Научная статья на тему 'Фундаментальные ценности Конституции'

Фундаментальные ценности Конституции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
691
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конституция / Основной Закон / конституционные ценности / народовластие / народный суверенитет / права и свободы человека / конституционная реформа. / Constitution / Basic Law / constitutional values / democracy / folk sovereignty / human rights and freedoms / constitutional reform

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Идрисов Алмас Абылаевич

В центре внимания данной статьи находятся принципы и ценности, заложенные в Конституции. Это ценности верховенства права, свободы, демократии, справедливости, которые являются для нас фундаментальными и первостепенными. Определяя Конституцию как искусство доброго и справедливого, автор подчеркивает тот огромный созидательный потенциал, который заложен в Основном Законе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamental values of the constitution

In the focus of this article are the principles and values enshrined in the Constitution. These are the values of the rule of law, freedom, democracy, justice, which are fundamental and primary for us. Defined by the Constitution as the art of kind and just the author emphasizes the enormous creative potential that lies in the Basic Law.

Текст научной работы на тему «Фундаментальные ценности Конституции»

Идрисов Алмас Абылаевич,

доктор права, Казахский университет экономики, финансов и международной торговли (г. Астана)

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ КОНСТИТУЦИИ

Конституция имеет огромное значение в жизни всякого общества, занимает особое место во всей правовой системе, что в свете празднования двадцатилетия Конституции Республики Казахстан вызывает необходимость ее всестороннего исследования и осмысления.

Принятие главного политико-правового документа страны стало поворотным событием в истории Казахстана и ознаменовало начало перехода к принципиально новому этапу развития страны. Это этап когда такие ценности Конституции как ценности верховенства права, свободы, демократии, справедливости являются и остаются для нас фундаментальными и первостепенными.

Конституция сегодня не только определяет основные правила и нормы нашей жизни, но и является, по сути, главным документом, задающим стратегические векторы развития Казахстана.

Так, в статье 1 Конституции закреплено, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы [1]. В ряде своих решений Конституционный Совет разъяснил, что эти положения означают намерение Казахстана развиваться как государство, которое берет на себя обязательство по их реализации адекватно его возможностям.

Мне бы хотелось остановиться на том, что в Конституции Республики Казахстан указывается, что единственным источником государственной власти является народ. Это означает, что Казахстан провозглашается государством народовластия или, иначе говоря, демократическим государством.

Признанием народа в качестве верховного носителя всей власти является выражение народного суверенитета, означающего, что

народ, осуществляет свою власть самостоятельно и независимо, используя ее исключительно в своих интересах. Это является основой единства, верховенства и независимости государственной власти, которые образуют иммунитет государства. Именно принцип народного суверенитета наполняет реальным содержанием институт иммунитета государства. Данные характеристики государственной власти проявляются, прежде всего, в межгосударственных отношениях и означают внешнеполитическую и внутриполитическую самостоятельность государства, неподчиненность другому государству и его юрисдикции.

Вместе с тем можно вспомнить постановление Конституционного Совета, в котором обращено внимание на то, что не могут быть признаны в качестве обязательных для Казахстана решения международных организаций и их органов, нарушающие положения пункта 2 статьи 2 и пункта 2 статьи 91 Конституции о том, что суверенитет республики распространяется на всю ее территорию, и о недопустимости изменения установленных Конституцией унитарности и территориальной целостности государства, формы правления [2].

Это позволяет говорить о том, что никто не может присваивать власть в Республике Казахстан, суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию.

Народовластие означает принадлежность всей власти народу, а так же свободное осуществление этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Представление о народе как исходном и конечном пункте легитимации власти является основополагающим в понимании не только иммунитета государства, и демократии.

Само принятие Конституции народом является высшим выражением народного

№ 3 (39) 2015 ж. Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы

суверенитета, иначе говоря, прямой демократии, выступая своего рода общественным договором.

