Научная статья на тему 'Теоретико-правовой анализ понятий "право наций" и "право народов" на самоопределение'

Теоретико-правовой анализ понятий "право наций" и "право народов" на самоопределение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
281
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИЯ / НАРОД / ЭТНОС / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НАЦИЙ / ДИАЛЕКТИКА НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ЭТНИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ НАЦИИ / ЭТНОПСИХОЛОГИЯ / ТИТУЛЬНАЯ НАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аюпова Зауре Каримовна, Кусаинов Дауренбек Умирбекович

В данной статье проводится теоретико-правовой анализ понятий «нация», «народ» и раскрываются смысл и содержание проблем самоопределения наций, а также особенности законодательного обеспечения прав и свобод в полиэтническом государстве. Кроме того, авторы показывают некоторые направления и состояние данной проблемы в мировом сообществе на современном этапе развития этносов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-правовой анализ понятий "право наций" и "право народов" на самоопределение»

Аюпова Зауре Каримовна,

доктор юридических наук, профессор кафедры международного права факультета международных отношений Казахского национального университета им. аль-Фараби

Кусаинов Дауренбек Умирбекович,

доктор философских наук, профессор кафедры социо-гуманитарных

дисциплин Казахского национального педагогического университета им. Абая

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «ПРАВО НАЦИЙ» И «ПРАВО НАРОДОВ» НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Исторически сложилось, что Казахстан является полиэтническим государством, где под одним шаныраком живут несколько десятков этносов, и каждый из них наше государство считает своей родиной. Современные этно-политические процессы, происходящие в странах постсоветского пространства, показывают актуальность правового регулирования и законодательного обеспечения доктринальных основ самоопределения наций и народностей.

В теоретико-правовой науке понятие «народ» - это все население данного государства, образующее единую социально-экономическую и политическую общность независимо от деления его на какие-либо национальные общности (в доктрине ряда стран, в том числе Республики Казахстан, употребляется выражение; «многонациональный народ»). Понятие «народ» означает и обособленную от других национально-культурную общность, которая может и не быть связана с территорией государства (в этом случае термин «народ» синонимичен термину «нация»).

В теории права «нация» - это историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют ее признаки. В некоторых случаях синонимом понятия «нация» является «народ» [1, С. 359].

В ходе изучения данных понятий важно отметить, что в Конституциях демократических стран в качестве одной из основ конституционного строя закреплен принцип народного (национального) суверенитета, который предполагает, что первичным источником всей власти в государстве является народ. Он может реализовать свою власть как непосредственно (на референдуме), так и через избранные им (прямо или косвенно) органы - парламент, главу государства, суд и др.

Впервые формула о народе как главном источнике законодательной власти была использована в Конституции США 1787 года. В ее преамбуле говорится: «Мы, народ Соединенных Штатов... вводим и учреждаем настоящую Конституцию...», а далее: «Все законодательные полномочия, сим установленные, вверяются Конгрессу...».

Во Франции «Декларация прав человека и гражданина» 1789 года объявляла источником суверенной власти нацию. В дальнейшем эта формула была воспроизведена многими конституциями в различных вариантах. Постепенно понятие «источник власти монарх» замещается суверенитетом народа или суверенитетом нации [2, С. 176].

К примеру, в Конституции Российской Федерации статья 3 провозглашает народ носителем суверенитета и единственным источником власти. Она предусматривает

несколько форм осуществления этой власти: референдум, выборы через органы государственной власти и органы местного самоуправления [3].

В Конституции Республики Казахстан согласно статье 1 пункта 1 «Единственным источником государственной власти является народ». Пункт 3 данной статьи усиливает норму пункта 1, указывая на то, что «Никто не может присваивать власть в Республике Казахстан. Присвоение власти преследуется по закону. Право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту Республики в пределах его конституционных полномочий» [4]. Эти положения действительно указывают на то, что в конституционном праве понятие «народ» занимает особое место.

Также «народ» является одним из субъектов международного права. В результате закрепления в Уставе ООН принципа «равноправия и самоопределения народа» народ впервые стал общепризнанным субъектом международного права. Ныне закрепляется широкий круг прав народа, обобщаемых в различных конвенционных и декларативных актах.

