Гогицаева Ольга Урузбековна, Кочисов Валерий Константинович, Хадикова Инесса Муратовна ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ...
УДК 159
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
© 2016
Гогицаева Ольга Урузбековна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии психолого-педагогического факультета Кочисов Валерий Константинович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии психолого-педагогического факультета Хадикова Инесса Муратовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии психолого-педагогического факультета Северо-Осетинский государственный университет им. КЛ.Хетагурова, Владикавказ, (Россия)
Аннотация. В настоящее время не существует общепринятого мнения о том, какой подход следует применять персонологам к изучению личности для объяснения основных аспектов поведения человека. Фактически, на данной стадии развития персонологии сосуществуют различные альтернативные теории, описывающие личность как интегрированное целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. Актуальность исследования определяется противоречием между уже сложившимися теориями личности; стремлением ученых выдвинуть на передний план сильные существенные стороны собственной теории, считая ее общей и всеохватывающей, не признавая того, что это всего лишь некоторая часть, хотя и очень существенная, в системе целостного научного поиска, предполагающего обоснованные теоретические основания и диагностическое обеспечение.
Ключевые слова: индивид, развитие, психологический кризис, теории личности, социальный субъект, личностные качества, индивидуальные особенности.
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF PERSONALITY DEVELOPMENT IN MODERN PSYCHOLOGY
© 2016
Gogitsaeva Olga Urazbekovna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor
of psychology and pedagogy Kochisov Valery Konstantinovich, doctor of pedagogical sciences, professor of the department of pedagogy and psychology of the faculty of education Hadikova Inessa Muratovna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor
of psychology and pedagogy North Ossetian State University. named K.L.Hetagurova, Vladikavkaz (Russia)
Abstract. Currently, there is no conventional wisdom on what approach should be applied to the study of personality Personology to explain the basic aspects of human behavior. In fact, at this stage of development of coexisting Personology various alternative theories describing the person as an integrated whole, and at the same time explaining the differences between people. The relevance of the study is determined by the contradiction between the already established theories of personality; Scientists desire to bring to the fore the strengths essential aspects of his theory, including its general and all-encompassing, not recognizing that this is just some part, though very substantial, in the holistic scientific research, involving grounded theoretical foundations and diagnostic software.
Keywords: individual, development, psychological crisis, personality theory, social subject, personality, individual characteristics
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблема личности многомерна, что обусловливает множественность подходов к её изучению. Аналогично обстоит дело с вопросом особенностей формирования личности, её качеств - он междисциплинарный, в том числе и социально-философский, включающий проблему общего и единичного в ней. Поэтому необходим целостный подход. В настоящее время не существует общепринятого мнения о том, какой подход следует применять персо-нологам к изучению личности для объяснения основных аспектов поведения человека. Фактически, на данной стадии развития персонологии сосуществуют различные альтернативные теории, описывающие личность как интегрированное целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. Поэтому прежде всего остановимся на том, что представляет собой та или иная теория и какие методы она применяет для изучении и понимания человека.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия ХХ века. Ее становление связано с именами таких ученых, как Б.Г. Ананьев, М.И. Воловикова, П.С. Гуревич, Д.А. Леонтьев и другие [1, 2, 3, 4]. В конце 30-х годов прошлого, века в психологии личности началось активная дифференциация направлений исследований [5, 6, 67. Ко второй половине ХХ века сложилось
много различных подходов и теорий личности.
Формирование целей статьи (постановка задания). Актуальность исследования определяется противоречием между уже сложившимися теориями личности (каждая из которых обладает уникальной ценностью и значимостью и непредставленностью целостной теории личности, отвечающей общим критериям ее оценки); стремлением ученых выдвинуть на передний план сильные существенные стороны собственной теории, считая ее общей и всеохватывающей, не признавая того, что это всего лишь некоторая часть, хотя и очень существенная, в системе целостного научного поиска, предполагающего обоснованные теоретические основания и диагностическое обеспечение. В связи с этим, целью нашего исследования является выявление и характеристика различных этапов и направлений изучения личности, обоснование критериев оценки теорий личности, анализ особенности современного состояния исследования личности в психологии.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. На данном этапе развития психологии как науки нет однозначного определения термину «личность». Понятие «личность» весьма многопланово и разносторонне. На сегодняшний день любое определение рассматриваемого нами термина достойно на существование. Наиболее корректное определение, на наш взгляд, на сегодняшний день: Личность - это человек, обладающий определенным набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значения
Гогицаева Ольга Урузбековна, Кочисов Валерий Константинович, Хадикова Инесса Муратовна ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ...
