УДК 323.2
DOI 10.18413/2075-4458-2018-45-4-775-783
БАНКОВСКИЙ ЛОББИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ КАК ВИД ЛОББИЗМА
BANKING LOBBYING IN MODERN RUSSIA AS A FORM OF LOBBYING
О.В. Жевняк, М.П. Жевняк O.V. Zhevnyak, M.P. Zhevnyak
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Россия, 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19 Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, 19, Mira Str., Ekaterinburg, 620002, Russia National Research University Higher school of Economics, 20, Myasnitskaya st., Moscow, 101000, Russia
E-mail: [email protected], [email protected]
Аннотация
В статье анализируются разные точки зрения на понятие лоббизма и его классификации, делается вывод, что лоббизм - это деятельность, направленная на принятие решений представителями государственной власти в целях удовлетворения интересов групп лиц. Делается вывод о необходимости включения в понятие лоббизма легальных и нелегальных форм. Рассматривается практика лоббирования банковских интересов в современной России, в основном на примере влияния на внесение изменений в нормативные правовые акты. Делается вывод о характеристиках банковского лоббизма как вида лоббизма: он носит постоянный, спланированный, стратегический, профессиональный характер; относится к отраслевому, финансовому лоббированию; бывает законодательным и исполнительным, чаще - правотворческим.
Abstract
The article analyzes different points of view on the notion of lobbying, reveals common and exquisite features of these concepts. It is concluded that the lobbying is the activities aimed at making decisions by representatives of state authorities to satisfy the interests of groups of individuals. It is necessary to include the legal and illegal forms of lobbying in the concept. The practice of lobbying banking interests in modern Russia is considered. Examples are given of the influence of the banking lobby on making changes in laws, including the example of lobbying during the reform of the Civil Code of the Russian Federation on financial transactions. The modern classifications of lobbyism are considered. On their example, conclusions are drawn about the characteristics of banking lobbying as a kind of lobbying. Banking lobbying has a constant, planned, strategic, professional character. It refers to sectoral, financial lobbying. Banking lobbying is legislative and executive, often acts as a law-making lobbying.
Ключевые слова: Лоббизм, лоббирование, банковское лобби, банковский лоббизм, классификации лоббизма, виды лоббизма
Keywords: Lobbying, banking lobby, banking lobbying, classification of lobbying, types of lobbying.
Актуальность темы лоббизма подтверждается многочисленными научными статьями, монографиями, диссертациями и учебниками с теоретическими мыслями по этой теме, в которых, однако, не выработан единый подход к понятию лоббизма. В средствах массовой информации постоянно появляются публикации о тех или иных примерах лоббирования в наши дни (так, по запросу «лоббизм» поисковые системы выдают длинную
ленту новостей). Эти публикации показывают, что лоббизм занимает значительное место в механизме принятия решений органами власти, он наблюдается во всем мире, кроме того, может иметь трансграничный характер. Так, специальное исследование Российской академии наук по лоббированию интересов российского бизнеса в США и ЕС выявило множество результативных примеров лоббирования [Перегудов и др., 2009]. Множество примеров лоббирования в России и за рубежом публикуется на Российском профессиональном портале о лоббизме и GR [http://lobbying.ru].
Публикации в СМИ, а также эмпирический опыт показывают, что восприятие явления лоббизма в российском общественном мнении имеет, по сравнению с его научным пониманием, негативную коннотационную окраску, тогда как в научной литературе рассматривается и как позитивное явление, которое дает возможность государству учитывать интересы общества или, скорее, как нечто объективное, являющееся неотъемлемой частью политической жизни, естественным явлением в обществе, которое существует, поскольку существует общество и государство. Особенно актуальная эта тема для России, т. к. исследования лоббизма здесь начались только в 1990-х годах.
В целом лоббизм - это механизм взаимодействия общества и государства, механизм влияния общества на государство. Основанием его появления является наличие в обществе сформированных интересов, обладателей которых называют группой интересов. Эти группы разнообразны, в качестве примера можно привести банки, которые, несомненно, имеют свой общий интерес. Когда эти группы оказывают влияние на государство - специально, целенаправленно - для того, чтобы оно приняло определенное решение - это и есть лоббизм. Это может выражаться в продвижении определенными группами своих кандидатов на выборы в органы представительной власти для того, чтобы можно было влиять на принятие законов, участии в официально созданных экспертных группах, советах и т. п. при органах власти, работе через неформальные контакты бывших государственных служащих с действующими представителями власти, создании общественного мнения, рейтингов и многом другом.
