Научная статья на тему 'Сохранение духовно-нравственного здоровья субъектов педагогического процесса'

Сохранение духовно-нравственного здоровья субъектов педагогического процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
895
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ / НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / EDUCATION / SPIRITUALITY / THE SPIRITUAL AND MORAL HEALTH / MORAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Витрук Екатерина Ефимовна, Коллегов Артем Константинович

Рассмотрены предпосылки духовно-нравственного развития личности, описаны основные условия сохранения духовно-нравственного здоровья личности обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAINTAINING SPIRITUAL AND MORAL HEALTH OF THE PEDAGOGICAL PROCESS SUBJECTS

This article describes the background of spiritual and moral personal enhancement, the basic spiritual and moral preservation conditions are raised.

Текст научной работы на тему «Сохранение духовно-нравственного здоровья субъектов педагогического процесса»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 37.01 (092)

Е. Е. Витрук, А. К. Коллегов

СОХРАНЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ПРОЦЕССА

Рассмотрены предпосылки духовно-нравственного развития личности, описаны основные условия сохранения духовно-нравственного здоровья личности обучающегося.

Ключевые слова: образование, воспитание, духовность, духовно-нравственное здоровье, нравственное сознание.

Люди в тысячу раз больше хлопочут о наживании себе богатства, нежели об образовании своего ума и сердца, хотя для нашего счастья то, что есть в человеке, несомненно, важнее того, что есть у человека.

А. Шопенгауэр

Сегодня одной из наиболее актуальных проблем для России является духовно-нравственное возрождение, возвращение к ее истинному предназначению в этом мире. Вызывает огромное беспокойство недопустимо большое количество сегодня именно нравственно нездоровых, духовно бедных людей. «Несмотря на меры по стабилизации всех жизненно важных сфер, предпринимаемые государством, в реальной жизни нашего общества пока еще широко распространены явления, в основе которых лежит искажение базовых нравственных ориентиров, замена истинных, духовнонравственных идеалов и ценностей на узкоэгоистичные ценности потребительского общества, которые, к сожалению, преобладают в современном мире» [1, с. 40].

Общеизвестно, что, если государство живет в основном по биологическим законам, игнорируя и забывая о духовности и нравственности, оно рано или поздно заболевает, деградирует и погибает. «Зоологический человек, правда, еще существует с его двумя руками и держится ими крепко за существенность; но нравственный, вместе с другими старосветскими отвлечениями, как-то плохо принадлежит настоящему» [2, с. 138].

Но вместе с тем человек, как известно, существо целостное и состоит из души и тела, и когда душа уходит из тела, оно разрушается. Имеется в виду разрушение не только после физической смерти, но и при жизни человек может быть духовно неживым. В одном из фантастических романов его герой говорит, что он встретил на улицах много мертвых людей. В данном случае речь идет не о

физически мертвых людях, а о бездуховных, которые все больше и больше населяют нашу планету, дух и душа которых покинули их еще при физической жизни. Сегодня наблюдается попрание всего человеческого в человеке и явное возвращение к животности, к животному образу жизни. Происходит так называемая «деволюция». Э. Фромм подчеркивает: «Хотя человек обладает и телом, и духом, но мало что можно уяснить, если сконцентрировать внимание лишь на велениях его плоти» [3, с. 12].

Необходимо определиться в дефинициях, в значениях таких слов, как душа, дух, духовность. «Душа» больше относится к эмоциональной сфере и определяет качество внутреннего мира человека. Мы говорим о нем, что это душевный, сердечный человек, способный к переживанию, состраданию, сочувствию к другим, обладает внутренней готовностью сорадоваться и сопечалиться с другими. Философы рассматривали душу как начало, причину жизни, дыхания, познания. Главная функция души - реализация биологического существования организма. На обыденном уровне сознания важно понимать особенность душа: чем больше мы из нее берем, чем больше мы ее отдаем другим, тратим для других, тем больше она заполняется позитивными чувствами, тем больше растет ее потенциал для добра.

