Кочисов Валерий Константинович, Гогицаева Ольга Урузбековна, Хадикова Инесса Муратовна ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА РАЗНЫХ ...
УДК 159
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
© 2016
Кочисов Валерий Константинович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии психолого-педагогического факультета Гогицаева Ольга Урузбековна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
педагогики и психологии психолого-педагогического факультета Хадикова Инесса Муратовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии психолого-педагогического факультета Северо-Осетинский государственный университет им. КЛ.Хетагурова, Владикавказ (Россия)
Аннотация. В статье анализируется профессиональное самосознание, как условие не только активности личности, но и формирования удовлетворенности трудом. Одним из составляющих профессионального самосознания является представление о будущей профессии. Профессия представляет собой сложный мир, в частности, незримых объектов, переживаний, владения определенными незримыми профессиональными целостностями. Степень вовлеченности в учебную деятельность взаимосвязана и с уровнем сформированности профессиональной компетентности и с характером профессиональных представлений. В связи с чем, основной задачей педагога высшего учебного заведения является не просто трансляция своих знаний учащимся, но и создание, таких условий, при которых учебная дисциплина становится способом раскрытия собственной активности студентов, активизации их учебной деятельности, раскрытия личного потенциала по средствам осознания важности личной сопричастности процессу обучения.
Ключевые слова: профессиональное самосознание, личностное развитие, мотивация, психологический комфорт.
FORMATION OF PROFESSIONAL REPRESENTATION AT DIFFERENT GRADE LEVELS IN HIGH SCHOOL: PSYCHOLOGICAL ASPECT
© 2016
Kochisov Valery Konstantinovich, doctor of pedagogical sciences, professor of the department of pedagogy and psychology of the faculty of education, Gogitsaeva Olga Urazbekovna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor
of psychology and pedagogy Hadikova Inessa Muratovna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor
of psychology and pedagogy North Ossetian State University named K.L.Hetagurova, Vladikavkaz (Russia)
Abstract. The article examines professional identity, as a condition not only personal activity but also the formation of job satisfaction. One of the components of professional identity is the idea of their future profession. The profession is a complex world, in particular, invisible objects, feelings, possessing invisible professional integrities. The degree of engagement in the learning activity and linked to the level of formation of professional competence and the nature of professional performances. In this connection, the main task of the teacher of higher educational institution is not just a broadcast their knowledge to students, but also to create such conditions under which an academic discipline becomes a way of revealing the intrinsic activity of students, enhancing their learning activities, disclosure of personal potential by means of understanding the importance of personal involvement in the learning process.
Keywords: professional identity, personal development, motivation, psychological comfort.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. На современном этапе в России продолжается период активных социально-экономических перемен, а это, в свою очередь, влечет за собой и изменения в системе высшего профессионального образования. Основной задачей современного высшего образования является создание условий для формирования общих и профессиональных компетенций, позволяющих будущим специалистам реализовать свой личностный и творческий потенциал. Решение этой проблемы вызвано с необходимостью формирования у студентов адекватных, приближенных к реальности представлений о будущей профессии и способности найти в ней свое место (Т.Н. Березина [1], Н.М. Борытко [2], С.В. Власенко [3], В.А. Хрущев [3] и др.), максимально соответствующее их личностным особенностям и возможностям.
Необходимо не только сформировать адекватные представления о профессии в период профессионального обучения у студентов, но и сделать эти представления активизирующим условием профессионального и личностного саморазвития. Главным в данном процессе является формирование профессиональных намерений (Р.А. Исаев, О.А. Ульянина), имеющие когнитивную основу и содержащие в себе как эмоциональные, так и конативные составляющие [4].
Профессионализм человека приобрел в развитых
странах характер культа, следование которому признается одним из показателей цивилизованности общества.
Психологическое становление профессионала является динамичным процессом. Субъект на протяжении всей профессиональной деятельности претерпевает различные изменения. Одним из них, и главным, на наш взгляд, является личностно-профессиональное развитие, которое, с точки зрения акмеологии, неразрывно связано с профессиональным самосознанием личности. Профессиональное самосознание задает степень активности личности и формирует удовлетворенность трудом, а это, в свою очередь, составная часть ощущения полноты жизни и объективная реализация жизненной позиции, выработанная под действием созданной субъективной картины жизненного пути.