Банковское лобби в России считают достаточно влиятельным, что часто обсуждается в современных публикациях [Дементьева и др., 2017; Локшина, Полякова, 2017; Ми-хеева, Божко, 2017].
Цель, поставленная в настоящей статье, - дать характеристику банковскому лоббизму как виду лоббизма. Для этого исследовано понятие лоббизма, его классификации, данные в теоретической литературе, а также конкретные примеры проявления лоббирования интересов банков в современной России.
Одно из самых простых определений лоббизма, содержащее в иностранной литературе: «the process of seeking to influence government and its institutions by informing the public policy agenda [Zetter, 2008, p. 3].
Определение лоббизма, содержащееся в Словаре иностранных слов, позволяет выявить такие его характеристики: это система организаций, которые существуют только при законодательных органах власти; эти конторы созданы бизнесом или иными организованными группами; его функция - оказание давления на законодателей и государственных чиновников; его цель - принятие решений в интересах тех, кто создал эти организации [Словарь иностранных слов, 1988].
А. В. Малько, давая описание лоббизма, выделяет еще один важный признак: это система выражения и представительства групп интересов. Кроме того, он отмечает, что лоббизм имеет организационное оформление, но это не обязательно организации, существующие при органах законодательной власти; лоббизм не обязательно представляет интересы жестко организованных групп, он может выражать интересы любых социальных структур; лоббизмом называется только законное влияние на государство. Функция и цель в его определении такие же: оказание влияния на государственную власть и удовлетворение своих интересов [Малько, 1994, с. 59].
В.В. Субочев определяет лоббизм как деятельность по отстаиванию и представлению интересов; в его определении нет признака организационного оформления этой деятельности; через это явление выражаются интересы любых физических и юридических лиц, нет акцента на групповые интересы; речь идет о лоббизме на любых уровнях публичной власти; цель лоббистской деятельности - оказать влияние на решения. Кроме того, автор отмечает, что лоббизм - это комплексный институт политико-правовой жизни и носит правомерный характер [Субочев, 2014, с. 30].
П.А. Толстых понимает под лоббизмом только правомерное деяние (именно через категорию легальности проходит водораздел между коррупцией и лоббизмом); это воздействие на чиновника или депутата, принимающих решения; лоббизм осуществляет специалист; он реализует определенные задачи за вознаграждение; лоббисты могут быть не только частными лицами, но и органами власти [Толстых, 2012, с. 212-213; Толстых, 2006, с. 12].
В понятии лоббизма В. А. Лепехина акцент сделан на том, что через лоббирование выражаются интересы не любых групп, лиц, а только интересы реальной власти, которая в основном сосредоточена в руках крупнейших корпораций [Лепехин, 1998, с. 119].
В работе А.П. Любимова, кроме общепризнанных подходов к лоббизму, выделяется то, что лоббист выступает посредником между заинтересованными лицами и государством, т. е. это обособленный от них субъект, и лоббист может представлять интересы не только групп, но и отдельных лиц [Любимов, 2005, с. 14].
Проанализировав ряд определений лоббизма, можно выделить общими два момента: лоббизм всегда имеет цель представление интересов определенных групп лиц (редко говорится об индивидуальных интересах); функцией лоббизма является деятельность по оказанию влияния на принятие решений органами и должностными лицами публичной власти. Авторы расходятся в следующем: интересы каких групп лиц выражает лоббизм (любых, только организованных, только крупных компаний, имеющих реальную власть; только частных лиц или частных и публичных, то есть органов власти, влияющих на другие органы власти); в легальности этой деятельности (это только правомерная деятельность или любая, включая неправомерную); на какие органы власти оказывается влияние (на любые, только законодательные); эта деятельность носит профессиональный характер или может быть любой, например, стихийной.
