Научная статья на тему 'Реформирование контрольной и надзорной деятельности в Российской Федерации'

Реформирование контрольной и надзорной деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4329
524
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЛАНОВЫЕ И ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ / РЕФОРМА КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / STATE / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / SMALL AND MEDIUM BUSINESS ENTITIES / CONTROL AND SUPERVISION ACTIVITIES / PLANNED AND UNSCHEDULED INSPECTIONS / REFORM OF CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES / RISK-ORIENTED APPROACH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Уметбаева Ю.И.

Статья посвящена вопросам реформирования контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации. Полномасштабная реформа системы контроля и надзора, необходимость в которой назревала уже давно идет около года. В настоящее время эта сфера выделена в отдельную приоритетную программу, реформирование системы государственного контроля и надзора является одним из основных направлений стратегического развития Российской Федерации. Ключевым элементом реформы является внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности. Суть данного подхода состоит в том, что интенсивность проведения мероприятий по контролю и надзору зависит от отнесения деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица к определенной категории риска или определенному классу опасности. Основным результатом, который планируется достичь, является снижение административной нагрузки на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Реформа контрольно-надзорной деятельности уже показывает первые положительные результаты, однако и проблем в данной сфере остается немало.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORMING CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the issues of reforming the control and supervisory activities in the Russian Federation. Full-scale reform of the system of control and supervision, the need for which has been brewing for a long time, has been going on for about a year. At present, this sphere is allocated to a separate priority program, reforming the system of state control and supervision is one of the main directions of the strategic development of the Russian Federation. A key element of the reform is the introduction of a risk-based approach in the implementation of control and supervisory activities. The essence of this approach is that the intensity of the control measures depends on the classification activities of an individual entrepreneur or legal entity to a particular risk category or to a particular class of hazard. The main result, which is planned to achieve, is to reduce the administrative burden on legal entities and individual entrepreneurs. The reform of the control and supervisory activities already shows the first positive results, but there are still many problems in this area.

Текст научной работы на тему «Реформирование контрольной и надзорной деятельности в Российской Федерации»

УДК: 346.9

ББК: 67.404

Уметбаева Ю.И.

РЕФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ И НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Umetbaeva Iu.I.

REFORMING CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Ключевые слова: государство, предпринимательская деятельность, субъекты малого и среднего предпринимательства, контрольно-надзорная деятельность, плановые и внеплановые проверки, реформа контрольно-надзорной деятельности, риск-ориентированный подход.

Keywords: state, entrepreneurial activity, small and medium business entities, control and supervision activities, planned and unscheduled inspections, reform of control and supervisory activities, risk-oriented approach.

Аннотация: статья посвящена вопросам реформирования контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации.

Полномасштабная реформа системы контроля и надзора, необходимость в которой назревала уже давно, идет около года. В настоящее время эта сфера выделена в отдельную приоритетную программу, реформирование системы государственного контроля и надзора является одним из основных направлений стратегического развития Российской Федерации. Ключевым элементом реформы является внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности. Суть данного подхода состоит в том, что интенсивность проведения мероприятий по контролю и надзору зависит от отнесения деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица к определенной категории риска или определенному классу опасности. Основным результатом, который планируется достичь, является снижение административной нагрузки на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Реформа контрольно-надзорной деятельности уже показывает первые положительные результаты, однако и проблем в данной сфере остается немало.

Abstract: the article is devoted to the issues of reforming the control and supervisory activities in the Russian Federation. Full-scale reform of the system of control and supervision, the need for which has been brewing for a long time, has been going on for about a year. At present, this sphere is allocated to a separate priority program, reforming the system of state control and supervision is one of the main directions of the strategic development of the Russian Federation. A key element of the reform is the introduction of a risk-based approach in the implementation of control and supervisory activities. The essence of this approach is that the intensity of the control measures depends on the classification activities of an individual entrepreneur or legal entity to a particular risk category or to a particular class of hazard. The main result, which is planned to achieve, is to reduce the administrative burden on legal entities and individual entrepreneurs. The reform of the control and supervisory activities already shows the first positive results, but there are still many problems in this area.

Россия становится все более благоприятной страной для ведения предпринимательской деятельности. По степени благоприятности условий ведения бизнеса в 2017 году наша страна находится на 40-м месте, занимая место между Болгарией и Венгрией. Такие данные содержатся в аналитическом докладе «Ведение бизнеса 2017:

равные возможности для всех» опубликованном Всемирным банком1.