Все вышесказанное позволяет нам сделать выводы об особом и чрезвычайно значимом вкладе профессионального самосознания в реальное профессиональное и личностное развитие человека и по «горизонтали» (внутри «самости» и тех процессов, которые происходят у личности «здесь» и «сейчас»), и по «вертикали» - на длительной дистанции его личностно-профессиональ-ного восхождения.
Одним из составляющих профессионального самосознания является представление о будущей профессии.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на
Кочисов Валерий Константинович, Гогицаева Ольга Урузбековна, Хадикова Инесса Муратовна ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА РАЗНЫХ ...
которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Отечественная психология исходит из тезиса (М.М. Гарифуллина [5], О.У. Гогицаева [6], С.Д. Гуриева [7], Ч.В. Кочисов [б], О.В. Тарарухина [7]), что все представления человека есть результат уже бывших актов ощущения и восприятия (первый путь возникновения) или воображения (второй путь их возникновения). То есть, представление это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте. Человек, строя свой жизненный путь, руководствуется системой представлений о своем прошлом, настоящем и будущем. В силу чего представления рассматриваются как результат обобщения существенных и несущественных признаков; тесно связанных с прошлым опытом человека, но не являющихся механической репродукцией восприятия. Представления анализируются как некоторое изменчивое динамическое образование, всякий раз с учётом определенных условий, вновь создающее и отражающее жизнедеятельность личности. Ряд ученых определяют представление (О.У. Гогицаева, З.Н. Каландаришвили, Ч.В. Кочисов, А.Г., В.К. Кочисов, И.М. Хадикова), как специфическое образование сознания, которое «является формой отражения объективной действительности, переходной от сенсорно-перцептивного к вербально-логическому уровню, следующей за ощущением и восприятием ступенью в прогрессивной линии развития когнитивных процессов» [8; 9; 10].
Основным критерием представлений является их относительная свобода от непосредственного контакта с объектом, это вторичный образ предметов и явлений, не действующие в данный момент на органы чувств, и позволяющие им возникать и существовать на основе следов памяти или воображения. Представления актуализируются в сознании по ассоциациям: «слово-образ», «чувство-образ», а также благодаря действию неосознаваемых механизмов. Субъективные представления объективируются, становятся доступными через словесное описание, графическое изображение и связанное с ними поведение. Сущность представлений заключается в обобщенности образа действительности. Несмотря на то, что образ обладает неполнотой, фрагментарностью, расплывчатостью, неустойчивостью, бледностью в сравнении с образом восприятия, однако, он, не теряет значимые для личности особенности окружающего мира. Итогом или продуктом представления выступает образ-представление, проецирующийся в сфере сознания. Данный подход к представлению связывает его с понятием ментальной или когнитивной репрезентации. Понятие «репрезентация», по словам Е.И. Рогова и Е.М. Третьякова, означает «представленность себе», то есть «...речь идет о внутренних структурах, формирующихся в процессе жизни человека, в которых представлена сложившаяся у него картина мира, социума и самого себя [11; 12].
Формирование целей статьи (постановка задания).
Представления могут носить и социально-психологический характер, и личностный, который обусловлен социальной позицией самой личности. При этом они являются важнейшим компонентом мировоззрения человека, выполняют функции регуляторов поведения, во многом определяясь профессией, проявляются во всех областях деятельности. Адекватные представления о профессии являются обязательным условием сознательного выбора трудовой деятельности субъектом, учитывающим его интересы, желания, возможности и способности. Уровень сформированности профессиональных представлений является предпосылкой становления активной жизненной позиции человека (А.В. Хуторской, О.С. Шкиль), его успешности в профессиональной деятельности [13; 14]. Представления - основа первичных целей, управляя учебной, профессиональной и любой другой деятельностью, они составляют основное содержание знаний, умений и навыков, особенно тех, которые
связаны с профессиональной деятельностью. Начальный этап развития профессиональных представлений связывается с различными этапами социализации и развития самоидентификации личности. На тех или иных этапах психосоциального развития в школьный период представления более дифференцируются, конкретизируются, а их основе зарождаются профессиональные интересы, идеалы и как результат, начинает формироваться профессиональное самоопределение, которое позволит выпускникам осуществить выбор сферы дальнейшего обучения. Такой выбор зачастую является ошибочным, в связи с неадекватностью или узостью представлений о тех или иных видах деятельности, а также неспособностью молодых людей верно соотнести личные интересы и способности. Однако, в процессе профессионального образования профессиональные представления более конкретизируются, становясь более яркими и конкретными, что зачастую на этом этапе социализации может привести к первому серьезному профессионально-детерминированному кризису - кризису профессионального самоопределения.
