Ермакова М.А.
Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: ermakova-m@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПЫТА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Статья посвящена одной из самых острых и важных проблем современного образования -сохранению и укреплению здоровья школьников. Авторы видят разрешение этой проблемы через формирование индивидуального опыта здоровьесбережения учащихся. В статье рассмотрены структура и содержание данного понятия, а также показаны основные направления работы по его формированию у учащихся в образовательной среде школы.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ и стиль жизни, здоровьесбережение, опыт, индивидуальный опыт.
циональном фоне и проявляющейся в способ-
Формирование индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся — одна из важных социально-педагогических проблем. Ее решение затрагивает насущные проблемы образования, поскольку в современных условиях принципиальную значимость для развивающейся личности приобретает готовность к сознательному построению своей жизненной стратегии, к творческой деятельности по преобразованию себя, своего здоровья, окружающего мира.
Здоровье, являясь одной из сущностных характеристик человека, определяет степень жизнеспособности, устойчивости организма, возможность реализовать свои биологические и социальные функции [2, 3].
При изучении индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся необходимо, прежде всего, исследовать проблемы, связанные с конкретизацией научного представления о структуре и содержании структурных компонентов индивидуального опыта здоровьесбере-жения у учащихся, с выявлением потенциала образовательной среды школы в формировании индивидуального опыта здоровьесбережения.
Решение указанных проблем потребовало обратиться к научной литературе. В результате ее осмысления было конкретизировано научное представление об индивидуальном опыте здоро-вьесбережения учащихся, его структуре.
Индивидуальный опыт здоровьесбережения учащихся есть совокупность ценностно-по-требностных, практически приобретенных и усвоенных знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, направленной на сохранение и преумножение здоровья, осуществляемой усилиями воли при положительном эмо-
ности формирования индивидуальной стратегии здоровьесбережения.
В качестве структурных компонентов выделены: когнитивный компонент (содержание которого образуют: система знаний о здоровье и его составляющих, здоровом образе и стиле жизни, способах оздоровления и повышения резервов здоровья как сложных социально-личностных и психофизиологических явлениях); ценностно-потребностный компонент (содержание которого образуют: ценностные ориентации на здоровье; потребность и готовность деятельностно-практического участия в формировании здорового образа и стиля жизни); эмоционально-волевой компонент (содержание которого образуют: ответственное и позитивное отношение к собственному здоровью; чувство удовлетворения и радости от здоровьесбе-режения, настойчивость в достижении цели по сохранению, укреплению и формированию своего здоровья); деятельностно-практический компонент (содержание которого образуют: творческая деятельность в сохранении и преумножении своего здоровья, самостоятельность в здоровьесбережении; способность к переносу индивидуального опыта здоровьесбережения в повседневную практику).
Процесс формирования индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся исследуется нами в условиях образовательной среды школы.
Опираясь на идеи В.А. Ясвина об образовательной среде школы и ее компонентах (пространственно-предметный, социальный и психодидактический) [4], мы выявили возможно-
сти данных компонентов среды в формировании индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся.
Было установлено, что возможности пространственно-предметного компонента образовательной среды школы заключаются в индивидуализации и дифференциации здоровьесбе-режения; в свободе выбора педагогом широкого спектра форм, методов организации процессов обучения, воспитания и развития; в разработке и реализации здоровьесберегающих педагогических технологий; в интеграции содержания образовательных областей в обеспечении знаний о здоровье, выработке умений и навыков здоровьесбережения.
Возможности социального компонента заключаются в обеспечении социальной поддержки учащихся; в организации совместного здоровьесбережения; в доминировании демократического стиля управления; в использовании здоровьесберегающих технологий при проведении мероприятий, способствующих формированию здоровьесберегающего поведения; в обеспечении личностного развития путем практического участия в здоровьесбережении; в цен-трации на субъект-субъектные отношения.
Возможности психодидактического компонента заключаются в приоритете гуманистической направленности образования в отношении технологий здоровьесбережения; в обогащении содержания индивидуального опыта здоровьесбережения учащихся за счет вариативных форм образования.
Приступая к формирующему педагогическому эксперименту, проводившемуся в течение двух лет в общеобразовательных школах г. Оренбурга, мы разработали модель процесса формирования индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся в образовательной среде школы, которая включает цель, научные подходы (системный, аксиологический, культурологический, компетентностный), программносодержательное и дидактическое обеспечение процесса формирования индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся, педагогические требования к реализации программносодержательного обеспечения.
