Научная статья на тему 'Теоретико-правовой анализ понятийно-категориального аппарата лоббизма'

Теоретико-правовой анализ понятийно-категориального аппарата лоббизма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
991
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОББИ / ЛОББИЗМ / ЛОББИРОВАНИЕ / ЛОББИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ / ПРАВООТНОШЕНИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LOBBY / LOBBYING / ADVOCACY / GOVERNMENT RELATIONS / LEGAL INSTITUTE / LEGAL RELATIONSHIP / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Орлов Кирилл Александрович, Агапов Игорь Олегович

В статье анализируется терминологическая база лоббизма, проводится его разграничение со смежными и производными понятиями, выделяются признаки, структура, содержание, сущность и правовые аспекты лоббизма, формулируется его теоретико-правовое определение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and legal analysis of the conceptual and categorical apparatus of lobbying

The article analyzes the termbase of lobbying, held its distinction with related derivatives and concepts are highlighted signs, structure, content, essence and legal aspects of lobbying, formulated his theoretical-legal definition.

Текст научной работы на тему «Теоретико-правовой анализ понятийно-категориального аппарата лоббизма»

УДК 328.184

Теоретико-правовой анализ понятийно-категориального

аппарата лоббизма

Орлов Кирилл Александрович, преподаватель кафедры теории и истории государства и права Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук e-mail: [email protected]

Агапов Игорь Олегович,

адъюнкт кафедры теории и истории государства и права Уральского юридического института МВД России

e-mail: [email protected]

В статье анализируется терминологическая база лоббизма, проводится его разграничение со смежными и производными понятиями, выделяются признаки, структура, содержание, сущность и правовые аспекты лоббизма, формулируется его теоретико-правовое определение.

Ключевые слова: лобби; лоббизм; лоббирование; лоббистская деятельность; правовой институт; правоотношение; правовое регулирование.

Theoretical and legal analysis of the conceptual and categorical apparatus of lobbying

Orlov Kirill Aleksandrovich,

Lecturer of the Department of Theory and

History of State and Law of the Ural Law Institute

of the Ministry of Interior Affairs of the Russian Federation,

Candidate of juridical sciences

Agapov Igor Olegovich,

Postgraduate of the Ural Law Institute

of the Ministry of Interior Affairs of the Russian Federation

The article analyzes the termbase of lobbying, held its distinction with related derivatives and concepts are highlighted signs, structure, content, essence and legal aspects of lobbying , formulated his theoretical-legal definition.

Key words: lobby; lobbying; advocacy; Government Relations; Legal Institute; legal relationship; legal regulation.

Лоббизм как правовое явление изучен недостаточно. Нет единой точки зрения на его правовую природу и его роль в жизни государственно-организованного общества, степень его возможности и допустимости в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления с позиции учета общественного мнения [19].

Мы искренне убеждены, что посредством проведения фундаментальных теоретических исследований лоббизма, анализа его терминологической базы, конкретизации содержания и сущности можно постепенно способствовать его реабилитации в нашей стране. И если для одних «первоначальные надежды и оптимизм

сменяются осознанием всех трудностей и противоречий переходных положений» [5, с. 10-20], то для нас очевиден тот факт, что без трудностей и противоречий никак не обойтись, и эта очевидность придает нам уверенность в том, что все трудности преодолимы, все противоречия разрешимы.

Общая трактовка явления позволяет определить его суть, без понимания которой внедрение теоретических знаний в практическую деятельность чревато негативными последствиями, в т. ч. отрицательного отношения общества к данному явлению вследствие его отождествления с коррупцией.

Определения лоббизма, которые предлагают исследователи в своих работах, имеют разное концептуальное наполнение в зависимости от той составляющей, которая изучается конкретным автором.

Например, для С. А. Жильцовой лоббизм - это «деятельность определенных заинтересованных групп, заключающаяся в воздействии на органы государственной власти с целью отстаивания, продвижения и реализации собственных интересов» [2, с. 25-52].