Профессия представляет сложным миром, в частности, невидимых объектов, переживаний, владения определенными незримыми профессиональными целост-ностями. Для профессионалов существуют богатые и разнообразные миры впечатлений, материалов для размышления и практического действия.
Естественно, что, располагая в сознании, в воображении «пустотами» по представлению о профессии, трудно обдумывать вопросы выбора будущей специальности [15]. Указанные «пустоты» легко и незаметно заполняются вымыслами, не соответствующими реальности, предположениями; и тогда оказывается, что человек живет, не замечая того сам, в некоем мире ложных представлений, самодельных мифов. Таким образом, важно строить представление о профессии на основе современных сведений. Исходя из выше изложенного, мы охарактеризовали систему представлений о профессии, которая включает в себя следующее:
- представление о своей будущей профессии (реальное - «кем я буду после окончания обучения» и идеальное - профессия, по которой хотелось бы работать);
- главная профессиональная цель (что предполагается делать, чего хотелось бы достичь);
- внешние условия достижения намеченных целей (трудности, возможные препятствия);
- внутренние условия достижения намеченных целей (свои возможности, способности).
Целью нашей работы было определение психологических особенностей представления о профессии на разных этапах профессионального обучения в ВУЗе.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Для реализации выше поставленной цели использовалась методика «Незаконченные предложения», которая включает 10 предложений, характеризующих в той или иной степени систему представлений о профессии.
Эмпирическая база исследования: методика «Незаконченные предложения» проводилась на базе Северо-Осетинского государственного университета. Всего в исследовании приняли участие 45 студентов. Из них 11 опрошенных - студенты I курса педагогического факультета, 12 человек - студенты IV курса, 22 - студенты заочного отделения. Полученные результаты обрабатывались методом контент-анализа.
В результате проделанной работы выявились следующие особенности представления о будущей профессии.
Реальное представление о профессии составляет 41,7% у IV курса и связано с воспитанием и обучением детей.
У студентов I курса представление о профессии связывается с областью научных интересов - психология и педагогика (36,4%); у студентов заочного отделения
Кочисов Валерий Константинович, Гогицаева Ольга Урузбековна, Хадикова Инесса Муратовна психологические
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА РАЗНЫХ ... науки
- характеризуется как оказание помощи людям (29,2%).
После окончания обучения студенты I, IV курс предполагают продолжать работать по выбранной профессии (100% и 63,6% соответственно). Студенты заочного обучения также не имеют мотивации к смене профессии (68,2%).
Главной профессиональной целью испытуемых I курса является достижение профессионализма (45,5%), высоких профессиональных результатов (36,4 %).
Студенты IV курса преследуют совершенно другие цели, связанные с работой в образовании (50%). Испытуемые заочного обучения в своей профессиональной деятельности преследуют такую цель, как понимание внутреннего мира ребенка (22,7%).
Препятствиями для достижения поставленных целей у I курса являются личные качества (72,7%) и неуверенность в себе, в своих силах и возможностях (18,2%). У IV курса - недостаточное количество знаний (30,5%) и малое количество практических занятий (16,7%); студентов заочного обучения - постоянное общение (31,8%) и нехватка знаний в области психологии и педагогики (22,7%).
Внутренними условиями, способствующими достижению намеченных целей, являются у I курса - образованность (45,5%) и внимательность (36,4%), IV курса - ответственность (58,3%) и коммуникабельность (33,3%), у студентов заочного обучения - образованность (36,4%) и внимательность (22,7%).
Исходя из проведенного контент-аналитического исследования, можно сделать вывод, что, действительно, в соответствии с этапом профессионального обучения цели профессиональной деятельности меняются. В ходе профессионализации чередуются процессы поиска новых форм деятельности, выполнения и осуществления этих форм, затем изменяются запросы общества к продуктам труда и истощаются психические ресурсы, наступает разрушение старых стереотипов форм деятельности, поиск новых [16]. Эти этапы профессионализации требуют от субъекта труда различных личностных качеств - установки на стабильность, мобильность и переключаемость. Следовательно, перед человеком стоит основная задача - личностно-профессиональное развитие.