Подтверждением данному тезису является принятие действующей Конституции Республики Казахстан на всенародном референдуме 30 августа 1995 года. При этом принятию основного закона предшествовало широкое обсуждение проекта Конституции населением страны, в котором приняло участие более 3 миллионов человек. В общей сложности состоялось около 33 тысяч коллективных обсуждений проекта, во время обсуждений было внесено почти 30 тысяч предложений и замечаний, а в 55 статей были внесены более 1100 поправок и дополнений. Именно в беспрецедентной народной поддержке, воплощении в жизнь запросов и чаяний населения следует искать глубинные истоки эффективности действия и востребованности Основного Закона.

По этому поводу французский ученый Ж.П. Жакке справедливо отмечает, что «суверенитет покоится в народе, который образует совокупность этих частей суверенитета. Заключая социальный контракт, каждый человек соглашается на объединение с другими членами общества, частью суверенитета которого он обладает» [3, 53].

Концепция народного суверенитета находит свое выражение в том, что народ Казахстана осуществляет свою власть, как непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, так и делегирует осуществление своей власти государственным органам. Таким образом, Конституция условно делит власть народа на прямую (непосредственную) и представительную (делегируемую).

Как показывает мировой опыт, признание (легитимность) государства часто связывается не только с форматом принятия, но и уровнем соблюдения Конституции страны, которая должна базироваться на учете интересов широких слоев населения, демократических принципах организации государственной власти и управления, верховенстве права.

Легитимность государства складывается также тогда, когда каждый гражданин, каждое должностное лицо, включая первые лица государства, соблюдают положения и принципы Конституции. В противном случае это может привести к системным нарушениям прав человека, а иногда и к отбрасыванию даже устоявшихся государств на десятилетия назад, к хаосу, дестабилизации общества и государства.

В этом ключе следует рассматривать

состоявшиеся в стране 26 апреля 2015 года президентские выборы. По данному вопросу высказывались два предложения. Первое -проведение досрочных выборов Президента страны и второе - проведение референдума о продлении полномочий Главы государства. По существу оба предложения были осуществимы и являются высшим проявлением народовластия или демократии.

Однако наиболее корректным, отвечающим строгому следованию Конституции, является проведение выборов, так как есть конституционные нормы, согласно которым президент должен избираться на выборах. И это было справедливо отмечено в обращении главы государства народу Казахстана. Иными словами строгое следование духу и букве Конституции является залогом процветания государства.

Внесение изменений и дополнений в Конституцию три раза с момента ее принятия: в 1998, 2007 и 2011 годах, является еще одним подтверждением того, что Основной Закон, отвечая велению времени, открывает новые горизонты для развития страны.

Например, если взять сферу защиты прав человека, то конституционной реформой 1998 года был учрежден и сейчас функционирует институт присяжных заседателей.

Вопрос об отмене смертной казни достаточно активно обсуждался в Казахстане и конституционная реформа 2007 года установила, что смертная казнь может применяться как исключительная мера наказания лишь за особо тяжкие преступления, совершаемые в военное время, и террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании. То есть изменения, внесенные в статью 15 Конституции, фактически отменили данный вид наказания. Кроме того санкционирование ареста и содержания под стражей претерпело значительные изменения и было передано в компетенцию суда. Для укрепления политической стабильности и межнационального согласия Ассамблея народа Казахстана была наделена конституционно-правовым статусом и получила право делегировать своих представителей в Мажилис и Сенат Парламента согласно установленной квоте.

Стоящая сегодня перед страной амбициозная задача по вхождению Казахстана в число 30 развитых государств мира в новых исторических условиях диктует необходимость в еще одной

6

конституционной реформе, еще одном этапе по внесению новелл и корректив в Основной Закон страны. Этого также требует необходимость выхода на определенные в Стратегии «Казах-стан-2050» рубежи, на достижение поставленных целей, в условиях постоянной изменчивости мировой и региональной конъюнктуры.

Как отмечено в программе 100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ главы государства Н.А. Назарбаева планируемое создание на базе Международного финансового центра «Астана» независимой судебной системы с собственной юрисдикцией, которая будет функционировать на принципах английского права, потребует закрепления особого юридического статуса в Конституции. Отдельные нормы и положения Конституции также не реализовали свой потенциал, не получили своего полноценного развития и потребуют внесения изменений и дополнений. Все это еще раз доказывает, что Конституция, отвечая современным глобальным и внутренним вызовам, не только динамично и поступательно развивается вместе с государством и обществом, но и ускоряет их движение вперед.

