Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИ- ЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПРОЦЕССА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИ- ЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПРОЦЕССА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
40
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / СПОСОБНОСТЬ К ВОЛЕВОМУ УСИЛИЮ / ПРИРОДНЫЕ ФАКТОРЫ / СЕНЗИТИВНЫЕ И ИМПРИНТИНГОВЫЕ ПИКИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Урунбасарова Элеонора Адаловна, Баимбетова Рабига Кабдуловна, Алькеева Сауле Мухамеджановна

В статье обосновываются методологические подходы к процессу духовно-нравственного формирования личности обучающегося, раскрывается содержание данного процесса. В этой связи особое внимание обращено на такие психолого-педагогические проблемы, как формирование духовно-нравственных потребностей личности; развитие способности к волевому усилию; учет природных факторов, сензитивных и импринтинговых пиков в ее развитии. В соответствии с ними предлагаются рекомендации духовно-нравственного формирования личности обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Урунбасарова Элеонора Адаловна, Баимбетова Рабига Кабдуловна, Алькеева Сауле Мухамеджановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL PROBLEMS OF PROCESS OF SPIRITUAL AND MORAL FORMATION OF THE INDIVIDUAL STUDENT

The article substantiates the methodological approaches to the process of spiritual and moral formation of the individual student, revealed the contents of this process. In this regard, particular attention is paid to such psychological and pedagogical problems as the formation of spiritual and moral needs of the individual; the development of capacity for willpower; account of natural factors, the sensitive and imprinted peaks in its development. According to them, provides guidance of spiritual and moral formation of the individual learner.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИ- ЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПРОЦЕССА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ»

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПРОЦЕССА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО _ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Урунбасарова Элеонора Адаловна

доктор педагогических наук, профессор кафедры ИКиСГД Казахский университет технологии и бизнеса, г. Астана.

Баимбетова Рабига Кабдуловна

кандидат философских наук, доцент кафедры ИКиСГД Казахский университет технологии и бизнеса, г. Астана.

Алькеева Сауле Мухамеджановна

старший преподаватель, магистр экономических наук кафедры ИКиСГД Казахский университет технологии и бизнеса, г. Астана. THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL PROBLEMS OF PROCESS OF SPIRITUAL AND MORAL FORMATION OF THE INDIVIDUAL STUDENT Urunbasarova Eleonora Adalovna, Doctor of pedagogical sciences, professor of History of Kazakhstan and Social-Humanitarian department. Kazakh University of Technology and Business, Astana.

Bayimbetova Rabiga Kabdulovna, Candidate of philosophical sciences, associate professor of History of Kazakhstan and Social-Humanitarian department Kazakh University of Technology and Business, Astana. Alkeeva Saule Mukhamedzhanovna, Senior teacher, master of economic sciences of History of Kazakhstan and Social-Humanitarian department Kazakh University of Technology and Business, Astana.

АННОТАЦИЯ

В статье обосновываются методологические подходы к процессу духовно-нравственного формирования личности обучающегося, раскрывается содержание данного процесса. В этой связи особое внимание обращено на такие психолого-педагогические проблемы, как формирование духовно-нравственных потребностей личности; развитие способности к волевому усилию; учет природных факторов, сензитивных и имприн-тинговых пиков в ее развитии. В соответствии с ними предлагаются рекомендации духовно-нравственного формирования личности обучающегося.

ABSTRACT

The article substantiates the methodological approaches to the process of spiritual and moral formation of the individual student, revealed the contents of this process. In this regard, particular attention is paid to such psychological and pedagogical problems as the formation of spiritual and moral needs of the individual; the development of capacity for willpower; account of natural factors, the sensitive and imprinted peaks in its development. According to them, provides guidance of spiritual and moral formation of the individual learner.

Ключевые слова: методологические основы; духовно-нравственные потребности; способность к волевому усилию; природные факторы; сензитивные и импринтинговые пики в развитии личности.

Keywords: methodological bases , spiritual and moral needs, capacity for willpower; natural factors; the sensitive and imprinted peaks in personality development.

Для эффективного функционирования казахстанской модели образования и обеспечения успешного интегрирования в мировое образовательное пространство приняты ряд стратегических документов: Закон «Об образовании» [1], Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 20112020 годы [2] и др. В этой связи духовно-нравственное формирование личности обучающегося есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

Методологическую основу духовно-нравственного формирования личности, на наш взгляд, составляют:

- личностный подход, когда личность обучающегося в ее духовно-нравственном развитии становится целью, субъектом, результатом, критерием всего образовательного процесса;

- системный подход является определяющим фактором эффективности духовно-нравственного развития личности обучающихся в условиях учебного процесса, в силу того, что методы должны составлять систему, взаимодействие с которой средств духовно-н-

равственного воспитания влияет не только на рационально-логическую сферу обучающихся, но и на эмоционально-ценностную;

- деятельностный подход. Духовно-нравственная деятельность не является самостоятельной категорией, а выступает в качестве духовно-нравственной стороны любой деятельности. Поэтому любой вид деятельности может выступить в качестве фактора, способствующего духовно-нравственному развитию личности;

- аксиологический подход к духовно-нравственному развитию личности, отражающий гуманистическую методологию, утверждающую отношение к человеку как субъекту познания, общения и творчества;

- акмеологический подход, предполагающий условия для наиболее полного индивидуального развития обучающихся, достижения ими наиболее высокого уровня социальной зрелости как гражданина, специалиста, профессионала.