Стоит обратить внимание на факторы, которые определяют формирование профессиональных представлений в период профессионального образования. В формировании данной структуры, как и любого сложного явления принимает участие масса детерминант, охватить которые все не представляется возможным, поэтому хотелось бы остановиться на нескольких, наиболее существенных. Профессиональные представления на этапе профессионального обучения складываются гораздо с большей степенью интенсивности чем на всех предшествующих этапах, их формирование имеет чёткий вектор, направленный на довольно узкую сферу деятельности, однако проведённые исследования показывают, что в данном процессе у студентов имеются существенные различия, как по степени интенсивности, так и по характеру формирования представлений о будущей профессиональной деятельности. Что вполне объяснимо индивидуальными особенностями самих студентов, в частности такими характеристиками, как особенности мотивационной сферы, связанной с ней степенью вовлечённостью в образовательный процесс, гендерной идентичностью, характереологическими особенностями личности, особенностями и степенью сформированно-сти коммуникативной компетентности; помимо этого на формирование профессиональных представлений оказывают влияние с первого взгляда общие категории, такие как: характер и сочетание учебных дисциплин, различные виды практик, которые в тоже время могут по-разному восприниматься и оцениваться студентами в силу их индивидуальных особенностей, интересов, уже сформировавшихся представлений. 236
Выше описанные особенности мотивации, генде-ра, коммуникативных и характерологических свойств личности непосредственно взаимосвязанных, как уже отмечалось, с профессиональными представлениями студентов оказывают влияние на освоение учебных программ, показывая с какой степенью интенсивности они включены в учебный процесс, на что в больше нацелены в изучении тех или иных дисциплин. Учебная деятельность представлена, как проявляемая обучающимся мотивированная активность при достижении целей учения. Особенность учебной деятельности заключается в том, что в этот период человек усваивает знания и формируется как личность. Именно в процессе учебной деятельности в высшем учебном заведении приобретаются знания, вырабатываются практические навыки, обеспечивающие возможность применения этих знаний в определённой сфере деятельности, начинает складываться профессиональное мировоззрение, в результате чего формируются либо корректируются профессиональные представления будущих специалистов [17]. В силу чего степень непосредственной вовлеченности студентов в учебно-профессиональную деятельность на этапе обучения в высшем учебном заведении является, наряду с личностными характеристиками, одним из факторов, определяющим особенности профессиональных представлений будущих специалистов.
Принятый «Болонский процесс» подчеркивает необходимость использования категории «компетентность» в образовательном процессе, так как на равне с привычными знаниями, умениями и навыками, которые формируются согласно учебным программам различных направлений и профилей подготовки в высших учебных заведениях, в качестве основной задачи выступает развитие профессиональных компетенций.
В качестве критериев профессионализма обычно выделяют: внешние по отношению к человеку (объективные) и внутренние (субъективные). В первую группу критериев входят: количество и качество произведенной продукции, производительность и т.д. Вторую группу составляют: профессионально важные качества (ПВК); профессиональные знания, умения и навыки; профессиональная мотивация; профессиональная самооценка и уровень притязаний; способности к саморегуляции и стрессоустойчивость; особенности профессионального взаимодействия. Однако понятия «компетенция» и «компетентность», хотя в ряде работ и используются как взаимозаменяемые, тем не менее имеют некоторую спецификацию, выражающуюся, прежде всего, в том, что компетентность - это более широкая категория, которая может быть представлена как интегративное качество, определяющее осведомленность личности в какой-либо сфере деятельности, что позволяет охарактеризовать её как совокупность отдельны компетенций, система взаимосвязи между которыми и определяет направленность и вид компетенции. Анализ понятия «профессиональная компетентность» позволяет сделать вывод, что данная характеристика закладывается уже на стадии профессиональной подготовки специалиста, посредствам формирования системы его профессиональных компетенций.
А. В. Хуторской рассматривает компетентность студента, как образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения [13]
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что степень вовлеченности в учебную деятельность взаимосвязана и с уровнем сформированности профессиональной компетентности и с характером профессиональных представлений. В связи с чем, основной задачей педагога высшего учебного заведения является АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2(15)
Кочисов Валерий Константинович, Гогицаева Ольга Урузбековна, Хадикова Инесса Муратовна ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА РАЗНЫХ ...
