УДК 37.014
ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ЖИЗНИ
© 2016
Кочисов Валерий Константинович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии психолого-педагогического факультета Гогицаева Ольга Урузбековна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии психолого-педагогического факультета Гиголаева Дзерасса Владимировна, студентка 3 курса, психолого-педагогического факультета
Хасиева Алина Витальевна, студентка 3 курса, психолого-педагогического факультета Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, Владикавказ, (Россия)
Аннотация. Миграция сегодня во всем мире является неотъемлемой и неизбежной частью глобализации. Прямым следствием масштабных перемещений мигрантов становится все возрастающее этнокультурное и этно-конфессиональное разнообразие общества. Сегодня мигранты нуждаются не только в решении проблем экономического характера, но и в успешной адаптации к нормам и правилам того общества, которое является для них новой родиной. Проблема приспособления к условиям новой социальной среды в большей степени затрагивает детей из семей мигрантов. В связи с этим возникает необходимость разработки эффективных способов организации психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов. Одним из ведущих факторов, позволяющих решить эту проблему, несомненно, является сфера образования. Количество детей мигрантов в каждой образовательной организации изо дня в день увеличивается, но отношение к ним достаточно часто является негативным, происходит это по причине отличия подобных детей от остальных, несоответствия их поведения общественным нормам. Эффективное решение задач педагогического сопровождения детей-мигрантов требует особого подхода к организации взаимодействия участников образовательного процесса, разработки программы комплексной поддержки детей-мигрантов, направленной на повышение социальной зрелости в поликультурной среде.
Ключевые слова: Миграция, адаптация, психолого-педагогическое сопровождение, образовательный процесс.
PROBLEM PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT AND ADAPTATION OF MIGRANT CHILDREN IN THE NEW CONDITIONS OF LIFE
© 2016
Kochisov Valery Konstantinovich, doctor of pedagogical sciences, professor of the department of pedagogy and psychology of the faculty of education Gogitsaeva Olga Urazbekovna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of psychology and pedagogy Gigolaeva Dzerassa Vladimirovna, student 3rd year psycho-pedagogical faculty Hasiyeva Alina Vitalyevna, student 3rd year psycho-pedagogical faculty North Ossetian State University named K.L.Hetagurova, Vladikavkaz (Russia)
Abstract. Migration is an integral part of globalization. A direct consequence of the large-scale movement of migrants is becoming increasingly ethno-cultural and ethno-religious diversity of society. Today, migrants need not only the solution of economic problems, but in the successful adaptation to the norms and rules of a society that is for them a new homeland. The problem of adjusting to a new social environment affects children from migrant families. In this regard, there is a need to develop effective forms of organization of psychological and pedagogical support of children-migrants. One of the leading factors that allow to solve this problem, undoubtedly, is education. The number of migrant children in each educational organization is day by day increasing, but the attitude towards them is negative quite often, it happens because of the differences of such children from the others, the inconsistencies of their behavior to societal norms. Effective solution of problems of pedagogical support of migrant children requires a special approach to the organization of interaction of participants of educational process, development of a comprehensive support programme for migrant children aimed at increasing social maturity in a multicultural environment.
Keywords: Migration, adaptation, psychological-pedagogical support, educational process
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Миграция, как социальное явление, является сегодня естественным и закономерным атрибутом процесса глобализации. Массовая миграция, приобретая глобальный характер, способствует тому, что порождает множество противоречий, конфликтов, обусловленных различными ценностями, нормами поведения, семейными традициями и другое. Процесс адаптации сопровождается установлением новых межличностных контактов, влечет за собой многочисленные материальные и бытовые проблемы и др. В комплексе эти воздействия могут создать тяжелую стрессовую ситуацию, с которой необходимо справиться мигранту.
