1.15. АВТОМАТИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Липунцова Анна Владимировна. Должность: старший преподаватель. Место работы: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. Подразделение: Институт права и национальной безопасности, кафедра конституционного и международного права. E-mail: [email protected]
Аннотация
Задача: Современное развитие социально-экономических процессов привнесло с собой тенденции повсеместного внедрения информационных технологий, направленных на автоматизацию разнообразной деятельности. Не исключением является, с одной стороны, юридическая деятельность в целом, а, с другой стороны, контрольно-надзорные функции государства и вся система государственного управления. Данные обстоятельства обуславливают изучение теоретических и практических аспектов автоматизации контрольно-надзорной деятельности, а также анализ созданных на сегодня и планируемых в ближайшей перспективе норм, регулирующих информационные процессы в сфере контроля и надзора.
Модель: Поставленная задача обосновала применение различных методов исследования, как общенаучных, так и специального характера. В качестве специально-научных методов изучению способствовал формально-юридический метод, позволивший выявлять вопросы, требующие развития в нормативном правовом регулировании.
Выводы: Выявлены перспективы нормативного расширения и закрепление полномочий органов исполнительной власти с одновременным или последующим появлением новых административных процедур, регламентированных в специальных актах, взамен избыточных и несоответствующих новым формам информационного взаимодействия в системе государственного управления. Законодательные изменения должны последовать в сферах информации, защите прав организаций и предпринимателей при проведении государственного контроля, административных правонарушениях.
Ключевые слова: государственный контроль, автоматизация юридической деятельности, информационные технологии, государственное управление, нормативное регулирование.
AUTOMATION OF CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES: THEORY AND PRACTICE Lipuntsova Anna Vladimirovna. Position: Senior lecturer. Place of employment: Tambov State University named after G.R. Derzhavin. Department: Institute of Law and National Security, Constitutional and International Law chair. E-mail: [email protected]
Annotation
Background: The modern development of socioeconomic processes has brought with it the trend of widespread introduction of information technologies aimed at automating a variety of activities. On the one hand, legal activities in General are not an exception, on the other hand, control and Supervisory functions of the state and the entire system of public administration. These circum-
stances determine the study of theoretical and practical aspects of automation of control and Supervisory activities, as well as the analysis of established today and planned in the near future, the rules governing information processes in the field of control and supervision.
Materials and methods: The task proved the use of various research methods, both General scientific and special. As a special scientific methods, the study was facilitated by the formal legal method, which allowed to identify issues that require development in the regulatory legal regulation.
Conclusion: The prospects of normative expansion and consolidation of the powers of the Executive authorities with the simultaneous or subsequent emergence of new administrative procedures, regulated in special acts, instead of excessive and inappropriate to new forms of information interaction in the system of public administration. Legislative changes should follow in the areas of information, protection of the rights of organizations and entrepreneurs in the conduct of state control, administrative offenses.
Keywords: state control, automation of legal activity, information technologies, state management, normative regulation.
Автоматизация юридических процессов является частью более крупного явления феномена современности - четвертой промышленной революции (Индустрия 4.0).
Происходящие процессы, связанные с преобразованием информационных технологий и их влиянием на повседневную социальную практику, в рамках «четвертой промышленной революции» вызваны сочетанием зарождающихся технологических прорывов в самом широком спектре областей (искусственный интеллект, роботизация, «интернет вещей», трехмерная печать, нанотехнологии, накопление и хранение энергии) [10, с. 9].
Основными информационными технологиями, которые требуют теоретического осмысления с точки зрения юриспруденции, а также нового нормативного правового регулирования, являются такие недавно возникшие явления как: большие данные; нейротехнологии и искусственный интеллект; системы распределенного реестра (блокчейн); квантовые технологии; новые производственные технологии; промышленный интернет; компоненты робототехники и сенсорика; технологии беспроводной связи (в том числе сети связи пятого поколения); технологии виртуальной и дополненной реальностей. Необходимо исходить из того, что новая регуляторная среда нацелена на создание правовых условий для формирования единой цифровой среды доверия, позволяющей обеспечить участников общественных отношений средствами доверенных цифровых дистанционных коммуникаций.
Автоматизация различной юридической деятельности получила свое развитие в таких сферах как, например, банковская в части претензионной работы с должниками, страхование ответственности в части подготовки требований и документов в суд.
Направленность автоматизации можно выделить и в сфере контрольно-надзорной деятельности государства. Как верно отмечается в литературе, высокий уровень технологического развития, характерный для абсолютного большинства развитых государств, в том числе Российской Федерации, создает реальные предпосылки для внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в процессы государст-
АВТОМАТИЗАЦИЯ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Липунцова А.В.
венного управления и использования их в качестве инструментов контроля [2, а 83].
Государственный контроль является особым средством реализации функций государства, направленным на обеспечение соблюдения и должного исполнения законодательства Российской Федерации с целью упорядочения и стабилизации общественных отношений. Значение и место контроля в системе государственного управления выступает необходимым условием существования и функционирования сильного государства.
