УДК 371.7.037.1+612 ББК 4421.354
МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПЫТА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ
М.А. Ермакова*, Т.И. Меерзон*, Н.В. Чуклова**
*Оренбургский государственный педагогический университет; **Оренбургский государственный институт менеджмента
MODEL OF FORMING INDIVIDUAL EXPERIENCE IN SAVING STUDENTS’ HEALTH
M. Ermakova*, T. Meerzon*, N. Chuklova**
*Orenburg State Pedagogical University;
**Orenburg State Institute of Management
Охарактеризованы структурные компоненты индивидуального опыта здоровьесбережения учащихся: когнитивный, ценностно-потребностный,
эмоционально-волевой, деятельностно-практический. Представлена авторская трактовка понятия «индивидуальный опыт здоровьесбережения учащихся». Обоснована и описана модель процесса формирования индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся в образовательной среде школы.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесбережение, опыт, индивидуальный опыт.
Structural components of individual experience in saving students’ health are characterized. According to the author they are cognitive, value and demand, emotional and volitional, action and practice. The author’s interpretation of the notion «individual experience in saving students» health is presented. The model of forming individual experience in saving students’ health is described and substantiated.
Keywords: health, healthy way of life, health saving, experience, individual experience.
Постановка проблемы сохранения и развития здоровья молодежи в число приоритетных задач социального и экономического развития нашей страны обуславливает актуальность ее теоретической и практической разработки, необходимость проведения соответствующих научных исследований и выработку организационно-педагогических подходов к сбережению и укреплению здоровья учащихся [6].
По данным Всемирной организации здравоохранения и российской Межведомственной комиссии по охране здоровья населения, наибольший рейтинг среди факторов, обеспечивающих здоровье современного человека, составляет направленность личности на здоровый образ жизни, принятие здоровья как ценности, повышение уровня культуры здоро-
вья подрастающего поколения, развитие здоровьесберегающих умений, опыта здоровьесбережения [4]. Это обуславливает актуальность обращения системы образования и педагогической науки к формированию здорового образа жизни школьников. В этом процессе принципиальную значимость для развивающейся личности приобретает готовность к сознательному построению своей жизненной стратегии, к творческой деятельности по преобразованию себя, своего здоровья, окружающего мира.
Вместе с тем, в последние годы в России наблюдается устойчивая тенденция ухудшения состояния здоровья детей и подростков, хотя государство и ориентирует педагогический персонал учебных заведений на применение различных форм здоровьесбережения,
организацию здоровьеформирующей среды школы и использование оздоровительных технологий. Однако в подавляющем большинстве работа по сохранению и развитию здоровья учащихся носит эпизодический характер.
Таким образом, на сегодняшний день актуализируется проблема формирования индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся, что обусловлено как потребностями учеников, так и задачами школы и общества.
На основе теоретического анализа научнопедагогических исследований установлено, что индивидуальный опыт здоровьесбережения учащихся есть совокупность ценностно-потребностных, практически приобретенных и усвоенных знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, направленной на сохранение и преумножение здоровья, осуществляемой усилиями воли при положительном эмоциональном фоне и проявляющейся в способности формирования индивидуальной стратегии здоровьесбережения.
В качестве структурных компонентов индивидуального опыта здоровьесбережения учащихся выделены: когнитивный компонент (система знаний о здоровье и его составляющих, здоровом образе и стиле жизни, способах оздоровления и повышения резервов здоровья как сложных социально-личностных и психофизиологических явлениях); ценностно-потребностный компонент (ценностные ориентации на здоровье; потребность и готовность деятельностно-практического участия в формировании здорового образа и стиля жизни); эмоционально-волевой компонент (ответственное и позитивное отношение к собственному здоровью; чувство удовлетворения и радости от здоровьесбережения, настойчивость в достижении цели по сохранению, укреплению и формированию своего здоровья); деятельностно-практический компонент (творческая деятельность в сохранении и преумножении своего здоровья, самостоятельность в здоровьесбережении; способность к переносу индивидуального опыта здоровьесбережения в повседневную практику) [5].
В рамках данного исследования процесс формирования индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся рассматривается в условиях образовательной среды школы.