До конца ХХ столетия человеческая мысль в отношении миграции, конструирования процесса введения в жизнь на новом месте жительства эволюционировала стихийно. На современном уровне развития общества такое отношение к человеческим резервам становится слишком расточительным и неоправданным. Как показывает практика, существующая в настоящее время система работы с мигрантами в миграционных и других службах России, нуждается в преобразовании. Отметим, что преобладающий антиакмеологический подход в отношении мигрантов делает данную проблему достаточно острой, требующей своевременного оперативного
решения. Для введения мигрантов в новую социальную среду и оптимального развития личности необходимо перейти от нерегулируемого к регулируемому процессу адаптации на начальном постмиграционном этапе, содержанием которой является организация неформального образовательного процесса в паспортно-визовом отделе и миграционной службе. Развитие личности мигрантов необходимо направить на формирование у мигрантов внутренней модели новой внешней среды; на овладение умениями и навыками поведения в ситуации вынужденной смены места жительства; на формирование смысложизненных ориентаций и осмысленно-продуктивных актуальных смысловых состояний, обеспечивающих оптимальное развитие личности.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. На сегодняшний день существуют различные подходы к классификации проблем детей - мигрантов. В условиях образования проблема детей-мигрантов привлекает все большее внимание исследователей, начинают создаваться соответствующие условия, разрабатываться специальные программы, ориентированные на облегчение процесса адаптации такого ребенка к новым для него условиям жизнедеятельности. В психолого-педагогиче-
скои литературе можно наити различные практические разработки в области социально-психологической адаптации детей из семей мигрантов (Г.С. Витковская [1], О.У. Гогицаева [2], В.В. Гриценко [3], А.Н Гуляева [4], В.В. Гура [5], В.В. Константинов [6], Т.Д. Молодцова [5], Н.С. Палагина [7], Т.Г. Стефаненко [8], С.Ю. Шалова [5] и др.), однако, недостаточно освещенными в литературе остаются вопросы педагогического сопровождения детей-мигрантов с целью их успешной самореализации в процессе обучения
Вместе с тем, количество детей мигрантов в каждой образовательной организации изо дня в день увеличивается, но отношение к ним достаточно часто является негативным, происходит это по причине отличия подобных детей от остальных, несоответствия их поведения общественным нормам. Эффективное решение задач педагогического сопровождения детей-мигрантов требует особого подхода к организации взаимодействия участников образовательного процесса, разработки программы комплексной поддержки детей-мигрантов, направленной на повышение социальной зрелости в поликультурной среде.
Осознавая сложность этого процесса, Т.Г. Стефаненко определяет социальную адаптацию как результат взаимодействия личности и социальной среды, который приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы [8]. В.В. Константинов, изучая процесс адаптации вынужденных мигрантов к изменившимся условиям жизни, определяет его как «перестройку психологических качеств личности, поведения и деятельности субъекта адаптации в ответ на требования новой социальной среды и изменения самой социальной среды в ходе удовлетворения адаптивной потребности вынужденного мигранта в целях их полноценной взаимной деятельности и развития» [6].
В данном случае исследователями отмечается, что социально-психологическая адаптация представляет собой двусторонний процесс, сопровождающийся тяжелыми переживаниями не только со стороны мигранта, но и окружающих его людей, меняется не только личность мигранта, но и его новое окружение, реагируя на его индивидуальные особенности, адаптируясь к новому для них человеку. В итоге должна выработаться новая совместная стратегия поведения, взаимодействия, устраивающая обе стороны.
Н.С. Палагина также отмечает сложности, которыми сопровождается процесс социально-психологической адаптации вынужденных мигрантов. Она обращает внимание на изменения личностного плана, снижение самооценки, уровня притязаний, сломку стереотипов, ценностных ориентаций и социальных установок [7]. Это, в свою очередь, может отражаться в поведении мигранта, раздражительности, стремлении занимать оборонительную позицию, ожидании негативных выпадов со стороны окружающих.