для общества.
Право на существование имеют и несколько иные определения:
Личность - это социальный субъект и совокупность его личностных качеств и социальных ролей, его привычек и предпочтений, его знаний и опыта.
Личность - это так же субъект труда, познания и общества [7, 8, 9, 10, 11].
Для нас понятие личности - это, прежде всего, отдельный человек, который сам по себе уже является личностью, уникальной и неповторимой.
Для многих наук личность является одним из объектов изучения. В философии, педагогике, социологии, этики и эстетики, и, конечно же, психологии, личность изучается в своем специфическом аспекте. Это указывает на то, что личность является доступным, интересным и достойным объектом для научного исследования, заинтересовавшим многих специалистов среди этих наук. Социологи, например, рассматривают личность как представителя определенной социальной «группы» людей, как некий социальный тип, вместе с тем как продукт общественных отношений. Но психологи подчеркивают, что в то же время личность не только объект общественных отношений, она еще и отражает социальное воздействие, преломляя его. Условно, в общей сложности, можно разделить личность на три составляющие: физическую, духовную и социальную.
Физическое «я» или физическая личность, наверное, самая устойчивая составляющая. Сюда можно отнести одежду, интерьер дома и украшения быта, произведения труда человека - будь то рукописный текст или же написанные им картины. По видимым внешним атрибутам быта, увлечениям и стилю одежды, например, можно многое сказать о самом человеке, о его характере, предпочтениях, вкусах, мироощущению, глубине его мышления. Кроме того, человеку свойственно охранять эту «самость», оберегать свои интересы, выраженные материальными вещами [12, 13]. Этот инстинкт уходит корнями в глубокое прошлое, идёт ещё из древности, когда люди придумывали защитные обереги для своих жилищ, старались обезопасить своё сокровенное.
Социальная личность формируется постепенно. Первые этапы развития уже можно наблюдать при общении матери с ребёнком. Для ребенка это и есть первая ступень социализации. Далее идёт становление социальной личности на этапах взросления человека - детский сад, школа, институт, работа (допускаются различные вариации) [14, 15]. Попадая в новую социальную группу у человека появляется новая социальная роль, чем больше групп, тем больше социальных ролей примеряет на себя человек, тем больше он становиться социально адаптированным. Все наши притязания по поводу выбора профессии, амбиции на новой должности, соперничество в новом виде спорта- всё это формирует социальную структуру личности, укрепляет её, делает приспособленной к современной жизни. Как бы ни были важны физическая и социальная личность для самого человека, они ничто, без существования духовной личности. Духовная личность - противоположность личности физической. Она скрыта от окружающих глаз, но роль её в жизни человека огромна. Это те самые моральные принципы, устои и идеалы, которые скрыты внутри нас. Это тот самый внутренний стержень, который помогает человеку не «сломаться» в трудных жизненных ситуациях, преодолевать различные сложности и перипетии судьбы. В отличие от социальной и физической личности, духовная личность может развиваться в течение всей жизни, потребность в духовном насыщении абсолютно бесконечна, внутренний мир человека не знает границ. Конечно, есть люди, которые до конца своей жизни так и не обретают связь со своей духовностью. В противовес таким людям существуют личности необычайно духовно развитые - религиозные подвижники, мудрецы, великие учёные и изобретатели, знаменитейшие
деятели культуры. В основном, такие имена зафиксированы мировой историей.