Действительно, можно констатировать, что поддержке предпринимательской

1 Доклад Всемирного банка «Ведение бизнеса 2017: равные возможности для всех». [Электронный ресурс] // URL: http://russian.doingbusiness.org/reports/global-rsports/ doing-business-2017 (дата обращения: 05.08.2017)

деятельности в целом, а также развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства, в частности, в России последние несколько лет придается большое значение. Так, на совещании по инвестиционным программам развития Дальнего Востока в августе 2017 г. этой теме президент вновь уделил особое внимание. Одним из направлений поддержки малого и среднего бизнеса является совершенствование контрольно-надзорной деятельности.

О необходимости полномасштабной реформы контрольно-надзорной деятельности говорилось уже давно. На проблемы в данной сфере обращал внимание Уполномоченный по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титов в ежегодных докладах Президенту РФ. Проблемы в сфере государственного контроля и надзора обсуждались на XX и XXI Петербургском международном экономическом форуме.

В марте 2017 г. по инициативе Уполномоченного по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титова проведен социологический опрос «Мнение собственников и руководителей высшего звена средних и малых компаний об административной среде в Российской Федерации». Как показал опрос, «более 40% компаний за прошедший год подверглись от 1 до 3 проверок. По мнению бизнесменов, для ведения предпринимательской деятельности максимальные административные барьеры создали такие ведомства, как ФНС России (30,5% опрошенных), Роспотребнадзор (18,6%) и МВД России (12,7%) К числу ведомств, предъявляющих принципиально неисполнимые требования, заведомо предопределяющие вынесение наказания, относятся ФНС России (13,8% ответов), Роспотребнадзор (13,5%) и МЧС России (11,5%)» \

В апреле 2016 года Правительство РФ утвердило «дорожную карту» реформы контрольно-надзорной деятельности (далее -«дорожная карта»). В декабре 2016 года утвержден паспорт приоритетной програм-

1 Приложение к докладу Уполномоченного по защите прав предпринимателей Президенту Российской Федерации - 2017. Административный климат в Российской Федерации [Электронный ресурс]. -URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2017.html (дата обращения: 20.08.2017).

мы «Реформа контрольной и надзорной деятельности». Одной из целей программы является «снижение при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иные виды деятельности, не менее, чем на 20% по сравнению с 2016 годом к концу 2018 года и на 50% к концу 2025 года» .

Реализация мероприятий "дорожной карты" осуществляется по следующим направлениям:

- внедрение риск-ориентированного подхода при организации и проведении контрольно-надзорных мероприятий;

- совершенствование процессуальных форм и процедур осуществления контрольно-надзорной деятельности (мероприятий по контролю);

- разработка и внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорных органов;

- систематизация и актуализация обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю, включая исключение устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований;

- проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований;

- подготовка предложений по оптимизации контрольно-надзорных функций, в том числе по выявлению и устранению избыточных и дублирующих функций;

- формирование научно-образовательной базы в интересах контрольно-надзорных органов, в том числе обеспечивающей подготовку и регулярную переподготовку кадров;

- развитие информационных систем и совершенствование межведомственного взаимодействия в целях обеспечения осу-

2 Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (приложение к протоколу президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.12.2016 № 12) [Электронный ресурс]. - URL: http://контроль-надзор.рф/programm. (дата обращения 21.08.2017).

ществления контрольно-надзорной деятель-ности1.

Ключевым элементом реформы контрольно-надзорной деятельности является применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора). Суть данного подхода состоит в том, что интенсивность проведения мероприятий по контролю зависит от отнесения деятельности индивидуального предпринимателя либо юридического лица к определенной категории риска или определенному классу опасности. Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»2.

На данный момент «существующая модель контрольно-надзорной деятельности обязывает контрольно-надзорные органы осуществлять с заданной периодичностью сплошную проверку юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что зачастую приводит к неэффективному расходованию ресурсов. Одновременно складывается ситуация, при которой количество подконтрольных объектов превышает потенциальные возможности контрольно-надзорного органа по их проверке, что, в свою очередь, приводит к отсутствию возможности обеспечить приемлемый уровень

1 Распоряжение Правительства РФ от 01.04.2016 № 559-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 15. - Ст. 2118.

2 Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного под-

хода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2016. -№ 35. - Ст. 5326 (в ред. от 22.07.2017 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.07.2017).

безопасности охраняемых законом ценностей посредством системы государственного контроля (надзора). Переход от всеобъемлющего контроля (надзора) к дифференцированному планированию проверок позволит увеличить охват потенциальных нарушителей обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям, и одновременно снизит нагрузку на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, которые не представляют реальной угрозы причинения вреда таким ценностям»3.