Формирование целей статьи (постановка задания). Вышеизложенные положения актуализируют проблему оказания психологической помощи мигрантам. Вынужденные переселенцы нуждаются не только в решении проблем экономического характера, но и в успешной адаптации к нормам и правилам того общества, которое является для них новой родиной. Проблема приспособления к условиям новой социальной среды в большей степени затрагивает детей из семей мигрантов. Одним из основных социальных институтов, позволяющих решить эту проблему, несомненно, является общеобразовательная школа. В связи с этим возникает необходимость разработки эффективных форм и методов организации педагогического сопровождения детей-мигрантов.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Понятие и категориальный аппарат миграционной педагогики начинают разрабатываться с конца 90-х го-
дов педагогической науки России Е. В. Бондаревской, О.В. Гукаленко, Е.Ю. Захарченко. Миграционная педагогика имеет собственное теоретико-методологическое обоснование, методологическим базисом которого служат системный подход, философские идеи поликультурного общества, поликультурного образования, гуманизма. Миграционная педагогика развивается на основе интеграции и взаимосвязи общечеловеческих и национальных идей, способствующих педагогической поддержке и защите детей-мигрантов в условиях развивающихся процессов межкультурного взаимодействия и преодоления социокультурной отчужденности.
Е.Ю. Захарченко выделяет несколько направлений в педагогической поддержке и защите учащегося-мигранта: педагогическая поддержка и защита самого процесса формирования и развития личности учащегося-мигранта; социально-педагогическая поддержка и защита среды формирования и развития личности учащегося-мигранта, социальных, образовательных, нравственных и адаптационных проблем поликультурного образовательного пространства; целевая социально-педагогическая защита и правовая поддержка учащихся-мигрантов
[9].
Большинство исследователей сходятся во мнении, что для организации психологического сопровождения процесса адаптации детей мигрантов, нужно проводить комплексную работу на уровне образовательной организации. Такая работа должна охватывать не только детей мигрантов, но и остальных участников образовательного пространства: всех обучающихся школы, педагогов, психологов, родителей.
Первым этапом подобной работы должно стать изучение личности ребенка, его возможных затруднений и сильных сторон его личности, его менталитета. Следующим шагом должно стать обучение мигрантов навыкам поведения и взаимодействия в новых условиях, возможно резко отличающихся от тех, к которым они привыкли.
Подобная работа, отмечают Т.В. Бурковская и Е.Ю. Захарченко должна вестись на основе межкультурного диалога, учета этнокультурной специфики ми-грантских групп, их самосознания, традиций взаимодействия, принятых в культуре, ценностных норм и форм общественно-адаптивного поведения в социуме. При организации психологической помощи ребенку мигранту прежде всего, необходимо сформировать у него коммуникативные навыки. Для этого организуют занятия-тренинги по межличностному общению, сплочению всего коллектива. Е.Ю. Захарченко обращает внимание на то, что создание благоприятных условий для адаптации мигрантов в образовательной организации возможно при развитии коммуникации, построении межкультурного диалога в многонациональном обществе; разработке специальных программ, ориентированных на адаптацию детей-мигрантов, создание условий для их обучения; обеспечение взаимосвязи социальной, культурной и языковой адаптации; создании условий для сохранения родного языка, интеллектуальных и эмоциональных контактов с родной культурой; подготовке педагогов, ориентированных на работу с детьми-мигрантами, в аспекте овладения ими несколькими языками и культурами (воспитание личности на рубеже культур), способных к организации диалога культур [9].
Для налаживания диалога культур позитивным может оказаться проведение разнообразных праздников, «Фестиваля культур», на которых можно продемонстрировать традиции разных народов, культурных достижениях и обычаях. По мнению А.Н. Гуляевой в педагогическом коллективе, в котором присутствуют дети мигранты, работа должна вестись по следующим направлениям:
- обучение русскому языку как неродному;
- знакомство с культурно-историческими особенностями страны;
- психолого-педагогическое сопровождение детей мигрантов;
- проведение уроков толерантности, тренингов, мероприятий по сплочению коллектива [4].
