Международное право, международное частное право УДК 34.342.52
Е.В. КУЛАКОВА, канд. юрид. наук, доцент кафедры конституционного и международного права, e-mail: kulakovaliza@mail.ru
ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛОББИЗМА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Рассмотрен лоббизм как правовая категория, выделены основные способы осуществления лоббирования; рассмотрен опыт зарубежных государств в зависимости от их государственного регулирования лоббизма; выделены конституционные основы регулирования лоббизма.
Ключевые слова: лоббизм, конституционное регулирование, правовая природа, общество, государство, лоббирование, интересы.
Kulakova E.V. Сonstitutional legal experience of the lobbyism regulation in foreign countries.
The article considers lobbying as a legal category highlights the main ways of lobbying, examines the experience of foreign countries depending on their state regulation of lobbyism, and determines the constitutional bases of the lobbyism regulation.
Keywords: lobbyism, constitutional regulation, legal nature, society, state, lobbying, interests.
В любом государстве на различных этапах его развития возникают определенные сложности в реализации интересов как отдельных граждан, так и различных слоев населения (например, пенсионеры, предприниматели, бюджетники, национальные группы и т.п.). Для
воплощения этих интересов в жизнь необходимо придание им определенной правовой формы, а также поддержка со стороны государства, так как практически любое государственное решение может в той или иной мере затрагивать общественные, социальные, экономические и иные интересы социума. Инструментом, с помощью которого заинтересованные лица могут оказывать влияние на определённые политические группы, на сегодняшний день является давление на властные структуры, однако рычаги этого давления для населения постсоветского пространства, в большей степени, воспринимаются как нечто незаконное и находящееся вне рамок правового регулирования. При этом зарубежный опыт свидетельствует о возможном придании правового поля и для такого института, как лоббирование.
Формирование теории правового регулирования лоббистской деятельности относят к концу XIX - началу XX вв. Во многом эти процессы были связаны с демократизацией политической системы западных стран. Вопросами изучения лоббизма занимались ученые политологи, юристы, экономисты. Так, среди юридических исследователей анализируемого явления заслуживают внимания работы таких ученых, как: Н.Н. Меньшенина,
© Е.В. Кулакова, 2018
М.В. Пантелеева, которые уделили внимание генезису, нормам, принципам лоббистской деятельности, основным аспектам изучения опыта лоббизма во внутриполитической жизни России и зарубежных государств. Кроме того, в их работе анализируется проблема легитимизации современного лоббизма в современных условиях Российской Федерации [1]. Также исследованием зарубежного опыта правового регулирования лоббизма, в частности Канады, занимался А.И. Василенко, который отмечает, что лоббистское законодательство в Канаде образовывает одну из наиболее эффективных современных моделей правового регулирования лоббизма и понимается законодателем как исключительно легальная составляющая политического процесса [2].
Также определенный вклад в изучение специфики института лоббизма в современной России был внесен Е.А. Ку-ценко, которая анализировала формы лоббистской деятельности, а также изучала специфику лоббизма в органах законодательной власти в современной России [3].
Кроме того, исследованием различных аспектов лоббизма в зарубежных государствах, в частности, опыта правового регулирования, по общим вопросам лоббизма, особенностям лоббистской деятельности, занимались такие ученые, как В. Белов, К. Вяткин [4], А. Бинецкий [5] и др.
При этом необходимо отметить, что анализ указанных исследований позволяет проследить тенденцию отсутствия единообразия у ученых относительно понимания правовой природы лоббизма, а также целесообразности его введения в правовое поле современных государств.
Таким образом, представляется уместным обращение к сравнительно-правовым исследованиям в сфере конституционно-правового регулирования лоббизма и лоббистской деятельности в зарубежных странах с целью выявления
общих закономерностей и тенденций конституционно-правового регулирования института лоббирования на примере таких государств, как Российская Федерация, Великобритания, Канада Германия, чем и обусловлена актуальность данной статьи.
