Научная статья на тему 'Спорт и лидерские качества личности'

Спорт и лидерские качества личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2600
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / LEADERSHIP / PHYSICAL FITNESS / SOCIALIZATION OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубаев Э.Х.

Статья посвящена решению задач современных общественных и государственных структур по подготовке молодых людей к сложной и напряженной жизни; создание благоприятных условий для конкурентоспособной личности, готовой принять на себя роль лидера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рубаев Э.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to solution of problems of modern social and governmental structures for preparing young people for a complex and busy life; the creation of favorable conditions for competitive individuals, ready to take on the role of leader.

Текст научной работы на тему «Спорт и лидерские качества личности»

- переход от этапа частичной, фрагментарной, мелкосерийной информатизации к широкомасштабной;

- переход от информационных технологий, основанных на слабо интегрированном программном обеспечении, к технологиям, ориентированным на локальные, распределенные и глобальные вычислительные сети и системы.

С этих позиций информационная составляющая может быть реализована в военном вузе на основе применения дидактических комплексов информационного обеспечения учебных дисциплин.

Список литературы

1. Александров А.Ю. Управление опережающим развитием образовательного пространства // Вестник НГИЭИ. 2016. № 3 (58). С. 7-13.

2. Кулагина О.В., Енина К.И. Формирование маркетинговой концепции рынка образовательных услуг в высших учебных заведениях // Вестник НГИЭИ. 2016. № 1 (56). С. 65-72.

3. Мачульская И.А., Беляев Р.В., Машин В.Н. Психологические аспекты организационно-педагогического управления в военных вузах // Синергия. 2016. № 5. С. 7-12

4. Образцов П.И., Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие. - Орел: Академия Спецсвязи России, 2004. -317 с.

5. Роберт И.В. Перспективные направления научных исследований в области информатизации образования / Современная образовательная среда. - М., 2002.

6. Яковлев А.Н., Яковлева С.А. Современные аспекты инфокоммуникационных технологий в системе профессионального образования // Синергия. 2016. № 5. С. 13-18.

Рубаев Э.Х.

СПОРТ И ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова

Ключевые слова: лидерство, физическая подготовка, социализация личности.

Аннотация: Статья посвящена решению задач современных общественных и государственных структур по подготовке молодых людей к сложной и напряженной жизни; создание благоприятных

условий для конкурентоспособной личности, готовой принять на себя роль лидера.

Key words: leadership, physical fitness, socialization of the individual.

Abstract: The article is devoted to solution of problems of modern social and governmental structures for preparing young people for a complex and busy life; the creation of favorable conditions for competitive individuals, ready to take on the role of leader.

Лидерство на протяжении многих веков играло значительную роль в жизнедеятельности отдельных индивидов и общества в целом. Целенаправленное развитие социальных субъектов, занимающихся физической культурой и спортом, направлено на формирование у спортсменов социально-важных личностных качеств, которые определяют их отношение к другим людям, к обществу, к самим себе.

Как показывает анализ научной литературы, существует много подходов к трактовке понятия «лидер». В самом упрощенном виде термин лидер - это символ целостности и образец для подражания всей группы. Во всех трактовках понятия есть общий смысл, но не хватает слов, доносящих главный смысл понятия «лидер», особенно, когда затрагивается тема лидерства в среде молодежи. Важная особенность, на наш взгляд, лидерства в молодежной среде это то, что лидер должен воплощать исключительно передовые идеи, направленные на динамичное развитие и улучшение своих последователей, воспринимающих нововведения лучше других групп. Это объясняется тем, что коллектив воспринимает лидера как личность, способную организовать его членов для совместной деятельности. Сам лидер, как правило, отличается уверенностью в своей возможности организовать членов коллектива для совместной деятельности не только в относительно благополучных условиях, но и в ситуациях, опасных для жизни и здоровья, имеющих место в профессиональной деятельности. По результатам исследований зарубежных психологов, около 10% людей имеют врожденные организаторские способности. И если формальными лидерами назначать людей, не имеющих лидерских качеств, то в коллективе создаются предпосылки для возникновения конфликтных ситуаций. Вместе с тем, если сознательно не заниматься проблемами лидерства, то в тени остаются люди, имеющие слабые организаторские способности. Всё это немаловажно в настоящее время и всего этого можно достичь через участие подрастающего поколения в молодежных организациях. При всем этом необходимо увеличение уровня их культуры, переориентация ценностей на более правильные,

в том числе, чтение литературы, интеллектуальный и профессиональный рост, развитие преемственности поколений, мотивация к учебе, занятия спортом.

Значимую роль в формировании лидерских качеств, на наш взгляд, играют занятия физкультурой и спортом. В настоящем исследовании мы планируем проанализировать роль спорта в формировании таких качеств личности как лидерство, организаторские, коммуникативные, волевые, нравственно-эстетические, а также важность ведения здорового образа жизни. Это всё позволяет человеку сформироваться как личность, обрести облик современного человека и достичь поставленных перед собой целей и задач, преодолевая трудности, решать проблемы, найти своё место в жизни. Спорт - неотъемлемая часть формирования современного человека [1].