По словам министра РФ по вопросам Открытого правительства М.А. Абызова: «Риск-ориентированная модель проверок уже используется в большинстве развитых стран мира, ее применение, по оценкам международных экспертов, позволило сократить общее количество проверок на 3090%, а отдельные категории бизнеса, в которых потенциальные риски для безопасности государства и общества минимальны, и вовсе перестали подвергаться плановым проверкам. Внимание проверяющих органов будет сконцентрировано на объектах, где нарушение безопасности может привести к наиболее тяжелым последствиям, а также на злостных нарушителях. Такой подход позволит, с одной стороны, повысить в целом защищенность государства и общества за счет повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности и оптимизировать трудовые и финансовые ресурсы проверяющих госорганов. А с другой стороны - освободить от чрезмерного внимания контролеров, избыточного административного давления и связанных с этим издержек добросовестных предпринимателей, чей бизнес не несет в себе серьезных потенциальных рисков» .

В пилотном режиме риск-ориентиро-

Паспорт приоритетного проекта «Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности» (утв. протоколом заседания проектного комитета от 27.01.2017 № 5) [Электронный ресурс]. - URL: Шр://контроль-надзор.рф/programm (дата обращения 25.08.2017).

4 Правительство закрепило внедрение риск-ориентированного подхода в госконтроле. [Электронный ресурс] // URL: http://open.gov.ru/events/5515398/? sphrase_id=150416 (дата обращения: 21.08.2017).

ванный подход применяется с 2015 года в пяти министерствах. А с 2018 года на новую модель должны перейти все контрольно-надзорные органы.

Также одним из направлений реформы контрольно-надзорной деятельности, предусмотренных «дорожной картой», является систематизация и актуализация обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю и надзору.

Еще в декабре 2016 года Президент РФ поручил провести анализ нормативных правовых актов, которые устанавливают обязательные требования, соблюдение которых проверяется при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий и «исходя из оценки эффективности обязательных требований... принять меры по их оптимизации, включая отмену неэффективных и избыточных требований, а также по актуализации соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации»1.

На большое количество избыточных и устаревших требований обращал внимание и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в ежегодных докладах Президенту РФ. «По экспертным оценкам, в России действует более 2 млн. обязательных требований. По оценкам Высшей школы экономики, издержки государства на контрольные мероприятия составляют 1,5% ВВП, нагрузка на бизнес от соблюдения избыточных требований составляет до 6% ВВП» .

Нередко предприниматели не могут обеспечить соблюдение обязательных требований в связи с их информационной недоступностью, а иногда и вовсе по причине противоречия их друг другу. «Кроме того, обязательные требования содержатся в разрозненных объемных нормативно-правовых актах, в которых зачастую не ориентируются сами контролеры. Отсутствие Единого реестра требований затрудняет получение предпринимате-

1 Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/ orders/53425 (дата обращения: 07.09.2017).

2 Доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей Президенту Российской Федерации - 2017. Книга жалоб и предложений российского бизнеса [Электронный ресурс]. - URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/ doklad_2017.html (дата обращения: 23.08.2017).

лями достоверной и исчерпывающей информации об обязательных требованиях, на предмет соответствия которым могут быть проверена их деятельность и применены соответствующие меры административной ответственности по результатам проверок»3.

Данная проблема может свести на нет все положительные результаты реформы контрольно-надзорной деятельности. Потому сейчас пересмотр всех обязательных требований и ликвидация лишних из них является первоочередной задачей. Необходимо подготовить исчерпывающий перечень обязательных требований, включить их в Единый электронный реестр требований, который должен быть размещен в открытом доступе в сети интернет, а также исключить наложение штрафов за нарушение требований, которые не учтены в Едином реестре.

Работа по систематизации, сокращению количества и актуализации обязательных требований была выделена в отдельный приоритетный проект4. Во исполнение поручений Президента РФ и положений паспорта приоритетного проекта, а также для оказания методической помощи федеральным органам исполнительной власти были приняты методические рекомендации по систематической оценке эффективности обязательных требований для обеспечения минимизации рисков и предотвращения негативных социальных или экономических последствий, включая отмену неэффективных и избыточных5.

3 Доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей Президенту Российской Федерации - 2016. Книга жалоб и предложений российского бизнеса [Электронный ресурс]. - URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/ pdfzhaloby16.pdf (дата обращения: 23.08.2017).

4 См. Паспорт приоритетного проекта «Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований» (утв. протоколом заседания проектного комитета от 27.01.2017 № 5) [Электронный ресурс]. -URL: http://контроль-надзор.рф/programm (дата обращения 25.08.2017).