Целью данной статьи является изучение правового опыта регулирования лоббизма в современных государствах, относящихся к различным правовым семьям; определение конституционных основ лоббистской деятельности; определение роли Общественной палаты Российской Федерации как органа, способствующего привлечению общественности к законопроектной работе.
В современном мире лоббизм все чаще воспринимается как естественный и правовой инструмент для взаимоотношений власти и общества. Однако среди ученых на сегодняшний день отсутствует единообразие в понимании самого понятия лоббизма, его принципов, подходов и способов осуществления и т.п.
Под лоббизмом понимается деятельность отдельных лиц или группы лиц в отношении органов государственной власти с целью осуществления влияния от имени и в интересах конкретного клиента на разработку, принятие и реализацию этими органами законодательных актов и административных решений.
Теория парламентского права рассматривает лоббизм как практику отстаивания интересов в парламенте неправительственными объединениями и финансово-промышленными группами. Депутаты, которые представляют интересы этих объединений и групп, называются лоббистами, а их группы, объединенные по отраслевому или иному признаку -лобби [1, с. 12-13].
Именно лоббисты и лобби принимают непосредственное участие в разработке и продвижении необходимых законопроектов, пользуясь своим правом
законодательной инициативы и мандатом представителей интересов народа.
В современном мире можно выделить основные способы осуществления лоббирования:
через общественное мнение - путем использования технологий проведения массовых акций, организации массовых обращений к властным органам, а также проведения информационных кампаний через средства массовой информации и освещение громких и резонансных судебных процессов;
путем использования избирательных кампаний, в которых они могут принимать как личное участие в качестве кандидатов или же участвовать в выдвижении и продвижении «собственных» кандидатов на те или иные выборные должности, а также участвовать в финансировании их избирательных кампаний;
путем использования собственных формальных контактов: участие в разработке проектов нормативно-правовых актов и организации их публичных обсуждений; консультирование представителей властных структур и экспертиза принимаемых ими решений; предоставление информации, участие в работе органов государственной власти через общественные советы и иные консультативно-совещательные органы; инициирование проведения парламентских слушаний и т.п.
путем использования неформальных контактов: организация и проведение различных форумов, конференций, «круглых» столов, организация симпозиумов и неформальных встреч.
В практике лоббистской деятельности принято выделять три основные формы лоббизма:
Прямой лоббизм - это целенаправленная работа с представителями парламента с целью достижения принятия определенного решения, которое отвечает конкретным интересам.
Непрямой или опосредованный лоббизм - это организация и проведение кампаний, которая осуществляется в большинстве своем в пределах самого парламента с целью поддержки того или иного решения, т.е. лоббисты или лобби в большей степени просто склоняют к голосованию в принципе, а не за конкретный результат.
Внутренний лоббизм - это деятельность определенных «групп интересов» внутри самого парламента, которые создаются с целью получения необходимого им решения, т.е. в данном случае лоббисты склоняют голосовать именно за определенный результат.
На сегодняшний день в большинстве демократических государств лоббирование стало одной из распространённых форм целенаправленного влияния граждан, институтов гражданского общества, субъектов хозяйствования на осуществление государственной власти.
В государствах постсоветского пространства лоббирование, в большинстве своем, рассматривается ка внеправовое явление, хотя такое понимание не соответствует самой природе этого явления.
Лоббисты и лоббистские объединения выполняют важную функцию посредников между обществом и государством, информируя государство об интересах и потребностях различных социальных групп населения, состоянии дел в этой или иной сфере общественной жизни [6, с. 350].
Кроме того, лоббирование является особенным механизмом обратной связи между обществом и государством, который позволяет давать общественную оценку результативности деятельности государственной власти.
При этом в государствах постсоветского пространства в основном отсутствуют нормативно-правовые механизмы регулирования института лоббирования, что, в свою очередь, создает благо-
приятные условия для так называемого «квазилоббирования», которое усиливает существующие в государстве коррупционные риски и угрозы.