Систематические занятия физкультурой и спортом позволяют человеку подготовиться к жизни, закаляют его тело и укрепляют здоровье, а так же способствуют всестороннему гармоничному развитию, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств, необходимых будущим специалистам.

Сегодня представления о физической культуре связаны с её оценкой как своеобразной части общей культуры. Как и культура общества в целом, физическая культура включает в себя довольно широкий круг разнообразных процессов и явлений: тело человека с его характеристиками; физическое состояние человека; процесс его физического развития; занятия определёнными формами двигательной деятельности; связанные свыше названными знаниями, потребности, ценностные ориентации, социальные отношения. Каждое из перечисленного входит в мир культуры в качестве элементов более широкой системы, включающей не только социально сформированные физические качества человека, но и такие элементы социальной деятельности, как нормы и правила поведения, виды, формы и средства деятельности. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что физическая культура представляет собой сложное общественное явление не ограниченное решением задач физического развития, а выполняющее и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. На современном этапе общество заинтересовано молодом поколении выросшем физически развитым, здоровым, жизнерадостным.

В этой связи, практически в каждом субъекте федерации приняты долгосрочные Программы развития физической культуры и спорта, в которых существует раздел «развитие массового спорта». Вместе с

тем, остается проблематичным вопрос курирования физического воспитания в образовательных учреждениях со стороны исполнительной власти. С одной стороны эта функция относится к Министерству образования, с другой стороны в данном ведомстве отсутствует контролирующий элемент системы управления качеством физкультурного образования. Решение данной проблемы на муниципальном уровне представляется возможным при условии объединения муниципальной исполнительной власти с подключением научной школы ВУЗов гуманитарной и педагогической направленности.

В Кировском районе в течение ряда лет осуществлялась проектно-экспериментальная деятельность по формированию и дееспособности муниципальной системы спортивно ориентированного физического воспитания (далее МССОФВ). Концептуальный базис инновационной образовательной деятельности подростков составила экспериментально проверенная технология реализации спортивно ориентированного физического воспитания (далее СОФВ) в школах страны автором которой является член-корреспондент РАО, профессор РГУФК В.К. Бальсевич. Технологическую основу реализации СОФВ в муниципальных условиях составила многоуровневая система управления образовательной деятельностью школьников.

Благополучно жить в современном мире - быстро меняющемся и сложном - значит, быть таким способным, чтобы вписаться в этот своеобразный ритм. И чем раньше современный человек "подросток" начнет развивать в себе такие качества, как активность, творчество, уверенность в себе и в своих силах, выносливость, решительность, оптимистичность, тем более гладко произойдет его включение в современное общество.

В этой связи особую значимость имеет изучение лидерства среди подростков, так как именно в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни. Среди факторов, оказывающих влияние на формирование и развитие лидерских способностей, можно выделить такие, как: особенности семейного воспитания, специфика деятельности, в которую включен человек, специфика среды его общения, особенности его досуга и т.д. Также, на наш взгляд, на формирование лидерских способностей у подростков могут воздействовать занятия в различных спортивных организациях, секциях, школах и т.д. [4-6].

Сегодня очень важно подготовить ребенка к самостоятельной

жизни, быть нравственно и физически здоровым, но и научиться быть здоровым, благополучным и успешным в жизни. В последнее время в современном обществе центральной идеей является сохранение здоровья подрастающего поколения, как основополагающего фактора будущего благополучия государства [2-3].

Подростковый возраст - важнейший период в жизни человека: в человеке закладываются уважение к себе, самооценка, способы взаимоотношений с окружающими людьми, манера взаимодействия с людьми того же и противоположного пола. От того, к чему будет подготовлен человек в подростковом возрасте, зависят его самореализация, его карьера, то, кем он станет в жизни, чего добьется и будет ли он в конечном итоге счастлив.

В современном мире гораздо проще самореализоваться человеку, обладающему такими качествами как, коммуникативные навыки, умение гармонично вливаться в коллектив и взаимодействовать в среде сверстников, способности быстро адаптироваться к сложным жизненным ситуациям и так далее. И, конечно, одними из таких качеств, на наш взгляд, являются лидерские качества. В каждом спортивном коллективе есть свой лидер. Этот человек подает пример, ведет за собой вперед и ему доверяют.

В 2014 г., в школе №1 села Эльхотово, нашим отделом по делам физической культуры, спорта и молодежной политике создан спортивный клуб "Лидер", задача которого - организация совместной деятельности учителей и учащихся, родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья. Работа клуба направлена на становление ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья. Для создания клуба в школе созданы все условия: современные спортивный и тренажерный залы, закуплено новое спортивное оборудование, благоустроена пришкольная спортивная площадка.

У нас есть свой лидер. Это Т. Джибилов. Являясь начальником отдела по связям с общественностью, молодежной политике и спорту, он возглавил работу клуба, став его куратором-лидером, с наибольшим статусом, который в определенной ситуации берет на себя большую ответственность за выполнение групповых задач, чем все остальные, он не только организует спортивные мероприятия, но так заражает своей энергией подростков, что хочется всегда побеждать, умеет вести за собой других.

