УДК 371.7 ББК 4421.354
ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПЫТА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ
МЛ. Ермакова, Н.В. Сократов, Г.И. Меерзон
Оренбургский государственный педагогический университет
THEORETICAL AND PRACTICAL FORMATION ASPECTS OF PUPILS' HEALTHKEEPING INDIVIDUAL EXPERIENCE
M.A. Ermakova, N.V. Sokratov, T.L Meerzon Orenburg State Pedagogical University
Определено понятие «индивидуальный опыт здоровьеебережения у учащихся», его компоненты. Выявлены возможности пространственно-предметного, социального, психодидактического компонентов образовательной среды школы в формировании индивидуального опыта здоровьеебережения у учащихся. Охарактеризованы функции субъектов формирования индивидуального опыта здоровьеебережения у учащихся при реализации комплексной программы «Подари себе здоровье».
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ и стиль жизни, здоровьесбереже-ние, опыт, индивидуальный опыт.
The notion «pupils' healthkeeping individual experience » and its components are defined. Potential of space and subjects, social, psycho-didactic components of school educational environment in pupils' healthkeeping individual experience formation is revealed. The subjects' functions of pupils' healthkeeping individual experience formation while implementing «Grant health to yourself» complex program are described.
Keywords: health, healthy way of living, healthkeeping, experience, individual experience.
Вопросы охраны, укрепления, сохранения и развития здоровья подрастающего поколения, привития ценностных ориентаций к сознательному ведению и пропаганде здорового образа жизни являются приоритетными в образовательной политике, что закреплено в нормативно-правовой основе функционирования системы образования: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года», Закона РФ «Об образовании», и ряда других [3].
По данным Всемирной организации здравоохранения и Российской межведомственной комиссии по охране здоровья населения, наибольший рейтинг среди факторов, обеспечивающих здоровье современного человека, составляет направленность личности на здоровый образ жизни, принятие здоровья как ценности, повышение уровня культуры здо-
ровья подрастающего поколения, развитие здравотворческих умений, опыта здоровьеебережения [1, 2].
Анализ педагогической практики показывает, что, несмотря на стремление педагогов использовать различные формы здоровьеебережения учащихся, здоровьесберегающие технологии, организовывать здоровьесбере-гающую среду образовательного учреждения, их деятельность по ориентации учащихся на ведение здорового образа жизни все еще носит эпизодический характер. Более того, даже те учителя, которые стремятся снизить учебные нагрузки учащихся, педагогически целесообразно чередовать труд и отдых своих воспитанников, устранить стрессовые ситуации в учебном процессе, при реализации идей здоровьесберегающей педагогики все еще не в полной мере формируют индивидуальный
Ермакова М.А., Сократов Н.В., Меерзон Т.И.
Теоретико-практические аспекты формирования индивидуального опыта...
опыт здоровьесбережения у учащихся в образовательной среде школы [4].
Анализ научной литературы показывает, что проблема воспитания здоровья, формирования здорового образа жизни у учащихся далеко не новая. Делались попытки ее решения на философском, психологическом, медико-валеологическом и педагогическом уровнях. В то же время проблема формирования индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся в образовательной среде школы еще не в полной мере осмыслена. Потребность восполнить данный пробел в научном знании и определяет актуальность нашего исследования.
При изучении индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся необходимо, прежде всего, исследовать проблемы, связанные с конкретизацией научного представления о структуре и содержании структурных компонентов индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся, с обогащением потенциала образовательной среды школы в формировании индивидуального опыта здоровьесбережения, с определением программно-содержательного и дидактического обеспечения данного процесса.
На основании интеграции основных характеристик категорий «опыт», «индивидуальный опыт», «здоровьесбережение» представилось возможным конкретизировать содержание понятия «индивидуальный опыт здоровьесбережения учащихся».