Наряду с этим, Конституция Казахстана закрепила такие важные положения как унитарность, территориальную целостность страны, президентскую форму правления, приоритет прав и свобод человека и гражданина, принцип народовластия, высшую юридическую силу и прямое действие норм Основного Закона, идеологическое и политическое многообразие, неприкосновенность частной собственности, и наконец, новую систему государственной власти.

Неслучайно в ст.2 Конституции Республики Казахстан подчеркивается: «Основополагающими принципами деятельности Республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте».

Данная статья Конституции очень емко отвечает духу и букве Основного Закона и показывает основные ценности страны и общества. И здесь можно увидеть главный залог успешной реализации всех конституционных ценностей, выражающих потребности народа.

Как уже отмечалось, особенностью Консти-

туции является признание человека, его жизни, прав и свобод высшей ценностью государства и это нашло отражение в первой статье Основного Закона. При этом в п.2 ст.12 Конституции Республики Казахстан закрепляется: «Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов». Ограничение прав и свобод человека допускается только по закону, в целях охраны прав и свобод других лиц, защиты конституционного строя и обществен-ной нравственности.

Если раньше главенствующую роль играло государство, то главной особенностью современной Конституции является экономическая модель, в которой человек является главной фигурой, собственником, личностью с гражданской позицией, если хотите, «хозяином собственной судьбы».

Иначе говоря, данные положения подчеркивают демократический, правовой (справедливый) дух Конституции и показывают то колоссальное значение, которое придает государство признанию неотъемлемых естественных прав человека, наполнению этих норм реальным содержанием и защитой.

Эффективная реализация конституционных положений невозможна без их воплощения в повседневной практике законодательства и правоприменения, в жизни всего общества. Следовательно, важным является не только обозначение конституционных ценностей в тексте Основного Закона, но и их реальное воплощение в жизнь, реализация и функционирование на практике. «Живая» Конституция, как это подчеркивается многими авторитетными юристами, является сплавом юридических норм с их реализацией на практике, что означает формирование у граждан желания жить в соответствии с конституционными требованиями и ценностями.

И в деле неукоснительного соблюдения Конституции и основанных на ней законо в главную роль призваны сыграть правоохранительные органы и судебная система. Без справедливого суда, без трепетного отношения к праву не может быть совершенных законов, если хотите развитой экономики и эффективного государства. В частности, от компетентных и добросовестных судей, стоящих на страже Конституции зависит обеспечение верховенства права, согласно которому никто не выше закона,

№ 3 (39) 2015 ж Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы

все равны перед законом, и никто не может быть наказан государством иначе как за нарушение закона и в установленном законом порядке. По этой причине к судейскому корпусу должны предъявляться повышенные требования, в том числе к их подготовке и механизму отбора. Вся судебная и правоохранительная система должны выполнять свою главную роль - обеспечение и защиту конституционных прав и свобод граждан.

Эта проблема поднимает такой вопрос, как: каким должно быть эффективное средство повышения ответственности власти перед учредившим ее народом или в чем заключается социальное назначение и эффективность государства?

Только эффективное государство способно использовать в полной мере потенциал Конституции и обеспечить ее полноценную реализацию. От эффективного государства всегда ждут последовательной, рассчитанной на долгосрочную перспективу стратегии развития государства, которая открывала бы путь к консолидации и возрождению страны, укреплению политической и социальной стабильности. В конечном счете, это дает государству легитимность в глазах собственных граждан и объединяет всех вокруг этой стратегии во имя достижения ее целей и задач.

То есть сегодня целью государства, в особенности социального государства, в большей степени является служение интересам всего общества, нежели интересам определенного класса, создание определенного порядка в обществе, а также разрешение или смягчение социальных противоречий.