Можно согласиться с тем, что лоббизм - это деятельность, направленная на принятие решений представителями государственной власти в целях удовлетворения интересов групп лиц. Представляется, что это может быть связано с принятием решений разными органами власти, т. к. не только законы могут иметь значение для заинтересованных лиц. По словам Ч. Миллера, лоббизм - «any action designed to influence the actions of the institutions of government. That means it covers all parts of central and local government and other public bodies, both in the UK and internationally. Its scope includes legislation, regulatory and policy decisions, and negotiations on public sector contacts or grants» [Miller Ch., 2000, p. 4]. Объектом лоббирования могут быть организации, которым делегированы полномочия принятия публичных решений, например, Центральный банк РФ. Решения, которые имеет целью лоббист, могут иметь как нормативный, так и индивидуальный характер. Думается, что это может быть как постоянная деятельность, которая скорее всего эффективна, когда осуществляется специальными профессиональными организациями (такими могут быть различные ассоциации, которые, например, активно работают в банковской сфере [Шапкин, Лаптева, 2014, с. 1924-1929]), но может быть и разовая деятельность в целях влияния на конкретное решение, тогда она может осуществлять и на непрофессиональной основе.
Эта деятельность может носить легальный и нелегальный характер, этичный и неэтичный. Главное, что характеризует лоббизм - это влияние на принятие публичных решений. На практике зачастую группы интересов используют совокупность приемов, легальных и нелегальных, важно это понимать, знать, что в действительности так происходит, чтобы более пристально относиться к лоббистам, понимая, что они склонны действовать не только правовыми методами. Если говорить, что лоббизм - это только правомер-
ная деятельность, то это единое явление будет искусственно разделено на части. Однако нормативное регулирование или саморегулирование должно обозначать, что разрешаются только легальные приемы лоббирования, а нелегальные - наказуемы. Можно привести пример корпоративного акта Ассоциации банков Германии, где прямо декларируются принципы лоббирования интересов банков в органах власти [Political Lobbying Principles]. Такие кодексы этики привычны для профессиональных лоббистских организаций в Европе [Thomson, John, 2007, p. 15-16, 149-160]. Ассоциация российских банков, например, активно занимаясь лоббированием, в своем Кодексе этических принципов банковского дела содержит только единственный постулат, касающийся лоббирования: «исключить попытки использования противозаконных или безнравственных способов или средств влияния на решения государственных, в том числе судебных органов» [Кодекс этических принципов банковского дела, 2008].
В обществе под лоббизмом понимают чаще явление с негативным оттенком: это либо неправомерные действия, либо неэтичные. В качестве примера можно привести многочисленные публикации о лоббировании банками изменений в законодательство, они обычно носят негативный оттенок (например, мнение депутата в одной из публикаций [Изъятие жилья, 2017]). Ученые же относятся к лоббизму как к обычному явлению, неотъемлемой части политического процесса. «Lobbying is an important part of the democratic process. Always has been. Always will be. There is nothing wrong with paying consultants for political advice. Businessmen, charities and trade associations are not experts on the political system so they pay people who are» [Souza, Dale, 1999, p. 1].
С одной стороны, лоббизм имеет отрицательные черты (что соответствует его обывательскому пониманию): он может стать инструментом приоритетного удовлетворения иностранных интересов в ущерб государственным; выступать проводником неправового давления на государственные органы; служить способом защиты неправомерных или антинравственных интересов; несет опасность превращения демократических институтов в инструмент отдельных властных групп; может стать формой проявления социальной несправедливости и тем самым содействовать росту социальной напряженности; зачастую блокирует действительно нужные управленческие решения, препятствует удовлетворению общественно ценных интересов; средство, мешающее стабильной и оперативной государственной политике (частая смена приоритетов) [Малько, 1994, с. 61-63; Субочев, 2014, с. 32-33].
С другой стороны, в научной литературе прямо выделяются позитивные стороны лоббизма: он составляет конкуренцию органам власти; это инструмент самоорганизации гражданского общества; создает возможности для обеспечения интересов меньшинств; воплощает принцип свободы социальных негосударственных структур, они таким образом сами пытаются решать свои проблемы; способ активизации различных процессов и явлений в сфере политики; позволяет расширить информационную базу принимаемых решений (обеспечивает органы государственной власти информацией о проблемах, их приоритетности); это средство достижения компромисса, примирения разнообразных интересов [Малько, 1994, с. 61-63; Субочев, 2014, с. 32-33].