По мнению Р. В. Зелепукина, лоббизм есть «процесс действия заинтересованных лиц по преодолению законодательных, административных, правоприменительных барьеров или общественного интереса по тому или иному вопросу в целях реализации своих собственных интересов либо интересов третьих лиц посредством воздействия на органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц при разрешении этого вопроса» [4].

И. В. Чечельницкий определяет лоббизм как «специфическую деятельность заинтересованных лиц, заключающуюся в воздействии на соответствующие государственно-властные структуры различными методами с целью реализации определенных интересов путем их законодательного закрепления либо реализации в иных управленческих формах» [22].

В Профессиональном словаре лоббистской деятельности лоббизм определяется двояко:

1) как давление на парламентариев путем личного или письменного обращения либо другим способом (организацией массовых петиций, потоком писем, публикаций, подкупом) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого - добиться принятия или отклонения законопроекта;

2) как институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти с целью добиться принятия выгодного для них политического решения [15].

Данные определения отражают два основных подхода к толкованию лоббизма в российской научной и профессиональной среде.

В широком смысле под лоббизмом понимается любая деятельность групп давления по отстаиванию своих интересов в органах власти (обывательский подход).

Один из сторонников такого подхода В. А. Лепехин определяет лоббизм как «процесс приведения формальной власти в соответствие с властью фактической». При этом ученый имеет в виду, что государственная власть является самой мощной группой давления: «это фактическая власть, которая не просто оказывает влияние, но и контролирует финансы, кадры, прессу, процесс принятия решений и т. д., в отличие от власти формальной - политических институтов в их традиционном понимании - как лиц, принимающих решения, лишь представляющих (в лучшем случае олицетворяющих) власть, совершающих формальные акты обсуждения, согласования и визирования уже принятых фактической властью решений,

обеспечения юридического закрепления, легитимации решений, принимаемых фактической властью» [9].

Сторонники другого подхода (юридического), в частности А. С. Автономов и П. А. Толстых, считают, что включение в состав участников лоббистской деятельности политических партий и движений, депутатских групп, влиятельных чиновников (например, руководителей думских комитетов) и т. д. лишает лоббизм присущей ему специфики, делает возможным применение данного понятия при описании любого взаимодействия, одной из сторон которого является представитель власти [21].

Стоит отметить, что обывательский подход отражает сложившуюся практику лоббирования в России, юридический подход, в свою очередь, больше подходит для трехуровневой (клиент - лоббист - чиновник) системы лоббизма в США. Несмотря на то, что американские компании все чаще прибегают к лоббистским услугам бывших конгрессменов и сенаторов, прямого доступа к власти бизнес в США не имеет.

К. В. Киселев справедливо утверждает: «Для того чтобы исключить любые возможности для очевидно неэвристического расширения понятия "лоббизм", необходимо, во-первых, жестко определить лоббизм как явление правовое, легальное, во-вторых, сузить круг субъектов лоббизма» [6]. В сужении нуждается не только круг субъектов лоббизма, но также круг его объектов и сфера лоббирования.

В англосаксонской традиции лоббизм - это особый вид профессиональной деятельности сотрудников (GR-менеджеров) либо независимых консультантов (собственно лоббистов), нанятых компаниями для представления их интересов в органах власти.

Показательно в данном случае определение, выработанное Американской лигой лоббистов: «Лоббисты являются, прежде всего, экспертами в вопросах государственного управления - его структуры, программ, политики и законодательного процесса. Кроме того, будучи основным звеном связи с творцами политических решений, они органически включены в планирование и реализацию соответствующих стратегий достижения политических целей» [17].

Смежными с лоббизмом являются понятия «advocacy» и «GR (Government Relations)» [18].

Advocacy не имеет прямого перевода в русском языке. В англоязычной Википедии advocacy определяется следующим образом: «advocacy is a political process by an individual or group which aims to influence decisions within political, economic, and social systems and institutions» [24], что можно перевести как «advocacy - это практика влияния отдельных лиц или групп на принятие решений в политических, экономических и социальных системах и институтах». Таким образом, advocacy включает в себя лоббизм, объектом которого являются только органы власти.

