Научная статья на тему 'К проблеме развития духовно-нравственных ценностей личности'

К проблеме развития духовно-нравственных ценностей личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3238
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ НРАВСТВЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ / SPIRITUALITY MORALITY / VALUES OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сорокоумова Светлана Николаевна, Исаев Вадим Павлович

Статья посвящена становлению и развитию духовно-нравственных ценностей в онтогенезе. Рассматриваются центральные понятия «духовность», «нравственность», «ценность» применительно к проблематике психологического исследования. Особое внимание уделяется психологическим концепциям духовно-нравственного развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF INDIVIDUALS

The article is devoted to the establishment and development of spiritual and moral values in the ontogenesis. The central concepts of «spirituality», «morality», «value» in terms of psychological research are considered. Particular attention is paid to psychological concepts of spiritual and moral development.

Текст научной работы на тему «К проблеме развития духовно-нравственных ценностей личности»

УДК 159.9

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

© 2013 С.Н.Сорокоумова, В.П.Исаев

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

Статья поступила в редакцию 10.06.2013

Статья посвящена становлению и развитию духовно-нравственных ценностей в онтогенезе. Рассматриваются центральные понятия «духовность», «нравственность», «ценность» применительно к проблематике психологического исследования. Особое внимание уделяется психологическим концепциям духовно-нравственного развития личности.

Ключевые слова: духовность нравственность, ценностные ориентации личности.

Духовность и нравственность являются важнейшими базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность - вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.

Духовность, как отмечает Л.М.Собчик, «это - высший уровень самосознания человека и эмоционально дифференцированного отношения к явлениям окружающей жизни... Наполненная духовным богатством жизнь предусматривает не только включение в образ собственного Я огромной - вширь и вглубь - информации об окружающем мире, но и способность рассматривать свое Я в контексте мироздания. При этом человек выступает ... в роли субъекта деятельности»1. Л.М.Собчик пишет, что для развития духовности «необходимо влияние окружающей среды и то воспитание чувств, которое нельзя заменить образованием. Однако ... более благодатной почвой для спонтанно проявляющейся тяги к духовному развитию являются интровертный, тревожный и сензитивный типы личности. При этом мотивы их деятельности отличаются гуманистической направленностью». К.Г.Юнг также отмечал, что интравер-тивный тип личности более сензитивен к нравственным нормам и ценностям.

В отечественной психологии проблема духовности и нравственности получила освещение в работах классиков отечественной психологии

Сорокоумова Светлана Николаевна, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии. E-mail: [email protected]

Исаев Вадим Павлович, аспирант кафедры педагогики и психологии. E-mail: [email protected] 1 Собчик Л.М. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. - СПб.: 2003.

(К.А. Абульханова- Славская, Г.В. Акопов,

Б.Г.Ананьев, Е.В.Бондаревская, Б.С.Братусь,

A.В.Брушлинский, Ф.Е.Василюк, М.И.Волови-кова, Л.С.Выготский, В.А.Елисеев, В.В.Знаков, Е.И.Исаев, Д.А.Леонтьев, В.Н.Мясищев,

B.В.Рыжов, С.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчи-ков, Д.Н.Узнадзе, В.Д.Шадриков и др.).

Духовность не относится к понятиям, имеющим закрепленный категориальный статус в психологических словарях и энциклопедиях, хотя ее использование в текстах по психологии личности представлено достаточно широко. «Традиционно и наиболее часто духовность определяется как состояние, относимое к Богу, вере, душе человека и отражающее все его умственные, нравственные силы и волю» 2. «Базовое понимание духовности существует в православии, где духовность человека тесно связана с его нравственностью»3.

Как же различать нравственно доброе от нравственно дурного? - спрашивает известный православный нравоучитель митрополит Филарет (Вознесенский). - Различие это совершается по данному нам, людям, от Бога особому нравственному закону. И этот нравственный закон, это голос Божий в душе человека мы чувствуем в глубине нашего сознания, и называется он совестью. Эта совесть и есть основа общечеловеческой нравственности»4.

В психологическом смысле в понимании сути духовного представители потребностно-инфор-мационного подхода (П.В.Симонов, П.М.Ершов, Ю.П.Вяземский) убеждены, что поскольку первопричиной и движущими силами чело-

2 Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов на Дону: Феникс, 1995. - С.142-143.

