Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЯ НРАВСТВЕННОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ'

ПСИХОЛОГИЯ НРАВСТВЕННОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
98
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / ПОЗИЦИИ УЧЕНЫХ / СОЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / ОПЫТ ПОКОЛЕНИЙ / MORALITY / SPIRITUALITY / POSITIONS OF SCIENTISTS / CONSCIOUSNESS / SOCIAL ENVIRONMENT / EMOTIONAL STATE / GENERATIONS OF EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мельникова Нина Васильевна, Самылова Ольга Анатольевна

Нравственное развитие осуществляется в рамках общего процесса социализации, что актуализирует важность обращения к проблеме духовного возрождения, установления нравственных ориентиров и ценностей, формирования нравственных качеств. В противном случае это подрывает веру в добро, справедливость, милосердие. Личность нуждается в интегрировании социумом устойчивости во взглядах и поведении по отношению к окружающему миру. Нужно стать просто нравственно здоровым, научиться отличать добро от зла и воспитать волевой характер. Быть нравственной личностью - значит мыслить морально и действовать в соответствии с моральными принципами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY OF MORAL IMPROVEMENT

Moral development is carried out in the framework of the general socialization process that actualizes the importance of addressing the problem of spiritual revival, establish moral guidelines and values, the formation of moral qualities. Otherwise, it undermines faith in goodness, justice, mercy. Person needs to integrate the society stability in attitudes and behavior in relation to the surrounding world. It should be a morally healthy, learn to distinguish good from evil and cultivate strong-willed character. Being a moral person - means to think morally and act in accordance with moral principles.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЯ НРАВСТВЕННОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ»

ПСИХОЛОГИЯ НРАВСТВЕННОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ

Мельникова Нина Васильевна

доктор психологических наук, профессор, Самылова Ольга Анатольевна

кандидат психологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», факультет коррекционной педагогики и психологии, кафедра психологии развития и педагогической психологии

Россия, г. Шадринск

PSYCHOLOGY OF MORAL IMPROVEMENT

Melnikova Nina Vasilevna Doctor of Psychology, Professor

Samylova Olga Anatolievna Ph.D., Associate Professor Shadrinsk State Pedagogical University, Department of Developmental Psychology and Educational Psychology, Department of Correctional Pedagogy and Psychology

АНОТАЦ1Я

Нравственное развитие осуществляется в рамках общего процесса социализации, что актуализирует важность обращения к проблеме духовного возрождения, установления нравственных ориентиров и ценностей, формирования нравственных качеств. В противном случае это подрывает веру в добро, справедливость, милосердие. Личность нуждается в интегрировании социумом устойчивости во взглядах и поведении по отношению к окружающему миру. Нужно стать просто нравственно здоровым, научиться отличать добро от зла и воспитать волевой характер. Быть нравственной личностью - значит мыслить морально и действовать в соответствии с моральными принципами.

ABSTRACT

Moral development is carried out in the framework of the general socialization process that actualizes the importance of addressing the problem of spiritual revival, establish moral guidelines and values, the formation of moral qualities. Otherwise, it undermines faith in goodness, justice, mercy. Person needs to integrate the society stability in attitudes and behavior in relation to the surrounding world. It should be a morally healthy, learn to distinguish good from evil and cultivate strong-willed character. Being a moral person - means to think morally and act in accordance with moral principles.

Ключовi слова: нравственность, духовность, позиции ученых, сознание, социальная среда, эмоциональные состояния, опыт поколений.

Keywords:morality, spirituality, positions of scientists, consciousness, social environment, emotional state, generations of experience.

Научная психологическая мысль данной проблемы нашла свое выражение трудами ученых разного направления (философов, физиологов, педагогов и психологов) с середины 19 века и по настоящий временной период.

Актуальность содержания темы характеризует динамичность экономических, социокультурных проблем нравственной сферы российского общества и низкий уровень культуры населения как кризис духовной-нравственности Философское содержание раскрыто понятиями о добродетелях (Аристотель, Сократ и др.), которые и сегодня отражают ценностные ориентации жизнедеятельности современного человека. Они дают нам первые представления о нравственном начале в осмыслении природы и общества.

Физиологический аспект исследований И.М. Сеченова (образование условно-рефлекторной деятельности для воспитательно-образовательного процесса) и В.М. Бехтерева (утверждение экспериментальной психологии против её просто описательного начала) и др. помогли понять психологию внедрения нравственности в личностное развитие человека.