Между GR (дословно: взаимодействие с государственными органами) и лоббизмом существуют значительные отличия: если лоббизм - это технология для продвижения интересов компании в органах власти, то GR является составной частью общего менеджмента и задачи, стоящие перед ним, намного шире, чем задачи,

стоящие перед лоббизмом. GR наряду с налаживанием взаимодействия с властью как таковой призван также налаживать коммуникации и внутри самой компании между ее подразделениями (PR, отдел маркетинга, информационно-аналитическое управление и т. п.) и внешними сотрудниками, проводить мониторинг деятельности государственных органов и СМИ, осуществлять взаимодействие с отраслевыми ассоциациями, принимать участие в организации мероприятий и работе консультативных советов при органах власти, предоставлять (по требованию) экспертную информацию и т. д. Цель лоббизма - добиться принятия властного решения, «решить вопрос» в профильном государственном органе. Цель GR - «выстроить комфортную, предсказуемую систему отношений с профильными для компании политическими стейкхолдерами». GR -это область общего менеджмента, а лоббизм - это технология [8].

Сегодня многие компании, чтобы не использовать термин «лоббизм», стали применять не только термин «GR». Возникли такие понятия, как «Public Affairs», «Government Affairs», «policy representation», «legislative communications», «policy marketing». Все эти понятия выступают составными частями коммуникационного менеджмента. Термин «Public Affairs» (PA) является более широким, чем GR, поскольку в него входит вся общая функциональная область, к которой наряду с непосредственно GR относится связь с медиасообществом (media relation), решение вопросов в неполитической сфере (issues management), связь с местным сообществом (community relation), социальная ответственность (social responsibility), grassroots (широкие массы) -использование потенциала рядовых граждан и т. п. Термин «Government Affairs» используется в США как синоним GR [21].

Производными от лоббизма являются понятия «лоббирование» и «лобби». В научном обороте термины «лоббизм» и «лоббирование» часто используются как равнозначные (А. В. Малько, А. П. Любимов). Р. В. Зелепукин предлагает эти понятия разграничивать по двум параметрам:

1) с языковой точки зрения. В английском языке суффикс -ism- указывает на совокупность внутренних свойств рассматриваемого явления, выражающую общее представление о нем, а суффикс -ing- обозначает какое-либо движение, процесс. Подобные языковые функции носят рассматриваемые суффиксы и в русском языке (соответственно -изм- и -ован-);

2) как соотношение части и целого. Лоббизм - это явление общественной жизни, а лоббирование - это воплощение лоббизма в конкретной жизненной ситуации, характеризующееся определенными объектами, целями и методами [3].

С целью упрощения понимания в рамках данной статьи понятия «лоббизм» и «лоббирование» будут нами отождествляться.

В Профессиональном словаре лоббистской деятельности лобби определяется как: 1) неофициальное место консультаций относительно политических решений, которые предстоит принять в официальном

порядке в будущем (лобби как место); 2) многообразие сформировавшихся негосударственных акторов (лоббистов), целенаправленно оказывающих давление на орган государственной власти с целью добиться принятия выгодного для себя политического решения (лобби как субъект воздействия) [15].

«Лобби» в настоящее время действительно используется для обозначения помещений множественного посещения (зал ожидания, парадная), располагающихся, как правило, на первом этаже многоэтажных строений. Но это, скорее, архитектурное понятие, которое едва ли применимо к лоббизму как правовому явлению. По нашему мнению, лобби - это не лоббист, а его клиент, группа давления (например, аграрное лобби). К слову, при принятии Арбитражного процессуального кодекса РФ адвокатское лобби «продавило» норму, согласно которой интересы организаций в арбитражных судах помимо их руководителей и иных штатных сотрудников могли представлять только адвокаты. Такой подход необоснованно ограничивал круг лиц, имеющих право представлять интересы организаций в суде, в пользу адвокатов, тем самым открывая им возможность для получения сверхприбылей за счет сокращения конкуренции. В 2004 г. Конституционный Суд РФ признал данную норму неконституционной [16].