Европейские и американские исследователи создают теории лоббизма, хотя и они отмечают, что большинство авторов склонны относиться к лоббизму как к практической деятельности. Выделяется учение, где лоббизм рассматривается с точки зрения групповой теории политики, групп интересов и давления. Другой подход связан с теорией рационального выбора, в основе которой лежит представление о том, что все люди стремятся максимизировать свои собственные интересы. Существует теория, согласно которой лоббирование при принятии политических решений противопоставляется эффективности рынка как регулятора отношений и рассматривается как негативное явление. Наконец, можно выделить теорию лоббирования как коммуникативного процесса [Miller, Dinan. 2008]. Российские ученые также вносят вклад в формирование теорий лоббизма [Бизнес и власть в современной России: теория и практика взаимодействия, 2010].
В современной российской практике встречаются различные примеры проявления банковского лобби, в частности, влияние банков на принятие изменений в законодательство о банковском контроле над сделками при проведении безналичных расчетов [Банковское лобби, 2016], потребительском кредите в части очередности платежей по просроченным кредитам [Банковское лобби рухнуло, 2017] и в части права государства контролировать ставки [Шестопал, Дементьева, 2013], финансировании строительства в части ухода от долевого строительства к банковскому кредитованию проектов [Добрынина, 2017; Юшкевич, 2017], банкротстве банков [Симонов, 2016] и другие.
Показателен пример реформирования гражданского законодательства под влиянием банковского лобби. На примере реформы Гражданского кодекса РФ можно проследить способы, которые используют современные лоббисты. Реформа была задумана еще в середине 2000-х годов, но до сих пор не имеет своего завершения, что можно объяснить в том числе постоянным лоббированием интересов различных групп, процесс которого не заканчивается даже после окончательного формирования текста проекта для рассмотрения в последнем чтении. Об этом неоднократно сообщали члены Совета по кодификации гражданского законодательства при Президенте РФ [Багаев, 2016].
Интерес банковского лобби в основном касался принятия изменений в Гражданский кодекс по финансовым сделкам. Пути влияния на принятие нужных правовых норм были как официальные, так и неофициальные (например, когда в уже одобренный проект с внесенными поправками, обсужденными официальным путем через рабочую группу, созданную в Государственной Думе, неожиданно вносились коррективы). Такие неофициальные пути приносили положительные результаты для банковской группы, однако от этого страдало качество законодательных актов. Достаточно вспомнить пример «лоскутных» изменений, когда по непонятным причинам из проекта были «выхвачены» части, посвященные счету эскроу и номинальному счету, и приняты отдельно. При этом не учтено, что правила о счете эскроу связаны в проекте (а теперь и в самом ГК) с договором условного депонирования, нормы о котором не были приняты, что привело к несогласованности и отсылкам «в никуда». Таким же примером является странная «забывчивость» законодателя, когда эти же самые изменения по счету эскроу и накопительному счету были приняты второй раз.
В ходе реформы банки влияли, например, на принятие решения о внесении в закон возможности открывать безотзывные вклады. На примере одной из публикаций, посвященных этому вопросу, можно проследить механизмы лоббирования [Адамчук, 2014]: при Государственной думе РФ существует экспертный совет по законодательству о банковской деятельности и аудите, на котором обсуждаются вопросы о внесении поправок. В этом совете участвуют представители банков. В статье приводится положительное мнение на изменения в закон директора Промсвязьбанка по взаимодействию с органами государственной власти (т. е. в банках существуют специальные должности по лоббированию). Статья написана в позитивном ключе, что помогает создать положительное общественное мнение. Банки вступают и в непосредственный контакт с депутатами: в статье говорится о том, что вопрос о безотзывных вкладах неоднократно поднимался в Госдуме, не находил поддержки, Правительство РФ давало на проект отрицательные заключения, но через некоторое время при обсуждении совсем другого вопроса в комитете Государственной думы по финансовому рынку заместитель главы комитета «возобновил разговор на эту тему».
Необходимо отметить, что банковское лобби может иметь проявление и в другом виде лоббизма - лоббизме крупных корпораций, к каким относятся многие банки. Так, при изменении корпоративного законодательства (главы 4 Гражданского кодекса РФ «Юридические лица») очень активно лоббировались интересы крупных корпораций. В интервью заместителя председателя Совета по кодификации гражданского законодательства при Президенте РФ А.Л. Маковского прямо рассказывается о том, как осуществлялось влияние на разработчиков проекта закона, из чего можно выявить конкретные способы лоббирования: продвижение предложений бизнеса в Совет по кодификации через официальные письма ор-
ганов государственной власти, причем неоднократные однотипные письма от разных органов власти; продвижение тех же предложений от негосударственных адресатов - от нескольких общественных организаций и рабочей группы по созданию международного финансового центра; подготовка альтернативных законопроектов, исходящих от разных органов власти; создание представителями бизнеса специального партнерства по содействию корпоративному праву [Это неплохо организованный лоббизм, 2011].