Отечественные педагоги К.Д. Ушинский [9], А.С. Макаренко, Ф.С. Левин-Щирина, С.А. Козлова и др. представили примерное содержание понятий о нравственном воспитании в разные возрастные периоды. Но в их работах еще остро не звучала проблема нравственного психологического оздоровления. Это были ответы на вопросы: «Что

или кто это?», «Как это отражает человек?». В то время как здесь должен быть поставлен вопрос об отношении к пониманию нравственности, о том, что она дает каждому человеку, как он при этом себя чувствует?

Ответы на эти вопросы мы находим в исследованиях отечественных российских психологов: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского и др., где структурировано содержание и назначение социально-личностного развития человека с позиции духовно-нравственного становления.

Социальное развитие человека проявляется в адекватной способности ориентироваться в социум, выражать свои чувства и отношения соотнося их с культурными традициями общества; позитивом изменений личности системой духовно-нравственного развития данного социума, самовоспитания и личного опыта; состояния уровня духовно-нравственной воспитанности на каждом возрастном этапе (Е.Е. Сапогова [6]).

Социализация личности - процесс приобретения социального опыта предшествующих поколений для жизни в обществе. В нем многообразие элементов системного похода, типов связи в единую теоретическую позицию. Это воздействие на человека всей действительности целенаправленной деятельности и активности его самого по усвоению опыта.

Нравственность - единение личности при добровольном соблюдении существующих норм, правил и принци-

пов поведения, что отражает отношение к Родине, обществу, отдельным людям, к себе, труду и его результатам. Молодые люди постепенно понимают отношение людей к ним, занимая критическую позицию к существующему обществу и своим недостаткам.

Сформированные личностные качества утверждаются в саморазвитии обменом информации, сотрудничеством с окружающими людьми. В этом проявляется гуманность человека - ценностные отношения с обществом: знания действовать по образцу, умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях. В детские годы активно включаются факторы национальной культуры, носителями которой являются люди.

Результаты исследований физиологов и психологов середины и конца 20 века позволили смоделировать психологическую структуру нравственного оздоровления, в которую, на наш взгляд, можно отнести:

1. Детерминизм реалии сознания и самосознания: внутренние, духовные качества в этических нормах и правилах, переоценка информации и формулирование понятий, моральных суждений и духовно-нравственных умозаключений.

Сознание выполняет функцию человеческой памяти, нравственного человечеством опыта в форме отражения. Взгляд сознания на мир идет с позиции мира культуры и опыта деятельности. Развивается рациональное мышление: способность смотреть на мир глазами общества, через призму выработанных абстракций и понятий.

Только в сознании, утверждает В. Франкл [8], человек выходит за пределы самого себя, так как в наследственную программу входит рождение человека человеком (что его роднит с его родителями). Заложенное генами начало составляет наследственность от родителей, а среда помогает их реализации.

Социальная среда - подлинный источник развития, ибо в ней содержатся те материальные и духовные ценности, где воплощены способности человеческого рода, которыми отдельный индивид может овладеть в процессе своего развития.

Л.С. Выготский утверждал, что только одни условия жизни не способны определить непосредственное психическое развитие человека. Решающую роль в психическом развитии имеют его деятельность и общение.

Американский психолог Л. Колберг установил связь уровня морального сознания с возрастом индивида: наказание - поощрение («доморальный уровень»), - одобрение - осуждение («конвенциональная мораль») - признание высшего закона, соответствующего интересам большинства («автономная мораль»).

Л.С. Выготский [2], изучая природу морали, говорил о моральном поведении человека, возникающем на основе врождённых и инстинктивных реакций под влиянием систематического воздействия среды. Он предупреждал, что если сознание правильного поступка не гарантирует совершения этого поступка, то сознание неправильного содействует ему.

2. В процессы смыслообразования включаются высшие чувства, отвечающие за психологию оздоровления. По мнению С.Л. Рубинштейна, чувство человека - это отно-

шение его к миру, к тому, что он испытывает и делает. Это - непосредственные переживания, характеризующие личностное, духовное развитие человека. Это наиболее устойчивые эмоциональные состоя-ния. Они отражают отношение человека к объекту его стабильных потреб-ностей.

В итоге это характеризует сущность духовности: наличие и возвышение интеллектуальных интересов перед материальными, которые образуют потребности познания и действий для других. Это - нравственные искания и принятие решений человека в ситуациях морального выбора.

При этом важна социальная и культурная обусловленность процесса морального и нравственного развития (Б.С. Братусь, В.В. Зеньковский и др.) - совокупность духовных и душевных качеств, обеспечивающих выполнение человеком правил поведения в обществе.

В современном обществе много психологических факторов проявления отрицательных эмоций, затрудняющие их психологическую переработку и установку семейных ценностей. Только в результате огромных усилий они станут достоянием индивидуального сознания, создавая психологическую предрасположенность к эмоциональным позитивным наклонностям.