Группа давления - это объединение физических или юридических лиц по социальному (пенсионеры, инвалиды), профессиональному (медицинские, педагогические работники), экономическому (предприятия, производящие алкогольную, табачную продукцию) и другим критериям, стремящихся к реализации общего для них интереса в государственно-властном решении.

Прежде чем формулировать теорети ко-право вое определение лоббизма, необходимо выделить его существенные признаки.

1. Лоббизм - это деятельность как процесс активного взаимодействия субъекта и объекта, во время которого субъект преследует определенную цель, стремится удовлетворить свои потребности за счет объекта.

При таком понимании лоббизма термин «лоббистская деятельность» является тавтологическим, потому как лоббизм - это и есть деятельность. В данном случае правильней употреблять понятие «лоббирование». Похожая ситуация складывается при анализе выражения «цивилизованный лоббизм», ведь его «нецивилизованная» форма - это коррупция. Представляется, что лоббизм заканчивается там, где начинается коррупция. Другими словами, как только лоббист в своей деятельности начинает прибегать к незаконным методам давления, он перестает быть лоббистом и становится правонарушителем.

2. структурно лоббирование включает в себя субъект, объект и содержание.

Субъект лоббирования - «агент группы давления», лоббист, профессиональный посредник между клиентом (источником частного интереса, оплачивающим его услуги) и объектом. В США это физические и юридические лица, в ФРГ - только юридические лица, в России (согласно одному из законопроектов) - только

физические лица, действующие «от имени и в интересах конкретных клиентов». Лоббирование возникает с появлением заинтересованных групп и становится инструментом реализации их интересов [8].

Говорить о лоббизме, когда чиновник продвигает свой личный интерес, например, если он сам или его родственник является членом органа управления коммерческой организации, нельзя. Здесь речь идет, скорее, об использовании своего служебного положения в корыстных целях. Кроме того, существующую на сегодняшний день в России двухуровневую систему лоббизма, когда лоббистом выступает чиновник либо сотрудник компании, даже в случае легализации лоббизма невозможно будет контролировать. Поэтому к лоббистам следует относить только юридических или физических лиц, прошедших соответствующую процедуру регистрации.

Объект лоббирования - законодательные и исполнительные федеральные и региональные государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица.

Судебная власть не может быть объектом лоббирования, потому что, во-первых, каждая из сторон судебного разбирательства стремится реализовать свой интерес в судебном решении (некорректно называть это лоббированием), во-вторых, закон прямо запрещает оказывать какое бы то ни было воздействие на судью с целью склонения его к принятию того или иного решения, что предполагает независимость и объективность судьи при рассмотрении конкретного дела [13]. Впрочем, на практике встречаются случаи, когда принцип независимости суда откровенно нарушается. Однако это происходит из-за несовершенства самой судебной системы. О. Н. Коржиков и П. А. Давыдов в этой связи справедливо указывают на большое количество нерешенных вопросов и большой объем работы, которую необходимо проделать, чтобы процесс разрешения дел судами в России можно было справедливо называть отправлением правосудия [7, с. 69-72].

Содержанием взаимодействия субъекта и объекта (содержанием лоббирования) является правовое регулирование определенной сферы общественных отношений.

3. Лоббирование осуществляется преимущественно в сфере правотворчества.

Законодательный орган страны является, пожалуй, наиболее важной площадкой проведения лоббистской кампании в любом государстве мира. Это объясняется тем, что интересы групп давления лежат непосредственно в законодательстве, а на депутатов уже изначально накладывается определенная ответственность в продвижении и отстаивании интересов региона как в законотворчестве, так и в бюджетном процессе [20].

Сложно говорить о лоббировании применительно к индивидуальному правовому акту (лоббировании в сфере правоприменения). Когда следователь незаконно освобождает подозреваемого, обвиняемого от уголовной ответственности посредством фальсификации доказательств по уголовному делу (выносит незаконное постановление о прекращении уголовного пресле-

дования), речь идет о преступлении, но не о лоббизме как результате взаимодействия, целью которого является поиск компромисса между государственным и частным интересами [12].