Дух же - это мысль, образ мыслей, это внутреннее активно-деятельностное состояние личности. Дух определяет качество жизни (не путать с понятием «уровень жизни», который во многом зависит от материальных благ). Духовность - это постоянное развитие всех сфер человека, постоянное восхождение на более высокую ступень своего развития, более высокий мотивационный уровень жизни в целом. Напомним, что само слово «развитие» ввел в науку английский ученый Уильям Гарвей (1578-1657). Развитие он понимал как «распрямление», развертывание, раскрытие уже заложенного

природой потенциала человека, т. е. его индивидуально-психологических и типологических особенностей и возможностей [4].

Очень важно понять молодому поколению, что человек при активном отношении к жизни, у которого и тело, и душа находятся в гармоничном взаимодействии, использует огромное жизненное пространство для многостороннего и разнообразного развития и представления самого себя в этом мире. Однако если человек озабочен исключительно материальными проблемами, что наблюдается сегодня всюду и везде, то пространство реализации его как личности существенно сужается. А вместе с тем смысл человеческого бытия как раз и заключается в разнообразном раскрытии и развитии его собственной индивидуальности. В одной и той же ситуации, в одних и тех же жизненных обстоятельствах один человек может обрести, другой же - потерять себя. И это во многом зависит именно от его духовно-нравственной и душевной устойчивости, духовно-нравственного здоровья, желания реализации не только витальных, но и духовных потребностей. В. Д. Шадриков отмечает: «Духовные способности можно понять как единство и взаимосвязь природных способностей индивида, преобразованных в процессе деятельности и жизнедеятельности, и способности человека как субъекта деятельности и отношений, и выступающие в единстве с нравственными качествами человека как личности» [5, с. 421].

Для этого необходимо с самого раннего детства заниматься не только умственным и физическим развитием, но и целенаправленным, систематическим духовно-нравственным воспитанием и развитием детей. В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) указано на важность «развития морального сознания и компетентности моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам» [6]. Более того, очень важно формировать у детей и подростков способность устоять и противостоять многочисленным соблазнам и искушениям, влечениям и желаниям сегодняшнего дня, безответственное удовлетворение которых часто приводит к безнравственному, асоциальному, немотивированно жестокому поведению, что в конечном итоге разрушает как духовно-нравственное здоровье человека, так и физическое.

Эту простую мысль понимают сегодня не только учителя, но и многие люди, в том числе и наши президент и премьер-министр, что очень важно. По крайней мере, в их лексиконе появились такие слова, как «нравственность», «духовность», «воспитание», «здоровье».

С целью выявления духовно-нравственной компоненты в планах работы общеобразовательных школ были проанализированы планы по воспитательной работе десяти городских и трех сельских школ. Анализ показал, что в них слабо выражена духовно-нравственная составляющая воспитания и развития обучающихся, на которую указывает ФГОС для общеобразовательных школ. В них, разумеется, обозначен ряд мероприятий, связанных с данным направлением воспитательной работы, однако они не приведены в определенную систему, совершенно отсутствует преемственность по духовнонравственному воспитанию от класса в класс.

На одном из педагогических советов в школе пос. Курлек Томского района авторы представили проект системы по духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся, который вызвал определенный профессиональный интерес у учителей и далее у родителей [7]. Итогом совместной работы явилось осознание всеми субъектами педагогического процесса важности и необходимости создания такой системы нравственного воспитания личности, которая обеспечила бы базовое нравственное развитие в школьный период, включающее в себя сведения от простых этических норм и правил поведения до формирования нравственного сознания, достижения нравственной зрелости выпускника школы, его мировоззренческих понятий, духовно-нравственной направленности на дальнейшую жизнь и деятельность.

