Научная статья на тему 'Образовательная среда школы как фактор сохранения и укрепления здоровья учащихся'

Образовательная среда школы как фактор сохранения и укрепления здоровья учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1658
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ И СТИЛЬ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЪЕСБЕРЕЖЕНИЕ / HEALTH / HEALTHY WAY AND STYLE OF LIFE / HEALTH SAVING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермакова Марина Аркадьевна, Тиссен Петр Павлович

Обосновывается решение проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся посредством использования возможностей пространственно-предметного, социального и психодидактического компонентов образовательной среды школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF SAVING AND STRENGTHENING STUDENTS' HEALTH

The issue of saving and strengthening students' health is substantiated. The issue is settled by using space and graphic, social, psychodidactic components of school educational environment.

Текст научной работы на тему «Образовательная среда школы как фактор сохранения и укрепления здоровья учащихся»

УДК 371.7+371.72 ББК 4421.354

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

МЛ. Ермакова, П.П. Тиссен

Оренбургский государственный педагогический университет

SCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF SAVING AND STRENGTHENING STUDENTS’ HEALTH

M. Ermakova, P. Tissen Orenburg State Pedagogical University

Обосновывается решение проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся посредством использования возможностей пространственнопредметного, социального и психодидактического компонентов образовательной среды школы.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ и стиль жизни, здоровьесбережение.

The issue of saving and strengthening students’ health is substantiated. The issue is settled by using space and graphic, social, psychodidactic components of school educational environment.

Keywords: health, healthy way and style of life, health saving.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся - одна из важных социально-педагогических проблем. Ее решение затрагивает насущные проблемы образования, поскольку в современных условиях принципиальную значимость для развивающейся личности приобретает готовность к сознательному построению своей жизненной стратегии, к творческой деятельности по преобразованию себя, своего здоровья, окружающего мира [9].

Здоровье, являясь одной из сущностных характеристик человека, определяет степень жизнеспособности, устойчивости организма, возможность реализовать свои биологические и социальные функции [10].

Анализ педагогической практики показывает, что, несмотря на стремление педагогов использовать различные формы здоровьесбе-режения учащихся, здоровьесберегающие технологии, их деятельность по ориентации учащихся на ведение здорового образа жизни и стиля жизни все еще носит эпизодический характер. Более того, даже те учителя, которые стремятся снизить учебные нагрузки учащихся, педагогически целесообразно чередовать труд и отдых своих воспитанников, устранять стрессовые ситуации в учебном

процессе, при реализации идей здоровьесберегающей педагогики все еще не в полной мере используют потенциал образовательной среды школы в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Таким образом, на сегодняшний день актуализируется проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся в образовательной среде школы, что обусловлено как потребностями учеников, так и задачами школы и общества.

Среда человека издавна является объектом научного исследования. Однако в последние десятилетия интерес к изучению проблем среды многократно возрос. Это связано с осознанием значительной роли, которую играет среда в жизни человека, и растущей тревогой по поводу ее негативных влияний [2, с. 43].

В самом общем виде «среда» определяется как совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью [4]. В рамках философского осмысления понятие «среда» представляет собой часть бытия по отношению к субъекту, в пределах которой он существует и на которого она воздействует [5].

В социологии «среда» рассматривается

в рамках понятия «пространство». Социальное пространство есть пространство отношений индивидов, каждый из которых имеет свои цели, потребности, интересы и при этом каждый учитывает влияние своих действий на других. Пространство многомерно, что сказывается в способности индивидов группироваться в различные системы взаимодействия [4]. Такой подход позволяет представить и образовательную среду школы как сознательное взаимодействие индивидов (педагогов, родителей, детей), каждый из которых имеет свои цели, потребности, интересы и при этом каждый учитывает влияние своих действий на других.

В педагогике «среда» рассматривается как специально выстраиваемое взаимодействие субъектов образования в процессе освоения и преобразования компонентов среды [1, 3, 12]. В педагогической терминологии встречаются различные понятия: «образовательная среда», «обучающая среда», «среда образовательного учреждения», «школьная среда» и ряд других.

Рассмотрение проблемы образовательной среды как результата целенаправленных педагогических усилий по трансформации окружающего социума влечет за собой необходимость выявления и дифференциации подходов различных авторов к педагогизации среды социальной. Под социальной средой понимаются общественные, материальные и духовные условия, которые окружают человека, обеспечивают его существование, формирование и деятельность. Социальная среда как постоянный источник пополнения опыта и знаний служит для человека той основой, которая влияет на формирование жизненных потребностей, интересов, ценностей, реальное поведение личности, процесс его самоопределения и самореализации [5, с. 511].