Духовная, физическая и социальная личность в целом образуют систему, но на различных этапах жизни человека одна из этих личностей может обретать доминирующее значение. Это зависит от самого человека и его ценностей, и предпочтений в жизни на определённом этапе его развитию. Скажем, в какой-то момент человек может всерьёз заняться укреплением своего здоровья и поддержанием физической формы (занятия в тренажёрном зале) - это доминирует физическая личность. Или же человек всерьёз увлекается изучением новой для него религии, активно участвует в поисках новых религиозных знаний и практик (паломничество) - это пик активности духовной личности. В условиях трудных жизненных задач известны случаи «расщепления» или деградации социальной личности.
Личность всегда была центральным объектом для изучения ведущих психологов мира. Это объясняет наличие различных теорий в психологической литературе.
Наверное, самая популярная теория личности, которая на слуху даже у простого человека, не имеющего психологического образования это «Классический психоанализ» Зигмунда Фрейда. Известный австрийский психиатр и психолог З. Фрейд разработал свою теорию приблизительно в 1890-х гг. Это была первая масштабная работа, направленная на изучение личности. З. Фрейд работал в тесном тандеме с учёным И. Брейером. Брейер практиковал свой метод лечения истерии посредством гипноза, к которому и обратился Фрейд в своих исследованиях [16].
Главное утверждение в теории З. Фрейда гласит, что личность не обладает свободной волей. Любой поступок или действие личности продиктованы скрытыми мотивами сексуального или агрессивного характера. Внутренний мир по Фрейду настолько субъективен, что только специальные методы (сновидения, ошибки при устной или письменной речи) могут дать реальную информацию о личности человека. В случае попытки изучения более прямым методом личность скрывает свой субъективный мир за «фасадом» поведения, делая это подсознательно.
По Фрейду личность делиться на следующие блоки или составляющие:
- Ид («оно») - центральная личность. Состоит из симбиоза бессознательных побуждений.
- Эго («я») - симбиоз осознаваемых человеком исполнительных и познавательных функций психики. Эго включает в себя все наши знания об объективной реальности. Данная структура существует, обслуживая Ид, регулирует процесс взаимодействия Ид и Супер эго, при этом оставаясь нейтральной к обеим сторонам.
- Супер - эго («сверх я») - содержит общепринятые моральные и социальные нормы, приемлемые для того общества, в котором находится человек.
Теория Зигмунда Фрейда несомненно внесла огромный вклад в изучение личности человека. Даже после смерти учёного данная теория имела многих последователей и сторонников, но так же вызывала и многочисленные споры о её состоятельности [16].
Аналитическая теория личности - основоположником данной теории является швейцарский психиатр, психолог и философ Карл Густав Юнг. Именно Юнг ввёл в психологию понятие «архетипов». Архетипы -это универсальные психические структуры. Они являются врождёнными. Так как архетипы являются содержанием коллективного бессознательного, отражаются они в сновидениях и фантазиях. Разделяют первичные, универсальные, культурно-специфические, индивидуально-специфические архетипы. По теории Юнга -смысл жизни человека заключается в том, чтобы наполнить врождённые первичные архетипы определённым содержанием.
В аналитической теории выделяют три основные
Гогицаева Ольга Урузбековна, Кочисов Валерий Константинович, Хадикова Инесса Муратовна психологические
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ... науки
сферы личности:
- Коллективное бессознательное - главная структура субъекта, здесь представлен весь культурно-исторический опыт человечества, это есть унаследованные архетипы.
- Индивидуальное бессознательное - это ряд «комплексов», устойчивых эмоционально-заряженных мыслей, которые находятся за пределами сознания.
- Индивидуальное сознательное - это основа самосознания. В неё включены наши чувственные образы, закреплённые за определёнными событиями, благодаря которым личность само идентифицируется.
Карл Юнг установил в своей теории существование экстраверсии и интроверсии восприятия мира. Соответственно, выделив при этом два психотипа в личности - интроверта и экстраверта. Карл Густав Юнг относиться к последователям Зигмунда Фрейда, о которых я упоминала выше, и является представителем неофрейдизма. Данное направление зародилось в психологии приблизительно в 30-е года 20 века, вдохновлённое психодинамической теорией личности Фрейда [17].