В научной литературе уделяется внимание классификациям лоббизма. На основе анализа практики современного банковского лоббирования выявим, к каким классификационным группам можно отнести банковский лоббизм. Так, используя классификации, изложенные в работе А.В. Малько [Малько, 1994, с. 60-61], банковский лоббизм в зависимости от того, в какой ветви власти «решается вопрос», бывает законодательным, когда под влиянием банковского лобби вносятся изменения в законы РФ, либо исполнительным, когда решение принимается Центральным банком РФ. Соприкасается с этой классификацией и деление лоббизма на виды в зависимости от того, каким управленческим решением достигаются цели лоббирования, при этом банковский лоббизм чаще бывает правотворческим (через нормативные акты), хотя не исключен и правоприменительный банковский лоббизм (через акты применения права). По характеру интереса банковский лоббизм относят к финансовому лоббированию. По времени действия, как показывает практика, банковский лоббизм в современной России скорее следует признать постоянным лоббизмом: существуют постоянные органы из представителей банков при органах власти, банковские ассоциации постоянно работают над законопроектами.
П. А. Толстых предлагает классификации лоббизма в Государственной думе РФ в зависимости от «институциональных акторов», оказывающих давление на законодательный процесс [Толстых, 2006, с. 13-14]; банковское лобби относится согласно этой классификации к отраслевому виду лобби.
Используя классификации О.А. Морозова [Морозов, 2017, с. 5-7], банковский лоббизм чаще выражается в прямом лоббизме (целенаправленной работе с представителями государственного органа с целью добиться принятия решения), однако наблюдаются примеры и косвенного лоббизма (организации кампаний за пределами государственных органов в поддержку того или иного решения). Банковский лоббизм может быть не только предпринимательским, но и полугосударственным лоббизмом, если это касается, например, лоббистской деятельности Сбербанка.
В литературе приводятся и иные классификации лоббизма [Меньшенина, Пантелеева, 2016, с. 37-38]. Согласно им, банковский лоббизм в современной России оформлен как спланированное лоббирование, чаще носящее корпоративный характер (хотя последние примеры показывают потребность в плюралистическом лоббировании, когда учитываются интересы разных видов банков). Прослеживается стратегическое лоббирование, когда разными видами решений преследуется одна цель - большей свободы банков в отношении клиентов, понижении уровня защиты клиентов, что прослеживается, например, при реформе многих правил Гражданского кодекса РФ, однако бывает и ситуационное лоббирование. Банковское лоббирование показывает себя как активное и рациональное лоббирование.
Банковский лоббизм зачастую можно отнести к профессиональному лоббизму, который осуществляют специальные структурные подразделения самих банков или специализированные организации (к таким можно отнести ассоциации банков) [GR и лоббизм: теория и технологии, 2015, с. 137].
Лоббизм - категория неоднозначная, однако наиболее общим понятием целесообразно признать следующее: это деятельность, направленная на принятие решений представителями государственной власти в целях удовлетворения интересов групп лиц. Она может быть легальной и нелегальной. Банковский лоббизм в современной России можно охарактеризовать как постоянное спланированное лоббирование, имеющее свою стратегию, выражающееся чаще в прямом активном лоббировании, осуществляемом на профессиональной основе. Он относится к отраслевому, финансовому лоббированию, но через
него могут лоббироваться интересы банка не как финансового института, а как крупной корпорации. Он бывает законодательным и исполнительным, чаще - правотворческим.
Список литературы References
1. Адамчук О.А. 2014. Безотзывные вклады пропишутся в кодексе. Газета.Яи. 10 июля 2014. URL: https://www.gazeta.ru/business/2014/07/09/6107985.shtml (дата обращения: 15.01.2018).
Adamchuk O.A. 2014. Bezotzyvnye vklady propishutsya v kodekse. Gazeta.Ru. 10 iyulya 2014. URL: https://www.gazeta.ru/business/2014/07/09/6107985.shtml (data obrashcheniya: 15.01.2018). (in Russian)
2. Багаев B.A. 2016. Запрет на досрочный возврат кредита не прошел экспертизу. Zakon.ru. 8 апреля 2016. URL: https://zakon.ru/discussion/2016/04/18/zapret_na_dosrochnyj_vozvrat_kredita _ne_proshel_ekspertizu_sovet_po_kodifikacii_zhestko_raskritikov (дата обращения: 17.08.2018).