Формирование индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся осуществлялось в контексте реализации комплексной программы «Подари себе здоровье».
Программа «Подари себе здоровье» содержит цикл интегрированных уроков в стандартных учебных дисциплинах (биология, история, математика, ОБЖ, физическая культура, химия, обществознание, русский язык, литература); систему воспитательных мероприятий (классные часы, дни здоровья, социально-образовательные проекты и др.); систему работы с родителями (реализация программы родительского университета «Здравия желаем»); и систему взаимодействия с социальными институтами.
Реализация программы «Подари себе здоровье» осуществлялась в таких направлениях деятельности, как 1) образовательное направление; 2) спортивно-оздоровительное направление, включающее комплекс внеклассных и внешкольных спортивно-оздоровительных мероприятий (спортивные праздники, соревнования, экологические и туристические слеты и т. д.); 3) информационно-просветительское, представленное комплексом внеклассных и внешкольных мероприятий, неделями и днями здоровья, тематическими встречами со специалистами социальных институтов — вузов, учреждений культуры и спорта, волонтерским движением, конкурсами, викторинами, работой школьного радио, детской газетой, наглядной агитацией (стенды, плакаты).
Процесс формирования индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся дидактически обеспечивался реализацией принципов (здоровьетворения через образование [2], уникальности личности, дополнительности, резонанса, непрерывности, природосообразности, взаимодействия); средств (технология витагенного образования [1], игровые технологии, технология современного проектного образования); методов (моделирование ситуаций, решение ситуативных задач, творческое моделирование идеальных образовательных объектов, решение проблемных ситуаций, учебное исследование, эвристические беседы); форм организации занятий (классноурочные, внеурочные, внешкольные).
В исследовании определены педагогические требования к реализации программно-содержательного обеспечения процесса формирования индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся: доминирующая роль классного руководителя в реализации педагогических воздействий и влияний; педагогическое взаимодействие в системе «педагог — ученик — ро-
дитель — социальные институты», инициирующее принятие учащимися собственного здоровья как личностной и общественной ценности; поэтапность формирования индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся осу-
ществляется в логике развития ученика от субъекта жизнедеятельности до субъекта саморазвития; построение учащимися индивидуальной стратегии здоровьесбережения с учетом своих индивидуальных особенностей.
28.01.2011
Список литературы:
1. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия -2000. 187 с.
2. Дыхан Л. Б. Педагогическая валеология: учеб. пособие для студ. пед. вузов — М.: ИКЦ «МарТ» ; Ростов-на-Дону: Издат. центр «МарТ». - 2005. 528 с.
3. Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие. М.: ТЦ Сфера, - 2005.
4. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: Сентябрь, 2000. -128 с.
Сведения об авторе:
Ермакова М.А., доцент кафедры медицины и безопасности жизнедеятельности Института физической культуры и спорта Оренбургского государственного педагогического университета,
кандидат педагогических наук, доцент тел. (3532) 400007, e-mail: ermakova-m@mail.ru
UDC 371.7 Ermakova M.A.
E-mail: ermakova-m@mail.ru
FORMATION OF HEALTH KEEPING INDIVIDUAL EXPERIENCE OF THE PUPILS AS THE SOCIAL-PEDAGOGICAL PROBLEM
The article is devoted to the one of the sharpest and important problems of modern formation - preservation and strengthening of schoolboys health. The Authors see the permission of this problem through formation of health keeping individual experience at the pupils. In the article the structure and the maintenance of the given concept are considered, and also the basic directions of work on its formation at the pupils in the educational environment of school are shown.
Key words: the health, a healthy image and style of life, health keeping, experience, individual experience.
Bibliography:
1. Belkin A. Fundamentals of age pedagogy: Textbook. tool for students. Ped. Textbook. institutions. Moscow: Academy -2000. - 187.
2. Respiratory LB Educational valueology: Textbook. allowance for students. Ped. universities - Moscow: ECC «March «, Rostov-on-Don: Publishing. Center Mart. - 2005. - 528 pp.
3. Socrates NV Modern technology to preserve and strengthen the health of children: A Textbook. allowance. MM: TC Sphere -2005.
4. Yasvin VA Examination of the school educational environment. M.: September, 2000. -128 p.