5 Методические рекомендации по систематической оценке эффективности обязательных требований для обеспечения минимизации рисков и предотвращения негативных социальных или экономических последствий, включая отмену неэффективных и избыточных (приложение к протоколу заседаний проектного комитета по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 31 марта 2017 г. № 19(3)) [Электронный ресурс]. - URL: http://www. ransdtant.ruconscgi/online.cgi?r^=doc&base=LAW&n=219 744#0 (дата обращения 07.09.2017).

Работа по пересмотру обязательных требований ведется около года. Уже сейчас на официальных сайтах контрольно-надзорных органов размещены перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю и надзору. Однако, как отмечает бизнес-омбудсмен, существенно продвинуться в этом направлении пока не удалось.

Помимо внедрения риск-ориентированного подхода, актуализации и сокращения обязательных требований повысить эффективность мероприятий по контролю и снизить нагрузку на предпринимателей позволит использование при проведении плановых проверок проверочных листов. Проверочные листы представляют собой списки контрольных вопросов, ответы на которые позволят понять, соблюдаются ли на проверяемом объекте обязательные требования. Положительным моментом является то, что утвержденные проверочные листы будут размещаться на официальных сайтах контрольно-надзорных органов и предприниматели смогут еще до прихода проверяющего самостоятельно проверить, насколько у них соблюдаются обязательные требования и в случае необходимости своевременно устранить нарушения.

Использование проверочных листов в обязательном порядке по всем видам контроля и надзора начнется уже с 2018 года. Предприниматели надеются, что эти нововведения будут способствовать снижению административной нагрузки на бизнес. «Мы крайне рассчитываем на чек-листы, которые заставят инспекторов приходить к нам со строго определенными требованиями», - говорит вице-президент «Опоры России» Мария Блудян1.

Проблемным моментом, возникающим в ходе реформы контрольно-надзорной деятельности является невозможность оценить влияние внедрения риск-ориентированного подхода на количественные и качественные показатели. Официальная статистика о числе контрольно-надзорных мероприятий складывается из количества проведенных плановых и внеплановых проверок. При этом не учитыва-

1 Правительство утвердило требования к опросникам для проверок бизнеса [Электронный ресурс]. -URL: http://open.gov.ru/events/5515819/ (дата обращения 10.09.2017).

ются проведённые рейды, контрольные закупки и т.п.

«Учет проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля плановых и внеплановых проверок осуществляют органы прокуратуры. Для этого был создан Единый реестр проверок, оператором которого является Генеральная прокуратура Российской Федерации»2. Но переход на обязательное заполнение данного реестра всеми органами контроля и надзора идет очень медленно. Кроме того, в данном реестре содержится информация только о плановых и внеплановых проверках. Поэтому целесообразным видится предложение бизнес-омбудсмена «вести учет не только плановых и внеплановых проверок, но и дел об административных правонарушениях, непосредственно возбужденных органами власти без проведения контрольно-надзорных мероприятий, а также рейдов, контрольных закупок и преду-преждений»3.

Реформа контрольно-надзорной деятельности будет неполной без изменения критериев оценки работы контрольно-надзорных органов. Ранее работа данных органов оценивалась по количеству выявленных нарушений и выписанных штрафов. Данный подход стимулировал инспекторов контрольно-надзорных органов к выявлению нарушений и применению санкций к предпринимателям, а никак не к предотвращению ущерба. Поэтому одним из направлений реформы в сфере государственного контроля и надзора является разработка и внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорных органов. Новый подход предусматривает, что деятельность контрольно-надзорных органов будет оцениваться по размеру предотвращенного в результате мероприятий по контролю и надзору ущерба. Таким образом, будет сделан акцент на профилактику нарушений и предотвращение ущерба.

2 Уметбаева Ю.И. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2016. - № 16 (120). - С. 268.

3 Доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей Президенту Российской Федерации -2017. Книга жалоб и предложений российского бизнеса [Электронный ресурс]. - URL: http://doklad. ombudsmanbiz.ru/doklad_2017.html. (дата обращения: 23.08.2017).

Помимо положительных результатов, которые уже начала приносить реформа контрольно-надзорной деятельности, можно выделить и негативные моменты. Одним из побочных эффектов реформы является рост количества внеплановых проверок на фоне сокращения плановых. Для малого бизнеса с

1 января 2016 года введены «надзорные каникулы». Это означает, что в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам малого предпринимательства (за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих определенные виды деятельности, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации) до 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки.