Вместе с тем, принятого всем международным сообществом понятия «народ» нет. Дискуссии на эту тему идут с XIX века в международно-правовой, этнографической литературе. На основе большинства определений (в доктрине международного права выдвинуто более 100) можно утверждать, что чисто классическом виде народ - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая обособленная общность людей, отличающаяся от остальных единым языком, относительно стабильными особенностями культуры, традиций, обычаев, обрядов, особенностями психологии, а также осознанием своего единства в историческом самоназвании.

Судя по мировой практике, актуальным является осуществление права народов на самоопределение, в том числе тех случаев, когда это проходило под наблюдением ООН [5]. Когда мы говорим о праве наций и народов на самоопределение, то следует иметь в виду, что это право осуществляется в разных формах. В форме федеративного устройства, конфедеративного устройства или в форме политической независимости. В отечественной и зарубежной правовой литературе появилось несколько статей, где говорится о том, что принцип самоопределения противоречит принципу территориальной целостности. На

наш взгляд, никакого противоречия здесь нет. Принцип территориальной целостности как был, так и остается одним из основных принципов международного права.

В международном праве принцип «самоопределения народов» означает, что «все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие» [6].

Когда мы говорим о праве народов и наций на самоопределение, то должны иметь в виду, что речь идет о самоопределении народов не за счет других народов и без ущерба принципам международного права. И это очень важно подчеркнуть. Принцип территориальной целостности спокойно сосуществует с правом народов и наций на самоопределение и не мешает его применению, здесь нет противоречия.

Перечень прав и свобод, провозглашенных в указанных актах, закреплен и гарантирован в Конституциях демократических государств. Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому государству, содержится в международных актах. Всеобщая Декларация прав и свобод человека, принятая ООН в 1948 году состоит из 30 статей. В ней провозглашается, что «все люди рождаются свободными и равными по своему достоинству и правам. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Далее в ней указывается на недопустимость жестокие, унижающие человеческое достоинство, обращение и наказания. В статье 6 Декларации признается право каждого человека на признание его правосубъектности, т.е. предоставления человеку возможности приобретать права и осуществлять обязанности, предусмотренные законодательством [7].

Все права и свободы, перечисленные в Декларации, должны быть реально обеспечены в государстве. Это достигается, прежде всего, принятием и проведением в жизнь разнообразных законодательных актов, закрепляющих их в соответствующей сфере общественных отношений. В числе международных документов о правах человека также следует указать Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию о правах ребенка. Ежедневно в мировом сообществе происходят массовые нарушения прав и свобод человека - это

преступления геноцида, различные способы расовой дискриминации.

Одним из интересных моментов данной проблемы является пока еще малоизученная юристами понятие «коренные народы». В одном из источников «Семинар по вопросу о сборе и обработке данных о коренных народах» (Нью-Йорк, 19-21 января 2004 года) отмечается о том, что коренное население - это коренные общины, народы и нации, сохраняющие историческую преемственность с обществами, которые существовали до вторжения завоевателей и введения колониальной системы и развивались на своих собственных территориях, считающие себя отличающимися от других слоев общества, преобладающих в настоящее время на этих территориях или на части этих территорий. Они составляют слои общества, не являющиеся доминирующими, и хотят сохранить, развивать и передать будущим поколениям территорию своих предков и свою этническую самобытность в качестве основы для продолжения своего существования как народа в соответствии со своими собственными культурными особенностями, социальными институтами и правовыми системами.

Эта историческая преемственность может состоять в сохранении в течение длительного периода, включающего настоящее время, одного или более из следующих факторов:

а) проживание на землях предков или, по крайней мере, части этих земель;

б) общее происхождение с группами, первоначально занимавшими эти земли;

в) общая культура в целом или в смысле некоторых ее конкретных проявлений (таких как религия, племенной образ жизни, принадлежность к определенной общине коренного населения, одежда, средства к существованию, образ жизни и т.д.);

г) язык (используемый как единственный язык, родной язык, обычное средство общения дома или в семье, либо как основной, предпочитаемый, обычный, общий или нормальный язык);

д) проживание в определенных районах страны или определенных регионах мира;

е) прочие относящиеся к делу факторы.

Под лицом, входящим в состав коренного населения, понимается любое лицо, принадлежащее к этому коренному населению по своему самосознанию (сознание принадлежности к группе), признаваемое и принятое этим населением в качестве его члена (признание со стороны группы).