Индивидуальный опыт здоровьесбережения учащихся есть совокупность ценностно-потребностных, практически приобретенных и усвоенных знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, направленной на сохранение и преумножение здоровья, осуществляемой усилиями воли при положительном эмоциональном фоне и проявляющейся в способности формирования индивидуальной стратегии здоровьесбережения.
Вследствие этого в качестве структурных компонентов индивидуального опыта здоровьесбережения учащихся выделены: когнитивный компонент (система знаний о здоровье и его составляющих, здоровом образе и стиле жизни, способах оздоровления и повышения резервов здоровья как сложных социально-личностных и психофизиологических явлениях); ценностно-потребностный компонент (ценностные ориентации на здоровье; потребность и готовность деятельностно-практического участия в формировании здорового образа и стиля жизни); эмоционально-
волевой компонент (ответственное и позитивное отношение к собственному здоровью; чувство удовлетворения и радости от здоровье-сбережения, настойчивость в достижении цели по сохранению, укреплению и формированию своего здоровья); деятельностно-практический компонент (творческая деятельность в сохранении и преумножении своего здоровья, самостоятельность в здоровье-сбережении; способность к переносу индивидуального опыта здоровьесбережения в повседневную практику).
В рамках данного исследования процесс формирования индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся рассматривается в условиях образовательной среды школы.
Опираясь на идеи В. А. Левина об образовательной среде школы и ее компонентах (пространственно-предметный, социальный и психодидактический) [5], мы выявили возможности данных компонентов в формировании индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся.
Возможности пространственно-предметного компонента образовательной среды школы заключаются в индивидуализации и дифференциации здоровьесбережения; свободе выбора педагогом широкого спектра форм, методов организации процессов обучения, воспитания и развития; разработке и реализации здоровьесберегающих педагогических технологий; интеграции содержания образовательных областей в обеспечении знаний о здоровье, выработке умений и навыков здоровьесбережения. Возможности социального компонента заключаются в обеспечении социальной поддержки учащихся; организации совместного здоровьесбережения; доминировании демократического стиля управления; использовании здоровьесберегающих технологий при проведении мероприятий, способствующих формированию здоровьесберегающего поведения; обеспечении личностного развития путем практического участия в здоровьесбережении; центрации на субъект-субъектные отношения. Возможности психодидактического компонента заключаются в приоритете гуманистической направленности образования в отношении технологий здоровьесбережения; обогащении содержания индивидуального опыта здоровьесбережения учащихся за счет вариативных форм образования.
Приступая к формирующему педагогическому эксперименту, проводившемуся в течение двух лет в общеобразовательных школах г. Оренбурга, мы разработали модель процесса
Теория и методика профессионального образования
формирования индивидуального опыта здо-ровьесбережения у учащихся в образовательной среде школы, которая включает цель (формирование индивидуального опыта здо-ровьесбережения у учащихся), научные подходы (системный, аксиологический, культурологический и компетентностный), программно-содержательное и дидактическое обеспечение процесса формирования индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся, педагогические требования к реализации программно-содержательного обеспечения.
Формирование индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся осуществлялось в контексте реализации программно-содержательного обеспечения, представленного комплексной программой «Подари себе здоровье».
Целью реализации программы является сохранение и преумножение индивидуального здоровья учащихся, привитие норм и ценностей здорового образа и стиля жизни, побуждение к активным и сознательным действиям по формированию индивидуальной стратегии здоровьесбережения.
В соответствии с целью программные мероприятия направлены на отказ от образа жизни, наносящего вред собственному здоровью подростков и здоровью окружающих; формирование психического, физического и нравственного здоровья школьников; развитие нетерпимого отношения учащихся к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящему ущерб здоровью; сознательное и активное участие школьников в охране и конструировании индивидуального здоровья и в формировании среды, способствующей укреплению и преумножению здоровья; практическое овладение навыками формирования индивидуального опыта здоровьесбережения.