В.П. Беляев рассматривает государственный контроль как форму юридической деятельности и средство правовой политики: «Государственный контроль -это такая форма юридической деятельности, при которой управомоченные органы и лица в рамках контрольного производства, для получения юридически значимых результатов и оказания (обеспечения) регулирующего воздействия осуществляют на подконтрольных объектах сбор и проверку информации о фактическом выполнении нормативных предписаний, соблюдении требований нормативных и правовых актов и непосредственно принимают меры по предупреждению и пресечению допущенных нарушений (отклонений) в целях обеспечения охраны интересов общества и государства, защиты конституционных прав и свобод граждан» [1, а 17].
В 2016 году свое начало взяла реформа контрольно-надзорной деятельности в рамках специальной программы, утвержденной 21 декабря 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам [7].
Согласно паспорту программы ее основные цели заключаются в снижении уровня ущерба охраняемым законом ценностям, материального ущерба по контролируемым видам рисков, снижение при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иные виды деятельности и рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций, включая оптимизацию использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
«Это, без преувеличения, один из наиболее сложных и масштабных проектов. По сути, мы должны обновить идеологию работы всей системы контроля и надзора в нашем государстве, чтобы одновременно с сокращением рисков для жизни и здоровья людей перейти к современной модели контроля, которую принято называть партнерской, сервисной», - отметил на заседании председатель Правительства РФ Д.А. Медведев [4].
Также основы для развития автоматизации контрольно-надзорной деятельности государства заложены в Стратегии развития информационного общества, утвержденной Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203, где определено, что одной из основных задачах, применения информационных технологий в сфере взаимодействия государства и бизнеса, формирования новой технологической основы в экономике является «сокращение административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности вследствие использования информационных и коммуникационных технологий при проведении проверок органами государственного и муниципального контроля (надзора) и
при сборе данных официального статистического учета» [9].
В программных документах по проведению реформы контрольно-надзорной деятельности также прослеживается стремление к автоматизации юридических процедур связанное с выполнением рассматриваемых функций в системе государственного управления. На сегодняшний день заявлено о разработке межведомственных карт рисков контрольно-надзорных органов на основе технологий «больших данных» (big data), в части снижения административных барьеров заявлено о развитии личных ИТ-кабинетов, позволяющих создавать индивидуальные треки и безличное взаимодействие с контрольно-надзорными органами [6]. А одним из приоритетных направлений указанной реформы является автоматизация контрольно-надзорной деятельности. Цель проекта заключается в снижении административной нагрузки на граждан и организации, осуществляющих предпринимательскую и иные виды деятельности путем снижения транзакционных издержек при взаимодействии контрольно-надзорных органов, являющихся участниками реализации приоритетной программы и проверяемых субъектов, за счет интерактивного взаимодействия через сеть Интернет с использованием электронных сервисов «Личного кабинета». Повышение качества администрирования контрольно-надзорных функций ориентировано через использование информационных систем, соответствующих принятому Стандарту информатизации контрольно-надзорной деятельности [5].
Стандарт информатизации контрольно-надзорной деятельности заключается в комплексных требованиях к информационным системам, обеспечивающим выполнение контрольно-надзорных функций органами исполнительной власти и предусматривает поэтапную автоматизацию информационного взаимодействия между контрольно-надзорными органами и проверяемыми лицами, органами прокуратуры, иными государственными органами, заинтересованными организациями и гражданами.
Созданная в рамках обеспечения готовности информационных систем контрольно-надзорных органов к взаимодействию в электронном виде, единая информационная среда контрольно-надзорной деятельности призвана обеспечить автоматизацию межведомственного взаимодействия между контрольно-надзорными органами, что позволит оптимизировать нагрузку на контрольно-надзорные органы, при этом повысив их информированность по субъектам проверки. Предполагается, что это также приведет к снижению административной нагрузки на субъекты проверок, так как часть необходимой от них информации будет поступать автоматически.
В ближайшее время должен произойти ввод в эксплуатацию типового облачного решения, обеспечивающего автоматизацию основных процессов при реализации контрольно-надзорных функций. Стандарт предполагает исключение использования бумажных носителей. Так, ведомственная информационная система должна обеспечивать возможность внесения сведений в проверочные листы в ходе контрольно-надзорных мероприятий с использованием интерфейса личного кабинета должностного лица. При этом, в электронной форме должны быть реализованы все процедуры обеспечения юридической значимости внесенных в проверочных лист сведений. Информационная система должна обеспечивать формирование проектов актов о контрольно-надзорных мероприятиях
в автоматизированном режиме с использованием сведений из имеющихся информационных ресурсов, при одновременном обеспечении внутриведомственного согласования проектов актов. Сама система должна обеспечивать для проверяемого лица возможность заверения факта ознакомления с актом контрольно-надзорного мероприятия в электронной форме.