Важным результатом подобных занятий должно стать понимание особенностей партнера по общению, умение правильно интерпретировать поведение ино-культурного партнера, выработка толерантного отношения к нему. Кроме того, необходимо организовывать совместную деятельность детей таким образом, чтобы ребенок мигрант имел возможность внести свой вклад в общее дело, которое необходимо отметить.
Вхождение ребенка мигранта в новый коллектив обычно сопровождается знакомством с ним. Для этого обычно применяют такой прием, как «Знакомство» или «Моя визитная карточка». Данный прием предполагает своего рода тренинговое мероприятие, в ходе которого дети рассказывают о себе, своей семье, что позволяет наладить первоначальный контакт [10].
Еще одним важным фактором в сопровождении детей-мигрантов в процессе их адаптации в образовательном пространстве и социализации в обществе принимающей стороны, является повышение степени готовности школы к приему детей-мигрантов и обеспечение углубленной подготовки учителей к выполнению деятельности по адаптации детей-мигрантов к образовательному пространству. Для эффективной реализации гуманират-ных технологий социализации мигрантов необходимо на должном уровне обеспечить межфункциональное взаимодействие между всеми участниками процесса как на уровне образовательного учреждения, так и за его пределами.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
В целом, нужно отметить, что процесс социально-психологической адаптации мигранта к новым условиям жизни является довольно драматичным и сложным.
Человек, попавший в подобную ситуацию переживает массу сложностей как субъективного, так и объективного характера, следовательно нужно создавать условия для более безболезненной ситуации интеграции мигрантов к условиям новой социокультурной среды, нужно создавать специальные программы для адаптации детей мигрантов, организовывать психологическое сопровождение этого процесса, осуществлять специальную подготовку педагогов, осуществляющих работу с такими детьми, налаживать диалог культур, вместе с тем поддерживать самобытность мигрантов, ценить их индивидуальность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Витковская Г.С. Миграция и мигрантофо-бия в Приволжском регионе: Саратовская, область // Миграционная ситуация в регионах России. Выпуск второй. Приволжский Федеральный округ. Под ред. Ж. Зайончковской. Москва: Центр миграционных исследований, 2004. 201 с.
2. Гогицаева О.У. Проблема толерантных взаимоотношений в школе//Актуальные проблемы современного образования в условиях двуязычия. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию профессора К.Е. Гагкаева. Под редакцией Р.П. Бибиловой. 2013. С. 279-282.
3. Гриценко В.В. Вовлеченность вынужденных переселенцев в наркосреду и наркобизнес // Миграционная ситуация в регионах России. Выпуск второй. Приволжский Федеральный округ. Под ред. Ж. Зайончковской. Москва: Центр миграционных исследований, 2004. 201 с.
4. Гуляева А.Н. Социокультурная адаптация детей мигрантов /А.Н. Гуляева //Психологическая наука и образование : электрон. журн. 2010. № 5.
5. Молодцова Т.Д., Гура В.В., Шалова С.Ю. Исследование проблемы дезадаптации детей и подрост-
ков в России в ХХ веке //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. №1 (14). С. 115-119.
6. Константинов В.В. Зависимость успешности социально-психологической адаптации вынужденных мигрантов к новым условиям жизни от типа проживания: дис. ... канд. психол.наук / В.В. Константинов. Самара, 2004.
7. Палагина Н.С. Особенности социально-психологической адаптации мигрантов в преодолении жизненного кризиса: дис. ... канд. психол. наук /Н.С. Палагина. - Таганрог, 2007.
8. Стефаненко, Т. Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации / Т.Г.Стефаненко. М.: Наука, 1999.
9. Захарченко Е.Ю. Дети-мигранты в атмосфере современной российской школы / Е.Ю. Захарченко // Педагогика. 2002. № 9. С. 47-53.
10. Кочисов В.К., Гиголаева Д.В. Условия инновационных форм образования //Территория науки. 2015. № 6. С. 35-39.