Содержание программных мероприятий предусматривает их интеграцию в программы и предметы естественно-научного и гуманитарного профиля, физическую культуру, а также в систему работы классного руководителя и представлено циклом интегрированных уроков в стандартных учебных дисциплинах (биология, история, математика, ОБЖ, физическая культура, химия, обществознание, русский язык, литература); системой воспитательной работы (классные часы, дни здоровья, социально-образовательные проекты и др.); системой работы с родителями (реализация
программы родительского университета «Здравия желаем»); системой взаимодействия с социальными институтами.
Реализация мероприятий программы «Подари себе здоровье» осуществлялась в основных направлениях деятельности: образовательное направление - ориентировано на становление когнитивного компонента индивидуального опыта здоровьесбережения; информационно-просветительское - направлено на формирование ценностно-потребностного компонента индивидуального опыта здоровье-сбережения у учащихся; спортивно-оздоровительное направление - предполагает овладение школьниками эмоционально-волевым и деятельностно-практическим компонентами индивидуального опыта здоровьесбережения.
Все субъекты образовательного процесса (семья, педагоги, ученики, социальные институты) в процессе реализации программы во взаимодействии и сотрудничестве становятся целостной, единой системой, оказывающей благотворное влияние на формирование индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся.
Перечислим функции субъектов формирования индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся в интеграционном взаимодействии при реализации основных направлений комплексной программы «Подари себе здоровье».
1. Учителя: разрабатывают интегрированные и бинарные уроки; внедряют здоровье-сберегающие технологии в образовательный процесс, используют разнообразные нетрадиционные формы и методы обучения, воспитания и развития здоровьесбережения учащихся в процессе проведения внеклассных и внешкольных спортивно-оздоровительных и информационно-просветительских мероприятий.
2. Родители: способствуют закреплению знаний о здоровье, здоровом образе и стиле жизни, способах оздоровления (отработка умений и навыков) в домашней обстановке; создают благоприятный психоэмоциональный фон в семье, поддерживают и стимулируют самостоятельность школьника в здоровьесбе-режении; активно участвуют в массовых спортивно-оздоровительных и информационно-просветительских школьных мероприятиях.
3. Ученик: активно усваивает знания о здоровье, его сохранении и формировании. Вырабатывает у себя потребность деятельностно-практического участия в формировании здорового образа и стиля жизни. Овладевает
Ермакова МЛ., Сократов И.В., Меерзон Т.И.
Теоретико-практические аспекты формирования индивидуального опыта...
способами и методами оздоровления и повышения резервов здоровья, развивает способности их осуществления в повседневной жизни. Проявляет активность и настойчивость в достижении цели по сохранению, укреплению и формированию своего здоровья, самостоятельность в здоровьесбережении.
4. Социальные институты: активное участие специалистов в области медицины и здравоохранения в проведении внеклассных и внешкольных спортивно-оздоровительных и информационно-просветительских мероприятий; материально-техническая поддержка (спонсорская помощь, предоставление помещений, аппаратуры и т. д.) для осуществления мероприятий комплексной программы «Подари себе здоровье».
Основное содержание образовательного направления представлено классно-урочными мероприятиями, осуществляемыми на инте-гративной основе - проведением бинарных и интегрированных уроков при реализации учебного плана школы. Практика убеждает, что именно на классно-урочных занятиях закладывается фундамент здоровьесбережения. Приоритетная роль урока обусловлена тем, что в урочной деятельности ставятся исходные цели и задачи обучения, воспитания и развития, формируются базовые понятия, представления, идеалы, знания законов, теорий, идейно-нравственные принципы.
Базовым при формировании индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся в школе при осуществлении образовательного процесса можно считать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», в содержание которого согласно Государственному стандарту включено изучение раздела «Основы здорового образа жизни». Содержание раздела направлено на выработку потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам посредством приобретения учащимися знаний об основных составляющих здорового образа жизни, обеспечивающих духовное, физическое и социальное благополучие, и умений сохранения и преумножения индивидуального здоровья.