Хотя «классический» лоббизм поддается правовому регулированию, о чем свидетельствует практика таких государств, как Великобритания, Канада, Германия и др. Устанавливая законодательные критерии осуществления лоббизма, ему придаются черты юридической определенности, в частности: лоббирование становится доступным для любого частного интереса; становится гарантией продвижения частного интереса и защиты своих прав и пр.
Таким образом, введение лоббизма в юридическое поле может создать парламентскую практику представительства общественных интересов более действенной и прозрачной.
В большинстве демократических государств деятельность лоббистов является юридически определенной и легализованной, что дает им законную возможность играть значительную роль в формировании и осуществлении государственной политики.
В отличии от электората, который реализует свои политические права только в период избирательных кампаний, лоббисты принимают участие в политическом процессе непрерывно, без их участия не принимается ни один законодательный акт, при этом они опосредованно влияют на все ветви власти в государстве.
При этом необходимо отметить, что все-таки институт лоббирования достаточно по-разному закрепляется в государствах мира. Так, условно все государства можно разделить на четыре группы, в зависимости от особенностей государственного регулирования лоббирования:
Первая группа включает государства, в которых существует законо-
дательное регулирование лоббизма (США, Канада, Япония);
Вторая группа - представлена государствами, в которых существует законодательное регулирование только отдельных аспектов лоббизма (например, Кодекс этики лоббистов во Франции, Положение «О регистрации союзов и их представителей в Бундестаге» в Германии);
Третья группа - включает государства, в которых отсутствует соответствующее правовое регулирование лоббистской деятельности, однако при этом ведется поиск оптимального решения данной проблемы, и наиболее значимые законы принимаются при предварительном обсуждении с представителями общественности (Италия, Польша, Российская Федерация, Казахстан);
Четвертую группу составляют государства, в которых проблема лоббирования вообще не привлекает надлежащего внимания законодателя (Украина) [7].
Анализ современных конституций большинства государств, независимо от того, определен ли лоббизм в их текущем законодательстве, позволяет выделить определенные конституционные основы лоббистской деятельности, к которым можно отнести:
народ является единственным источником власти в государстве, которую он осуществляет непосредственно путем участия в выборах или опосредованно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления;
гарантирование права на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений;
право свободно собирать, сохранять, использовать и распространять информацию;
право на свободное участие в митингах, демонстрациях и иных формах публичных мероприятий;
право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления и др.
Таким образом, легализация или придание лоббированию законной формы содействует возможности обеспечения над ним государственного и общественного контроля, без которого лоббизм неизбежно будет тесно приплетён с коррупционной составляющей.
Далее представляется целесообразным воспользоваться методом правовой компаративистики и проанализировать конституционно-правовой опыт регулирования лоббизма в отдельных государствах с целью выявления общих закономерностей лоббирования и возможных перспектив развития этого института.
Великобритания.
Конституционно-правовыми основами лоббирования в Великобритании являются:
право-граждан на подачу петиций в органы власти, которое гарантировано Биллем о правах 1689 г.;
морально-этические акты парламентариев и правительства, которые определяют их допустимые пределы взаимодействия с лоббистами. Депутаты британского парламента могут получать гонорары за консультирование субъектов лоббирования из парламентских структур, при этом им запрещено осуществлять подобные действия во время законодательного процесса;
конституционно-правовые традиции и обычаи в сфере парламентской этики.
Также в Великобритании развиты различные формы саморегуляции лоббистов: Ассоциация профессиональных политических консультантов, Ассоциация консультантов в сфере связей с общественностью и др.
В Великобритании субъектами лоббирования являются лоббисты и
лоббистские объединения, которые имеют статус как физических, так и юридических лиц.
Объектом лоббирования выступает парламент и органы исполнительной власти, т.е. их нормотворческая деятельность.
Таким образом, предметом лоббирования являются нормативно-правовые акты парламента, правительства и правительственных учреждений.
Основными формами лоббирования в Великобритании являются:
направление в парламент частных законопроектов (prívate Bills) в форме петиций;
участие лоббистов и лоббистских объединений в обсуждении законопроектов по специальной парламентской процедуре;
участие лоббистов и лоббистских объединений в работе спонсорских подразделений при социально-экономических правительственных ведомствах.