Следует напомнить, что основными предпосылками продуктивного воспитания, которое приводит к духовно-нравственному развитию, является не только разнообразное внешнее воздействие, но и внутреннее состояние недовольства собой, своим поведением, своим образом жизни, уровнем своего развития, следствием чего является осознание необходимости собственного изменения. Естественно, что ни один человек не будет нравственно и духовно совершенствоваться, если он удовлетворен собой.

Поэтому необходимым для духовно-нравственного развития является:

1) неудовлетворенность собой, своим образом жизни;

2) наиболее результативными воспитание и развитие будут при условии разумного сочетания трех программ; а) биологической информации (природа, гены, наследственность); б) личной, индивидуальной программы и в) системы воспитания (семья, школа, общественные организации, общество в целом);

3) востребованность современным обществом духовно-нравственного образа жизни.

Анализ исследований многих отечественных ученых, прямо или косвенно касающихся данной

проблемы [8-13], позволил выделить существенные внутренние и внешние условия, способствующие сохранению духовно-нравственного здоровья субъектов педагогического процесса:

- созидательная адаптированность к реалиям сегодняшнего дня;

- активный образ жизни. Под активностью личности следует понимать социально признанное целенаправленное поведение, результатом которого являются соответствующие социально полезные изменения;

- деятельностный подход к духовно-нравственному развитию в условиях средней общеобразовательной школы. То есть на каждом уровне развития должна быть конкретная нравственная деятельность;

- осознание всеми субъектами образовательного процесса выгоды быть нравственным и духовно богатым человеком в современных условиях;

- обязательное создание целостной системы духовно-нравственного развития от 1-го класса до окончания школы. Исключить из школьной образовательно-воспитательной практики «мероприятие-манию», которая, как показывает педагогическая воспитательная практика, решительно непродуктивна. «Школа захватывает человека в период роста и формировки, когда все влияния ложатся глубоко и действуют сильно, и держат его в своих стенах лет 7-10, т. е. довольно продолжительный период, когда всякое систематическое влияние, - отмечает П.Ф. Каптерев, - имеет полную возможность оказать свое действие» [14, с. 77];

- умелое использование всех учебных предметов как средства и условия духовно-нравственного развития школьников, что не всегда и не всеми учителями-предметниками осознается и практикуется. Вызывает полное согласие мысль П. Ф. Кап-терева о том, что каждый учебный предмет может и должен содействовать нравственному развитию учащихся, так как каждому предмету при разумной постановке его непременно присущи нравственновоспитательная и образовательная сила [15];

- духовное здоровье во многом зависит от умения человека переориентировать негативную энергию в производительные, созидательные силы. Большую роль в этом играет сублимация. Напомним, что это процесс, посредством которого энергия, первоначально направленная на сексуальные или агрессивные цели, перенаправляется к другим целям, часто художественным, интеллектуальным, научным. Сублимацию часто называют успешной защитой. Этому надо учить как учеников, так и самих учителей, которые, как показывают исследования, не умеют продуктивно отдыхать, меняя при этом виды и интенсивность деятельности. Отсюда и деформации личности учителя, множество раз-

личных заболеваний физического и психического характера, вызванных спецификой профессиональной деятельности;

- необходим переход от материальных ценностей к ценностям духовно-нравственного смысла. «Нравственный кризис, о котором заговорили во весь голос относительно недавно - позже, чем о кризисе экономическом, - не что иное, как ощущение огромным числом людей бессмысленности той жизни, которую им приходится вести, нередко без возможности какого-либо реального выбора, и невозможности найти в ней позитивный смысл из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации „новых“ и отсутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим, неповторимым путем» [16, с. 5-6];

- необходима востребованность, своеобразная «мода» на здоровье вообще и на духовно-нравственное здоровье в частности;

- понимание всеми субъектами образовательновоспитательного процесса гармоничного развития всех сфер человека: интеллектуальной, физической, эмоционально-чувственной и нравственно-волевой.