Коренные народы имеют коллективное и индивидуальное право сохранять и развивать свои самобытность и своеобразие. Два термина «коренные народы» и «народы, ведущие племенной образ жизни» используются МОТ (Международной Организацией Труда) потому, что существуют народы, ведущие племенной образ жизни, но не являющиеся «коренными» в прямом смысле этого слова в странах своего проживания, но, тем не менее, живущие в похожих ситуациях - примером могут служить афропроисходящие народы Центральной Америки, ведущие племенной образ жизни.

Если перейти к отечественному законодательству по исследуемому вопросу, то одним из важных является Закон Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» от 14 апреля 1993 года. Благодаря данному закону получили реабилитацию народы, депортированные советскими органами власти в 1930-1940 годы на территорию Казахстана. В статье 3 данного Закона Республики Казахстан указывается о том, что «объявляются реабилитированными все лица, которые по политическим мотивам были подвергнуты изгнанию из страны, удалению из мест проживания или районов обитания (ссылке или высылке), направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду с ограничением свободы...» [8].

Данный Закон Республики Казахстан дал возможность представителям многих национальностей вернуться на свою историческую Родину. В 1990 годы началась большая волна миграции населения депортированного на территорию Казахстана в 1930-1940 годы на историческую Родину. Однако многие, привыкшие жить в условиях современного Казахстана, условиях духовного согласия и толерантности, возвращаются назад в Казахстан.

В настоящее время в нашем государстве создан особый институт, в котором решаются различные проблемы по вопросу права наций и права народов. Закон Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана» от 20 октября 2008 года способствует развитию этнокультурных объединений. Об этом свидетельствует статья 3 данного Закона, указывающая на цель: «Целью Ассамблеиявляетсяобеспечениемежэтнического согласия в Республике Казахстан в процессе формирования казахстанской гражданской идентичности и конкурентоспособной нации на основе казахстанского патриотизма, гражданской и духовно-культурной общности

народа Казахстана при консолидирующей роли казахского народа» [9]. Все это сейчас реализуется в рамках приоритета «Внутриполитическая стабильность и консолидация общества» стратегической государственной программы «Казахстан-2030».

В выступлении Н.А. Назарбаева на XVII сессии Ассамблеи прозвучала следующая статистика: 10 тысяч представителей немецкой национальности, 50 тысяч русской национальности и др. снова вернулись в Казахстан [10].

Таким образом, теоретический анализ понятий «право наций», «право народов» можно рассматривать в правовом аспекте в курсе «Теории права», «Конституционного права», «Международного права», а также «Всеобщей истории государства и права», «Истории государства и права Республики Казахстан». Интересным моментом является поиск и выявление объекта исследования, в результате чего, главным образом, к объекту исследования мы относим понятия «народ» и «нация» в широком и узком смысле, «коренные народы», «депортированные народы», «оралманы» и др. В настоящее время Республика Казахстан, создав государственно-правовой институт Ассамблея народа Казахстана, является ярким примером практической реализации права наций и права народов на экономическую, политическую и социальную стабильность и процветание. Представители 140 национальностей и национально-этнических групп имеют уникальную возможность на сохранение своей полиэтничности, национальной культуры, языка и традиций.

Ассамблея народа Казахстана за период своего существования с 1995 года стала авторитетным органом. Создав Ассамблею, Казахстан нашел собственный путь к национальному единству. Возможно, именно нашей стране предначертано стать центром нового мироздания, нового типа отношений междуэтносами, между конфе ссиями. Ассамблея народа Казахстана, являясь одной из активных составляющих казахстанского общества, наполняется необходимой жизненной энергией, придает подвижность и глубоко демократичное содержание своей деятельности. Роль Ассамблеи миротворческая, созидательная и прогрессивная, на не дискриминационной основе обеспечивает доступ гражданских инициатив к политической системе государства, к ее реформированию и совершенствованию. Она является одним из основополагающих условий функционирования современного казахстанского общества, раскрывает его глубинную суть - взаимопонимание людей разных национальностей реально наполняет суверенитет Казахстана долгосрочным и прогрессивным приоритетом «Наше единство -в нашем многообразии».

Таким образом, вся деятельность нашего государства в области этнополитики направлена на то, чтобы демократические конституционные нормы стали единственно возможными и естественными нормами нашей повседневной жизни. Поэтому основой национального единства казахстанцев стала общая ответственность за судьбу Родины.

Список литературы

1. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. - Т. 4. М.: Мысль, 1984. - 832 с.

2. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. - М.: Юрид.лит, 2013. - 256 с.