В процессе занятий спортом закаляется воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно

ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Таковым должен быть современный человек. Ребята тренируемся рядом с товарищами, соревнуемся с соперниками. Это, несомненно, обогащение опытом человеческого общения, умение понимать других. Совершенно очевидно, что, занимаясь спортом, человек в первую очередь совершенствует и укрепляет свой организм, своё тело, свою способность управлять движениями и двигательными действиями.

Спорт наряду с живописью, ваянием, музыкой и балетом постепенно убеждает людей, что человеческое совершенство - одна из прекраснейших ценностей жизни. Так говорят даже философы, и их слова созвучны с суждениями спортивной общественности. Многие говорят, что высший смысл спорта в раскрытии способностей человека. И не только физических. Спорт делает человека естественнее, ближе к тому идеалу, когда сглаживается жестокое противоречие с мудростью природы, наделившей всё живое радостью жизни. Эта мысль близка к философскому обобщению человеческого бытия.

Наш район можно назвать спортивным: сохраняются спортивные традиции. В районе любят играть футбол, как взрослые, так и дети, любят и другие виды спорта.

Есть на кого равняться. В районе много семей, члены которых занимаются спортом и защищают честь Кировского района, во время республиканские спартакиада. Мы считаем, что девиз каждого человека должен быть таким: «Движение - это жизнь!».

Из проведенного анкетного опроса учеников и учителей по вопросу отношения и изучения проблемы и организации физического воспитания, видно, что:

-78% обучающихся района активно участвуют в спортивной деятельности

-отношение школьников к деятельности спортивного клуба, из вариантов ответов мы имеем такие проценты: хорошее 82% , нормальное 14%, безразличное 4%.

В ходе работы мы имели возможность изучить роль и степень влияния занятий спортом на облик современного молодого человека, его личностных качеств.

Исходя из анализа научной литературы и проведенного исследования, можно сделать вывод о роли занятий спортом в формировании положительных черт характера личности.

Подростки, которые занимались тем или другим видом спорта, свободно и уверенно чувствуют себя в дальнейшей жизни, им легче

адаптироваться в обществе в новых условиях. В жизни они находят себе достойное место, достигают больших результатов в работе. Как показывает практика, процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.

Обобщив все вышесказанное, можно отметить, что роль организаций в жизни молодежи занимает значимое место. Молодежная организация как социальная группа является одной из форм проявления социальной инициативы молодых людей, позволяющая удовлетворить свойственную им необходимость в социально-преобразующей деятельности. В них не только создается полигон для общественной деятельности, но и возможность для проявления социальных и гражданских чувств, общих переживаний, стремлений к преобразованию.

Таким образом, молодежная организация является отличным толчком к реализации лидерского потенциала молодых людей. В заключении, следует отметить, что формирование здорового образа жизни может иметь активный, управляемый характер в случае, если обеспечена его исходная диагностика, создаются условия для удовлетворения мотивов деятельности детей, реализация мотивов и ценностей детей получает эмоциональное подкрепление, подросток осознает его субъективное положение в образовательной деятельности. Поэтому именно на этапе подросткового возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

Список литературы

1. Абаев А.М. Психолого-педагогические проблемы субъектов образовательных физкульгурно-спортивных учреждений дополнительного образования детей // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма: инновации и перспективы развития». -Челябинск, 2012.-С. 6-8.

2. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В. Развитие системы профессиональной мобильности в условиях непрерывного образования//Ресурсы развития социально-профессиональной

траектории учащейся молодежи: вызовы XXI века. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2015. С. 131-134.

3. Гогицаева О.У., Кочисов В.К., Хадикова И.М. Теоретико-методологический аспект развития личности в современной психологии //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 198-201.

4. Каландаришвили З.Н., Кочисов Ч.В., Гогицаева О.У., Кочисов С.В. Проблема волевой регуляции поведения индивида // Современные тенденции в науке, технике, образовании. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. 2016. С. 167-169

5. Кочисов В.К., Гогицаева О.У., Кочисов Ч.В., Кочисов С.В. Теории личности в современной психологии // В мире научных открытий. 2015. № 11-1. С. 594-603.

6. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Формирование личности студента как фактор повышения конкурентоспособности выпускника на рынке труда // Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее. 2016. № 3-1. С. 234-237.

Шевченко А.П.

АУТЕНТИЧНЫЕ ФИЛЬМЫ КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ

МАТЕРИАЛ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СФЕРЕ ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: аутентичные кинофильмы, иностранный язык в сфере юриспруденции, метод обучения, мотивация.

Аннотация: В статье рассматриваются аутентичные кинофильмы как дидактический материал, используемый с целью изучения иностранного языка в сфере юриспруденции. Цель работы — проанализировать теоретическую базу по указанному вопросу, охарактеризовать аутентичные фильмы как дидактический материал и выявить, в чем заключается эффективность данного материала, дать краткое описание специфики работы с фильмами на иностранном языке, а также методики проведения занятий.

Keywords: authentic films, foreign language in branch of law, teaching method, motivation.

Abstract: The author examines authentic films as didactic material for the study of a foreign language in the field of law. The aim of this work is to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.