8
№ 1 (37) 2015 ж. Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы
Аюпова Зауре Каримовна,
доктор юридических наук, профессор кафедры международного права факультета международных отношений Казахского национального университета им. аль-Фараби
Кусаинов Дауренбек Умирбекович,
доктор философских наук, профессор кафедры социо-гуманитарных
дисциплин Казахского национального педагогического университета им. Абая
К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ СУВЕРЕНИТЕТА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Конституция Республики Казахстан 1995 года, основываясь на преемственности правовых принципов, декларированных в Конституции 1993 года, провозгласила Казахстан суверенным, унитарным, демократическим, правовым, светским, социальным государством. С юридической точки зрения сделан важный шаг на пути становления гражданского общества. Однако, объективная реальность ставит множество вопросов, связанных как с развитием казахстанской государственности и легитимацией ее характера и формы, так и с формированием нового общественно-политического и социально-экономического пространства. Одним из них является проблема суверенитета, которая касается не только Казахстана, но и всего посттоталитарного пространства.
В свое время Аристотель отмечал, что государство - это совокупность граждан, а государственное устройство - организация властей, особенно, высшей власти [1, С.444]. Действительно, сущность государства определяется, наличием государственной власти. Государственная власть же есть совокупность государственных органов, которые осуществляют определенные функции на основании собственных законов этой государственной власти, в первую очередь, высшего их проявления - Конституции.
Подобным образом появляется реальная основа для образования качественно упорядоченного государственного строя.
Как известно, идея суверенитета имеет многовековую историю. Согласно определению французского социолога, мыслителя и правоведа Ж. Бодена, впервые в XVI в. сформулировавшего это понятие как главного и существенного признака государства, суверенитет - это «абсолютная и постоянная власть государства, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными» [2, С.304]. Ж. Боден рассматривал суверенитет как сконцентрированное выражение воли верховного правителя, то есть концепт «суверенитет» первоначально был связан с божественным правом монархов.
В течение последующих веков понятие суверенитета эволюционировало от суверенитета личности верховного правителя во власть государства, в безусловную прерогативу народа, нации, личности и самого права. Исторически выработанные принципы обеспечения суверенитета, испытанные многовековым опытом, есть не что иное, как юридические закономерности. Но смысл юридической нормы суверенитета в фиксации промежуточных государственных форм, в содействии их дальнейшему последовательному развитию. С данных позиций, применительно к новым государственно-правовым образованиям,
теория суверенитета нуждается в более глубокой теоретической разработке, причем в аспекте выработки именно новой, отличной от тоталитарной традиции подхода к национальному, народному и государственному суверенитету. Восстановление правовой основы казахстанской государственности включает процесс теоретико-правового и практического осмысления теории суверенитета. Только в такой перспективе, думается, возможно, формирование правосознания, необходимого для цивилизованных правоотношений.
Понятие суверенитета имеет очень широкое толкование, дающее возможность принимать множество его дефиниций. В советской юриспруденции данная категория, так или иначе, рассматривалась как свойство государственной власти; как имеющий исключительно классовый характер признак государственной власти.
Такая методологическая база, взявшая за основу классовый подход, исключала возможность объективного анализа юридической природы категории «суверенитет». Прежде всего, следует отметить, что суверенитет состоит из трех, тесно взаимосвязанных между собой категориальных понятий: суверенитет государства (государственный суверенитет); суверенитет нации (национальный суверенитет); суверенитет народа (народный суверенитет) [3, С.596].
Существует множество определений государственного суверенитета. В современных условиях единое понимание государственного суверенитета предполагает, прежде всего, независимость государства, которую Ж. Боден считал одним из основополагающих признаков государства. В данном контексте, субстанция государства - в ее независимости, которая основана на правовом императиве, в данном случае на суверенитете права. Во внешней политике это - признание международным сообществом данного правительства, следовательно, данного государства, как юридически равного партнера. Вместе с тем, государственный суверенитет не только независимость и свобода от внешних посягательств, но и суверенное управление и осуществление функций верховной власти внутри государства.
Сущность внутреннего суверенитета государства предполагает единство трех ветвей государственной власти. Еще Гегель выступал за такое органическое единство различных властей, при котором три ветви власти являются частями одного целого - государственного суверенитета.
Государственный суверенитет сам по себе недостаточен, если он не станет источником воли народа. В данном контексте государственный суверенитет Казахстана предполагает:
• во-первых, верховенство воли народа;
• во-вторых, верховенство государственной власти;
• в-третьих, равенство граждан перед законом независимо от национальности и убеждения;
• в-четвертых, верховенство права.