Категорию "формирование" можно рассматривать

как сложнейший и длительный процесс становления человека как социального существа. Формирование подразумевает некую законченность, завершенность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости. Формирование - это, прежде всего процесс, движение, проходящий свои этапы, имеющий свои темпы, свою историю. Формирование идет, пока в личности происходят изменения. И по достижении зрелых лет формирование не прекращается, так как изменяется социальная действительность, меняется положение в обществе, следовательно, его социальная роль претерпевает изменения, да и жизненный опыт вынуждает личность перестраивать что-то во взаимоотношениях с миром. Остановка формирования личности - ее гибель, ведь способ существования личности в ее взаимодействии с обществом, с социальным миром.

Процесс духовно-нравственного формирования личности предполагает постепенное достижение гармонии и единства эмоциональной, чувственной, интеллектуальной и рациональной сфер личности. Он призван обеспечить накопление и осознание человеком эмоционально пережитых и личностно принятых жизненных ситуаций, этических норм поведения, их развитие, что помогает совершенствованию и реализации в его жизни всей совокупности духовно-нравственных ориентиров. Эффективность процесса зависит от продуманной стратегии, где важнейшая роль отведена средствам актуализации духовно-нравственного потенциала личности, методам дифференцированного, индивидуального подходов к ней.

Процесс духовно-нравственного формирования личности условно можно разбить на следующие этапы, позволяющие с большей ясностью обозначить его психологические механизмы.

1. Духовно-нравственное ориентирование через насыщение знаниями с учетом возрастных особенностей личности. Цель данного этапа - вызвать интерес к знанию, способствовать развитию нравственных потребностей.

2. Через эмоции к осознанию духовно-нравственного начала личности. Цель - разбудить эмоциональную сферу.

3. Стимулирование внутренних резервов личности. Цель - максимальное включение в ситуации духовного и нравственного выбора.

4. Актуализация нравственного потенциала личности. Цель - обеспечить самостоятельность выбора.

5. Стимулирование личностной позиции. Цель -формирование убеждений.

С этапами формирования соотносятся уровни нравственного развития личности, так как именно акцент на развитие знаний обучающихся, их эмоциональной сферы, опыта и адекватной самооценки, способность к рефлексии дают основание духовно-нравственному развитию личности.

Духовно-нравственное формирование личности, на наш взгляд, это процесс развития ее духовно-нравственных потребностей, знаний, способностей и привычек к поведению на основе интериоризирован-ных моральных норм, принципов, ценностей; умений и навыков самооценки духовно-нравственного развития и саморазвития.

Содержание процесса - в постепенной и последо-

вательной подготовке мысли, чувств и действий учащихся к нравственно-ориентированному опыту поведения, в осознании условий его реализации.

На основании выше сказанного в процессе духовно-нравственного формирования личности большую роль играют духовно-нравственные потребности.

Определённые виды духовно-нравственных потребностей формируются на основе привычки к моральному поведению. Индивид проявляет склонность к выбору привычной линии поведения, даже если ситуативные влияния толкают его в противоположном направлении. Механизм формирования привычек поведения сам по себе внеморален, но возможность использования его для воспитания духовно-нравственных потребностей очевидна. Свидетельством формирования потребности привыкания является то, что поведение в соответствии с привычкой вызывает положительные, а уклонение от такого поведения -отрицательные эмоции. В этой связи С.Л.Рубинштейн назвал эмоцию «проявлением потребности», «конкретной психологической формой её существования» [3]. Укоренённость духовно-нравственной потребности в эмоциональной сфере психики можно выразить понятием «духовно-нравственное чувство».

Итак, духовно-нравственные потребности являются важнейшей психологической составляющей мораль-но-мотивационного поведения человека. Б.Д. Парыгин [4] и другие установили, что любому действию человека должно предшествовать образование двух сложных психологических феноменов - готовности действовать и способности действовать. Готовность к нравственно-мотивированному поступку предполагает: а) желание действовать соответствующим образом; б) отсутствие противоположных желаний или во всяком случае преобладание первого фактора. В способность действовать нравственно входит ряд психологических качеств в специфическом для каждого морального поступка и для каждой ситуации «наборе», кроме знания о том, как нужно действовать. В одном случае - это сила воли, в другом - мужество, в третьем - активность и т.п. Поэтому именно готовность личности поступать морально формируется под воздействием духовно-нравственных потребностей. Безусловно, при этом мы не исключаем тот факт, что на моральное поведение личности влияют и другие потребности.