Основоположником педагогики среды считается С.Т. Шацкий. Правильно организовать детскую жизнь, школа сможет, по мнению С.Т. Шацкого, на основе изучения тех условий, той среды, в которой живут дети, и непременно при участии родителей и всего ближайшего окружения. Трактуя образовательную среду школы как средство управления процессом становления личности ребенка. С.Т. Шацкий утверждает, что «... весь педагогический процесс как сложное явление социального порядка направляется в ту или другую сторону, изменяется качественно или количественно в зависимости от изменения среды (в широком смысле слова)» [11, с. 92-93].

Среди выдающихся педагогов, на протяжении всего творческого пути решавших вопрос о возможностях и методах использования потенциалов среды, необходимо отметить

A.C. Макаренко, который воспринял советское социальное воспитание как «одну из самых прекрасных мыслей человечества» [7]. По своей целевой направленности педагогика

A.C. Макаренко являлась жизненно-ориенти-рованной, в центре которой стояла задача воспитания «хозяйственной позиции по отношению к окружающему миру» методами самой жизни, то есть методами, через которые любая естественная среда воздействует на человека. Таким образом, A.C. Макаренко формулирует научный принцип «параллельности», который не допускает ни «слияния» воспитания с жизнью, ни его отрыва от жизни [7].

Т.В. Менг изучая взаимоотношения среды и личности, приходит к выводу, что среда органично включена в жизнедеятельность человека и служит важным фактором регуляции его поведения; с любым компонентом среды человек связан через процессы приспособления к ней и, вместе с тем, через процесс ее преобразования; процесс взаимодействия личности и среды носит субъект-субъектный характер [8].

В рамках нашего исследования, мы придерживаемся мнения В.А. Левина, который под образовательной средой понимает систему влияний и условий формирования личности, а также совокупность содержащихся в окружении возможностей для ее саморазвития [10, 13]. Образовательная среда, по мнению ученого, представляет собой систему встроенных, взаимопересекающихся образовательных микросред, определяющих функциональные структуры педагогических систем (педагогическое творчество, сотрудничество, общение, диагностика, управление и т. д.) [12].

Каждый человек сегодня объективно нуждается в создании условий, обеспечивающих восстановление, сохранение и развитие его здоровья, а также условий, содействующих интеллектуальному и творческому росту. Такие условия могут быть созданы в образовательной среде школы, обеспечивающей максимальную степень индивидуализации за счет широкого использования здоровьесберегающих и здоровьетворящих технологий обучения. Данная среда предоставляет каждому обучающемуся возможность (самостоятельного или во взаимодействии с педагогом) сохранения и конструирования своего здоровья.

Ермакова М.А., Тиссен П.П.

Образовательная среда школы как фактор сохранения и укрепления здоровья учащихся

Содержание образования необходимо ориентировать на особенности конкретного человека, в направлении учета реальных психологических механизмов интеллектуального развития личности.

Основная цель образовательной среды школы, в контексте нашего исследования, -сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Создание образовательной среды школы, в рамках заявленной проблемы, должно быть направлено на эффективное решение следующих задач: формирование системы представлений и знаний о здоровье, здоровом образе и стиле жизни, способах оздоровления и повышение резервов здоровья, как сложных социально-личностных и психофизиологических явлениях; осознание здоровья как ценности, привитие индивидуальной потребности и готовности человека быть здоровым; развитие настойчивости в достижении цели по сохранению, укреплению и формированию личного здоровья, творческой самостоятельности в здоровьесбережении.

Рассмотрение образовательной среды школы в рамках сохранения и укрепления здоровья учащихся влечет за собой необходимость выявления подходов различных авторов к интерпретации ее структурных составляющих.

М.Р. Катунова и O.E. Лебедев выделяют следующие компоненты образовательной среды: субъектный (детский, педагогический, административно-управленческий коллективы, а также вспомогательный персонал); научно-методический (совокупность программ, учебных и методических пособий для учащихся и педагогов); духовный компонент (традиции нормы, правила, существующие и поддерживаемые в среде, определенный «образ жизни» в ней); предметно-материальный (материальные, предметные условия педагогического процесса) [6].