4. Лоббизм - это деятельность по реализации частного (негосударственного) интереса.

Насколько в данном случае уместно употребление слова «интерес»? Компания заинтересована в принятии выгодного для нее властного решения, она к этому стремится, испытывает в этом потребность. Интерес -это положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте, повышенным вниманием к нему. Стремление -настойчивое желание сделать что-либо или добиться чего-либо, внутренне обусловленная необходимость. Потребность - вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества [1]. Компанию не интересует государственный орган как таковой, у нее нет насущной потребности в лоббировании, но желание добиться определенных преимуществ заставляет ее стремиться, например, к закреплению в нормативном правовом акте особого статуса среди прочих субъектов экономической деятельности.

Частный интерес - это цель, для реализации которой клиент (компания, ассоциация, профсоюз), прибегая к услугам лоббиста, оказывает давление на представителя власти.

Считаем, что правильно употреблять следующие выражения: «продвижение частного интереса в органах власти» и «реализация интереса в государственно-властном решении», но некорректно использовать слова «проталкивание» и «представление», которые часто упоминаются в литературе, посвященной лоббизму, в связке с «частным интересом». По нашему мнению, «проталкивание частного интереса» - это форма коррупции, сопровождающаяся использованием незаконных методов давления (подкуп, шантаж), «представлением частного интереса» в некотором смысле можно назвать деятельность того же губернатора по отстаиванию интересов области при распределении субсидий и дотаций из федерального бюджета.

5. Лоббизм - это деятельность по реализации частного интереса в государственно-властном решении.

Государственно-властное решение - это вывод, заключение, найденный ответ в результате изучения проблемы в государственном органе, ее обдумывания, обсуждения и согласования. Это может быть, например, федеральный закон или постановление правительства.

6. Детальная правовая регламентация лоббирования:

а) лоббирование должно осуществляться только зарегистрированными в установленном порядке организациями или физическими лицами, обязанными периодически отчитываться о своих «успехах» перед контролирующим их деятельность субъектом;

б) лоббирование должно осуществляться только цивилизованными методами давления, перечень и порядок применения которых должен содержаться в законе о лоббизме;

в) чиновники должны заниматься лоббированием только государственного (национального, общественного) интереса. К слову, в США самыми успешными лоббистами на сегодняшний день являются бывшие конгрессмены и сенаторы, имеющие полезные контакты, отлично знающие все нюансы законодательного процесса и вхожие в спортзал для действующих чиновников (весьма любопытное обстоятельство, важность которого нельзя недооценивать, ведь после событий 11 сентября 2001 г. доступ в Капитолий для посторонних закрыт). По этой причине законодателем с подачи более «слабых» лоббистов предпринимались попытки внести изменения в закон о лоббизме, запрещающий госслужащим заниматься лоббированием в течение пяти лет после ухода в отставку. Попытки эти потерпели неудачу, однако, вероятно, в ближайшем будущем такое ограничение все-таки будет введено.

Соответственно, субъекты, занимающиеся лоббированием, но не имеющие статуса лоббиста, а также лоббисты, использующие незаконные методы давления, должны привлекаться к ответственности за совершение правонарушений.

7. Лоббисты выполняют функцию посредничества между гражданами, организациями и органами власти.

8. Лоббизм предоставляет группам давления возможность косвенно участвовать в принятии и реализации государственно-властных решений, что очень важно, поскольку у большинства этих групп может не быть своих представителей в парламенте или правительстве.

В науке на сегодняшний день существует два основных подхода к пониманию сущности лоббизма: теория лоббистского плюрализма и теория лоббистского корпоративизма. Теория лоббистского плюрализма говорит о том, что группы давления образуются спонтанно, они многочисленны, имеют различные интересы, конкурируют между собой за право получения того или иного ресурса. Эти группы не зависят от государства, самостоятельно определяют свои интересы, выбирают лидеров и т. д. Ни одна из таких групп не обладает монополией на представительство интересов социальных групп, а характер влияния на государство определяется в результате жесткой конкурентной борьбы.

