Научная статья на тему 'Теоретико-правовые аспекты перехода на риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности государства'

Теоретико-правовые аспекты перехода на риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
817
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ГОСУДАРСТВА / РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ЧЕК-ЛИСТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Липунцова А. В.

В статье анализируются перспективы внедрения риск-ориентированного подхода к контрольно-надзорной деятельности государства, влияние этих перспектив на систему правового регулирования. Отмечено внимание к научно-исследовательскому характеру введения рассматриваемого подхода. В заключение статьи подчеркивается значение анализа правоприменительной практики по привлечению подконтрольных лиц к административной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND LEGAL ASPECTS OF THE TRANSITION TO THE RISK-ORIENTED APPROACH IN THE CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES OF THE STATE

Еhe article analyzes the prospects for introducing a risk-oriented approach to the state control and supervision activities, the impact of these prospects on the legal regulation system. The attention is paid to the scientific and research character of the introduction of this approach. In conclusion, the article highlights the importance of the analysis of law enforcement practices for bringing persons under control to administrative responsibility.

Текст научной работы на тему «Теоретико-правовые аспекты перехода на риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности государства»

2. Пузиков Р. В. Формы реализации правовой политики / Р. В. Пузиков // Вестник ТГУ. - 2014. - № 1. (129). - С. 163-171.

3. Рысина Е. П. Эффективность российской правовой политики: проблемы теории и практики: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Е. П. Рысина. - Саратов. - 2013. - 34 с.

4. Яковлева О. А. Правотворчество как форма реализации уголовно-правовой политики (теоретико-правовой аспект) / О. А. Яковлева // Вестник ВолГУ. - Серия 5: Юриспруденция. - 2014. - № 4. - С. 63-67.

Липунцова А. В.

Институт права и национальной безопасности Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина,

г. Тамбов, Россия

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕХОДА

НА РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Аннотация. В статье анализируются перспективы внедрения риск-ориентированного подхода к контрольно-надзорной деятельности государства, влияние этих перспектив на систему правового регулирования. Отмечено внимание к научно-исследовательскому характеру введения рассматриваемого подхода. В заключение статьи подчеркивается значение анализа правоприменительной практики по привлечению подконтрольных лиц к административной ответственности.

Ключевые слова: контроль и надзор государства, реформа государственного контроля, риск-ориентированный подход, чек-лист.

Lipuntsova A. V.

Institute of Law and National Security Tambov State University named after GR. Derzhavin

Tambov, Russia

THEORETICAL AND LEGAL ASPECTS OF THE TRANSITION

TO THE RISK-ORIENTED APPROACH IN THE CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES OF THE STATE

Abstract: еИе article analyzes the prospects for introducing a risk-oriented approach to the state control and supervision activities, the impact of these prospects on the legal regulation system. The attention is paid to the scientific and research

character of the introduction of this approach. In conclusion, the article highlights the importance of the analysis of law enforcement practices for bringing persons under control to administrative responsibility.

Keywords: state control and supervision, state control reform, risk-oriented approach, check-list.

Переход парадигмы государственного контроля к риск-ориентированному подходу является одной из наиболее ярко выраженных тенденций развития института контроля на современном этапе наряду с такими трендами как консолидация контрольно-надзорных полномочий в компетенциях конкретных органов как это происходит, например, с развитием статуса «мегарегулятора» у Центрального банка Российской Федерации, передача контрольных полномочий в негосударственный сектор, например саморегулируемым организациям, а также введение судебного контроля как заключительного этапа административных процедур.

Внедрение риск-ориентированного подхода происходит в рамках реализации программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» утвержденной 21 декабря 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам и рассчитанной сроком реализации - до 2025 года. Программа предусматривает реализацию мероприятий в отношении двенадцати федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные полномочия [5].

Внимание к риск-ориентированному подходу было предопределено рядом социально-экономических, даже в большей степени экономических, предпосылок. По свидетельству аналитиков, факт плановой проверки «фирмы среднего размера связан с уменьшением ее прибыльности на 0,42 процентных пункта (или 6,2 %), но наибольший ущерб, при прочих равных, проверка наносит малому бизнесу. Так, в год проверки прибыльность малого предприятия может снизиться уже на 0,72 п. п. (или 13,3 %)» [6]. С другой стороны, плановые проверки в своей основной массе не выявляют нарушений, сопровождаясь бюджетными расходами на содержание контрольно-надзорного аппарата [2]. В основе риск-ориентированного подхода лежит оценка уровня риска по направлениям деятельности. На базе такой оценки определяется мера управляющего воздействия на поднадзорный субъект, а также распределение ресурсов, выделяемых на осуществление контрольно-надзорной деятельности.