Наряду с потребностями в поведении человека большую роль играет способность к волевому усилию. В ряде случаев, когда духовно-нравственное поведение требует ограничения некоторых потребностей, без способностей индивида к самоограничению оно просто невозможно. В недостаточном развитии у индивидов способности к самоограничению, к волевому усилию заключается одна из возможных причин того, что не всегда существует осознанная зависимость между желанием индивида следовать духовно-нравственным требованиям и его реальным поведением. По этому поводу Б.И.Дадонов пишет: «не всякая личность с альтруистическим типом общей эмоциональной направленности способна проявлять высокую отзывчивость, подобную тому, как не все люди, мечтающие о подвиге, действительно способны его совершить. В типе общей эмоциональной направленности фиксируется только потребность индивида в радости определённых переживаний. Но не всегда человек готов заплатить за неё

дорогой ценой» [5, с.27]. Таким образом, разрыв между стремлениями и реальными поступками связан с неспособностью личности к волевому усилию.

Следует помнить о том, что поведение человека, в том числе и духовно-нравственное, также зависит от некоторых психических свойств природного происхождения. Ведь тип нервной системы определяет многие психологические особенности человека, в том числе и темперамент. И хотя черты темперамента сами по себе не относятся к моральным характеристикам личности, они определяют такие качества, как активность и способность к саморегуляции, непосредственно входящие в психологическую систему обеспечения духовно-нравственного поведения. Согласно выводам Б.Я.Первомайского [6], от силы нервных процессов зависит, насколько легко или трудно формируется работоспособность, выносливость, храбрость, способность преодолевать трудности, самостоятельность, решительность. Таким образом, при духовно-нравственном формировании личности необходимо учитывать её психологические особенности, среди которых важную роль играют природные факторы.

Проблема влияния биологического фактора на поведение человека имеет непосредственное значение для реализации принципа индивидуального подхода, предполагающего поиск в личности человека средств укрепления таких её сторон, которые могли бы служить противовесом для тех или иных врожденных особенностей индивида. Также учитывать относительную самостоятельность психологии индивида, то есть его субъективно-деятельные характеристики.

Индивидуализированное, специфическое для каждого человека отношение к действительности проявляется в том, что он избирательно относится к поступающей к нему информации, при этом человек сам может активно стремиться к одним внешним факторам и избегать других. Таким образом, многочисленные аспекты устойчивости и активности индивидуального сознания имеют важное значение в духовно-нравственном развитии личности.

Следует также отметить, что устойчивость психологии личности, являясь условием формирования моральной мотивации, при определённых условиях может выступать препятствием в процессе её духовно-нравственного формирования. В каждый момент на сознание человека и его поведение оказывают влияние: 1) объективная действительность и условия деятельности, культуры общества, групповое сознание и поведение; 2) прошлое - история индивида, его собственный опыт; 3) будущее: тенденции общественного развития, личные цели, уровень притязаний и т.д.; 4) результаты осуществления личных целей, как особая часть индивидуального опыта; 5) собственная биологическая организация.

В исследованиях психологов (Л.С.Выготский [7], А.Н.Леонтьев [8], и др. отмечаются сензитивные и им-принтинговые пики в развитии личности. Согласно их взглядам, в жизни индивида есть периоды, наиболее благоприятные для формирования определенных ка-

честв и способностей, в том числе и нравственных. С точки зрения подобных взглядов и определяется роль возрастных периодов в духовно-нравственном развитии личности.

Так, в детстве закладываются такие качества, как доброта и её антиподы, жестокость или равнодушие по отношению к людям и животным, агрессивность, выдержка, воля и т.д. В более позднем (подростковом, юношеском) складываются отношения к общественным интересам, патриотизм и т.д., что можно объединить термином «социальная направленность» личности. Такие качества, как доброта, воля и т.д. обладают большей устойчивостью, чем социальная направленность личности.

Таким образом, формирование психических свойств и качеств личности, способных влиять на её поведение, начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь. Но при этом не в каждом возрасте можно сформировать по желанию ту или иную черту. Формирование индивидуального сознания может приводить на очень ранних стадиях к созданию стойких особенностей личности, ригидных стереотипов поведения, которые поддаются впоследствии коррекциям со стороны сознания, преобразования в результате осознания субъектом лишь с очень большими трудностями, если вообще поддаются.

Выход нам видится в изменении психологической системы, в которую включены сформировавшиеся качества, и таким образом нейтрализации отрицательных свойств путём усиления положительных, придания их проявлениям нового смысла и значения. Способ изменения системы состоит в изменении социального направления деятельности личности, тех её свойств, которые легче поддаются изменению. На этой основе можно дать новое применение волевым качествам, мягкости характера, доброте, нейтрализовать агрессивность и жестокость. Необходим комплекс мер, индивидуально подобранных не только для разных людей, но и для одного человека на разных этапах его развития.

Список литературы:

1. Закон РК«Об образовании» (2007).

2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М., 1946. - 356 с.

4. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М., 1971. - 120 с.

5. Дадонов Б.И. Эмоциональная направленность и свойства личности // Вопросы психологии. - 1974. -№6.

6. Первомайский Б.Л. О типологической основе структуры личности // «Проблемы личности». Материалы симпозиума. - М., 1956. - Т.1. - 460с.

7. Л.С.Выготский Избранные психологические исследования. - М., 1956 - 460с.

8. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. - М., 1983. - 725с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.