Под образовательной средой в нашем исследовании понимается система влияний и условий формирования личности, а также совокупность содержащихся в окружении воз-
можностей для ее саморазвития. Образовательная среда, по мнению В.А. Левина, представляет собой систему встроенных, взаимо-пересекающихся образовательных микросред, определяющих функциональные структуры педагогических систем (педагогическое творчество, сотрудничество, общение, диагностика, управление и т. д.) [7].
Каждый человек сегодня объективно нуждается в создании условий, обеспечивающих восстановление и развитие его здоровья, а также условий, содействующих интеллектуальному и творческому росту. Такие условия могут быть созданы при моделировании образовательной среды школы, обеспечивающей максимальную' степень индивидуализации за счет широкого и вариативного использования здоровьесберегающих и здоровьетворящих технологий обучения.
Приступив к описанию разработанной нами модели процесса формирования индивидуального опыта здоровьесбережения учащихся в образовательной среде школы, остановимся, прежде всего, на значении моделирования.
В общем плане понятие «моделирование» трактуется как исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации объектов. На идее моделирования, по существу, базируется любой метод научного исследования - как теоретический, так и экспериментальный [1, с. 9].
В нашем исследовании мы исходили из определения модели как «мысленно представленной или материально реализованной системы, воспроизводящей некоторые существенные свойства системы-оригинала в таком отношении замещения и сходства, что исследование ее служит опосредованным способом получения знания об оригинале» [2, с. 228]. Это определение охватывает все основные признаки модели и способы ее использования в научном исследовании. В методологии психолого-педагогических исследований выделяют следующие типы моделей [3, с. 96-100]: модель процесса становления исследуемого феномена, модель педагогических условий (или совокупности типов деятельности воспитанника) как педагогической среды становления этого свойства, модель профессиональной деятельности педагога по организации деятельности воспитанника (или
педагогических условий), предусмотренной предыдущей моделью.
В соответствии с позициями гипотезы нашего исследования целесообразно рассмотрение всех трех вышеуказанных моделей в их единстве. Основой такой модели является информационная база данных, базирующаяся на научных подходах к процессу формирования индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся: системном, аксиологическом, культурологическом и компетентностном.
Системный подход определяет наличие совокупности компонентов (элементов, подсистем), взаимосвязь и взаимодействие которых обусловливают целостность системного видения предмета исследования. Системный подход как неотъемлемое свойство социальных систем обусловливает комплексное взаимодействие со средой и динамику развития системы.
С позиции аксиологического подхода здоровье понимается как главная ценность жизни и занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Культурологический подход в образовательной среде школы носит надпредметный характер и призван охватить национальную, общечеловеческую, современную культуру общества, региона, социальной группы, семьи, личности в общем и культуру здоровья школьников в частности. С учетом этнической и культурной мозаичности региона важно, чтобы образовательная среда школы выполняла коммуникативную функцию, давала достаточные знания о здоровье, способах его сохранения и формирования. Компетентностный подход определяет изменения образовательного процесса, его приоритеты, является содержательным резервом развития личностного потенциала для решения различного рода компетентностей и нравственно-целесообразного преобразования действительности [5].
Реализация вышеуказанных подходов в образовательной среде школы осуществляется в процессе взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов формирования индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся:
-этап освоения знаний о здоровье и его сохранении, преумножении; развитие умений и навыков здоровьесбережения, усвоение способов и методов оздоровления и повышения резервов здоровья;
-этап актуализации ценностных ориентаций школьников на сохранение и преумножение индивидуального здоровья, потребности и готовности практически-деятельностно-
го участия в формировании здорового образа и стиля жизни;
-этап здоровьесберегающего стилеобра-зования - развитие самостоятельности в здо-ровьесбережении, продуктивное использование способов и методов сохранения и формирования здоровья.
Разработанная модель процесса формирования индивидуального опыта здоровьесбережения учащихся в образовательной среде школы включает следующие элементы (см. рисунок):
- цель (формирование индивидуального опыта здоровьесбережения учащихся);
- научные подходы (системный, аксиологический, культурологический и компетентностный);
- программно-содержательное и дидактическое обеспечение процесса формирования индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся (разработка комплексной программы «Подари себе здоровье» на основе здоровьесберегающих технологий);
- педагогические требования к реализации программно-содержательного обеспечения.