При этом на сегодняшний день в Великобритании отсутствует единый закон о лоббистской деятельности. Регулирование лоббистской деятельности реализуется большим количеством законов и кодексов, которые определяют правила взаимоотношений госслужащих с группами интересов (основным из них является Civil Service Code, на основании которого каждый правительственный департамент принимает свой Management Code) [8].
Непосредственно регулированием взаимоотношений госслужащих и лоббистов занимается Комитет по стандартам публичной сферы, созданный в 1994 г. В первом докладе этого Комитета утверждается, что лоббирование в парламенте и министерствах является неотъемлемым правом каждого. Комитет исходит из того, что контролировать нужно не лоббистов, а тех, кто лоббирует.
Канада.
Конституционно-правовыми основами лоббирования в Канаде являются:
Акт «О регистрации лоббистов» 1989 г., который определяет основы регистрации лоббистов;
Кодекс поведения лоббистов 1995 г., закрепляющий морально-этические правила поведения лиц, которые осуществляют лоббирование;
Акты о Парламенте и Регламент Парламента, которые содержат исчерпывающий перечень правил и рекомендаций, которые касаются деятельности парламентариев во время его привлечения к лоббистской деятельности. Нарушение этих требований влечет для парламентария негативные последствия, в частности, привлечение его к уголовной или конституционной ответственности.
Субъектами лоббирования в Канаде являются лоббисты и лоббистские объединения, которые также как и в Великобритании могут иметь статус физического или юридического лица.
В соответствии с Актом «О регистрации лоббистов» 1989 г. лоббист - это любое лицо, которое за плату от имени какого-либо другого лица или организации берет на себя обязательство влиять на процесс принятия нормативно-правового акта, а также организовывать встречи с какими-либо другими компетентными органами.
Объектом лоббирования являются НПА парламента, правительства и правительственных учреждений.
Формой лоббирования является внесение в парламент так называемого «частного» законопроекта. Физические и юридические лица, которые заинтересованы в принятии «частного» законопроекта, оплачивают в парламенте специальный налог при внесении его в парламент на рассмотрение, а также на каждой стадии его рассмотрения. Сумма такого налога
составляет от 100 до 800 канадских долларов.
В соответствии с Актом «О регистрации лоббистов» в Канаде лоббисты классифицируются следующим образом: лоббисты-консультанты - лица, которые: 1) за плату в интересах какой-либо организации или частного лица могут обращаться к госслужащему с целью разработки проекта закона, принятия, изменения или отмены какого-либо закона; разработки или изменения государственного проекта или программы; получения какой-либо субсидии, гранта, льготы от государств; 2) организовывают встречи госслужащего и третьего лица;
корпоративные «встроенные» лоббисты - это лица, нанятые какой-либо организацией или частным лицом, обязанностями которых, в основном, является общение с госслужащими в интересах работодателя;
«встроенные» лоббисты от организаций - это лица, которые являются сотрудниками организации, часть обязанностей которых составляет общение с госслужащими в интересах организации работодателя.
Органом, который регистрирует лоббистов в Канаде, является Центральное бюро регистрации Канады [2]. Германия.
Конституционно-правовые основы лоббирования в Германии составляют нормы:
ч. 1 ст. 9 Конституции ФРГ, которая гарантирует существование основного субъекта лоббирования - немецких граждан, наделенных правами создавать объединения и общества;
ст. 17 Конституции ФРГ, которая определяет, что каждый имеет право самостоятельно или в группе с другими письменно обращаться с просьбами и жалобами в органы государственной власти и органы местного самоуправления [9];
Федеральный Закон «О направлении петиций в Немецкий Бундестаг» закрепляет порядок направления петиций и участия заявителей в процедуре рассмотрения их заявлений органами власти;
Кодекс поведения членов Бундестага 1972 г. закрепляет право депутатов заниматься за вознаграждение проблемами, которые вносятся на обсуждение комитетов парламента, при этом такие доходы должны быть официально задекларированы;
Федеральный Закон «Об опубликовании так называемого «лоббистского списка» 1972 г. включает перечень разных союзов и их персональных представителей, которые имеют право принимать участие в работе парламента и федерального правительства [7];
Регламент деятельности федерального правительства и Единое положение о федеральных министерствах являются подзаконными актами, которые определяют формы взаимодействия лоббистов в лице союзов и объединений с органами исполнительной власти.
