине раз-
вития электронных носителей информации (рисунок 4) [5].
Рис. 4. Динамика зарегистрированных пользователей библиотек в РМЭ, тыс.чел.
В ходе проведенного авторами мониторинга деятельности учреждений в сфере культуры в Республике Марий Эл, были
выявлены не только положительные результаты работы, но и проблемы:
- недостаточное укрепление материально-технической базы;
- отсутствие в республике собственной базы по реставрации музейных предметов;
- уменьшение сети публичных библиотек;
- уменьшение количества клубных формирований;
- в республике 25,5 % модельных сельских библиотек из числа тех, которые могут получить этот статус;
- необходимость стимулирования и социальной поддержки специалистов данной области, нехватка кадров и повышение квалификации действующих работников;
- проблема функционирования и поддержки сельских и районных домов культуры.
Все это существенно снижает результативность деятельности культурных учреждений. По мнению авторов, целесообразно:
во-первых, увеличить финансирование учреждений культуры из федерального и
Библиографический список
1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2015)
3. Агапова Т.В. Культура как совокупность материальных и духовных ценностей [Электронный ресурс] // Журнал: Вестник Красноярского государственного аграрного университета. Выпуск № 5. 2014 г. Режим доступа: http:/^yberieшnka.m/artide/n/kultura-kak-sovokupnost-materialnyh-i-duhovnyh-tsennostey
4. Низова Л.М. Социально-экономические аспекты развития культуры в Республике Марий Эл / Л. М. Низова, И. В. Патрушева// Справочник руководителя Учреждения Культуры. - Москва, 2014. - № 9. - С. 34-50
5. Результаты авторского мониторинга на основе статистического материала Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл за 20092015 г.г.
регионального бюджетов, развивать благотворительность;
во-вторых, проводить круглые столы с заинтересованными лицами и представителями учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования и др.;
в-третьих, разнообразить формы работы с клиентами и посетителями в таких учреждениях как музеи, библиотеки, шире использовать интерактивные формы;
в-четвертых, улучшить качество обслуживания клиентов и посетителей, с учетом их запросов;
в-пятых, проводить специализированные занятия для сотрудников учреждений, направленных на повышение их уровня знаний, профессионального мастерства, умение найти индивидуальный подход к каждому клиенту.
CULTURE AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF MAN AND SOCIETY
L.M. Nizova, doctor of economic sciences, professor Ch.M. Muchamethina, student Volga state university of technology (Russia, Yoshkar-Ola)
Abstract. Investigated problems in the field of culture in the Republic of Mari El. Based on the monitoring of visits by citizens and cultural institutions for 7 years, identifies priorities and challenges identified in carrying out cultural policy at the regional level. All this allowed to make proposals for improving the quality of services in the sphere of culture at regional level. Keywords: culture, cultural policy, arts, education, spiritual sphere.