Bagaev V.A. 2016. Zapret na dosrochnyy vozvrat kredita ne proshel ekspertizu. Zakon.ru. 8 April
2016. URL: https://zakon.ru/discussion/2016/04/18/zapret_na_dosrochnyj_vozvrat_kredita_ne_proshel _ekspertizu_sovet_po_kodifikacii_zhestko_raskritikov (data obrashcheniya: 17.08.2018). (in Russian)
3. Багаев B.A. 2016. Реформа Гражданского кодекса дошла до финансовых сделок. Zakon.ru. 17 ноября 2016. URL: https://zakon.ru/blog/2016/11/17/reforma_grazhdanskogo_kodeksa_ doshla_do_finansovyh_sdelok__proekt_rekomendovali_prinyat_vo_vtorom_ch (дата обращения: 17.08.2018.).
Bagaev V.A. 2016. Reforma Grazhdanskogo kodeksa doshla do finansovykh sdelok. Zakon.ru. 17 November 2016. URL: https://zakon.ru/blog/2016/11/17/reforma_grazhdanskogo_kodeksa_doshla_
do_finansovyh_sdelok_proekt_rekomendovali_prinyat_vo_vtorom_ch (data obrashcheniya:
17.08.2018). (in Russian)
4. Банковское лобби: какие операции компаний попадут под подозрение. Право.ру. 20 апреля 2016. URL: https://pravo.ru/news/view/128317 (дата обращения: 17.08.2018).
Bankovskoe lobbi: kakie operacii kompanij popadut pod podozrenie. Pravo.ru. 20 April 2016. URL: https://pravo.ru/news/view/128317 (data obrashcheniya: 17.08.2018). (in Russian)
5. Банковское лобби рухнуло: расплачиваться по кредитам станет проще. MK.ru. 13 октября 2017. URL: https://www.mk.ru/economics/2017/10/13/bankovskoe-lobbi-rukhnulo-rasplachivatsya-po-kreditam-stanet-proshhe.html (дата обращения: 17.08.2018).
Bankovskoe lobbi ruhnulo: rasplachivat'sja po kreditam stanet proshhe. MK.ru. 13 October 2017. URL: https://www.mk.ru/economics/2017/10/13/bankovskoe-lobbi-rukhnulo-rasplachivatsya-po-
kreditam-stanet-proshhe.html (data obrashcheniya: 17.08.2018). (in Russian)
6. Дементьева К., Локшина Ю., Полякова Ю. 2017. ЦБ поделится с банками лоббистом. Коммерсантъ. 19 июля 2017. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3360758 (дата обращения: 18.08. 2018).
Dement'eva K., Lokshina Ju., Poljakova Ju. 2017. CB podelitsja s bankami lobbistom. Kommer-sant". 19 July 2017. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3360758 (data obrashcheniya: 18.08.2018). (in Russian)
7. Добрынина О.В. 2017. Как банковское лобби влияет на рынок недвижимости. DP.RU. 27 октября 2017. URL: https://www.dp.ru/a/2017/10/27/Kak_bankovskoe_lobbi_vlija (дата обращения: 17.08.2018).
Dobrynina O.V. 2017. Kak bankovskoe lobbi vlijaet na rynok nedvizhimosti. DP.RU. 27 October
2017. URL: https://www.dp.ru/a/2017/10/27/Kak_bankovskoe_lobbi_vlij (data obrashcheniya: 17.08.2018). (in Russian)
8. Изъятие жилья признали негодным способом борьбы с алиментщиками. Взгляд: деловая газета. 31 января 2017. URL: https://vz.ru/society/2017/1/31/855857.html (дата обращения: 19.08.2018).
Iz"yatie zhil'ja priznali negodnym sposobom bor'by s alimentshhikami. Vzgljad: delovaja gazeta. 31 January 2017. URL: https://vz.ru/society/2017/1/31/855857.html (data obrashcheniya: 19.08.2018). (in Russian)
9. Кодекс этических принципов банковского дела. Одобрен XIX Съездом Ассоциации российских банков 2 апреля 2008. URL: https://arb.ru/arb/code (дата обращения: 20.08.2018).