Необходимо помнить, что гармоничное их развитие, а также разностороннее развитие способностей восприятия, созидания и творчества является вообще нормой для разумного человека. Разносторонность развития - важнейшее условие духовнонравственного становления личности и его здоровья. Однако это слишком сложно, потому что разносторонности развития препятствуют стереотипность и леность мышления («а зачем мне это», «мне и так хорошо», «мне и этого достаточно» и другие подобные высказывания), ущербность и прямолинейность мировоззрения. Хотя, в принципе, человеку нормально добывать и осваивать знания в самых разных направлениях, развивать и формировать в себе самом разные способности. Разносторонность развития достигается тем, что личность активно функционирует во всех сферах бытия - материальной, интеллектуальной, духовной.

Вся история человечества, равно как и анализ опыта повседневной жизни, свидетельствует о том, что отстающие в развитии люди рано или поздно попадают в зависимость от воли более развитых. А любая зависимость подавляет человека, приводит к деформации его личности. Эта закономерность справедлива как по отношению к сообществам, так и по отношению к отдельному человеку;

- человек должен знать, чего он хочет и на что он способен в этой жизни и что ведет к физическому и духовно-нравственному здоровью, а что к их потере.

«Душа обязана трудиться!» (Заболоцкий) - эту художественно-образную фразу можно считать манифестом, лозунгом для созидания и сохранения духовно-нравственного здоровья личности. Необходима большая, сложная, постоянная работа, «тренировка», «закалка души», образно говоря, «фитнес души».

Укрепляет и сохраняет духовное здоровье любовь, в самом широком ее понимании, любимая работа, которая является условием для самореализации, и, конечно же, творчество в самых разнообразных его проявлениях. А для этого необходимо удерживать в организме, образно говоря, определенную духовную и душевную температуру;

- креативность - творческая одаренность, умение созидательно самовыражаться. Известно, что креативность является составляющим элементом психического здоровья, культурного уровня, социальной адаптации личности. Кроме этого, креативность включает в себя, как минимум, способность к дивергентному мышлению и к преобразованиям. По Дж. Гилфорду, дивергентное мышление направлено на поиск разнообразных логических возможностей. Он полагает, что в отличие от интеллекта, который определяет успешность понимания и уяснения нового материала, дивергентное же

мышление детерминирует творческие достижения. Успешность творческой активности предопределена объемом знаний, а для этого, как минимум, надо хорошо учиться и творчески трудиться.

Кроме этого, для сохранения здоровья необходимо оптимизировать учебную нагрузку как для учеников, так и для учителей. Достаточно большое число учителей испытывают неудовлетворенность своей деятельностью, условиями, в которых они работают, материальным положением. Все это ведет к возникновению негативных эмоций, раздражительности и горечи, нарастает физическая и эмоциональная усталость, что также не способствует ни физическому, ни духовно-нравственному здоровью.

Таким образом, целенаправленная, систематическая, осмысленная воспитательная работа, приведенная в соответствие с требованиями ФГОС основного общего образования, а также создание школьной системы духовно-нравственного воспитания и развития личности, формирование способности устоять и противостоять многим современным соблазнам и искушениям в совокупности с нравственным сознанием [17] может способствовать духовно-нравственному оздоровлению субъ-

ектов педагогического процесса.

Список литературы

1. Волошина Л. В. Духовность: вопросы, суждения, мнения // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 1. С. 40-45.

2. Пирогов. Вопросы жизни // Психол. журн. 1994. Т. 15, № 4. С. 138.

3. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1998. 415 с.

4. Колесникова И. А. Теоретико-методологические основы современного процесса воспитания. Л., 1988. 82 с.

5. Шадриков В. Д. Духовные способности. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. 426 с.

6. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования // ФГОС основного общего образования от 17 мая 2012 г. № 413. Разд. 11, п. 6.