3 Проблемы духовно-нравственного образования: Материалы краевой науч.-практ. конф. - Вып 2. - Хабаровск: 2003. - С. 51 - 52.

4 Филарет (Вознесенский), игумен. Конспект по нравственному богословию. Московская патриархия. -М.: 1990. (Серия: По книге «Христианская жизнь протоиерея Н. Вознесенского » ).

веческого поведения являются потребности, то «духовность» и «душевность» связаны с индивидуальной выраженностью в структуре личности двух фундаментальных оснований - идеальной потребности познания и социальной потребности жить для других5. Духовность и нравственность - это высшие стороны внутреннего мира, которые проявляются в человечности, сердечности, доброте, искренности, теплоте и предполагают «создание психологического механизма сочувствия, сопереживания и сора-дости по отношению к другому»6 (С.Н.Со-рокоумова, 2005). Духовность основывается на широте взглядов, эрудиции, культуре, общем развитии личности.

В исследовании Е.В.Шестуна (2006) в рамках православной традиции раскрыт смысл сопряжения понятий «духовность» и «нравственность» с энергийной точки зрения. Энергийный подход объясняет источники духовно-нравственного становления личности. Особое внимание автор отводит православной традиции духовно-нравственного становления личности7.

В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев также объединяют понятия духовность и нравственность. «Говоря о духовности, - отмечают психологи, -мы имеем в виду, прежде всего его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты... Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека»8.

Как отмечает архимандрит Платон (Игумнов) нравственность - путеводитель по дороге жизни. «Верными и неизменными ориентирами в выборе пути, - по словам архимандрита, -являются нравственный закон, нравственное чувство и нравственное сознание». Сознание констатирует возникшее побуждение, анализи-

5 Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. - М.: 1989. - С.45 - 89.

6 Сорокоумова С.Н. Психологические особенности эмпатии дошкольников в условиях инклюзивного образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Т. 13. - 2011. - №2 (4). - С. 889 - 893.

7 Шестун Е.В. Православные традиции духовно-нравственного становления личности (историко-теоретический аспект): Дисс. ... докт. пед. наук. Ин-т пед. и психол. професс. образ. РАО. - Казань: 2006.

8 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития

человека. Развитие субъективной реальности в онтоге-

незе. - М.: 2000.

рует и оценивает ситуацию. Перед фактом возникшего мотива, представляющего новую ценность выступает сознание9. Архимандрит Платон разъясняет подробно суть этих ориентиров. Реальность естественного нравственного закона, обретаемого во всех людях, признается богословием Православной Церкви. Благодаря естественному нравственному закону признаются фундаментальными правила нравственной жизни человека и общества. Православие признает, что этот закон дан Богом, и является достояние всех людей, он ориентирует каждого человека в выборе добра. «Однако как бы мы высоко не ставили естественный нравственный закон, -пишет архимандрит Платон, - мы должны признать, что он указывает на самый элементарный и обязательный для всех людей уровень нрав-ственности»10.

В работах Б.С.Братуся представлена ценностно-смысловая концепция личности, согласно которой сущность человека определяется через призму отношения к другому человеку как к самоценности, к существу, олицетворяющему собой бесконечные потенции человеческого рода. Духовность, согласно автору, относится к родовым определениям человеческого способа жизни, выступает во всем своем богатстве и многообразии в качестве субъективного бытия, особого рода реальности11.

Психологическим основанием духовности являются «специфические функции смысловых образований как основных конституирующих единиц сознания личности» ориентация на смыслы. Духовное начало человека связано с общественным и творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры (Б.С.Братусь, В.Франкл, Л.Колберг, А.Маслоу, М.Рокич). В психологическом плане духовность характеризуется понятиями разума и мышления, миром человеческих идей и созерцаний, такими эмоционально-волевыми свойствами и состояниями, как доброта, любовь, раскаяние, смирение. С общественной точки зрения она представляет собой идеальный комплекс норм, которые выступают по отношению к субъекту и обществу не как данность, а как заданность и непреложный императив.

Определяя роль духовности в развитии личности, Б.С.Братусь указывает, что она придает смысл жизни человека; в ней он черпает ответы

9 Архимандрит Платон (Игумнов). Православное нравственное богословие // Свято-Троицкая Сергие-ва Лавра. - М.: 1994.