3. Сложность состоит в двойной жизни человека (внешняя - наблюдаемая, а внутренняя - скрытая). Отсюда создается реальная возможность заглянуть в завтрашний день, жить будущей, перспективной жизнью, сохраняя свое прошлое и направляя себя на будущее. Важно формирование эмоциональной позитивности поведения взрослого человека (проявление эмпатии и заботы о других).

Она ведет к развитию эмоционального компонента нравственной сферы (совместное переживание влияет на смену эмоционального состояния других людей). Это и есть процесс нравственной жизни, ориентация мышления на систему специфических понятий, норм, требований (П.П. Блонский [1]). Нравственность человека — знание добра и зла, стремление жить и принимать решения в соответствии с этим знанием. Нравственный идеал -нравственные требования в виде образа нравственно-совершенной личности и представлений о человеке, воплотившем в себе.

Анализ психолого-педагогической литературы и изучение концептуальных теорий о нравственном развитии показал: начиная с зарождения психологии как экспериментальной науки и выделения её в самостоятельную область, предпринято много попыток интерпретации духовной нравственности зарубежными и отечественными психологами.

Понятие «духовность» - историческая форма духовной жизни человека, так как она порождена потребностями социального бытия. Она раскрывается как «социальное явление, продукт и глубинное основание культуры», «качество общественного сознания», «важный фактор развития социализации» (М.С. Каган [4]). Он видит в ней ин-тегративное качество личности психической активности человека: целостность внутренней жизни, согласие его чувства, разума, воли, сопряженность его мировоззрению и самосознанию. Это индивидуальная выраженность мотивов двух фундаментальных потребностей: идеальной

потребности познания и социальной жизни - действовать для других.

Духовность - порождена потребностью и способностью познавать мир, себя, свое место в мире. Это - высшие стороны внутреннего мира, которые проявляются в человечности, сердечности, доброте, теплоте, открытости для других людей (В.В. Знаков [3]).

Она основывается на широте взглядов, эрудиций, культуре, общем развитии личности. Она несовместима с черствостью, эгоизмом, ориентаций на материальные выгоды. Коммуникабельность категорий интеракции отношений и общения.

4. Категории психологии жизни человека включают в себя комплекс духовно-нравственного развития, которое не возникает само по себе, а требует тщательного изучения и позитивного руководства. Это - мир мыслей и переживаний, отношений и желаний. В нем личность живет и ведет внутренний диалог с собой.

Нравственность - внутреннее духовное качество: этические нормы, правила поведения определяются этими качествами. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти через процесс нравственного развития и воспитания.

Духовно-нравственные убеждения, принципы и нормы составляют нравственную основу личности. Духовно-нравственный смысл жизни - процесс совершенствования её социальной сущности и духовных оснований (Д.И. Фельдштейн [7]).

5. Психология нравственного оздоровления зависит от состояния общественной нравственности, нравственной культуры и уровня нравственного развития каждой личности. Воспитательный микро-социум дает позитивные нравственные образцы, нравственные ценности, инте-риоризация которых осознанием чувств и переживаний влияет на сознание нравственного опыта и нравственную культуру общества.

Чуткое отношение проявляется в умении быстро и пра-

вильно определить настроение, прийти на помощь в трудную минуту, а равнодушие - это психическое состояние, для которого характерно притупление интереса к людям и окружающей действительности.

Внешними регуляторами поведения выступают образцы и правила поведения. По мнению А. В. Петровского, специфика поведения личности даётся в виде установки. Ощущая на себе доброту, человек сам начинает относиться к себе, как к доброму, нравственному человеку. У него возникает нравственная самооценка, а это мотив подлинно нравственного поведения.

Ссылки:

1. Блонский, П.П. Психология желаний [Текст] / П.П. Блонский // Вопросы психологии. - 1965. - № 5. - С. 36-42.

2. Выготский, Л.С. Психология как феномен культуры [Текст] / Л.С. Выготский. - М. - Воронеж, 1996.

3. Знаков, В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры [Текст] / В.В.Знаков // Вопросы психологии. - 1998. - № 3.- С.104-114.

4. Каган, М.С. Философия культуры [Текст] / М.С. Каган. - СПб., 1996. -146 с.

5. Петровский, А.В. Быть личностью [Текст] / А.В. Петровский. - М., 1990. - 255 с.

6. Сапогова, Е.Е. Культурный социогенез и мир детства [Текст] / Е.Е. Сапогова. - М.: Академический проект, 2004. - 496 с.

7. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М., 2004. - 672 с.

8. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

9. Ушинский, К.Д. Проблемы педагогики [Текст] / К.Д. Ушинский / Ред. кол: Э.П. Днепров и др. - М.: Академия, 2002.-85 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.