Как отмечает общественный представитель Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей В.П. Ермаков: «На общем фоне увеличения давления со стороны контрольно-надзорных органов режим «надзорных каникул» для малого бизнеса. доказал свою эффективность. В целом в 2016 году, по оценкам региональных уполномоченных, в ряде регионов мораторий привел к снижению числа плановых проверок компаний малого бизнеса почти в

2 раза»1. Однако введение моратория на проведение проверок субъектов малого предпринимательства привело к увеличению количества проверок среднего бизнеса. Например, в Забайкальском крае количество проверок среднего бизнеса увеличилось в 4 раза .

Поэтому целесообразно было бы установить надзорные каникулы не только для малого, но и для среднего бизнеса. Также следует отметить, что мораторий распространяется только на определенное количество видов контроля и надзора. Поэтому представляется необходимым режим «надзорных каникул» распространить на все виды контроля и надзора, на которые они на данный момент не распространяются.

Большим шагом в решении проблем, связанных с проверками явилось поручение Президента РФ Правительству и Генеральной прокуратуре в срок до 1 декабря 2017 года разработать поправки в законодательство, которые ограничат количество внеплановых проверок тридцатью процентами от количества плановых проверок, а их срок десятью днями. Исключением могут быть только проверки, которые вызваны причинением вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия и т.п. Кроме того, предмет внеплановой проверки будет ограничен только фактами, послужившими основанием для ее проведения.

Подводя итого вышеизложенному, можно констатировать, что реформа контрольно-надзорной деятельности, переход на риск-ориентированный подход, который тестировался в пилотном режиме с 2015 года уже показывают положительные результаты. В первую очередь это снижение количества плановых проверок. Однако работа по совершенствованию контрольно-надзорных функций государства должна быть продолжена, поскольку проблем в данной сфере остается немало.

1 Там же.

2«Надзорные каникулы» для среднего бизнеса [Электронный ресурс]. - URL: https://ombudsmanbiz75 .ru/news-and-events/ (дата обращения: 10.09.2017).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Доклад Всемирного банка «Ведение бизнеса 2017: равные возможности для всех» [Электронный ресурс]. - URL: http://russian.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2017 (дата обращения: 05.08.2017).

2. Приложение к докладу Уполномоченного по защите прав предпринимателей Президенту Российской Федерации - 2017. Административный климат в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2017.html (дата обращения: 20.08.2017).

3. Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (приложение к протоколу президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.12.2016 № 12) [Электронный ресурс]. - URL: Ьйр://контроль-надзор.рф/programm (дата обращения 21.08.2017).

4. Распоряжение Правительства РФ от 01.04.2016 № 559-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. -2016. - № 15. - Ст. 2118.

5. Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 35. - Ст. 5326 (в ред. от 22.07.2017 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.07.2017.

6. Паспорт приоритетного проекта «Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности» (утв. протоколом заседания проектного комитета от 27.01.2017 № 5) [Электронный ресурс]. - URL: http://контроль-надзор.рф/programm (дата обращения 25.08.2017).

7. Правительство закрепило внедрение риск-ориентированного подхода в госконтроле [Электронный ресурс]. - URL: http://open.gov.ru/events/5515398/?sphrase_id=150416 (дата обращения: 21.08.2017).

8. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/53425 (дата обращения: 07.09.2017).

9. Доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей Президенту Российской Федерации - 2017. Книга жалоб и предложений российского бизнеса [Электронный ресурс]. - URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2017.html. (дата обращения: 23.08.2017).

10. Доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей Президенту Российской Федерации - 2016. Книга жалоб и предложений российского бизнеса [Электронный ресурс]. -URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/pdf/zhaloby16.pdf (дата обращения: 23.08.2017).

11. Паспорт приоритетного проекта «Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований» (утв. протоколом заседания проектного комитета от 27.01.2017 № 5) [Электронный ресурс]. - URL: http://контроль-надзор.рф/programm (дата обращения 25.08.2017).

12. Методические рекомендации по систематической оценке эффективности обязательных требований для обеспечения минимизации рисков и предотвращения негативных социальных или экономических последствий, включая отмену неэффективных и избыточных (приложение к протоколу заседаний проектного комитета по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 31 марта 2017 г. № 19(3) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=219744#0 (дата обращения 07.09.2017).

13. Правительство утвердило требования к опросникам для проверок бизнеса [Электронный ресурс]. - URL: http://open.gov.ru/events/5515819/ (дата обращения 10.09.2017).

14. Уметбаева, Ю.И. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2016. - № 16 (120). - С. 267-269.

15. «Надзорные каникулы» для среднего бизнеса [Электронный ресурс]. - URL: https://ombudsmanbiz75.ru/news-and-events/ (дата обращения: 10.09.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.