Автоматизация проведения контрольно-надзорных мероприятий предусматривает меры по межведомственному информационному взаимодействию, использование электронных проверочных листов и использование электронных актов о контрольно-надзорных мероприятиях, ведется разработка и пилотное внедрение создаваемых государственных автоматизированных информационных систем управления рисками при осуществлении государственного контроля и надзора в различных сферах.
По справедливому замечанию А.И. Демидова в ближайшее время произойдет переход от очного формата проведения проверок к дистанционным формам - (телеметрии, фото- и видеофиксация, датчики, «интернет вещей»): «Для этого крайне важно наладить быстрый и удобный обмен данными с регионами и таким образом шире вовлечь их в создаваемую единую информационную среду контроля и надзора»[3, с. 91].
В этом контексте нельзя не отметить о значимости развития такого явления как «интернет вещей», который по своей природе соединяет «множество разнообразных устройств, объектов и сенсоров в онлайн-сеть, эволюционирует в некий гигантский, мощный, чрезвычайно чуткий сверхорганизм, который способен отслеживать различные операции, информировать о ходе их выполнения, контролировать их и принимать необходимые меры в режиме реального времени без участия людей, генерируя при этом беспрецедентный объем данных» [8, с.7]. Уже сегодня данные технологии применяются в промышленности, экологическом контроле, медицине и отдельных сферах социального-экономического пространства. Данная технологическая тенденция может быть имплементирована и в систему контроля и надзора систем безопасности мест массового пребывания граждан, производства любого уровня.
Развитие автоматизации контрольно-надзорной деятельности государства, с одной стороны, позволит повысить качество содержания контрольных мероприятий, а также, с другой стороны, усовершенствовать форму проведения контроля, например, наладить эффективное межведомственное взаимодействие между контрольно-надзорными органами, исключить дублирование проверок. Важно также обратить внимание на тот факт, что информационные системы могут стать серьезным инструментом профилактики коррупцио-генных факторов и коррупционных рисков в деятельности контрольно-надзорных органов, что позволит повысить выявляемость подобных правонарушений, а также способствовать их предупреждению.
Тенденции развития автоматизации контрольно-надзорной деятельности государства особо отчетливо прослеживаются в сфере исполнительной власти, что предопределяет нормативное расширение и закрепление полномочий органов власти, появление новых административных процедур взамен избыточных и несоответствующих новым формам информационного взаимодействия в системе государственного управления. Первоначальным видится расширение информационных технологий в законодательстве об информации, информационных технологиях и защите инфор-
мации, а также законодательстве об осуществлении государственного контроля и защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспеченные нормами законодательства об административных правонарушениях. Здесь видится определение унифицированного алгоритма межведомственного взаимодействия и взаимодействия с проверяемыми гражданами и организациями, установление нового состава прав и обязанностей в возникающих правоотношениях. Вместе с этим, на законодательном уровне могут быть внедрены технологии «интернета вещей» применительно к производственным процессам в сферах промышленности и охраны окружающей среды. Осуществление контроля и надзора в отдельных сферах может быть регламентировано на подзаконном уровне в рамках определения процедур осуществления соответствующих функций и контрольно-надзорных мероприятий.
Список литературы:
1. Беляев В.П. Контроль как средство правовой политики // Актуальные проблемы правовой политики и правовой жизни современной России. Сборник научных статей. Тамбов: Изд. Дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. С. 16-33.
2. Боженок С.Я. Оптимизация инструментов финансового контроля: информационные системы // Журнал российского права. 2016. №2. С. 83-93.
3. Демидов А.И. Информационные технологии в деятельности контрольно-счетных органов // Вестник АКСОР. 2010. № 2. С. 91-93.
4. Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам [электронный ресурс] // http://government.ru/news/25779/ (дата обращения: 26.06.2018).
5. Комплексные требования к информационным системам, обеспечивающим выполнение контрольно-надзорных функций органами исполнительной власти (Стандарт информатизации контрольно-надзорной деятельности) (утверждены протоколом заседания проектного комитета от 14.07.2017 №40(6)) [электронный ресурс] // 11Нр://хп—8sbmmlgncfbgqis7m.xn--p1ai/upload/iblock/a38/a38d39c1 a34f572314c2545313328 4aa.pdf (дата обращения: 02.07.2018).
6. О программе. Контрольно-надзорная деятельность [электронный ресурс] // 11Йр://контроль-надзор.рф/аЬои^ (дата обращения: 01.07.2018).
7. Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (приложение к протоколу президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.12.2016 № 12) (ред. от 30.05.2017) [электронный ресурс] // Система ГАРАНТ (дата обращения: 20.06.2018).
8. Сандрин К. Индустрия 4.0: новые вызовы и возможности для рынка труда // Форсайт. 2017. №4. С. 68.
9. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20. ст. 2901.
10. Шваб К. Четвертая промышленная революция [перевод с английского]. М.: Эксмо, 2018. 288 с.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 71,76%.