Одновременно с этим, следует отметить стремление к доктри-нальному осмыслению реформы государственного контроля. Так, по

заказу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта была проведена масштабная научно-исследовательская работа «Разработка концептуальных, методологических, методических и алгоритмических основ риск-ориентированного подхода к осуществлению контрольно-надзорной деятельности в сфере транспорта» [3], выполненная Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. В отчете обозначено, что под риск-ориентированным подходом к организации контрольно-надзорной деятельности понимается «метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности» [3]. Одновременно с этим дано определение риск-ориентированного регулирования - «осуществление управленческой деятельности на основе комплексного и непрерывного анализа и оценки рисков с последующим определением приоритетов регулирования и распределения ресурсов на реализацию регулирующего воздействия» [3].

В научной литературе риск-ориентированный подход рассматривается в широком и узком смыслах. В узком смысле риск-ориентированный подход тождественен рискам контрольно-надзорной функции управления. В широком смысле содержание указанного подхода не ограничивается анализом только сферы функциональной работы, но и формированием механизмов (структур) координации всей совокупности мер и ресурсов, а также принятием шагов по снижению угрожающих рисков [1, с. 11-12].

Правовые аспекты перехода к риск-ориентированному подходу контрольной (надзорной) деятельности государства должны быть отражены в действующем законодательстве, введением в него нового понятийно-категориального аппарата, раскрытия новых правовых конструкций, детализацией юридических фактов-оснований для осуществления контрольной деятельности, последствий контрольных мероприятий и механизма контроля в целом. Одной из новаций правового регулирования стало появление института чек-листа (проверочного листа). Чек-лист представляет собой перечень контрольных вопросов уполномоченного органа для оценки соответствия поднадзорного субъекта требованиям, установленным нормативными правовыми актами.

В происходящих изменениях можно отметить такие направления

как:

- создание законодательных основ системы оценки результативности и эффективности государственного и муниципального контроля;

- определение перечня контрольных мероприятий, в том числе не требующих взаимодействия с проверяемыми субъектами;

- расширение системы гарантий прав граждан и организаций при проведении контрольно-надзорной деятельности;

- установление закрытого перечня видов федерального, регионального контроля и надзора, а также муниципального контроля.

Среди принципов новой системы государственного и муниципального контроля свое место должны занять принципы законности, гласности и открытости институтов публичной власти, их ответственности, а также стратегической направленности, эффективности, результативности, объективности, компетентности и независимости.

Вместе с этим, переход к риск-ориентированной концепции контрольно-надзорной деятельности государства должен сопровождаться анализом правоприменительной практики, в первую очередь практики привлечения подконтрольных лиц к административной ответственности, в конкретной сфере, что должно способствовать разработке предложений по классификации и оценке рисков для проведения контрольных мероприятий.

Список литературы

1. Об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) в 2015 году (доклад). [Электронный ресурс] // http://economy.gov.ru/minec/about/structure/dknrd/201606070 (дата обращения: 15.12.2017).

2. Отчет о НИР «Разработка концептуальных, методологических, методических и алгоритмических основ риск-ориентированного подхода к осуществлению контрольно-надзорной деятельности в сфере транспорта» [Электронный ресурс] // http://xn-8sbmmlgncfbgqis7m.xn-p1ai/upload/iblock/ff3/ ff32aabe234bb0dbbd14cc709484b672.doc (дата обращения: 15.12.2017).

3. Перечень видов государственного контроля (надзора) в отношении которых будут реализованы мероприятия приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» [Электронный ресурс] // http:// кон-троль-надзор.рф/assets/files/typecontrol.pdf (дата обращения: 15.12.2017).

4. Реформа госконтроля: промежуточные итоги [Электронный ресурс] // http://open.gov.ru/events/5516308/ (дата обращения: 15.12.2017).

5. Скугаревский Д., Титаев К., Кудрявцев В. Аналитическая записка «Влияние плановых проверок на деятельность организаций» [Электронный ресурс] / Д. Скугаревский, К. Титаев, В. Кудрявцев // http://polit. ru/media/files/2016/12/20/analit_paper_december2016.pdf (дата обращения: 15.12.2017).

Мирзаева Е. Д.

Студент 2 курса магистратуры Института права и национальной безопасности ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Россия

К ВОПРОСУ О СОСТОЯНИИ МИГРАЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕРАХ ПО ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению проблемы преступности в среде мигрантов как в России в целом, так и в Тамбовской области в частности. Особое внимание уделяется анализу соответствующих статистических данных и правовых мер предупреждения миграционных преступлений.

Ключевые слова: миграционная преступность, Российская Федерация, Тамбовская область, предупреждение.

Mirzaeva E. D.

Student second course of graduate school of Institute of the right and national security of Tambov State University named after G. R. Derzhavin

ABOUT THE QUESTION OF THE CONDITION

OF MIGRATION CRIME IN THE RUSSIAN FEDERATION AND MEASURES FOR HER PREVENTION

Abstract: Article is devoted to consideration of a problem of crime among migrants both in Russia in general, and in the Tambov region in particular. Special attention is paid to the analysis of the relevant statistical data and legal measures of prevention of migration crimes.

Keywords: migration crime, Russian Federation, Tambov region, prevention.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.