Диспозиционная теория личности - основоположником данной теории является американский психолог Гордон Виллард Оллпорт. В своей работе он выделил такую особенность субъекта, как личностная черта. В более поздних трудах учёного такие личностные черты получили название «диспозиций» откуда и берёт своё название теория Оллпорта.
Черта по Оллпорту - это «визитная карточка» человека. По-другому можно это назвать манерой поведения человека в различных ситуациях, что позволяет ему быть узнанным, оригинальным. Благодаря диспозициям люди и отличаются друг от друга в своём поведении. Личностная черта делает человека предсказуемым в своей ответной реакции на раздражающий стимул извне.
В теории учёный показывает три вида диспозиций: кардинальные; центральные; вторичные.
Наиболее редко встречается кардинальная диспозиция. Её так же называют чертой «главной страсти». Определённая страсть настолько захватила разум человека, что диктует ему свои жизненные условия, маршруты и схемы, призванные её насытить. Центральные диспозиции - это «диспозиции рекомендательных писем». То есть это те черты личности, которые заметны окружающим, легко называемы, подчёркивают индивидуальность субъекта - коммуникабельность, пунктуальность, стрессоустойчивость, решительность [18, 19]. Вторичные диспозиции в сравнении с центральными менее заметны. Это определённые вкусы человека, которые, например, могут быть известны только его близкому окружению, друзьям, родственникам.
Диспозиции в личности не должны быть в хаотичном наборе, а наоборот, должны складываться в определённую структуру индивидуальности человека.
В 20-40е гг.20 века американская психология, по большей части, в изучении личности человека разделялась на последователей психоанализа и бихевиоризма. Гордон Виллард Оллпорт не принадлежал ни к одному, ни к другому лагерю исследователей. Открытие личностных диспозиций Оллпорта помогают практикующим психологам по всему миру создавать полную, наиболее глубокую картину поведения исследуемой личности.
Эрих Зелигманн Фромм немецкий социальный психолог и психоаналитик. Один из основоположников неофрейдизма в психологии, Фромм не считал при этом психоанализ безупречной работой, находил, и указывал на ошибки теории Фрейда, в основном, на отсутствие этики и слишком большой акцент на скрытые сексуальные влечения человека, как мотивы всех его поступков.
Фромм создаёт научный труд под названием «Человек для себя», где вводит понятие «социального характера». Социальным характером Фромм называет своеобразную связь между субъективным миром человека и социумом. Учёный описывает следующие виды 200
социального характера:
- Рецептивная ориентация - присуща человеку слабому, пассивному, зависимому. Для такого человека представляется, что источник всех благ лежит вовне. Такая личность зависима от мнения окружающих, редко имеет своё мнение, склонна к «прислуживанию» у людей более или менее авторитарных, не способна действовать в одиночку.
- Эксплуататорская ориентация - личность также видит источник всех благ вовне, но в сравнении с рецептивной ориентацией, человек, обладающий эксплуататорской ориентацией довольно самоуверен, высокомерен, хитёр, агрессивен. Все материальные и нематериальные блага он пытается добыть не честным трудом, а силой или путём ухищрений.
- Стяжательская ориентация - кардинально отличается от предыдущих ориентаций. Источник благ для данной личности не из внешнего мира, он чувствует себя в безопасности, только в режиме постоянной экономии, всё, что подталкивает его к растратам, рассматривается как потенциальная угроза извне. Такие люди ни грамма не новаторы, скудны не только в материальном плане, но и в чувственном, педантичны, маниакально чистоплотны и чрезвычайно подозрительны.
- Рыночная ориентация - человек сам себя рассматривает в качестве товара на рынке людей. Он старается всячески себя приукрасить, чтобы продать себя подороже. Самооценка данного типа абсолютно зависит от мнения социума.
- Плодотворная ориентация - данный тип чрезвычайно разумен, реально рассматривает жизненные ситуации и чувствует в себе потенциал для решения поставленных перед ним задач, творчески развит, не фригиден (в отличие от личности со стяжательным характером), способен отдавать и получать эмоции.
Все пять представленных выше ориентаций присутствуют в характере каждого человека, но, безусловно, доминирует лишь одна или две.