Kodeks jeticheskih principov bankovskogo dela. Odobren XIX S'ezdom Associacii rossijskih bankov 2 April 2008. URL: https://arb.ru/arb/code (data obrashcheniya: 20.08.2018). (in Russian)
10. Лепехин В.А. 1998. Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования. Полис. 4: 119-121.
Lepehin V.A. 1998. Lobbizm v Rossii i problemy ego pravovogo regulirovanija. Polis. 4: 119-121. (in Russian)
11. Локшина Ю., Полякова Ю. 2017. Взнос по ветру. Крупнейшие банки покидают АРБ и ищут новую площадку для лоббизма. Коммерсантъ. 18 июля 2017. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3359979 (дата обращения: 18.08.2018).
Lokshina Ju., Poljakova Ju. 2017. Vznos po vetru. Krupnejshie banki pokidajut ARB i ishhut novuju ploshhadku dlja lobbizma. Kommersant". 18 July 2017. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3359979 (data obrashcheniya: 18.08.2018). (in Russian)
12. Любимов А.П. 2005. История лоббизма в России. М., Фонд «Либеральная миссия», 208.
Ljubimov A.P. 2005. Istorija lobbizma v Rossii. M., Fond «LiberaTnaja missija», 208. (in Russian)
13. Малько А.В. 1994. Лоббизм. Общественные науки и современность. 4:58-65.
Mal'ko A.V. 1994. Lobbizm. Obshhestvennye nauki i sovremennost'. 4: 58-65. (in Russian)
14. Меньшенина Н.Н., Пантелеева М.В. 2016. Лоббизм: курс лекций. Екатеринбург, Изд-во Урал. ун-та, 136.
Men'shenina N.N., Panteleeva M.V. 2016. Lobbizm: kurs lekcij. Ekaterinburg, Izd-vo Ural. un-ta, 136. (in Russian)
15. Михеева А., Божко М. 2017. Лоббисты собирают козыри. РБК. 02 ноября 2017. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2017/11/03/59fb17d99a79471dd1e7a163 (дата обращения: 18.08.2018).
Miheeva A., Bozhko M. 2017. Lobbisty sobirajut kozyri. RBK. 02 November 2017. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2017/11/03/59fb17d99a79471dd1e7a163 (data obrashcheniya: 18.08.2018). (in Russian)
16. Морозов О.А. 2017. Продвижение интересов компании в органах государственной власти: учебно-практическое пособие. СПб., ВШТЭ СПбГУПТД, 107.
Morozov O.A. 2017. Prodvizhenie interesov kompanii v organah gosudarstvennoj vlasti: uchebno-prakticheskoe posobie. SPb., VShTJe SPbGUPTD, 107. (in Russian)
17. Перегудов С.П., Уткин А.И., Костяев С.С. 2009. Лоббизм российского бизнеса в США и ЕС: эволюция и перспективы. М., ИСКРАН, 66.
Peregudov S. P., Utkin A. I., Kostjaev S. S. 2009. Lobbizm rossijskogo biznesa v SShA i ES: jevoljucija i perspektivy. M., ISKRAN, 66. (in Russian)
18. Симонов Н.С. 2016. Очерки истории банковской системы России. 1988-2013 гг. М., Русский фонд содействия образованию и науке, 480.
Simonov N.S. 2016. Ocherki istorii bankovskoj sistemy Rossii. 1988-2013 gg. M., Russkij fond sodejstvija obrazovaniju i nauke, 480. (in Russian)
19. Словарь иностранных слов. М., 1988, Русский язык, 624.
Slovar' inostrannyh slov. M., 1988, Russkij yazyk, 624. (in Russian)
20. Субочев B.V. 2014. Лоббизм в России: природа, специфика, проблемы правового регулирования. Право и управление. XXI век. 2 (31): 28-36.
Subochev V.V. Lobbying in Russia: essence, specificity, legal regulation issues. Pravo i uprav-lenie. XXI vek. 2 (31): 28-36. (in Russian)
21. Толстых П.А. 2012. Лоббизм как коррупционная технология. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. В 2-х ч. Ч. II. Тамбов: Грамота. 6 (20): 205-214.