И поэтому в Послании Президента Республики Казахстан «Стратегия Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства» отмечается, что ключевое условие успеха новой экономической политики

заключается в кадрах и профессиональном государственном аппарате, для которого служение народу и государству превыше всего[4]. В этом, думается, и состоит назначение государства, его основная роль в общественной жизни.

Именно социальная характеристика государства имеет первостепенное значение для достижения высшей цели государства, заложенной в Конституции, к реализации всеобщего блага и служения людям, посредством обеспечения права граждан на достойную жизнь, социальную справедливость и безопасность, устранения различного рода неравенств.

В заключение, следует отметить, что благодаря принципам и ценностям, заложенным в Конституции, Казахстан достиг значительных результатов во всех сферах. Если вспомнить, что еще со времен древнего Рима право определялось как «искусство доброго и справедливого» (lus est ars boni et aequi), то именно в этих словах заключается тот огромный созидательный потенциал, который заложен в Конституции.

Таким образом, Конституция явилась системным юридическим выражением тех фундаментальных ценностей, которые определяют лицо и развитие современного Казахстана. Можно с уверенностью утверждать, что Конституция является основой формирования гражданского общества и верховенства права, в котором человек, его права, свободы, достойная жизнь граждан, благо всего народа - не только цель, но и главный фактор политической стабильности и всех преобразований, которые определяют устремления Казахстана к светлому будущему. Только тогда мы сможем достичь тех высоких целей по построению независимого, экономически развитого, интегрированного в мировое сообщество государства, которые утверждает Конституция страны.

8

Список литературы

1. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года). [Электронный ресурс] Й1р://опНпе^акоп^/ОоситеП^ос^=1005029

2. Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 5 ноября 2009 года № 6. [Электронный ресурс] http://ksrk.gov.kz/rus/resheшya/?cid=11&rid=533

3. Ж.-П. Жакке. Конституционное право и политические институты. Пер. с франц. - М.: Юристъ, 2002. - 365 с.

4. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». 2012г. [Электронный ресурс] http://strategy2050.kz

Осы мащаланыц басты назарында Конституцияда белгыенген щагидаттар мен щундылыщтар болып табылады. Олар 6i3 Yшiн ¡ргел1 жэне ец б^ршш! болып табылатын эдшдщ демократия, бостандыщ жэне щущыщ Yстемдiгi щазыналары болады. Сонымен бiрге автор Негiзгi зацныц аса зор жасагыш элеуетщ керсетт, Конституцияны мейiрiмдi жэне эдiлдi внерреттде аныщтайды.

Ty^u свздер: Конституция, Негiзгi Зац, конституциялыщ щазыналар, халыщ билт, халыщ егемендiгi, адам щущыщтары жэне бостандыщтары, конституциялыщ реформа.

В центре внимания данной статьи находятся принципы и ценности, заложенные в Конституции. Это ценности верховенства права, свободы, демократии, справедливости, которые являются для нас фундаментальными и первостепенными. Определяя Конституцию как искусство доброго и справедливого, автор подчеркивает тот огромный созидательный потенциал, который заложен в Основном Законе.

Ключевые слова: Конституция, Основной Закон, конституционные ценности, народовластие, народный суверенитет, права и свободы человека, конституционная реформа.

In the focus of this article are the principles and values enshrined in the Constitution. These are the values of the rule of law, freedom, democracy, justice, which are fundamental and primary for us. Defined by the Constitution as the art of kind and just the author emphasizes the enormous creative potential that lies in the Basic Law.

Keywords: Constitution, Basic Law, constitutional values, democracy, folk sovereignty, human rights and freedoms, constitutional reform.

Алмас Абылай^лы Ыдырысов,

зац докторы, Каза^ экономика, ^аржы жэне хальщаральщ сауда университет (Астана ^-сы), Конституцияныц iргелi казыналары

Идрисов Алмас Абылаевич,

доктор права, Казахский университет экономики, финансов и международной торговли (г. Астана) Фундаментальные ценности конституции

Idrissov Almas A.,

doctor of law Kazakh University of economy, finance and international trade (Astana) Fundamental values of the constitution

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.