Таким образом, субъектами лоббирования в Германии являются исключительно юридические лица, которые имеют статус объединений, союзов и организаций.
Объектом лоббирования является правотворческая деятельность парламента и органов исполнительной власти. Примерно % законов, которые принимаются парламентом, основываются на проектах, подготовленных правительством, что делает именно исполнительную власть преимущественным субъектом лоббирования в Германии.
Предметом лоббирования являются НПА парламента и органов исполнительной власти.
Формы лоббирования в Германии:
участие представителей союзов в работе комитетов парламента, консультативно-совещательных учреждениях,
которые созданы при органах исполнительной власти;
инициирование союзами лоббистов перед правительственными учреждениями принятия необходимых НПА, в том числе законов.
При этом законодательно установлена необходимость регистрации лоббистских союзов в Германии, которые таким образом получают официальную возможность участвовать в работе профильных парламентских комитетов, открыто формулировать свою позицию на открытых парламентских или комитетских слушаниях.
Недостатками немецкой практики регулирования лоббизма является право немецких чиновников на свое усмотрение выбирать «группы интересов», которые могут принимать участие в разработке законопроектов в федеральных министерствах, а также отсутствие гласности на стадии обсуждения законопроектов в парламенте.
Российская Федерация. На сегодняшний день в Российской Федерации отсутствует закон о лоббировании. Многочисленные законодательные инициативы по этому вопросу не были поддержаны членами российского парламента.
Вместе с тем в Российской Федерации конституционно-правовые основы лоббирования составляют:
конституционные нормы, которые гарантируют осуществление власти народом как через выборы, референдум, так и через иные формы непосредственной демократии, а именно: право на свободу мысли и слова; право на свободное выражение своих взглядов и убеждений; право на свободу объединений; право на направление индивидуальных или коллективных жалоб и обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления; право каким-либо незапре-щенным способом защищать свои права и
свободы от нарушений и противоправных посягательств;
федеральные законы, которые детализируют вышеуказанные конституционные нормы [10];
Федеральный Закон «Об Общественной палате Российской Федерации», который определяет основы деятельности принципиально нового органа для Российской Федерации, основным направлением деятельности которого является привлечение общественности к законопроектной работе [11].
Таким образом, субъекты лоббирования в РФ на сегодняшний день не имеют юридического определения, вследствие чего влияние на органы государственной власти осуществляется преимущественно лицами, имеющими отношение к органам государственной власти, органам власти субъектов федерации или органам местного самоуправления.
Из-за отсутствия нормативно-правого регулирования лоббистской деятельности фактически любой орган власти РФ может быть объектом лоббирования, которое в основном осуществляется «квазилоббистским» способом (коррупционные связи и угрозы).
Создание Общественной палаты Российской Федерации, т.е. органа который осуществляет взаимодействие граждан и органов государственной власти, является существенным шагом в сфере легализации влияния общественности на принимаемые законы.
Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя Российской
Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:
1) привлечения граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций;
2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов общественных объединений и иных некоммерческих организаций;
3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления;
4) осуществления общественного контроля за деятельностью Правительства, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации;
5) выработки рекомендаций органам государственной власти при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений, иных некоммерческих организаций и иных объединений граждан, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;
6) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации, общественным объединениям и иным некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;
7) привлечения граждан, общественных объединений, иных неком-
мерческих организаций и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, и выработки по данным вопросам рекомендаций;
8) осуществления международного сотрудничества и участия в работе международных организаций, а также в работе международных конференций, совещаний и других мероприятиях.