Tolstykh P. Lobbyism as corruption technology. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i ju-ridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. V 2-h ch. Ch. II. Tambov: Gramota, 2012. 6 (20): 205-214. (in Russian)
22. Толстых П.А. 2006. Практика лоббизма в Государственной Думе ФС РФ: структура, технологии, перспективы легитимизации: автореф. дисс. ... канд. полит. наук. М., 26.
Tolstykh P.A. 2006. Praktika lobbizma v Gosudarstvennoj Dume FS RF: struktura, tehnologii, perspektivy legitimizacii: avtoref. diss. ... kand. polit. nauk. M., 26. (in Russian)
23. Шапкин И.Н., Лаптева Е.В. 2014. Законодательная деятельность банковских ассоциаций РФ и проблема лоббизма. Актуальные проблемы российского права. 9 (46): 1924-1929.
Shapkin I.N., Lapteva E.V. 2014. Zakonodatel'naya deyatel'nost' bankovskih associacij RF i problema lobbizma. Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 9 (46): 1924-1929. (in Russian)
24. Шестопал О., Дементьева С. 2013. Кредитам простили проценты. Коммерсантъ. 14 ноября 2013. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2342794 (дата обращения: 17.08.2018).
Shestopal O., Dement'eva S. 2013. Kreditam prostili procenty. Kommersant". 14 November 2013. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2342794 (data obrashcheniya: 17.08.2018). (in Russian)
25. Это неплохо организованный лоббизм: интервью с А. Л. Маковским, зам. председателя Совета по кодификации, интервью взяла О. Плешанова. Zakon.ru. 2 августа 2011. URL: https://zakon.rU/discussion/2011/8/2/eto_neploxo_organizovannyj_lobbizm (дата обращения: 15.01.2018).
Ehto neploho organizovannyj lobbizm: interv'ju s A.L. Makovskim, zam. predsedatelja Soveta po kodifikacii, interv'ju vzjala O. Pleshanova. Zakon.ru. 2 August 2011. URL: https://zakon.ru/discussion/2011/8/2/eto_neploxo_organizovannyj_lobbizm (data obrashcheniya: 15.01.2018). (in Russian)
26. Юшкевич А. 2017. Застройщики считают закон о компфонде дольщиков результатом банковского лобби. НЕДВИЖИМОСТЬ&ЦЕНЫ. 31 июля 2017. URL: https://dmrealty.ru/news/zastroyshchiki-schitayut-zakon-o-kompfonde-dolshchikov-rezultatom-bankovskogo-lobbi (дата обращения: 17.08.2018).
Jushkevich A. 2017. Zastrojshhiki schitajut zakon o kompfonde dol'shhikov rezul'tatom bankovskogo lobbi. NEDVIZhIMOST''&CENY. 31 July 2017. URL: https://dmrealty.ru/news/zastroyshchiki-schitayut-zakon-o-kompfonde-dolshchikov-rezultatom-bankovskogo-lobbi (data obrashcheniya: 17.08.2018). (in Russian)
27. GR и лоббизм: теория и технологии: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. В.А. Ачкасовой, И.Е. Минтусова, О.Г. Филатовой. М, Издательство Юрайт, 2015,315.
GR i lobbizm: teoriya i tekhnologii: uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury / pod red. V.A. Achkasovoy, I.E. Mintusova, O.G. Filatovoy. M, Izdatel'stvo Yurayt, 2015, 315. (in Russian)
28. Российский профессиональный портал о лоббизме и GR. URL: http://lobbying.ru (дата обращения: 20.08.2018).
Rossiyskiy professional'nyy portal o lobbizme i GR. URL: http://lobbying.ru (data obrashcheniya: 17.08.2018). (in Russian)
29. Miller Ch., 2000. Politico's Guide to Political Lobbying, London: Politico's.
30. Miller D., Dinan W. 2008. Corridors of Power: Lobbying in the UK. URL: https://journals.openedition.org/osb/409 (accessed 20.08.2018)
31. Political Lobbying Principles. URL: https://en.bankenverband.de/tasks/political-lobbying-principles (accessed 20.08.2018).
32. Souza C., Dale I. 1999. Directory of Political Lobbying 1999-2000, Politico's Publishing, London.
33. Thomson S., John S. 2007. Public affairs in practice: A Practical Guide to Lobbying. London and Philadelphia, Kogan Page, 169.
34. Zetter L. 2008. Lobbying. The Art of Political Persuasion. Great Britain, Athenaeum Press Limited, Tyne & Wear.