Программно-содержательное обеспечение процесса формирования индивидуального опыта здоровьесбережения учащихся представлено комплексной программой «Подари себе здоровье», реализующейся при доминирующей роли интеграции деятельности всех субъектов образовательного процесса - педагогов, родителей, подростков, социума в реализации педагогических воздействий. Содержание программных мероприятий предусматривает их интеграцию в программы и предметы естест-венно-научного и гуманитарного профиля, физическую культуру, а также в систему работы классного руководителя и представлено: циклом интегрированных уроков в стандартных учебных дисциплинах (биология, история, математика, ОБЖ, физическая культура, химия, обществознание, русский язык, литература); системой воспитательной работы (классные часы, дни здоровья, социальнообразовательные проекты и др.); системой работы с родителями (реализация программы родительского университета «Здравия желаем»); системой взаимодействия с социальными институтами. Реализация мероприятий программы «Подари себе здоровье» осуществляется в основных направлениях деятельности: образовательное направление - проведение системы интегрированных и бинарных уроков, реализация вариативной программы
Модель процесса формирования индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся в образовательной среде школы
«Быть здоровым - это модно» для учащихся; программы родительского университета «Здравия желаем»; спортивно-оздоровительное направление - комплекс внеклассных и внешкольных спортивно-оздоровительных мероприятий (спортивные праздники, соревнования, экологические и туристические слеты и т. д.); информационно-просветительское -комплекс внеклассных и внешкольных мероприятий, включающих проведение недель и дней здоровья, тематических встреч со специалистами социальных институтов - вузов,
учреждений культуры и спорта, волонтерское движение, конкурсы, викторины работу школьного радио, детской газеты, наглядную агитацию - стенды, плакаты.
Дидактическое обеспечение процесса формирования индивидуального опыта здоровье-сбережения учащихся представлено: принципами (здоровьетворения через образование; уникальности личности; дополнительности; непрерывности; природосообразности); средствами (технологии витагенного образования; игровых технологий; технологии современно-
го проектного образования); методами (моделирование ситуаций; решение ситуативных задач, творческое моделирование идеальных образовательных объектов; решение проблемных ситуаций; учебное исследование; эвристические беседы); формами организации занятий (классно-урочные, внеурочные, внешкольные).
Основными педагогическими требованиями к реализации программно-содержательного обеспечения процесса формирования индивидуального опыта здоровьесбережения учащихся являются: доминирующая роль классного руководителя в реализации педагогических воздействий и влияний; педагогическое взаимодействие в системе «педагог - ученик -родитель - социальные институты», инициирующее принятие учащимися собственного здоровья как личностной и общественной ценности; поэтапность формирования индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся осуществляется в логике развития ученика от субъекта жизнедеятельности до субъекта саморазвития; построение учащимися индивидуальной стратегии здоровьесбережения с учетом своих индивидуальных особенностей.
Таким образом, использование совокупности систематических и интегративных педагогических воздействий на основе моделирования ценностно-структурных преобразований существующей образовательной среды школы обеспечит становление сущностных характеристик индивидуального опыта здоровьесбережения учащихся.
Литература
1. Балл, Г.А. Теория учебных задач: Пси-холого-педагогический аспект/Г.А. Балл. — М.: Педагогика, 1990. - 184 с.
2. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Издат. центр «Академия», 2006. — 288 с.
3. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход: учеб. для студентов и магистрантов пед. вузов: в 2 ч. / Н.М. Борытко, A.B. Моложавенко, И.А. Со-ловцова; под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: Йзд-во ВГИПКРО, 2005. -Ч.1.- 120 с.
4. Виленский, М.Я. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» / М.Я. Виленский, С. О. Авчинникова // Теория и практика физической культуры: науч.-практ. журн. - 2004. -№ 11. - С. 2-7.
5. Ермакова, М.А. Формирование индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся в образовательной среде школы: учеб. пособие / М.А. Ермакова, С. С. Коровин, Г.М. Полько. - Уфа: РИЦБашГУ, 2010. -140 с,
6. Сократов, Н.В. Воспитание культуры здоровья у детей и подростков: учеб. пособие / Н.В. Сократов, П.П. Тиссен. — Оренбург: Изд-во ОГПУ,2010.-299с.
7. Ясвин, В.А. Экспертиза школьной образовательной среды /В.А. Ясвин. — М.: Сентябрь, 2000. - 128 с.
Поступила в редакцию 25 ноября 2010 г.