7. Витрук Е. Е. Нравственное воспитание и развитие личности: учеб.-метод. комплекс: учеб. пособие. Томск: ТГПУ, 2008. 160 с.

8. Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности: избранные труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1990.

9. Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека. М., 1997.

10. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.

11. Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М., 1977.

12. Шадриков В. Д. Духовные способности. СПб.,1997.

13. Акопян К. З. Духовность: сущность, природа, своеобразие // Полигнозис. 2000. № 1. С. 108-129.

14. Каптерев П. Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей: избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. 176 с.

15. Каптерев П. Ф. Педагогический процесс. М., 1982. 384 с.

16. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

17. Витрук Е. Е., Коллегов А. К. Педагогическое сознание как условие эффективности профессиональной деятельности учителя // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 11 (89). С. 28-31.

Витрук Е. Е., кандидат педагогических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 6334061.

Коллегов А. К., кандидат педагогических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 6334061.

E-mail: metrretro@mail.ru

Материал поступил в редакцию 13.02.2014.

E. E. Vitruk, A. K. Kollegov MAINTAINING SPIRITUAL AND MORAL HEALTH OF THE PEDAGOGICAL PROCESS SUBJECTS

This article describes the background of spiritual and moral personal enhancement, the basic spiritual and moral preservation conditions are raised.

Key words: education, spirituality, the spiritual and moral health, moral consciousness.

References

1. Voloshin L. V. Spirituality: Issues Judgments, Opinions. Pedagogical Review, 2013, no. 1, pp. 40-45 (in Russian).

2. Pirogov N. I. Life Matters. PsycologicalJournal, 1994, vol. 15, no. 4, p. 138 (in Russian).

3. Fromm E. Psychoanalysis and Ethics. Moscow, 1998. 415 p. (in Russian).

4. Kolesnikova I. A. Theoretical and Methodological Foundations of Modern Education Process. Leningrad, 1988. 82 p. (in Russian).

5. Shadrikov V. D. Spiritual Faculties. Personality Psychology in the Writings of Local Psychologists. St. Petersburg, 2000. Рр. 420-426 (in Russian).

6. Requirements to the Results of Basic Educational Programs Development of General Education. GEF Basic General Education on May 17, 2012, no. 413. Section 11, paragraph 6 (in Russian).

7. Vitruk E. E. Moral Education and Personal Development. Training Complex Textbook. Tomsk, Tomsk State Pedagogical University Publ., 2008. 160 p. (in Russian).

8. Berdyaev N. A. About Human, his Freedom and Spirituality: Selected Works. Moscow, Moscow Psycho-Social Institution, Flinta Publ., 1990 (in Russian).

9. Bekhterev V. M. Problems of Development and Education of the Person. Moscow, 1997 (in Russian).

10. Bratus' B. S. Abnormalities of Personality. Moscow, 1988 (in Russian).

11. Psychological Problems of Moral Education of Children. Moscow, 1977 (in Russian).

12. Shadrikov V. D. Spiritual Abilities. St. Petersburg, 1997 (in Russian).

13. Akopyan K. Z. Spirituality: Essence, Nature, Originality. Polignozis, 2000, no. 1, pp. 108-129 (in Russian).

14. Kapterev P. F. Socio-Moral Development and Education of Children. Selected pedagogical works. Moscow, Pedagogika Publ., 1982. 176 p. (in

Russian).

15. Kapterev P. F. Pedagogical Process. Moscow, 1982. 384 p. (in Russian).

16. Frankl V. Man in Search of Meaning. Moscow, Progress Publ., 1990. 368 p. (in Russian).

17. Vitruk E. E., Kollegov A. K. Pedagogical consciousness as a condition of effectiveness of a teacher's professional activity. Tomsk State

Pedagogical University Bulletin, 2009, no. 11 (89), pp. 28-31 (in Russian).

Vitruk E. E.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kollegov A. K.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: metrretro@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.