10 Там же.

11 Начала христианской психологии: Учебное пособие для вузов / Б.С.Братусь, В.Л.Воейков, С.Л.Воробьев и др. - М.: 1995.

на волнующие его экзистенциальные проблемы: о смысле жизни, о критериях добра и зла, истины и заблуждения, красивого и безобразного. Она открывает человеку доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к искусству, науке и религии, указывает человеку, что является для него главным и наиболее ценным, дает ему то, ради чего стоит жить12. Духовность субъекта или «индивидуальный дух» представляет собой ответственное принятие и следование высшим образцам совокупной человеческой культуры: переживание нравственных норм общежития как внутреннего «категорического императива», усвоение высших ценностей родового бытия человека как своих собственных.

Рассматривая духовность в православии, мы не можем обойти такое понятие как «вера». По этому нам очень близки рассуждения Н.В.Марьясовой13. Автор отмечает: «Вера -несомненный психологический факт, предпосылка осуществления, необходимая поддержка, условие любой сложноорганизованной человеческой активности, ... любое задуманное человеком действие осуществляется с верой в успех. Человеку необходимо наличие целостного образа будущего, который поддерживается и живет в нем, с которым у него эмоциональная, теплая связь, в который (и иного слова не подобрать) он верит, часто несмотря на колебания, ослабление воли или разумные доводы, призывающие повременить или вовсе прекратить деятельность. Механизмом, усилием веры поддерживается и эмоционально притягивается, прилепляется к сердцу, запечатлевается образ, существование и осуществление которого лишь, возможно, вероятно, но который через свою наглядно-чувственную представленность сознанию нереализованное в действительности делает субъективно реальным, осязаемым, недостижимое, видимо, достижимым, будущее - настоящим, по жизни сопутствующим, греющим и ведущим. Вера при этом имеет, конечно, внешние, отмечаемые другими признаки ее присутствия в человеке, но ее бытие, наличие, очевидность - внутри. Веру поэтому нельзя заполучить извне, нельзя передать наставлением или примером. Она тесно связана со смыслообразо-ванием. «И если смыслы деятельности порождаются отношением мотива к цели, то смыслы жизни порождаются живым образом будущего, освещающим и животворящим настоящее или отношением образа веры к наличному состоянию человека. Очень похоже и с верой религи-

12 Начала христианской психологии: ...

13 Марьясова Н.В. Духовность в контексте психологического анализа (Личностный аспект): Дис. ... канд. психол. наук. - Хабаровск: 2004.

озной. В основе ее также восстановление в себе путеводного Образа, никогда не могущего быть до конца доказанным, «.смысл зависит от веры, и потеря ее способна обессмысливать бытие»14.

В отечественной психологии нравственность традиционно характеризуется как активность и направленность личности, как совокупность устойчивых, общественно-значимых мотивов, как сознательная, целенаправленная регуляция поведения в ситуациях нравственного выбора (Л.И.Божович, А.А.Бодалев, Б.С.Братусь, А.К.Дусавицкий, В.В.Знаков, А.Н.Леонтьев, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн, Д.И.Фельд-штейн и др.).

Правила и нормы становятся реальным регулятором поведения человека лишь в том случае, если он признает их ценность, то есть наличие (или отсутствие) у личности ориентации на нормы поведения как на ценность, по существу, нравственную зрелость (или незрелость) личности. В.И.Чудновский замечает: «Нравственная устойчивость личности означает способность человека сохранять и реализовывать в различных условиях личностные позиции, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам и убеждениям»15. При такой трактовке понятия «нравственная устойчивость личности» и «устойчивость личности» совпадают, т.к. суть личностной позиции составляет ее нравственная основа, доминирующие нравственные принципы и установки.

В.В.Знаков отмечает, что в большинстве этических учений нравственность отождествляют с моралью: «Нравственность - понятие, являющееся синонимом морали (русский вариант латинского термина «мораль» происходит от слова «нрав»). Вместе с тем для многих исследователей очевидно, что нужно различать мораль как форму общественного сознания (систему норм, требований к правилам поведения в межличностных отношениях, предъявляемых человеку обществом) и нравственность как характеристику психологической структуры личности (отвергающей или принимающей эти требования, осознающей их необходимость и испытывающей внутреннюю потребность в исполнении моральных норм, следовании им)16. Автор справедливо подчеркивает, что нравственные представления и поведение людей могут

14 Там же.