не просто трансляция своих знаний учащимся, но и создание, таких условий, при которых учебная дисциплина становится способом раскрытия собственной активности студентов, активизации их учебной деятельности, раскрытия личного потенциала по средствам осознания важности личной сопричастности процессу обучения. Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости разработки системы дифференцированного психологического сопровождения процесса профессионального самоопределения и становления студентов, включающей:
- профориентационную поддержку выпускников образовательных учреждений;
- оказание содействия студентам младших курсов в формировании психологической готовности к восприятию информации о специфике профессиональной деятельности;
- помощь студентам в расширении ориентировочной основы представлений о будущей трудовой деятельности и формировании адекватной самооценки соответствия своих целей, мотивов, ценностных ориентаций, личностных и профессиональных качеств специфике профессии;
- содействие расширению видения студентами перспектив саморазвития, самореализации как в специфической предметной, так и в педагогической сферах деятельности;
- содействие в развитии мотивационно-ценностной направленности студентов на будущую профессиональную деятельность на основе формирования осознанного отношения к профессии и самому себе, как будущему специалисту;
- профессиональное консультирование при трудоустройстве, построении профессиональной карьеры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Березина Т.Н. Смыслы жизни, добро, духовное развитие, определение их значения //Мир психологии. -2008. - № 2. - С. 105 - 116.
2. Борытко Н.М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога. //Интернет-журнал «Эйдос»
- 2007.
3. Власенко С.В., Хрущев В.А. Формирование профессиональной компетентности в работе с детьми группы риска студентов специальности «социальная педагогика и самопознание» //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. №2 (11). С. 21-25.
4. Ульянина О.А., Исаев Р.А. Современные тенденции модернизации высшего профессионального образования в России и за рубежом //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №1 (14). С. 127-130.
5. Гарифуллина М.М. Особенности развития способности личности к самореализации на разных этапах жизненного пути / М.М. Гарифуллина //Ученые записки Казанского государственного университета.— 2007.—Т.149. Кн.1, Серия Гуманитарные науки. С.95-100.
6. Гогицаева О.У., Кочисов Ч.В. Развитие доверия у студентов в условиях вуза //Психология - наука будущего. Материалы Международной конференции молодых ученых. Под редакцией: А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко, Н.Е. Харламенковой, К.Б. Зуева. 2013. С. 148-150.
7. Гуриева С.Д., Тарарухина О.В. Межличностные отношения в организации: динамика развития //Наука
- XXI век. Сборник материалов международной научной конференции. Под редакцией И.П. Лотовой, Ф.П. Тарасенко, В.А. Драгавцева, В.К. Спирина, А.В. Козлова. 2015. С. 328-337.
8. Каландаришвили З.Н., Кочисов Ч.В., Гогицаева О.У., Кочисов С.В. Проблема волевой регуляции поведения индивида//Современные тенденции в науке, технике, образовании//Сборник научных трудов по ма-
териалам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. 2016. С. 167-169
9. Бесаева А.Г., Кочисов В.К., Гогицаева О.У. Я-концепция как фактор личностного самоопределе-ния//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. №3 (22). С. 30-33.
10. Хадикова И.М. Проблемы поликультурного образования в современной педагогике//Актуальные проблемы современного образования в условиях двуязычия. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию профессора К.Е. Гагкаева. Под редакцией Р.П. Бибиловой. 2013. С. 521-524.
11. Рогов Е.И. Роль профессиональных представлений в становлении специалиста в вузе. //Роль представлений в профессиональном становлении личности. Ростов на Дону, 2012.
12. Третьякова Е.М. Формирование профессиональных компетенций студентов вуза в ходе педагогической практики//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 98-102.
13. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. [Электронный ресурс]/А. В. Хуторской //Интернет-журнал «Эйдос», 2010.
14. Шкиль О.С. Профессиональная адаптация студентов в контексте компетентностного подхода //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №1 (14). С. 137-139.
15. Семенова Е.А.. Особенности и формирование профессиональных представлений у студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Иркутск, 2003 200 с.
16. Хадикова И.М. Условия развития психологической культуры личности студента//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 180-182.
17. Хадикова И.М. Психологические компоненты формирования позитивной этнической идентичности личности//Современное научное знание: теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. ООО «НОВАЛЕНСО». 2016. С. 95-96.
18. Маргиева К.Р., Гогицаева О.У. Условия профессионального самоопределения выпускников вузов //Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Ответственный редактор: А.Ю. Нагорнова. 2015. С. 480483.
19. Карпинский, К.В. Смысл жизни: от философских воззрений к психологической теории / К.В. Карпинский // Психологическая служба. - 2005. - № 3. - С. 31-42.
20. Кочисов В.К., Гогицаева О.У. Социально-педагогические основы исследования профессионального самоопределения старшеклассника//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 90-93.