Основные черты лоббистского корпоративизма:

1) корпоративистские организации по своей сущности монопольны, источник поддержания монополистического статуса - государство, которое признает за группой исключительное право на представительство определенного интереса в обмен на право влиять на форму и содержание этого интереса, выбирать лидеров данной группы и т. п.;

2) корпоративистские организации сочетают в себе функции представительства и функции управления;

3) государство рассматривается как главный ин-

струмент выявления интереса и сплочения вокруг него идеологически надежной группы, соответственно конкуренты либо ликвидируются, либо присоединяются к данной группе [8].

Мы считаем, что сущность лоббизма как правового явления заключается не просто в стремлении к принятию выгодного (с финансовой точки зрения) властного решения, но и в желании более эффективного правового регулирования общественных отношений как результата системного и сбалансированного участия в правотворчестве всех заинтересованных лиц, которые впоследствии обязаны будут соблюдать соответствующие правовые предписания, закрепленные в законе или подзаконном акте.

Лоббизм как правовое явление имеет три аспекта: институциональный (лоббизм как институт права), социально-ролевой (лоббизм как правоотношение) и юридико-технический (лоббизм как средство устранения или минимизации недостатков правового регулирования).

Лоббизм как правовой институт - это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые по своей природе являются лоббистскими, т. е. связанными со стремлением группы давления реализовать свой интерес в государственно-властном решении.

Данная группа правовых норм может быть закреплена в специальном законодательстве (США - FARA, The Lobbying Registration Act, Lobbying Disclosure Act, соответствующие законы штатов), в законодательстве о госслужбе (Великобритания - Civil Service Code, на основе которого каждый департамент принимает свой Management Code), в требованиях к поведению госслужащего (ФРГ - Регламент деятельности германского Бундестага, Регламент деятельности федерального правительства, Единое положение о федеральных министерствах, Кодекс поведения члена Бундестага), в законодательстве о профсоюзах (Франция - Закон о свободе союзов) и т. д. К слову, в России наметилась тенденция к закреплению правовых норм, регулирующих лоббирование, в антикоррупционном законодательстве.

Лоббизм как правоотношение - это взаимодействие между группой давления и лоббистом, с одной стороны, и лоббистом и представителем власти, с другой стороны, объектом которого является взаимовыгодное (для группы давления и представителя власти) решение, оформленное в виде соответствующего правотворческого акта. К слову, в США должностных лиц, постоянно или периодически взаимодействующих с лоббистами, называют «охваченными».

Схематично это можно изобразить следующим образом:

основнойобъект

Клиент

права и обязанности

вспомогательный объект

Лоббист

права и обязанности -*

вспомогательный объект

Чиновник

основной субъект

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вспомогательный субъект

основной субъект

И наконец, лоббизм - один из способов преодоления недостатков правового регулирования определенной сферы общественных отношений посредством вовлечения в процесс подготовки и принятия нормативного правового акта максимального количества заинтересованных в его содержании лиц, объединенных в группы давления.

Проведенный анализ понятийно-категориального аппарата лоббизма, разграничение лоббизма и производных от него, а также смежных с ним понятий, изучение основных признаков, структуры, содержания и сущности лоббизма, выделение трех аспектов лоббизма, обосновывающих его правовую природу, позволяют нам дать следующее общее теоретико-правовое определение лоббизма:

Лоббизм - это урегулированная нормами права, осуществляемая зарегистрированными в установленном порядке юридическими и физическими лицами деятельность по реализации частного интереса в решении государственного органа или органа местного самоуправления, целью которой является минимизация или ликвидация недостатков правового регулирования определенной сферы общественных отношений.

Список литературы

1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т. Ф. Ефремова. - М., 2000.

2. Жильцова С. А. Лоббизм в России / С. А. Жильцова // Публично-правовые исследования (электронный журнал). - 2012. - № 1.