3. Конституция Российской Федерации // www.constitution.ru/10003000/10003000-5.htm

4. Конституция Республики Казахстан, принятая на республиканском референдуме от 30 августа 1995 года, (с изменениями и дополнениями от 02.02.2011 г.) // Информационная система «Параграф», 2013.

5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml

6. Копенгагенское совещание Конвенции по человеческому измерению СБСЕ (1990 год) // www. oscepa.org/.../2463-osce-copenhagen-document-1990-rus

7. Всеобщая Декларация прав человека //www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr. shtml

8. Закон РК «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» от 14 апреля 1993 года // u.government.kz/docs/z932200_20010119.htm

9. Закон Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана» от 20 октября 2008 года, (с изменениями и дополнениями от 14.06.2010 г.) // Информационная система «Параграф», 2013.

10. Выступление Н.А. Назарбаева на XVII сессии Ассамблеи народа Казахстана // Информационная система «Параграф», 2014.

Бул мацаланыц авторлары «улт», «хальщ» mYciniKmepiniц маяi мен мацызына цуцыцтыц-теориялъщ талдаулар жасалган. Сонымен щатар улттардыц 03in-03i аныщтау маселелерШц щазгргг epeкшeлiкmepiнiц шк мазмунын аша отырып eлiмiздeгi полиэтносты мeмлeкemmi цалыптастырудыц, азаматтардыц epкiндiкmepi мен цуцыцтарын сацтаудыц зацнамалыц нeгiздepiн кврсеткен. Сол сияцты авторлар бул маселеш алемдт кeцicmiкmeгi epeкшeлiкmepi мен этностардыц даму болашагы барысында царастырган.

Ty^h свздер: улт, халыц, этнос, улттыц взiн-взi аныцтауы, улттыц цатынастар диалекти-касы, этникалыц жад, этникалыц мадениет, улттыц адет-гурыптары мен дacmYpлepi, этнопсихология, титулдыц улт.

В данной статье проводится теоретико-правовой анализ понятий «нация», «народ» и раскрываются смысл и содержание проблем самоопределения наций, а также особенности законодательного обеспечения прав и свобод в полиэтническом государстве. Кроме того, авторы показывают некоторые направления и состояние данной проблемы в мировом сообществе на современном этапе развития этносов.

Ключевые слова: нация, народ, этнос, самоопределение наций, диалектика национальных отношений, этническая память, этническая культура, обычаи и традиции нации, этнопсихология, титульная нация.

In this article the theoretical and legal analysis of the concepts of "nation", "people" was held, and reveals the meaning and content of the problems ofself-determination ofnations, as well as the peculiarities of the legal supplement of the rights and freedoms in a multi-ethnic state. Besides, the authors show some directions and the situation of this problem in the international community at the present stage of the development of ethnic groups.

Keywords: nation, people, ethnicity, national self-determination, the dialectic of ethnic relations, ethnic memory, ethnic culture, customs and traditions of the nation, ethnic psychology, the titular nation.

Зэуре Кэр!мк;ызы Аюпова,

Эл-Фараби атындагы Казац улттыц университет Халыцаралыц цатынастар факультет Халыцаралыц ц^цыц кафедрасыныц профессоры, з.г.д.

Дэуренбек вм!рбек¥лы ^усайынов,

Абай атындагы Казац улттыц педагогикалыц университет Элеуметпк гуманитарлыц пэндер кафедрасыныц профессоры, филос.гыл.докт.

0зш-eзi билеуге орай «улт кукы^ы» мен «халыктар к^кы^ы» ^ымдарын теориялык-кукыктык талдау

Аюпова Зауре Каримовна,

профессор кафедры международного права факультета международных отношений Казахского национального университета им. аль-Фараби, д.ю.н.

Кусаинов Дауренбек Умирбекович,

профессор кафедры социо-гуманитарных дисциплин Казахского национального педагогического университета им. Абая, докт.филос.наук

Теоретико-правовой анализ понятий «право наций» и «право народов» на самоопределение

Aiupova Zaure Karimovna,

Professor of the department of International Law of the Faculty of International Relations of Kazakh National University named of Al-Farabi, d.j.s. Kusainov Daurenbek Umirbekovich,

Professor of the Department of socio-humanitarian disciplines of the Kazakh National Pedagogical University named of Abay, d.filos.s.

Theoretical and legal analysis of the definitions "right of the nations" and "right of the people" on the self - determination

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.