В структуре образовательной среды школы, В.А. Левин выделяет следующие компоненты: пространственно-предметный; социальный; психодидактический [13, с. 11]. Анализ структуры и содержания выделенных ученым компонентов позволил выявить потенциал среды в рамках сохранения и укрепления здоровья учащихся, согласно дефиниции категории «потенциал», трактуемый в науке как «источник, возможность, средство, запас, что может быть в действии использовано для решения какой-либо задачи, достижения определённой цели».

Потенциал пространственно-предметного компонента образовательной среды школы заключается в индивидуализации и дифференциации здоровьесбережения; свободе выбора педагогом широкого спектра форм, методов организации процессов обучения, воспитания и развития; разработке и реализации здоровьесберегающих педагогических технологий; интеграции содержания образовательных областей в обеспечении знаний о здоровье, выработке умений и навыков здоровье-сбережения.

Потенциал социального компонента заключается в обеспечении социальной поддержки учащихся; организации совместного здоровьесбережения; доминировании демократического стиля управления; использовании здоровьесберегающих технологий при проведении мероприятий, способствующих формированию здоровьесберегающего поведения; обеспечении личностного развития путем практического участия в здоровьесбережении; центрации на субъект-субъектные отношения.

Потенциал психодидактического компонента заключается в приоритете гуманистической направленности образования в отношении технологий здоровьесбережения; обогащении содержания здоровьесбережения учащихся за счет вариативных форм образования.

Опираясь на рассмотренные теоретикометодологические положения, представляется возможным целенаправленное использование потенциала образовательной среды школы, обеспечивающего становление совокупности ценностно-потребностных, практически приобретенных и усвоенных знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, направленной на сохранение и преумножение здоровья.

Потенциал образовательной среды школы заключается в реализации суммы потенциалов компонентов образовательной среды школы и актуализации государственной политики необходимости сохранения и развития здоровья ребенка в деятельности образовательных учреждений; создании здорового эмоциональноповеденческого пространства школы; взаимодействии классного руководителя со школьной администрацией, учителями-предметниками, родителями по обеспечению сохранения и преумножения индивидуального здоровья школьников; функционировании школьных служб здоровья в целях предупреждения ранней идентификации и устранения проблем со

здоровьем учащихся; межведомственном сотрудничестве школы с представителями других ведомств и секторов (здравоохранение, спорт, культура, учреждения дополнительного образования детей и т. д.), с общественными организациями по охране, укреплению и развитию здоровья; направленном использовании ценностей физической культуры в сохранении и укреплении здоровья учащихся; реализации системы интеграции содержания предметов, ориентированных на формирование здорового образа и стиля жизни.

Таким образом, образовательная среда школы будет способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся, если целенаправленно используется ее потенциал, обеспечивающий становление совокупности цен-ностно-потребностных, практически приобретенных и усвоенных знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, направленной на сохранение и преумножение здоровья.

Литература

1. Асмолов, А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания / А.Г. Асмолов // Образование. -2002. -№ 1. - С. 17-32.

2. Борыдко, Н.М. Пространство воспитания: образ бытия / Н.М. Борыдко; науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2000. - 216 с.

3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. — 191 с.

4. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджас-

пиров. - М.: Издат. центр «Академия», 2001. -176 с.

5. Кондратов, В.А. Новейший философский словарь / В.А. Кондратов, Д.А. Чекалов,

В.Н. Копорулина; под общ. ред. А.П. Ярещен-ко. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 672 с.

6. Катунова, М.Р. Формирование образовательной среды клуба учреждения дополнительного образования детей: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.Р. Катунова. -СПб., 1998. - 23 с.

7. Макаренко, А. С. Из опыта работы // Педагогические сочинения: в 8 т. / А. С. Макаренко. - М.: 1983. - Т. 1. - С. 52-67; 1984. -Т. 4. - 399 с.

8. Менг, Т.В. Педагогические условия построения образовательной среды вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Менг. — СПб., 1999.-23 с.

9. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2005. - 320 с.

10. Сократов, Н.В. Здоровьесберегающие занятия в общеобразовательной школе: учеб. пособие / Н.В. Сократов, П.П. Тиссен. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. -119 с.

11. Щацкий, С.Т. Педагогические сочинения / С.Т. Щацкий. - М.: Просвещение, 1964. - Т. П. - 475 с.

12. Левин, В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию /

В.А. Левин. - М.: ЦКФЛЛРАО, 1997. - 248 с.

13. Левин, В.А. Экспертиза школьной образовательной среды / В.А. Левин. - М.: Сентябрь, 2000. - 128 с.

Поступила в редакцию 22 ноября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.