Бихевиоризм - это направление в психологии, зародившиеся в Америке в начале 20 века, предметом изучения которого является поведение человека. Основоположником бихевиоризма считается американский психолог Джон Уотсон. Именно он впервые заявил о необходимости смены традиционного предмета изучения - сознания, на новый - поведение.
В результате возникновения бихевиоральной теории личности в практикующей психологии возникло одноимённое психотерапевтическое направление. Как и все методы в психологии, данное направление подвергалось критике некоторыми учёными, но в то же время многочисленные эксперименты показывают её терапевтическую эффективность [19].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. На сегодняшний день в психологии существует не малое количество трудов, посвящённых изучению личности человека. Каждая из этих теорий имеет право на существование. В вузах предмет психологии является необходимым предметом для изучения студентами. Как нам кажется, каждый студент должен уделить достаточно времени для изучения разнообразных теорий личности. Это существенно облегчит понимание психологии как науки, существующей для изучения индивидуально-психологических особенностей людей, исследования их личности, мотивов их поведения, изучения свойств темперамента и характера, не забывая при этом, что исходным пунктом психологии являются не психические феномены, а живые индивиды. В 21 веке у учёных-психологов накопилось достаточное количество знаний, чтобы раскрыть перед нами психологию не как сухую поведенческую науку в стиле бихевиоризма, а показать нам ее более антропо-центричной.
Гогицаева Ольга Урузбековна, Кочисов Валерий Константинович, Хадикова Инесса Муратовна ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, СПб., 2001
2. Воловикова М.И. Институциональное становление психологии личности как области научного исследования в российской академии наук//Психологические исследования личности: история, современное состояние, перспективы. Сер. Труды Института психологии РАН //Отв. ред. М.И. Воловикова, А.Л. Журавлев, Н.Е. Харламенкова. М, 2016. С. 23-42.
3. Гуревич П.С. Психология личности. М.: Юнити-Дана, 2009.
4. Леонтьев Д.А.Очерк психологии личности. М.: 1993.
5. Воловикова М.И. О системном подходе к психологическому исследованию личности //Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 40-летию Института психологии и 85-летию его основателя Б.Ф. Ломова: в 2 частях. Ответственные редакторы: Журавлев А.Л., Кольцова В.А.. 2012. С. 194-195.
6. Бесаева А.Г., Кочисов В.К., Гогицаева О.У. Я-концепция как фактор личностного самоопределения Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 3 (22). С. 30-33.
7. Гогицаева О.У., Кочисов В.К. Условия развития личностной саморегуляции у младших школьников// Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 57
8. Харламенкова Н.Е. Личность в развитии: социально-ролевые и психологические (мотивационные) аспекты развити. Формы и методы социального познания. Калинин, 1989. С. 78-84.
9. Гогицаева О.У. Теоретико-методологические основы исследования толерантности личности как научной проблемы//Актуальные проблемы современного образования в условиях двуязычия. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Р.П. Бибиловой. 2011. С. 210-216
10. Воловикова М. И. Личность как субъект становления нравственного и право- вого сознания // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского и М.И. Воловиковой. М.: Пер Сэ, 2002
11. Семинега Жан-Пьер. Развитие теорий личности в зарубежной психологии: основные тенденции и критерии их оценки : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.11: М., 2000 173 с.
12. Кочисов В.К., Гогицаева О.У. Условия развития личностной саморегуляции у младших школьников Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 57.
13. Кемалова Г.Б. Развитие, воспитание и формирование личности//Приоритеты мировой науки: эксперимент и научная дискуссия Материалы VIII международной научной конференции. Научно-издательский центр «Открытие». 2015. С. 146-149.
14. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная пресса, 2000. 416 с
15. Марьясова Н. В. Духовность личности: возможности ее психологической диагностики. Хабаровск, 2008. С. 151
16. Фрейд Зигмунд. Психология масс и анализ человеческого Я. СПб.: Питер, 2005
17. Юнг К. Г. Работы по психиатрии. СПб., 2000.
18. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / [Пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева]; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.
19. Коржова Е. Ю. Психология личности: Типология теоретических моделей. СПб., 2004.