Общественная палата формируется
из:
сорока граждан Российской Федерации, утверждаемых Президентом Российской Федерации;
восьмидесяти пяти представителей общественных палат субъектов Российской Федерации;
сорока трех представителей общероссийских общественных объединений, иных некоммерческих организаций.
Не допускаются к выдвижению кандидатов в члены Общественной палаты следующие общественные объединения и иные некоммерческие организации:
1) некоммерческие организации, зарегистрированные менее чем за один год до дня истечения срока полномочий членов Общественной палаты действующего состава;
2) политические партии;
3) некоммерческие организации, которым в соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» вынесено предупреждение в письменной форме о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, - в течение одного года со дня вынесения предупреждения, если оно не было признано судом незаконным;
4) некоммерческие организации, деятельность которых приостановлена в
соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», если решение о приостановлении не было признано судом незаконным [11].
Выводы
Правовое государство возможно только при наличии народного представительства, посредством которого привлекается огромная масса граждан к решению государственных дел. Именно развитие народного представительства является предпосылкой становления институтов гражданского общества, одним из которых является Общественная палата РФ. Представительный характер Общественной палаты как института гражданского общества отражается, прежде всего, в порядке ее формирования. С точки зрения представительства общественных интересов Общественная палата охватывает практически весь спектр основных типов институтов гражданского общества - от ветеранских и молодежных объединений до экологических, исследовательских, ассоциаций и союзов профессионалов, а содержательно - отражает разнообразные интересы всего общества.
Кроме того, обеспечение диалога общества и государства в процессе принятия публично-властных решений является неотъемлемым признаком демократического режима, утверждение которого закреплено в конституциях большинства современных государств в качестве одного из основных приоритетов. Поэтому построение государственности, основанной на демократических принципах, предполагает необходимость поиска оптимального варианта взаимодействия общества и государства. Однако разница в правовых системах, менталитете, историческом опыте государств во взаимоотношениях общество-государство обуславливает невозможность прямого заимствования положений о правовом регулировании лоббизма. При этом проведенный анализ
зарубежного опыта в этой сфере позволяет определить общие тенденции, которые могут быть учтены в процессе усовершенствования правового регулирования законного влияния общественности на принимаемые государственно-властные решения.
Список использованной литературы
1. Меньшенина, Н.Н. Лоббизм: курс лекций: учеб. пособие / Н.Н. Меньшенина, М.В. Пантелеева; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. унт. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 136 с.
2. Василенко, А.И. Правовое регулирование лоббизма в Канаде / А.И. Василенко // Вестник Пермского университета. - 2014. - № 2 (24). -С. 27-34.
3. Куценко, Е.А. Лоббизм в органах законодательной власти в современной России: автореф. ... канд. пед. наук: спец. 23.00.01 Теория и философия политики, история и методология политической науки / Куценко Екатерина Александровна. - Москва, 2010. - 23 с.
4. Белов, В. Лоббистская деятельность в ФРГ / В. Белов, К. Вяткин // Бизнес и политика. - 1995. - № 4. - С. 34-39.
5. Бинецкий, А.Э. Лоббизм в современном мире / А.Э. Бинецкий, - М.,
2004. - 247 с.
6. Королько, В.Г. Основы паблик рилейшнз / В.Г. Королько. - М., Рефл-бук, К.: Ваклер. - 2000. - 528 с.
7. GR и лоббизм: теория и технологии: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. В.А. Ачка-совой, И.Е. Минтусова, О.Г. Филатовой. -М.: Изд-во «Юрайт», 2015. - 315 с.
8. Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти. -Москва, 2009 [Электронный ресурс]. -URL: http://www.lobbying.ru/dictionary_w ord.php?id=26
9. Конституция Германии: принята 23.05.1949 г. [Электронный ресурс]. -URL: https://legalns.com
10. Конституция Российской Федерации: принята 12.12.1993 г. [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.constitution.ru/
11. Об Общественной палате Российской Федерации: Федеральный Закон от 04.04.2005 г. // Российская газета. -
2005. - № 70.
Статья поступила в редакцию 11.10.18