Государственный суверенитет тесно связан
с национальным суверенитетом, который определяется реальной возможностью нации определять характер своей национальной жизни. Противоречие между национальным суверенитетом и государственным суверенитетом реально имеет место, но нельзя разрешить его, признавая абсолютный приоритет лишь одного из них. И государственный суверенитет, и национальный суверенитет паритетны. Но последнее заключается, как правило, в трех требованиях: право на свободное культурное развитие; право на территорию; право на государственность.
Именно здесь проявляется основное противоречие между государственным суверенитетом и правом на самоопределение. Последнее, по мнению некоторых ученых, не абсолютно тождественно национальному суверенитету. В действительности, они представляют разные, но смежные общественные явления. В Казахстане права личности и права национальностей, на свободный выбор языка, форму творческого саморазвития и свободное развитие своей культуры закреплены на конституционной основе. Относительно двух последних право-требований, то их положительное решение зиждется на основополагающих принципах международного права.
Трактуя положения о самоопределении, следует исходить из приоритета основных международных правовых документов. В частности, Декларация о принципах международного права, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 года, прокламирует, что способами реализации права на самоопределе---ние являются создание суверенного государства, присоединение к государству или объединение с ним [4, С.115]. Говоря иначе, вопрос о праве на самоопределение лежит в иной плоскости, и он не должен противоречить территориальной целостности государства. Согласно теоретических посылов гегелевской философии, «действительность государства заключается в
№ 1 (37) 2015 ж Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы
том, что интерес целого реализуется, распадаясь на особенные цели. Действительность всегда есть единство всеобщности и особенности, разложенность всеобщности на особенности, которые представляются самостоятельными, хотя они носимы и хранимы лишь внутри целого» [5, С.305].
Уместно заметить, когда речь идет о суверенитете и праве на самоопределение, необходимо четко обозначить, что право на самоопределение - это еще не суверенитет. Суверенитет - независимое осуществление государственной власти. По сути, он предполагает конституционное закрепление принципа целостности национально-государственного образования.
Беря во внимание многообразие и разность интересов, порой противоположных, идея суверенитета является центральной по отношению к народу. Демократия есть народовластие. Как политико-правовая парадигма, она означает суверенитет народа. Именно народ является высшей и законченной формой легитимации суверенитета государства. Следовательно, в условиях полиэтнической общности Казахстана национальный суверенитет органически взаимосвязан с народным суверенитетом. «Суверенитет нации является основой для суверенитета народа, сложившегося на определенной исторической территории и составляющего основу того или иного общества, вследствие свободного самоопределения которого и устанавливается тот или иной политический характер государственности...» [6, С.519].
Хотя для Гегеля, обращавшего свое внимание на суверенитет наследственной конституционной монархии, которой неприемлема сама идея демократического народного суверенитета, о народном суверенитете «...можно говорить лишь в том смысле, что народ вообще является по отношению к внешнему миру самостоятельным и составляет собственное государство...» [5, С.306].
Таким образом, в основе государственного суверенитета лежит признание народного суверенитета. Народ, как «единственный источник государственной власти» осуществляет власть через систему государственных органов. Следовательно, выбор и проведение системы правления тоже зависит от воли народа. В данном прочтении, государственный суверенитет Казахстана предполагает суверенную государственную власть, состоящую из
различных ветвей власти. Соотношение данных ветвей государственной власти как раз и определяет характер установленной системы правления.
По Гегелю, суверенитет государства, сущность которого во взаимозависимости и взаимоподчиненности различных властей государственному единству, содержащих общий результат деятельности отдельных государственных властей и особых сфер государственной власти. Это как раз и есть «суверенитет, направленный вовнутрь». Системы правления выступают определяющим фактором единства государственной власти и разделенности лишь властных функций государственных органов. Гегель резко выступает против упрощенного понимания принципа разделения власти. «Власти в государстве, - пишет он, - должны, в самом деле, быть различены, но каждая должна в самой себе образовать целое и содержать в себе другие моменты» [5, С.307].
Таким образом, основными государственно-правовыми институтами суверенитета выступают народное представительство, глава государства, публичные права граждан и непосредственная демократия, посредством которых определяются порядок организации органов государственной власти, выступающих от имени источника государственного суверенитета - народа, - система правления тоже является институтом суверенитета. Другими словами, говоря о существующей системе правления в Казахстане нельзя не учитывать ту юридическую закономерность, согласно которой именно суверенитет, как свойство государственной власти, объективно детерминирует ее политико-правовую природу. Суверенитет по своей природе един и неделим.
В заключение отметим, что существовавшая в Казахстане реальная система власти объективно не может рассматриваться как рационально обусловленная система правления, закрепление которой было положено Декларацией о государственном суверенитете Казахской ССР. Декларация о государственном суверенитете Казахстана по существу была провозглашением внутреннего суверенитета, осуществляемого от имени всего населения республики. Декларацию «О государственной независимости Республики Казахстан» можно считать формой внешнего самоопределения Казахстана и основой принятия новой Конституции 1995 года.