15 Чудновский В.И., Бескина Р.М., Воспоминания о будущей школе: книга для учителя. - М.: 1993.

16 Знаков В.В. Понимание субъектом правды о мо-

ральном поступке другого человека: нормативная этика и психология нравственного сознания // Психологический журнал. - 1993. - №1. - С. 32 - 43.

расходиться. С этической точки зрения, некоторые поступки (обман, безответственность, беспринципность) являются моральными. Субъект может нарушать моральные нормы, не понимая, в чем состоит его моральный долг перед людьми, при этом часто подыскивая убедительные, по его мнению, психологические оправдания своего поступка. Такой моральный поступок, как утверждает В.В.Знаков, неправомерно считать нравственным; о последнем может идти речь только в том случае, если человек осознает вину и раскаивается за содеянное им.

В рамках гуманистической теории личности К.Роджерс и А.Маслоу замечают, что человек от природы нравственен, антиморальное возможно только оттого, что у человека возникает разлад между «реальным Я» и «идеальным Я», когда высшие потребности блокируются и ограничиваются низшими. То есть, конфликт потребностей, между нравственным сознанием личности, и невозможностью удовлетворять низшие (физические) потребности, исповедуя данную систему нравственных принципов.

Психологическим регулятором поиска смысла нравственных проблем у человека является совесть или «вторичная рефлексия» - фундаментальное качество нравственного самосознания личности. Она характеризует способность человека самостоятельно формулировать нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, давать оценку своим поступкам. «Поэтому, самосознание в нравственном аспекте - это не сознание собственной значимости, а сознание собственной ответственности. Для него более характерно состояние вины, чем состояние довольства, удовлетворенности»17.

С позиций ценностного измерения духовность трактуется как обращенность человека к высшим духовным ценностям, имеющим общечеловеческую основу, а образ бытия духовности определяется как совокупность конкретных норм и ценностей, которые составляют смысл жизни, как отдельного человека, так и человечества в целом, связывая поколения в культурном и историческом пространстве (В.П.Зин-ченко). Именно ценностная составляющая духовности, её аксиологический статус является тем стержнем, тем системообразующим элементом, через который духовность как феномен, присущий лишь человеческому сознанию, открывается во всей своей полноте и всеобъемле-мости. Таким образом, ценность является одним из базисных оснований для выявления сущно-стно-содержательного определения духовности.

17 Знаков В.В. Понимание субъектом правды о моральном поступке другого человека: ....

Понятие «ценность», ее иерархия особенно значимо для анализа духовности. «Духовность ценностно наполнена и имеет ценностное измерение. Именно ценности в их смысловой содержательности и общечеловеческой значимости характеризуют ее реальное содержание. Духовность - категория, интегрирующая все аспекты субъективной жизни человека вокруг единого центра - ценности»18.

Известный отечественный психолог С.Л.Рубинштейн подчеркивал: «В деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личного и общественно значимого. Наличие ценностей есть выражение небезразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни»19.

Духовность на уровне индивидного бытия в тех или иных формах заключает в себе ценностный элемент как свое необходимое дополнение. Проблема ценностей как составляющих духовности стала предметом изучения в работах Л.М.Архангельского, С.Н.Булгакова, А.Г.Здра-вомыслова и др. Духовность, с точки зрения ученых, служит показателем существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней выражен высший уровень освоения мира человеком. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим, нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними.

Проблема формирования ценностных ориен-таций личности связана с общей проблемой социализации личности как процессом передачи обществом и освоения личностью социального опыта человечества.

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных образований, выражают сознательное отношение человека к действительности и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, М.Рокич, Ш.Шварц, В.А.Ядов).

М.Рокич разделял ценностные ориентации на две основные группы: ценности - цели (терминальные ценности), ценности - средства (инструментальные ценности). Важнейшими являются терминальные ценности - это основные

18 Каган М.С. О духовном // Вопросы философии. - 1985 - №9. - С. 89 - 101.

19 Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - СПб.: 2012. (Серия: «Мастера психологии»).

цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу. Терминальные ценности как бы определяют смысл жизни человека, указывают, что для него важно и личностно значимо. Именно терминальные ценности соотносятся смыслообразующими мотивами (А.Н.Леонтьев). Смыслообразование осуществляется личностью посредством иерархизирован-ной структуры направленности человека, которая соотносится внутри себя, а также с различными внешними явлениями. С точки зрения ценностного подхода к изучению особенностей формирования сознания личности все явления действительности (включая и поступки людей) могут быть представлены в виде набора ценностей, выражающего субъективную оценку индивидом этих явлений с позиции их необходимости при удовлетворении его потребностей и ин-тересов20.

Ценностные ориентации личности как ядро ее ценностного сознания определяют общую направленность интересов личности, иерархию индивидуальных предпочтений, целевую и мо-тивационную программы, уровень притязаний и престижных предпочтений, селекционные критерии значимости.

Ценностные характеристики относятся как к отдельным событиям, явлениям жизни, культуре и обществу в целом, так и к субъекту, осуществляющему различные виды творческой деятельности. В процессе творчества создаются новые ценные предметы блага, а также раскрывается и развивается творческий потенциал личности. Следовательно, именно творчество создает культуру и гуманизирует мир. Гуманизирующая роль творчества определяется еще и тем, что его продукт никогда не бывает реализацией только одной ценности. В силу того, что творчество есть открытие или созидание новых, неизвестных ранее ценностей, оно, создавая даже «одноценностный» предмет, вместе с тем обогащает и человека, раскрывает в нем новые способности, приобщает его к миру ценностей и включает в сложную иерархию этого мира.

В большинстве современных исследований ценностные ориентации предстают как социальное явление, как продукт жизнедеятельности общества и социальных групп и становятся предметом эмпирических исследований на стыке социально-философской концепции ценностей и психологической концепции установок (Б.Г.Ананьев, 1968; А.И.Донцов, 1975; У.П.Колб, 1961; Дж.Джиббс, К.Бэсинджер, 1997, 1998; Д.А.Леонтьев, 1988; М.Рокич, 1968, 1973).

Е.И.Шубенкова (1980), затрагивая вопрос о формировании ценностных ориентации личности, пишет, что ценностная ориентация - это направление предметной деятельности личности в определенной ситуации. Е.И.Шубенкова последовательно проследила этапы ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрасте. Четко выделены две крайности в решении проблемы ценностной ориентации: первая состоит в том, что некоторые ратуют за предельно широкую ориентацию в воспитательной работе и пытаются исследовать воспитание личности только в рамках «человек-идеал», забывая обо всех «опосредствующих звеньях», вторая крайность состоит в том, что, увлекаясь практическими задачами, иногда забывают об идеале и не используют на практике его воспитательные возможности при формировании личности и ее ценностных ориентаций21.

В исследованиях отечественных психологов (Д.А.Леонтьев, А.М.Матюшкин, В.В.Рыжов) отмечается, что юношеский возраст является сензитивным для развития духовно-нравственных ценностей личности как устойчивого ее свойства, способствующего формированию мировоззренческой позиции и становлению смыс-ложизненных ориентиров. В исследованиях установлено, что ценностно-смысловые ориентиры личности можно изучать с точки зрения выявления их причин возникновения, детерминант развития и механизмов формирования и можно рассматривать как определенный результат личностного развития.

--21 Шубенкова Е.И. К вопросу о формировании ценно-

20 Якобсон П.М. Психологические проблемы мотива- стных ориентаций личности // Советская педагогика. ции поведения человека. - М.: 1969. 1980. - №9. - С. 27.

ON THE PROBLEM OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF INDIVIDUALS

© 2013 S.N.Sorokoumova, V.P.Isaev°

Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering

The article is devoted to the establishment and development of spiritual and moral values in the ontogenesis. The central concepts of «spirituality», «morality», «value» in terms of psychological research are considered. Particular attention is paid to psychological concepts of spiritual and moral development. Keywords: spirituality morality, values of the individual.

Svetlana Nikolaevna Sorokoumova, Doctor of Psychology, Professor of Education of Pedagogy and Psychology. E-mail: 4013@bk. ru

Vadim Pavlovich Isaev, Postgraduate Student of the Department of Pedagogy and Psychology. E-mail: IVP [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.