Интегрированные уроки, направленные на формирование индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся, могут проводиться на внутрипредметной, межпредметной и межсистемной интеграции: объединенные двух-, трех- и четырехпредметные уроки
в форме соревнований и игр, уроки творчества, уроки с имитацией публичных форм общения (пресс-конференция, аукцион, дискуссия, диспут, устный журнал и т. д.).
Интеграция содержания учебных предметов, ориентированных на формирование здорового образа и стиля жизнедеятельности при проведении уроков общеобразовательных дисциплин, выражается в обеспечении приемлемости и оптимального сочетания содержания валеологического образования; в реализации системного, аксиологического, культурологического и компетентностного подходов в формировании индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся; обеспечении оптимального насыщения общеобразовательных уроков вариативным соотношением избираемых средств, методов и приемов воздействий образовательного, воспитательного и развивающего характера в сфере сохранения, обеспечения и преумножения индивидуального здоровья.
Вариативный компонент образовательного направления по формированию индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся представлен программой курса «Быть здоровым - это модно», направленной на расширение и углубление системы представлений и знаний о здоровье, здоровом образе жизни и его составляющих, развитие умений и навыков по сохранению, укреплению и преумножению индивидуального здоровья. Направления работы в рамках программы «Быть здоровым - это модно» представлены медико-гигиеническим, психологическим, этическим и еемьеведчееким разделами.
Основное содержание спортивно-оздоровительного и информационно-просветитель-ского направлений программы «Подари себе здоровье» представлено системой внеклассных и внешкольных мероприятий: проведение систематических физкультминуток и подвижных перемен; включение детей в интерактивную игру «За и Против», конкурс «Лидер здорового Оренбурга»; организация и проведение спортивных праздников и дня здоровья; организация деятельности детского «Агентства рекламы здоровья»; наглядная агитация за здоровый образ жизни (уголок здоровья, стенды, плакаты).
Процесс формирования индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся дидактически обеспечивался реализацией принципов (здоровьетворение через образование,
Теория и методика профессионального образования
уникальность личности, дополнительность, резонанс, непрерывность, природосообразноеть, взаимодействие); средств (технология вита-генного образования A.C. Белкина, игровые технологии, технология современного проектного образования); методов (моделирование ситуаций, решение ситуативных задач, творческое моделирование идеальных образовательных объектов, решение проблемных ситуаций, учебное исследование, эвристические беседы); форм организации занятий (классно-урочные, внеурочные, внешкольные).
В исследовании определены педагогические требования к реализации программно-содержательного обеспечения процесса формирования индивидуального опыта здоровье-сбережения у учащихся: доминирующая роль классного руководителя в реализации педагогических воздействий и влияний; педагогическое взаимодействие в системе «педагог -ученик - родитель - социальные институты», инициирующее принятие учащимися собственного здоровья как личностной и общественной ценности; поэтапность формирования индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся осуществляется в логике развития ученика от субъекта жизнедеятельности до субъекта саморазвития; построение учащимися индивидуальной стратегии здоровьесбережения с учетом своих индивидуальных особенностей.
Таким образом, использование совокупности систематических и интегративных педагогических воздействий на основе моделирования ценностно-структурных преобразований существующей образовательной среды школы обеспечит становление сущностных характеристик индивидуального опыта здоровьесбережения учащихся.
Литература
1. Виленский, М.Я. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» / М.Я. Виленский, С. О. Авчинникова // Теория и практика физической культуры: научно-практический журнал. — 2004. -№11. - С. 2-7.
2. Петленко, В.П. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность / В.П. Петленко, Д.Н. Давиденко. - СПб.: Изд-во Балтийской педагогической академии,1998. —124 с.
3. Сократов, Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: учеб. пособие / Н.В. Сократов. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 224 с.
4. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2005.-320 с.
5. Левин, В.А. Экспертиза школьной образовательной среды / В.А. Левин. - М.: Сентябрь, 2000. -128 с.
Поступила в редакцию 8 ноября 2009 г.