Список литературы
1. Аристотель. Сочинения в четырех томах. - М.: Наука. - Т.4. - 1993. - 617 с.
2. Боден Ж. Шесть книг о государстве // Антология мировой политической мысли. В 5 т. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. - М.: Мысль. - Т. 1. - 1997. -492 с.
3. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских.- М.: ИНФРА-М, 2009. - 721 с.
4. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (извлечения). - Казань: Книжный дом, 2008. - 7 с.
5. Гегель Г.Ф. Философия права. - М.: Мысль, 1990. - 387 с.
6. Бурачос. Суверенитет // 50/50. Опыт словаря нового мышления. - М.: Прогресс, 2007. - 547 с.
Бул мащалада билж ЖYйесiнiц ue8i3i болып есептелет1н тэуелаздт теориясыныц зацдъщ нег1здер1не талдау жасалган. Мемлекеттж тэуелЫздж, улттыщ тэуелЫздж жэне халыщтыщ тэуел^дт mYcrniKmepi мущият зерттелген. ¥лттыц взiн-взi аныщтау щущыгы мэселес щазiргi замангы халыщаралыщ щатынастардын ец 03eKmi мэселелерШц 6ipi болып eceпmeлeдi, сондыщтанда бул мэселе халыщаралыщ щауымдастыщты ондаган жылдар бойы мазалауда. ¥лттардыц e3i^e3i аныщтау принципин ЖYзeгe асыру эрщашанда халыщаралыщ щущыщтардыц нормаларын сащтау барысында жасалуы керек, нащтыращ айтканда, эр елдщ территориялыщ бYmiндiгiн, мемлекеттщ саяси бipлiгiн сащтау керек.
ТYйiн свздер: тэуелаздт, билж ЖYйeci, унитарлыщ мемлекет, азаматтыщ щогам, билжтщ тармащталуы, Цазащстан мeмлeкemmiгi, e3^-e3i аныщтау щущыгы.
В данной статье проведен анализ теории суверенитета как юридической основы закрепления системы правления. Обстоятельно изучены государственный суверенитет, национальный суверенитет и народный суверенитет. Вопрос о праве наций и народов на самоопределение является одним из самых острых вопросов международной жизни, который волнует международное сообщество на протяжении не одного десятка лет. Реализация принципа права народов на самоопределение должна рассматриваться в контексте со всеми принципами международного права, в частности, не нарушать территориальную целостность и политическое единство государства.
Ключевые слова: суверенитет, система правления, унитарное государство, гражданское общество, разделение властей, казахстанская государственность, право на самоопределение.
In his article has been analyzed the theory of sovereignty as a legal basis for fixing the system of government. Very carefully were studied the state sovereignty, national sovereignty and people's sovereignty. The question of the right of nations and peoples to self-determination is one of the most important in the international law; its embarrassed the international community for many years. The implementation of the principle of the right of peoples to self-determination should be considered in the context of all the principles of international law, in particular, does not violate the territorial integrity and political unity of the state.
Keywords: sovereignty, system of government, Unitarian state, civil society, the separation ofpowers, Kazakhstan's statehood, the right to self-determination.
Зэуре Кэр!мк;ызы Аюпова,
Эл-Фараби атындагы Казак ^лттьщ университет Хальщаральщ катынастар факультет Хальщаральщ к¥кьщ кафедрасыныц профессоры, з.гд. Дэуренбек вм!рбек¥лы К^сайынов,
Абай атындагы Казак ^лттьщ педагогикальщ университет Элеуметпк гуманитарльщ пэндер кафедрасыныц профессоры, филос.гылдокт.
№ 1 (37) 2015 ж Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы
^азакстан РеспубликасындаFы тэуелазджтщ конституциялык-к^кыктын; негiздерi туралы мэселесше
Аюпова Зауре Каримовна,
профессор кафедры международного права факультета международных отношений Казахского национального университета им. аль-Фараби, д.ю.н.
Кусаинов Дауренбек Умирбекович,
профессор кафедры социо-гуманитарных дисциплин Казахского национального педагогического университета им. Абая, докт.филос.наук
К вопросу о конституционно-правовых основах суверенитета в Республике Казахстан
Aiupova Zaure Karimovna,
Professor of the department of International Law of the Faculty of International Relations of Kazakh National University named of Al-Farabi, d.j.s.
Kusainov Daurenbek Umirbekovich,
Professor of the Department of socio-humanitarian disciplines of the Kazakh National Pedagogical University named of Abay, d.filos.s.
On the question of the constitutional and legal basis of the sovereignty of the Republic of Kazakhstan