3. Зелепукин Р. В. Понятие и происхождение лоббирования как политико-правового института / Р. В. Зе-лепукин // Вестник ТГУ. - 2011. - Вып. 8.

4. Зелепукин Р. В. Проблемы регулирования лоббистской деятельности / Р. В. Зелепукин // Юридический мир. - 2012. - № 2.

5. Киричек Е. В. Организационно-правовой механизм обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина: проблемы и перспективы модернизации в современной России / Е. В. Киричек // Юридическая наука и правоохранительная практика. -2013. - № 4.

6. Киселев К. В. Лоббизм: основные модели восприятия и конфликт интересов / К. В. Киселев // Политэкс. -2006. - № 3.

7. Коржиков О. Н. Научные основы концепции судебной политики в Российской Федерации / О. Н. Коржиков, П. А. Давыдов // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2014. - № 1.

8. Куценко Е. А. Лоббизм в органах законодательной власти современной России: автореф. дис. ... канд. полит. наук / Е. А. Куценко. - М., 2010.

9. Лепехин В. А. Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования / В. А. Лепехин // Полис (Политические исследования). - 1998. - № 4.

10. Любимов А. П. История лоббизма в России / А. П. Любимов. - М., 2005.

11. Мельник Г. С. Сй анализ политических возможностей для СМИ и общества / Г. С. Мельник // Научные труды Северо-Западного института управления. -2012. - № 1.

12. Приговор Ростовского областного суда от 22 февраля 2011 г. по делу № 2-11/2011 // РосПравосудие. - URL: http://www.rospravosudie.com/court-rostovskij-oblastnojsud-rostovskaya-oblast-s/act402734271/.

13. Приговор Ростовского областного суда от 4 мая 2012 г. по делу № 2-42/12 // РосПравосудие. - URL: http://www.rospravosudie.com/court-rostovskij-oblas-tnoj-sud-rostovskaya-oblast-s/act-105361734/.

14. Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма взаимодействия органов власти и представителей общественных объединений, индивидуальных предпринимателей и их представителей, коммерческих компаний, в том числе иностранных» // Единый портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения. - URL: http://www.regulation.gov.ru/ project/16172.html?point=view_project&stage=1&stage_ id=5853.

15. Профессиональный словарь лоббистской деятельности // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти. - М., 2009.

16. По делу о проверке конституционности ч. 5 ст. 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Губернатора Ярославской области, Арбитражного суда Красноярского края, жалобами ряда организаций и граждан: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2004 г. № 15-П // Российская газета. - 2004. - № 158.

17. Российский профессиональный портал о лоббизме и GR. - URL: http://www.lobbying.ru/dictionary_ word.php?id=1.

18. Сергунин А. А. Об уточнении понятия лоббизма / А. А. Сергунин // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - URL: http://www.jurnal.org/ articles/2011/polit1.html.

19. Сиротоненко С. П. Нормативно-правовое регулирование лоббизма: дис____канд. юрид. наук / С. П. Сиротоненко. - СПб., 2010.

20. Толстых П. А. Практика лоббизма в Государственной Думе ФС РФ: структура, технологии, перспективы легитимизации: автореф. дис. ... канд. полит. наук / П. А. Толстых. - М., 2006.

21. Толстых П. А. Лоббизм - неотъемлемый элемент демократического общества / П. А. Толстых // Мировая компаративистика регулирования лоббистской деятельности / под ред. С. Балмера, П. Хамфриса и М. Морена. - М., 2012.

22. Чечельницкий И. В. Институт лоббизма в современной России: понятие и основные черты / И. В. че-чельницкий // Юридический мир. - 2013. - № 4.

23. Чимаров С. Ю. Public Affairs (PA) и Government Relations (GR) как пересекающиеся сферы деятельности: общее и особенное / С. Ю. Чимаров // Научные труды Северо-Западного института управления. -2012. - № 1.

24. Wikipedia, the free encyclopedia. - URL: http:// www.en.wikipedia.org/wiki/Advocacy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.